Главная страница
Навигация по странице:

Лекция 2. Тема формирование бухгалтерского учета как науки (конец ХІХ начало ХХ в.)



Скачать 58.01 Kb.
Название Тема формирование бухгалтерского учета как науки (конец ХІХ начало ХХ в.)
Анкор Лекция 2.docx
Дата 25.04.2017
Размер 58.01 Kb.
Формат файла docx
Имя файла Лекция 2.docx
Тип Документы
#3414

ТЕМА 3.

ФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА КАК НАУКИ (КОНЕЦ ХІХ - НАЧАЛО ХХ В.)


    1. Причины научного становления бухгалтерского учета.

    2. Формирование бухгалтерского учета как науки в разных странах.

    3. Основные особенности мировых национальных школ бухгалтерского учета.

    4. Русская и украинская бухгалтерские школы.


3.1.Причины научного становления бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет – это отрасль современной науки, цель которой сводится к расчету в денежном выражении стоимости имущества предприятия и определения величины его собственного капитала.

Ж.Фурастье

Во второй половине XIX ст. - в начале XX ст. почти все европейские государства переживали сложный период в своем историческом развитии. Этот период - годы буржуазно-демократических и социальных потрясений в Европе, которые имели влияние на развитие культуры, образования, науки.

Этот период характеризуется значительным развитием бухгалтерской научной мысли в разных странах мира, о чем свидетельствует появление большого количества научных трудов по учету. Постепенно ученые пришли к заключению, что бухгалтерский учет является наукой.

В процессе эволюции бухгалтерский учет распался на две составляющие (рис.3.1.):

Составляющие бухгалтерского учета




Счетоводство -

практическая бухгалтерия
Счетоведение –

наука

Практически организованный процесс наблюдения, группировки, сводки, анализа и передачи данных о фактах хозяйственной жизни.

Его задача – предоставление информации для принятия управленческих решений.

Наука о сущности и структуре фактов хозяйственной деятельности организации.

Основной задачей счетоведения является раскрытие содержания хозяйственных процессов и связи между экономическими и юридическими категориями, с помощью которых эти процессы познаются.


Рис.3.1. Составляющие бухгалтерского учета, которые появились при его эволюции
Теория бухгалтерского учета зародилась в рамках счетоводства. Между отдельными сторонами бухгалтерского учета существует тесная связь. Теория учета (счетоведение) рассматривается как часть практики и занимается описанием и оценкой сложившихся в рамках счетоводства методов осуществления учетных процедур. Счетоводство, в свою очередь, рассматривается как часть теории. В этом случае счетоведение формулирует «m» возможных решений учетной задачи, из которых определенная часть «n» уже реализуется на практике («m»-«n» решений – варианты новых решений). Теоретики интерпретируют все решения и показывают их достоинства и недостатки с точки зрения всех пользователей данных счетоводства.

Счетоведение рассматривает бухгалтерский учет в трех аспектах (рис. 3.2.):

Аспекты бухгалтерского учета, которые рассматривает счетоведение




1) анализ бухгалтерских задач вне связи с их содержанием, что позволяет моделировать эти задачи с последующим программированием. В трудах классиков бухгалтерского учета Н.А. Блатова, А.П. Рудановского, И.Ф. Шерра, Э. Шмаленбаха и др. делались попытки математического обоснования основных положений теории бухгалтерского учета. Моделирование, основанное на комбинаторике, позволяет построить общую модель, в рамках которой любая учетная задача истолковывается как частный случай;
2) группировка бухгалтерских задач и придание им соподчиненности;
3) решение поставленных задач в связи с заранее заданными временными интервалами.

Рис.3.2. Аспекты бухгалтерского учета, которые рассматривает счетоведение



Как правило, бухгалтерский учет решает следующие типы учетных задач (рис.3.3.):

Типы учетных задач

♦ обеспечение сохранности имущества собственника;
♦ обеспечение эффективного управления предприятием при помощи предоставления качественной информации, главным образом финансового характера, для принятия обоснованных управленческих решений;
♦ исчисление финансовых результатов деятельности в экономическом и юридическом смыслах;
♦ перераспределение ресурсов в экономике при помощи формирования достоверной информации о финансовом положении и результатах хозяйственной деятельности организации для финансового рынка.


