Навигация по странице:
|
Экскурсия. Сущность и признаки экскурсии
Сущность и признаки экскурсии
«Экскурсия (от лат. excursio — поездка) — коллективное или индивидуальное посещение достопримечательных мест, музеев и т.п. в учебных или культурно-просветительских целях под руководством экскурсовода», — такое определение экскурсии дается в «Энциклопедии туриста», изданной научным издательством «Большая Российская энциклопедия» в 1993 г. Более глубокое пояснение сущности экскурсии приводится в «Словаре русского языка» (1988). В нем говорится: «Экскурсия — организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо ( произведений искусства, памятников прошлого, каких-либо сооружений, механизмов и т.д. ), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью ». Крупный теоретик и организатор экскурсионного дела в Советском Союзе и современной России Б.В. Емельянов (1985) под сущностью экскурсии понимает «наглядный процесс познания окружающего нас мира», связанный с заранее подобранными объектами, которые изучают на месте их расположения. И далее: «Экскурсия — это целенаправленный процесс восприятия окружающей нас действительности, построенный на слиянии зрительных и смысловых впечатлений». Из вышеприведенных дефиниций «экскурсии» становится ясно, что специфику, любой экскурсии заключается в единстве показа и рассказа. И если отсутствует показ, то этот вид культурно-просветительной и учебной работы, каковой является экскурсия, перестает ею быть, а превращается в лекцию или беседу. В первичности показа состоит специфика экскурсионного метода. Но лишенная глубокого анализа, пояснений, объяснений увиденного экскурсия предстанет перед ее участниками просто осмотром достопримечательностей. Сущностью экскурсии является органическое неразрывное единство в ней показа с рассказом. То, что видит экскурсант, увязывается в его сознании, благодаря рассказу экскурсовода, с определенными событиями, явлениями, фактами, процессами. Экскурсовод, таким образом, показывает и одновременно учит правильно видетм показанное. В этом организованном процессе познания окружающегв нас мира огромную роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым компонентом каждой экскурсии. Экскурсовод должен заставить экскурсантов не просто смотреть и слушать, но сопереживать вместе с ним. Увиденное и услышанное должно вызывать у экскурсантов ответе ные чувства: восхищение, возмущение, радость от познанной го и др. Экскурсия — это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное или учебное время, требующая определенной затраты физических и духовных сил. Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия является чрезвычайно эффективном формой передачи знаний экскурсантам, способствует прочное му усвоению приводимых фактов, оказывает сильное воздейв ствие на формирование духовного облика человека. Каждой экскурсии присущи определенные признаки, при отсутствии которых ее нельзя считать таковой. Б.В. Емельянов (1976) выделил шесть обязательных признаков экскурсии! S протяженность по времени, обычно от академическом часа до одного дня; - наличие экскурсионной группы (15 — 30 человек );| - наличие квалифицированного специалиста-экскурсоводя - осмотр экскурсионных объектов, первичность зрителя ных впечатлений; - знакомство с объектами в движении и на остановка» в частности, с выходом из автобуса; - четко определенная тема, являющаяся стержнем этя го осмотра, диктующая его направление. В настоящее время в экскурсионной практике к выделению основных признаков экскурсии относятся более свободно. Экскурсионная группа может состоять всего лишь из на скольких человек, от чего экскурсия не перестает ею быть, для знакомства с объектами на остановках не обязателен выхв из автобуса, если они хорошо видны. Но все остальное, что в свое время выделил Б.В. Емельянов, остается необходими, основными признаками экскурсии как самостоятельного, специфического вида культурной общественной деятельности. К присущим экскурсии признакам следует еще добавить непременное наличие у нее цели и задач, которые диктуют выбор экскурсионных объектов, разработку маршрута, подбор литературных источников, иллюстраций, в так называемый портфель экскурсовода, общего эмоционального настроя экскурсии и всего остального, из чего она состоит. Но главным признаком экскурсии является обязательное использование при ее проведении экскурсионного метода, т.е. единства показа и рассказа, при первичной и определяющей роли показа.
