Главная страница
Навигация по странице:

К теме 11. Тема 11. Профессиональное образование



Скачать 5.01 Mb.
Название Тема 11. Профессиональное образование
Анкор К теме 11.doc
Дата 05.05.2017
Размер 5.01 Mb.
Формат файла doc
Имя файла К теме 11.doc
Тип Документы
#7774
страница 1 из 4
  1   2   3   4


Тема 11. Профессиональное образование.

1. Особенности профессионального образования. 2. Профессионально-техническое образование. Определение. 3. Типы образовательных учреждений. 4. Законодательная база профессионально-технического образования. 5. Учебные группы профессий. 6. Формирование контингента учащихся и преподавателей. 7. Структура обучения. 8. Среднеспециальное образование, его особенности.
1. Особенности профессионального образования.

Современная российская система профессионального образования включает в себя ступени среднего (техникумы, училища, колледжи) и высшего (институты, университеты, академии) образования, причем задачи начального профессионального образования согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), решавшиеся в училищах и лицеях, отныне берет нас себя среднее профессиональное образование.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

Профессиональное образование в настоящее время развивается на новых методологических основаниях, которые в науке определены как новая гуманистическая парадигма. Согласно одному из современных определений, образование есть специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития личности. Поэтому в большей степени в пространстве образования необходимо для каждого человека создать такие условия, чтобы он стал целостным, полноценным субъектом своей жизни, деятельности, прежде всего профессиональной, чтоб у него сформировались потребность, готовность и способность к продуктивному диалогу с природой и социумом, культурному созиданию.

В контексте гуманистической парадигмы существенно изменяются функции образования: от сообщения, репродуцирования суммы систематизированных знаний – к конструированию знаний; от навязывания знаний к пробуждению интереса к ним; от «образования на всю жизнь» к образованию как базе дальнейшего непрерывного совершенствования; от тезиса «знание – сила» к тезису «познание – сила». Приобретение профессии не может рассматриваться как «овладение» профессиональными знаниями, технологическими навыками, пусть даже на высшем уровне квалификации.

Профессиональное образование должно рассматриваться как «вхождение» профессию, идентификация себя с профессией, «встраивание» своей личности, индивидуальности в сферу профессиональной деятельности. По мнению специалистов, сегодня нет готового профессионального знания и совокупности трудовых умений, вооружившись которыми, можно стать классным специалистом на всю жизнь. Пришло время рассматривать профессиональное образование как процесс и результат всестороннего позна­ния человеком сущности профессиональной деятельности, осознанный выбор личностью адекватного ее способностям, интересам, потребностям направления самореализации и саморазвития в той или иной профессио­нальной сфере с как можно большей пользой для себя и общества. Новая парадигма образования ориентирована не только на производство, но и на личность.

Особое значение сегодня приобретает непрерывное образование, ко­торое в конечном счете обеспечивает систематическую, целенаправлен­ную деятельность личности по получению, совершенствованию знаний, умений, навыков как в любых видах общих и специальных учебных заве­дений, так и путем самообразования.

К основным тенденциям изменения, развития профессионального образования в современных условиях относятся:

– понимание человека как активного субъекта на рынке труда, сво­бодно распоряжающегося своим главным капиталом – квалификацией;

– опережающий характер профессионального образования;

– диверсификация форм и типов образования: возникновение много вариантной образовательной системы: создание учебных заведений раз­личного уровня, многоступенчатость, многофункциональность и т. д.;

– использование разнообразных образовательных технологий;

– интеграция учебных заведений в комплексы различного типа;

– гуманитаризация содержания образования, в том числе депрофес­сионализация гуманитарного знания;

– приближение уровня среднего профессионального образования к уровню высшего профессионального образования, возникновение учреж­дений повышенного уровня СПО (колледжи);

– децентрализация в области управления системой СПО, стратегиче­ская линия на создание региональных систем СПО;

– адаптация системы СПО к работе в условиях рыночных отношений, усиление ориентации на удовлетворение потребностей регионов в кадрах и региональное профилирование содержания образовательных программ;

– укрупнение специальностей, по которым ведется подготовка, разра­ботка нового перечня специальностей, специализаций и квалификаций.

