Главная страница
Навигация по странице:

Отчет по практике Попова Е. Теория развития способностей детей. Творческие способности и их компоненты



Скачать 35.1 Kb.
Название Теория развития способностей детей. Творческие способности и их компоненты
Анкор Отчет по практике Попова Е.docx
Дата 03.05.2017
Размер 35.1 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Отчет по практике Попова Е.docx
Тип Глава
#6867

Содержание:

Глава 1. Теория развития способностей детей.

    1. Творческие способности и их компоненты.

    2. Психологические особенности младших школьников.

Глава 2. Этапы прохождения производственной (преддипломной) практики.

2.1. Процесс прохождения производственной (преддипломной) практики.

2.2. Внедрение метода развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение.

Прохождение практики для студентов это неотъемлемая часть учебного процесса. Так как во время практики студенты знакомятся с практической стороной своей профессии и осуществляют практически свои теоретические знания. Исходя из этого общей целью студентов преддипломной и производственной практики по специальности «Социально-культурная деятельность» является закрепление и углубление знаний, полученных студентами в период теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности.

Целью моей преддипломной практики является получение материалов для написания практической части моей дипломной работы по теме «Формирование творческих способностей детей младшего школьного возраста».

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- Изучение теории развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

- Проведение экспериментальных занятий для младших классов;

- Проведение социологического исследования;

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Глава 1. Теория развития способностей детей.

    1. Творческие способности и их компоненты.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с обще­принятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности.

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблю­даемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначаль­ного замысла.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.

1. Релизм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое раньше частей.

3. Над ситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности.

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

1.2 Психологические особенности младших школьников.

Ребенок, став школьником, получает большие возможности для контактов с незнакомыми детьми и взрослыми, включается в дополнительное образование (начинает заниматься в музыкальной школе, посещать различные секции и кружки). Младший школьник ощущает и ужесточение, и обогащение своей жизни, и это дает ему основание осознавать свой новый возраст как ценный.

Для младшего школьника характерны и определенные социально - психологические особенности. Картина мира (отношение к нему) у большинства младших школьников - это яркая картина реального и воображаемого бытия, насыщенная радужными красками и радостными эмоциям, но упрощенная, плоская, необъемная. Младший школьник в начале данного периода своего развития не воспринимает мир отдельно от себя: он слит с семьей, страной, народом, природой. К концу рассматриваемого возраста такая синкретичность (нерасчлененность) и врожденный оптимизм изживаются.

Мир предстает перед младшим школьником как бесконечное пространство для игры и дружбы, познания и взаимодействия с природой. И это пространство защищено многочисленными взрослыми, поэтому отношения младшего школьника с миром можно условно назвать комфортным. Со временем эти отношения становятся более сложными по своему характеру.

В отношениях младшего школьника со сверстниками наблюдается определенная динамика. Если вначале обучения в первом классе симпатии объединяют детей просто знакомых до школы, то к окончанию начальной школы картина меняется - влияние учителя ослабевает, а основанием для принятия или приязни становятся (как в любом школьном возрасте) самые разные факторы - внешняя привлекательность, обладание интересными игрушками или компьютером, совместные занятия вне школы, пребывание в одном лагере летом, признание другими детьми и т.д.

Образ «Я» (отношение к себе) младшего школьника гармоничен, но при этом односторонен. Гармоничное отношение к себе проявляется в том, что в младшем школьном возрасте совпадают наличное, желаемое и представляемое другим «Я». К сожалению, поскольку образ «Я» младшего школьника сводится только к характеристике учебных успехов и поведения в школе, поскольку за пределами этого образа остаются многие реальные достоинства и недостатки, возможности и достоинства конкретного ребенка. Это обедняет образ «Я» и делает его односторонним. Таким образом, своеобразная гармоничность образа «Я» младшего школьника парадоксальна и не может не вызывать тревоги у взрослых.

Адекватно оценивая значимость взрослых в своей жизни и почти полную зависимость от них, младший школьник в тоже время осознает и свое значение в жизни взрослых. Он хорошо понимает, что жизнь, здоровье, благополучие ребенка, по крайней мере, для самых близких, - ни с чем не сравнимые ценности. И это часто провоцирует младшего школьника на манипулирование чувствами родителей, других родственников, иногда даже учителей с целью привлечь к себе внимание.

Самыми близкими и поэтому самыми идеализируемыми людьми для младшего школьника являются мам, папа, бабушка, дедушка, старшие брат или сестра. Разрушить доверие к ним чрезвычайно трудно. Ребенок вопреки очевидным фактам, отстаивает свое представление о родных как о самых замечательных людях, что называется, до последнего.

