Навигация по странице:
|
Строевые Тренажи. Строевая подготовка, являясь основной частью боевой подготовки, оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности войск
Введение
Строевая подготовка, являясь основной частью боевой подготовки, оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности войск. Она закаляет волю воинов, способствует соблюдению воинского порядка и дисциплины, совершенствует умение воинов владеть своим | телом, развивает наблюдательность, чувство коллективизма и исполнительности.
Без правильно поставленного строевого обучения трудно добиться четких действий) воинов в современном бою.
Основой подготовки личного состава подразделения к совместным действиям был, есть и остается строй. Он вырабатывает у воинов способность быстро, точно и одновременно исполнять волю командира. Строевая подготовка основана на глубоком понимании военнослужащими необходимости четких, быстрых и одновременных действий при выполнении) приемов в составе подразделения.
Строевая выучка дисциплинирует военнослужащих, вырабатывает у них быстроту и четкость действий при вооружении и на технике, а также способствует приобретению навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по| другим предметам обучения.
Излагая в учебно-методическом пособии закономерности, принципы, правила и методы строевого обучения, авторы стремились показать их применительно к учебным занятиям, проходящим на Военной кафедре ИГЭУ, так как основы строевой выучки студентов закладываются на строевых тренажах. В пособии в компактной, доступной форме изложены отрабатываемые задачи и методы их проведения (с учетом времени прохождения строевых тренажей).
Кроме приобретения и закрепления навыков в выполнении строевых приемов студенты на строевых тренажах могут приобретать и навыки в командовании подразделениями, что им крайне необходимо, как будущим офицерам.
Для овладения методическим мастерством решающее значение имеют умение студента анализировать свои успехи и неудачи, результаты каждого занятия, систематическая работа студента над повышением своих знаний. Вот почему желательно, чтобы студенты, опираясь на рекомендации данного пособия, настойчиво совершенствовали свои личные навыки строевой подготовки и свое мастерство в обучении подчиненных.
Методы строевого обучения
Методы обучения - это пути и способы, с помощью которых достигается сообщение и усвоение знаний, формирование навыков и умений, выработка высоких морально-боевых и психологических качеств. Каждый метод состоит из взаимосвязанных элементов, которые] принято называть приемами обучения.
Так, например, демонстрация изучаемого действия по разделениям или в целом - это приемы метода показа; изложение порядка выполнения элемента - это прием метода рассказа. В большинстве случаев несколько методов обучения применяются в сочетании, например: показ с рассказом, объяснение с упражнением. В том или ином сочетании один из методов играет ведущую роль, а другие - подчиненную.
В строевом обучении в основном применяются следующие методы: устное изложение; показ; тренировка; самостоятельное изучение.
Устное изложение учебного материала всегда занимало и занимает важное место в учебном процессе. В строевом обучении, как правило, применяется объяснение, которое чаще всего сочетается с показом (демонстрацией) изучаемых приемов и действий.
Показ представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых у обучаемых создается наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления о приемах и действиях. Одной из разновидностей метода показа является демонстрация.
Тренировка - это многократное, сознательное и усложняющееся повторение определенных приемов в целях выработки и совершенствования у обучаемых навыков и умений.
В процессе обучения командир должен добиваться, чтобы в повторении материала активно участвовали все подчиненные.
Объяснение приема или действия должно быть кратким, четким и ясным. Каждая часть объяснения должна сопровождаться практическим показом.
Место командира при проведении занятий по строевой подготовке должно обеспечивать наблюдение за действиями обучаемых, чтобы командир мог своевременно замечать допущенные ими ошибки и добиваться их устранения.
Большое значение в строевом обучении имеет умение командира четко и громко подавать команды. Нечетко поданная команда затрудняет ее выполнение, а неправильно поданная - приводит военнослужащих в замешательство или к невыполнению приема.
Перед подачей команды или отдачей приказа командир обязан принять положение "смирно". Это воспитывает у подчиненных дисциплинированность и уважение к строю.
Обучение строевым приемам надо проводить в такой последовательности: ознакомление, разучивание, тренировка.
Для ознакомления с приемом командир должен: назвать прием и указать, где и для какой цели он применяется;
- подать команду, по которой выполняется прием;
- показать строго по строевому уставу, как выполняется прием в целом, а затем в медленном темпе - по разделениям с кратким пояснением порядка его выполнения.
На ознакомление с приемом должно затрачиваться минимальное время.
В зависимости от сложности строевого приема разучивание его может проводиться: в целом, если прием несложный; по разделениям, если прием сложный и отдельные его элементы трудно усваиваются.
