Навигация по странице:
|
к лабораторной 1 УМБ. Швейная мастерская Рис. 1
Швейная мастерская
Рис. 1. Планировка мастерской обработки ткани на 15 учащихся:
1 - стол учителя; 2 - стул учителя; 3 - демонстрационный стол; 4 - доска классная; 5 - универсальный рабочий cтол; 6 - стул; 7 - учебпый манекен; 8 - швейная машина; 9 - трельяж; 10 - секционные шкафы; 11 оверлок; 12 - ящик для таблиц; 13 - экран; 14 - подставка для проекционной аппаратуры; 15 - гладильная доска; 16 - шторы затемнения; 17 - компьютер; 18-телевизор; 19 - видеомагнитофон
Рис. 2. Планировка мастерской с промышленными швейными машинами площадью - 67 .м2 с подсобным помещением:
1 - стол демонстрационный; 2 - стол учителя; 3 стул учителя; 4 - универсальный рабочий стол; 5 - стул; 6 - машина швейная; 7 - доска классная; 8 - экран; 9 - ящик для таблиц; 10 - шкаф; 11 - подставка для проекционной аппаратуры; 12 - оверлок; 13 - машина швейная; 14 - трельяж; 15 - ширма; 16 - доска гладильная; 17 - учебный манекен; 18 - подставка для графопроектора; 19 - шторы затемнения; 20 - стол раскройный; 21 - стеллажи.
Укладки с инструментами и приспособлениями для работы с тканью
Освещение
Для обеспечения комфортных условий в швейной мастерской применяется как естественное, так и искусственное освещение. Рабочие столы размещают таким образом, чтобы свет из окон падал с левой стороны и чтобы все рабочие места были освещены. Искусственное освещение обеспечивает комфортные условия для деятельности учащихся при отсутствии или недостаточности естественного. Применение искусственных источников света позволяет решать задачи, которые практически невыполнимы при использовании только естественного освещения.
В интерьере мастерской основным источником искусственного освещения служат люминесцентные лампы и лампы накаливания. Основным экономическим показателем лампы является ее световая отдача. Так, при одинаковой мощности световая отдача люминесцентной лампы в 4-5 раз больше, чем лампы накаливания. Существенным показателем ламп является также спектр светового излучения, влияющий на качество цветопередачи.
Светильник - это устройство, состоящее из лампы и рассеивателя, который перераспределяет свет лампы в пространстве и преобразует его свойства. Количеcтвo и тип светильников определяются условиями зрительной работы учащихся. Наименьшая освещенность рабочих мест учителя и учащихся в мастерских по обработке ткани при люминесцентных лампах должна составлять 400 люкс, а при лампах накаливания - 200 люкс, в проходах между столами - 100 и 50 люкс на полу.
Светящие элементы осветительных установок делятся на три типа: точечные, линейные и поверхностные. К первому типу относятся установки, где каждый светильник используется как самостоятельный элемент, например подвесные светильники, плафоны, люстры, бра. Ко второму типу относятся установки, собранные из групп светильников, световые полосы, панели. К третьему типу относятся установки, в которых нельзя выделить отдельные светильники, например световые карнизы, светящие потолки и другие устройства, где светильник скрыт от глаз наблюдателя.
Точечные светильники могут использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими типами. Встроенный в рукав швейной машины точечный светильник обеспечивает дополнительное освещение рабочей зоны. Дополнительные светильники могут быть установлены у зеркала примерочной или в других функциональных зонах для усиления их освещенности.
Светящие поверхности могут занимать всю плоскость потолка или его большую часть (более 60%). Светящие потолки различаются светотехнической схемой, фактурой поверхности, формой, цветом, светорассеивающим и светоотражающим материалом, распределением яркости по светящей поверхности, источниками света. Фактура светящей поверхности зависит от материала рассеивателя: гладкие поверхности молочного или опалового светотехнического стекла, поверхности узорчатого, рифленого, литого, призматического стекла формованных пленок. Широко применяются различные решетки из светопропускающего и непрозрачного материалов. Светящие потолки дают ровный рассеянный свет по всей поверхности мастерской без ярко выраженных теней.
