Навигация по странице:
|
лекция №2. Тема 1. Инженернотехническая укрепленность ограждения периметра, отдельных участков территории
Тема №1. ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ УКРЕПЛЕННОСТЬ
1.2. ОГРАЖДЕНИЯ ПЕРИМЕТРА, ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ТЕРРИТОРИИ
1.2.1. Ограждение подразделяется на основное, дополнительное и предупредительное.
1.2.2. Ограждение должно исключать случайный проход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию, минуя контрольно-пропускной пункт (КПП).
1.2.3. Ограждение должно выполняться в виде прямолинейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны.
1.2.4. К ограждению не должны примыкать какие-либо пристройки, кроме зданий, являющихся продолжением периметра. Окна первых этажей этих зданий, выходящих на неохраняемую территорию должны оборудоваться металлическими решетками, а при необходимости - и металлическими сетками.
1.2.5. Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также незапираемых дверей, ворот и калиток.
1.2.6. Выбор конструкций и материалов основного ограждения объекта, обеспечивающих требуемую надежность защиты объекта, производится в соответствии с. приложениями № 1 и № 2.
1.2.7. Дополнительное ограждение должно устанавливаться для усиления основного ограждения. Верхнее дополнительное ограждение устанавливается на основное ограждение, если высота последнего не менее 2,5 м. Оно может представлять собой козырек, выполненный из 3-4 рядов колючей проволоки, инженерное средство защиты типа "Спираль АRK" или иное устройство. Нижнее дополнительное ограждение для защиты от подкопа должно устанавливаться под основным ограждением с заглублением в грунт не менее 50 см. Оно должно выполняться в виде бетонированного цоколя или сварной решетки из прутков арматурной стали диаметром не менее 16 мм, с ячейками размерами не более 150x150 мм, сваренной в перекрестиях.
1.2.8. На крышах одноэтажных зданий, примыкающих к ограждению, следует также устанавливать дополнительное ограждение.
1.2.9. Предупредительное ограждение рекомендуется устанавливать на объектах подгруппы AI. Оно может располагаться как с внешней, так и/или с внутренней стороны основного ограждения. Высота предупредительного ограждения должна быть не менее 1,5 м. На предупредительном ограждении должны размещаться таблички типа: "Не подходить! Запретная зона" и другие.
1.2.10. Предупредительное ограждение должно быть просматриваемым и выполняться из штакетника, металлической сетки, гладкой или колючей проволоки или другого материала.
1.2.11. Для удобства обслуживания технических средств охраны, связи, оповещения и освещения, осмотра местности предупредительное внутреннее ограждение следует разбивать на отдельные участки. На каждом участке должна быть предусмотрена калитка.
1.2.12. При невозможности оборудования уязвимых мест ограждения техническими средствами охраны, необходимо размещать в этих местах посты охраны (постовые "грибки") или проводить другие инженерно-технические и организационные мероприятия по усилению охраны.
1.2.13. При необходимости (оговаривается в техническом задании, акте обследования) вдоль основного ограждения периметра между основным и внутренним предупредительным ограждениями устраивается зона отторжения.
В зоне отторжения размещаются:
средства охранной сигнализации;
охранное освещение, охранное телевидение;
посты охраны (постовые "грибки");
средства связи постов и нарядов охраны;
указательные и предупредительные знаки.
1.2.14. Зона отторжения должна быть тщательно спланирована и расчищена. В ней не должно быть никаких строений и предметов, затрудняющих применение технических средств охраны и действия службы безопасности. Зона отторжения может быть использована для организации охраны объекта с помощью служебных собак. В этом случае зона отторжения должна иметь предупредительное сетчатое или штакетное ограждение высотой не менее 2,5 м. Ширина зоны отторжения, в которой размещаются технические средства охраны периметра, должна превышать ширину их зоны обнаружения.
1.2.15. Для обнаружения следов посторонних лиц при попытке проникновения через охраняемый периметр, следует применять контрольно-следовую полосу (КСП), которая представляет собой полосу разрыхленного и выровненного грунта шириной не менее 3,0 м. При ограниченной зоне отторжения вдоль периметра допускается уменьшение ширины КСП до 1,5 м.
1.2.16. На скальных участках местности КСП создается посредством насыпания песка или разрыхленного грунта. Устройство КСП на заснеженных и песчаных участках местности не требуется.
