Главная страница
Навигация по странице:

6.Шпаргалка. Шпаргалка по


Скачать 1.05 Mb.
Название Шпаргалка по
Анкор 6.Шпаргалка.doc
Дата 23.04.2017
Размер 1.05 Mb.
Формат файла doc
Имя файла 6.Шпаргалка.doc
Тип Шпаргалка
#1250
страница 1 из 10
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Шпаргалка по авторам

Адвинский

…выступал против Аристотеля

Адлер

комплексы в детском возрасте могут проявиться во взрослости. Компенсация (неполная, полная, сверхкомпенсация, мнимая компенсация или уход в болезнь. Комплекс неполноценности (архетипы)

Ананьев Б.Г.

Индивид - носитель биологического;

Ввел понятие «жизненный путь»...Субъект деятельности.

Направленность -основная жизненная направленность…влечение, желание, интерес, стремление

«Психология пед. оценки». «Методология психологического исследования»

Б.Г.Ананьев выделял 4 основных понятия




Индивид

Это человек, как единое природное существо, представитель Homo sapiens

Субъект деятельности

Индивид, как носитель сознания, обладающий способностью к сознательной деятельности

Личность

Индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности

Индивидуальность

Совокупность психических, физических, социальных особенностей конкретного человека с т. зрения его уникальности, неповторимости.

Аминов

В качестве основы дифференциации пед.способностей предложил…успешность

Амонашвили Ш.

В начальной школе д.б. только оценки, а не отметки..

Анохин П.К.

Биологическая теория эмоций

Ариес Ф.

Внес наибольший вклад в изучение истории детства

Аристотель

трактат «О душе», выход которого - признание психологии как самостоятельной науки

Выдвинул впервые положение о неотделимости души и тела

Рассматривал душу как форму, способ организации любого тела

Душа в момент рождения приходит в тело

Считает, что душа едина, неделима, но проявляется в трех основных способностях: растительные, чувствующие и разумные

К свойствам души относит познавательные процессы, стремления и аффективные переживания…

способность ощущать, размышлять..

Чувственное познание, отражая материальный мир, дает человеку лишь вторичное, несущественное знание, т.к. отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир вещей

Пространственные движения. Способность ощущения, размышления

Архетипы

Формы, организующие и анализирующие психол. опыт индивида

Бандура А


Автор исследований по модификации поведения. Специалист по проблемам агрессивности и полоролевого развития. Самоэффективность – ощущение своих способностей, возможностей.

Согласно идеям, ощущение индивидом своих способностей, своих возможностей справляться с определенным набором ситуаций, которые возникают в его жизни, называется самоэффективностью.

Автор исследований по модификации поведения. Специалист по проблемам агрессивности и полоролевого развития

Басов М.Я.

« Опыт методики психических наблюдений… детей дошкольного возраста (1923)»

Бекон-


Средство освобождения от «идолов - «орудие разума», под которым понимается индуктивная логика

основатель экспериментальной науки Нового времени, разработал основы научной индукции

Истинное знание базируется на чувственном опыте и эксперименте. Знание нельзя получить в готовом виде. Его надо открывать, извлекать добывать опытным путем.

В познании основополагающей становятся идеи единства и целостности субстанции

Бекон


«Учение об идолах»

Идолы рода – (врожден.) недостатки, связанные с особенностями строения и функционирования органов чувств человека, например, невозможность увидеть ультрафиолетовые лучи.

Идолы пещеры - недостатки, которые отражают субъктивность познания, т.к. человеку трудно признать чужую т. зрения.

Идолы рынка – недостатки, которые связаны с использованием слов, которые не всегда адекватны реальности.





Бердяев Н.А.

экзистенциалист, утверждал первичность и абсолютную ценность свободы в бытии человека Основные работы «Смысл творчества», «Царство духа и царство кесаря», «Самопознание»


Беркли Джорж



«Опыт Новой теории зрения»

Опыт – это непосредственные испытываемые субъектом ощущения; зрительные, мышечные, осязательные

Беркли, Юм

18в. В Англии психология развивалась от эмпиризма Д.Локка к ассоцианизму Беркли, Юма

Берн Э.

Теория.. трансакционная реакция… трансакционный стимул

Бехтерев В.М.


Представитель Ленинградской психологической школы, его прямые ученики Мясищев В.Н., Ананьев Б.Г.

Сыграл роль в психологии созвучную той, которую сыграл В.Вундт в мировой психологической науке

Создал рефлексологию (коллективная)- изучающая социально-психологические проблемы

Коллективная рефлексология – поведение коллективов, поведение личности в коллективе

Бине А.

