|
Россия. Современная Россия. с 1992 г.. Россия на современном этапе. 90е гг. XX в. начало XXI вв. Первый период 1992 1999 гг. Радикальные социальноэкономические условия
Россия на современном этапе. 90-е гг. XX в. – начало XXI вв.
Первый период – 1992 – 1999 гг.
Радикальные социально-экономические условия
В 1991 г. на меж. арене появилось новое гос-во – Росcийская Федерация – форма гос. устройства, при которой субъекты федерации имеют собстенные конституции, законодательные и судебные органы. Существуют единые федеральные органы государственной власти, единое гражданство, единая денежная система.
Одной из актуальных задач этого периода стало сохранение территориальной целостности России. В 1991 г. возникла угроза распада России. Республики, входившие в РСФСР, заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий. Автономные области также объявили себя суверенными. Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из состава России. Многие регионы прекратили отчисления в федеральный бюджет. Начался парад суверенитетов уже в рамках РСФСР.
31 марта 1992 г. большинство субъектов Федерации (за искл. Татарстана и Чечни) подписали Федеративный Договор. В 1992 г. изменилось официальное название государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию – Россию. Однако подписание договора не прекратило регионал. конфликтов. В окт – дек. 1992 г обострился национальный вопрос. Возник конфликт между осетинами и ингушами на Северной Кавказе. Москве пришлось использовать армию для решения конфликта.
В 1994 г. был подписан договор между РФ и Татарстаном на особых условиях. Так, вопреки статье 72 Конституция РФ о совместном владении землей, недрами, ресурсами, эти вопросы были отнесены к исключительному ведению Татарстанана.
В конце 1991 г. в Чечне к власти пришел генерал Дудаев. Выражая волю Общенационального конгресса чеченского народа, он разогнал Верховный Совет Чечено-Ингушетиии и объявил о создании назависимой Чеченской республики Ичкерии. 11 декабря 1994 г. началась операция федеральных войск – первая чеченская война.
Экономические реформы
В 1992 г. начался переходный период. Предстояло решить задачи:
- осуществить переход от командной к рыночной экономике.
- создать демократическую политическую систему
- предотвратить распад России
- защитить национальные государственные интересы на международной арене.
В январе 1992 г. в стране начались радикальные экономические реформы – политика «шоковой терапии» Гайдара. Россия использовала опыт Польши, Чехословакии и Международного валютного фонда (МВФ). Решено было прибегнуть к варианту «шоковой терапии», т.е. болезненного и быстрого вхождения в рынок. Правительство возглавил сам Президент Ельцин, а творцом реформ стал назначенный вице-премьером 35-летний Егор Гайдар.
Программа экономических реформ Гайдара включала в себя:
1. либерализацию цен
2. отказ от государственного регулирования деятельности предприятий
3. резкое сокращение государственных расходов на развитие экономики: сокращение государственного заказа и финансирования
4. достижение конвертируемости рубля, создание устойчивой национальной валюты
5. предоставление предприятиям самостоятельности и права выхода на мировой рынок
6. приватизация гос. предприятий
7. структурная перестройка экономики: сокращение удельного веса «группы А», перестройка предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) на выпуск товаров массового потребления; увеличение удельного веса «группы Б»; техническое переоснащение предприятий (т.е. их модернизация)
8. либерализация внешнеэкономической деятельности
9. создание класса собственников
10. В январе 1992 г. была введена свобода торговли.
С 1992 г. правительство Гайдара применило набор монетаристских мер, так называемая «шоковая терапия». В январе 1992 г. было введено свободное ценообразование на 90% потребительских товаров: освобождение цен. Государство регулировало цены на газ, электроэнергию, транспортные, почтовые, коммунальные услуги. Прогнозировался рост цен в 5-10 раз. Но реально цены выросли в 1992 г в 100-150 раз, а к 1996 г. в 5.5-6тыс раз.
Положительные последствия либерализации:
- было предоставлено право торговать всем желающим
- Стремительно развивалась частная торговля
- За 1992 год удалось насытить рынок товарами, ликвидировать очереди и товарный дефицит
- Менялась психология граждан, которые теперь учились рассчитывать только на собственные силы.
Негативные последствия политики «шоковой терапии»:
- 40% населения в результате роста цен оказались за чертой бедности
- граждане потеряли свои денежные сбережения в банках и др.
- Недовольна была значительная часть населения переходом государственной собственности в руки бывшее номенклатуры и недовольно резким снижением жизненного уровня, резким социальным расслоением.
- До этого советская экономика была монополизированной (т.е. в каждой отрасли существовало несколько предприятий-гигантов). Монополии получили свободу устанавливать рыночные цены. Они взвинчивали цены, получая сверхприбыль, а покупательная способность населения резко упала
- -Новые собственники не стали вкладывать деньги в техническую модернизацию предприятий. Они предпочитали вывозить капитал за границу и вкладывать в западные банки. В январе 1992 г. была введена свобода торговли. С одной стороны, предприятия и граждане получили право свободно заниматься предпринимательской деятельностью, но с другой стороны, произошло резкое социальное расслоение общества.