Вентиляция
Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками или фрамугами независимо от наличия вентиляционных сооружений и снабжены удобными для открывания и закрывания приспособлениями. Воздухообмен в мастерских при естественной, механической и смешанной вентиляции должен быть не меньше 20 м3/ч на одного человека. Принудительная вентиляция должна быть установлена в кабинете кулинарии над электрическими плитами и жарочными шкафами.
Температура в мастерских в холодное время года должна быть не ниже 1°С при относительной влажности 40-60% .
Электроснабжение
Электропроводка и установка электрооборудования в мастерских должны выполняться специалистами-электриками в строгом соответствии с правилами оборудования и эксплуатации электроустановок в помещениях с повышенной опасностью, а также с соблюдением следующих требований:
- устройство электрической сети кабинетов и мастерских должно соответствовать «Правилам по технике безопасности при проведении занятий в учебных кабинетах общеобразовательных школ»;
- электропроводка к рабочим столам должна быть скрытой и стационарной;
- сечение проводов питания электротехнического оборудования должно определяться потребляемой мощностью с таким расчетом, чтобы плотность тока не превышала 4,2 А/мм2;
- на рабочие столы учащихся должно подаваться напряжение переменного тока 42 В, а на рабочее место учителя - 42 В и 220 В, причем штепсельные розетки, применяемые для напряжения 42 В, должны отличаться по конструкции от розеток с напряжением 220 В и быть промаркированы по напряжению;
- электроэнергия на рабочие места учащихся должна подаваться с распределительного щита; включение и выключение всей электросети мастерских осуществляет с рабочего места учитель одним общим рубильником. Электросеть мастерских должна быть оснащена устройством защитного отключения.
Интерьер мастерской
Основной задачей оформления интерьера мастерской обработки ткани является создание в ней таких эмоциональных условий, которые способствовали бы более успешному выполнению задач технологического образования, трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников.
Типичным недостатком оформления интерьера мастерской обработки ткани является его перегруженность. Это объясняется тем, что для экспозиции различных стендов недостаточно места, так как в мастерской в обязательном порядке должны быть постоянно вывешены правила безопасной работы: на швейной машине, с утюгом, с колющими и режущими инструментами и т. д., а также стенд к уроку, стенд по профориентации и другие. Если все необходимые стенды экспонировать одновременно, то интерьер мастерской окажется настолько перегруженным, что воспринимать такое количество информации учащимся будет очень сложно. Поэтому в основу оптимального оформления мастерской должен быть положен принцип соответствия изучаемой теме. При переходе к новой теме следует привести в соответствие ей информациoннyю часть оформления мастерской.
С целью расширения профориентационной работы среди учащихся, демонстрации их лучших работ, выполненных на уроках и в кружках, можно разместить эти материалы не только в мастерской, но и в рекреациях школы, на лестничных маршах. Оформление экспонируемых материалов и наиболее удачных работ учащихся должно гармонично сочетаться с окраской стен, цветом и отделкой мебели, учитывать ориентацию близлежащих кабинетов.
На стенах мастерской можно разместить стенды: «Правила безопасной работы», «Справочные материалы по технической информации», ГОСТы и ОСТы, «Классификация стежков и швов», «Изделия швейныe. Термины и определения». На стендах, расположенных в рекреации, можно дать информацию о новых моделях швейных изделий, технологиях швейного производства, тесты для профессионального самоопределения.
Наглядные пособия по пооперационной обработке изделий, чертежи, образцы швов и т. д. учитель помещает на стенде «К уроку».
Комфортность в интерьере связана с созданием при помощи цвета таких условий, при которых снижается физическая утомляемость, улучшается психологический настрой, повышается эмоциональный тонус. Средствами стимуляции деятельности являются также цветовые эффекты, частично компенсирующие неблагоприятные воздействия технологических процессов и микроклимата. Цветовая среда, образованная случайным сочетанием цветов нескольких отделочных материалов, утомляет своей пестротой или монотонностью. При создании интерьера необходимо корректировать его цветовую гамму, сообразуясь с производственными и эстетическими потребностями.
Для нормального функционирования человеческого организма важную роль играет психофизиологическое воздействие цвета. Связь определенных явлений и предметов со своими характерными цветами трансформировалась в сознании человека в определенные чувственные ощущения, возникающие при восприятии цвета - символа. Так, желтый и красный цвета (солнце, огонь) создавали ощущение тепла и стали «теплыми»; голубой и синий цвета (небо, воздух, лед) стали «холодными». На этой основе образовались следующие ассоциации: радостный - печальный, легкий - тяжелый, громкий (звучный) - тихий, динамичный - статичный и т. д. Стали устойчивыми оптические иллюзии с отступающими (холодными) и приближающимися (теплыми) цветами.
Для целенаправленного использования цвета необходимо знать устойчивые связи между цветом и психологической реакцией человека. В этом аспекте установлен ряд закономерностей: предпочтительность цветового тона, образная ассоциативность цветов, гармоничность цветовых сочетаний. Предпочтительное отношение к определенным цветам заметно проявляется в разных возрастных группах. Для детей предпочтительны теплые цвета яркой насыщенности (чистый цвет), для взрослых - холодные цвета средней насыщенности и более смешанные, для пожилых - ахроматические цвета пастельных тонов.
Врожденная эмоциональная восприимчивость человека воспитала в нем чувство цветовой гармонии, возникающей при уравновешенных цветовых сочетаниях. Количество же таких сочетаний практически неограниченно, поскольку возникают они от взаимодействия многих условий. И все же для установления закономерностей была проведена классификация цветов на ахроматические и хроматические, основные и дополнительные. Гармония при восприятии сочетания цветов возникает именно тогда, когда создается ощущение бело-серого ахроматического цвета на сетчатке глаза. Цветовой круг в связи с этим указывает на дополнительные цвета, противолежащие относительно диаметра, как на компоненты гармоничного сочетания (рис. 4).
Помимо цветовых тонов на гармоничность сочетания дополнительных цветов влияют их насыщенность, световой тон, отношение площадей. «3акон площадей» отражает ощущение равновесия сочетающихся цветов и выражается в следующих ее отношениях (приблизительно):
желтый - фиолетовый = 1:3,
синий - оранжевый = 2: 1,
красный - зеленый = 1: 1.
Гармония трех цветов осуществляется по схеме треугольника, соединяющего основные цвета - красный, желтый, синий. Гармония четырехцветная представляет, по существу, двойные дополнительные цвета. Она возникает при замене цветов, расположенных на каждом конце диаметра, двумя цветами, симметричными ему. Следуя этим путем, можно расширить количество гармоничных сочетаний при условии, что геометрические фигуры, на вершинах которых располагаются цвета, будут симметричными.
желтый
синезеленый
краснооранжевый
фиолетовый
Рис.4. Цветовой круг uз двенадцати цветов
Указанные сложные сочетания могут обогащаться присутствием характерного (доминирующего) цвета, который определяет особенности ансамбля. Этот цвет может быть новым или получен путем усиления одного из участвующих.
Наряду с чисто хроматическими имеются и типы контрастных гармоний, возникающих при сочетании основных цветов и серых. Наиболее выразительны следующие сочетания:
светлый серый - синий, зеленый или фиолетовый;
средний серый - красный, оранжевый или синий;
темный серый - желтый, оранжевый, синий или зеленый.
