Адвинский
|
…выступал против Аристотеля
|
Адлер
|
комплексы в детском возрасте могут проявиться во взрослости. Компенсация (неполная, полная, сверхкомпенсация, мнимая компенсация или уход в болезнь. Комплекс неполноценности (архетипы)
|
Ананьев Б.Г.
|
Индивид - носитель биологического;
Ввел понятие «жизненный путь»...Субъект деятельности.
|
Направленность -основная жизненная направленность…влечение, желание, интерес, стремление
|
«Психология пед. оценки». «Методология психологического исследования»
|
Б.Г.Ананьев выделял 4 основных понятия
|
|
Индивид
|
Это человек, как единое природное существо, представитель Homo sapiens
|
Субъект деятельности
|
Индивид, как носитель сознания, обладающий способностью к сознательной деятельности
|
Личность
|
Индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности
|
Индивидуальность
|
Совокупность психических, физических, социальных особенностей конкретного человека с т. зрения его уникальности, неповторимости.
|
Аминов
|
В качестве основы дифференциации пед.способностей предложил…успешность
|
Амонашвили Ш.
|
В начальной школе д.б. только оценки, а не отметки..
|
Анохин П.К.
|
Биологическая теория эмоций
|
Ариес Ф.
|
Внес наибольший вклад в изучение истории детства
|
Аристотель
|
трактат «О душе», выход которого - признание психологии как самостоятельной науки
|
Выдвинул впервые положение о неотделимости души и тела
|
Рассматривал душу как форму, способ организации любого тела
|
Душа в момент рождения приходит в тело
|
Считает, что душа едина, неделима, но проявляется в трех основных способностях: растительные, чувствующие и разумные
|
К свойствам души относит познавательные процессы, стремления и аффективные переживания…
способность ощущать, размышлять..
|
Чувственное познание, отражая материальный мир, дает человеку лишь вторичное, несущественное знание, т.к. отражает не подлинный мир идей, а кажущийся мир вещей
|
Пространственные движения. Способность ощущения, размышления
|
Архетипы
|
Формы, организующие и анализирующие психол. опыт индивида
|
Бандура А
|
Автор исследований по модификации поведения. Специалист по проблемам агрессивности и полоролевого развития. Самоэффективность – ощущение своих способностей, возможностей.
|
Согласно идеям, ощущение индивидом своих способностей, своих возможностей справляться с определенным набором ситуаций, которые возникают в его жизни, называется самоэффективностью.
|
Автор исследований по модификации поведения. Специалист по проблемам агрессивности и полоролевого развития
|
Басов М.Я.
|
« Опыт методики психических наблюдений… детей дошкольного возраста (1923)»
|
Бекон-
|
Средство освобождения от «идолов - «орудие разума», под которым понимается индуктивная логика
|
основатель экспериментальной науки Нового времени, разработал основы научной индукции
|
Истинное знание базируется на чувственном опыте и эксперименте. Знание нельзя получить в готовом виде. Его надо открывать, извлекать добывать опытным путем.
|
В познании основополагающей становятся идеи единства и целостности субстанции
|
Бекон
|
«Учение об идолах»
Идолы рода – (врожден.) недостатки, связанные с особенностями строения и функционирования органов чувств человека, например, невозможность увидеть ультрафиолетовые лучи.
Идолы пещеры - недостатки, которые отражают субъктивность познания, т.к. человеку трудно признать чужую т. зрения.
Идолы рынка – недостатки, которые связаны с использованием слов, которые не всегда адекватны реальности.
|
|
Бердяев Н.А.
|
экзистенциалист, утверждал первичность и абсолютную ценность свободы в бытии человека Основные работы «Смысл творчества», «Царство духа и царство кесаря», «Самопознание»
|
Беркли Джорж
|
«Опыт Новой теории зрения»
|
Опыт – это непосредственные испытываемые субъектом ощущения; зрительные, мышечные, осязательные
|
Беркли, Юм
|
18в. В Англии психология развивалась от эмпиризма Д.Локка к ассоцианизму Беркли, Юма
|
Берн Э.
|
Теория.. трансакционная реакция… трансакционный стимул
|
Бехтерев В.М.
|
Представитель Ленинградской психологической школы, его прямые ученики Мясищев В.Н., Ананьев Б.Г.
|
Сыграл роль в психологии созвучную той, которую сыграл В.Вундт в мировой психологической науке
|
Создал рефлексологию (коллективная)- изучающая социально-психологические проблемы
|
Коллективная рефлексология – поведение коллективов, поведение личности в коллективе
|
Бине А.
|
Основатель тестов. Изучал детей от 3-7 лет. Три стадии в развитии детских понятий:- стадия перечисления, стадия описания, стадия интерпретации. Разработал тесты интеллекта от 3-18 лет.
|
Бодалева А.А.
|
«Восприятие человека человеком».