- В 1992 г. введен свободный конвертируемый рубль. Это привело к резкому падению курса рубля по отношению к доллару. Весной 1995 г. он «стоил» 5 000 руб. Рост инфляции.
Приватизация:
Массовое недовольство вызвала «народная» приватизация (разгосударствление собственности. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи государственной собственности в руки коллективов и частных лиц. На этой основе образуется акционерная, корпоративная и частная собственность), осуществлявшаяся с лета 1992 г до лета 1994. Руководил ею Чубайс.
Приватизация была осуществлена в два этапа:
Первый этап. Приватизацию государственной собственности осуществляли путем бесплатной раздачи всем россиянам приватизационных чеков – ваучеров стоимостью 10 тыс. тогдашних рублей. На эти ваучеры люди получили право приобретать акции приватизированных предприятий. Считалось, что можно с этих акций получать проценты. На деле ваучерная приватизация стала одним из способов ограбления населения. В условиях инфляции ваучеры быстро обесценивались. Если в августе 1992 г. на 10 тыс. можно было купить половину автомобиля, то в конце 1993 г. – 3-4 бутылки водки. Люди, не получавшие зарплату вовремя, стали продавать ваучеры. Кроме того, большую часть ваучеров люди отнесли в ЧИФы - Чековые инвестиционные фонды. Они, забрав ваучеры у населения, прекратили свою деятельность, фактически ограбив большую часть людей.
Собственниками предприятий стали:
- бывшая партийная и государственная номенклатура (т.е. лица. Занимавшие высокие посты в государственном и партийном аппарате, бывшие директора предприятий: они скупили ваучеры у населения, а затем акции предприятий, когда они продавались государством дешево),
- трудовые коллективы,
- ЧИФы,
- государство.
Второй этап приватизации начался с 1994 г. - свободная купля - продажа частных и акционерных предприятий на биржах. Лучшие предприятия с экспортным потенциалом оказались в руках небольшой группы московских «уполномоченных» банкиров.
Результаты приватизации:
- была создана многоукладная экономика (частная, акционерная, государственная).
- Появился класс собственников, он формировался из высокопоставленных чиновников и директоров предприятий (61% собственников – представители бывшей номенклатуры)
- Произошел глубокий спад производства. Экономика носила сырьевой характер (т.е. развивались отрасли, добывающие сырье: газовая, нефтяная).
В конце 1992 г. оппозиция (Верховный Совет РФ) добилась отставки Е. Гайдара с поста исполняющего обязанности председателя правительства ( с конца 1991 по июнь 1992 гг. он был зампредседателя правительства; июнь-декабрь – и.о. председателя правительства). Причина отставки – экономический кризис, рост недовольства население политикой правительства Гайдара. Премьер-министром нового правительства стал Черномырдин в конце 1992. Он занимал этот пост до марта 1998 г.
Экономические перемены 1993-1999 гг.
В течение нескольких лет не было радикальных экономических реформ. В правительстве усиливалось то реформаторское, то антиреформаторское крыло. Пытались решить задачи: стабилизировать экономику, преодолеть финансовый кризис. Но все эти годы продолжался экономический кризис. Дефицит бюджета был огромным. Правительство брало кредиты у МВФ (Международный валютный фонд). В 1997 г. в «застойное правительство» Черномырдина вошли Борис Немцов и Анатолий Чубайс. Их называли «младореформаторами». Началось погашение долгов по заработной плате. Началась разработка жилищно-коммунальной и налоговой реформ. Не произошло перелома в экономике. Рос внешний долг государства.
Российские и зарубежные аналитики констатировали, что правительство Черномырдина не смогло вывести Россию в число процветающих стран.
1998 год
Черномырдин. Весна 1998 г. – резкий поворот в политике Ельцина. 23 марта неожиданно подписан указ об отставке всего правительства РФ во главе с Черномырдиным.
Кириенко. После трех голосований в нижней палате Дума утвердила кандидатуру Президента - Кириенко. В марте 1998 г. председателем правительства РФ. был назначен С.В. Кириенко. Первоочередной задачей политики «молодых технократов» стало проведение бюджетной политики, соответствующей реальным возможностям государства. Правительство выработало антикризисную программу под названием «новый курс». Однако экономическая ситуация ухудшалась. Причины: нестабильность на азиатских рынках, сокращение золотовалютных резервов Центробанка, массовые акции протеста шахтеров против невыплаты заработной платы и низкого уровня жизни, задержки кредита МВФ, падение цен на нефть. Стремительно падал курс рубля, росли цены на товары. У государства был огромный долг, который нельзя было покрыть налоговой политикой. Единственной мерой была девальвация национальной валюты и отмена фиксированного валютного коридора. 17 августа 1998 г. грянул кризис всей валютно-финансовой системы России. Центральный Банк РФ заявил об отказе по обязательствам государства в выплате ГКО и о расширении рамок «валютного коридора» до 9,5 руб. за 1 дол. США. 17 августа 1998 г. Кириенко заявил о дефолте – отказ от обязательств по выплате внутренних и внешних долгов. (Государство отказалось возвращать заемные деньги). Не платили проценты по ГКО – Государственные казначейские обязательства ( это государственные ценные бумаги, которые покупало население, а государство платило по ним проценты; это один из видов внутренних займов). Многие люди потеряли деньги, которые лежали в банках. Резко упал курс рубля. Снизился жизненный уровень населения. Основная причина объявления дефолта – выплаты по внешним и внутренним долгам были столь большими, что не было денег погашать долги. Ельцин отправил правительство Кириенко в отставку.