Рис.3.3 Типы учетных задач, которые решает бухгалтерский учет



Задача ученых заключается в поиске формул, описывающих факты хозяйственной жизни, и их классификации на множества и подмножества в зависимости от поставленных задач. Научное обоснование основных положений бухгалтерского учета необходимо для объяснения различных «парадоксов учета», которые возникают при применении системы двойной записи и различных способов оценки активов и обязательств организации. Например, при определении выручки от реализации «по оплате» возникает дебиторская задолженность по отгруженным товарам, которая отражается в балансе в оценке по себестоимости, в результате:

♦ занижается сумма прав организации на отгруженную продукцию;

♦ занижается стоимость активов организации;

♦ искажается сумма средств, используемая для покрытия кредиторской задолженности.

Такой подход к признанию в учете выручки от реализации искажает финансовое положение организации. Этот парадокс возникает только в рамках юридической трактовки фактов хозяйственной деятельности.

Бухгалтерский учет как наука начал формироваться в конце XIX ст. В это время определяется предмет и объекты бухгалтерской науки, уточняются ее методы, научно обосновываются категории учета, осуществляется их классификация, разрабатываются методологические основы бухгалтерской науки.

На это повлияли последующие исторические события:

  • создание первых компаний, которые были отделены от владельца;

  • возникновение акционерного капитала;

  • введение понятия "действующее предприятие»;

  • появление фондовых бирж;

  • расширения промышленности и торговли;

  • отделение капитала и прибыли;

- увеличение биржевых операций и торговых оборотов разных корпоративных предприятий;

  • возникновение института бухгалтеров-ревизоров;

  • возникновение института аудиторов.

В развитие бухгалтерского учета как науки осуществили свой взнос много стран.

3.2. Формирование бухгалтерского учета как науки в разных странах
Бухгалтерский учет – это научный метод наблюдения за юридическими и экономическими фактами.

П.Гарье

Формирование бухгалтерского учета как науки в Италии.

В начале 19 ст. в итальянском учете определились два направления:

  1. Юридическое (тосканская школа);

  2. Экономическое (венецианская школа).

Основатель юридического направления - Франческо Марчи. Его сторонники считали, что за каждым счетом стоит определенное лицо. Счета - это станции, созданные для отображения изменений правоотношений лиц, которые берут участие в хозяйственном процессе.

Цель учета - регистрация изменений правоотношений лиц, которые участвуют в хозяйственном процессе.

Предметом учета были не материальные ценности, а изменение прав и обязанностей субъекта, который хозяйничает, и его контрагентов.

Лица, которые участвуют в хозяйственном процессе, разделяли на 4 группы:

  1. Агенты (МВО);

  2. Корреспонденты (лица, с которыми осуществляются расчеты);

  3. Администратор;

  4. Владелец.

Каждой группе свойственные отдельные счета. Центральной фигурой в управлении является администратор, через его счет проходят все операции.

Например, оприходование товаров, которые поступили от поставщика отображалось следующими записями:

Дт Администратор Кт Поставщики - администратор получает товар от поставщика;

Дт Товары Кт Администратор - кладовщик получает товар от администратора.

Двойная запись трактовалась так: «Тот, кто получает ценности или становится должником - дебетируется, тот, кто отдает ценности, или становится заемщиком - кредитуется». Поскольку выданное одним лицом имущество всегда получает другое, то запись в дебет какого-либо счета всегда вызывает соответствующую запись в кредит другого счета.

Основателем экономического направления является миланский бухгалтер Джузепе Людовик Криппа. Сторонники экономического направления считали, что на всех счетах учитываются только материальные ценности. Поэтому их теория называется материалистической.

Цель учета - регистрация движения материальных ценностей.

Предмет учета - изучение результатов хозяйственной деятельности, связанных с изменением объема и состава имущества.

Трактовка двойной записи: «Нет поступления без выбытия».

Р. П. Коффи все счета разделял по видам ценностей:

- Реальные ценности - материальные счета и личные счета. Долги трактовались как бесплотные ценности;

- Рациональные (фиктивные) ценности - счета капитала и все результатные счета.

