Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

Семинар 1. Семинар Тема 1 Предмет и методы экономической теории. Экономические агенты. Собственность и доходы. Экономические потребности, блага и ресурсы. Экономический кругооборот. Рынок



Название Семинар Тема 1 Предмет и методы экономической теории. Экономические агенты. Собственность и доходы. Экономические потребности, блага и ресурсы. Экономический кругооборот. Рынок
Анкор Семинар 1.doc
Дата 14.04.2017
Размер 51 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Семинар 1.doc
Тип Семинар
#1114

Семинар

Тема 1

Предмет и методы экономической теории. Экономические агенты. Собственность и доходы. Экономические потребности, блага и ресурсы. Экономический кругооборот. Рынок.
1. Ответьте на вопросы:
1. Что изучает экономическая теория? Раскройте содержание фундаментальной проблемы экономики.

2. Чем отличаются понятие «ресурсы» от понятия «факторы производства»?

3. Всем известно, что футбол гораздо менее необходим людям, чем еда или сталь. Тем не менее профессиональным футболистам платят гораздо больше, чем фермерам или сталеварам. Почему?

4. В чем отличие позитивного подхода к изучению экономики от нормативного?

5. Учитывают ли люди в повседневной жизни принцип альтернативных издержек? Приведите собственные примеры.

6. Можно ли делать вывод о неэффективности экономик бывших социалистических стран по сравнению с западными странами на основании данных об отставании производства потребительских товаров в СССР и Восточной Европе? Используйте при ответе аппарат кривой производственных возможностей.
2. Решите одну из задач из сборника задач по данной теме.

Задача 1.

На соседних островах жили три племени. Одно могло получить своим трудом за
день либо 50 рыб, либо 100 кокосов. Второе могло получить своим трудом за день либо 60 рыб, либо 80 кокосов. Третье могло получить своим трудом за день либо 70 рыб, либо 60 кокосов.

а) построить КПВ для случая объединения племен.

б) построить кривые торговых возможностей для каждого из племен при условии, что на
постоянно действующей межплеменной ярмарке кокосы можно обменять на рыбу в пропорции 1:1.

Задача 2

Фермер на своем участке может выращивать для продажи или морковь, или свеклу. Он использует труд 10 сезонных рабочих. Каждый из рабочих может вырастить либо 100 кг свеклы, либо 80 кг моркови. Постройте график производственных возможностей фермерского хозяйства и объясните, почему он имеет такую форму.
Задача 3

В условной экономической системе производится два вида продукции: Х и Y. Для производства 1 ед. продукции Х требуется 50 ед. ресурса, для продукции Y—25 ед. Общий объем полностью взаимозаменяемого ресурса, которым располагает экономическая система, составляет 400 ед.

Определите альтернативные затраты производства последней единицы продукта X.
3. Ответьте на тестовые задания текущего контроля по данной теме.

Лекция1. Введение в экономику.

1. Теория (философия) хозяйства охватывает исследование про­цессов, которые включают:

а) сферу материального производства;

б) сферу нематериального производства;

в) сферу стоимостных отношений;

г) жизнедеятельность человека и общества.

2. Теория экономики ограничивается исследованием явлений и процессов, связанных:

а) с наращиванием материального богатства;

б) с наращиванием нематериального богатства;

в) с жизнедеятельностью человека и общества;

г) с развитием производительных сил.

3. В философии хозяйства человек рассматривается в качестве:

а) потребителя благ;

б) созидателя своего мира и бытия;

в) производительной силы общества;

г) носителя человеческого капитала.

4. В экономике человек рассматривается прежде всего как:

а) создатель и носитель духовных ценностей;

б) естественный носитель всех общественных отношений;

в) потребитель благ;

г) творческая личность.

5. В политической экономии и в Экономиксе объектом исследования является поведение:

а) естественного человека;

б) экономического человека;

в) лиц наемного труда;

г) человека, руководствующегося этическими ценностями.

6. Национальная экономическая теория занимается:

а) разработкой общетеоретических принципов и моделей социально-экономического развития;

б) сопоставлением моделей социально-экономического развития;

в) адаптацией общетеоретических принципов и моделей развития к специфике развития национальной экономики

г) выявлением преимуществ различных моделей развития экономики.

7. Укажите, какой из нижеперечисленных вариантов наиболее полно соответствует определению предмета экономической теории;

а) средства производства;

б) человек и средства производства;

в) производительные силы и научно-технический прогресс;

г) взаимодействие производительных сил и производственных отношений.

8. Что из перечисленного изучает микроэкономика:

а) Производство в масштабе всей экономики;

б) Численность занятых в экономике;

в) Общий уровень цен;

г) Производство сахара и динамику его цены.

9. Укажите, какое из положений не имеет отношения к предмету экономической теории:

а) экономическое благо;

б) неограниченные ресурсы;

в) максимизация удовлетворения потребностей;

г) эффективное использование ресурсов.

