Главная страница
Навигация по странице:

Социальнокультурная деятельность



Скачать 387.5 Kb.
Название Социальнокультурная деятельность
Анкор shpargalka_socialnokulturnaya_deyatelnost.doc
Дата 01.05.2017
Размер 387.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла shpargalka_socialnokulturnaya_deyatelnost.doc
Тип Документы
#5747
страница 3 из 5
1   2   3   4   5

КВН




По сюжету популярной в Чехословакии программы "ГГГ" ("Гадай, гадай, гадальщик") была придумана схожая по жанру и названию телеигра - "Вечер веселых вопросов". Чтобы имя новой игры было сугубо телевизионным, за основу названия позднее была взята марка тогдашних телевизоров - солидных ящиков с крохотным экраном. Так в истории телевидения произошел знаменательный факт: впервые микрофон оказался в руках не только не профессионалов, но людей, официально ни за что не отвечающих. Передача произвела фурор. Родилась первая советская викторина.
Сегодняшний КВН совсем не похож на КВН почти 40-летней давности – это красочное танцевально-музыкальное молодежное шоу с элементами несерьезной викторины, обязательным присутствием жюри, обаятельным ведущим. По образу и подобию телевизионной игры КВН глубоко пустил корни во все слои населения – между собой играют команды школьников, студентов, предприятий. КВН стал неотъемлемой частью нашей культурной жизни и одной из самых популярных форм времяпрепровождения как для участников, так и для зрителей, которых привлекает юмором, шутками, музыкальностью и зрелищностью эта несерьезная игра. Подготовка КВН чрезвычайно проста, так как основной груз забот ложится на плечи самих играющих команд.

Методика проведения КВН:

  1. Создание постановочной группы (сценарист-режиссер, художник-декоратор, музыкальный руководитель, осветитель)

  1. Выбор основной темы и подтем для отдельных конкурсов (визитная карточка, разминка, конкурс капитанов, музыкальный конкурс, домашнее задание)

  2. Подбор ведущего с учетом специфики мероприятия

  3. Организация репетиционного процесса и предварительного просмотра выступлений команд, оказание методической и музыкально-оформительской помощи командам

  4. Реклама (СМИ, афиши, пригласительные билеты)

  5. Проведение мероприятия.

Комплексная культурно-досуговая программа
Культурно-досуговая программа – это смонтированный воедино комплекс разнородных элементов, среди которых можно выделить танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми, концертные номера и многое другое. Можно встретить следующие виды таких программ:

  1. Познавательно-развлекательная программа (конкурс, викторина, интеллектуальная игра)

  2. Праздничная историческая программа (литературно-музыкальные композиции к памятным датам, концертные программы и др.)

  3. Танцевально-игровая программа (вечер отдыха, тематическая дискотека)

  4. Фольклорная программа (обрядовые праздники)

Культурно-досуговая программа несет в себе целью коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа). Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения – познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой. Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории.

В настоящее время в структуре современной культуре все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга.

Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах – местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.

Существуют также такие виды комплексных досуговых программ, как бал, театрализованное шествие, посиделки, литературно-музыкальные композиции, посвященные памятным датам, а также большие праздничные концерты (8 марта, 9 мая, 23 февраля, День смеха – 1 апреля, Новый год, Рождество и др.)
Методика подготовки:

  1. Создание постановочной группы:

сценарист-режиссер

художник

музыкальный руководитель

осветитель

  1. Создание сценария:

=1 вариант - социальный заказ

=2 вариант - плановое мероприятие

Определение темы (О чем?)

Определение сверхзадачи (Ради чего?)

Подбор и исследование материала (художественного

или документального)

Выбор формы воплощения замысла (концерт, шоу-

программа, конкурсная программа и др.)

Написание сценария

Подбор выразительных средств (музыка, свет,

костюмы, декорации)

Составление сметы расходов

  1. Постановка мероприятия:

Распределение обязанностей среди членов

постановочной группы

Подготовка декорационного и музыкального

оформления, костюмов

Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные

билеты)

Репетиционный период (подбор участников и

распределение ролей, расписание репетиций, постановка концертных номеров)

  1. Проведение мероприятия (с фиксированием на видеопленку)

  2. Анализ мероприятия с использованием отзывов и видеоматериала.

Молодежная дискотека
Первые дискотеки возникли в 50-х годах во Франции, в 60-х – в США и Великобритании и стали основной формой досуга молодежи. В 20-е годы граммофон уступил место компактному патефону. С 30-х годов специалист по подбору и комплектованию пластинок стал называться диск-жокеем.