1.2.17. На КСП не должно быть предметов, способствующих проходу нарушителей и затрудняющих обнаружение их следов.
1.2.18. Необходимость устройства КСП должна определяться заданием на проектирование.
1.3. ВОРОТА, КАЛИТКИ
1.3.1. Ворота устанавливаются на автомобильных и железнодорожных въездах на территорию объекта. По периметру территории охраняемого объекта могут устанавливаться как основные, так и запасные или аварийные ворота.
1.3.2. Конструкция ворот должна обеспечивать их жесткую фиксацию в закрытом положении.
1.3.3. Ворота с электроприводом и дистанционным управлением должны оборудоваться устройствами аварийной остановки и открытия вручную на случай неисправности или отключения электропитания.
1.3.4. Ворота следует оборудовать ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения).
1.3.5. Запирающие и блокирующие устройства при закрытом состоянии ворот должны обеспечивать соответствующую устойчивость к разрушающим воздействиям и сохранять работоспособность при повышенной влажности в широком диапазоне температур окружающего воздуха (минус 40 до +50 °С), прямом воздействии воды, снега, града, песка и других факторов.
1.3.6. При использовании замков в качестве запирающих устройств основных ворот, следует устанавливать замки гаражного типа или висячие (навесные).
Редко открываемые ворота (запасные или аварийные) со стороны охраняемой территории должны запираться на засовы и висячие (навесные) замки.
1.3.7. Калитку следует запирать на врезной, накладной замок или на засов с висячим замком. Усиление защиты калиток рекомендуется выполнять аналогично способам усиления дверей и их коробок приведенным в приложении № 5.
1.3.8. На отдельных участках территории и с внешней стороны ворот на объектах подгруппы AI следует устанавливать специальные устройства для ограничения скорости движения автотранспорта, а на особо важных объектах - противотаранные устройства или использовать шлюзовую систему ворот.
1.3.9. Выбор конструкций и материалов ворот, обеспечивающих требуемую надежность защиты объекта, производится в соответствии с приложениями № 1 и № 3.
1.4. КОНТРОЛЬНО-ПРОПУСКНОЙ ПУНКТ
КОНТРОЛЬНО-ПРОПУСКНОЙ РЕЖИМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Контрольно-пропускной режим - это комплекс организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты в отдельные здания (помещения) сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных средств.
Контрольно-пропускной режим является одним из ключевых моментов в организации системы безопасности на предприятии. С этих позиций контрольно-пропускной режим представляет собой комплекс организационных мероприятий (административно-ограничительных), инженерно-технических решений и действий службы безопасности.
Организация контрольно-пропускного режима отличается определенной сложностью. Дело в том, что механизм осуществления контрольно-пропускного режима основывается на применении "запретов" и "ограничений" в отношении субъектов, пересекающих границы охраняемых объектов, для обеспечения интересов предприятия. Такой механизм должен быть безупречным с точки зрения соответствия требованиям действующего законодательства.
Здесь рассматриваются основные направления создания контрольно-пропускного режима на предприятии: методика определения и оценка исходных данных; разработка мероприятий и нормативных документов; оборудование контрольно-пропускных пунктов.
Общие положения
Контрольно-пропускной режим (как часть системы безопасности) должен соответствовать действующему законодательству, уставу предприятия, а также иным нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность предприятия.
Основными целями создания контрольно-пропускного режима являются:
защита законных интересов предприятия, поддержание порядка внутреннего управления;
защита собственности предприятия, ее рациональное и эффективное использование;
рост прибылей предприятия;
внутренняя и внешняя стабильность предприятия;
защита коммерческих секретов и прав на интеллектуальную собственность.
Контрольно-пропускной режим как часть системы безопасности позволяет решить следующие задачи:
обеспечение санкционированного прохода сотрудников и посетителей, ввоза (вывоза) продукции и материальных ценностей, ритмичной работы предприятия;
предотвращение бесконтрольного проникновения посторонних лиц и транспортных средств на охраняемые территории и в отдельные здания (помещения);
своевременное выявление угроз интересам предприятия, а также потенциально опасных условий, способствующих нанесению предприятию материального и морального ущерба;
создание надежных гарантий поддержания организационной стабильности внешних и внутренних связей предприятия, отработка механизма оперативного реагирования на угрозы и негативные тенденции;
пресечение посягательств на законные интересы предприятия, использование юридических, экономических, организационных, социально-психологических, технических и иных средств для выявления и ослабления источников угроз безопасности предприятия.