Примаков. За финансовым кризисом последовал политический кризис. 23 августа 1998 г. Президент подписал указ об отставке правительства «молодых технократов» во главе с Кириенко. Председателем правительства в сентябре 1998 г.стал Примаков Евгений Максимович, известный ученый-международник, полит. Деятель с огромным стажем, ранее занимавший посты руководителя Службы внешней разведки и министра иностранных дел. 11 сен. 1998 г. он получил полное одобрение Думы, компромиссный политик, который сумел наладить отношения с Думой. Правительство Примакова стремилось стабилизировать финансовую ситуацию в стране и не допустить дальнейшего снижения жизненного уровня населения. Погашали долги бюджетникам, государство поддерживало экономику. Начались переговоры с Западом по реструктуризации российских долгов – изменение условий выплаты долга и процентов по нему: увеличение срока погашения, отсрочка платежей, прощение (списание) части долга.
1999 год
Степашин..В мае 1999 г. новым председателем правительства был назначен Степашин.. Он занимал это пост всего 82 дня – до августа 1999.
Путин. В августе 1999 г. Ельцин назначил председателем правительства Путина Владимира Владимировича (до мая 2000 г.) ( С 1 января 2000г. Путин исполнял обязанности Президента РФ, в марте 2000 г. был избран Президентом.
Становление президентской республики в 90-е годы
Неотложным вопросом было создание новой системы государственного управления. Речь шла о выборе формы государства:
- президентской республики (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право при определю обстоятельствах распускать парламент и объявлять новые выборы. На этой форме настаивал Президент и его окружение);
парламентской республики (сильный парламент, назначающий подотчетное ему правительство. На этой форме настаивал Верховный Совет);
смешенной (президентско-парламентской).
В 1993 году началась борьба за форму республики между Президентом Ельциным и его командой (исполнительной ветвью власти), с одной стороны, и Верховным Советом (законодательной ветвью власти), с другой.
В апреле 1993 г. состоялся референдум о доверии политике Президента. На референдум были вынесены следующие вопросы: 1. Доверяете ли Вы Президенту? 2. Одобряете ли Вы социальную политику Президента? 3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента. 4. Считаете ли Вы необходимым досрочные выборы депутатов? 58% высказали доверие. 67% проголосовали за досрочные выборы депутатов. Президент одержал победу, т.к. он получил поддержку на референдуме. Сторонники Президента видели путь выхода их конфликта с Верховным Советом в принятии новой конституции, которая должна была утвердить в стране президентскую республику.
Борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти продолжалась все лето и обострилась осенью 1993 г.
Октябрьские события 1993 г.
В сентябре 1993 г. Верховный Совет высказался за досрочные выборы Президента и парламента.
Президент Ельцин 21 сентября 1993 г. объявил о прекращении деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Тогда же (21 сен. 1993 г.) было объявлено о формировании новых органов высшей власти – Государственной думы и Совета Федерации. На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы в Государственную думу. До создания нового парламента фактически вводилось прямое президентское правление. В день выборов – 12 декабря 1993 г. должен был состояться референдум по проекту новой конституции.
21 сентября 1993 г. в «Белом доме» собрался Верховный Совет с единственным вопросом – о политической ситуации. Конституционный суд признал указ Президента от 21 сентября не соответствующим конституции. Конституционный суд принял постановление «О прекращении полномочий Президента РФ Ельцина». Исполнение обязанностей Президента было возложено на вице-президента А. Руцкого, который 23 сентября принял присягу.
22 сентября открылся внеочередной 10 съезд народных депутатов. Депутаты решили не покидать здание «Белого дома». В «Белом доме» начали вооружаться. Правительство потребовало сдать оружие, выставило милицейские заслоны. Защитники «Белого дома» ответили отказом. Правительство контролировало силовые структуры страны. Оно перешло к решительным действиям. Всем находившимся в Белом доме» людям был объявлен ультиматум: покинуть здание в течение двух дней.
3 октября 1993 г. толпа сторонников парламента прорвалась к «Белому дому». Отряды сторонников Верховного Совета предприняли попытку захватить здание мэрии, пытались захватить телецентр Останкино. У телецентра произошло столкновение нападавших сторонников Верховного Совета и защитниками телецентра.
3 октября 1993 г. Президент ввел в Москве чрезвычайное положение. Были введены войска. 4 октября начался штурм «Белого дома». Здание было полностью блокировано войсками. Танки открыли огонь по зданию. Сопротивление депутатов было сломлено.
В октябре 1993 г. была проведена реформа представительных органов власти. Были распущены Советы во всей стране. Советская власть была ликвидирована.
В ноябре 1993 г. указом Президента был установлен трехцветный флаг. Гербом страны стал герб Российской империи в варианте до февраля 1917 года.: двуглавый орел с коронами, скипетром и державой.
12 декабря прошли выборы в Государственную думу.