Тема, цель и задачи экскурсии
Каждая экскурсия имеет свою определенную тему и цель — то, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ. Она является критерием для отбора экскурсионых объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов, которые имеют обширную информацию и могут включаться в несколько различных экскурсий. Темами экскурсий могут быть архитектура старого города, творчество литераторов, живших в данном городе, история одной из значительных улиц города, показанная через архитектурные памятники, лекарственные растения степи, экологическое состояние зеленого ожерелья города, экономическое его развитие и многое другое. Тема нередко раскрывается самим названием экскурсии, поэтому важно, чтобы название было четким, выразительным, запоминающимся для экскурсантов. Например, «Москва — столица нашей Родины», «Санкт-Петербург — культурная столица России», «Кисловодск — город-курорт», «Литературный Ростов», «Новочеркасск — столица донского каза-нества» и т.д. При определении названия экскурсии следует избегать: п - применения различного рода штампов, обезличивающих тему; - использования сокращений слов, аббревиатур; - применения иностранных, заимствованных слов, которые могут вызвать нежелательные ассоциации. Общими требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизведения, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл. Экскурсионное управление Центрального совета по туризму и экскурсиям особо выделяло следующие названия экскурсий: «Руины стреляют в упор» в Бресте, «Золотыми руками рабочих» и «Текут реки «Жигулей»» в Волжске, «В степи под Херсоном» и др. Подобные названия оно рекомендовало бюро путешествий и экскурсий страны в качестве образцов. Нельзя браться за создание экскурсии, предварительно не обозначив ее цели. Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достичь. Верно сформулированная цель имеет важнейщее значение как при создании экскурсии, так и при дальнейшем ее проведении. В экскурсии можно пропустить по разным причинам один из объектов показа, а вместе с ним не осветить и целую подтему, но нельзя проводить экскурсию, Не стремясь достигнуть какой-либо цели. Цели подчиняется все что показывается и о чем рассказывается в ходе экскурсии. Целями экскурсии могут быть: - воспитание патриотизма; - интернациональное воспитание; - трудовое воспитание; - эстетическое воспитание; - экологическое воспитание; - показ достижений города в экономике страны; - показ исторической роли города; - знакомство с творчеством выдающегося архитекторам - знакомство с особенностями природы края и др. У одной экскурсии может быть несколько целей, например, показ исторической роли города и знакомство с его архитектурными особенностями. Но ставить более трех целее экскурсии нецелесообразно, можно не достигнуть ни одной. Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цели. Если целью городской обзорной экскурсии, разработанной для школьников, является воспитание чувства патриотизма, любви к своей «малой Родине», то ее задачами — знакомство экурсантов с историей возникновения города, выдающимися людьми, жившими и творившими в нем, достижениям в экономике и др. Цели и задачи определяют окончательный отбор экскусионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей. Таким образом, без определения цели и зал нельзя начинать работу над созданием экскурсии, этого, многопланового произведения, в котором заключены образовательные и воспитательные функции.
Подготовка экскурсии
Создание экскурсии — сложный процесс, требующий он организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии — это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросам потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона. Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя определение темы, постановку цели и задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов, написание контрольного текста экскурсии, комплектование «портфеля экскурсовода», выбор методически приемов проведения экскурсии, составление технологически карты экскурсии и др. В основу подготовки любой экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет специфики предмета, последовательность и систематичность, ясное и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов и т.п. Для разработки новой экскурсионной темы создается творческая группа экскурсоводов в составе обычно 3 — 6 человк. Наиболее опытный и знающий из них становится руководителем. Наиболее целесообразно обязанности в процессе подготовки экскурсии распределить в соответствии с определенными темами. Каждый член творческой группы должен подготовить свой материал, который далее объединяется и редактируется руководителем. При выборе подтем для более качественной подготовки экскурсии необходимо учитывать интересы и профессиональную подготовку экскурсоводов.