Младший школьный возраст отличается и своеобразной системой потребностей, которая содержит не только потребности, присущие всем людям, не только потребности свойственные детству, но и собственно возрастные потребности.

Одна их генеральных потребностей детства - стать взрослым - у младшего школьника трансформируется в стремление быть хорошим учеником, получать признание именно в этом качестве. Возникновение такой потребности по времени совпадает с созреванием тех структур мозга, тех органических процессов, тех психологических новообразований, которые объективно являются основанием для начала регулярного образования.

Младшему школьнику по - прежнему интересны рисование и конструирование. Он любит петь, танцевать, мастерить, у него яркий познавательный интерес, основанный на интуитивном принятии ценности знания. Высокая эмоциональность, недостаточная способность к длительным волевым усилиям обусловливают преобладание интереса к небольшим, близким, конкретным по результату делам, которые дети хорошо себе представляют от замысла до завершения.

Во всех школьных коллективах нужен настрой на инициативу и творчество, на развитие потребности в творчестве у каждого учащегося. Все это открывает перед учительством новые проблемы. Актуализации проблемы воспитание творческой личности ставит перед необходимостью внесения нового в методику обучения, обеспечения более высокого уровня самостоятельности школьников, доверие к ним. Учитель, который прежде всего ценит в детях послушание, ждет от них подталкивание не вызывает их на живой обмен мнениями, сегодня выглядит несовременно. Если на уроке учитель говорит, а ребята слушают, значит, он работает один, а дети находятся в «творческом простое». Сегодня так строить урок нельзя.

Главное интеллектуальное качество, которое надо воспитывать, - продуктивность мышления, т.е. способность создавать новое, то чего раньше не было, добиваться результата, обладающего новизной и общественной значимостью. Свежий взгляд на привычное, высказанное школьником, догадка, оригинальный план работы, интересное предложение - все это результаты продуктивного мышления.

Задача учителя состоит в том, чтобы целенаправленно развивать продуктивную активность сознания учащихся, готовить их к творческому труду.

Потребность в творчестве - сложная духовная потребность. Она пока не у всех в полной мере развита. А между тем процессы, происходящие в обществе, требуют творческой самоотдачи от каждого человека. Пробуждение человека к творчеству открывает для него путь к раскрытию своей индивидуальности, к реализации своих способностей.

Развить заложенную в каждом ребенке способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности он мог успешно действовать то, как исполнитель, то как творец, как этого требует реальная жизнь, - значит воспитать поколение, которое будет преодолевать инертность, застылость форм и методов работы, всякие застойные явления, препятствующие ускорению социально- экономического развития общества. Внимание к этой стороне воспитания дает гигантское приращение духовных возможностей человека, будет способствовать целеустремленности и эффективности его действий, перестройке мышления, выработке новой психологии, утверждения динамизма как нормы бытия.

Есть дети, у которых нет установки на самостоятельность, активность, творчество. Все эти качества однонаправлены, характеризуют одну и ту же сторону развития личности. Активность, направляемая чужой волей, не является творческой активностью. Лишь соединяясь с самостоятельностью, она становится основой формирования творческого подхода к жизни.

Глава 2. Этапы прохождения производственной (преддипломной) практики.

2.1. Процесс прохождения производственной

(преддипломной) практики.

Производственную (преддипломную) практики я проходила МБОУ «Диринской средней общеобразовательной школе АГРО» Чурапчинского улуса, с 11 февраля по 11 апреля 2013 года.

Руководителем была назначена руководитель МО начальных классов Платонова Александра Ивановна.

Целью моей преддипломной получение материалов для написания, дипломной работы по теме «Формирование творческих способностей детей младшего школьного возраста».

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- Проведение экспериментальных занятий для младших классов;

- Проведение социологического исследования;

- Изучение теории развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

В процессе прохождения практики мы составили индивидуальный план, по которому мы должны руководствоваться.

В процессе прохождения практики мы составили индивидуальный план, по которому мы должны руководствоваться.

За время прохождения практики было выполнено:

  1. Ознакомление с учреждением и внутренним распорядком и с учебной программой.

  2. Проведение уроков для 3 «а», «б» класса. Материалы которых будут применены в практической части моей дипломной работы. Тема дипломной работы «Формирование творческих способностей детей младшего школьного возраста».

  3. Принять участие в организации мероприятия посвященное к 30-летию со дня присвоение школе статус АГРО школы, строевого смотра к 23 февраля, конкурса красоты «Мини-мисс школы».

  4. Помочь классным руководителям с отчетами. Занесение отчетов в электронные носители.