12 декабря 1993 г. прошел референдум по новой Конституции. Большинство принявших участие в референдуме одобрили проект Конституции. Это означало принятие новой Конституции 12 декабря 1993 г. В Конституции говорилось, что Россия является демократическим правовым государством с республиканской формой правления.
Права президента по конституции 12 декабря 1993 г.: Избирается на 4 года всенародно, определяет основное направление внутренней и внешней политики государства. Президент РФ является главой государства, выступает гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина. Важнейшая его прерогатива - согласование деятельности органов гос. власти. Он выступает в качестве арбитра, посредника между различными ветвями власти и гос. институтами, осуществляет посредничество между государством и обществом.. Статус президента как бы выводится за рамки трех ветвей власти. Президент принимает решение об отставке прав-ва, формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ. Обладает правом законодат. Инициативы, подписи и обнародования законов, отлагательного «вето».
Законодательная власть: Федеральное собрание (парламент), состоящее из двух палат – Совета Федераций и Гос. думы, Дума принимает федеральные законы, которые передаются на рассмотрение Совета Федерации, а после одобрения им - Президенту для подписания.
В дек. 1995 г. – выборы в Гос думу. Они принесли успех 4-м полит силам: КПРФ – 157 мандатов, правительственный блок «Наш Дом - Россия» - 55; ЛДПР – 51; «Яблоко» - 45. Председатель Думы – коммунист Селезнев.
В июне 1996 г. прошли выборы Президента РФ. Претендовали Ельцин, Зюганов, Лебедь, Явлинский, Жириновский и др. Ельцин во втором туре одержал победу над Зюгановым. Лебедь назначен секретарем Совета безопасности. Руководителем предвыборного штаба Ельцина – Чубайс. 9 августа 1996 г. – церемония инагурации – вступления в должность Президента РФ Ельцина. Гос. Дума утвердила на пост предс. прав. Черномырдина.
В декабре 1999 г. прошли выборы в Думу: КПРФ -24%; «Единство» -23%;; ОВР – 13%; «Яблоко» - 6%, Блок Жириновского -5,5%.
31 декабря 1999 г. Заявление Ельцина о добровольной отставке с поста Президента.
26 марта 2000 г. выбрали Президентом Путина.
В 2004 г. выборы Президента. На второй срок избрали Путина. Путин соединил либерализм (рынок, закон, личные свободы) с патриотической идеей (сохранение целостности государства, возрождение сильной и процветающей России). Общество поддержало политику Путина.
Внешняя политика в 1992-2000 гг.
Задачи: войти в мировое сообщество; защитить национальные интересы. (См. Загладин С. 447-456).
В 1991 г. российско–американский договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений – СНВ-1.: сокращение количества межконтинентальных баллистических ракет у каждого государства на 30-40%.
В 1990 – 1991 гг. СССР утрачивал свои позиции в странах Центральной и Восточной Европы, которые переориентировались на Запад.
В марте 1991 г. упразднили ОВД.
Американский президент Клинтон в 1995 г. откровенно разъяснил американскую стратегию в отношении СССР: «Последние 10 лет политика в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого нами курса на устранение одной из сильнейших держав мира, а также сильнейшего блока. Используя промахи советской дипломатии, советской дипломатии, чрезвычайную самонадеянность Горбачева и его окружения, в том числе и тех, кто откровенно занял проамериканскую позицию, что собирался сделать Трумэн с Советским Союзом посредством атомной бомбы. Правда, с одним существенным отличием – мы получили сырьевой придаток, не разрушенное атомом государство, которе было бы нелегко создавать… В ходе так называемой перестройки… расшатав идеологические основы СССР, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Ямерике».
Внешняя политика 1992 – 1999 гг.
Изменения в международных отношениях связаны с
- распадом биполярного мира.
- окончанием «холодной войны» (официально – в 1992 г.)
- ослаблением экономического и военного потенциала России, она перестала быть сверхдержавой (только по одному критерию ее можно отнести к сверхдержаве – наличие ядерного вооружения).
Россия стала правопреемницей СССР в ООН и других международных организациях.Политики в начале 90-х гг. ожидали, что поворот от конфронтации к сближению с западными странами изменит их отношение к России.
Цель России – интеграция евро-атлантические структуры. В первой половине 1990-х г. проводилась политика «атлантизма»:
- ориентация на западную модель развития
- отрицание примата силы в решении международных проблем
- надежда на взаимопонимание, помощь западных стран, на партнерские отношения. США и Европа представлялись главными союзниками и партнерами на международной арене. МИД возглавил Козырев.
На Западе ситуацию воспринимали иначе. Нашу страну считали проигравшей «холодную войну», не видели Россию в качестве равноправного союзника. Интересы России игнорировали. НАТО проводило политику расширения на Восток, к границам России. Россия была отгорожена от Запада визовыми и таможенными барьерами.
С середины 1990-х гг. – критика политики «атлантизма». Пришло понимание, что ориентиром внешней политики должна стать твердая защита национальных интересов. Проявился больший реализм в оценках последствий распада СССР и ситуации в мире.