Контрольно-пропускной режим можно определить как систему обеспечения нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на законные права предприятия, его имущество, интеллектуальную собственность, производственную дисциплину, технологическое лидерство, научные достижения и охраняемую информацию и как совокупность организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных ценностей.
Нормативные гарантии заключаются в толковании и реализации норм права, уяснении пределов их действия, в формировании необходимых правоотношений, определении и обеспечении правомерной деятельности подразделений и работников фирмы по поводу ее безопасности,
3. Выделение (по степени важности) категории объектов, транспортных средств и грузов, а также категории лиц, пересекающих установленные границы. Для достижения четкости в определениях предлагается помещения и территорию объекта классифицировать в зависимости от условий доступа и степени защищенности.
Для четкой организации пропускного режима необходимо распределить объекты предприятия (здания, помещения) на общедоступные, закрытые и ограниченного доступа. Определение категорий режима может дать четкий ответ на вопросы, которые нужно прояснить при организации контрольно-пропускного режима и разработке исходной документации по оборудованию объекта техническими средствами охраны.
Закрепление за помещением конкретной категории помогает регламентировать и обосновать:
условия доступа сотрудников предприятия и посетителей на объект;
предложения администрации предприятия по выработке оптимального варианта порядка пропуска лиц, транспортных средств и материальных ценностей на объект;
наличие и вид физической охраны;
виды используемых технических средств для обеспечения безопасности.
Разработка инструкции о пропускном режиме
Практическое решение вопросов, связанных с организацией пропускного режима, оформляется в виде "Инструкции о пропускном режиме". Указанная инструкция должна определять систему организационно-правовых охранных мер, устанавливающих разрешительный порядок (режим) прохода (проезда) на объект (с объекта), и может включать:
1. Общие положения. В этом разделе указываются:
нормативные документы, на основании которых составлялась инструкция;
определение контрольно-пропускного режима и цель его введения;
должностные лица, на которых возлагается организация и практическое руководство контрольно-пропускной системой;
санкции к нарушителям контрольно-пропускного режима;
требования к оборудованию различных помещений.
2. Порядок пропуска сотрудников предприятия, командированных лиц и посетителей через контрольно-пропускные пункты. В этом разделе рекомендуется:
перечислить все КПП и их назначение, описание, расположение и установить их единую нумерацию;
изложить требования к оборудованию КПП;
установить порядок прохода сотрудников и посетителей на территорию объекта и в категорированные помещения;
определить права и основные обязанности контролеров КПП;
установить помещения, где запрещается принимать посетителей и представителей сторонних организаций.
3. Порядок допуска на объект транспортных средств, вывоза продукции, документов и материальных ценностей. В этом разделе указываются:
порядок допуска на территорию объекта (с объекта) автотранспорта, принадлежащего объекту;
порядок въезда и стоянки на территории объекта транспорта, принадлежащего сотрудникам на правах личной собственности;
порядок пропуска автомашин сторонних организаций, прибывших с грузом в адрес объекта в рабочее и нерабочее время;
порядок вывоза (ввоза) товарно-материальных ценностей;
правила оформления документов на вывоз (вынос) материальных ценностей с территории объекта.
4. Виды пропусков, порядок их оформления. В этом разделе определяются:
виды пропусков, их количество и статус;
описание пропусков;
порядок оформления и выдачи пропусков;
порядок замены и перерегистрации пропусков;
мероприятия при утрате пропуска сотрудником.
5. Обязанности должностных лиц по поддержанию контрольно-пропускного режима.
6. Учет и отчетность, порядок хранения пропусков, печатей.
В зависимости от структуры предприятия и характера его деятельности инструкция может содержать и другие разделы.
При разработке инструкции о контрольно-пропускном режиме определяются виды и группы пропусков, которые будут действовать на предприятии.
На крупных предприятиях, как правило, устанавливается несколько видов пропусков. Это могут быть постоянные, временные, разовые и материальные пропуска. Образцы бланков пропусков разрабатываться администрацией объекта (службой безопасности). По своему внешнему виду и содержанию пропуска должны отличаться друг от друга и обладать некоторыми степенями защиты. Все виды пропусков, за исключением материальных, оформляются и выдаются бюро пропусков (или иным подразделением) по письменным заявкам. Виды пропусков определяются в зависимости от специфики предприятия.