Таким образом, цель среднего профессионального образования может быть сформулирована как «... формирование свободного человека, осоз­нанно принимающего профессионально взвешенные решения, выбираю­щего форму, технологию соответствующих действий и поведения, думающего о последствиях своих действий и готового нести за них ответ­ственность» (Г.В. Мухаметзянова)

Можно выделить особенности педагогических технологий в средней профессиональной школе.

Первая особенность связана с конкретной спецификой профессио­нального образования и состоит в ориентации технологии на овладение определенной профессией, означающей принятие конкретных дидактиче­ских решений, связанных с получением профессии.

Другая особенность менее общего порядка и обусловлена включением студентов в три основные вида учебной деятельности: теоретическую, лабораторно-практическую и производственно-практическую, роль и место которых определяются спецификой цели подготовки специалиста на соот­ветствующей ступени образования. Это предполагает обоснование и про­ектирование технологий обучения для этих видов учебной деятельности.

Третья особенность тесно связана со второй и состоит в учете специ­фики теоретического обучения, лабораторно-практических работ, произ­водственно-практической деятельности. Так, особенности конкретной технологии теоретического обучения могут быть обусловлены различ­ными видами деятельности, необходимостью приложения знаний на практике. В практическом обучении технология направлена на формиро­вание умений, навыков по выполнению трудовой деятельности, связан­ной с упражнениями в выбранной профессии.

Педагогической наукой и практикой накоплен заметный фонд различ­ных педагогических технологий: модульного, контекстного, проблемного, компьютерного, концентрированного обучения и др. Все они характеризу­ются специфическими целями, направленностью, доминирующим сочета­нием форм, методов и средств обучения и воспитания, системой оценива­ния и контроля. Эффективность этих технологий определяется содержани­ем изучаемого материала, уровнем подготовленности студентов и препода­вателя и другими факторами.


2. Профессионально-техническое образование. Определение.

Профессионально-техническое образование – форма профессионального образования, имеющая целью подготовку квалифицированные рабочих в профессонально-технических учебных заведениях; совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, позволяющих квалифицированно выполнять работу по определенной рабочей профессии, специальности.

В эпоху Древнего мира профессиональные умения и навыки передавались в процессе трудовой деятельности. В период Средних веков в условиях дифференциации и специализации ремесленного труда возникла необходимость обучения ремеслу путем специально организованного индивидуального ученичества. Рост крупного машинного производства в эпоху капитализма обусловил создание профессионально-технических школ различного уровня и профиля (при сохранении ученичества), в которых дети рабочих не только обучались практическому применению различных орудий производства, но и знакомились с его технологией. Как самостоятельная ступень профессионального образования система профессионально-технического образования начала формироваться в развитых капиталистических странах Европы во 2-й половине XIX в., а в США — после 1-й мировой войны 1914-18 гг. (когда резко сократилось поступление квалифицированной рабочей силы из Европы). В России в 1-й половине 19 в. в профессионально-технических учебных заведениях применялась предметная, или «вещевая», система обучения (изготовление в процессе обучения заданных предметов). Во многих училищах на преподавание специальной дисциплины отводилось незначительное количество учебных часов; в некоторых не изучались общеобразовательные предметы.

В 1918 в России было введено обязательное обучение подростков 15-17 лет, работавших на предприятиях и в учреждениях. На базе ранее существовавших ремесленных училищ и школ была создана сеть профессионально-технических курсов, школ, клубов с целью профессиональной и общеобразовательной подготовки молодёжи. В 1919 при Наркомпросе РСФСР учреждена секция профессионально-технического образования, преобразованная в 1920 в Главный комитет профессионального образования (Главпрофобр). В 1919 был принят декрет Совнаркома РСФСР «О мерах к распространению профессионально-технических знаний», в котором указывалось, что «необходимым условием окончательного торжества рабоче-крестьянской революции является поднятие производительности народного труда, а... наиболее быстрыми верным способом такого поднятия является распространение в широких народных массах профессионально-технических знаний и умений...» (Известия ВЦИК, № 135, 24 июня 1919).

