Навигация по странице:
|
ФИНАНСЫ Лекционный материал 1. Тема финансы как экономическая категория
ТЕМА 1. ФИНАНСЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Слово «Финансы» переводится с латинского «Financia» как доход, платёж.
Предметом изучения финансов является часть денежных отношений в обществе, а именно: отношения по поводу формирования и использования денежных доходов и накоплений, создания на их основе финансовых фондов для финансирования экономического и социального развития общества. Финансы как учебная дисциплина тесно связаны с другими учебными курсами: экономической теорией, статистикой, бухгалтерским учётом, анализом и другими.
Задачами финансовой науки являются следующие:
1. Изучение теоретических основ финансов и практического их применения.
2. Рассмотрение законодательных и нормативных документов, регламентирующих финансовые отношения.
3. Анализ влияния финансов на социально-экономическое развитие общества.
4. Обоснование путей совершенствования финансовых отношений на разных этапах развития страны.
Хозяйственные процессы в условиях товарно-денежных отношений невозможны без распределительных процессов. Распределение является одной из стадий воспроизводственного процесса, без которой не могут осуществляться другие стадии, то есть производство, обмен и потребление. Очевидно, что производство невозможно без создания денежных фондов, служащих основой для удовлетворения различных хозяйственных нужд. Эти денежные фонды создаются посредством финансов на стадии распределения, причём они впоследствии на стадии обмена приобретают натуральную форму, так как созданные денежные фонды в стоимостной форме расходуются на приобретение товаров, потребительных стоимостей.
Таким образом, можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как их существование обусловлено потребностями общественного развития. Знания о финансах важны на различных уровнях, начиная от домашних хозяйств и предприятий, заканчивая государством.
Предпосылками возникновения финансов явились следующие обстоятельства.
1. Отторжение главы государства от казны и возникновение централизованного общегосударственного фонда денежных средств – государственного бюджета, распоряжение которым уже не может осуществлять единолично глава государства.
2. Возникновение системы государственных доходов и расходов, законодательное закрепление государственного бюджета, как росписи доходов и расходов государства.
3. Переход от натуральных податей и трудовых повинностей к сбору налогов в денежной форме.
4. Возникновение кругооборота стоимости в форме товарно-материальных ценностей и денег и образование доходов и накоплений у участников воспроизводственного процесса сверх пределов биологического выживания.
Финансы взаимосвязаны и взаимодействуют практически со всеми видами товарно-денежных отношений. Это взаимодействие расширяется и усиливается в условиях рыночной экономики. С развитием рыночных отношений появляются новые финансовые отношения, а также происходит децентрализация финансовых ресурсов, образуются региональные и местные финансы, увеличиваются объёмы децентрализованных фондов денежных средств.
Подводя итоги, можно констатировать, что имеются следующие специфические черты финансов, определяющие их сущность:
1. Финансы - это денежные отношения;
2. Финансы присущи всем формациям;
3. Финансы регулируются государством;
4. Финансы - это распределительная категория;
5. Финансы связаны с образованием и использованием денежных доходов и фондов. При этом под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;
под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятия.
Исследование экономической природы финансов позволяет определить эту экономическую категорию следующим образом.
Финансы – это система денежных распределительных отношений, по поводу образования и использования фондов денежных средств, доходов и накоплений у участников общественного воспроизводства.
К основным группам финансовых отношений относятся:
- взаимоотношения между хозяйствующими субъектами по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.);
- взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и населением, с одной стороны, и государством, с другой стороны, по поводу образования бюджета и внебюджетных фондов и выделения средств из этих фондов;
- взаимоотношения между страховыми организациями, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и населением, с другой стороны, по поводу образования и использования страховых фондов;
- взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией;
- взаимоотношения внутри предприятий, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.
При рассмотрении вопроса о сущности финансов необходимо более подробно остановиться на их функциях. Сначала нужно выяснить, что такое функция экономической категории, так как термин «функция» (от латинского functio – исполнение, совершение) имеет несколько значений. В обиходе функцией считается какое-либо действие, в математике функция – это зависимость, свойство, в философии – отношения двух или группы объектов, в которых изменение одного сопутствует изменению другого.
В финансовой науке функция рассматривается чаще всего как проявление сущности экономической категории в действии. Именно с этой позиции и следует рассматривать функции финансов.