Постоянные пропуска выдаются сотрудникам объекта, принятым на постоянную работу, а также работникам других организаций, постоянно обслуживающих объект. Постоянные пропуска могут делиться на группы, их количество и назначение определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Постоянные пропуска могут храниться как на руках у сотрудников объекта, так и в кабинах на КПП. Постоянные пропуска лиц, убывающих с объекта на длительное время (отпуск, болезнь, командировка и т.п.), сдаются на хранение в бюро пропусков (отдел кадров), а при хранении таких пропусков в кабине КПП на ячейке (где хранится пропуск) делается соответствующая отметка. Пропуска уволенных с работы уничтожаются в установленном порядке.
Временные пропуска выдаются лицам, работающим по контракту, находящимся на временной работе, прикомандированным к предприятию, и хранятся, как правило, на КПП. Срок действия и порядок оформления временных пропусков определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Временные пропуска могут быть с фотографией и без фотографии. Временные пропуска без фотографии действительны только при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Разовые пропуска (для посетителей и клиентов) выдаются на одно лицо и только для разового посещения предприятия и его подразделений. Пропуск оформляется и действителен при наличии документа, удостоверяющего личность. Разовые пропуска должны периодически меняться по цвету бланков и другим признакам.
Разовый пропуск, выданный водителю транспортного средства, может служить одновременно и разовым пропуском для транспорта.
Разовый пропуск действителен для входа на территорию объекта или его подразделения в течение определенного времени.
Контроль за посетившими предприятие по разовому пропуску осуществляется с помощью отметки на оборотной стороне пропуска, где указывается время посещения, заверенное подписью лица, принявшего посетителя.
Разовый пропуск изымается на КПП контролером при выходе посетителя с объекта и сдается в бюро пропусков. О лицах, не вышедших с объекта по истечении срока действия пропуска, контролер докладывает начальнику караула (дежурному по КПП) для принятия мер по выяснению причин задержки. Фамилии лиц, посетивших объект по разовому пропуску, могут записываться в специальную книгу учета.
Материальные пропуска для вывоза (выноса) товарно-материальных ценностей выдаются администрацией предприятия. Срок действия пропуска определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Материальные пропуска должны изыматься на КПП и сдаваться в бюро пропусков.
Образцы действующих пропусков должны находиться на КПП. Для обучения работников охраны выделяется необходимое количество образцов пропусков.
Оборудование пропускных пунктов
Для организации пропускного режима на предприятии оборудуются контрольно-пропускные пункты. Оборудование КПП должно обеспечивать необходимую пропускную способность и возможность тщательной проверки пропусков и документов у проходящих лиц, досмотра всех видов транспорта, провозимых грузов и удовлетворять следующим требованиям:
исключать возможность несанкционированного проникновения через КПП на объект (с объекта) людей и транспортных средств;
способствовать сокращению времени на проверку документов, досмотр транспорта и материальных ценностей;
способствовать исключению (сведению к минимуму) ошибок охранника при пропуске людей и транспорта;
обеспечивать меры безопасности охранника при досмотре транспортных средств.
Все виды КПП должны быть оборудованы необходимыми видами связи и тревожной сигнализации для вызова резерва охраны. На КПП рекомендуется располагать внутренний телефон и список телефонов администрации предприятия.
КПП для прохода людей
Для контроля за людьми, проходящими на объект и в отдельные здания (помещения), строятся КПП. Каждое КПП рекомендуется оборудовать комнатой для охраны, комнатой для досмотра граждан, камерой хранения, гардеробом, турникетом с фиксирующими устройствами-запорами.
Размещение помещений определяется проектами и зависит от средств механизации, автоматизации КПП и особенностей предприятия.
В контрольно-пропускном зале устраиваются проходы, которые оборудуются техническими средствами охраны и физическими барьерами. В комплект оборудования, как правило, входят:
средства механизации, автоматизации системы контроля доступа;
физические барьеры (ограждения, турникеты, калитки);
основное и резервное освещение;
средства связи и тревожной сигнализации;
системы видеоконтроля.
В качестве средств контроля доступа могут использоваться различные турникеты. Турникеты предназначены для управления потоками людей и регулирования входа (выхода). В последнее время наиболее широкое распространение получили электромеханические турникеты. Электромеханические турникеты, в отличие от громоздких и неудобных в управлении механических, легко управляются с пульта охранника и могут работать в составе автоматизированной системы контроля доступа.