Изучение каждого элемента приема (если он не сложен по выполнению) также начинается с показа и краткого объяснения.
Приемы, показанные четко, правильно и красиво, всегда производят на обучаемых большое впечатление и вызывают желание выполнять их так, как было показано.
Показ необходимо всегда сопровождать кратким объяснением. Для создания полного и правильного представления об изучаемом приеме или действии недостаточно иметь только зрительное представление, нужно его еще и осмыслить.
Объяснение позволяет раскрыть такие стороны изучаемых строевых приемов или действий, которые трудно усваиваются при показе.
В завершении обучения проводится тренировка, которая заключается в многократном выполнении изучаемого приема в целом. При этом командир должен добиваться, чтобы все приемы выполнялись правильно, быстро, красиво и четко.
Командир добьется лучших результатов в своей практической деятельности по обучению, сможет избежать ошибок, если будет учитывать состояние и индивидуальные особенности обучаемых.
Планирование строевой тренировки
Работа командира по строевому обучению подчиненных начинается с планирования. При планировании занятий по строевой подготовке командир должен руководствоваться требованиями программы боевой подготовки, задачами, поставленными перед подразделением по строевой подготовке, положениями Строевого устава Вооруженных Сил РФ.
Программы предоставляют командиру право определять время на отработку темы в зависимости от подготовленности обучаемых. Таким образом, количество занятий и учебных вопросов по каждой теме может быть различным.
Нельзя переходить к изучению очередного учебного вопроса, пока качественно не будет отработан предыдущий. Если по какой-либо причине один из учебных вопросов данного занятия опущен или не усвоен, он должен быть отработан в часы самостоятельной подготовки или перенесен на очередное занятие.
Занятия по строевой подготовке проводятся регулярно, через равные промежутки времени, чтобы не утрачивались навыки, приобретенные студентами на предыдущем занятии.
Занятие по строевой подготовке, как и любое другое занятие достигает цели в том случае, если оно тщательно подготовлено и материально обеспечено.
На Военных кафедрах ВУЗов занятия проводятся, как правило, в составе взвода под руководством преподавателя Военной кафедры.
Каждое занятие должно состоять из трех частей:
вводной части, в которую входят осмотр внешнего вида военнослужащих и вывод подразделений к месту занятий, объявление темы, цели занятия, учебных вопросов и повторение ранее изученных приемов;
-
основной части, включающей изучение и отработку новых приемов по разделениям и в целом; тренировка приемов, которая проводится по командам командира, самостоятельно, попарно и в составе отделения (взвода);
заключительной части, в которой рекомендуется провести разбор, выделить лучших и дать задание на самоподготовку.
Порядок проведения строевых тренировок
Строевые тренировки проводятся на плацу Военной кафедры, специально оборудованном для этих занятий. В ходе одного занятия, длительность которого не превышает двадцати минут, отрабатывается один или несколько строевых элементов. Место проведения занятия по строевой подготовке взводу указывается дежурным по Военной кафедре на утреннем разводе. После развода взвод занимает указанное место на плацу, и преподаватель или назначенный им студент приступает к обучению взвода строевым элементам. При этом строевая тренировка может проводиться, как со всем взводом в целом (например, тема: "Движение строевым шагом, повороты в движении"), так и по отделениям (тема: "Выход из строя и постановка в строй"). Тренировка по отделениям проводится, если позволяют размеры строевого плаца, для повышения интенсивности обучения, как правило, по тем темам, где обучаемые выполняют строевые элементы по очереди. Если строевые элементы выполняются всеми одновременно, то такие тренировки могут проводиться, как правило в составе взвода. Проведение тренировки по отделениям позволяет, кроме того, большему количеству студентов получить командные навыки. Подробно план проведения каждой конкретной строевой тренировки приведен в приложениях №1 и №2 в виде образцов план-конспектов.
Все занятия по строевой подготовке делятся на темы, и за одно занятие отрабатываются базовые элементы какой-либо одной темы строевой подготовки. Для студентов второго года обучения на Военной кафедре рекомендуются к отработке следующие семь тем строевой) подготовки:
1. Строевой смотр и проведение строевого расчета. Проводится 1 раз за семестр на первом занятии по строевой подготовке, в процессе которого студенты уясняют требования по внешнему виду на занятиях на Военной кафедре и свое место в строю взвода и отделения. В дальнейшем студенты закрепляют усвоенные правила выполнения строевого смотра и строевого расчета на утреннем разводе и на занятиях по строевой подготовке.
