Главная страница
Навигация по странице:

Тема1 и 4 бабаназарова. Тема1 Дайте определение понятию наука, научное знание


Скачать 0.72 Mb.
Название Тема1 Дайте определение понятию наука, научное знание
Анкор Тема1 и 4 бабаназарова.doc
Дата 24.04.2017
Размер 0.72 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Тема1 и 4 бабаназарова.doc
Тип Документы
#2846
страница 1 из 5
  1   2   3   4   5

Тема1

1. Дайте определение понятию наука, научное знание.

Наука – это особый рациональный способ познания мира, основанный на эксперименте, опыте, либо материальном доказательстве. Декарт.
Научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития.

2. Какие два важнейших этапа в становлении науки выделяет К.Ясперс?

Ясперс выделил 2 важнейших этапа в становлении науки:

1. Наука Древней Греции, Средних веков

2. Наука от механистического периода (16в.)

3 Дайте определение понятию “парадигма” по Т.Куну.

Парадигма – это признанные всеми научные достижения, которые в течении определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу.

4. Что понимается под понятием “научная революция”. Как Вы можете

персонифицировать три важнейшие научные революции?

Научная революция – это кардинальная смена научной картины мира, подходов, методов, гипотез, теорий.

3 важнейшие научные революции с точки зрения персонификации:

- Аристотель (по нему мир жил 2000 лет)

- Ньютон (по нему мир жил 200 лет)

- Эйнштейн

5. Что такое естествознание. Предмет и цели естествознания

Естествознание- система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Естествознание - одна из 3-х основных областей научного знания - о природе, обществе, мышлении.

Предмет естествознания- различные формы движения материи в природе.

Цели естествознания двоякие:

1. Находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления.

2. Раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы. Построение новой деятельности.

6. Назовите и определите временные рамки пяти периодов в развитии естествознания.

5 периодов в развитии естествознания:

А) 3-е тысячелетие до н.э. – IV век н.э. Природоведение архаических формаций (Вавилон, Египет, Древняя Греция)

Б) IV-XIV века - схоластико-теологический период.

В) XIV - XVIII - метафизический период.

Г) XVIII-XX(начало) века - классический период.

Д) XX век - современный период. Этика науки.

7. Какова характерная черта естествознания в натурфилософии древних греков

Характерные черты естествознания в натурфилософии древних греков – это накопление эмпирического материала, попытки объяснить мир с помощью общих умозрительных гипотез и теорий, в которых предсказывалось, предвосхищалось немало позднейших научных открытий. К примеру, в ту эпоху зародились идеи об атомарном, дискретном строении материи.

8. Чем отличается наука от религии. Основные черты естествознания в

схоластико-теологический период.

Религия базируется на догмах, т. е. на утверждениях, которые не обсуждаются и не исследуются. У религии, нет предмета изучения. Главное в религии - вера! Бездумная и не терпящая возражений! Задуматься и попытаться разобраться в том, во что веришь - великий грех для верующего!!! Поэтому то и появляются на свет такие биомашины, как религиозные фанатики, готовые убивать всех и вся, террористы-самоубийцы и прочая нечисть! Никаких фактов, подтверждающих существование Бога не было и нет! В отличие от религии, наука изначально направлена на объективный поход к исследованию окружающего мира. Главным научным инструментом является опыт. Если теория подтверждается опытом, то можно говорить, что теория удачна и правильно отражает объективную реальность. Наука изначально допускает свое развитие, проверку того, что сделано, исправление ошибок, пересмотр старых представлений о природе и замену их новыми! Наука не может существовать как статическая структура. Наука - это динамика, постоянное развитие!
Религия же статична по своей природе!!! Для нее признание ошибочности, допустим, библии - крах и забвение! Поэтому то, несмотря на всю абсурдность библейских сказаний, современные богословы из кожи лезут, чтобы доказать, что черное - это белое и наоборот!!!


9. