Навигация по странице:
|
Тема 6. Тема Основные рыночные состояния
Тема 6. Основные рыночные состояния
Рыночные состояния (рыночную структуру) можно классифицировать по разным признакам. Самой простой и важной классификацией в экономической теории является деление рыночных состояний на состояние совершенной и несовершенной конкуренции. В основе этого деления лежит признак – степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.
Совершенная конкуренция характеризуется состоянием, когда ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенное влияние на цену товара. При этом соблюдаются следующие условия:
- имеется много покупателей и продавцов данного товара, причем каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объема.
- товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей, и все покупатели должны быть одинаковы с точки зрения продавцов.
- отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из отрасли. Входные барьеры: исключительное право заниматься данным видом деятельности (производство алкогольных напитков, монополия внешней торговли), лицензирование, государственная регистрация видов деятельности, большие капитальные затраты в данной отрасли, защищенность патентом производство данного товара, ограничен доступ к материальным ресурсам, высокие затраты на рекламу и т.д.
- полная информация всех участников рынка (отсутствие информационной асимметрии).
- рациональное поведение всех участников рынка (сговор исключается).
Очевидно, что совершенная конкуренция весьма редка на практике, она позволяет построить некую идеальную модель функционирования экономики, в сравнении с которой можно изучать реальные рыночные состояния.
Несовершенная конкуренция – это рыночное состояние, при котором не соблюдаются условия совершенной конкуренции. Наиболее распространенная классификация рынков включает следующие состояния:
1) Монополия (чистая монополия).
- В отрасли имеется только 1 производитель, который и полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цены.
- Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товаров-заменителей у данного товара.
В реальной экономике развитых стран чистая монополия такая же абстракция, как и совершенная конкуренция, т.к. всегда существует опасность потенциальной конкуренции или конкуренции иностранных производителей.
- Монополия на стороне спроса (на рынке выступает один покупатель) называется монопсонией.
2) Олигополия.
- в отрасли существует незначительное количество производителей.
- в этой ситуации производители могут вести себя различными способами:
а) не учитывать поведения других производителей, как и при совершенной конкуренции.
б) пытаться предвидеть поведение других производителей
в) вступать в сговор с другими производителями.
- частный случай олигополии – дуополия (2 продавца).
- рыночная структура с несколькими покупателями называется олигопсонией.
3) Монополистическая конкуренция.
- в отрасли может быть много продавцов, но предлагаемые ими товары неоднородны с точки зрения покупателей (не выполняется условие 2 для совершенной конкуренции). Эта ситуация наиболее характерна для рынков развитых стран.
Лучше всего разработаны в экономической теории модели 2-х полярных типов рыночных структур – совершенной конкуренции и чистой монополии. На их примере можно показать важнейшие отличия совершенной конкуренции от несовершенной.
В обоих случаях поведение фирмы зависти от ее внутренних свойств (функции издержек) и потребительского спроса, но не зависит от реакции на это поведение других производителей (в случае монополии, потому что их просто нет, а случае конкуренции, потому что их очень много и ни один из них в отдельности не может влиять на рынок).
|
|
|