2. Строевая стойка и повороты на месте. Проводятся 1 раз за семестр, поскольку являются не сложными элементами строевой подготовки, и в дальнейшем тренировка этих элементов осуществляется при изучении следующих тем строевых тренировок:
подход к начальнику и отход от него;
выход из строя и постановка в строй.
3. Движение строевым шагом.
Проводится 1 раз в семестр, для обучения студентов правильному выполнению строевого элемента. В дальнейшем полученные навыки закрепляются на занятиях по темам:
повороты в движении;
воинское приветствие в движении;
подход к начальнику и отход от него;
выход из строя и постановка в строй;
во время утреннего развода.
4. Повороты в движении. Проводятся 1-2 раза в семестр для обучения студентов выполнению строевого элемента. В дальнейшем полученные навыки закрепляются во время утреннего развода и в ходе тренировки по теме "Движение строевым шагом".
5. Воинское приветствие на месте и в движении.
Проводится 1 раз за семестр для обучения студентов правильному выполнению строевого элемента. В дальнейшем навыки закрепляются на занятиях по темам:
подход к начальнику и отход от него;
во время прохождения торжественным маршем на утреннем разводе.
6. Подход к начальнику и отход от него. Проводится 1-2 раза в течение семестра, поскольку является одним из сложных элементов строевой подготовки и отрабатывается студентами только при общении непосредственно с начальниками в процессе обучения на Военной кафедре.
7. Выход из строя и постановка в строй. Проводится 1 раз в течение семестра, чего достаточно для закрепления правил выполнения данного строевого элемента, навыки по которому так же отрабатываются на следующих тренировках:
строевая стойка и повороты на месте; подход к начальнику и отход от него;
движение строевым шагом.
Итого 7-9 тренировок за семестр. Последовательность тренировок, количество занятий на каждую тренировку по одной теме указаны в таблицах 1 и 2 на 1-й и 2-й семестры учебного года соответственно. Согласно этим таблицам на плацу в одно время строевой подготовкой занимаются 3—4 взвода, что не позволяет выполнять строевые тренировки по некоторым темам в составе отделений, особенно во 2-м семестре учебного года, когда добавляются взвода 2-го курса, так как не хватает места на плацу. Поэтому все темы строевых тренировок рекомендуется отрабатывать в зависимости от количества одновременно занимающихся] учебных взводов, либо в составе отделения, либо в составе взвода.
В среднем для тренировки строевого элемента любой из тем необходимо выделить место на плацу, размером 8x10 шагов для тренировки в составе отделения, и 20x10 шагов для тренировки в составе взвода. Тренировка в составе отделений повышает количество выполняемых обучаемыми строевых элементов за одно занятие, особенно в теме №6, где отработка строевых элементов студентами осуществляется поочередно. Рекомендуется придерживаться указанного в таблицах графика отработки тем по строевой подготовке. Для студентов 4-го курса, обучающихся на Военной кафедре третий год, нет необходимости в поэлементном изучении изложенных выше тем строевой подготовки. Поскольку одни строевые элементы, зачастую входят в состав других строевых элементов, целесообразно объединение тем, содержащих схожие или идентичные строевые элементы. Таким образом, студенты проводят более комплексную тренировку базовых элементов строевой подготовки. Поэтому для студентов третьего года обучения на Военной кафедре предлагаются следующие темы занятий:
1) Строевой смотр и проведение расчета, строевая стойка и повороты на месте. Проводится 1 раз в начале семестра, так как содержит элементы повторяющиеся в других темах и достаточно хорошо отрабатывается при проведении утреннего развода и других занятий по строевой подготовке.
2) Движение строевым шагом, повороты в движении; воинское приветствие в движении. Проводится 2-3 раза в течение семестра, поскольку включает в себя основные базовые элементы строевой подготовки студентов ВУЗов.
3) Выход из строя, подход к начальнику, отход от него, постановка в строй.
Тренировка проводится 2-3 раза за семестр, что позволяет довести до автоматизма уже полученные за предыдущие годы обучения навыки.
4) Размыкание и смыкание, перестроение из одной шеренги в две в составе отделений. Проводится 2 раза в семестр.
Строевой тренаж по теме №1 рекомендуется проводить в составе взвода, а остальные в составе отделений, для предоставления большему количеству студентов возможностей в получении навыков в командовании отделением.
Итого 7-9 тренировок за семестр. Порядок проведения тренировок и количество занятий на каждую тренировку также приведены в таблицах 1 и 2 на первый и второй семестры учебного года соответственно. В первом семестре учебного года на плацу во время строевой подготовки занимаются взвода 3-го и 4-го курсов, что позволяет большинство тренировок проводить в составе отделений, схематично это показано на рис. 1.1. Во втором семестре к 3-му и 4-му курсам на плацу присоединяются взвода 2-го курса, что значительно сокращает площадь отведенного каждому взводу места на плацу, поэтому часть строевых тренировок} необходимо проводить в составе взвода.
