Главная страница
Навигация по странице:

философия. Соотношение диалектического и исторического материализма



Скачать 97.56 Kb.
Название Соотношение диалектического и исторического материализма
Анкор философия.docx
Дата 24.04.2017
Размер 97.56 Kb.
Формат файла docx
Имя файла философия.docx
Тип Документы
#2709

Соотношение диалектического и исторического материализма




Исторический материализм, как мы же знаем философская наука об обществе. Возникает необходимость выяснить, каково же его соотношение с диалектическим материализмом. Диалектический материализм — философская наука об общих законах, которым подчиняются все формы движения материи. Общество — особая, а именно социальная, форма движения материи. Исторический материализм — это и есть диалектический материализм, примененный к анализу развития общества, конкретизированный применительно к своеобразной форме движения материи.

Однако из сказанного не следует, что диалектический материализм возможен до исторического материализма и независим от него.

Философия существует почти 3 тысячи лет. За это время сменилось много материалистических школ и философских систем. Но в них содержались лишь подходы к научному пониманию мира. Не было ни одного мыслителя, который создал бы последовательно научную философию. И это связано в первую очередь с тем, что никто из них не смог научно-материалистически объяснить общественную жизнь. А без материалистического понимания истории невозможно строго научное представление о мире в целом. Материализм до К- Маркса поэтому был половинчатым, ограниченным. Только К. Маркс, материалистически объяснив общественную жизнь, создал тем самым философски последовательный и цельный взгляд на мир, включая природу и общество. Вот почему можно сказать, что диалектический материализм так же невозможен без исторического, как последний без первого. Они органически связаны и друг без друга невозможны. Философия марксизма — это диалектический и исторический материализм.

Многие философы до К. Маркса были материалистами в понимании природы и идеалистами в понимании общественной жизни. Это верно, но этим сказано не все. Надо добавить, что и в объяснении природы их материализм был метафизическим, то есть лишенным знания законов диалектики, присущих движущейся материи. Только К. Маркс, открыв решающую роль материального производства в жизни общества и взглянув на общественную жизнь в ее движении и развитии, соединил материализм и диалектику. Возникновение диалектического материализма имело своей основой осмысление общественно-исторической практики. Разумеется, создание и разработка научной философии были связаны также с использованием результатов развития естественных наук.

Основные вопросы в философии Марксизма

Классическая марксистская философия возникла в 40х годах 19 века в Германии на волне рабочего движения, как идейное выражение этого процесса. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоретическими источниками – французский материализм 18 века и немецкая классическая философия. Специфика марксистской философии состояла в ее изначальной обращенность к проблемем земли, т.е. к злободневным вопросам общественной жизни – экономика, социальные отношения, политическая жизнь.

Философия марксизма есть исторический и диалектический материализм. Материализм был применен к исследованию природы, общества и самого человека. Марксистской философии присуща диалектика, как метод философского мышления и теория развития. Для этой философии характерна ориентация на практическое изменение мира, в котором существует человек труда.

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Марксистское решение проблемы отчуждения человека, поставленное Руссо, опираетсяна представление, что акпиталистическое общество являет собой бесчеловечную среду, которая пораждает социальные неравенства. Марксизмом весь исторический процес был разделен на две крупные эпохи: 1. Предыстория (первобытное, рабовладельческое, феодальная и буржуазная формации). В этих обществах человек не свободен, поскольку подавлен властью общины или государства, ститией рынка и т.д. На смену предыстории должна придти подлинная история, которая будет твориться людьми сознательными. Идея социалистической революции – идея радикального способа перехода общества из состояние несвободы в царство подлинной свободы. В Марксизме революция рассматривается как изменение экономических основ общества, преодоление частной собственности, как источника эксплуотации человека человеком. Этот переворот должен осуществить пролетариат, как неимущий класс, а сама революция станет двигателем исторического процесса. По мнению марксистов, коммунизм станет новой эпохой в истории чесловечества, эпохой полного контроля человека над социальным и природным миром. Становление коммунимзма это длительный процесс, период глубоких преобразований во всей системе общественных отношений, смена самого образа жизни людей. В итоге утвердится ассоциация свободных тружеников во всемирном масштабе.

«Манифест Коммунистической партии» – первое программное произведение марксизма. «Капитал» – основное произведение марксизма в котором Маркс раскрыл экономическое строение современного ему капиталистического общества. В «Диалектике природы» Энгельс разрабатывал марксистское учение о материи, ее свойствах, формах и способах существования.