Утверждаются представлении о:
- мир должен быть многополярным, в котором ни одна страна не должна доминировать, даже самая мощная
- непродуктивно копировать западный опыт без учета особенностей своей страны
- нужно помнить, что Россия евроазийская страна.
Таким образом, произошел переход от политики «атлантизма» к разновекторной политике. Этот переход связан с именем Е.М. Примакова, который в 1996 г. после отставки Козырева возглавил российский МИД.
Российско-американские отношения. Они занимали ключевое место во внешней политике. Шел поиск сфер совпадающих интересов. Россия обладала скромным экономическим потенциалом. Ее национальный доход составлял 8-9% от американского, Россия не могла претендовать на роль сверхдержавы. Но она обладала ядерным потенциалом.
В 1992 г. подписана «Хартия российско-американского партнерства и дружбы»: отказ сторон рассматривать друг друга в качестве противников, общая приверженность правам человека.
В 1992 г. ратифицирован подписанный в 1991 г. договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений – СНВ-1.
В 1993 г. подписан договор СНВ-2.
Развивались торгово-экономические связи с США.
Всего в 1990-е гг. подписано 200 двусторонних документов о сотрудничестве.
С середины 90-х г. США стали перестраивать международные отношения. Их цель – создать однополярный мир, лидерство США во всех сферах. США все более отходили от поддержки традиционных принципов международного права, базирующихся на уважении суверенитета и невмешательстве в чужие дела. США осуществляли так называемое «гуманитарное вмешательство», «государственную интервенцию» под предлогом защиты прав населения от диктатуры в той или иной стране. Идея «гуманитарной интервенции» получила название доктрины Клинтона. Эта доктрина стала обоснованием вмешательства сША во внутренние дела Югославии в 1999 г. НАТО осуществляло бомбардировки Белграда, столицы Сербии (центр Югославии), требуя от руководства Сербии признать независимость косовских албанцев, их право выйти из состава Сербии. Россия выступила против бомбардировок, но НАТО на считалось с мнением РФ.
США принижают роль ООН в международных делах, игнорируя решения ООН.
Россия и Европа.
Цели:
- безопасность границ, обеспечить суверенитет
- развитие равноправных экономических отношений
- обеспечить европейскую безопасность
- противодействие политике расширения НАТО на восток.
Европейское направление во внешней политике – одно из приоритетных. В 1992 г. Ельцин заявил об окончании «холодной войны». На внешней политике сказывалось сокращение экономического и военного потенциала России.
Россия – НАТО. Наиболее острая проблемы для России в ее отношениях с Европой – проблема расширения НАТО на восток. НАИТО расширяло круг своих участников. НАТО присвоило себе право принимать решения по самым острым вопросам обеспечения европейской безопасности.
В 1994 г. НАТО приняло программу «Партнерство во имя мира». Москва присоединилась к этому проекту в 1995. Россия пошла на формирование двусторонних отношений с НАТО. В 1997 г. Россия и НАТО подписали основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности. Был создан Совместный постоянный совет Россия – НАТО.
Россия и ЕС. ЕС – Европейский союз – одна из самых влиятельных организаций в Европе. В 1996 г. Россия была принята в Совет Европы. Ее цель – расширение демократии и защита прав человека, развитие сотрудничества по вопросам культуры, образования, здравоохранения, спорта, информации.
В 1997 г. Россия вошла в состав «восьмерки».
Россия и СНГ.
Цели:
- создание общего экономического пространства (не создано, ент единой валюты, есть таможенные тарифы))
- экономическое сотрудничество
- стратегическое партнерство
- экономическая интеграция
- интеграция в военно-политической сфере
- превратить СНГ в политическое объединение (эта цель не достигнута).
В 1993 г. принят устав СНГ.
Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Россия и Китай: нормализация отношений, стабильное развитие отношений. КНР – второй по значению торговый партнер СССР. Урегулированы пограничные вопросы.. В 1991 г. подписано соглашение о восточном участке российско-китайской границы, а в1994 г. – о западном.
В 1997 г. возникла «шанхайская пятерка»: Россия, Китай, Киргизия, Казахстан, Таджикистан. (договор о пограничном сотрудничестве).
В 1997 г. Россия и Китай подписали Декларацию о многополярном мире, о «равноправном доверительном партнерстве».
Россия и Япония. Нет мирного договора о границах. Отношения с Японией осложняют ее претензии на южную часть Курильской гряды.
В 2008 г. создан ОДКБ – Организация договора? о коллективной безопасности: вошли многие страны: Россия, Турция, Азербайджан, Армения?, среднеазиатские республики: Казахстан и др. Цель – создание совместных войск быстрого реагирования.
Внешняя политика в первое десятилетие 21 века.
В 2000 г появились три новых базовых документов.
1. Концепция национальной безопасности, она содержит анализ внешних угроз интересам РФ. На ее основе приняты:
2. Военная доктрина.
3. Концепция внешней политики.
Суть внешней политики изложена Путиным в 2002 г.:
«Россия строит со всеми государствами мира конструктивные нормальные отношения. Нормой в мировом сообществе является жесткая конкуренция
- за рынки, за инвестиции,
- за инвестиции
- за политическое и экономическое влияние.