Проблемы совершенствования системы подготовки и менеджмента экскурсионной сферы
Экскурсионная деятельность — это очень сложная и проблемная сфера современной туристской отрасли. Особую актуальность это направление научных и практических исследований получило в связи с увеличением объема экскурсионных услуг на рынке организованного туризма, вызвано различными причинами:
- Во-первых — это повышение культурного и образовательного уровня общества в целом;
- Во-вторых — расширение целей самого туризма, так отправляясь в туристическую поездку не всегда на первый план ставятся только рекреационные цели. Современные потребители находясь на отдыхе желаемют также удовлетворить и интересы познания, образования и духовного развития;
- В-третьих — это связано с толкованием самого понятия «турпродукт» как комплекса услуг предоставляемого туристу в ходе путешествия.
Согласно рекомендациям Всемирной туристской организации (ВТО) данный комплекс должен включать не менее трех услуг в свободной комбинации. Туристский продукт — это «предварительно разработанный комплекс туристических услуг, объединяющий не менее двух таких услуг, который реализуется или предлагается для реализации по определенной цене, в состав которого входят услуги перевозки, услуги размещения и другие туристические услуги, не связанные с перевозкой и размещением (услуги по организации посещений объектов культуры отдыха и развлечений, реализации сувенирной продукции и т.п.)». Безусловно, так называемую триаду туризма или типичные туристские услуги представляют: размещение, питание и перевозка туристов. Но учитывая историческое развитие отечественного и международного туризма, а также современной национальной законодательной базы экскурсии становятся четвертой характерной туристской услугой, причем иногда играющих главенствующую роль при выборе региона путешествия. Так, выдающийся российский теоретик туризма В.О.Квартальнов в числе других характеристик, которые формируют образ туристского региона, отмечает состав и качество предоставляемых экскурсионных программ. Следует также отметить, что экскурсионные услуги относятся к так называемым характерным туристским услугам и товарам;
- В-четвертых, это сам принцип формирования турпродукта. Увеличивается доля туристов предпочитающих турпродукты сформированные по типу «All inclusive» (« Все включено»). Нередко в программу таких туров включается и экскурсионная программа.
- В-пятых, растет предложение чисто экскурсионных программ, т.е. туров, основной целью которых является посещение и знакомство с историческими, культурными и другими достопримечательностями определенного региона. И соответственно сформировался отдельный вид туризма — экскурсионный туризм.
Однако до возрождения и налаживания действенного механизма по осуществлению и контролю предоставления экскурсионных услуг в государстве еще далеко.
Теоретические разработки по этому поводу приведены в работах основателя современной науки экскурсоведение — Б.В.Емельянова, а также П.С.Пасечного, Р.О.Дьяковои.
Одним из ключевых вопросов является кадровое обеспечение и профессиональная подготовка специалистов, разработка реалистичных требований к квалификации и аккредитации специалистов, контроль качества предоставляемых экскурсионных услуг на фоне приведения в соответствие законодательных и подзаконных актов в туристской отрасли.
Задачей данной статьи является освещение вопросов:
- Определение в законодательной базе четких сроков туристско-экскурсионной отрасли, в частности понятий «туристской сопровождение», «руководитель туристской группы», «гид-переводчик», «экскурсовод»;
- Подготовка квалификационных требований и определения учреждений способных вести обучение вышеупомянутых специалистов;
- Разработки механизмов контроля качества предоставления экскурсионных услуг.
После распада Советского Союза система подготовки экскурсионных кадров фактически была разрушена, что привело к появлению самодеятельных экскурсоводов и распространения «экскурсоводов», которые проводят экскурсии, отражая исторические события не с точки зрения истории, а из конъюнктурных соображений. Но такое положение не могло продолжаться длительное время и были предприняты усилия по возрождению экскурсионной деятельности и подготовки специалистов. Одновременно этот процесс был усилен коммерческими структурами, которые видели потребность рынка в данных специалистах и возможности их подготовки на платной основе. В связи с этим некоторые вузы, которые не имели опыта и достаточной квалификации, начали подготовку по данным направлениям.
