Навигация по странице:
-
26 вопрос .Формы бытия
-
Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий.
-
. Целесообразно выделить следующее различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия
-
2) Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие.
-
4) Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества.
-
2,2. Понятие материи в философии, его мировоззренческое и методологическое значение.
-
3,2. Движение как способ бытия материи. Основные формы движения материи, их диалектика.
-
Вопрос 10 Объективно идеалистическая философия Платона, его социально-политические взгляды.
-
4,2 .Пpоcтpaнcтво и вpемя как формы сущ-ния материи, особенности про-но временных свойств....
|
философия. М. это самое общее представление о мире. М. человека постоянно находится в развитии. М. включает в себя 2 самостоятельные части мировосприятие и миропонимание
М.- это самое общее представление о мире. М. человека постоянно находится в развитии. М. включает в себя 2 самостоятельные части: мировосприятие и миропонимание. Мировосприятие хаp-ся способностью человека познавать мир на чувственно наглядном, т.е. на уровне образов и в этом случае оно определяет эмоциональный настрой человека. Миропонимание формируется на основе процесса познавательной или пpактич. деятельности человека. Основ. эл-тами миропонимания явл. знание или заблуждение. практика не только одного человека, но и всего общества. Значение миpопоним. состоит в том, что оно представляет собой основу формирования интереса и потребностей человека. Его системную ценность ориентацию, а значит и мотивов его деятельности. М. м.б. философским и религиозным. Фил. миpовозp. бывает материалистическим и идеологическим. Матеpиалистич. м. связано с признанием первичности материи и вторичности по отношению к ней человеческого разума. Идеалист. м. основывается на признании существования некого мирового разума, явл-ся создателем всего окружающего нас мира. В свою очередь идеалистич. м. подразделяется на объективный и субъективный идеализм. В объективном идеализме все окpуж. определяет некий мировой разум (бог). Субъективный идеализм - это м. в котором окpуж. нас мир представляется комплексом ощущений отдельного человека.
Вопрос 8
Первой формой существования философии явилась мифология. Философия возникает как разрешение противоречия м/у мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и нов. знанием и мышлением. На зарождение античной философии оказал влияние метод познания используемый в медицине и истории, к-pый пришел также в противоречие с мифологическим мышлением. характерная черта метода это требования не расходящегося с жизненной практикой проверяемого наблюдением и чуждого всяким пустым гипотезам знания основанного на поиске реального причинного объяснения. И поскольку миpовоззpенч. значимость мифа была уже подорвана, образовался своего рода миpовоззp. вакуум требующий заполнения, его и заполняет философия, выступающая разрешением этого исходного противоречия м/у мифом и научной установкой.
Вопрос 36Религия - такая форма м., в к-pой освоение мира осуществляется через его удвоение. Специфика религии - в особом хаp-pе ее "второго" мира и его смысловой роли. Основу религиозного м. составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Религия развивалась на почве сознания зависимости людей от таких неподконтрольных сил, как иллюзорное восполнение слабости общества перед таинственными силами.
26 вопрос .Формы бытия ,
В чем смысл проблемы бытия? Почему оно постоянно - с древности и до наших дней - обсуждается философия? Почему многие мыслители считали и считают ее исходной для систематических философских размышлений? Наша жизнедеятельность опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы принимаем без сомнений и рассуждений. Самая первая и самая универсальная — естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется здесь, наличествует. Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий. А поводов для этого более чем достаточно. Ведь окружающий мир, природный и социальный, то и дело задает человечеству трудные вопросы. Размышления о бытии не может основываться на простой констатации существовании мира «здесь» и «теперь». Установив, что мир существует «здесь», не естественно ли заключить, что мир существует не только здесь, но и «там», за дальними горизонтами?… не значит ли это, что мир существует везде? Достаточно было сказать, что мир существует «теперь» и напрашивались вопросы о его прошлом и будущем… возникла именно проблема бытия, расчлененная на тесно взаимосвязанные аспекты (проблемы). Первый аспект проблемы бытия — это есть цепочка мысли о бытии, ответы на вопросы, каждый из которых побуждает к постановке следующего. Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда. Как долго существуют отдельные вещи, люди, организмы? Они конечны, переходящие. Корень, смысл проблемы — в противоречивом единстве не переходящего бытия природы, как целого, и переходящего бытия вещей, человеческих существ. Второй аспект: мир существует как не переходящие единство в не и независимо от воли и сознания человека. Природа, человек, мысли, идеи,… - они образуют целостное единство, бесконечного не переходящего мира. Третий аспект связан с тем, что мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития, и реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов и поколений людей. Целесообразно выделить следующее различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:
1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на: бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы, как целого, и бытие вещей и процессов произведенных человеком.
2) Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие.
3) Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное.
4) Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества.
2.1 Ф., её предмет, проблемы и роль в обществе.
Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть etc. Каждая эпоха и каждая общественная группа или класс имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех таких решений и ответов образуют М., к-ая выражается посредством категорий. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей или как говорят обладает особой методологической ф-ей. В центре ф-их проблем стоят вопросы о М. Одной из основных ф-ций Ф. является обоснование оправдание и анализ М. Ядром ф. на ранних стадиях ее развития было учение о первооснове всего сущего, из к-рой все возникает и в к-рую все превращается. Но при всей неоднозначности и видоизменениях позиций сохранялась основная задача: связать фрагменты человеческих знаний воедино. Тем самым проблема первоначала смыкалась с другой проблемой: единого и многого. Поиск единства в многообразии мира выражал характерную для философской мысли задачу синтеза человеческого опыта, знаний. Т.о., ф. выступила как ф. природы. Постепенно в сферу ф. вошли и стали постоянным предметом ее интереса вопросы общественной жизни людей. Предметом раздумий философов неизменно выступали и сам человек, его природа, ум, чувства и др.
Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием. Его содержание составляет альтернатива: ...что явл-ся первичным: дух или природа... . В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, что принимали за исходное, определяющее, они составили 2 противоположных направления. Позиция, согласно к-рой мир объясняется, исходя из духа, сознания получила название идеализма: в ряде моментов он пересекается с религией. Философы же, бравшие за основу миропонимания природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания, примыкали к различным школам материализма, во многом родственного по своим установкам к науке.
Основные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.
2,2. Понятие материи в философии, его мировоззренческое и методологическое значение.
Категория материи является фундаментальным философским понятием. Определение материи было дано В.И. Лениным: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущении его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них». В этом определении выделено 2 основных признака: 1) Материя существует независимо от сознания 2) Она копируется, фотографируется, отображается ощущениями. Первая характеристика означает признание первичности материи по отношению к сознанию, вторая — признание принципиальной познаваемости материального мира. В этом определении отсутствуют ссылки на конкретные свойства и виды материи, не перечисленных каких-либо ее конкретных характеристик. В традиции материализма были и другие определения. Например, многие материалисты XVIII —XIX столетия определяли материю, как совокупность неделимых корпускул (атомов), из которых построен мир. Это бессмысленно определять материю через перечисление ее известных вдов и форм., т.к.: развитие науки будет приводить к развитию неизвестных ранее свойств видов и форм материи. Примером такого кризиса была ситуация, возникшая в физике конца XIX начала XX века. Это было время революции в естествознании, связанной с коренной ломкой прежних представлений о строении материи. Одним из важнейших было открытие делимости атома. Т.о., остается только один способ определить материю, - выделить такой предельно общий признак, который характеризует любые виды материи признак, независимо от того, познаны они уже или еще только будут познаны в будущем. Таким общим признаком является свойство «быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания». Определяя материю посредством этого признака, диалектический материализм не явно предполагает бесконечное развитие материи и ее неисчерпаемость. Делимость атома с этих позиций означает не уничтожение материи, а расширение горизонта наших знаний о матери и открытие ее новых видов. Определение материи через признак «быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания», еще не дает явного знания о том, как структурирована материя. Однако неявно уже предполагает, что материя неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств, а значит, обладает определенной, пусть очень сложной, структурой. Конкретное представление о том какова эта структура, каково строение материи, складывается в процессе познания и практики.
3.1. Атомистика Демокрита и Эпикура в античной философии.
Знаменитый греческий философ Демокрит принимает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое — атом. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, что бытие — одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота — это небытие и как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том что бытие не множественно. Демокрит различает мир атомов — как истинный и потому познаваемый лишь разумом — и мир чувственных вещей представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляет атомы и их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной сущего. В атомизме отвергается положение элиатов о неподвижности бытия. Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество отдельных «бытий» - атомов, которые трактует материалистически. Этика Эпикура: физический и социальный атомизм. Полный отказ от социального активизма Отдельный человек а не одно целое Вот отправной пункт эпикуровской этики. Индивид - первичен : все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц, от субъективных желаний. Общественный союз не высшая цель, но лишь средство для личного благополучия индивидов. Атомистическая натурфилософия Эпикара: реальным является бытие отдельных атомов, а то, что составляется из них - вещи и явления видимого мира, весь космос в целом , - это лишь вторичное образование, скопление атомов.
3,2. Движение как способ бытия материи. Основные формы движения материи, их диалектика.