Российская внешняя политика строится прагматично, исходя из наших интересов – военно-стратегических, экономических, политических, с учетом интересов наших партнеров, прежде всего по СНГ.
Внешняя политика РФ разновекторная – связи со многими странами мира. Развиваются отношения с НАТО, ОБСЕ, ЕС, МВФ и др.
Одна из главных угроз в современном мире – террористическая. 11 сентября 2001 г. – теракты в США – атаки на торговые здании-башни. Россия предложила создать систему международной безопасности с целью борьбы с терроризмом. Важная задача – нераспространение средств массового поражения.
2003 г. США начали военную операцию в Ираке. Формальным предлогом для вооруженного вмешательства в обход ООН стала информация о наличии у «непредсказуемого» иракского руководства оружия массового поражения. Однако в ходе операции подтвердить эти сведения не удалось. Руководство России назвало эту агрессию «серьезной ошибкой США». События в Ираке привели к росту антиамериканизма в мире, вызвали всплеск терроризма. Вновь возобновилась дискуссия о месте ООН в структуре международных отношений. США проводят свою политику, часто не согласуя с ООН.
Основные направления внешней политики:
- отношения со странами СНГ: равноправные отношения, согласование экономических, военных и политических интересов. Это новое направление во внешней политике с 1992 г.
- отношения с Европейскими странами, НАТО, ЕС. (Проблема расширения НАТО на Восток. Создание Совета Россия – НАТО)
- российско-американские отношения. Главная проблема – сокращение стратегических наступательных вооружений: СНВ-2.СНВ-3; Вторая проблема – сотрудничество в борьбе с международным терроризмом.
- отношения со странами Азии, Африки, и Латинской Америки: двусторонние договоры.
Россия в 2000 – 2008 гг. Стабилизация новых структур и процессов.
Мировой финансово-экономический кризис и новая историческая развилка путей России: стагнация или модернизация возникших структур и процессов (2009 - 2012 годы и далее).
Президенты:
Ельцин Б.Н. – Президент РСФСР с 12 июня 191 г.
Президент РФ, 1991 – 1999
Путин В.В. Исполняющий обязанности Президента РФ 1999 – 2000.
Президент России с 2000 г. до 2008.
Медведев Д.А. Президент России с 2008 г. до 2012.
Путин В.В. Президент России с 2012 г. до 2008.
Главы правительства
Гайдар Е.Т. Исполняющий обязанности Председателя правительства, 1991 – 1992.
Черномырдин В.С. Председатель Правительства РФ, 1993 – 1998
Кириенко С.В. Председатель Правительства РФ, 1998
Примаков Е.М. Председатель Правительства РФ, 1998 (борьба с коррупцией, начало промышленного роста в стране)
Степашин Председатель Правительства РФ, 1998 (соглашение в Западом об отсрочке выплаты внешних долгов)
Путин В.В. Председатель Правительства РФ, 1998 – 1999 (соглашение с Западом о списании 35% внешнего долга СССР)
Касьянов М.М. Председатель Правительства РФ, 2000 – 2004 (налоговая реформа. 13% подоходный налог. Начало пенсионной реформы. Начало снижения безработицы. Снижение бартерных расчетов в экономике)
Фрадков М.Е. Председатель Правительства РФ, 2004 – 2007
Зубков Председатель Правительства РФ, 2007 – 2008
Медведев Д.А. Председатель Правительства РФ, 2012-
Путин В.В. Председатель Правительства РФ, 2008 – 2011.
Медведев Д.А. Председатель Правительства РФ с 2012 г.
Россия с 2000 г.
Президент Ельцин 31 декабря 1999 г. в новогоднем обращении объявил о своей отставке. Обязанности Президента России в соответствии с Конституцией возлагались на Председателя Правительства РФ В.В. Путина, а новые президентские выборы назначались на март 2000 г.
Путин повел политику создания сильной государственной власти, укрепления вертикали власти. Заявлялось, что государство должно быть демократическим правовым социальным.
Укрепление государственности. В 90-е годы в стране были заложены основы рыночной экономики и демократического государства, для закрепления которых необходимо навести порядок. Ослабление Центра не позволяло проводить в регионах эффективную социально-экономическую политику. Поэтому насущной задачей стало укрепление старой и создание новой «вертикали власти». С этой целью
- в 2000 г. создано 7 федеральных округов. Их возглавляли полномочные представители президента, их обязанности – координация деятельности местных органов власти на основе общероссийского законодательства, добиться исполнения Конституции. Развернулась работа по приведению региональных правовых актов в соответствие с общероссийскими нормами.
Реформа верхней палаты Федерального собрания – Совета Федерации. В Совет Федерации до реформы входили главы исполнительной власти (президенты, губернаторы) и законодательных субъектов Федерации. С 2000 г. на постоянной основе стали работать представители (по 2)законодательных органов субъектов федерации. Бывшие члены Совета Федерации вошли в состав созданного Государственного совета – нового совещательного органа при Президенте РФ.
В первой десятилетие удалось преодолеть конфликт между парламентом и президентом. В Думе сформировалось устойчивое пропрезидентское большинство. Его основу составляет фракция «Единой России».
2000 год утверждены государственные символы России:
- герб в виде двуглавого орла
- трехцветный флаг
- музыкальный символ – гимн Александрова со словами Михалкова.