|
Божович Л.И.
|
Выделила личностные компоненты в каждом возрастном кризисе. Ребенок превращается из объекта в субъект в конце первого года жизни, появляется осознание себя как субъекта действий в три года, субъект в системе социальных отношений в семь лет, осознание своей личностной уникальности и ценности в подростковом возрасте.
|
Кризис 7 лет связан с появлением внутренней позиции. Кризис 3х лет – сравнение себя с другими людьми. Эмансипация ребенка от взрослого. Подростковый кризис связан с самоопределением.
|
Болдуин Д.
|
Один из первых пропагандистов идей социальной психологии в США. Различал два вида наследственности в развитии человека – биологическую и социальную.
|
Боулби Дж.
|
Теория привязанности
|
Брунер Дж.
|
Ввел термин «социальная перцепция». «Психология познания», «К теории обучения». Изучал интелл. развитие. Утверждал, что обучение ведет за собой развитие.
|
Бубер Б.
|
полагал главным атрибутом человеческой экзистенции отношение «Я – Ты», преодолеваюшее антиномию «индивидуализм – коллективизм».
|
Бюллер К.
|
Теория трех ступеней включает в себя: инстинкт, дрессура, интеллект. Инстинкт –низшая ступень развития. Крик, сосание, глотание…Дрессура-образование условных рефлексов (детская игра). Интеллект – высшая стадия.
Дрессура это удовлетворение переноситься на сам процесс совершения действий.
|
|
Работал в рамках вюрцбургской школы, создал концепцию псих.развития ребенка. Настаивал на биологической обусловленности развития в детстве
|
Валлон А.
|
Концепция развития «Эмоция» тесно связана с понятием «движение». «Психическое развитее ребенка». Рассматривает связь 4-х понятий: 1- эмоция; 2-моторика; 3- подражание; 4 – социум.
|
|
|
Вебер – Фехнер
|
Логарифм
|
Вико Д.
|
«Основания новой науки об общей природе вещей». Каждое общество проходит последовательно 3 эпохи – богов, героев и людей
|
Вертгеймер
|
Гештальтпсихология
…не относится бихевиористической психологии. «Продуктивное мышление» (1945).
|
Вундт В.
|
Физиологическая психология. Разработал метод эксперимента.
|
Первая экспериментальная психологическая лаборатория
|
Ввел понятие…интроспекция. Основным методом исследования сознания В. Вундт считал метод интроспекции.
|
Психология народов должна заниматьсяизучать продукт культуры: язык, мифы, обычаи, искусство.
|
Основные труды: «Основания физиологической психологии», «Введение в
психологию», «Психология народов».
|
Выготский Л.С.
|
В ранний период своего творчества разрабатывал проблему психологии искусства
|
«Речь и мышление»
|
В работе «Проблемы возраста в психологии» выделили разл. Характеристики возраста
|
Ввел понятие ЗБР (зона ближайшего развития)
|
Приоритет постановки проблемы соотношения обучения и развития в отечественной педагогической психологии
|
Определил область своих исследований «вершинная психология» (психология сознания)
|
Создатель культурно-исторической теории развития психики человека
|
Смотри 14 подсказку
|
Кризис 7 лет – утрата детской непосредственности и возникновение обобщения переживаний.
|
Формирующий эксперимент - 3 этапа
|
Культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании употреблении знаков в качестве средств для осуществления той или иной псих. Операции
|
Галь
|
1 четверть 19 в. Морфология мозга (Галь Спиноза, Адлер, Мендель)
|
Гальтон
|
Дифференциальная психология
|
Гальперин П.Я.
|
Теория поэтапного формирования умственных действий. … «псих.развитие интеллекта связано» с … операции. Действия.
|
1. этап составления схемы ориентировочной основы действия
2. этап формирования действия в материальном (или материализованном) виде
3. этап формирования действия как внешнеречевого
4. этап формирования действия во внешней речи про себя.
|
Геззел А.
|
Ввел в возрастную психологию метод лонгитюдного исследования, близнецовый метод.
|
В центре его научных интересов – природа младенчества и раннего детства. Создал Йельскую клинику нормального развития детей от рождения до трех лет.
|
Периодизация, связанная с выделением существенных особенностей самого развития.