Поскольку сущность финансов проявляется в распределительных отношениях, то одной из функций этой экономической категории является распределительная. На основе распределительных отношений с помощью финансов формируются различные виды денежных доходов и накоплений, создаются и используются фонды денежных средств. Распределительная функция финансов отражает экономические отношения, связанные с движением стоимости общественного продукта и его составных частей в денежной форме. При распределении общественного продукта и национального дохода образуются так называемые первичные доходы и накопления, а сам процесс распределения носит название «первичного распределения». К первичным доходам и накоплениям относятся заработная плата работников, а также доходы и накопления предприятий, занятых в сфере материального производства.
При дальнейшем распределении национального дохода образуются вторичные доходы и накопления, к которым относятся доходы государства и доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы.
С помощью распределительной функции финансы активно влияют на все стадии воспроизводственного процесса. Прежде всего с помощью этой функции из стоимости общественного продукта вычленяется часть, идущая на возмещение произведённых материальных затрат, затем выделяется заработная плата и доходы хозяйствующих субъектов. На базе распределительной функции создаются общегосударственные фонды, необходимые для удовлетворения экономических и социальных потребностей общества.
Главным практическим назначением распределительной функции является обеспечение пропорциональности распределения и достижение соблюдения экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, населения и государства.
Второй важнейшей функцией финансов является контрольная. Контрольная функция тесно связана с распределительной функцией, одна без другой они существовать не могут. Распределительные процессы создают основу для контроля за пропорциями распределения с целью соблюдения экономических интересов всех участников воспроизводства. С помощью контрольной функции проверяется правильность и своевременность формирования фондов денежных средств, обоснованность направлений их расходования, эффективность использования. С помощью контрольной функции финансов сравниваются однородные экономические процессы, определяется их результативность и эффективность всего воспроизводственного процесса в целом. Сфера действия контрольной функции не ограничивается лишь распределительной стадией воспроизводственного процесса, она распространяется также на стадии производства, обмена и потребления. Столь широкий диапазон действия контрольной функции финансов обусловлен тем, что отношения распределения, будучи относительно обособленными, одновременно тесно связаны и активно влияют на весь воспроизводственный процесс.
Всё многообразие дискуссий об экономической природе финансов можно свести в три группы. Первая – вопросы сущности финансов и границ финансовых отношений. Вторая – дискуссии по поводу функций финансов. Третья группа – вопросы субъективности финансов, отнесения данной категории к категории базиса или надстройки.
В современных условиях роль финансов в социально-экономическом развитии общества проявляется по следующим основным направлениям:
- активизация политики накопления отечественного капитала;
- использование бюджетной и налоговой политики в целях укрепления экономики и её развития;
- государственная поддержка производственных инвестиций и финансирование инвестиционных программ, обеспечивающих сохранение и развитие научно-технического потенциала страны;
- использование для целей производственного инвестирования возможностей финансового рынка;
- усиление социальной направленности государственного бюджета;
- достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям, слоям и социальным группам граждан.
ТЕМА 2. Финансовая система РФ.
Совокупность финансовых отношений подразделяется на различные группы в зависимости от специфики этих отношений. Реализация этих финансовых отношений осуществляется через звенья финансовой системы.
Различают несколько типов систем. Финансовая система является открытой системой, так как она взаимодействует с внешней средой (закрытые системы имеют фиксированные границы и относительно независимы от окружающей среды). Кроме того, финансовая система – это система интеграционного типа, то есть система, взаимосвязи между элементами которой являются довольно тесными (различают ещё суммативные системы со слабыми связями между элементами).
Финансовая система представляет собой совокупность звеньев и элементов финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение общественного продукта, формирование распределение и использование фондов денежных средств, денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения. (Федулова С.Ф.)
Позиция авторов представляющих финансовую систему как совокупность финансовых (финансово-кредитных) звеньев представляется неправомерной. Под финансово-кредитными звеньями в этом случае, как правило, понимаются центральные и региональные финансовые и кредитные органы: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное Казначейство, Центральный Банк России и др.1 Эти учреждения являются органами управления звеньями финансовой и кредитной систем и их следует рассматривать в качестве субъектов управления системами, а не выделять как отдельное звено.
В экономической литературе дискутируются не только вопросы определения понятия «финансовая система», но и её состав. Практически все авторы включают в состав финансовой системы такие звенья, как общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов. Спорным является вопрос об отнесении к составным частям финансовой системы таких звеньев, как страхование, местные финансы, финансы населения (домашних хозяйств), фондового рынка. Кроме того, нет единства во мнениях о том, какие группы финансовых отношений можно выделить в качестве звеньев финансовой системы, а какие считать их элементами (подсистемами).