2002 год – модернизация судебно-правовой системы. Созданы мировые суды, суд присяжных заседателей.
В 2001 г. закон о политических партиях.
В экономической сфере задачи – модернизация промышленности, развитие высокотехнологических отраслей, развитие нанатехнологий, т.е. современных технологий. Россия не должна быть сырьевой страной.
Введены новые налоговые и таможенные кодексы. Шкала налогов снизилась с 30 до 13% и стала самой низкой в Европе. Цель – вывести из «тени» экономику.
2001 год – новый Земельный кодекс, закрепивший право собственности на землю и механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал земли с/х назначения. Но в 2002 г. – закон, который санкционировал куплю-продажу и этой категории земель - - сельскохозяйственной.
Удалось погасить внешние и внутренние займы. Бюджет до 2008 г. (год начала экономического кризса) сводился с профицитом.
В социальной сфере – активная социальная политика. С этой целью предложены 4 национальные программы – развитие образования, здравоохранения, жилищная, продовольственная.
В 2004 г.председателем правительства Фрадковым осуществлена монетаризация льгот – ранее пенсионеры пользовались льготами – бесплатный проезд на транспорте, бесплатное лекарство, бесплатные путевки в санаторий. Фрадков отменил бесплатные льготы, вместо них к пенсии стали добавлять небольшие денежные суммы, что не устроило пенсионеров. Массовые митинги протестов заставили правительство вернуть часть бесплатных льгот.
Приходится констатировать, что стагнация не только возможна, но и осуществляется с середины предыдущего десятилетия2. Она закрепилась в условиях кризиса, имеет поддержку части бизнеса, а также со стороны многих, находящихся у власти или близких к ней. Приостановилось улучшение социального самочувствия населения, растет недовольство тех, кто хочет и готов осуществлять модернизацию. Назревает понимание необходимости модернизации России как способа ее саморазвития.
По нашему убеждению, в XXI столетии по-прежнему недостаточно рассматривать модернизацию лишь как переход от традиционного общества к современному. Конечно, этот ракурс сохраняется, если речь идет о традиционных обществах. Но в контексте нарастающей глобализации возникли планетарные экологические риски, угрозы национальной безопасности любой страны, разрывы между условиями жизни трех-четырех миллиардов бедных/нищих людей и одного "золотого миллиарда". Эти и иные угрозы существования всего человечества взаимосвязаны. В условиях фундаментальных рисков обостряется конкуренция между странами и обществами за достойные условия жизнедеятельности населения. Поэтому процессы модернизации происходят не только в традиционных, но и в современных обществах, во всех или почти во всех странах.
Теперь многие люди в мире, в том числе граждане России, сравнивают ключевые параметры жизни в своей стране с жизнью в других странах и по-своему действуют: изобретают новое или следуют рутинным навыкам труда, адаптируются или протестуют, эмигрируют в другие регионы или страны, спиваются или отдаются во власть наркотикам, убивают себя или других. Острота задач, стоящих перед политическими деятелями и всеми гражданами каждой страны, определяется человеческими измерениями модернизации или ее отсутствия. Если не учитывать их природу и динамику, то можно столкнуться с новыми социальными катастрофами. Поэтому нерасчетливо рискует своей репутацией и карьерой, судьбой страны и ее граждан тот политический деятель, который видит в модернизации лишь техническое и экономическое содержание.
Целевыми функциями современной модернизации являются: безопасность государства и общества, устойчивое функционирование всех их структур, повышение условий жизнедеятельности населения (качества жизни). Соответственно, модернизация в XXI веке есть комплексный способ решения политических и экономических, социальных и культурных задач, которые в полный рост стоят перед государством и обществом в контексте внутренних, мегарегиональных и глобальных угроз и рисков; это совокупность процессов технического, экономического и социокультурного развития общества (страны и ее регионов), повышающих его конкурентоспособность.
Параметры, характеризующие социокультурное развитие, - суть человеческие измерения модернизации, а процесс качественного повышения их уровня и сбалансированности есть социокультурная модернизация. Социокультурно модернизированным можно считать такое состояние страны, когда величины человеческих измерений модернизации сбалансированы, а уровень каждого из них не ниже среднего для стран того мегарегиона человеческого сообщества, к которому относится данная страна. Однако достигнутый уровень модернизированности всегда остается относительным, поскольку повышается средний уровень мегарегиона. В целом, автор понимает социокультурную модернизацию широко, согласно принципам социокультурного (в современной интерпретации - антропосоциетального) подхода [Лапин, 2006, 2009b].
Для России особую актуальность имеет проблема повышения условий жизни её населения до среднего уровня условий стран Европейско-Российского мегарегиона. Эта проблема означает вызов современной России, конструктивный ответ на который и должна дать модернизация страны в первой трети XXI века, - если она, конечно, состоится.
Факторы стагнации, или тормоза модернизации
Многие люди в России хотят и готовы осуществить модернизацию различных областей своей жизни, но не могут этого сделать. Их намерения и возможности блокированы комплексом тормозов.