Марксизм состоит из трех частей: материалистическая философия, политическая экономия, теория научного социализма. В Западной Европе – Меринг, Лафарк, Кауцкий и т.д. Благодаря их усилиям, марксизм стал международным явлением. В России марксистская теория стала проникать в 80х годах 19 века благодаря Плеханову и его соратникам. Ленинизм – это марксизм эпохи подготовки и практического осуществления пролетарских революций в некоторых странах Европы.

Взгляды Ленина изложены в «Философские тетради», «Государство и революция», «Материализм и империокритицизм». Взгляды Ленина были очень радикальными. В марксистской теории он видел, прежде всего, инструментальную функцию, которая обслуживала бы практику политической борьбы.

Основное в системе марксизма – это дух активного преобразования общества в стремлении устроить мир разумно и справедливо.

Материализм и идеализм в философии

В философии в зависимости от решения ее основного вопроса выделяется два направления - идеализм и материализм. Их противоположность фиксируется самыми разными мыслителями, хотя сам вопрос - вопрос об отношении мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы - большинством философов не формулируется в качестве основополагающего.

Рассмотрим подробнее эти две концепции.

Материализм. Одним из важных философских понятий является понятие материального. Совокупность всего материального называется в философии материей. Материя - это предельно широкое понятие, название. Любой предмет окружающего мира является разновидностью или формой материи. Таким образом, материя существует не в виде какого-то определенного предмета, а в виде огромного и даже бесконечного количества своих форм. Материки и океаны, планеты и звезды, растения и животные - это все различные формы материи.

Одним из важных философских вопросов является проблема происхождения материи. В зависимости от ответа на этот вопрос можно выделить несколько глобальных представлений о мире.

Первое из них называется материализмом. Материализм - философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) - вторичным (результатом, следствием).

Развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого её возникновения и встретить повсюду в истории философии. Материализм существовал задолго до появления марксистского его варианта.

В античности еще Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и в неё превращается. Наиболее последовательно проводили материалистическую линию Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах.

Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть, склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Французские материалисты понятие материи отождествляли с понятием вещества и утверждали, что все материальные тела состоят из неизменных и неделимых атомов и молекул.

Свойствами материи они признавали тяжесть, непроницаемость, фигуру, протяженность и движение, а под движением понимали перемещение материальных тел в пространстве и движение частиц внутри тел. [3]

Определяющее влияние на европейскую философию он приобретает в XIX веке (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л.А. Фейербах, Д.Ф. Штраус,. Бюхнер, Э. Геккель, Е. Дюринг). Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в России (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и другие) и в Западной Европе (Маркс, Энгельс). Диалектический материализм Маркса, Энгельса и Ленина, в отличие от всех остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу: материя для него - это "…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".

Главным в философии материализма является мысль о том, материя ниоткуда не взялась и никуда не может деться, потому что она существует вечно, является первоначалом мира, самим миром. Материя - это все.

Материя существует на различных уровнях сложности. Самой сложной и совершенной формой материи является человеческий мозг, который порождает сознание или мышление. Любая мысль является нематериальной. Ведь ее нельзя воспринять органами чувств, и она не обладает никакими физическими свойствами (ее нельзя увидеть, потрогать, измерить, нагреть и т.д. и т.п.) Все что не воспринимается органами чувств и не имеет физических качеств называется в философии термином "идеальное", который, таким образом, противоположен понятию "материальное". Мысль, следовательно, идеальна, но она - продукт мозга, а мозг - это форма материи. Значит, материальное первично, а идеальное вторично и существует только на базе материального, благодаря ему и после него. Идеальное же вторично и полностью зависит от материального. Где нет мыслящей формы материи - мозга, там не может быть ничего идеального.

С точки зрения материализма материя бесконечна не только в пространстве и времени, но также - в своих свойствах или качествах, а значит бесконечно наше познание окружающего мира, и полных знаний о нем, окончательной истины мы не достигнем никогда

Противоположным материализму философским воззрением является идеализм. Идеальное в философии - это все то, что не воспринимается нашими органами чувств и не имеет физических качеств

Идеализм - это термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, считающих единственно подлинной реальностью чувственно воспринимаемую, а жизненные ценности - сводящимися к телесным вещам и их денежному эквиваленту.

В VII - VIII веках философы постоянно пользуются термином "идея", но "идеализм" у них встречается редко. Считается, что впервые он употреблен в статье Лейбница 1702 г. "Ответ на размышления Бейля".

Идеализм имеет различные, но связанные между собою значения, которые могут быть расположены в последовательный ряд по мере углубления понятия:

в самом обыкновенном и поверхностном смысле под идеализмом понимают наклонность к более высокой, чем следует, оценке лиц и жизненных явлений, то есть к идеализации действительности;

далее идеализмом называется преобладание у кого-либо общих интересов над частными, умственных и нравственных над материальными;

сродный с этим, но более глубокий смысл получает идеализм, когда им обозначается сознательное пренебрежение реальными практическими условиями жизни вследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственного или духовного порядка;

идеализм Платона или идеализм дуалистического типа, основанный на резком противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений.