Множество условий для возникновения гармоничных сочетаний (цвет, насыщенность, «закон площадей», контрасты и т. д.) исключает возможность конкретных рецептов. Определяющими условиями должны быть интуиция, вкус, воображение и конкретная решаемая задача. Установленные закономерности гармоничных сочетаний следует рассматривать как первоначальную схему для творческого решения при создании психологического комфорта для учебной деятельности школьников.
Компенсация тепловой избыточности или недостаточности прямо связана с холодными или теплыми цветами. Отсюда идут и рекомендации окраски стен помещений в зависимости от ориентации по сторонам света. В помещениях, обращенных на юг, холодные тона лучше поглощают тепловые лучи, снижают яркость освещения, ликвидируют психологическое воздействие «жаркого» солнечного света. Повышенный шум в помещении может быть частично компенсирован преобладанием теплых цветов, поскольку они уменьшают слуховую чувствительность.
Санитарно-гигиенические условия чаще связываются с чистотой помещения и белым цветом (или светлым тоном), на котором заметнее пыль, грязь, посторонние предметы. Цвет становится психологическим фактором более частой уборки, поддержания чистоты и порядка.
Цвет также может быть использован для своеобразного смыслового кодирования: красный - опасность, запрет; желтый - повышенное внимание; зеленый - безопасность. Цвет размещается на оборудовании или на поверхностях ограждения.
Функциональная роль цвета имеет большое значение для компенсации утомления и раздражения от окружающей среды. В общем виде рекомендуется выделять рабочее место, используя допустимые степени контраста и яркостей. Для среднего и заднего плана лучше при менять менее яркие тона. Значение фона проявляется как компенсирующее цветовое поле «зрительного отдыха».
Хорошо оживляют интерьер зеленые растения, которые размещают в кашпо, сделанные в технике плетения макраме, из бересты или лозы. Зелень растений, являясь органичным элементом интерьера мастерских и рекреаций, оказывает благоприятное воздействие на трудоспособность и психологическое состояние обучаемых. Наличие в мастерских керамических ваз, кувшинов, кашпо, кензанов, декоративных ваз из дерева, капа, корней, изготовленных учащимися в мастерских, и другого дополнительного оборудования позволяют сформировать у школьников навыки составления декоративных композиций в интерьере, развить художественный вкус, положительную экологическую направленность.
На школьные мастерские возлагаются дополнительные функции по организации досуга школьников. С этой целью УМБ мастерских дополнена специальным оборудованием и приспособлениями, которые обеспечивают возможность проведения занятий по изучению различных видов рукоделий: плетения в технике макраме, фриволите, лоскутной пластики, различных видов вышивки, росписи по ткани.
Очень важное значение для создания положительной мотивации учения у школьников играют конкурсы, олимпиады, выставки творческих работ, защита творческих проектов. Для реализации этих технологий требуется разработать дополнительное оборудование и средства обучения: стеллажи, выставочные стенды и т. д.
В целях создания более комфортных условий для адаптации новых учащихся или пропустивших занятия по болезни следует иметь в мастерской специальные видеофильмы уроков технологии, просмотрев которые школьники смогут быстрее восстановить пробелы в знаниях, вспомнить пройденный материал. Повторные просмотры видеофильмов позволяют сформировать необходимые технологические умения и навыки при максимальном сокращении времени инструктажа учителя. Такие видеоматериалы по трудовым операциям в комплекте с инструкционными картами, техническими рисунками и натуральными образцами позволяют осуществить действительно дифференцированный подход к каждому школьнику с учетом его индивидуальных особенностей, уровня подготовки, позволяют глубоко осваивать весь курс в удобном для него темпе, строить свою «траекторию обучения».