На наш взгляд, первичной подготовкой экскурсионных кадров на данном этапе развития туризма должны заниматься только те вузы, которые готовят специалистов культурно-просветительской деятельности высшей квалификации, а также вузы, имеющие специализированные кафедры туризма. Обучение на курсах профессиональной подготовки экскурсоводов должна проводиться без отрыва от работы в объеме от 144 до 288 часов для лиц, имеющих полное высшее образование, а переподготовка, повышение квалификации и подготовка лиц с ученой степенью — от 72 до 144 часов. Кроме того, предлагаем после окончания курсов обязательное прохождение стажировки — проведение экскурсий в объеме не менее 70 часов в течение года под наблюдением опытных экскурсоводов со стажем работы не менее пяти лет . После этого стажеру выдается характеристика и он получает право проходить аккредитацию. В случае отрицательной характеристики стажер должен пройти повторную подготовку на курсах.
Для более четкой координации работы курсов желательно их создавать с обязательным приглашением к подготовке специалистов-практиков.
Программа подготовки должна создаваться согласно квалификационным требованиям, которые также подлежат корректировке и могут быть изложены в следующей редакции:
Экскурсовод должен знать:
- Нормативную базу и стандарты, регулирующие предоставление экскурсионных услуг;
- Историю, культуру, географию региона;
- Основные экскурсионные объекты и местности региона в историческом, географическом, личностном и культурном аспекте, в том числе экспозиционный материал музеев и выставочно-культурных центров;
- Правила обслуживания на пешеходных, транспортных и комбинированных экскурсионных маршрутах;
- Правила обслуживания на городских и загородных экскурсионных маршрутах;
- Инструкции о правилах поведения туристов на транспортных средствах;
- Схему действий на случай непредвиденных ситуаций;
- Иностранный язык ( основной клиентуры).
Экскурсовод должен уметь:
- Использовать методические приемы показа, рассказа и специализированные методические приемы;
- Использовать приемы техники ведения экскурсии;
- Работать в составе группы над созданием новой экскурсии;
- Составлять индивидуальный текст экскурсии;
- Оформлять необходимую документацию и составлять отчеты;
- Использовать принципы дифференцированного подхода к экскурсионному обслуживанию;
- Пользоваться специализированной терминологией по туристско-экскурсионной тематике;
- Окаывать первичную медицинскую помощь.
Экскурсовод должен обладать:
- Основами протокола и этикета;
- Грамматикой и стилистикой русского языка;
- Теорией межличностных коммуникаций;
- Техникой публичных выступлений;
- Основами психологии;
- Основами конфликтологии;
- Основами организационной культуры;
- Основами педагогики;
- Основами логики.
Экскурсовод обязан:
- Постоянно совершенствовать знания и навыки профессионального мастерства;
- Выполнять Правила внутреннего трудового распорядка;
- Выполнять правила и нормы охраны труда.
Другим злободневным вопросам экскурсионного обслуживания является контроль за качеством предоставляемых услуг, которые значительно ухудшились после отмены лицензирования экскурсионной деятельности. На рынке с достаточно жесткими условиям ценовой конкуренции возросло количество субъектов предпринимательства, которые, предлагая более низкие цены, фактически превращают экскурсии в перевозку к объектам, практически не выполняя духовную познавательную и воспитательную задачи экскурсионной работы .
В связи с этим необходимым мероприятием является возобновление и ужесточение процедуры лицензирования данного вида деятельности. Действенной мерой для решения проблем качества является также введение механизма сертификации экскурсионных услуг.