При выборе турникета нужно иметь в виду, что они бывают "нормально открытые" и "нормально закрытые". "Нормально открытые" турникеты (например, раздвижные, которые до недавнего времени были установлены в российском метро) в мировой практике используются достаточно редко. Они могут ударить проходящего и не позволяют осуществлять эффективный контроль.
Для осуществления надежного контроля чаще используются "нормально закрытые" турникеты: роторные турникеты-вертушки, турникеты-триподы и калитки.
Калитки применяются для управления потоками людей, организации свободного прохода в одну сторону (на вход или выход) и запрета прохода в другую. Калитки широко используются в магазинах, аэропортах, вокзалах. Применение калиток для контроля доступа неэффективно, это связано с тем, что калитки не разделяют поток людей по одному, так как после открытия калитки через нее могут пройти несколько человек. Калитки могут устанавливаться для организации свободного выхода, в то время как контроль входа доверяют триподам или вертушкам.
Турникеты-триподы с тремя преграждающими планками являются одним из наиболее оптимальных средств для осуществления контроля санкционированного прохода. Триподы имеют современный элегантный вид и легко монтируются. Триподы позволяют осуществлять эффективный контроль доступа, так как разделяют поток людей по одному, обеспечивая при этом высокую пропускную способность. Триподы могут применяться в системах электронных проходных, в том числе в условиях большого потока людей. Для предотвращения возможности подлезть под планки турникета или перепрыгнуть через них на турнике рекомендуется устанавливать специальные датчики, которые срабатывают при попытке несанкционированного прохода.
Роторные турникеты-вертушки применяются в тех случаях, когда необходимо полное перекрытие зоны прохода. Они могут быть различными по высоте - от поясных до турникетов в полный рост, которые конструктивно подобны вращающимся дверям.
Транспортные КПП
В состав транспортного КПП входит досмотровая площадка и служебные помещения. Досмотровая площадка предназначена для размещения автомобилей при их досмотре. Досмотровые площадки могут располагаться как на территории предприятия, так и за ее пределами, на территории, непосредственно примыкающей к основным воротам КПП. Досмотровая площадка должна отвечать следующим требованиям:
иметь достаточную площадь для размещения досматриваемого транспорта, технические средства для обеспечения нормальных условий работы охранника;
исключать возможность несанкционированного проникновения на объект (с объекта) людей и транспортных средств;
обеспечивать при установленной интенсивности движения в любое время суток и года досмотр автомобильного транспорта и перевозимых грузов;
быть изолированной от других сооружений, не имеющих отношения к охране объекта и оборудованию КПП;
обеспечивать меры безопасности охранника при выполнении своих обязанностей.
Размеры досмотровой площадки устанавливаются в зависимости от габаритов транспорта и перевозимых грузов и могут составлять: 10-12 метров в длину и 5-6 метров в ширину.
На территории, отведенной для строительства досмотровой площадки, производится планировка местности с таким расчетом, чтобы на ней не задерживались дождевые и талые воды. Поперечный уклон досмотровой площадки делается не менее 2 % от места выставления охранника в направлении ее боковых сторон (перпендикулярно проезжей части). Поверхность досмотровой площадки покрывается бетоном или асфальтом.
На проезжей части площадки выделяется место остановки транспорта для досмотра, ограниченное двумя линиями "СТОП", выполненными белой краской.
Перед въездом на досмотровую площадку с внешней стороны основных и вспомогательных ворот (шлагбаума), не ближе 3 метров от них, так же наносится поперечная линия и надпись "СТОП". В целях обеспечения безопасности движения транспорта не менее чем в 100 метрах от ворот с правой стороны или над дорогой устанавливается указательный знак "Движение в один ряд", а в 50 метрах от ворот - знак ограничения скорости до 5 км/час.
Транспортные КПП могут оборудоваться светофорами, весами для взвешивания автомобилей, досмотровой ямой или эстакадой для осмотра грузов, механизированными устройствами для автоматического открытия и закрытия ворот с фиксаторами.
