Главная страница
Навигация по странице:

01 ВСМК.. Тема 1 Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф (всмк) Учебные вопросы



Скачать 179.5 Kb.
Название Тема 1 Задачи, организационная структура и основы деятельности Всероссийской службы медицины катастроф (всмк) Учебные вопросы
Анкор 01 ВСМК..doc
Дата 05.05.2017
Размер 179.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла 01 ВСМК..doc
Тип Анализ
#7705
страница 2 из 2
1   2


Вопрос № 4

«СМК Министерства обороны России. Силы и средства ликвидации медико-санитарных последствий ЧС РЖД и МВД России».
Главной задачей СМК Минобороны является своевременное и эффективное оказание медпомощи личному составу и гражданскому персоналу войсковых частей и военно - стратегических объектов в период ликвидации последствий СБ, крупных аварий и катастроф, локальных вооруженных конфликтов

Структура СМК в системе медслужбы ВС России включает в себя:

  1. органы военного управления медицинской службой ВС РФ,

  2. медицинские отряды специального назначения (МОСН). Их сейчас 6-ь.

  3. резервные койки медицинских войсковых частей и учреждений (военных госпиталей),

  4. формирования СМК (ВСБ и БСМП), создаваемые на их базе ЛПУ МО РФ,

  5. подвижные группы специалистов санитарно-эпидемиологических учреждений,

  6. эвакуационно - транспортные средства,

  7. запасы текущего медимущества медскладов.



Органы управления службой.

Постоянно действующие – это Главное военно-медицинское управление (ГВМУ) МО, медуправления видов, родов войск, военных округов, а также главных и центральных управлений МО РФ

Органы повседневного управления - это оперативный дежурный ГВМУ или медуправления.

Временно создаваемые на период ликвидации последствий ЧС – оперативные группы.

Силы для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС:

К ним относятся:

- Стационарные силы - это военные госпиталя (центральные, окружные и гарнизонные), медсклады с запасами текущего медимущества и,

- Подвижные силы - формирования.

Формирования подразделяются на штатные и нештатные:

I. Штатные формирования.

* Медицинские отряды специального назначения (МОСН).

В составе медслужбы ВС РФ имеется 6 отрядов из которых 5 находятся в постоянной готовности. Штат отряда 154 человека, из которых 22 врача.

МОСН – это мобильный полевой госпиталь, рассчитан на оказание квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи - 300 пораженным в сутки. В полевых условиях развертывает стационар на 100 коек, имеет запас имущества для оказания экстренной медпомощи 1200 пораженным.

За 16 часов в отряде можно выполнить до 60 сложных хирургических операций.

II. Нештатные формирования:

* Врачебно – сестринские бригады (ВСБ).

В их состав входит 5-7 медработников (2 врача, 3-5 медсестер) и санитарный автомобиль. Предназначены для оказания первой врачебной помощи. Создаются на базе военных госпиталей, санаториев, поликлиник.

* Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП).

Предназначены для усиления ЛУ осуществляющие массовый прием пораженных. Создаются на базе военных госпиталей с коечной емкостью 500 и более коек, военно – медицинских учебных заведений и НИИ. В их состав входит – 3-5 медработников (1-2 врача, 2-3 медсестры).

* Подвижные группы специалистов санитарно – эпидемиологического профиля (ПГ СЭП). Состав 4 - 12 человек. Численный состав групп зависит от возможностей СЭО, являющихся формирователями данных групп.

* Подвижные группы специалистов ЛПУ МО РФ.
Медицинские эвакуационные средства:

  • Поисково-спасательный комплекс «Биссектриса» на базе вертолета МИ-8.

Предназначен для поиска и эвакуации пораженных с оказанием первой врачебной помощи в полете и на земле по жизненным показаниям. Оборудован перевязочной. Эваковместимость составляет три носилочных и одно сидячее место.

  • Подготовленные под медэвакуацию самолеты военно-транспортной авиации (ИЛ-76, ИЛ – 112 «Птичка», АН-72 и др.),

  • Госпитальные суда: «Свирь» (СФ), Енисей (ЧФ), «Иртыш» и «Обь» (ТОФ), санитарные катера.

  • Железнодорожные средства (Санитарные поезда и санитарные летучки)

  • Автомобильные санитарные средства. Это санитарные автомобили на базе автомобилей повышенной проходимости; на базе бронетехники (бронетранспортера, БМП, МТЛБ, автомобиля «Тигр»)


Силы медицинской службы МВД предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Основной задачей медслужбы МВД России при ликвидации последствий ЧС является оказание медпомощи личному составу ОВД и военнослужащим ВВ, привлеченным к действиям в условиях ЧС.

