Содержание
Введение……………………………………………………...
1. Понятие и история этикета
2. Нормы и принципы профессионального этикета
3. Общие правила поведения сотрудников полиции
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Любая профессия предъявляет к людям, избравшим ее, определенные моральные требования. Общество всегда предъявляло наиболее высокие требования к сотрудникам органов внутренних дел.
Современное российское общество нуждается в твердой духовной опоре для проведения преобразований в политической, экономической и правовой сферах. В этих условиях возрастает значение морально-этических принципов и норм, остающихся неизменными в течение многих веков. Среди нравственных качеств человека наиболее значимыми всегда считались доброта и порядочность, честность и добросовестность, надежность, чувство долга, честь и достоинство.
Для сотрудников органов внутренних дел эти понятия не просто высокие слова, а суть профессионального Кодекса чести, закрепленная в нормативных документах, служебных традициях МВД России, международных нормах поведения полицейского. В повседневной деятельности сотрудника милиции важное место принадлежит культуре поведения на службе и в быту, умению вести себя в соответствии с нормами этикета, правилами хорошего тона, то есть – адекватно обстановке. Каждого человека, особенно сотрудника полиции, оценивают не только по профессиональным качествам, но и по внешнему виду, манере держаться, говорить, слушать собеседника.
Не следует забывать, что авторитет закона в значительной степени зависит от авторитета сотрудников органов правопорядка, людей, олицетворяющих закон, от их профессионального мастерства и нравственных качеств, знания профессионального этикета и умения проявлять такт и корректность, уважительное отношение к гражданам. Надев форму сотрудника органов внутренних дел, человек становится своеобразным символом Закона и Государства, поэтому его сугубо личные представления о добре и зле, благородстве и подлости, верности и предательстве превращаются почти в дело государственной важности.
В современном обществе образ сотрудника органов внутренних дел противоречив. Он имеет свои исторические корни и социально-психологические предпосылки.
В настоящее время существует необходимость изменить сложившийся шаблон восприятия сотрудника органов внутренних дел России, создать согласие и взаимопонимание между обществом и сотрудником ОВД. Способствовать осуществлению данной задачи во многом будет знание и соблюдение сотрудником органов внутренних дел профессионального этикета.
1.Понятие и история этикета
Каждое общество имело свою теорию морали и на ее основе разрабатывало подобающие своему времени и нравам правила приличия и обхождения с людьми. Для практической реализации таких правил и предназначен этикет. Если мораль, фигурально выражаясь, это общая нравственная стратегия, то этикет предоставляет тактические рекомендации должного поведения в тех или иных условиях.
«Этикет (от франц. – ярлык, этикетка) – это установленный порядок поведения где-либо, или, иными словами, свод правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения человека к другим людям. Имеется в виду обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда (стиль и соответствие)».1
Правила этикета, облаченные в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона – это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты. Вторая сторона – эстетическая – свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.
Слова «этика» и «этикет» в русском языке так близки по написанию и произношению, что невольно напрашивается мысль об их общности по смыслу. Некоторая смысловая общность между ними действительно есть.
«Этикет по своей этимологии (но не по содержанию!) не имеет с этикой ничего общего – их созвучие случайно. Термин «этика» имеет в своей основе древнегреческое слово ethos, обозначающий обычай, характер, образ мыслей. Что касается термина «этикет», то он произошел от старофранцузского глагола estiquer, в своем первоначальном значении включал свод правил, определявших форму и порядок поведения при дворе монарха для его приближенных».2
Многие правила этикета нельзя выполнить без осознания цели, постановки перед собой конкретных задач, выбора средств достижения, иногда довольно продолжительных действий и анализа результатов нравственного поступка.
Правила поведения, формировавшиеся в процессе истории человечества, всегда были практически обоснованными. Их целесообразность зависела и зависит от
вопроса – в чью пользу, кому выгодно? За время долгого развития человечества многие правила изменились, дополнились, многие вообще исчезли, часть же сохраняется традиционно, неизменно уже столетия, а может быть, и тысячелетия.
Еще древние греки учили человека самостоятельно мыслить, различать добро и зло, красивое и безобразное. Они считали, что единство доброго и прекрасного отражает гармонию человека; его поступки должны быть красивыми и добродетельными.
Большое внимание этикету уделялось уже во времена европейского Возрождения. Высшая знать и дворянство, своеобразно соревнуясь, скрупулезно выполняли правила своего этикета, особо почитая красоту внешнего поведения и некоторую небрежность, изящество и снисходительность к слабым, умение вести светскую беседу.