10. Каждая точка кривой производственных возможностей характеризует:

а) минимальный объем выпуска продуктов;

б) максимальный объем выпуска продуктов;

в) лучшие комбинации выпуска продуктов;

г) альтернативные комбинации товаров при заданном качестве ресурсов.

11. Кривая производственных возможностей отражает:

а) рост издержек производства;

б) снижение стоимости единицы продукции;

в) увеличение вмененных издержек каждой последующей единицы продукции;

г) сокращение издержек производства.

12. Альтернативные издержки нового стадиона – это:

а) оплата охраны и другого персонала;

б) цена строительства стадиона в будущем году;

в) изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов стадиона;

г) цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительству этого стадиона.

13. Закон убывающей производительности факторов производства изучается в рамках:

а) микроэкономики;

б) мезоэкономики;

в) макроэкономики;

г) мегаэкономики.

14. Метод познания ограничивается:

а) созерцанием;

б) движением мышления от конкретного к абстрактному;

в) движением мышления от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному:

г) движением мышления от абстрактного к конкретному.

15. Каждому из приведенных ниже определений найдите соответствующее понятие (1 — абстракция, 2 — анализ, 3 — синтез, 4 — индукция, 5 — дедукция, 6 — экономическая модель, 7 — «норматив» экономика):

а) метод умозаключений, основанный на обобщении факта

б) метод исследования, при котором отвлекаются от случайных, неустойчивых черт, связей;

в) метод умозаключений, основанный на распространения общего суждения на единичные факты;

г) абстрактная структура, создающая упрощенную картину реальной действительности;

д) экономическое знание, использующее оценочные суждения относительно того, какой должна быть экономика;

е) мышление, которое направлено на выявление специфических свойств в явлениях;

ж) мышление, которое сориентировано на выявление того общего, что связывает, объединяет отдельные стороны явлений.
16. При использовании метода изложения руководствуются:

а) раскрытием сущности экономических явлений и процессов;

б) описанием наблюдаемых явлений и процессов;

в) выявлением основополагающих взаимосвязей между экономическими явлениями и процессами;

г) воспроизведением в логически непротиворечивой системе полученных знаний.

17. Экономические категории представляют собой:

а) взаимосвязи между понятиями;

б) научные абстракции, выражающие экономические ощущения;

в) доказательства о наличии или отсутствии тех или иных явлений;

г) единичные случаи проявления тех или иных событий.

Ответ б.

18. Экономические законы отражают:

а) необходимые и устойчивые взаимозависимости экономических отношений;

б) случайные и неповторяющиеся экономические взаимосвязи;

в) количественные оценки экономических явлений и про­цессов;

г) переходные состояния экономических отношений.

19. Историчность экономических категорий и законов опре­деляется:

а) их неподвластностью времени;

б) их неизменностью в условиях видоизменения экономичес­ких отношений;

в) их появлением и отмиранием под воздействием смены со­циально-экономических систем;

г) их сохранностью при любых формах хозяйствования.

20. Взаимосвязь идеальной и реальной экономической действи­тельности характеризуется:

а) отражением во всей полноте созерцаемой действительности;

б) выражением упорядоченной и систематизированной реаль­ной действительности в форме экономических категорий, принципов, законов;

в) поиском оптимальной модели социально-экономического развития;

г) выявлением экономических явлений и процессов, препят­ствующих экономическому росту.
21. Экономическая модель предназначена для:

а) раскрытия экономических принципов и законов;

б) описания экономических явлений и процессов;

в) определения количественных параметров и качественного уровня развития экономики, к которому следует стремиться;

г) объяснения того, как функционирует национальная эконо­мика и отдельные ее сферы.

22. Экономико-математическое моделирование позволяет:

а) учитывать все возможности предприятий и национальной экономики;

б) быть инструментарием определенной экономической теории;

в) видеть взаимосвязи и сравнивать экономическое развитие в различные временные интервалы;

г) определять абсолютно точно параметры системы в различ­ные периоды.

23. Какая из зависимостей является прямой:

а) между ценой и спросом;

б) между ценой и предложением;

в) между процентной ставкой и спросом на кредит;

г) между заработной платой и спросом на труд.
24. Какая из нижеприведенных зависимостей является обратной:

а) между ценой и предложением;

б) между ценой и объемом продаж;

в) между производительностью и выпуском продукции;

г) между доходами и сбережениями.
25. Позитивная экономика занимается:

а) определением имеющихся ресурсов;

б) поисками путей выхода из кризиса;

в) выявлением содержательной стороны экономических про­цессов и явлений, взаимосвязанных как внутри их, так и между ними;

г) принятием решений по тем или иным социально-экономи­ческим вопросам.

26. Нормативная экономика занимается:

а) исследованием фактов, процессов, явлений с целью выяв­ления их сущности:

б) выявлением взаимосвязи между экономическими процес­сами и явлениями;

в) определением взаимосвязей между природой и обществом;

г) использованием экономических законов и принципов при решении определенных социально-экономических задач.
написать администратору сайта