Мои теоретические и практические знания помогли мне помочь в организации таких мероприятий как «Мини-мисс школа», Строевой смотр посвященный к празднованию 23 февраля и организации 30 летнего юбилея посвященный со дня организации АГРО школы.

2.2. Внедрение метода развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Так как тема моей дипломной работы «Формирование творческих способностей детей младшего школьного возраста» я провела ряд 32 занятий для двух классов 3 «а» и 3 «б» по 16 темам.

Мои занятия способствуют к развитию:

- тактильной памяти

- пространственного мышления,

- координации,

- мелкой моторики,

- успешности ребенка,

- индивидуальности ребенка,

- творческих способностей,

- тренировке руки,

- способности комбинировать,

- образного и логического мышления,

- концентрации внимания,

- нестандартного мышления.

В неделю мне дали по три часа с каждого класса это в общем 6 часов в неделю. В день я проводила два урока для 3 «а» класса и 3 «б» класса.

В 3 «а» классе было 16 детей классный руководитель Александра Ивановна, а 3 «б» классе 11 детей классный руководитель Попова Екатерина Васильевна.

Все занятия проводились на якутском языке. Все мои занятия были по мотивам сказок, так как сказки легко воспринимаются детьми. Во время моих занятий дети не только рисовали они и еще сочиняли свои сказки.

Дети сперва затруднялись с заданиями, так как мои методы оказались для них новыми. Потом уже последние задания казались им легкими. Думаю что цель моего визита достигнута.

Список моих занятий:

  1. «Снежный ком» это такой метод знакомство, который заставляет ребят расслабиться, раскрепоститься и привыкнуть ко мне. Задание: сесть кругом и бросать, передавать мячик друг другу и одновременно называть фрукты , овощи которые начинаются как первая буква своего имени. Например: Маша – малина, Сережа – слива. И потом по очереди говорят кто какую овощ или фрукт называл.

  2. «Золушка мастерица». Поделите детей на группы и раздайте каждой группе карточки с названиями разных профессий. Каждая группа должна придумать сказку о Золушке – поварихе, учительнице, враче, художнице итд. Затем попросите детей нарисовать Золушку, исполняющую ту или иную работу. И придумать краткую историю о Золушке.

  3. «Заканчиваем сказку». Я прочитала сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть». И не до конца дочитав. Дала задание докончить сказку и попытаться угадать чем заканчивается сказка, потом нарисовать героев сказки.

  4. «Строим домик». Дети делятся на несколько групп по четыре человека. На большом листе ватмана они должны нарисовать лесной домик, который построили для себя Маша и Медведь. По одной стороне ватмана дети рисуют этот домик снаружи, а на обратной стороне изнутри. Потом дети должны подумать, из каких материалов и как строился этот домик, и по своим рисункам рассказать об этом другим.

  5. «Костер любви» по мотивам сказки «Снегурочка». Дети встают в круг. Один из них выходит в круг и приседает. Этот ребенок изображает костер любви. Остальные дети – снегурочки, которые хотят перепрыгнуть через костер. Перед прыжком снегурочка должна сказать о ребенке, изображающем костер, что то хорошее. После этого она подбегает к костру и садятся на корточки рядом с ним. Следующая снегурочка должна сказать что-то хорошее о той, которая прыгнула в костер любви до нее. Игра продолжается до тех пор, пока костер любви не станет огромными, то есть пока все дети не окажутся в середине круга. Затем первый ребенок, изображавший костер любви, вспоминает все хорошее, что дети сказали друг о друге. Потом все дети должны нарисовать костер любви и написать на его пламени все самое хорошее, что они услышали о себе и о своих друзьях.

  6. «Волшебные детки цветов». Задание: раздать детям карточки с рисунками разных цветов и попросить их нарисовать девочку, которая родилась из этого цветка, и придумать о ней небольшую сказку. Затем по своим рисункам дети рассказывают сказки.

  7. «Нарисованные слова». Развиваем память, внимание, образное мышление, графические навыки. Я читаю по списку 20 слов. После каждого слова выдерживаю паузу, считая до 5. Задача ребят – запомнить слова. Чтобы ее выполнить, в паузах им нужно сделать рисунки, являющихся для них условными знаками, по которым можно вспомнить слова. Ни одной буквы писать на бумаге не разрешается. Когда все слова прочитаны, они должны повторить их, глядя на свои рисунки.