Значение дебета и кредита одной группы было противоположным другой.

Основатель ломбардськой школы Франческо Вилла (1801-1884) синтезировал юридические и экономические аспекты учета и создал единную науку - бухгалтерию. Вилла считал, что его предшественники трактовали бухгалтерию только как искусство ведения книг и счетов. В действительности же она являет собой комплекс экономических и административных знаний, которые являются основой ведения книг и счетов. Он считается отцом науки.

Он выделил три основных части бухгалтерского учета:

  1. Теория учета - экономико-административные отношения;

  2. Правила ведения регистров и их практическое приложение;

  3. Организация управления (в т.ч. ревизия счетов).

Счета Вилла разделил на три группы:

  1. депозитные (имущественные) - имели экономическое значение;

  2. личные - имели юридическое значение;

  3. методологические (итоги) - для определения результатов деятельности.

Таким образом, двойная запись отражала как юридическую, так и экономическую информацию.

Следовательно, итальянская школа рассматривала учет, как средство управления, только тосканское направление - как цель учета определило управление людьми, а венецианский - управление ценностями.
Вклад французских ученых в развитие бухгалтерского учета как науки в конце

ХІХ - в начале ХХ ст.

В отличие от Италии во Франции считали, что учет - это экономическая наука.

Цель учета - изучение эффективности функционирования каждого объекта предприятия: машины, поля, товара и т.д.

Счета разделялись на:

Внутренние - счета объектов предприятия.

Внешние - счета корреспондентов

Представители французской школы отделили учетные идеи от узких практических знаний. Наука должна изучать содержание реальных процессов, которые протекают, а практика заниматься выбором форм регистров и отчетов, разработкой типовых приемов и методов регистрации.

В этой связи были выделены три функции учета:

  1. Счетоводство - разработка учетной логики, классификация объектов.

  2. Социальную - сопоставление классовых интересов.

  3. Экономическую - как с помощью учетной информации осуществлять управление хозяйством.

Французы создали учебу о перманентности инвентаря, в соответствии с которым необходимо все ценности учитывать только по себестоимости и беспрестанно вычислять финансовый результат (ежедневный баланс).

Доходом считалось только поступление денежных средств. Например, сумма товаров, отгруженных покупателю, но не оплаченных не является доходом. Нет денег - нет прибыли.

Франция считается родиной макроучета. П. Ж. Прудон и Р. П. Коффи считали, что бухгалтерский учет - это часть политической экономии. Он предоставляет информацию об экономическом положении всей страны.
Характерные особенности развития учета как науки в немецкоязычных странах.

Немецкая школа сочетала ученых-бухгалтеров Германии, Австро-Венгрии и немецкоязычной части Швейцарии.

В работах немецких ученых большое значение уделялось процедурным вопросам, конструированию форм счетоводства, последовательности записей. Если в Италии в основе учета стояла юриспруденция, во Франции - политэкономия, то в Германии - математика. Все хозяйственные операции отображались в виде математических формул.

Основной целью учета была разработка наиболее совершенных учетных процедур. Поэтому и основное направление немецкой школы было названо процедурным.

Процедурный аспект немецкой школы, изучая учет в виде математических формул, способствовал развитию вычислительной техники, созданию карточных форм учета, распространению математических и статистических методов, унификации Плана счетов.

Основным отличием немецкой школы от итальянской и французской было изучение бухгалтерского учета от баланса к счетам.

В конце 19 - нач. 20 в. возникло новое направление - балансоведение, автором которого является И. Шэр. В основе баланса лежит уравнение капитала:

К = А - П

Целью учета Шэр И. определял выведение чистого имущества, то есть расчет капитала. Следовательно, баланс выступал в качестве средства определения имущества.

Все счета относительно баланса были разделены на активные и пассивные. Дебет активного счета означал увеличение, пассивного, - уменьшение и наоборот. Каждому счету сопоставлялась отдельная статья баланса.

Немецкими юристами были разработаны требования к балансу:

  1. Точность - степень точности зависит от мнения юристов и членов правления.

  2. Полнота - в соответствии с данным требованием капитал в балансе должен отражаться не по номинальной, а по фактически внесенной сумме. Разница показывалась в активе как дебиторская задолженность.