Выработал систему тестов и норм развития для детей от трех до шести лет.
|
Изучал развитие близнецов в норме и патологии (у слепых).Составил Атлас поведения младенца из 3200 фотографий.
|
Периодизация (роста): от рождения до года –наиболее высокий «прирост» поведения, от года до 3 лет – средний, от 3-18лет –низкий темп развития
|
Темп психического развития наиболее высок в первые годы жизни по мере развития ребенка происходит замедление скорости развития
|
Гельмгольц Г.
|
Исследовал восприятие. Выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения. Ученики Вундт, Сеченов.
|
Гартли (18в)
1749
|
Существуют три основных простейших элемента душевной жизни человека… из этих трех основных элементов строится душевная жизнь с помощью механизма ассоциации: сенсации- ощущения; идеации – идеи ощущений; аффекции – удовольствия-неудовольствия.
|
На основе учения об ассоциациях мы узнаем, как беречь и улучшить хорошее аффекты и искоренять аморальное, исправлять то, что плохо.
|
Заложил псих.теорию в середине 18в. И развивалась до конца 19в. (Вундт), называется психоанализом.
|
Воспринял идеи Дж.Локка об опытном происхождении душевной жизни, развил его представление об ассоциациях и дал первую законченную систему ассоциативной психологии
|
Психика понимается как результат воздействия на человека внешнего мира и как продукт работы организма
|
«О человеке, его строении, его обяз-х и его упованиях» (психика как естественное начало. Все духовные способности объясняются через обращение к органической структуре мозга).
|
Гоббс Т.
|
Позиция «Люди-животные»
|
Гоклениус Р.
|
Термин «психология» в 1590г.
|
Горме
|
Движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение… (У.Мак-Дугалла) ??
|
Гросс К.
|
Исследовал проблемы игры и ее роли в псих. Развитии ребенка
|
Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К.
|
Считают, что для формирования теоретического познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности
|
Дарвин Ч.
|
Из прогрессивно размножающихся живых форм остаются только те, которые менее всего различаются
|
Джеймс У.
|
Теория потока сознания. Предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. «Психология-наука о функциях сознания». Их метод-интроспекция.
|
Декарт Рене
|
«Метафизичесие размышления»», «Рассуждения о методе»
|
Раскрывая понятие рефлекса использовал понятие «животные духи»
|
Родоначальник рационализма в новой философии
|
Впервые дал схему простейшего безусловного рефлекса, обосновывает рефлекторную природу поведения без обращения к душе как движущей силе
|
Главной способностью тела является движение, а души – мысли (Декарт, Юм, Локк, Бекон)
|
Концепция человека опирается на разум, освященный верой
|
Концепция человека дуалистична. Механическая модель…
|
Сущностью души, ее главным свойством является мышление, сознание
|
Демокрит
|
Впервые сформулировал принцип детерминизма.
Идея о том, что существует два типа познания: темное – посредством чувств и истинное – посредством мысли.
|
Джеймс У.
|
«Психология – наука о функциях сознания». Функционалистический подход. Разрабатывал учение о целостности, жизненной значимости
|
Дильтей В. (1833-1911)
|
«Описательная психология» основоположник понимающей психологии
|
Дойч
|
Нормативное, коллективное…Групповое влияние на индивида
|
Дойч и Джерард
|
Коллективное; нормативное. Влияние группы на индивида
|
Дьюи Д.
|
Психическая деятельность – поток сознания, активности, включающей в нераздельной целостности организм в среду
|
Драгунова Т.В.
|
Чувство взрослости у подростков НЕ выражается в отрицании авторитета взрослых
|
Дюркгейм Э.
|
Индивидуальное отождествляется с биологическим, индивид рассматривается как организм; проблема общественного и индивидуального отождествляется с проблемой социального и биологического. В двойственной природе человека заключается его отличие от животных: у последних нет общественного опыта.
|
Дюркгейм Э., Пирсонс Т.
|
Субъект – объектные позиции социализации (общество – субъект воздействия, а человек – его объект). Ч.Кули, Дж.Мид.
|
Журавлев А.Л.
|
К методам социального психол-го воздействия в соц. Психологии относятся: формирование благоприятного социально-психологического климата;
-консультирование
|
Зазо У.Р.
|
Периодизация, построенная на основе внешнего, в качестве критерия – система воспитания и обучения
|
Запорожец А.В.
|
Изучал восприятие.
|
Зейгарник Б.В.
|
Эффект… незавершенные действия запоминаются, и долгое время не забываются по сравнению с незавершенными
|
Зимняя И.А.
|
Выделила три плана соответствия психологических характеристик человека деятельности педагога: предрасположенность, личностная готовность, включаемость во взаимодействие
|
Каган
|
Смотри 26 подсказку
|
Кант И.
|
родоначальник немецкого классического идеализма. Разработал учение об анти-номичности человеческого разума и сформулировал принцип самоценности каждой личности, которая не может быть принесена в жертву даже во имя блага всего общества.
|
Каптерев П.Ф.
|
«Педагогическая психология» издана в 1876г. «Понятие развития»
|
Кейс О.
|
Считал, что период от 2-5 лет – самостоятельная стадия развития,
|
Келли Г.
|
Теория личностных конструктов. Разработал методический принцип репертуарных решеток.
|
Келлер В. (Кофка,Левин)
|
Исследовал проблемы интеллектуального поведения животных и человека
|
Леонтьев А.Н.
|
Критерием появления зачатков психики у животных организмов является наличие чувствительности – способность реагировать на незначимые раздражители среды (звук,запах), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы…
|
Клаус Р.
|
Развивая теорию интеллекта Пиаже назвал 5-ю стадию интеллектуального развития – стадией приобретения
|
Клапаред Э.
|
Признавал существование общей логики развития психики в филогенезе и онтогенезе. В центре исследовательских проблем стояло мышление и этапы его развития у детей, открыл одно из основных свойств детского мышления – синкретизм.