  8. «Думаем о солнышке». Задание: попросите детей придумать небольшие сказочные истории, в которых солнышка: спасает от холода, дарит здоровье, смешит, помогает расти, обжигает и т д. Например: Однажды солнечный лучик проник в каморку бедной прачки, сын которой тяжело болел. Лучик пощекотал щечку мальчика, нежно поцеловал его и рассказал мальчику солнечную сказку. К вечеру мальчику стало лучше (солнышко дарит здоровье). И попросите детей нарисовать свои истории.

  9. «Опиши цветок». Разделить детей на группы. Дети на первой группе получают открытки с изображениями разных цветов, растений или деревьев. Затем каждый из них должен написать на доске какой-либо признак, характеризующий его растение. Само растение при этом не называется. Дети второй группы по этим признакам должны отгадать, о каком растении идет речь. Детям разрешается задавать о тех или иных цветах и растениях дополнительные вопросы. Потом группы меняются местами.

  10. «Чудо-дерево». Им предлагается придумать свое чудо-дерево и рассказать о нем. Дети рассказывают, что это за дерево, где оно растет, большое оно или маленькое, почему оно называется «чудо-дерево». Затем дети лепят его.

  11. «Домовенок Кузя». Дети представляют, что у них в доме поселился домовенок, и стараются ответить на вопросы, которые задаю им я: «Где он будет у вас жить? Как его будут звать? Во что вы с ним будете играть? Чему он вас будет учить? Чему он может научиться у вас? Какое настроение у него бывает чаще всего? Когда он злится? Его любимое блюдо? Любимая сказка?» После этого дети рисуют домовенка. Во время рисования, детям предлагается придумать сказку про домовенка, рассказывать её по кругу.

12. «Признаки». Детям предлагается найти как можно больше общих признаков для непохожих сказочных персонажей. Например:

- Винни-Пух и Баба яга (оба живут в лесу, у обоих есть дом т.д.)

- Колобок и Снежная королева (слова Колобок и Снежная королева начинаются с одной буквы, оба ничего не боятся и могут свободно гулять по свету)

- Репка и Мальчик с пальчик (Репка тоже вначале была маленькая, обоих объединяет земля: Репка растет в земле, а мальчик с пальчик помогал отцу копать землю).

На основе найденных общих признаков детям предлагается нарисовать композицию объединившую в себе героев разных сказок с предметом который их объединяет.

  1. «Любимые блюда сказочных персонажей». Ребенок задумывает какого-нибудь сказочного персонажа, затем нарисовать его любимое блюдо. По окончании работы детям, предлагается угадать, какого персонажа кто задумал.

  2. «Аленький цветок». Дети вспоминают сказку «Аленький цветочек», затем задумывают и рисуют, сказочный цветок другого цвета (используя названия цветов-обозначений таких как молочный, шоколадный, золотой, малиновый, небесный, морской и т. д.) и рассказывают почему этот цветок стал или появился такого цвета.

  3. «Золотая рыбка». Задание дети представляют, что они - золотые рыбки. Пусть каждая рыбка расскажет о себе. Как ей живется в морской пучине, с кем она дружит, кто ее враги, нравится ли ей исполнять желания других людей? Какие желания ей нравится исполнять, а какие - нет, хотелось бы ей превратиться в простую рыбку? Есть ли у нее самой заветное желание? Кому из сказочных героев она помогла? Что она хотела бы получить в подарок?

Далее детям предлагается представить, что у золотой рыбки день рождения и ей нужно приготовить подарок. Они придумывают подарки, рисуют рыбку с подарком, а затем объясняют, для чего золотой рыбке пригодится их подарок. Например: «Я подарю золотой рыбке фонарик. Когда ей будет в глубине темно, она его достанет и посветит себе дорогу».

  1. «Поступки сказочных персонажей».Детям прелагается поразмышлять о причинах поступков сказочных героев:

- Почему Емеля любил лежать на печи?

- Почему лягушке хотелось попутешествовать?

- Почему все звери хотели жить в одном теремке, а не подыскали себе другое жилье?

- Почему Кощей бессмертный превратил Василису Прекрасную, в лягушку, а не в кошку?

- Почему Кот в сапогах ходил в них сам, а не отдал хозяину?

- Почему Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках, а не на какой-нибудь другой?

Дети выбирают себе персонаж, придумывают новые любимые занятия для него и выполняют задуманное в материале.

Заключение.

Я думаю выше поставленная цель выполнена и задачи решены.

В первой главе мы рассмотрели вопросы касаемые творческих способностей детей младшего школьного возраста. Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Во второй главе мы рассмотрели процесс прохождения производственной (преддипломной) практики. Мне очень понравилось работать с детьми. И думаю что получила полный материал для написания дипломной работы.
написать администратору сайта