  3. Ясность. Существовали две трактовки данного требования : субъективная ясность - баланс повинен быть понятен для специалиста и объективная - для любого грамотного человека

  4. Правдивость - баланс должен быть составлен в соответствии с требованиями закона на основании первичных документов.

  5. Внешнее требование - сохранение структуры баланса и внутренняя - принципов оценки статей баланса.

  6. Единство баланса - баланс центра должен включать результаты балансов филиалов.

Для немецкой школы характерная оценка по продажной стоимости. То есть предусматривалась мнимая ликвидация предприятия и оценка имущества по текущим рыночным ценам.

Однако были сторонники и бухгалтерского номинализма - оценки по себестоимость. Они называли ее чисто бухгалтерской, лишенной субъективизма.

Оценка по себестоимость не получила широкого распространения, поэтому что делала несравнимыми ценности и приводила к занижению прибылей.
Развитие учета в англоязычных странах.

Английская бухгалтерская школа не считала учет наукой. Английские ученые не стремились разработать новую концепцию учета, а описывали целесообразные, с их точки зрения, достижения практики. Бухгалтерская школа стояла на позициях позитивизма, то есть возведение заданий науки к описанию явлений.

Английские бухгалтера понимали бухгалтерию как систему отношений между работниками бухгалтерии и предприятия. То есть бухгалтерия изучала психологию.

На развитие бухгалтерского учета повлияло принятие ряда законов.

  1. Закон о регистрациях акционерных компаний, принятый в 1844 г., обязывал акционеров проводить аудиторские проверки фирм-банкротов. Данный Закон получил неофициальное название - "товарищ бухгалтера", поскольку расширял границы этой профессии.

  2. Законы о компаниях (1855, 1862) требовали периодического предоставления акционерам полного и достоверного баланса, подтвержденного аудиторами.

  3. Закон о компаниях, принятый в 1929 г., обязывал составлять Отчет о прибылях и убытках.

В связи с требованием подтверждения отчетов аудиторами бухгалтерский учет в Великобритании приобрел более быстрые темпы развития.

До образования акционерных обществ преобладал принцип инвентарной оценки (переоценки ценностей). Так Э. Купер в 1883 г. определял прибыль как прирост актива после переоценки (как разница между себестоимостью и текущей рыночной стоимостью). Томас Вельтон в 1890 г. выразил, что оценка объектов должна выплывать из первичных документов, а не быть субъективным мнением бухгалтера.

Особенное внимание уделялось организации учета. В литературе конца 19 в. можно выделить 6 принципов организации бухгалтерского учета :

  1. Разделение труда. Каждый бухгалтер выполняет ряд однотипных операций.

  2. Локализация информации - регистрацию хозяйственных операций (первичный учет) выполняют оперативные работники.

  3. Конкуренция в контроле - одна операция регистрируется в разных учетных регистрах разными исполнителями. Впоследствии суммы сверяются.

  4. Действенность бухгалтерии - раз в месяц на основании регистров первичного учета, которые ведут оперативные работники, бухгалтер делает проводки в журнале.

  5. Методологическая независимость - каждая фирма устанавливает свои правила организации, методологии и ведения учета.

  6. Психологический климат - недоверие к сотрудникам. Основная задача учета - не допустить злоупотреблений со стороны работников. Деятельность бухгалтеров стала регламентироваться, то есть определялись права, обязанности и ответственность.


США

В конце 19 ст. с Лондона до Нью-Йорка прибыла группа специалистов-учетчиков. С участием в Америке в 1886 г. была создана первая в США бухгалтерская фирма, а в 1887 г. - первая американская профессиональная организация бухгалтеров. Таким образом, учетные идеи Англии были распространены и в США. Но развитие англо-американская школы приобрела в 20-40 г. 20 в.

Для англо-американской школы того времени был характерный психологический подход, то есть изучение психики и поведения работников предприятия. Показатели отчетности, нормативы, бухгалтерские сроки считались стимулами, которые вызывают определенную реакцию в зависимости от интересов людей.

Руководить людьми, а следовательно производством, - это уметь карать и поощрять, то есть использовать негативные и позитивные стимулы.