Первыми руководствами по поведению были «Манеры за столом» и составленная в 1204 г. испанцем Петрусом Альфонсом «Дисциплина клерикалис». За ними следовали книги о правилах поведения.
«Так, в Гамбурге в 1716 г. была издана книга с обстоятельным названием «Обычаи для вежливой и приличной беседы и жизни, для обхождения с высокими благородными лицами, себе подобными и женщинами, а также обучающие женщин умелому обхождению».3
В истории русской общественной мысли проблемам этики и этикета всегда уделялось большое внимание. Начиная с одного из первых русских философов – Иллариона в XII в., через все последующие века – период Древней Руси, затем Нового и Новейшего времени – они входили важной составной частью в философские произведения, летописи, былины, народные сказания и другие памятники духовной культуры. Особенностью этической мысли на Руси являлось обоснование духовности в качестве определяющей характеристики личности, почитание таких внутренних нравственных свойств, как храбрость, честность, патриотизм, здравый смысл, скромность и непритязательность в быту и др. Формирование этих внутренних качеств личности достигалось путем соответствующего воспитания и сопрягалось с практическими делами, непосредственным поведением и результатами деятельности. На Руси было немало князей, царей, крупных политических деятелей, мыслителей и проповедников, ученых и т.д., которые вошли в историю как духовные наставники, просветители, поборники морали: Владимир Святославович, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, декабристы, революционные демократы, которые очень многое сделали для укрепления и формирования духовно-нравственных устоев в обществе.
Общепринятые нормы поведения всегда занимали важное место в формировании духовной культуры на Руси. Так, уже в XII в. в «Поучении» Владимира Мономаха отражены многие внешние правила и нормы поведения молодых княжичей. «Молчи при старших, слушай премудрых, имей любовь со сверстными твоими и меньшими; научись языка воздержанью, ума смиренью; вставай до солнца, как мужи добрые делают, не ленись, ибо леность всем порокам мать; ленивый, что умел, то забудет, а что не умел, вовсе не научится».4
Конечно, и общественный прогресс способствовал взаимопроникновению правил поведения, обогащению культур. Мир становился теснее. Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте.
Нужно отметить, что в наше время многие из этих правил носят буквально традиционный характер, и их практическая ценность весьма сомнительна. Например, поднимаясь по лестнице, мужчина идет впереди женщины – требование, которое диктовалось длинным, достигающим пола женским платьем и свечным освещением, так как мужчина нес подсвечник, и на платье можно было легко наступить. Таким образом, и теперь, отчасти по традиции, мужчина поднимается по лестнице впереди женщины и спускается позади.
У европейских народов принято при приветствии пожимать друг другу руку.
Сегодня эта традиция истолковывается как свидетельство уважения. А поводом для этого обычая служила другая причина: миролюбивость, подтверждение мирных намерений. «Вытянутая и открытая правая рука должна была подтвердить, что в ней нет оружия: камня, ножа и пр. Если другая сторона была также мирно настроена, следовало непроизвольное рукопожатие – приветствие».5
Ту же мысль на Востоке арабы выражали скрещиванием рук на груди, туркмены засовывали руки в длинные рукава, у китайцев при поклоне руки свисали свободно по сторонам.
Национально-психологические особенности каждого народа наложили свой отпечаток на требования этикета. То, что принято в одной стране, может вызвать недоумение в другой; то, что считается приличным у одних народов, оказывается недопустимым у других. Правда, в последние годы наблюдается значительное сближение правил этикета, принятых в разных странах, в направлении европейских правил хорошего тона, что особенно заметно в деловой практике, тем не менее национальный колорит в поведении людей постоянно присутствует.
У разных народов разные обычаи. Различия обусловливаются историческими и местными условиями, характером народа и другими факторами. Поэтому неприемлемо навязывать обычаи одного народа другому. Уважая народ, мы должны уважать и его традиции.
Нет ничего бессмысленнее, чем возвести правила вежливости в догму, которой нужно было бы приносить в жертву личные благородные чувства, хороший вкус, естественное удобство и разумное, никому не мешающее благополучие. Нашему обществу должна быть присуща вежливость, вытекающая из сердечности и доброжелательности.