Досмотровые площадки по периметру оборудуются физическими барьерами и рубежом сигнализации. Площадки, как правило, выгораживаются просматриваемым забором из металлической сетки или декоративных решеток высотой до 2,5 метра. На площадке оборудуются основные и вспомогательные механизированные ворота. Основные ворота устанавливаются на линии основного ограждения объекта, а вспомогательные - на противоположной стороне досмотровой площадки. Вместо ворот могут применяться механизированные шлагбаумы. На автомобильных КПП используются ворота с ограничением и без ограничения габаритов по высоте. По конструкции они могут быть распашными или раздвижными (выдвижными). Распашные ворота должны оборудоваться фиксаторами.
Для регулирования движения транспорта, проходящего через проезды досмотровых площадок КПП, могут применяться двухсекционные светофоры с линзами красного и зеленого цвета.
В состав электромеханического оборудования КПП для автомобильного транспорта обычно включаются:
электродвигатели, привод ворот;
концевые выключатели автоматического отключения электродвигателей при полностью закрытых и открытых створках ворот;
магнитные пускатели электродвигателей;
электрооборудование светофоров;
кабельные, силовые линии.
Групповой распределительный щит (щит управления) может устанавливаться в помещении КПП, а при отсутствии здания КПП в специальном металлическом шкафу непосредственно на досмотровой площадке.
Допуск на территорию предприятия сотрудников, посетителей, транспортных средств
Проход сотрудников и посетителей на территорию объекта, в отдельные подразделения и обратно осуществляется через контрольно-пропускные пункты по установленным на объекте пропускам. Пропуск должен являться основным документом, дающим право на проход.
В нерабочее время, выходные и праздничные дни допуск сотрудников на объект должен быть ограничен и производиться по предварительным заявкам (спискам) от руководителей подразделений, завизированным начальником службы безопасности, с предъявлением постоянного пропуска. На предприятиях со сменным режимом работы к пропуску могут выдаваться специальные вкладыши сменности.
Дежурные специальных служб объекта (электрики, сантехники, работники связи и т.д.), работающие посменно, допускаются на территорию объекта в нерабочее время, в выходные и праздничные дни по спискам, подписанным начальниками соответствующих служб и утвержденным начальником службы безопасности.
На основании действующего законодательства и решения администрации отдельные категории лиц пользуются правом прохода на объект без пропуска при предъявлении служебного удостоверения. К ним относятся:
работники прокуратуры;
работники милиции по территориальности;
инспекторы труда, котлонадзора, энергонадзора по территориальности;
должностные лица и отдельные категории работников санитарно-эпидемической службы органов здравоохранения, осуществляющие санитарный надзор.
Категории лиц, имеющих право прохода на объект без пропуска (по служебным удостоверениям), должны быть четко отражены в инструкции о контрольно-пропускном режиме.
В целях осуществления пропускного режима на территории объекта и в его структурных подразделениях приказом директора предприятия утверждается перечень категорированных подразделений (помещений). В этих помещениях устанавливается специальный режим и повышенная ответственность за его соблюдение работниками этих подразделений. Допуск в эти помещения осуществляется строго по списку, согласованному со службой безопасности. Прием посетителей сторонних организаций и предприятий, как правило, максимально ограничивается.
Во всех помещениях категорированных подразделений должны быть вывешены списки работников, имеющих допуск в эти помещения. Все помещения по окончании работ осматриваются дежурными по подразделениям и лицами, ответственными за их противопожарное состояние. По окончании рабочего дня категорированные помещения запираются на замок, опечатываются и сдаются под охрану.
Представитель охраны проверяет сигнализацию в присутствии работников, сдающих помещение. Ключи от этих помещений в опечатанных пеналах сдаются под расписку начальнику караула.
Получение ключей, вскрытие помещений, оборудованных охранной сигнализацией, производят лица, имеющие право вскрытия этих помещений с предъявлением постоянного пропуска. Списки лиц, имеющих право вскрывать (закрывать) указанные помещения, с указанием номеров печатей, которыми опечатываются помещения, и номеров служебных телефонов подписываются начальником подразделения и утверждаются начальником службы безопасности.
Все лица, пытающиеся пройти через КПП без предъявления пропуска, по чужому или неправильно оформленному пропуску, пронести на объект (с объекта) запрещенные предметы, задерживаются и передаются сотрудникам службы безопасности предприятия. По каждому факту задержания начальник караула или дежурный по объекту составляет служебную записку о нарушении пропускного режима.
Допуск на территорию (с территории) предприятия транспортных средств, принадлежащих предприятию, производится при предъявлении водителем личного пропуска со специальным шифром или транспортного пропуска и путевого листа. Грузчики и сопровождающие лица, следующие с транспортом, пропускаются через КПП на общих основаниях.