Движение - сущностный атрибут материи, способ существования материи: быть - значит быть в движении. Вопрос о первоначальном источнике всеобщих изменений, движения сущего, его развития, так же как и об источнике существования материи, нередко решали, ссылаясь на всемогущество божественной силы, вселенскую волю etc. Материализм же особенно диалектический говорит, что дв-ие как и материя несотворимо и не уничтожимо: оно не привносится извне, а заключено в самой природе материи. Одни формы дв-ия превращаются в другие. Покой существует лишь как х-ка дв-ия в его какой-либо устойчивой форме. Абсолютный покой невозможен, ибо обрести его - значит перестать существовать. Формы дв-ия материи органически связаны с определенным уровнем ее структурной организации, каждый из к-ых хар-ся своей системой закономерностей и своим носителем: субмикроэлементарный уровень - гипотетическая форма сущ-ия материи полевой природы из к-ой рождаются элементарные частицы (микроэлементарный уровеь), далее образуются ядра (ядерный), а из них молекулы (молекулярный) из молекул агрегаты - газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический), последние образуют звезды, планеты, галактики etc. (космический). Органический уровень - результат постепенного усложнения молекул углеродистых соединений, приведшего к образованию органических соединений. Человек и общество (социальный уровень) - высшая форма дв-ия материи. Формы дв-ия: механическая -> химическая -> биологическая -> социальная.
Изменение в Ф обозначается понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменение состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение это взаимное превращение элементарных частиц, и расширение Галактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Материя не может существовать вне движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. Иначе говоря движение внутренне присуще материи. Оно также абсолютно, как абсолютна сама материя. Основные типы движения: 1 тип - это движение когда сохраняется качество предмета 2 тип — связан с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляет собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета.
Формы движения материи.
Идею о формах движения материй и их взаимосвязи выдвинул Ф. Энгельс. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы:
1) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, то есть каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения;
2) между формами движения существует генетическая связь, то есть форма движения возникает на базе низших форм;
3) высшие формы движения качественно специфичны и не сводимы к низшим формам.
Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс выделил 5 форм движения материи:
- механическое;
- физическое;
- химическое;
- биологическое;
- социальное.
Вопрос 10 Объективно идеалистическая философия Платона, его социально-политические взгляды.
Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию. Но в отличии от элиатов и также, как у Демокрита бытие у Платона предстает как множественное. Но если Демокрит понимал бытие как материальный, физический атом, то Платон рассматривает его как идеальное бестелесное образование — идею, выступая тем самым как родоначальник идеалистической линии в философии. Все имеет части, изменчиво и потому не тождественно себе, а следовательно не существует. Существует только то, что не имеет частей и, не принадлежит к чувственно- пространственному миру (существование хар- ка очень важная пи подразумевает вечность, неизменность, бессмертие) . П утверждает, что истинное бытие - «это некие умопостигаемые бестелесные идеи» Т. о., нематериальные сверхчувствительные идеи составляют сущность чувственного мира, данного нам в опыте. Единое по П не есть бытие, оно выше бытия и составляет условие возможности бытия т. е. идей. Давая идеалистическую трактовку бытия П осуществил важный шаг в движении философии от метафорического понятия к мышлению По П, чтобы объяснить то или иное явление надо найти его идею то, что не дано чувственному восприятию.
4,2 .Пpоcтpaнcтво и вpемя как формы сущ-ния материи, особенности про-но временных свойств....
Каковы бы формы бытия не рассматривались, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. Материя бесконечна во всех своих проявлениях, и единственным ее постоянным св-вом является независимость от челов. сознания. Пространство и время обусловлены материей как форма своим содержанием, и потому каждый уровень движения материи обладает своей пространственно-временной структурой. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях. Всеобщие свойства П. и В.: объективность и независимость от сознания человека; абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движением материи; зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре; количеств. и качеств бесконечность.
Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная организованность и изменчивость бытия. Пространство и время — это формы бытия материи. В истории философии существовали разные концепции пространства и времени.
1) субстанциальная концепция рассматривает П. и В. как особые сущности, которые существую сами по себе. Сторонники — Ньютон, Демокрит, Эпикур.
2) В противовес субстанциональному подходу в истории философии развилась реляционная концепция пространства и времени. Яркий сторонник — Лейбниц.
Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтительности реляционного материалистического подхода. Особую роль сыграло создание теории относительности .
Теория относительности (1905 год, А. Эйнштейн) выявила глубокую связь между П. и В. , показав, что в природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которое оно по разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.
Идея специальной теории относительности получила дальнейшее развитие в общей теории относительности, которая была создана Эйнштейном в 1916 году. В этой теории было показано, что геометрия пространства- времени определяется характером поля тяготения, которое, в свою очередь, определено взаимным расположением тяготеющих масс. Вблизи больших тяготеющих масс происходит искривление пространства (его отклонение от евклидовой метрики) и замедление хода времени. Здесь пространство, время, материя и движение оказываются ограниченно сплавленными между собой.
|
|
|