Расширенный и дополненный комплекс УМБ для технологической подготовки позволяет включать каждого школьника в выполнение творческих проектов. От индивидуальных проектов дети переходя т к работе в бригадах, группах. Особенно сильное воспитательное воздействие оказывают проекты, в которых участвует весь класс, вся школа, город. Например, на базе мастерской обработки ткани можно выполнить проект на тему «Организация и проведение традиционных народных праздников». При этом актуализируются знания, полученные по основным предметам, вырабатываются умения по их применению в практической творческой деятельности. Внедрение результатов своей деятельности в учебный процесс школы оказывает неоценимое воспитательное воздействие на формирование ценностных ориентиров личности, способствует осознанному выбору профессии, формирует бережное отношение к результатам человеческого труда, к окружающей среде.
Кабинет кулинарии
Рис. 5. Планировка кабинета кулинарии площадью не менее 66 м²
1- раскладной обеденный стол, 2 – стул, 3 – секционный шкаф для посуды, 4 – холодильник, 5 – умывальник для мытья рук, 6 – классная доска, 7 – стол учителя, 8 – ящик с таблицами, 9 – плита электрическая, 10 – рабочий кухонный стол, 11 – двухъёмкостная мойка.
Рис. 6. Рабочее место бригады учащихся в кухне-лаборатории
Рис. 7. Планировка комбинированной мастерской на 12 рабочих мест
1- универсальный рабочий стол, 2 – стул, 3 – стол учителя, 4 – стул, 5 – классная доска с ящиком для плакатов, 6 – экран, 7 – передвижной стол для проекционной аппаратуры, 8 шкаф для хранения учебно-наглядных пособий и работ учащихся, 9 – стол и стул для учителя, 10 – раздвижной обеденный стол, 11 – мойки, 12 – кухонный стол, 13 – электроплита, 14 – холодильник, 15 – место для ВТО, 16 – зеркало, 17 – умывальник, 18 – шторы для затемнения, 19 – раскройный стол.
Рабочие места учащихся
В кабинете кулинарии у каждого учащегося имеются два основных рабочих места: в теоретическом классе - место за ученическим столом, в кухне-лаборатории - рабочее место бригады.
На рабочем месте бригады имеются двухъёмкостная мойка, рабочий стол, электрическая или газовая плита (газовые плиты по соображениям безопасности лучше заменять на электрические). Над рабочим столом располагается двухстворчатая полка для хранения продуктов, а над мойкой - металлические полки или шкаф-сушка для посуды. Подвешивают полки на высоте 500-600 мм от поверхности рабочего стола. Над плитами также устанавливают принудительную вытяжную вентиляцию. В школах, где отсутствуют раковины с подводкой горячей воды или специально установленные мойки, можно временно использовать для последовательного мытья посуды три эмалированных таза, которые маркируют исходя из назначения каждого из них.
Рабочие столы, используемые в кухне-лаборатории, должны иметь пластиковое или металлическое покрытие (листовой алюминий или нержавеющая сталь). Их размещают между мойкой и плитой. Оптимальная высота рабочей поверхности стола 780 х 800 мм, а ее минимальные размеры - 1000 х 650 мм. В комплект с рабочим столом входит табурет с подъемным сиденьем. Для оборудования кабинета можно использовать производственные рабочие столы СПСМ-2, СПСМ-3, СПСМ-4. Инвентарь и посуду для приготовления пищи размещают в секциях и выдвижных ящиках рабочего стола.
Кухонное оборудование (тумбы под мойками, полки, рабочие столы) должны быть выполнены из материалов с гладкой поверхностью, прочных и водонепроницаемых. Поскольку с кухонного оборудования должны легко удаляться налипшие кусочки продуктов, брызги и другие загрязнения, поверхность рабочих столов должна быть устойчивой к действию органических кислот и иметь антикоррозионные свойства.
Разделочные доски, предназначенные для нарезки и обработки мяса, рыбы, овощей и других продуктов, должны быть изготовлены из целого куска древесины, без трещин и зазоров, хорошо отшлифованы и промаркированы.