Основатель тестов. Изучал детей от 3-7 лет. Три стадии в развитии детских понятий:- стадия перечисления, стадия описания, стадия интерпретации. Разработал тесты интеллекта от 3-18 лет.

Бодалева А.А.

«Восприятие человека человеком».

Божович Л.И.

Выделила личностные компоненты в каждом возрастном кризисе. Ребенок превращается из объекта в субъект в конце первого года жизни, появляется осознание себя как субъекта действий в три года, субъект в системе социальных отношений в семь лет, осознание своей личностной уникальности и ценности в подростковом возрасте.

Кризис 7 лет связан с появлением внутренней позиции. Кризис 3х лет – сравнение себя с другими людьми. Эмансипация ребенка от взрослого. Подростковый кризис связан с самоопределением.

Болдуин Д.

Один из первых пропагандистов идей социальной психологии в США. Различал два вида наследственности в развитии человека – биологическую и социальную.

Боулби Дж.

Теория привязанности

Брунер Дж.

Ввел термин «социальная перцепция». «Психология познания», «К теории обучения». Изучал интелл. развитие. Утверждал, что обучение ведет за собой развитие.

Бубер Б.


полагал главным атрибутом человеческой экзистенции отношение «Я – Ты», преодолеваюшее антиномию «индивидуализм – коллективизм».

Бюллер К.

Теория трех ступеней включает в себя: инстинкт, дрессура, интеллект. Инстинкт –низшая ступень развития. Крик, сосание, глотание…Дрессура-образование условных рефлексов (детская игра). Интеллект – высшая стадия.

Дрессура это удовлетворение переноситься на сам процесс совершения действий.




Работал в рамках вюрцбургской школы, создал концепцию псих.развития ребенка. Настаивал на биологической обусловленности развития в детстве

Валлон А.

Концепция развития «Эмоция» тесно связана с понятием «движение». «Психическое развитее ребенка». Рассматривает связь 4-х понятий: 1- эмоция; 2-моторика; 3- подражание; 4 – социум.







Вебер – Фехнер

Логарифм

Вико Д.

«Основания новой науки об общей природе вещей». Каждое общество проходит последовательно 3 эпохи – богов, героев и людей

Вертгеймер

Гештальтпсихология

…не относится бихевиористической психологии. «Продуктивное мышление» (1945).



Вундт В.


Физиологическая психология. Разработал метод эксперимента.

Первая экспериментальная психологическая лаборатория

Ввел понятие…интроспекция. Основным методом исследования сознания В. Вундт считал метод интроспекции.

Психология народов должна заниматьсяизучать продукт культуры: язык, мифы, обычаи, искусство.

Основные труды: «Основания физиологической психологии», «Введение в
психологию», «Психология народов».

Выготский Л.С.


В ранний период своего творчества разрабатывал проблему психологии искусства

«Речь и мышление»

В работе «Проблемы возраста в психологии» выделили разл. Характеристики возраста

Ввел понятие ЗБР (зона ближайшего развития)

Приоритет постановки проблемы соотношения обучения и развития в отечественной педагогической психологии

Определил область своих исследований «вершинная психология» (психология сознания)

Создатель культурно-исторической теории развития психики человека

Смотри 14 подсказку

Кризис 7 лет – утрата детской непосредственности и возникновение обобщения переживаний.

Формирующий эксперимент - 3 этапа

Культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании употреблении знаков в качестве средств для осуществления той или иной псих. Операции

Галь

1 четверть 19 в. Морфология мозга (Галь Спиноза, Адлер, Мендель)

Гальтон

Дифференциальная психология

Гальперин П.Я.


Теория поэтапного формирования умственных действий. … «псих.развитие интеллекта связано» с … операции. Действия.

1. этап составления схемы ориентировочной основы действия

2. этап формирования действия в материальном (или материализованном) виде

3. этап формирования действия как внешнеречевого

4. этап формирования действия во внешней речи про себя.



Геззел А.


Ввел в возрастную психологию метод лонгитюдного исследования, близнецовый метод.

В центре его научных интересов – природа младенчества и раннего детства. Создал Йельскую клинику нормального развития детей от рождения до трех лет.

Периодизация, связанная с выделением существенных особенностей самого развития.
Выработал систему тестов и норм развития для детей от трех до шести лет.

Изучал развитие близнецов в норме и патологии (у слепых).Составил Атлас поведения младенца из 3200 фотографий.

Периодизация (роста): от рождения до года –наиболее высокий «прирост» поведения, от года до 3 лет – средний, от 3-18лет –низкий темп развития

Темп психического развития наиболее высок в первые годы жизни по мере развития ребенка происходит замедление скорости развития

Гельмгольц Г.