Однако такой вежливости и правил поведения, которые остаются этикетом и ограничиваются лишь хорошими манерами, нам недостаточно. Правила поведения нужно соблюдать осмысленно, в зависимости от ситуации, места и времени. Серьезную помощь в построении правильной линии поведения человека может оказать осознанное следование «золотому правилу» нравственности. Формулировка «золотого правила» нравственности следующая: (Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали к тебе.
2. Нормы и принципы профессионального этикета
Полицейская служба сложна и многогранна. Она всегда проходит на глазах у людей, в общении с ними и нередко связана с вторжением в сферу человеческих отношений, чувств, эмоций. Поэтому каждый сотрудник обязан отлично знать свое дело и обладать чертами, которые помогли бы ему при всей строгости и решительности действий сохранять в чистоте свое высокое назначение. Первостепенное значение имеют такие качества, как вежливость, скромность, выдержка, такт, взаимное уважение, дисциплинированность, готовность в любой момент прийти на помощь, умение выслушать критические замечания в свой адрес и без обиды исправить допущенную ошибку.
«Культура и этика милицейского труда проявляются в разных формах: в умении рационально организовать свой рабочий день и настойчиво осуществлять все намеченные мероприятия (последовательность), грамотно составлять служебные документы (компетентность), правильно излагать свои мысли (эрудированность)».
Приветливо здороваться, благодарить, внимательно выслушивать гражданина, предупредительно относиться к женщинам и старшим по возрасту, уметь искренне извиниться при какой-либо неловкости – все это не требует особенных усилий и напряжения, но является обязательным во взаимоотношениях с людьми. Такие качества изначально воспитываются в семье, в последующем – развиваются и совершенствуются в коллективе.
Сотрудникам полиции необходимо стремиться к тому, чтобы высокая культура и строгое соблюдение законности стали их отличительной чертой. Для населения образ сотрудника органов внутренних дел (полиции) должен быть неотделим от представлений о лучших человеческих качествах.
Хорошо известно, что сотруднику приходится иметь дело чаще всего с особым контингентом людей, преступивших закон или нарушивших общественный порядок. И здесь недопустимы две крайности. Первая – благодушие, непонимание того, что в отношении социально опасных элементов применяются разнообразные меры принуждения, вплоть до оружия и специальных средств. Вторая крайность – это излишняя подозрительность, придирчивость, недоверие к любому провинившемуся или оступившемуся человеку. При таком подходе к делу легко вообразить, что подавляющее большинство населения – это потенциальные правонарушители. Поэтому сотрудник полиции всегда должен умело сочетать меры убеждения, общественного воздействия и принуждения – это одно из определяющих требований к правоохранительной деятельности. Наряду с применением мер наказания, предусмотренных законами, необходима настоящая и серьезная забота о профилактике преступлений.
Действия сотрудников ОВД при всей строгости и решительности всегда должны быть справедливыми и понятными широким массам населения; только в этом случае можно рассчитывать на взаимопонимание людей, их поддержку и помощь. В свою очередь, в действиях сотрудника ОВД должно ярко просматриваться, прежде всего, уважительное отношение к человеческому достоинству; не случайно одним из четырех принципов деятельности российской полиции является уважение прав и свобод человека и гражданина.
Строгое соблюдение правил этикета – важное условие высокой культуры поведения сотрудника. Но даже самое детальное соблюдение этих правил не гарантирует соответствующего ситуации поведения, поскольку реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие нормы и правила не способны охватить их полностью. Чтобы избежать всех ошибок, необходимо выработать в себе чувство искренности и связанного с ней эмоционального сопереживания по отношению к собеседнику. Речь идет о такте. Развитое чувство такта позволяет сотруднику определить должную меру в выражениях и поступках, в проявлении интереса к другому человеку. Именно тактичность позволяет найти выход из проблемной коллизии в общении, не умаляя при этом достоинства других людей и не уменьшая собственного.
Профессиональный такт – это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении. Такт предполагает бережное, внимательное отношение к личности собеседника, исключающее возможность задеть какие-то его «больные струны». Это - умение тактично, корректно обойти, по возможности, вопросы, могущие вызвать неловкость у окружающих. Это - умение что-то сказать или сделать кстати, без ненужных «перегибов», назойливости и бесцеремонности».
Такт тесно связан с такими этикетными нормами, как вежливость, корректность, скромность.
Вежливость – это моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой и привычным способом обращения (обхождения) с окружающими. Это элементарное требование культуры поведения; она включает внимательность, доброжелательность, готовность оказать помощь нуждающемуся.