Схематично размещение максимального количества взводов на плацу показано на рис. 1.2.
День недели
|
Год военного обучения
|
Номера учебных
взводов
|
Вид тренировки и номер темы (С - строевая, Т - техническая)
|
Порядковый номер недели в семестре
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
Вторник
|
2
|
|
С
1
|
Т
|
С
2
|
Т
|
с
3
|
т
|
с
4
|
Т
|
С
5
|
т
|
С
5
|
т
|
с
6
|
Т
|
с
7
|
т
|
С
7
|
т
|
|
Т
|
с
1
|
т
|
с
2
|
т
|
с
3
|
т
|
с
4
|
Т
|
с
5
|
Т
|
с
5
|
т
|
С 6
|
Т
|
с
7
|
Т
|
с
7
|
3
|
|
С
1
|
т
|
с
2
|
Т
|
с
3
|
т
|
с
4
|
Т
|
С
2
|
Т
|
С
3
|
Т
|
с
4
|
Т
|
С
2
|
Т
|
С
3
|
Т
|
|
т
|
с 1
|
т
|
с
2
|
т
|
с
3
|
т
|
с
4
|
Т
|
С
2
|
т
|
с
3
|
Т
|
с
4
|
Т
|
с
2
|
т
|
с
3
|
Среда
|
2
|
|
С
1
|
т
|
с
2
|
Т
|
с
3
|
т
|
с
4
|
Т
|
С
5
|
Т
|
с
5
|
т
|
С 6
|
Т
|
С
7
|
Т
|
с
7
|
т
|
|
т
|
с 1
|
т
|
С
2
|
т
|
с
3
|
т
|
С 4
|
Т
|
С
5
|
Т
|
с
5
|
Т
|
С
6
|
Т
|
с
7
|
Т
|
с
7
|
3
|
|
с
1
|
т
|
с
2
|
Т
|
с
3
|
т
|
с
4
|
Т
|
С
2
|
Т
|
с
3
|
Т
|
С
4
|
т
|
С
2
|
Т
|
с
3
|
Т
|
|
т
|
с
1
|
Т
|
С
2
|
т
|
с
3
|
т
|
С
4
|
Т
|
с
2
|
т
|
с
3
|
Т
|
с
4
|
Т
|
с
2
|
т
|
с
3
|
Четверг
|
2
|
|
с
1
|
т
|
с
2
|
Т
|
с
3
|
т
|
с
4
|
Т
|
С
5
|
Т
|
с
5
|
т
|
С
6
|
Т
|
С
7
|
Т
|
с
7
|
т
|
|
т
|
с
1
|
Т
|
с
2
|
т
|
с
3
|
т
|
С
4
|
Т
|
с
5
|
Т
|
с
5
|
т
|
с 6
|
Т
|
с
7
|
Т
|
с
7
|
3
|
|
с
1
|
т
|
с
2
|
Т
|
с
3
|
т
|
с
4
|
Т
|
С
2
|
Т
|
с
3
|
Т
|
с
4
|
т
|
С
2
|
Т
|
с
3
|
Т
|
|
т
|
с
1
|
Т
|
с
2
|
т
|
с
3
|
Т
|
С
4
|
Т
|
с
2
|
т
|
с
3
|
Т
|
с
4
|
Т
|
с
2
|
т
|
с
3
|
Пятница
|
2
|
|
с 1
|
т
|
с
2
|
Т
|
с
3
|
т
|
с
4
|
Т
|
С
5
|
Т
|
с
5
|
т
|
С 6
|
Т
|
С
7
|
Т
|
с
7
|
т
|
|
т
|
с
1
|
Т
|
с
2
|
т
|
с
3
|
Т
|
С
4
|
Т
|
с
5
|
Т
|
с
5
|
Т
|
С
6
|
Т
|
с
7
|
Т
|
с
7
|
3
|
|
с
1
|
т
|
с
2
|
Т
|
с
3
|
т
|
С
4
|
Т
|
С
2
|
Т
|
с
3
|
Т
|
С
4
|
т
|
С
2
|
Т
|
с
3
|
Т
|
|
т
|
с 1
|
Т
|
С
2
|
т
|
с
3
|
Т
|
С
4
|
Т
|
С
2
|
т
|
с
3
|
Т
|
с
4
|
Т
|
С
2
|
т
|
с
3
|
|
|
|