Цель учета - управление людьми, а через них - предприятием.

Для достижения целей учета были выдвинуты новые идей:

  1. Натуральные измерители. Считали, что они являются наиболее достоверными, потому что на них не влияют колебания цен. Управление становится эффективным, когда основывается на них.

  2. Стандартные расходы. Разработаны такие методы учета расходов как "стандарт-кост" и "директ-костинг". Гаррисон предложил разрабатывать стандарты (нормы) расходов, на основании которых рассчитывается сумма материально-технического обеспечения. В итоге, бухгалтер может сравнивать фактическое движение ценностей с нормами и планировать цены на готовую продукцию.

Цель метода - определение эффективности труда предприятия путем сравнения фактических расходов с нормативными.

  1. Центры ответственности. Идея центров ответственности связана с использованием отклонений для оценки работы администраторов.

  2. Управленческий учет, назначение которого - производство информации для управления.

Целью управленческого учета определяли:

  1. Предоставление информационной помощи управляющим;

  2. Контроль и прогнозирование расходов;

  3. Выбор наиболее эффективных путей развития предприятия;

  4. Принятие оперативных управленческих решений

Идею управленческого учета развил американский бухгалтер Роберт Антоне. Считалось, что бухгалтерская отчетность не может быть полезной для управления, потому что не является оперативной. Управленческий учет допускает устные сообщения и применения методов приблизительного подсчета.
3.3.Основные особенности мировых национальных школ бухгалтерского учета

Бессмысленно рассматривать бухгалтерский учет как логическую и единственно возможную научную доктрину. У каждого народа в зависимости от свойств национального характера и исторически сложившихся условий существуют свои представления о бухгалтерском учете, его целях и задачах. И хотя сейчас со всей очевидностью ясно, что во всех странах победила и полностью господствует двойная бухгалтерия, мы можем сказать, что в разных странах она интерпретируется и применяется по-разному. И в самом деле, "бухгалтерский учет, - пишут современные исследователи, - определяется средой, в которой он функционирует".

Каждой стране присущи своя история, свои ценности, политическая система. То же самое можно сказать о бухгалтерском учете. Современные исследователи выделяют четыре группы стран, каждая из которых объединена по некоторым общим подходам:

1. Англоязычные страны.

2. Континентальные страны.

3.Латиноамериканские страны.

4.Социалистические страны восточной Европы.

Первые три группы стран используют двойную бухгалтерию в целях исчисления финансового результата, четвертая - преимущественно для контроля сохранности ценностей.

При этом первые две группы стремятся к отражению правильности финансового результата, не прибегая к переоценке денежного измерителя, третья - прибегая к нему.

Для англоязычных стран характерен не государственный подход, регулирующий учет, а чисто профессиональный. Лучшие специалисты в области бухгалтерского учета объединяются в Ассоциацию и вырабатывают основополагающие учетные принципы. Государственные органы признают их. При этом учет ведется в интересах инвесторов и кредиторов.

В континентальной Европе учет ведется по принципам, сформулированным государственными органами, обязательным для всех хозяйствующих субъектов. При этом учет ведется в интересах государственных, регулирующих и в том числе налоговых органов.

В Латинской Америке учет имеет только основную цель - отражать инфляционные процессы, и методология учета целиком подчиняется этой цели. В Восточной Европе учет вели преимущественно от имени или по поручению государственных органов.

Страны с англо-американской системой учета строят свой учет, исходя из сложившейся практики, идя от нее. И тут следует различать ее английский и американский варианты. Первый характерен для таких стран как Великобритания, Южная Африка, Новая Зеландия, Австралия; второй - для США, Канады, Японии, Мексики и Филиппин.

К англоязычной системе обычно относят и Нидерланды, но для этой страны континентальной Европы характерен подход не от практики к теории, а наоборот, от теории с практике, иными словами, в этой старой стране дедукцию признают больше индукции.

Страны континентальные также могут быть разделены на две группы: признающие примат правильности отражения учетных, часто преимущественно правовых, отношений (Германия) и провозглашающие примат налогового фискального права (Франция, Италия, Испания, Бельгия).