Корректность – особый оттенок вежливости, который заключается в умении держать себя в рамках общепринятых норм приличия в любых ситуациях. Проявить корректность – значит сохранить свое достоинство.
Скромность – одна из важнейших норм этикета. Скромный человек никогда не считает себя выдающейся личностью и не хвастает своими достижениями, даже если они очевидны. Скромный человек, не отказываясь от самооценки, всегда сопоставляет ее с мнением о себе окружающих. Но скромность отнюдь не означает самоунижения, отказа от гордости, независимости, самостоятельности в поведении и самовыражении. Она выражает подлинное уважение к людям, ограничение своих собственных потребностей существующими в обществе материальными условиями, а также критическое отношение к самому себе.
Воспитанный сотрудник полиции должен уметь себя вести, знать, как поступать в той или иной ситуации, проявляя сдержанность, сохраняя свое человеческое достоинство и не умаляя достоинства других людей.
«Создавая модели поведения в различных ситуациях и объясняя, как себя вести, этикет прививает человеку должные манеры и лучшие нравственные качества: милосердие, человечность, отзывчивость, доброту».6
Сотрудник правопорядка, прочно освоивший правила хорошего тона, становится свободнее, у него появляются уверенность в себе, адекватность самооценки, терпимость к слабостям и недостаткам других людей.
3. Общие правила поведения сотрудников полиции
Высокие требования, предъявляемые сегодня к нравственности и культурному уровню сотрудника, обусловлены тем, что он вынужден повседневно вторгаться в сложные области человеческих взаимоотношений, выступая в роли арбитра при острых конфликтных ситуациях, затрагивающих судьбы многих людей. Нравственная воспитанность, подлинная культура позволяют сотруднику преодолеть субъективизм, ограниченность личного опыта, понять мотивы, интересы и устремления других людей. В силу специфики служебной деятельности он не имеет права быть необъективным, грубым, черствым.
Любой промах или оплошность в полицейской работе, случай недостойного поведения, бескультурья, невежливости тотчас могут получить широкий резонанс и, обрастая слухами и домыслами, вызвать у людей искаженное представление о деятельности органов правопорядка, подорвать авторитет конкретной службы и подразделения.
На основе опыта работы органов и подразделений внутренних дел существуют общие рекомендации о правилах поведения сотрудника полиции в различных ситуациях, как в служебной, так и во внеслужебной обстановке.
«Сотрудник органов внутренних дел должен иметь чувство собственного достоинства – чувство уважения к себе и окружающим. Уважать окружающих – значит соблюдать определенные правила приличия, которые являются залогом гармоничных отношений между людьми».7
Следует дорожить своим словом. Не стоит обещать того, чего сделать не сможешь. Если же обещание дано, то необходимо выполнить его, иначе пострадает авторитет. Как воспитанному человеку следует проявлять уважение к другим людям во всем.
От правильного поведения и поступков в определенной степени зависит авторитет сотрудника органов внутренних дел.
Сотрудник обязан помнить, что его внешний вид должен быть безупречен.
«Не следует забывать, что внешний вид – есть отражение и характеристика внутренней культуры и что опрятность и подтянутость подчеркивают уважение к окружающим и тем самым дают право на уважение и к себе.
Сотрудник полиции должен всегда иметь опрятный вид, строевую подтянутость, держаться с достоинством, не сутулиться, ходить твердым и энергичным шагом. Хорошо подогнанная форма подчеркивает стройность фигуры, физическую силу. Находясь в форменной одежде, сотрудник полиции должен воздерживаться от ношения хозяйственных сумок, громоздких предметов, посещения рынков, и решения иных бытовых вопросов, Категорически запрещается пользоваться услугами торговых, культурно-бытовых и иных учреждений на льготных условиях, так как это ведет к дискредитации органов внутренних дел в глазах населения.
В обращении с гражданами также необходимо соблюдать определенные правила. Обращаясь к гражданину, необходимо вначале поздороваться с ним, приложив руку к головному убору, представиться – назвать должность, звание и фамилию, кратко сообщить причину или цель обращения. При этом следует не подзывать гражданина к себе, а подойти самому. Свои требования и замечания он должен излагать в учтивой и убедительной форме, объяснения надо выслушивать внимательно, не перебивая говорящего.