В середине 70-х появился музыкальный стиль «диско» (сегодня – «техно»), главная особенность которого состоит прежде всего в спецэффектах, возможных только при современной звукозаписи. Вторая особенность «диско» - его танцевальность. Дискотеки и «диско» в 70-х давали возможность отдохнуть и пообщаться. Отечественные дискотеки давали нашим людям возможность творческого самовыражения. Появившись в начале 70-х, дискотеки приобрели популярность благодаря всеобщей любви к танцам и стали средством протеста против надоевших форм досуга – лекций, концертов, кружков… Согласно «Примерному Положению о молодежной дискотеке» они могли быть профессиональными и самодеятельными. Благодаря дискотеке родились такие направления молодежной субкультуры, как металлисты, панк, хиппи и др. С середины 80-х появились курсы диск-жокеев (сейчас их называют Ди-джеи). Самой массовой разновидностью дискотеки по сей день остается танцевальная. Вторая по популярности к 90-м годам была тематическая дископрограмма, сейчас утратившая свою силу. Чаще тематическая дискотека заменяется вечеров знакомств.

Большие шоу-дискотеки представляют собой чередование дискотечной программы в записи с выступлениями артистов, танцевальной группы. Сейчас такие дискотеки практикуются во многих городах к сезонным праздникам (в Зее – в День города, День Молодежи). Главной фигурой в такой дискотеке становится ведущий, который берет на себя основную роль общения со зрителем, представления артистов и связок между номерами. Часто ведущий импровизирует по ходу программы, особенно в случае возникновения непредвиденных ситуаций (выход на сцену нетрезвого человека, драка, технические заминки с музыкой).

. Современные дискотеки – просто средство «покайфовать», завести новые знакомства или убить время.

Конкурсно-досуговые программы
Конкурсно-досуговые программы пользуются популярностью у населения всех возрастов. Развлекательные конкурсные программы – их целью служит отдых и создание атмосферы хорошего настроения, построены такие программы часто в игровой форме. Познавательные конкурсные программы – их целью служит прежде всего получение новых знаний по определенным темам, расширение кругозора участников. Конкурсные шоу-программы – это зрелищные концертные программы, целью которых служит выявление победителей в определенных номинациях.

Формы и методы развлекательных и познавательных конкурсных программ весьма разнообразны: это викторины («Эрудит»), игровые программы (проведение конкурсов, выстроенных в определенный сценарий – «В гостях у веселых клоунов», «Лукоморье», где ведущие становятся главными героями программы). В наши дни большое распространение получили игры по сюжетам популярных телевикторин («Угадай мелодию», «Брейн-ринг», «КВН», «Играй, гармонь» и многие другие ( так как строить программу, основываясь на готовой схеме сценария» намного легче. Также весьма разнообразны формы проведения конкурсных шоу-программ: это всевозможные «Мисс…», конкурсы исполнителей эстрадной песни, конкурсы бальных танцев.

Методика проведения конкурсной программы:

  1. Создание постановочной группы (сценарист, режиссер, художник, музыкальный руководитель, осветитель)

  2. Создание сценария

    1. выбор формы мероприятия, темы и сюжета.

    2. Подбор необходимого материала, написание сценария

    3. Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации, оборудование)

    4. Составление сметы расходов

  3. Постановка мероприятия (выбор и подготовка участников, реклама мероприятия в СМИ и афишах, репетиционный период).

  4. Проведение мероприятия.

Кружки в культурно-досуговых учреждениях
Кружок – творческое объединение людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, на базе КДУ, основной деятельностью которого является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе.

В условиях новой экономической ситуации с началом перестройки кружки, неспособные «заработать» на себя, вынуждены были прекратить свое существование – так ушли из нашей жизни кружки «умелые руки», количество технических кружков сократилось до минимума. К 90-м годам в РФ остались функционировать те кружки, которые могут существовать в условиях самоокупаемости – эстрадные, хореографические, кукольные, театральные – то есть те, целью деятельности которых является платная концертная деятельность и достижение статуса профессионального путем результатов своего труда. Сейчас большинство из них работает по принципу студии или ансамбля.

На базе современных КДУ действуют кружки художественной самодеятельности, детского и взрослого художественного творчества, технического творчества. Чаще всего эти объединения работают на самоокупаемости либо на средства меценатов.

Кружки художественной самодеятельности:

Танцевальный

Театральный

Вокальный

Кукольный

Кружок игры на гитаре и др.

Кружки художественного творчества:

Декоративно-прикладного искусства

Изобразительного искусства

Мягкой игрушки и др.

Кружки технического творчества:

Техническое моделирование

Моделирование одежды и др.

Кружки отличаются свободой общения и доступностью материала.

Любительские объединения
Любительское объединение – объединение людей на базе КДУ благодаря общности интересов и увлечений.