Однако все сказанное подчеркивает особенности реализованных бухгалтерских систем, а в этой работе следует отметить характерные черты системы реализуемой, т.е. двойной записи и ее научной интерпретации, данной специалистами разных национальных школ.
Общая характеристика расхождений во взглядах представителей различных школ дана в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

Общая характеристика расхождений во взглядах представителей различных школ

Аспекты

учета

Итальянская

школа

(юридическое

направление)

Французская

школа

(экономическое

направление)

Немецкая

школа

(процедурный

аспект)

Англо-американская

школа

(психологический

аспект)

1

2

3

4

5

1. Цель

учета

Контроль лиц, участвующих в

хозяйственном процессе

Эффективность

использования

ресурсов предприятия

Выработка

рациональных

учетных процедур

Контроль

администрации

2. Предмет

учета

Права и обязанности

лиц

Ресурсы

Процедуры

Поведение

администрации

3. Объект

учета

Документы

Ценности

Ценности

Ценности

4. Базовая

наука

Право

Политическая

экономия

Математика

Психология

5. Баланс

(содержание)

Равенство прав и

обязательств

Равенство поступлений и

выдач (доходов и расходов)

Равенство дебетовых и

кредитовых сальдо

Равенство средств

с кредиторской

задолженностью и

капиталом

6. Баланс

(отношение к

счетам)

Вытекает из

счетов

Вытекает из

счетов

Счета вытекают из баланса

Не принципиально

7. Оценка

Продажные

цены

Себестоимость

Не

принципиально

Свободный выбор по

цели управления

8. Счета по

содержанию

Только личные

(расчетов)

Только инвентарные и

операционные

Активно-

пассивные

Экраны

9. Счета по

структуре и

назначению

Один ряд

Один ряд

Два ряда

Не принципиально

10. Причина

двойной записи

Смена прав и

обязанностей

Обмен

ценностями

Вытекает из

баланса

Не принципиально

(не рассматривается)

11. Метод

Индукция (от частного к общему)

Индукция

Дедукция (от об-щего к частному)

Индукция

12. Границы

учета

Микроучет

Микроучет и

макроучет

Микроучет и

макроучет

Микроучет

Влияние перечисленных школ не ограничивалось территорией их собственных стран. Итальянская школа была широко известна во многих странах Европы, французская оказала значительное влияние на некоторых представителей немецкой школы. Немецкая школа сыграла большую роль в формировании бухгалтерского учета скандинавских стран и России. Англо-американская школа широко распространена в таких странах, как США, Великобритания, Канада, Индия, Япония и др.

В процессе эволюции бухгалтерской науки основополагающие школы сменяли друг друга в следующем порядке:

итальянская,

французская,

немецкая,

англо-американская.

Очевидно, что появление бухгалтерской науки было результатом спроса на нее хозяйственной практики. В то же время принятые правила на практике выявили противоречия, тем самым стимулировав творческий процесс развития учетной теории. Различные подходы к исследованиям и множество практических ситуаций обусловили различные точки зрения на теорию и практику бухгалтерского учета. Конкурируя друг с другом, различные концепции дополняли и продолжают дополнять друг друга. В то же время глобализация экономики требовала единой, последовательной теории, с помощью которой можно было бы оценивать множество существующих на практике процедур.

При всем многообразии воззрений теоретические разработки в области бухгалтерского учета способствовали выработке общей концепции бухгалтерского учета и единых принципов его построения в рамках конкретной учетной школы. Это положительно сказалось на процессе стандартизации бухгалтерского учета. Насущная потребность в единообразии финансовой информации о деятельности различных компаний созрела в обществе к началу XX в., а использование научных концепций сделало ее реализацию возможной.
3.4. Русская и украинская бухгалтерские школы

Русская школа счетоводства.

Русская школа была сформирована в первой половине XIX ст. Ее основателем был Карл Иванович Арнольд. На первых этапах своего становления данная бухгалтерская школа развивалась по идеями немецкой школы. Позже в русской школе стали различать два направления - Московскую и Санкт-петербургскую.