Исследовал восприятие. Выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения. Ученики Вундт, Сеченов.

Гартли (18в)

1749


Существуют три основных простейших элемента душевной жизни человека… из этих трех основных элементов строится душевная жизнь с помощью механизма ассоциации: сенсации- ощущения; идеации – идеи ощущений; аффекции – удовольствия-неудовольствия.

На основе учения об ассоциациях мы узнаем, как беречь и улучшить хорошее аффекты и искоренять аморальное, исправлять то, что плохо.

Заложил псих.теорию в середине 18в. И развивалась до конца 19в. (Вундт), называется психоанализом.

Воспринял идеи Дж.Локка об опытном происхождении душевной жизни, развил его представление об ассоциациях и дал первую законченную систему ассоциативной психологии

Психика понимается как результат воздействия на человека внешнего мира и как продукт работы организма

«О человеке, его строении, его обяз-х и его упованиях» (психика как естественное начало. Все духовные способности объясняются через обращение к органической структуре мозга).

Гоббс Т.

Позиция «Люди-животные»

Гоклениус Р.

Термин «психология» в 1590г.

Горме

Движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение… (У.Мак-Дугалла) ??

Гросс К.

Исследовал проблемы игры и ее роли в псих. Развитии ребенка

Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К.

Считают, что для формирования теоретического познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности

Дарвин Ч.

Из прогрессивно размножающихся живых форм остаются только те, которые менее всего различаются

Джеймс У.

Теория потока сознания. Предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. «Психология-наука о функциях сознания». Их метод-интроспекция.

Декарт Рене


«Метафизичесие размышления»», «Рассуждения о методе»

Раскрывая понятие рефлекса использовал понятие «животные духи»

Родоначальник рационализма в новой философии

Впервые дал схему простейшего безусловного рефлекса, обосновывает рефлекторную природу поведения без обращения к душе как движущей силе

Главной способностью тела является движение, а души – мысли (Декарт, Юм, Локк, Бекон)

Концепция человека опирается на разум, освященный верой

Концепция человека дуалистична. Механическая модель…

Сущностью души, ее главным свойством является мышление, сознание

Демокрит

Впервые сформулировал принцип детерминизма.

Идея о том, что существует два типа познания: темное – посредством чувств и истинное – посредством мысли.

Джеймс У.

«Психология – наука о функциях сознания». Функционалистический подход. Разрабатывал учение о целостности, жизненной значимости

Дильтей В. (1833-1911)

«Описательная психология» основоположник понимающей психологии

Дойч

Нормативное, коллективное…Групповое влияние на индивида

Дойч и Джерард

Коллективное; нормативное. Влияние группы на индивида

Дьюи Д.

Психическая деятельность – поток сознания, активности, включающей в нераздельной целостности организм в среду

Драгунова Т.В.

Чувство взрослости у подростков НЕ выражается в отрицании авторитета взрослых

Дюркгейм Э.

Индивидуальное отождествляется с биологическим, индивид рассматривается как организм; проблема общественного и индивидуального отождествляется с проблемой социального и биологического. В двойственной природе человека заключается его отличие от животных: у последних нет общественного опыта.

Дюркгейм Э., Пирсонс Т.

Субъект – объектные позиции социализации (общество – субъект воздействия, а человек – его объект). Ч.Кули, Дж.Мид.

Журавлев А.Л.

К методам социального психол-го воздействия в соц. Психологии относятся: формирование благоприятного социально-психологического климата;

-консультирование

Зазо У.Р.

Периодизация, построенная на основе внешнего, в качестве критерия – система воспитания и обучения

Запорожец А.В.

Изучал восприятие.

Зейгарник Б.В.

Эффект… незавершенные действия запоминаются, и долгое время не забываются по сравнению с незавершенными

Зимняя И.А.

Выделила три плана соответствия психологических характеристик человека деятельности педагога: предрасположенность, личностная готовность, включаемость во взаимодействие

Каган

Смотри 26 подсказку

Кант И.


родоначальник немецкого классического идеализма. Разработал учение об анти-номичности человеческого разума и сформулировал принцип самоценности каждой личности, которая не может быть принесена в жертву даже во имя блага всего общества.

Каптерев П.Ф.

«Педагогическая психология» издана в 1876г. «Понятие развития»

Кейс О.

Считал, что период от 2-5 лет – самостоятельная стадия развития,

Келли Г.

Теория личностных конструктов. Разработал методический принцип репертуарных решеток.