Кухонная посуда должна быть изготовлена из материалов, не изменяющих внешнего вида, вкуса и запаха продуктов и готовых блюд. Лучше всего этим требованиям соответствует посуда из нержавеющей стали. Для приготовления пищи можно использовать и эмалированную посуду, но обязательно следить за тем, чтобы эмаль не имела повреждений.
Столовая и чайная посуда (тарелки, чашки, блюдца) должна быть фаянсовой или фарфоровой. Не допускается использование для приготовления пищи пластмассовой посуды, которая чаще всего предназначена для хранения холодных блюд и напитков, сухих продуктов (салатницы, хлебницы, креманки, стаканчики для салфеток и др.). Столовые при боры (ложки, вилки, ножи) должны быть только из нержавеющей стали.
Подробнее остановимся на кухонных ножах. Существует несколько типов ножей: разделочные, режущие, специальные (рис. 2).
Разделочные ножи. Наиболее универсальными из них являются нож повара и кухонный нож, которые предназначены для рубки и нарезки пищи ломтями. Размеры лезвия таких ножей колеблются между 7,5 и 23 см; 15 см - идеальная длина ножа. Ножи с зубчиками подходят для нарезки помидоров и других мягких овощей тонкими ломтями; и если они сохраняются острыми, то могут использоваться и для мяса. Не следует путать маленькие ножи с ножами для овощей или ножами для очистки кожуры. Лезвия таких ножей могут быть прямыми или изогнутыми, с зубчиками или ровными. Размеры их лезвий от 6 до 9 см. Ножи для снятия с мяса с костей имеют узкие лезвия длиной до 12 см. Для приготовления филе лучше всего использовать специальный нож с гибким лезвием.
Режущие ножи. Традиционный набор ножей состоит из режущего ножа, двузубой режущей вилки и напильника. Меньшие по размеру режущие ножи более гибки (особенно они подходят для филе), но может понадобиться и длинный нож, если потребуется быстро разделать большой кусок мяса. Специальные ножи с длинными, закругленными на концах и прямыми лезвиями предназначены для ветчины, семги и индейки. Маленькие ножи с загнутыми вверх лезвиями годятся для нарезки и расчленения птицы. Размеры их лезвий от 16 до 28 см.
Специальные ножи. Широкий нож для мороженого мяса имеет усиленный, грубый зубчатый край для работы именно с замороженным мясом. Если нужно нарезать большое количество замороженного мяса, можно воспользоваться и обычным ножом, но он легко может повредиться. Хлебный нож достаточно длинен, чтобы отрезать большой ломоть, но он не должен быть острым как бритва; традиционны лезвия с зубцами. Совмещенный нож-лопатка для пирога удобен для нарезки и сервировки кондитерских изделий. Есть специальный нож для сыра с лезвием, не позволяющим сыру прилипать к ножу.
В кабинете кулинарии дежурные должны ежедневно проводить влажную уборку: мыть полы, удалять пыль, протирать подоконники. Не реже одного раза в месяц следует проводить генеральную уборку: мыть стены, осветительную аппаратуру, очищать стекла от пыли и копоти. Принадлежности для уборки должны иметь маркировку и использоваться только в помещении кабинета кулинарии. Необходимо иметь достаточное количество чистых прокипяченных и проглаженных горячим утюгом светлых кусков ткани для протирки столов, марлю для накрывания кухонной посуды и кухонного инвентаря.
Размещение и хранение оборудования и пищевых продуктов
Правильная организация хранения посуды, инвентаря, пищевых продуктов в кабинете кулинарии играет решающую роль в сохранении качества, предупреждении порчи и профилактике пищевых отравлений.
Хранение сухих продуктов в кабинете должно быть организовано в специальном шкафу или на полкe. Основания шкафа и полки должны быть приподняты над полом не меньше чем на 25-30 см. Сыпучие продукты удобно хранить в железных коробках или в мешочках из хлопчатобумажной ткани с соответствующими надписями. Периодически крупы проверяют на наличие плесени и амбарных вредителей. Хранить сыпучие продукты следует не более 30 дней.