В соответствии с этим в составе медслужбы МВД имеются соответствующие учреждения, формирования и специализированные отделения.

* Для работы в районе ЧС в структуре Медуправления МВД имеется группа организации медицинской помощи в ЧС.

* На базе Главного военно-клинического госпиталя ВВ создан МОСН, предназначенный для оказания квалифицированной и специализированной медпомощи в зонах локальных вооруженных конфликтов.

* В лечебных учреждениях системы здравоохранения МВД России 16 субъектов РФ - развернуты отделения экстренной медпомощи, которые могут быть в случае необходимости задействованы и включены в общую систему медико-санитарного обеспечения населения в ЧС на конкретной территории.

* На базе окружных госпиталей четырех округов внутренних войск организованы и функционируют отделения неотложной медпомощи.

* На базе госпиталей и больниц ГУВД, УВД субъектов РФ для оказания медпомощи пораженным организуются мобильные ВСБ,способные осуществить доврачебную и первую врачебную помощь.

Благодаря этому личному составу ОВД, возможно оказывать первую врачебную, квалифицированную и специализированную медицинскую помощь, как непосредственно в пределах территорий субъектов РФ, так и за их пределами.
Силы и средства отраслевого здравоохранения РЖД предназначенные для ликвидации медико - санитарных последствий ЧС.

Медслужба железных дорог является составной частью железнодорож-

ной транспортной системы предупреждения и ликвидации ЧС на Ж.Д. и одновременно функциональной подсистемой ВСМК.

Общую координацию и контроль за проведением необходимых лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в ЧС на Ж.Д. осуществляет Департамент здравоохранения РЖД

Система здравоохранения РЖД имеет разветвленную сеть больниц. В составе РЖД функционируют центральные, дорожные и отделенческие ЛПУ, на базе которые создаются специальные формирования для развертывания и работы в очагах санитарных потерь.

К этим формированиям относятся:

* Аварийные врачебные бригады постоянной готовности. Они формируются на базе ЛПУ железных дорог. Предназначены для оказания первой врачебной, неотложной хирургической и анестезиологической помощи. На место ЧС они убывают в составе аварийно-восстановительного поезда.

* БСМП (хирургические, травматологические, реанимационные, нейрохирургические, терапевтические, акушерско-гинекологические, урологические) комплектуются из числа ведущих специалистов централь­ных и дорожных клинических больниц. Профиль бригад, их количество определяется мощностью и возможностями медицинских учреждений.

* На сети железных дорог создано и функционирует около 90 подвижных формирований (вагон-амбулатория, вагон - перевязочная, санитарная летучка, блок скорой помощи, вагон - радиологическая лаборатория и т.д.).

* Для ускорения прибытия сил и средств в железнодорожных больницах созданы (по участковому принципу) врачебные бригады, которые направляются в зону катастрофы на транспорте своих учреждений немедленно после получения соответствующей информации.

* Вопросы госпитализации пострадавших на железных дорогах решаются в порядке взаимодействия с региональными учреждениями здравоохранения.
Кроме перечисленных сил, входящих в состав ВСМК, в ряде министерств и ведомств имеются специальные, достаточно многочисленные подразделения, которые предназначены для проведения аварийно-спасательных работ в шахтах, под водой и т. д.

В составе этих подразделений имеется медперсонал, который тесно взаимодействует со СМК и может включаться в систему оказания экстренной медицинской помощи населению в ЧС.
Вопрос № 5

«Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологической службы (СЭС) для работы в ЧС»

СЭС является функциональным элементом РСЧС. Учреждения и формирования ее осуществляют государственный санитарно - эпидемиологический надзор, анализируют воздействие вредных факторов на здоровье населения, а также входят в систему наблюдения и лабораторного контроля ГО.

На СЭС возложены следующие задачи:

  • Надзор за санитарно-эпидемиологической обстановкой в зоне ЧС и вокруг нее.

  • Организация и проведение санитарно – гигиенических и п/эпидемиологичических мероприятий в зоне ЧС и вокруг нее.

  • Участия в разработке и осуществлении мероприятий по предотвращению ЧС, уменьшению ущерба от последствий аварий, катастроф, СБ.

  • Обеспечение ПГ органов управления, сил и средств службы к действиям в ЧС;

  • Организация материально - технического обеспечения учреждений службы для решения задач в ЧС;

  • Подготовка специалистов службы к действиям в ЧС и ряд др. задач.

При проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при локализации и ликвидации последствий ЧС все учреждения системы санитарно-эпидемиологического надзора других министерств и ведомств России (МО, МВД, РЖД), расположенные на данной территории, переходят в оперативное подчинение главного государственного санитарного врача республики, области (края).