Значительными представителями идеализма в философии были также Фихте (субъективный идеализм), Шеллинг (объективный идеализм), Гегель (абсолютный идеализм).

Главным утверждением идеализма является мысль о том, что Сознание вечно, несотворимо и неуничтожимо. Оно есть всё (точно так же, как и материя в материализме). Оно - первоначало мира, которое порождает, создает или творит все материальное, физическое, телесное, чувственное. Таким образом с идеалистической точки зрения Сознание первично, а материя вторична, она существует только на базе Сознания, благодаря ему и после него. Таким образом, все материальное - это проявление, воплощение или инобытие (иная форма существования) идеального. Следовательно, если материалистическое воззрение тесно связано с атеизмом, то идеализм, наоборот, близок к религиозным представлениям.

Идеалистическая философия говорит о том, что человеческое мышление или разум - это малая частица мирового Сознания, которая является как бы "божьей искрой", находящейся в любом человеке. Поэтому познание мира, представляющего собой бесконечное Сознание, вполне возможно, ведь в нас представлена его частица, с помощью которой мы можем приобщиться к нему[4].

Таким образом, основные положения материализма и противоположного ему идеализма, можно сформулировать следующим образом.

Материализм учит, что:

1. Мир материален по самой своей природе, все существующее появляется на основе материальных причин, возникает и развивается в соответствии с законами движения материи.

2. Материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания, и духовное существует вовсе не отдельно от материального, а все умственное, или духовное, является продуктом материальных процессов.

3. Мир и его законы являются полностью познаваемыми и, хотя многое может быть непознанным, нет ничего, что по природе является непознаваемым.

Эти положения материализма противоположны положениям идеализма. Идеализм утверждает, что:

1. Материальный мир зависит от духовного.

2. Дух, или разум, или идея может и действительно существует отдельно от материи. (Самой крайней формой этого утверждения является субъективный идеализм, который считает, что материя вообще не существует и является, чистой иллюзией)

3. Существует область таинственного и непознаваемого, "над", или "за пределами", или "позади" того, что может быть установлено и познано посредство приятии, опыта и науки.

 Субъективный и объективный идеализм

Объективный идеализм и субъективный идеализм основные формы идеалистического мировоззрения, рассматривающего духовное начало в качестве первичного, определяющего начала мира, а материальное в качестве вторичного, производного от духа. Различие между объективным и субъективным идеализмом в том, что О.и. признает существование материи, хотя и считает ее порождением духовного начала, а С.и. либо вообще отрицает существование материи, либо ставит это существование под сомнение. С позиций С.и. «мир – это комплекс ощущений субъекта», «существовать значит быть в восприятии». Т.е. единственная реальность, которую признает С.и. – это ощущения субъекта. К О.и. относятся учения Платона, Шеллинга, Гегеля, представления о мире в христианстве, исламе и др.; к С.и. – учения Беркли, Юма, Канта и др.

Структурно-логические схемы:

объективный и субъективный идеализм

Схема "Объективный и субъективный идеализм"








Понятие движения

Движение - есть способ существования материи. В общем плане движения определяется как изменения вообще. Под "Движением" понимают широкий круг изменений : количестве и качестве; перемещение тел в пространстве. Смена ощущений и.т.д. Различные изменения обладают специфичностью один отличается от другого. 
Главным в проблеме движения является вопрос о его источнике. 
В мифологии происходит одушевление природы, космоса. Говорится о творении происхождения мира (природы, людей, животных) повествуется о деяниях богов; причина всех изменений первобытные люди видели в следующем: 
1. В душе объектов явлений. Понятие душа отражало духовный, психологический мир человека, душа рассматривалась причиной движения тела, в силу того что природа одушевлялась причиной движения всех объектов рассматривалась их душа. 
2. Сила, понятие сила появилось для описания активности самих людей, их способности создавать движения, передавать их. Со временем сила освободилась от антропоморфных элементов, и превратилось в научное понятие (классическая механика) 
3. Противоречия в мифах. Повествуется о полезных и вредных, добрых и злых силах и.т.д Говорится о богах соперниках, небо и Тартар, выступают противоположностями, взаимодействие, которых является изменения. Представления людей о единстве противоположности - это изобретение первобытного человека. 

Формы и виды

Движение существует в разнообразных формах. Разнообразие форм движения как атрибута материи определяет многообразие форм организации материи.