Московскую школу возглавлял М. С. Лунский. Яркими представителями этой школы были Г.А. Бахчисарайцев, Ф.И. Бельмер, Р. Я.Вейцман, О. М. Галаган. В целом эта школа развивалась в русле идей классической немецкой школы. Для ученых этой школы характерным было то, что они:

  • предлагали изучать учет от баланса к счетам;

  • возлагали баланс в основе учета;

  • определяли счета элементами баланса;

  • утверждали, что закон двойственности является следствием закона баланса;

  • отмечали независимость инвентаря от плана счетов;

  • утверждали, что баланс является преобразованным инвентарем;

  • предлагали отображать в балансе только имущество, которое находится в собственности предприятия;

  • разделяли счета на балансовые и забалансовые;

  • предлагали оценивать активы по себестоимости;

  • рассматривали амортизацию как износ, величину ранее понесенных расходов, которая списывается в определенной сумме на расходы данного отчетного периода;

  • выступали против резервирования сомнительной дебиторской задолженности. Санкт-петербургскую школу возглавлял Е.Е. Сиіверс.

В целом эта школа развивалась в русле идей итальянской и французской школ. Много внимания уделяла учетным теориям.

.
Украинская бухгалтерская школа

Формирование и развитие украинской бухгалтерской школы происходило в неразрывной связи с такими известными мировыми учетными школами, как: итальянская, французская, немецкая и англо-американская. Но наибольшее влияние на формирование украинской школы осуществила русская школа.

В советский период украинская бухгалтерская школа развивалась рядом с московской и ленинградской бухгалтерскими научными школами. Выдающимися учеными, которые повлияли на развитие учета в этот период были такие: М. Х. Попрошайка, И.А. Басманов, В.Ф. Поджигатель, В.Б. Ивашкевич, М. С. Помазков, О. С. Наринский, П. С. Безруких, С.О. Щенков, А.Ш. Маргулис и др.

За незначительный период времени в советской Украине сформировалась национальная бухгалтерская школа, которую положил началу профессор П. П. Нимчинов. Яркими представителями этой школы, которые создавали науку о бухгалтерский учет, были такие: И.В. Малышев, Ю.Я. Литвин, И.И. Каракоз, А.М. Кузьминский, В.І. Самборский, О. А. Шпиг, О. С. Бородкин.

Только с приобретением Украиной независимости (в 1991 г.) развитие украинской научной школы стало на самостоятельный путь. Сегодня выдающимися ее представителями являются М. Я. Демъяненко, П. Т. Саблук, М. Г. Чумаченко, М. Т. Белуха, Ф.Ф. Бутинець, Б.И. Валуєв, А.М. Герасимович, В.Г. Горелкин, З.В. Гуцайлюк, И.П. Житна, Г.Г. Кирейцев, Л. М. Крамаровский, Б.С. Кругляк, М. В. Кужельний, В.Г. Линник, Б.М. Литвин, Н.М. Малюга, Э.В. Мних, Ю.И. Осадчий, М. С. Пушкар, В.С. Рудницкий, В.В. Сопко, Л. К. Сук, Б.Ф. Усач, В.Г. Сапожник, В.О. Шевчук и проч.

Следует отметил также, что сегодня украинская научная бухгалтерская мысль представлена региональными научными школами (табл.3.3.):

Таблица 3.3.

Украинские научные школы



п/п

Школа

Основатель

Направление



Киевская школа

проф. П. П. Нимчинов

Развитие теоретико-методологических аспектов учета и контролю, анализа и аудита



Житомирская школа

проф. Ф.Ф. Бутинець

Исследование проблем теории и методологии хозяйственного контроля



Луганская школа

проф. И.П. Житная

Исследование проблем экономического анализа и актуальных экономических проблем использования производственного потенциала



Львовская школа

Положил начало - проф. Э.В. Мних

Исследование проблем теории, методологии и практики экономического анализа, усовершенствования учета и аудита в Украине



Одесская школа

Положил начало проф. В.Ф. Поджигатель

Изучение проблем учета, анализа, аудита инвестиций и основных фондов у АПК



Тернопольская школа

Положил начало проф. Ю.Я. Литвин

Исследование проблем учета, анализа и аудита, подготовки высококвалифицированных научных кадров



Харьковская школа

основателем является Николай Федорович фон Дитмар

Исследование проблем учета и контроля в АПК в торговле и общественном питании


написать администратору сайта