В перечень сил постоянной готовности ГСЭС России межрегионального и регионального уровня включены 89 центров Госсанэпиднадзора на территориях субъектов РФ, 5 противочумных институтов, противочумный центр в Москве и 11 противочумных станций. Эти учреждения службы ведут свою деятельность в местах постоянного расположения.

Указанные учреждения могут сформировать для работы в зоне ЧС нештатные специализированные формирования быстрого реагирования: 70 СЭО, 19 СЭБ и 15 СПЭБ.

Эти формирования предназначены для надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой и проведением санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий в зонах ЧС.

- Санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО) - формируются центрами Госсанэпиднадзора в субъектах РФ из штатной численности учреждений Госсанэпидслужбы, за счет функционального объединения радиологической, са­нитарно-гигиенической (токсикологической) и эпидемиологической бригад. Укомплектование СЭО личным составом проводится в режиме повседневной деятельности из числа штатных сотрудников ЦГСЭН— формирователя. Ответственность за готовность СЭО, СЭБ к действиям в ЧС возлагается на главного врача центра ГСЭН формирующего отряд или бригаду. Готовность отряда к работе в ЧС 24 ч. Штатного состава в отряде 21 человек, из них 11 врачей.

По прибытии на место СЭО работает под руководством регионального штаба по ликвидации последствий ЧС.




Санитарно-эпидемиологический отряд (21 чел.)




Начальник СЭО - 1

Врач-эпидемиолог - 1

Врач по радиационной гигиене - 1

Врач по общей гигиене - 2

Врач-дезинфекционист - 2

Врач-лаборант - 2

Врач-бактериолог (вирусолог) - 2

Инженер-радиолог - 1

Помощник санитарного врача (фельдшер) - 1

Помощник эпидемиолога - 1

Лаборант-химик (средней квалификации) - 1

Лаборант (микробиолог средней квалификации - 1

Инструктор-дезинфектор - 1

Техник-дозиметрист - 2

Водители - 2

ИТОГО – 21 человек, в т.ч. врачей – 11; средних медицинских работников - 4


- Санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ)- формируются ЦГСН, не имеющие возможностей формирования СЭО.

  • Эпидемиологические - в составе 5 человек из которых: врачи эпидемиологи – 2 (один начальник), фельдшер (помощник эпидемиолога), инструктор дезинфектор, водитель.

  • Радиологические - в составе 5 человек. Начальник (врач), врач по радиационной гигиене, помощник сан. врача (фельдшер), техник дозиметрист, водитель.

  • Санитарно-гигиенические (токсикологические) - в составе 5 человек. Начальник (врач), санитарный врач – токсиколог, помощник сан. врача – фельдшер лаборант, водитель;

В целях реализации специальных мероприятий могут создаваться смешанные бригады. Готовность к работе СЭБ – 12 часов.

- Специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ) создаются на базе противочумных учреждений. Бригады подчиняются непосредственно Департаменту Госсанэпиднадзора.

Структура СПЭБ:

  • управление,

  • эпидотделение с зоопаразитологической группой,

  • бактериологическое отделение с вирусологической группой.

Всего 40 чел. Расходное имущество позволяет работать бригадам 2 нед.
Специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ)




Управление (2 чел.)

Нач-к СПЭБ (врач-эпидемиолог)













Эпидемиологическое отделение с зоопаразитологической группой (12 чел)




Бактериологическое отделение с вирусологической группой (26 чел)




Нач-к отд-я (зам. нач-ка СПЭБ) – 1

Санитарный врач - 1

Врач-эпидемиолог - 3

Зоолог - 1

Паразитолог - 1

Помощники эпидемиолога (лаборанты) - 3

Дезинфектор - 1




Начальник отделения - 1

Врач-бактериолог - 6

Врач-вирусолог - 1

Лаборант-вирусолог - 1

Лаборант (фельдшер-лаборант) - 9

Лаборант-средовар - 1

Санитаров - 4

Автоклавщиков - 2

Инженер-механик - 1
















Итого в СПЭБ – 40 человек, в т.ч. врачей – 15; среднего медицинского персонала – 14; младшего медицинского персонала - 7


- Группы эпидемиологической разведки (ГЭР).Создаются на базе областных (краевых), городских и районных ЦГСН. Группа состоит из трех человек: эпидемиолога, помощника эпидемиолога (фельдшера) и шофера-санитара. При необходимости в группу могут быть включены и другие специалисты. Группа отбирает пробы в окружающей среде и проводит эпидобследование инфекционных очагов. Она оснащается набором для взятия проб и имеет автомобиль. Группа за 1 час в состоянии обследовать местность на 2 км. Кв. и отобрать 8 проб с объектов внешней среды.