Подводя итоги, отметим, что управление экскурсионной деятельностью требует определенной системы мер по совершенствованию и упорядочению. Поэтому нами предлагается :
- Расширение нормативно-правовой базы с четким закреплением и отделением понятий «гид» и «экскурсовод» и других специалистов туристской отрасли;
- Усиление и структуризация квалификационных требований к должности «экскурсовод» ( дальнейшей разработки также требуют подобные требования и к другим специалистам туристского сопровождения);
- Для обеспечения предоставления качественных экскурсионных услуг обновления механизма лицензирования экскурсионной деятельности субъектов туристской деятельности и сертификации экскурсионных услуг;
- Использование дифференцированного подхода при подготовке специалистов Экскурсионного дела и обязательная практическая стажировка после окончания подготовительных курсов;
- Ускорение налаживания работы аккредитационных комиссий
Безусловно, предложенная концептуальная схема совершенствования системы подготовки и контроля качества экскурсионной деятельности имеет как преимущества, так и недостатки, она требует дальнейшего исследования в плане разработки и утверждения, с четким перечнем документов и форм документов, методических рекомендаций по их разработке и заполнению, налаживания статистической отчетности и некоторых других вопросов работы отрасли.
Как правильно подготовить экскурсию?
Правильная подготовка эксурсии — это залог успеха её проведения и гарантия инетереса со стороны туристов. Подготовка экскурсий проводится в несколько этапов: выбор темы экскурсии, создание экскурсии под выбранную тему, подготовка экскурсовода для проведения экскурсии. Выбор темы экскурсии зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания «банка» экскурсий. Тема экскурсии должна объединять все объекты посещения в единое целое. Подготовка экскурсии проводится творческой группой, состав которой зависит от темы экскурсии. Здесь могут быть привлечены работники музеев, галерей, научных, специализированных туристско-экскурсионных организаций и т.д.. Работа начинается с подбора материала по теме и его изучения, отбора объектов показа, а также накопление знаний по всем разделам темы. При обработке материалов по теме целесообразно составить библиографию литературных и других источников, а также использовать архивные материалы, рассказы участников событий и очевидцев, кинохронику и др.. Важным этапом создания экскурсии является правильный подбор объектов показа. Объектами экскурсий могут быть: - Места, связанные с историческими событиями; - Природные объекты и заповедники; - Здания и сооружения; - Мемориальные памятники и комплексы; - Объекты, связанные с жизнью и творчеством выдающихся личностей; - Памятники искусства; - Экспозиции музеев, картинных галерей, выставок, технические экспонаты; - Археологические памятники. При большом количестве таких объектов необходимо обратить внимание на их правильный отбор с учетом познавательной ценности, важности, содержания, функционального назначения, безопасности и др.. Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и уменьшает интерес туристов. Оптимальная продолжительность экскурсии по городу составляет 2-3 часа, при этом с интересом воспринимается не более 15-20 экскурсионных объектов. При подготовке экскурсии целесообразно составить паспорт на каждый объект, в который должны быть внесены название объекта, события, связанные с этим объектом и даты, когда происходили эти события, местонахождение, источника информации об объекте и данные об авторах объекта, безопасность при его посещении, фотографии и видеосъемки и другие данные. Процесс создания экскурсии также включает в себя разработку экскурсионного маршрута, текста экскурсии, методики проведения, разработку и изготовление демонстрационного материала (фото, плакаты), калькуляцию затрат и расчет цены на экскурсионную услугу, утверждение экскурсии в установленном порядке, рекламу экскурсионного маршрута. При пробном обходе или объезде маршрута экскурсовод обязан ознакомиться с планом расположения улиц и площадей, места стоянок транспортных средств, местонахождения объекта и площадки для наилучшего показа, провести хронометраж маршрута и др.. После пробного обхода или объезда утверждается контрольный текст экскурсии, на основе которого экскурсовод готовит индивидуальный текст, а также различные варианты данной экскурсии. На основе контрольного текста, индивидуального текста экскурсовода, контрольного обхода или объезда, хронометража маршруту, составляется паспорт экскурсионного маршрута и все эти документы вместе подаются на заседание методической комиссии. Методическая комиссия принимает материалы и путем открытого защиты на методическом совете экскурсоводом, который принимал участие в разработке экскурсии, утверждает экскурсионный маршрут.
|
|
|