Фридрих Энгельс на разных уровнях системной организации материи выделил несколько основных форм движения:

  • механическая

  • физическая (тепловая, электромагнитная, гравитационная, атомная и ядерная);

  • химическая

  • биологическая

  • социальная

  • географическая

Энгельс также указывает на преемственную связь между всеми формами движения материи: высшие формы не сводимы к низшим, но обязательно их подразумевают.

Понятие сознания

При рассмотрении стороны сознания необходимо обращать внимание на 2 момента: 
1) Сознание есть свойство высокоорганизованной материи мозга. Мозг составляет материальную основу психологических явлений. Данные естествознаний говорят о том, что сознание есть функция человеческого мозга. Мозг дифференциал на различные участки обладающих функциональным многообразием. 
2) Сознание есть отражение человеком внешнего мира. Этот тезис разделяли многие мыслители. С точки зрения материального сознания это воск, который способен принимать различные формы под воздействие из вне. 
Основной деятели материализма полагали, что отражение внешнего мира происходит в материальной деятельности людей. Более того материальная деятельность определяет структуру сознания. 
В отражении внешнего мира человеком и животным существует как общее так и различное. 
Различие - сознание человека возникает на базе развитой первой системы - головного мозга, но этого не достаточно. Для возникновения сознания требуется факторы социального порядка - трудовая коллективная деятельность людей. Сознание формируется благодаря труду и общению в первую очередь языковому. Если этих факторов не будет, то у ребенка не возникает сознание. 
Различие в отражении состоит в том, что животные не выделяют себя из внешнего мира, не отличают себя от своей жизнедеятельности. Человек же изменяет природу своими действиями. Отличительной чертой является самосознание, осознание своего личного Я. Выделить себя из природы человеку позволяет наличие второй сигнальной системы. 
Общее связано с чувственным отражением действительности. Кроме того, животные обладают сознательным планомерными действиями. Им присущ - индивидуализм и дедукция, анализ и синтез и.т.д. Кроме того, животные эмоционально отражают мир. 
Рассмотрение сознания на отражения внешнего мира не позволяет отождествлять сознание с физиологическими материальными процессами. Сознание идеально. Идеально сознание постольку, поскольку в голове человека образуются снимки, по ним объекты материальной действительности. Необходимо различать сознание и психику. Психика - внутренний духовный мир человека. Сознание - является одной из составляющих психики. 

Структура психики (сознание) 

1) чувственное. Отражение действительности. 
2) Абстрактное - логическое отражение с помощью понятий, суждений. 
3) Эмоции - это субъективные реакции человека и животного на воздействие внутреннего и внешнего раздражителей. Эмоции отражают не сами объекты, а лишь объективные отношения к человеку. 
4) Воля - способность человека к выбору цели и ее реализации 
5) Бессознательное - совокупность психологических процессов не представленных в сознание человека. 
- сновидение 
- интуиция 
- случай мгновенного решения задачи 
Бессознательное представлено широким кругом явлений. В первые научному анализу явлений бессознательного были подвергнуты З.Фрейдом (1856-1939) Фрейд показал, что поведения человека не определяется полностью его разумом как думали на протяжении многих столетий. По мнению Фрейда позади разума и логики стоят некие скрытые, но подданные властелины: инстинкт, эгоизм и.т.д 
Основополагающим в жизни по мнению Фрейда является половой инстинкт. Все перечисленные пять элементов являются структурой человеческой психики. Первые 4 элемента выражают структуру сознания. Человеческая психика представляет собой единство сознательного и бессознательного. 
Все элементы человеческой психик органически связаны между собой. 
Особый интерес представляет проблема взаимодействия сознательного и бессознательного. 
Структуру психики необходимо учитывать при рассмотрении моделирования психики. 

Понятие бытие

Бытие́ — в самом широком значении — существование.

Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии. В более узком[прояснить] значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Понятие бытия в русский философский язык вводит Григорий Теплов в 1751 году как перевод латинского термина

Диалектический материализм уравнивает понятие реальности, бытия и природы[источник не указан 443 дня]. Марксизм также вводит понятие общественного бытия как оппозицию общественного сознания. Диалектический материализм в целом не отрицает, что сознание, мышление имеют бытие, но придерживается мнения, что бытие сознания, мышления порождено и обозначено[прояснить] через бытие материи, природы. В материалистической гносеологии бытие противопоставлено сознанию как объективная реальность, которая существует вне сознания. Диалектический материализм считает объективно-реальное бытие (материю) независимым от сознания, чувств, опыта; что бытие есть объективная реальность, а сознание есть отображение бытия
написать администратору сайта