Внешние факторы (обучение) влияют на развитие, определяя направление, ускоряя темп. Выделил 4 этапа: 1-до 2х лет – восприятие; 2-от 2до 3лет. –словестный; 3-от 3-7лет собственное мышление; 4- 7-12лет проявляются индивидуальные склонности индивида.
|
Климов
|
…«человек-человек»
|
Ковалев
|
Личность- субъект и объект. Личность – дееспособный член общества, осознающий свою роль в нем
|
Кольберг Л.
|
Основатель теории нравственности. Выделил 6 стадий в развитии морального сознания
|
Создал концепцию развития морального самосознания
|
Периодизация смотри подсказку 27
|
Коменский Я.А.
|
В Великой дидактике аналогия между солнцем и учителем
|
Корнилов К.Н.
|
Методология реактологии
|
Кноблох (1956), Дрвота
(1958), Кондаш ( 1966)
|
разработали методы, применяющие
р е ц и п р о к т н о е торможение и методы « положительной тренировки».
|
Кречмер Э.
|
Изучал телосложение
|
Кузьмина Н.В.
|
Выделила важный уровень педагогической компетентности - …аутопсихологическая
|
Гностический – познавательный, связан с умением изучить самого себя, оценивание себя и других.
|
Кузьмин Е.С.
|
Предложил выделять такие методы соц.психологии как:
-наблюдение, эксперимент
-опрос, эксперимент
|
Кули М.
|
Первым ввел «Я концепцию», как представление человека о самом себе. Ввел понятие первичной группы.
|
Кюльпе Освальд
|
является основателем и представителем Вюрцбургской школы психологии.
|
Лазурский А.Ф.
|
Предложил метод естественного эксперимента
|
разработал «характерологию» – психологическую концепцию индивидуальных различий и построил систему классификации личностей («Обшая и экспериментальная психология», 1912).
|
Ланге Н.Н.
|
Эксперимент. Психология в России
|
Лацарус М.
|
Внес в разработку одной из первых социально-психологических концепций «психология народов, масс» (Штейнталь Г., Вундт В., Г.Тард, Г.Лебон). Существует психика, присущая всему народу в целом.
|
Лебон Г, Тард Г.
|
Психология масс. ..чувства над интеллектом …(толпа). «Психология воспитания» 1910. Зафиксировал самостоятельность эксп.психологии в воспитании
|
Левин К
|
Школа «групповой динамики». Создал теорию поля (объясняет поведение, протекание действий, целиком сводится к конктреной совокупности условий существующего в данный момент поля.)
|
Лейбниц Г.
|
Ввел понятие…бессознательное, которое впоследствии широко разрабатывалось в психоанализе
|
Активность-побуждение к действию, является свойством души – м о н а д ы
|
разработал концепцию динамической системы поведения человека; видный представитель социальной психологии.
|
Душа имеет три области: отчетливого сознания, смутного знания, бессознательного
|
Леонтьев А.Н.
|
Взаимно превращающими единицами или составляющими деятельности являются: Потребность, мотив, цель, условие
|
Личность рождается дважды и знаменуется это рождение: установлением иерархических отношений мотивов, стремлением и способностью осознавать свои мотивы
|
1-раздражимость; 2-чувствительност. Выделил стадии развития психики: 1-стадия элементарной сенсорной психики (элементарные ощущения); 2 стадия перцептивной психики; 3 – интеллектуальное поведение; 4- сознание
|
Личность – субъект деятельности
|
|
объективным биологическим критерием возникновения психики может служить…чувствительность. Механизм формирования высших психических функции, как процесс «вращивания» - интериоризации
|
В развитии психики в филогенезе не выделял стадию интуитивной психики
|
Либидо
|
Специфич. Энергия, которая связана с инстинктом жизни
|
Липкина А.И.
|
Влияние педагогической оценки на формирование личности неуспевающих детей
|
Лисина М.И.
|
Проблема общения взрослых и детей.
Этапы развития и мотивы общения
1. Потребность в доброжелательном внимании.
|
2 -6 месяцев
|
2. Потребность во взаимопонимании и сопереживании
|
6 месяцев -1 год
|
3. Потребность в сотрудничестве
|
3 -5 лет
|
4. Потребность в уважительном отношении взрослого
|
5 -7 лет
|
|