Келлер В. (Кофка,Левин)

Исследовал проблемы интеллектуального поведения животных и человека

Леонтьев А.Н.

Критерием появления зачатков психики у животных организмов является наличие чувствительности – способность реагировать на незначимые раздражители среды (звук,запах), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы…

Клаус Р.

Развивая теорию интеллекта Пиаже назвал 5-ю стадию интеллектуального развития – стадией приобретения

Клапаред Э.

Признавал существование общей логики развития психики в филогенезе и онтогенезе. В центре исследовательских проблем стояло мышление и этапы его развития у детей, открыл одно из основных свойств детского мышления – синкретизм.

Внешние факторы (обучение) влияют на развитие, определяя направление, ускоряя темп. Выделил 4 этапа: 1-до 2х лет – восприятие; 2-от 2до 3лет. –словестный; 3-от 3-7лет собственное мышление; 4- 7-12лет проявляются индивидуальные склонности индивида.

Климов

…«человек-человек»

Ковалев

Личность- субъект и объект. Личность – дееспособный член общества, осознающий свою роль в нем

Кольберг Л.

Основатель теории нравственности. Выделил 6 стадий в развитии морального сознания

Создал концепцию развития морального самосознания

Периодизация смотри подсказку 27



Коменский Я.А.


В Великой дидактике аналогия между солнцем и учителем




Корнилов К.Н.


Методология реактологии

Кноблох (1956), Дрвота

(1958), Кондаш ( 1966)

разработали методы, применяющие

р е ц и п р о к т н о е торможение и методы « положительной тренировки».

Кречмер Э.

Изучал телосложение

Кузьмина Н.В.

Выделила важный уровень педагогической компетентности - …аутопсихологическая

Гностический – познавательный, связан с умением изучить самого себя, оценивание себя и других.

Кузьмин Е.С.

Предложил выделять такие методы соц.психологии как:

-наблюдение, эксперимент

-опрос, эксперимент

Кули М.

Первым ввел «Я концепцию», как представление человека о самом себе. Ввел понятие первичной группы.

Кюльпе Освальд

является основателем и представителем Вюрцбургской школы психологии.

Лазурский А.Ф.



Предложил метод естественного эксперимента

разработал «характерологию» – психологическую концепцию индивидуальных различий и построил систему классификации личностей («Обшая и экспериментальная психология», 1912).

Ланге Н.Н.

Эксперимент. Психология в России

Лацарус М.

Внес в разработку одной из первых социально-психологических концепций «психология народов, масс» (Штейнталь Г., Вундт В., Г.Тард, Г.Лебон). Существует психика, присущая всему народу в целом.

Лебон Г, Тард Г.

Психология масс. ..чувства над интеллектом …(толпа). «Психология воспитания» 1910. Зафиксировал самостоятельность эксп.психологии в воспитании

Левин К

Школа «групповой динамики». Создал теорию поля (объясняет поведение, протекание действий, целиком сводится к конктреной совокупности условий существующего в данный момент поля.)



Лейбниц Г.


Ввел понятие…бессознательное, которое впоследствии широко разрабатывалось в психоанализе

Активность-побуждение к действию, является свойством души – м о н а д ы

разработал концепцию динамической системы поведения человека; видный представитель социальной психологии.

Душа имеет три области: отчетливого сознания, смутного знания, бессознательного



Леонтьев А.Н.


Взаимно превращающими единицами или составляющими деятельности являются: Потребность, мотив, цель, условие

Личность рождается дважды и знаменуется это рождение: установлением иерархических отношений мотивов, стремлением и способностью осознавать свои мотивы

1-раздражимость; 2-чувствительност. Выделил стадии развития психики: 1-стадия элементарной сенсорной психики (элементарные ощущения); 2 стадия перцептивной психики; 3 – интеллектуальное поведение; 4- сознание

Личность – субъект деятельности




объективным биологическим критерием возникновения психики может служить…чувствительность. Механизм формирования высших психических функции, как процесс «вращивания» - интериоризации

В развитии психики в филогенезе не выделял стадию интуитивной психики

Либидо

Специфич. Энергия, которая связана с инстинктом жизни

Липкина А.И.

Влияние педагогической оценки на формирование личности неуспевающих детей

Лисина М.И.

Проблема общения взрослых и детей.

Этапы развития и мотивы общения

1. Потребность в доброжелательном внимании.

2 -6 месяцев

2. Потребность во взаимопонимании и сопереживании

6 месяцев -1 год

3. Потребность в сотрудничестве

3 -5 лет

4. Потребность в уважительном отношении взрослого

5 -7 лет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
написать администратору сайта