Все транспортные средства при проезде через КПП подвергаются досмотру. Въезд и стоянка на территории предприятия транспорта, принадлежащего сотрудникам на правах личной собственности, разрешается по специальным спискам.
Автомашины сторонних организаций, прибывшие с грузом в адрес предприятия в рабочее время, допускаются на территорию по служебным запискам с досмотром на транспортном КПП.
Железнодорожный транспорт и обслуживающие его бригады пропускаются на предприятие по пропускам установленного образца, по спискам или иным порядком, установленным инструкцией о пропускном режиме.
Опломбированные вагоны и контейнеры пропускаются через КПП после их внешнего досмотра, если оттиски пломб соответствуют оттискам в препроводительных документах или накладных. В случае несоответствия оттисков, обнаружения проломов вагона (контейнера) или обрыва пломбы вагон (контейнер) подлежит вскрытию и досмотру в присутствии представителей администрации и железной дороги.
Вывоз и вынос готовой продукции и других материальных ценностей с территории объекта осуществляется по материальным пропускам установленного образца.
Все документы на вывозимые (выносимые) с предприятия материальные ценности регистрируются в бюро пропусков по книге учета и затем передаются в бухгалтерию. Документы на вывоз (вынос) материальных ценностей должны быть выписаны только на то количество груза (мест, веса и т.п.), которое может быть вывезено (вынесено) одновременно, и действительны только на дату, указанную в разрешительном документе.
Строительные и древесные отходы, макулатуру, металлолом, металлическую стружку рекомендуется вывозить с территории предприятия по приказ-счету, как материальные ценности. Вывоз с территории объекта различного мусора, земли и снега может производиться без оформления документов, но с обязательной регистрацией на транспортном КПП.
Система контрольно-пропускного режима неразрывно связана с процессом обеспечения безопасности предприятия. Любая система безопасности, предназначенная для защиты объекта от угроз, связанных с действиями человека, техногенных или природных сил, должна включать систему идентификации по принципу "свой/чужой" или по уровню доступа для защиты как объекта от проникновения посторонних лиц, так и человека от опасных факторов, если они имеются на объекте.
Устанавливая и обеспечивая порядок перемещения персонала и посетителей по территории предприятия, система контрольно-пропускного режима решает не только вопросы безопасности предприятия, но и вопросы рациональной организации труда.
Организационно-административные меры и инженерно-технические решения в системе контрольно-пропускного контроля не могут существовать в отрыве от других элементов системы безопасности объекта и должны в нее органично вписываться. Именно поэтому системы контроля доступа являются обязательной структурой интегрированных систем безопасности.
В концепции построения интегрированных систем безопасности предприятия должны быть определены цели и задачи системы безопасности, принципы ее организации, функционирования и правовые основы, виды угроз безопасности и ресурсы, подлежащие защите, а также основные направления работ по реализации комплекса мер обеспечения безопасности, включая контрольно-пропускной режим.
Учитывая роль и место контрольно-пропускного режима в системе безопасности, необходимо применять комплексный подход для разработки мероприятий ограничения доступа. При решении задачи противодействия той или иной угрозе рассматриваются в совокупности все элементы системы: действия подразделений охраны, технические решения и организационно-административные меры. Применение комплексного подхода на этапе разработки системы контрольно-пропускного режима позволит избежать излишних затрат времени и ресурсов при создании интегрированной системы безопасности предприятия.
Естественно, создание интегрированной системы безопасности требует значительных затрат. Однако, если внимательно оценить все негативные факторы, воздействующие на деятельность предприятия, эти затраты не кажутся столь большими, так как обеспечивают устойчивое экономическое развитие предприятия и сводят к минимуму возможные потери.
К тому же процесс создания интегрированной системы безопасности может быть растянут во времени с учетом материальных возможностей предприятия и условий его деятельности на рынке.
1.5. ВОДОПРОПУСКИ, ВОЗДУШНЫЕ ТРУБОПРОВОДЫ, ПОДЗЕМНЫЕ КОЛЛЕКТОРЫ
1.5.1. Водопропуски сточных или проточных вод, подземные коллекторы (кабельные, канализационные) при диаметре труб или коллектора от 300 до 500 мм, выходящие с территории объектов подгруппы AI должны оборудоваться на выходе с охраняемого объекта металлическими решетками. Решетки должны изготовляться из прутков арматурной стали диаметром не менее 16 мм, образующих ячейки размером не более чем 150x150 мм, сваренных в перекрестиях. В трубах или коллекторах большего диаметра, где есть возможность применения инструмента взлома, необходимо устанавливать решетки, заблокированные охранной сигнализацией на разрушение или открывание.
