Главная страница
Навигация по странице:

Специфика жанра «сенсационного романа». Специфика жанра сенсационного романа в английской литературе (У. Коллинз, М. Рид)



Название Специфика жанра сенсационного романа в английской литературе (У. Коллинз, М. Рид)
Анкор Специфика жанра «сенсационного романа» .doc
Дата 26.05.2017
Размер 50 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Специфика жанра «сенсационного романа» .doc
Тип Документы
#9671

Специфика жанра «сенсационного романа» в английской литературе (У.Коллинз, М.Рид)

В 60-е годы XIX века в Англии произошло изменение классовой структуры общества. Буржуазия превратилась в ведущую социально-нравственную силу, во многом определяющую весь «климат» общественной и духовной жизни страны.

Особый дух предпринимательства и рыночных отношений, стремление к успеху и материальному благополучию проявились не только в социально-политической, но и культурной жизни страны. В это время явно обозначилась оппозиция массовой литературы с ее стремлением к упрощению, развлекательности и сенсационности и «серьезной» литературы, рассчитанной на образованного читателя. Книги и дешевые литературно-художественные журналы, издание которых оказалось прибыльным делом, стали предметом потребления, как одежда и предметы интерьера. Такие журналы должны были отвечать основному требованию своих потребителей – быть легким и увлекательным чтением.

1860-е годы называют «сенсационным десятилетием» и потому, что появляются шокирующие рекламные объявления и журналы, обсуждающие в своих статьях сенсационные преступления и скандалы. При постановке популярных мелодрам использовались спецэффекты: разработанная система освещения и различного рода механические трюки. В это время в Великобритании проходят многочисленные выставки, создается новая технология репрезентации, что позволяет назвать 60-е эпохой зрелищности.

В это же время впервые в Великобритании частные судебные процессы проходят открыто в зале судебных заседаний и превращаются в публичное зрелище. Детали и подробности скандальных процессов моментально появляются на страницах газет и журналов.

Ведущим жанром английской литературы в 1860-е годы остается роман. В этот период наивысшего развития достигает социальный роман (Ч.Диккенс, Дж.Элиот, Э.Троллоп), в его рамках происходит процесс интеллектуализации и психологизации. В рамках массовой литературы развивается жанр сенсационного романа. Отличительной чертой сенсационного жанра стала ориентация на широкий в культурном отношении круг читателей из разных социальных слоев.

Первый сенсационный роман появился в 1860 году – «Женщина в белом» У.Коллинза.

Авторами сенсационных романов стали: Майн Рид («Всадник без головы» 1866), Мэри Элизабет Брэддон («Секрет Леди Одли» 1861-1862) и др. Прекрасные образцы жанра сенсационного романа были созданы автором «Женщины в белом», он написал – «Без имени» (1862), «Армадэль» (1866), «Лунный камень»(1868).

В литературных журналах – «Ежеквартальное обозрение», «Эдинбургское обозрение» - давалось определение жанра сенсационного романа. В результате были выделены следующие основополагающие моменты:

- стремление адаптировать произведение в соответствии с желаниями и вкусами публики, для которой оно создается;

- способность шокировать, приводить читателя в состояние крайнего эмоционального возбуждения;

- особый настрой авторов, стремящихся изменить в сознании современников существующие стереотипы.

Повествовательная традиция сенсационного романа возрождает жанр готического романа, но в трансформированном виде. У.Коллинз романом «Женщина в белом» вернул интерес к готическому роману с его тайнами, мистическими совпадениями и неожиданными откровениями, приводящими читателя в ужас. Однако при этом он наполнил уже существующую в литературе форму новым содержанием.

Основные жанрообразующие черты готического романа, заимствованные сенсационным романом:

- мотив тайны,

- образ готического злодея,

- повествовательная концентрация на внешнем сюжетном действии, пробуждающем сильные эмоциональные переживания.

В отличие от готического романа в сенсационном

- готический мотив тайны претерпевает трансформацию: тайны могут быть связаны с внешним проявлением жизни героев (сокрытие каких-либо фактов биографии, подмена имени, фальсификация смерти героев, совершенные ими преступления и др.) и тайны, связанные с внутренними (психологическими и нравственными) переживаниями героев;

- образ готического злодея превращается в легко узнаваемого, реального представителя викторианского общества , обладающего индивидуальными чертами характера и психологией;

- сюжеты связаны с современной действительностью, с текущими событиями жизни современников,

- в произведениях присутствуют многочисленные описания быта, окружающей обстановки, нравов и типов поведения;

- действие разворачивается в особняках аристократии и богатых представителей среднего класса (а не в готическом аббатстве, замке, часто полуразрушенном и находящемся за пределами страны, что позволяет с точностью не только изобразить жизненный уклад, но и увидеть необычайно напряженные конфликты и трагедии, ужасающие семейные тайны, которые скрываются за богатыми фасадами. Дом, семья, в которые так свято верили викторианцы, видя в них гаранты общественной морали и стабильности, в действительности таят страшные преступления: незаконные браки, измены, убийства.