На наш взгляд, к звеньям финансовой системы следует отнести три звена, отражающих следующие группы финансовых отношений: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы, с выделением внутри них определённых элементов. К государственным финансам следует отнести, в первую очередь, государственный бюджет, а также государственные внебюджетные фонды и государственный кредит. В звено «Финансы хозяйствующих субъектов» входят финансы предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность, а также финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность. К местным финансам относятся местные бюджеты, отношения, связанные с выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, выпускаемых местными органами власти и другие отношения займа.
На рисунке 1 схематично изображено наше видение структуры финансовой системы.
Финансовая система России
Местные финансы
Государственные финансы
Финансы хозяйствующих субъектов
Финансы коммерческих предприятий
Финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность
Местные бюджеты
Местные специальные фонды
Местные займы
Государственный бюджет
Государственные внебюджетные фонды
Государственный кредит
Рис.1. Финансовая система России
Тема 3. Финансовые ресурсы.
В финансово-кредитном словаре финансовые ресурсы трактуются как «совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятий и организаций, создающихся в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода». Впервые понятие «финансовые ресурсы» в российской практике было применено при составлении первого пятилетнего плана, одним из разделов которого являлся баланс финансовых ресурсов. Впоследствии этот термин стал широко применяться в экономической литературе и в финансовой практике, причём толкование его было самым разным.
Финансовые ресурсы являются важнейшим источником осуществления расширенного воспроизводства, социально-экономического развития общества. Наращивание объёмов финансовых ресурсов является одной из важнейших задач финансовой политики государства. Снижение объёма финансовых ресурсов отрицательно сказывается на развитии общества, ведёт к сокращению инвестиций, уменьшению фондов потребления, порождает диспропорции в распределении общественного продукта и национального дохода. Влияние финансовых ресурсов на экономическое развитие общества не односторонне, в свою очередь, состав и объём финансовых ресурсов зависят от уровня экономического развития государства, от эффективности производства. Экономический рост служит основой для увеличения объёмов финансовых ресурсов, а величина финансовых ресурсов, направляемая на расширение и развитие производства, способствует повышению его эффективности.
Следует различать централизованные финансовые ресурсы государства и децентрализованные финансовые ресурсы предприятий. Централизованные финансовые ресурсы формируются в виде различных общегосударственных фондов, в первую очередь, бюджета и внебюджетных фондов, средства которых используются на осуществление важнейших функций государства, таких как развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и содержание политической надстройки общества. Источниками централизованных финансовых ресурсов являются валовый внутренний продукт и частично национальное богатство, в случае вовлечения его в хозяйственный оборот и эффективного использования, заёмные и привлечённые средства.
Основными источниками финансовых ресурсов предприятий являются выручка от реализации, а также заёмные и привлечённые средства.
Финансовые ресурсы государства являются частью финансовых ресурсов народного хозяйства, в состав которых входят финансовые ресурсы производственной и непроизводственной сферы, а также населения. Основными источниками формирования финансовых ресурсов государства являются национальный доход, заёмные и привлечённые средства, доходы от внешнеэкономической деятельности государства, частично - национальное богатство. Большая часть финансовых ресурсов государства концентрируется в централизованном фонде денежных средств государства – государственном бюджете, что даёт возможность осуществлять финансирование исполнения государством его функций. В последние годы увеличиваются объёмы внебюджетных социальных государственных фондов. Общая сумма средств, концентрируемых только в социальных внебюджетных фондах, превышает половину объёма доходов федерального бюджета.
В состав финансовых ресурсов предприятий входят собственные, заёмные и привлечённые средства. К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся прибыль, амортизационные отчисления, уставный и добавочный капитал, а также так называемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, постоянно находящиеся в обороте предприятия, например, резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия или по законодательству. К заёмным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы. К привлечённым финансовым ресурсам относятся средства, привлечённые путём выпуска акций, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлечённые на долевое участие и на другие цели.
Структура финансовых ресурсов предприятий различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и других факторов. Так, например, в составе финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий имеются бюджетные ассигнования, у предприятий с высоким уровнем технической оснащённости большой удельный вес в составе финансовых ресурсов занимают амортизационные отчисления, предприятия с сезонным характером производства имеют в составе финансовых ресурсов заёмные средства.
|
|
|