В целях ликвидации технической безграмотности рабочих и удовлетворения острой нужды промышленности в квалифицированной рабочей силе в соответствии с декретом «Об учебной профессионально-технической повинности» (1920) было введено обязательное профессионально-техническое образование всех рабочих в возрасте от 18 до 40 лет (за исключением лиц, имевших подготовку не ниже бывших ремесленных училищ или обучавшихся в технических учебных заведениях) на предприятиях, где не было фабрично-заводских школ, с 14-летнего возраста. В 1920 утверждено «Положение о профессионально-технических школах», в 1921 — положения о заводском ученичестве в металлообрабатывающей промышленности, о школах фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), в 1924 – новое положение о школах ФЗУ. В 20-е гг. Главпрофобром разработан примерный учебный план: для школ ФЗУ 60—65% учебного времени отводилось на производственное и 35—40% на теоретическое обучение. Объединяя общее, профессиональное и политическое образование подростков, сочетая обучение с производительным трудом, школы ФЗУ явились особым типом профессиональных учебных заведений для рабочей молодёжи. В 20-30-е гг. в школах ФЗУ и др. профессиональных учебных заведениях использовались три системы производственного обучения — предметная, операционная и комбинированная (предметно-операционная). В середине 30-х гг. на основе лучших элементов операционной и комбинированной систем была разработана операционно-комплексная система, которая с 40-х гг. является основной: учащихся последовательно осваивают отдельные приёмы и операции профессиональной деятельности, затем комплексные работы по возрастающей сложности, обучение проводится в процессе изготовления полезной и сложной продукции; всё это подготавливает учащихся к самостоятельному выполнению работ, включению в производительный труд.

В 50-е гг. советская система государственных трудовых резервов развивалась в направлении специализации подготовки рабочих по отраслям промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства, повышения уровня специальной и общеобразовательной подготовки учащихся. В связи с развитием общего среднего образования были созданы технические училища для молодёжи, окончившей среднюю общеобразовательную школу. Для подготовки сельских механизаторов организованы училища (по типу ремесленных) механизации сельского хозяйства.

  Для планомерного обеспечения квалифицированными рабочими кадрами отраслей народного хозяйства в условиях научно-технического прогресса Государственные трудовые резервы преобразованы в 1958 в Государственную систему профессионально-техннического образования с основным типом учебных заведений — городскими и сельскими профтехучилищами (ПТУ) для подготовки квалифицированных рабочих из молодёжи, окончившей неполную среднюю общеобразовательную школу. С конца 60-х гг. началось развитие ПТУ, которые наряду с рабочей профессией дают общее среднее образование (принимаются выпускники восьмилетней школы). Учебные заведения системы профтехобразования специализированы по группам родственных профессий (металлисты, химики, строители, металлурги, горняки, нефтяники, работники ж.-д.(железнодорожный) транспорта, сельского хозяйства, коммунально-бытовых предприятий и др. — всего около 1100 профессий). Специализация училищ позволяет повышать качество обучения, оптимально использовать учебно-производственное оборудование, рационально комплектовать училища педагогами-специалистами.
3. Типы образовательных учреждений.

Среднее профессиональное образование (СПО) – образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профес­сионального образования, осуществляемое в средних специальных учеб­ных заведениях или иных образовательных организациях СПО, имеющих соответствующую лицензию по основным профессиональным образова­тельным программам.

Среднее специальное учебное заведение (ССУЗ) – образовательная организация, реализующая профессиональные образовательные програм­мы СПО. Главными задачами ССУЗ’а являются:

– удовлетворение потребностей личности в получении СПО и квали­фикации в избранной области профессиональной деятельности, в интел­лектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии;

– удовлетворение потребностей общества в квалифицированных спе­циалистах со СПО;

– переподготовка и повышение квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров;

– распространение знаний среди населения, повышение его общеобра­зовательного и культурного уровня, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.