Когда гражданин обращается к полицейскому, его необходимо внимательно выслушать, ответить на поставленный вопрос или разъяснить, куда нужно обращаться для его решения. Если необходимо, то спокойно, без раздражения повторить ответ и разъяснить его смысл. Ни в коем случае не следует указывать гражданину на несущественность его просьбы.
«Сотрудник должен действовать четко, профессионально грамотно, неизменно проявляя при этом сочувствие, доброжелательность и уважение к собеседнику. Ведь в полицию обращаются, как правило, в сложных ситуациях, и долг сотрудника – помочь людям в их беде».8
Никогда не следует отвечать резкостью на резкость, грубостью на грубость. Спокойная, твердая и доброжелательная манера обращения – лучшее средство устранения негативной реакции и создания нормальной атмосферы для беседы.
Особенно важно соблюдение норм служебной этики и культуры поведения при наложении штрафа или применении иной формы наказания в отношении нарушителя общественного порядка, правил дорожного движения, так в данном случае наказание – не самоцель, а средство воспитания. Кроме того, сотрудник полиции обязан спокойно, вежливо и внятно объяснить нарушителю характер и тяжесть вины и показать возможные последствия нарушения. Следует помнить, что сама беседа сотрудника с нарушителем является эффективным средством воспитания, поэтому, если нарушение незначительное, вполне правомерно ограничиться замечанием.
Важно твердо помнить, что хотя сотрудник полиции должен быть принципиальным в вопросах охраны общественного порядка и безопасности граждан, но это не означает, что к любому нарушению он должен подходить с максимальной строгостью.
Существенной стороной работы полиции является помощь гражданам, попавшим в сложные обстоятельства. В таком положении могут оказаться дети, престарелые и инвалиды, женщины с малолетними детьми.
«С подростками сотрудник должен обходиться так же вежливо, как и с взрослыми. Наставления и замечания детям (подросткам) делаются с учетом их психологии и уровня развития. К детям младшего и среднего школьного возраста применяется обращение на «ты», а старшего – на «вы».9
Сотрудник не должен оставлять без внимания шалости и другие необдуманные действия детей. Необходимо остановить их и сделать необходимое замечание, объяснить, как следует вести себя на улице. Однако преступные действия несовершеннолетних по отношению к сотрудникам милиции должны решительно пресекаться.
Сотрудники не вмешиваются в споры и ссоры частного характера, за исключением случаев, когда имеется непосредственная опасность для жизни и здоровья граждан, допускается нарушение общественного порядка, совершаются противоправные действия.
Сотрудник зачастую имеет дело с бродягами, лицами в нетрезвом состоянии, наркоманами. В таких случаях он должен при необходимости быть готов к оказанию первой медицинской помощи, отправке людей в больницу, обнаружению пропавших лиц, оказанию помощи пострадавшим. В этой работе следует оказывать предпочтение гуманным, а не карательным методам.
Сотрудник полиции обязан уметь определять правонарушения, осуществляемые сознательно, из хулиганских, корыстных или провокационных побуждений. В этих случаях он должен немедленно и со всей решительностью пресечь неправомерные действия. Деятельность сотрудника в данной ситуации регламентируется соответствующими служебными инструкциями, однако и в этих случаях он должен придерживаться определенных норм служебной этики.
При обнаружении противоправных действий сотрудник полиции обязан потребовать их прекращения, обоснованно объяснить нарушителю положения соответствующих нормативно-правовых документов. Излагать эти доводы следует в вежливой, тактичной и убедительной форме. Необходимо принять все меры для того, чтобы противоправный характер действий нарушителя стал очевидным для окружающих, вызвал бы у них отрицательную реакцию, готовность оказать поддержку милиции.
При задержании правонарушителя, особенно в присутствии граждан, сотрудник милиции обязан проявлять максимум выдержки и спокойствия, действовать в соответствии с ситуацией. Применение в необходимых случаях физической силы и специальных средств, использование других форм принуждения не должно быть демонстративно грубым. Не следует вступать в споры с окружающими, прибегать к резким выражениям или жестам или совершать какие-либо действия, провоцирующие осложнение обстановки.
Если сотрудник полиции был вынужден при задержании применять физическую силу или оружие (на поражение) и травмировал или ранил правонарушителя, он обязан оказать неотложную медицинскую помощь этому лицу, а при смертельном исходе – обеспечить охрану тела убитого.
Особую выдержку и такт сотрудник должен проявлять в конфликтных ситуациях, принимая все возможные меры для их прекращения.