1.5.2. Воздушные трубопроводы, пересекающие ограждения периметра, должны оборудоваться элементами дополнительного ограждения: козырьком из колючей проволоки или инженерным средством защиты типа "Спираль АКЛ". Инженерное средство защиты "Спираль АКЛ" разворачивается по верху трубопровода или вокруг него.
1.6. СТЕНЫ, ПЕРЕКРЫТИЯ, ПЕРЕГОРОДКИ ЗДАНИЙ И ПОМЕЩЕНИЙ
1.6.1. Наружные и внутренние стены зданий, перекрытия пола и потолка помещений объектов должны быть труднопреодолимым препятствием для проникновения нарушителей и иметь соответствующий класс защиты от взлома (приложение № 1), который достигается правильным выбором строительных материалов для их изготовления.
В приложении № 7 приведены характеристики материалов и конструкций, обеспечивающих надлежащую степень защиты стен, перекрытий пола и потолка.
1.6.2. Усиление стен, перекрытий и перегородок металлическими решетками (сетками) (приложение № 7) должно производиться по всей площади, устанавливаемыми с внутренней стороны помещения. Решетки (сетки) привариваются к прочно заделанным в стену на глубину 80 мм стальным анкерам диаметром не менее 12 мм (к закладным деталям из стальной полосы 100x50x6 мм, пристреливаемым четырьмя дюбелями), с шагом не более 500x500 мм. После установки решетки (сетки) должны быть замаскированы штукатуркой или облицовочными панелями.
Допускается, по согласованию с подразделением вневедомственной охраны, установка решетки (сетки) с наружной стороны помещения.
1.7. ДВЕРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
1.7.1. Двери объектов и их помещений, люки (далее - дверные конструкции) должны быть исправными, хорошо подогнанными под дверную коробку.
1.7.2. Дверные конструкции должны обеспечивать надежную защиту помещений объекта и обладать достаточным классом защиты к разрушающим воздействиям. Выбор конструкций и материалов дверей, оценка их устойчивости, а также способы усиления имеющихся на объекте дверных конструкций приведены в приложениях № 1, № 4 и № 5.
1.7.3. Входные наружные двери на объект, по возможности, должны открываться наружу. Их следует оборудовать не менее двумя врезными (накладными) замками, установленными на расстоянии не менее 300 мм друг от друга или одним врезным (накладным) и одним висячим замками.
При применении сертифицированных дверей количество и класс замков указывается в соответствующей документации на дверь.
1.7.4. Двухстворчатые двери должны оборудоваться двумя стопорными задвижками (шпингалетами), устанавливаемыми в верхней и нижней части одного дверного полотна. Сечение задвижки должно быть не менее 100 мм2, глубина отверстия для нее — не менее 30 мм.
1.7.5. Дверные проемы (тамбуры) центрального и запасных входов на объект, при отсутствии около них постов охраны, следует оборудовать дополнительной запирающейся дверью. Дополнительная дверь объектов подгрупп БI и БII должны быть не ниже 1-го класса защиты, а для объектов подгруппы AI - не ниже 2-го. Выбор конструкций и материалов дополнительных дверей производится в соответствии с приложением № 4. Классы защиты основной входной двери и дополнительной допускается менять местами.
При невозможности установки дополнительных дверей необходимо входные двери блокировать техническими средствами охраны раннего обнаружения, выдающие тревожное извещение при попытке подбора ключей или взлома двери.
1.7.6. Дверные проемы входов в специальные помещения объектов подгрупп AI и БII, в которых хранятся ценности (объекты подгруппы AII, сейфовые и оружейные, комнаты, кассы предприятия и другие аналогичные помещения, требующие повышенных мер защиты) должны быть оборудованы дополнительной запирающейся металлической решетчатой дверью. Дополнительная дверь обеспечивает как защиту от скоротечной кражи, так и защиту персонала в помещении при работе с открытой входной дверью. Класс защиты дополнительной двери должен быть не ниже 2-го. Выбор конструкций и материалов производится в соответствии с приложением № 4.
|
|
|