Особо важное значение имеют условия хранения скоропортящихся продуктов: молока, мяса, рыбы, творога и т. п. Их следует хранить в холодильнике, где постоянно поддерживаются порядок и чистота. Продукты и готовую пищу надо размещать в холодильнике с учетом циркуляции холодного воздуха и товарного соседства. Продукты, непосредственно употребляемые в пищу (гастрономические, готовые кулинарные изделия), следует хранить отдельно от сырых. Предварительно просушенную и уложенную в пакет зелень и фрукты хранят отдельно от овощей. Продукты с острым запахом (сельдь, сыры, колбасы) не следует хранить рядом с продуктами, впитывающими посторонние запахи (молоко, масло, кисломолочные продукты). Желательно отвести отдельное место для каждого вида скоропортящихся продуктов. Для выполнения всех этих требований необходимо иметь специальную тару (наборные эмалированные лотки, небольшие кастрюльки с крышками).
Одним из основных санитарно-гигиенических требований при приготовлении пищи является раздельная обработка сырых и вареных продуктов с использованием промаркированных разделочных досок. Хранят доски в вертикальном положении в специальном стеллаже с решетчатыми ячейками, причем доски не должны соприкасаться друг с другом. Стеллаж для разделочных досок может устанавливаться на столе или на решетчатой полке под крышкой рабочего стола.
Рабочий стол, оснащенный полками и выдвижными ящиками, заполняется всем необходимым инвентарем и посудой для приготовления пищи. Часть посуды, инструментов и приспособлений с помощью креплений можно повесить на стене или установить на столе в специальных держателях. Правильная организация рабочего места позволит членам бригады не создавать друг другу неудобств в пользовании инструментами и инвентарем.
Столовое белье, приборы, столовую посуду, а также рабочую одежду хранят в специально отведенных секциях стенки или в шкафах. На все оборудование, имеющееся в кабинете, необходимо завести картотеку с указанием точного адреса хранения.
Таблицы и плакаты хранят в ящиках для таблиц. На каждой таблице в верхнем углу с изнаночной стороны должен быть написан номер, который указан в списке необходимого учебного оборудования на данный урок. На крышке ящика прикрепляется список находящихся в нем таблиц.
Книжный фонд кабинета кулинарии составляют учебные пособия, дидактический материал, словари, справочная литература, книги о профессиях, научно-популярные и специализированные журналы.
Интерьер кабинета кулинарии
Наиболее распространенным элементом оформления интерьера является стенд, размещение информации на котором должно вестись с учетом специфики кабинета кулинарии. В зоне, непосредственно отведенной под приготовление пищи, т. е. в кухне-лаборатории, информация на стендах должна носить сигнальный характер или иметь профилактическую направленность, например: «Правила обращения с электроплитой», «Порядок работы с горячими жидкостями», «Признаки доброкачественности продуктов» содержать сведения об инструментах и приспособлениях, применяемых на занятиях.
Своеобразной памяткой станут для учащихся сведения, оформленные в виде таблицы «Масса пищевых продуктов в наиболее употребляемых мерах объема».
Таблицу лучше вывесить на стенде в той части класса, где проходят теоретические занятия, чтобы ученики перед работой могли делать расчеты по рецептуре блюд.
В подборке, обработке и оформлении разнообразной информации учащиеся могут принимать самое непосредственное участие.
Помимо стендов, теоретический класс, который переоборудуется в столовую, оформляют зелеными растениями, создающими благотворный микроклимат помещения. Они понижают температуру воздуха и повышают его влажность, улучшают состав воздуха, обогащая его кислородом. Дополнительный уют создают наличие предметов декоративно-прикладного творчества (подносы, керамические тарелки с национальным орнаментом, предметы с росписью по дереву и др.). Некоторые из них могут быть сделаны самими учащимися.
|
|
|