Средние специальные учебные заведения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосу­дарственными (частными, общественных и религиозных организаций).

К средним специальным учебным заведениям относятся: техникум (училище), колледж, техникум-предприятие (организация).

В ССУЗ’ах реализуются два уровня СПО: базовый и повышенный, предполагающие соответственно двухуровневую структуру ССУЗ’ов (техникум, колледж).

Техникум (училище) – основной тип ССУЗ’а, реализующего профес­сиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Техникум-предприятие (организация) – самостоятельная образова­тельная организация, реализующая профессиональные образовательные программы СПО и осуществляющая профессиональную деятельность, соответствующую профилю подготовки обучающихся.

Колледж – самостоятельная образовательная организация повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующая углубленные профессиональные образовательные программы СПО по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающая обучающимся повышенный уровень квалификации.

Основная профессиональная образовательная программа СПО – это документ (комплект документов), определяющий в соответствии с действующим стандартом содержание СПО определенного уровня по кон­кретной специальности.

Образовательные программы СПО могут реализовываться как в кол­леджах, техникумах, так и в других типах образовательных организаций СПО при наличии соответствующей лицензии.

СПО имеет своей целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребности личности в углублении и расширении обра­зования на базе основного общего, среднего (полного) общего и началь­ного профессионального образования. Граждане, имеющие среднее (пол­ное) общее или начальное профессиональное образование соответст­вующего профиля, получают СПО по сокращенным ускоренным про­граммам. СПО может быть получено в образовательных организациях СПО или на первой ступени образовательных учреждений высшего про­фессионального образования (ВПО). Образовательные учреждения СПО могут реализовать образовательные программы начального профессио­нального образования при наличии соответствующей лицензии.

Лица, имеющие СПО соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Формами освоения профессиональных образовательных программ СПО в образовательных организациях являются: очная форма, очно-заочная, заочная, форма семейного образования, самообразования, экс­терната. Допускается сочетание форм получения СПО.

СПО осуществляется в соответствии со стандартом образования. Необходимость в стандартах профессионального образования связана с потребностью упорядочивания базовых требований к содержанию и ка­честву профессионального обучения в различных типах учебных заведе­ний. Наличие стандарта СПО позволяет установить базовый уровень ква­лификации, повысить качество профессионального обучения за счет расширения профиля, универсализации содержания образования, обеспе­чить конвертируемость профессионального образования внутри государ­ства и за его пределами и т. д. Стандарт профессионального образования может быть: международный, государственный, региональный.

Реализация стандарта осуществляется в учебных планах специально­сти, рабочих программах. Учебный план – государственный нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержа­ние подготовки специалистов, последовательность, интенсивность и сроки изучения учебных предметов, основные формы организации обучения, формы и сроки проведения контроля знаний и умений учащихся.

Таким образом, СПО является неотъемлемой частью системы образо­вания, имеет свои правовые и организационные основы, позволяющие осуществлять профессиональною подготовку специалистов и развиваться как системе.
4. Законодательная база профессионально-технического образования.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года,

одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

Из ст. 2.

5) квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

12) профессиональное образование – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

13) профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Из ст. 5.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Из ст. 10.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование – бакалавриат;

3) высшее образование – специалитет, магистратура;

4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Из ст. 11.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

7. При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.

8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

3. К основным образовательным программам относятся:

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Из ст. 13.

1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

4. Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу), практику.

5. Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.

7. Организация проведения практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

8. Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

9. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

10. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Из ст. 23.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

3) профессиональная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

4) образовательная организация высшего образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

2) организация дополнительного профессионального образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

3) профессиональные образовательные организации - основные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

4) образовательные организации высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования - программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

  1   2   3   4
написать администратору сайта