Перенос действия романов в Англию периода правления королевы Виктории (обычно в сенсационных романах дается точное указание времени действия) позволяет писателям добиться эффекта правдоподобия происходящего, что вызывает в читателях чувства более сильные, чем те, что испытывались при чтении готических романов. Получалось, что все описанное происходит «по соседству», и может случиться с ним самим, а не в мире готических фантазий. Это ощущение еще более усиливалось за счет введения в текст сенсационных романов ссылок на события современности.

Сенсационный тип конфликта связан с сенсационной тайной противостоянием двух традиционных для этого жанра сил - «сенсационного злодея» и его «жертвы», обычно наивной и доверчивой героини.
Уилки Коллинз (1824-1889) родился в Лондоне в семье известного английского художника-пейзажиста Уильяма Коллинза. Первая опубликованная книга – биография отца.

С 1851 Коллинз был близким другом Диккенсу, писал многочисленные статьи и рассказы для журналов «Домашнее чтение», «Круглый год». Коллинз принимал деятельное участие в театральных задумках Диккенса.

Коллинз отстаивал документальную точность материала, его актуальность и увлекательность, в целом – сенсационность. Писатель настаивал на отборе драматических эпизодов из обычной жизни, с чем спорили Джордж Элиот и Энтони Троллоп, сторонники концепции «домашнего», «обыденного» реализма.

Роман «Женщина в белом» напоминает традиционную схему «готического» романа XVIII века: разработанная авантюрная интрига, поляризация героев, странность и ирреальность происходящих событий. Коллинз разрабатывает то направление готического романа, которое было представлено Анной Радклиф – фантастические явления в дальнейшем объясняются естественными причинами, а предчувствие беды и страх автор стремится обосновать психологически. Противопоставление добра и зла – Мэриан Голкомб и граф Фоско и баронет Глайд.

Основные темы романа – разрушительная сила денег, толкающая людей на преступления, и обличение закона, который также подчинен власти денег.

В романе 10 повествователей, все они принадлежат к разным социальным слоям. Построение романа напоминает том уголовного дела. Каждый персонаж получает речевую характе0ристику (все герои имеют свою манеру повествования) и характеризуется через восприятие других персонажей. Таким образом, повествование стремится к правдивости многогранности.

В то же время построение романа в виде монологов - свидетельств персонажей придает действию театральность: события как будто разыгрываются перед читателем.

Коллинз использует прием монтажа – контрастное соположение монологов (после Уолтера Хартрайта – монолог поверенного семьи Уинсета Гилмора). Это помогает выделить особенности характеров, а действию придать динамизм (эта техника повествования найдет отражение в «Кольце и книге» Р.Браунинга).

Лейтмотив романа - одиночество: Мэрион Голкомб одинока в борьбе против графа Фоско; Уолтер Хартрайт одинок в стремлении доказатьличность леди Глайд; Анна Катерик одинока в своем безумии; Персиваль Глайд одинок в неспособности иметь настоящих друзей; граф Фоско одинок потому, что никто не может сравниться с ним по силе интеллекта и духа.

В "Женщине в белом" Коллинз очень эффектно использует мотив безумия героини, а также мотив "двойничества".

Романом «Женщина в белом» Коллинз дал толчок к развитию детективного жанра. Он создал атмосферу тайны в реальных условиях. А один из главных персонажей этого романа, граф Фоско, лицемерный злодей, наделен злобным остроумием, и в то же время для него характерно сентиментальное пристрастие к кошкам и птичкам. Этот герой послужил прообразом целого ряда героев позднейшего детектива. В результате Коллинз кладет начало детективному роману. Отказываясь от философской и социальной проблематики, он создает жанр "потрясающего" развлекательного чтения, где разгадка преступления и личности преступника занимает центральное место в развертывании сюжета