«При конфликтных ситуациях сотрудник руководствуется обычными нормами служебной этики, однако соблюдает их с особой тщательностью. Следует твердо помнить, что малейшая бестактность, резкость, грубость, раздражительность (так же, как и проявление нерешительности и слабости) могут привести к развитию конфликта и поддержке окружающими правонарушителя. И наоборот, корректные, правомерные, уверенные и решительные действия, самообладание и спокойствие способны вызвать симпатию граждан и обеспечить их содействие».10
Если на замечания нарушитель реагирует возбужденно, надо, не вступая с ним в пререкания и споры, дать ему успокоиться, а затем объяснить, что в своих действиях сотрудник полиции руководствуется не неприязненными чувствами или отрицательными эмоциями, а интересами общества, необходимостью охраны общественного порядка и спокойствия граждан. Разъясняя правонарушителю неправомерность его действий, необходимо сослаться на соответствующие законы, постановления и другие нормативно-правовые акты.
Нормы служебной этики и культуры поведения неукоснительно соблюдаются и во время допроса, где они практически целиком совпадают со специфическими требованиями к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Спокойный, терпеливый, сочувствующий и дружелюбный тон при допросе потерпевшего или свидетеля помогает гражданину преодолеть волнение, вспомнить и подробно передать обстоятельства случившегося. Спокойно, терпеливо и вежливо, но вместе с тем твердо и строго, без заигрывания и угроз следует допрашивать обвиняемого или подозреваемого в совершении преступления.
Обыск требует чуткости, выдержки и спокойствия, поскольку он затрагивает интересы членов семьи обвиняемого и оказывает на них сильное эмоциональное воздействие. В этом случае категорически запрещаются нравоучения, насмешливые или осуждающие замечания, а также высказывания по поводу уклада жизни или вещей обыскиваемых.
Профессиональная этика предъявляет ряд требований ко всем сотрудникам ОВД. Эти нормы определяют особую, моральную ответственность руководящих кадров системы правоохранительных органов.
Начальник должен постоянно показывать пример организованности, дисциплины, добросовестного отношения к делу, прививать подчиненным чувство внимательного отношения к гражданам, особенно при разрешении просьб, заявлений и жалоб, требовать от каждого сотрудника образцового внешнего вида и подтянутости. Тактичность, предупредительность, вежливость, приветливость – неотъемлемые качества руководителя.
Любой начальник – только исполнитель законов, на которых основаны его власть, права и обязанности. Но как человек, как член коллектива он является товарищем всем, кто с ним служит.
«Требования Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ применимы к каждому сотруднику органов внутренних дел, независимо от должности, звания или иного служебного статуса».11
От культуры поведения, правильного стиля руководства людьми, взаимоотношений руководителя с подчиненными во многом зависят качество выполняемой работы и морально-психологическая атмосфера в подразделении.
Прием граждан ответственными сотрудниками органов, подразделений, учреждений является одним из главных факторов, способствующих пропаганде деятельности сотрудников правоохранительных органов. Гражданина, приглашенного для беседы, следует принять в назначенное время, проявить заинтересованность в разговоре. Не стоит просматривать документы, не имеющих отношения к беседе, поскольку малейший признак равнодушия серьезно помешает созданию атмосферы доверия в беседе с посетителем.
Если посетитель должен письменно изложить свое заявление, но затрудняется это сделать, следует оказать ему необходимую помощь.
Если вопрос, с которым обращается посетитель, не в силах решить, то следует дать гражданину адрес или телефон лиц, в компетенцию которых входит решение этой проблемы. В случае отказа в просьбе, с которой обратился посетитель нужно объяснить причины отказа и порядок обжалования принятого решения.
В какое бы время суток и по какому бы вопросу ни обратился гражданин в дежурную часть полиции, его надо внимательно выслушать и дать исчерпывающий ответ. Ни в коем случае не указывать гражданину на несущественную причину его визита.
Человек, который поверхностно усвоил моральные принципы и правила хорошего тона, может произвести приятное впечатление, но подобный уровень культуры не представляет ценности для людей, отвечающих за правопорядок и безопасность в государстве и обществе. Важно помнить, что любая форма вежливости ценится и принимается людьми при подлинной искренности, истинно высоких и бескорыстных побудительных мотивах.
Заключение
Нормы и правила общения в органах внутренних дел выражаются в профессиональном этикете, который определяется и закреплен уставами, приказами, инструкциями и положением о прохождении службы. Этикет сотрудников ОВД – составная часть их нравственно-эстетической культуры, включающей установленные нормы поведения, как в самих служебных коллективах, так и в общении с гражданами.