Исследования более 10 регионов (субъектов РФ) показали, что их население обладает значительным культурным потенциалом, который лишь в небольшой части становится культурным капиталом. Основными факторами такого положения стали застойные сферы функционирования региональных сообществ, в которых сосредоточиваются, устойчиво воспроизводятся и консервируются негативные характеристики; они обусловливают депрессивное состояние не только этих сфер, но и регионов в целом.
Институциональные барьеры и пробелы на пути распространения инноваций. В 2001 г. Президент России В. В. Путин утвердил "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", поставив задачу к 2010 году создать в России национальную инновационную систему. Была разработана Стратегия инновационного развития, но, по данным Минэкономразвития, из мероприятий, запланированных на первом этапе реализации Стратегии (2006 - 2007), выполнено менее трети, а на втором этапе (2008 - 2010) - около 40%, одновременно формируется тенденция отставания в достижении показателей. До сих пор нет Федерального закона об инновационной деятельности, не созданы другие правовые и экономические условия для реализации инноваций. В итоге утвердился инновационный застой, который и сейчас доминирует в большинстве регионов (см. табл. 1).
Как видим, в целом в России к 2005 г. наметился небольшой рост доли инновационной продукции, но в 2009 г. он исчез под влиянием начавшегося финансово-экономического кризиса. В итоге, по результирующему показателю инновационности экономики Россия по-прежнему отстает от развитых стран в 2 - 2,5 раза.
Рис. 1. Динамика незащищенности населения России от самых острых социальных опасностей (% ответивших "совсем не защищен" и "пожалуй, не защищен" от числа опрошенных; в 1990 и 1994 годах отсутствовали вопросы о произволе чиновников и правоохранительных органов). Источник: Всероссийский мониторинг "Ценности и интересы населения России", ЦИСИ ИФРАН.
В настоящее время Правительство перерабатывает Программу социально-экономического развития России до 2020 года как инновационную, вовлекая в процесс ее обсуждения экспертное сообщество. Но будут ли учтены предложения основного субъекта инновационных знаний - Российской академии наук?
Как показали наши и многие другие исследования, первостепенным препятствием развитию инновационных процессов в России служат институциональные барьеры между интересами субъектов этих процессов (авторов, инвесторов, производителей инноваций), отсутствие юридически закрепленной согласованности их интересов.
Нужен федеральный закон об инновационной деятельности, открывающий простор для венчурного предпринимательства и других институтов массовых инноваций. Без этого застой будет продолжаться.
Устойчивое воспроизводство массовых правонарушений, неэффективность их наказаний и правопорядка в целом - другая застойная сфера общества. В настоящее время Президент Д. А. Медведев уделяет ей очень большое внимание, но застой здесь очевиден всем и нет оснований утверждать, что он преодолен, скорее наоборот, приходит понимание сколь укоренен он в реалиях нашей жизни.
Социологические опросы показывают, что уже два десятилетия самой острой для населения страны остается опасность преступности, незащищенность от нее. Как видно на рис. 1, уже в конце перестройки этот показатель превысил критический уровень (60%), а в "лихие 90-е" проблема стала почти тотальной (около 80 - 90%). С 2000 г. началось медленное снижение показателей, но и в настоящее время они лишь приблизились к состоянию накануне распада СССР. Иначе и быть не может, поскольку чиновники и правоохранительные органы не столько защищают население от криминальных элементов, сколько сами служат источником опасностей.
И, наконец, третья застойная сфера: низкая управляемость, отсутствие институтов саморазвития региональных сообществ и российского общества в целом. В особенности деградировало, несмотря на три реформы за 20 лет, местное самоуправление, которое оказалось неспособным выполнять свою историческую миссию - помогать саморазвитию каждого человека. Это наглядно демонстрируют социокультурные портреты каждого региона [см. главы 3 - 10: Регионы..., 2009].
Низкое качество административного управления во многих федеральных и региональных структурах обусловлено некомпетентностью и коррумпированностью многих
Таблица 2. Динамика поддержки двух альтернативных пар ценностных позиций (число респондентов, полностью согласных с соответствующими суждениями, и их % от ответивших; мониторинг ЦИСИ ИФРАН) Ценности
|
2002
|
2006
|
2010
|
1.1. Повседневный гуманизм
|
Семья, друзья X Закон должен охранять
|
полностью согласен
|
74%
|
65%
|
77%
|
всего полностью согласны
|
80%
|
73%
|
86%
|
всего ответили
|
932
|
1200
|
1144
|
1 2. Инициативный гуманизм
|
Жизнь человека X Инициатива
|
полностью согласен
|
41%
|
35%
|
54%
|
всего полностью согласны
|
62%
|
70%
|
89%
|
всего ответили
|
841
|
1200
|
1093
|
2.1. Нравственная властность
|
Властность X Красота
|
полностью согласен
|
6%
|
56%
|
16%
|
всего полностью согласны
|
11%
|
112%
|
23%
|
всего ответили
|
814
|
1200
|
1080
|
2.2. Вседозволенная авторитарность
|
Властность X Можно посягнуть на жизнь
|
полностью согласен
|
5%
|
4%
|
9%
|
всего полностью согласны
|
12%
|
9%
|
23%
|
всего ответили
|
818
|
1200
|
1056
|
|
|
|