Вопрос № 6

«Управление СМК».

Управление СМК - это целенаправленная деятельность начальников, руководителей, органов управления Службы по поддержанию в постоянной готовности сил и средств службы, подготовке их к медобеспечению населения при ЧС и руководстве ими при выполнении поставленных задач во время ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Управление службой строится на следующих принципах:

  • Единоначалие и централизация управления с представлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач.

  • Умение анализировать обстановку, делать правильные выводы, предвидеть ход событий.

  • Оперативность, творчество и высокая организованность в работе.

  • Твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов.

  • Личная ответственность руководителя СМК за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных им задач.

Управление включает в себя следующие операции:

- непрерывный сбор, изучение, обобщение и анализ данных обстановки;

- принятие (уточнение) решения и планирование;

- доведение задач до подчиненных (уточнение задач подчиненным);

- организацию выполнения запланированных (намеченных) мероприятий;

- организацию и поддержание взаимодействия;

- организацию (восстановление) системы управления, в том числе связи;

- контроль за выполнением запланированных мероприятий и оказание помощи объектам управления.

К управлению предъявляются следующие требования:

  • Устойчивость,

  • Непрерывность,

  • Оперативность,

  • Квалифицированность,

  • Эффективность.

Начальником СМК МЗ России является Министр здравоохранения РФ. Непосредственное руководство службой осуществляет его первый заместитель.

Начальником СМК на межрегиональном уровне является представитель Министра здравоохранения в федеральном округе.

Начальниками СМК на региональном и муниципальном уровнях являются руководители органов управления здравоохранением соответствующих органов исполнительной власти, а на объектовом - руководители объектовых учреждений здравоохранения.
Проведение мероприятий по ликвидации последствий ЧС осуществляется в соответствии с планом медико-санитарного обеспечения населения при ЧС, который разрабатывается соответствующими штабами ВСМК, по согласованию с МЧС и утверждается руководителем Службы.

План оформляется письменно с приложением необходимых карт, схем, расчетных таблиц с использованием условных обозначений и знаков (комплект формализованных документов).

План включает в себя:

  1. Медико-тактическую характеристику (МТХ) данной территории (объекта) с учетом вероятных ЧС.

  2. Характеристику службы данного уровня.

  3. Календарный план перевода СМК в различные режимы готовности.

  4. Частные планы медико-санитарного обеспечения при ликвидации медико-санитарных последствий наиболее вероятных ЧС.

В интересах комплексного использования всех сил и средств ВСМК на СМК Минздрава возлагается руководящая роль. На период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в ее оперативное подчинение передаются силы и средства СМК Минобороны России, учреждения и формирования, участвующие в ликвидации последствий ЧС МВД, РЖД, Госкомсанэпиднадзора России, других министерств и ведомств.

Управление ведется с основных и запасных пунктов управления, последние могут быть подвижными и размещаться на автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

При ликвидации медико-санитарных последствий ЧС СМК приходится взаимодействовать с другими службами, в том числе и с медицинскими службами некоторых министерств и ведомств.

Взаимодействие – это согласование совместных действий по целям, задачам, месту, времени и объему выполняемых задач органов управления, сил и средств службы МК с медицинскими силами заинтересованных министерств и ведомств всех уровней, службами РСЧС.

Взаимодействие отражается в плане медико-санитарного обеспечения населения при ЧС или создается отдельный план взаимодействия.

В отдельных формированиях и учреждениях ВСМК разрабатываются таблицы взаимодействия. Выписки из плана взаимодействия доводятся до всех участников взаимодействия.

Управление ВСМК в ходе ликвидации последствий ЧС

Для облегчения управления в ЧС заблаговременно разрабатываются комплекты формализованных документов. В зависимости от обстановки сложившейся в ЧС возможны два варианта в управлении ВСМК:

1-ый – когда при ЧС имеются небольшие санитарные потери и существуют относительно благоприятные условия медико-санитарного обеспечения. В этой ситуации управление силами участвующими в ликвидации ЧС обеспечивается системой управления, действующей в режиме повседневной деятельности.

2-ой – когда возникают крупномасштабные ЧС и для ликвидации их привлекаются значительные силы различных министерств и ведомств. В этих случаях необходимо создавать специальные системы управления, тесно взаимодействующие с органами управления, силами и средствами РСЧС участвующих в ликвидации ЧС.

А именно - создается система вспомогательных пунктов управления. Для этого в пункты управления РСЧС направляются оперативные группы штабов СМК. Пункты управления создаются и в формированиях, учреждениях ВСМК участвующие в ликвидации последствий ЧС.
1   2
написать администратору сайта