Каждому сотруднику органов внутренних дел следует помнить, что его деятельность проходит на глазах многих граждан и в общении с ними. Находясь на службе, он является представителем власти и от его поведения зависит авторитет этой власти среди населения. Поэтому каждый сотрудник обязан отлично знать свое дело и обладать чертами, которые помогали бы ему при всей строгости и решительности действий сохранять высокое звание сотрудника правопорядка.
В последние годы в органах внутренних дел происходит большая текучесть кадров, принимается на работу большое количество граждан, и каждый ставит различную цель в своей службе. Встречаются сотрудники, которые на службе стремятся заработать деньги противоправным способом. Этому способствуют и социальные предпосылки, и личные качества человека.
Изучение, хотя бы даже знакомство с этикой, по моему мнению, в определенной степени может способствовать предотвращению профессиональной деформации сознания, поможет дать ответ на вопрос, что и как нужно делать, чтобы порядочных людей было больше. Однако человек, который поверхностно усвоил моральные принципы и правила хорошего тона, может произвести приятное впечатление, но подобный уровень культуры не представляет ценности для сотрудника органов внутренних дел. Нужно быть культурным человеком, а не казаться им. Выполнять правила этикета нужно не по настроению, а постоянно, систематически.
Сотрудникам органов внутренних дел необходимо стремиться к тому, чтобы высокая культура и строгое соблюдение законности стали их отличительными чертами. Для населения понятие «полицейский» должно быть неотъемлемо от представлений о самых лучших человеческих качествах.
Список использованной литературы
профессиональная этика нравственность
1. Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.
2. Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов / И.И. Аминов, О.В. Афанасьева, А.Т. Васьков, А.М. Воронов и др.; Под ред. проф. Ю.В. Наумкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, Закон и право, 2002.
3. Пылев С.С. Духовно-нравственные и культурные основы деятельности полиции и милиции России (история и современность). Монография. – М. 2003.
4. Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций в 3 ч. – М.: ЮИ МВД России, 1999. Ч. 2.
5. Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций в 3 ч. – М.: ЮИ МВД России, 2001. Ч. 3.
6. Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник / Под ред. проф. Г.В. Дубова. – М.: Издательство «Щит-М», 2003.
Размещено на www.allbest.ru
1 Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов / И.И. Аминов, О.В. Афанасьева, А.Т. Васьков, А.М. Воронов и др.; Под ред. проф. Ю.В. Наумкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, Закон и право, 2002. С. 473.
2 Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник / Под ред. проф. Г.В. Дубова. – М.: Издательство «Щит-М», 2003. С. 317.
3 Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций в 3 ч. – М.: ЮИ МВД России, 1999. Ч. 2. С. 49.
4 Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций в 3 ч. – М.: ЮИ МВД России, 1999. Ч. 2. С. 49.
5 Педагогика. Этика: Учебник для вузов / И.И. Аминов, О.В. Афанасьева, А.Т. Васьков, А.М. Воронов и др.; Под ред. проф. Ю.В. Наумкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, Закон и право, 2002. С. 477.
6 1 Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций в 3 ч. – М.: ЮИ МВД России, 1999. Ч. 2. С. 57.
7 1 Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов / И.И. Аминов, О.В. Афанасьева, А.Т. Васьков, А.М. Воронов и др.; Под ред. проф. Ю.В. Наумкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, Закон и право, 2002. С. 494.
8 1 Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов / И.И. Аминов, О.В. Афанасьева, А.Т. Васьков, А.М. Воронов и др.; Под ред. проф. Ю.В. Наумкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, Закон и право, 2002. С. 496.
9 1 Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов / И.И. Аминов, О.В. Афанасьева, А.Т. Васьков, А.М. Воронов и др.; Под ред. проф. Ю.В. Наумкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, Закон и право, 2002. С. 497.
10 1 Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов / И.И. Аминов, О.В. Афанасьева, А.Т. Васьков, А.М. Воронов и др.; Под ред. проф. Ю.В. Наумкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, Закон и право, 2002. С. 499.
11 1 Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов / И.И. Аминов, О.В. Афанасьева, А.Т. Васьков, А.М. Воронов и др.; Под ред. проф. Ю.В. Наумкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, Закон и право, 2002. С. 500.
|