Профили любительских объединений:

  1. Общественно политические клубы

    1. Клуб ветеранов войны и труда

    2. Клуб краеведов

    3. Клуб собаководов

    4. Дискуссионный клуб

  2. Военно-патриотические клубы

    1. Клубы ветеранов войны в Афганистане

    2. Клуб будущего воина

    3. Поисковые клубы

  3. Производственно-технические клубы

    1. Клуб наставников

    2. Клуб рационализаторов

    3. Клуб радиолюбителей

  4. Художественные объединения

    1. Клуб любителей песни

    2. Клуб любителей музыки

    3. Школа творческой молодежи

    4. Клуб любителей театра

    5. Кинолюбительство

    6. Фотоклуб

  5. Естественно-научные объединения (клубы любителей природы, натуралистов, цветоводов, астрономов)

  6. Физкультурно-оздоровительные объединения (туризм, альпинизм, клубы верховой езды, охотников, рыболовов)

  7. Многопрофильные направления – женские, мужские, подростковые, знатоков, выходного дня, пенсионеров, молодых матерей, знакомств, родительские клубы).

Любительские объединения создаются самими участниками на базе КДУ, их отличает, прежде всего, добровольность, свобода общения, свобода выбора форм работы (интересные встречи, чаепития и вечера отдыха, групповые занятия, привлечение профессионалов для консультаций и проведения встреч).

Камерные формы организации досуга:

салон, гостиная.
Салоны появились в России в подражание западным формам еще конце 18 века, как одна из форм «гостевания». Салон – это не место, это вечер встречи, на котором главной была хозяйка (реже хозяин), посетителей часто связывала не столько общность интересов, сколько факт знакомства или родственной связи с хозяйкой (известный салон З. Волконской любил посещать Пушкин). Салоны того времени можно охарактеризовать как литературно-художественный или политический кружок для узкого круга лиц, собирающийся в частном доме. Современные салоны и гостиные – распространенная форма досуговой работы в КДУ. Для их обстановки характерно создание атмосферы домашнего уюта – соответствующая мебель, растительность, музыкальные инструменты, часто программа салона или гостиной сопровождаются совместным чаепитием, иногда танцами.

Салон как мероприятие КДУ – это вечер для узкого круга лиц, объединенных общими интересами и увлечениями, создающий атмосферу ушедших времен. Салоны могут быть театральные, музыкальные, художественные, литературные. На таких вечерах в уютной «домашней» обстановке участники обмениваются информацией о спектаклях, концертах, поэзии и прозе, художественных произведениях. Часто салон строится по форме как вечер-воспоминание о прошедших эпохах, помогает участникам мероприятия окунуться в их атмосферу. Методы проведения салона весьма разнообразны – это может быть костюмированный вечер или, по образу салонов 18-19 веков, вечер, на котором «хозяйка» принимает гостей.

Гостиная – также одна из форм культурно-досугового общения на базе КДУ. Гостиные, как и салоны, бывают театральные, музыкальные, литературные. Исходя их названия, мотивом для проведения гостиной могут стать встреча с интересными людьми, вечер-воспоминание об известных поэтах, музыкантах, художниках, писателей, с просмотром или прослушиванием фрагментов их произведений в исполнении гостей или участников гостиной. Возможно в гостиной и чаепитие.

Детские недели
Комплексные формы работы привлекают к КДУ внимание большой аудитории. С этим связано появление детских недель – музыки, книги, театра и др. Их целью является выявление интереса детей к искусству. Детские недели проводятся систематически, в недельный ход их планируются разные формы работы (массовые, игровые, выставки, театрализованные представления) При подборе форм учитываются психологические и возрастные особенности ребенка. Во главе детской недели встает оргкомитет, который берет на себя составление плана, разработку сценариев, распределение ролей.

Начало детской недели предполагает торжественное открытие, в течение которого детям говорят о значении и роли того или иного вида искусства в жизни человека, знакомят с планом работы недели. Закрытие недели предполагает подведение итогов, награждение активистов, концерт.

Неделя детской книги:

Впервые такая форма работы была опробована в 1944 году. Неделя детской книги может проходить как в КДУ, так и на базе школы. Неделя детской книги может включать в себя следующие мероприятия: викторины, выставки, конкурсы рисунков, книжные базары, обзоры литературы, литературно-музыкальные композиции. Программа должна быть максимально разнообразной и динамичной. В качестве одной из форм работы может рассказ о книге, ее история. В течение недели проводятся заседания любителей книг (книголюбов), отражаются важнейшие литературные даты (дни рождения писателей и поэтов, показы спектаклей по книгам, конкурсы чтецов, литературные конференции

Неделя музыки:

Недели музыки в нашей стране регулярно проводятся с конца 70-х годов. Целью ее является пропаганда классической и современной музыки. В программу недели могут входить: музыкальная гостиная, спектакли, концерты, выступления профессиональных и юных музыкантов. Широко пропагандируются в неделю музыки разные ее жанры (оперетта, симфония, романс)

Театральная неделя строится на том же принципе.

Праздники и обряды
Праздники и обряды – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и общества. Обряды ведут свое летоисчисление с зарождения Руси, праздники же не имеют языческих корней и меняются параллельно с изменениями в строении общественного строя.

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с

её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом.

Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.

Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов идёт через праздник.

Календарь праздников меняется как меняется история Отечества. неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений и своей родословной.
1   2   3   4   5
написать администратору сайта