Майн Рид (1818-1883) - ирландский писатель. В 1840 году в поисках приключений он уезжает в Америку, на еще не освоенные просторы Запада, Там он охотится, торгует с индейцами. Какое-то время он был учителем и репортером. В качестве корреспондента одной из газет Майн Рид принял участие в мексиканской войне 1846-1848 гг., не очень задумываясь о характере этой войны, захватнической со стороны Америки. Тяжелое ранение в ногу, полученное им в бою под Чапультепеком, беспокоило его всю жизнь. В 1848 году в чине капитана Майн Рид выходит в отставку, но тут же спешит уехать в Европу, чтобы принять участие в революционном движении сначала в Баварии, затем в Венгрии. Но прибывает он туда слишком поздно. Майн Рид оседает в Лондоне. Испытав неудачи на коммерческом и журналистском поприще (Рид пытался основать новый журнал), он решает посвятить себя литературе. Первый роман Майн Рида, "Вольные стрелки", вышедший в 1850 году, описывал события мексиканской войны. В течение последующего десятилетия выходят лучшие романы писателя: "Охотники за скальпами", "Квартеронка", "Оцеола, вождь семинолов" и другие. Им сопутствует бурный успех. Рид, подменявший реалистическую типизацию документированием частных, отдельных фактов, может считаться первым английским натуралистом.
Подзаголовок многих его книг - "роман фактов" (a matter of fact romance).
Рид был неутомим в собирании фактического материала. Боясь вида крови, он присутствовал при хирургической операции; страдая морской болезнью, выходил в море на рыболовном судне. Он считал, что начинать писать можно не раньше сорока лет, когда накопится достаточный запас наблюдений. Рид был адвокатом, и это давало ему в руки множество фактов, которые он приводил в своих романах. Кроме личного опыта, он чрезвычайно ценил документальный материал и очень гордился своими папками с газетными вырезками, подтверждавшими приведенные им в романах данные, и записными книжками, с указателями, - по ним он мог в любое время найти нужный факт. Любимыми писателями Рида были А.Дюма и Эжен Сю, их он ставил выше Фильдинга и Бальзака, которых упрекал в отсутствии драматизма.
«Всадник без головы» (1866) - один из самых известных его романов. Жанр можно определить как авантюрно-приключенческий. Действие романа происходит в пятидесятых годах XIX в. в приграничных районах штата Техас. Богатый плантатор Вудли Пойндекстер со своей семьей, состоящей из сына, дочери и племянника, переезжает из штата Луизиана в свой новый дом, Каса-дель-Корво. «Всадник без головы» относится к жанру сенсационного романа, т.к. в прологе романа описывается сверхъестественное явление – по прерии мчится всадник без головы. Объяснение это явление получает лишь в развязке романа. Герои романа поляризированы. Офицер Колхаун – воплощение злого начала. Автор намекает на то, что Колхаун случайно разбогател после мексиканской кампании (немало награбил во время военных действий). Его принцип – вседозволенность для всех, кто обладает деньгами. Главный конфликт возникает из-за соперничества между ним и Морисом Джеральдом, охотником за дикими мустангами. Оба они борются за сердце дочери плантатора Луизы. Майн Рид воспроизводит дикие пейзажи прерии, природа гармонична, живет по своим справедливым законам. Главный герой- мустангер Морис Джеральд как будто влит в природу. Последние главы книги посвящены расследованию убийства брата Луизы. Автор держит читателя в напряжении, предлагая ему несколько кандидатур подозреваемых. В убийстве обвиняют Джеральда, его жизнь висит на волоске. Перед глазами читателя картина разъяренной толпы, ждущей расправы без суда и следствия. Характерная для Майн Рида благополучная концовка, когда торжествует справедливость, несколько условна.

Мэри Элизабет Брэддон (1835 -1915) – автор более восьмидесяти романов, очень популярная писательница викторианской Англии (ее романы, как и Коллинза, и Рида экранизированы). «Секрет леди Одли» (1861-1862) особенно отвечает эстетике сенсационного романа: строится вокруг тайны, а точнее преступления – его раскрытие определяет сюжетно-композиционную организацию произведения. В центре героиня, стремящаяся любыми способами выжить и отстоять свои права в обществе. Героиня из наивной, ангелоподобной девушки сама превращается в злодейку, красивую, сильную, не уступающую в интеллекте мужчине. Конфликтная ситуация в «Секрете леди Одли» изменена по сравнению с предшествующими романами: в роли сенсационного злодея оказывается главная героиня романа Хелен Толбойз (леди Одли).

Таким образом, сенсационные романы были обусловлены особой ситуацией. Несмотря на всю эпатажность их сюжетов они разрабатывают те же темы, что и основное направление викторианской литературы: социальные классы, взаимоотношения полов, деньги, семья, мораль и нравы, брак и социальные изменения.
написать администратору сайта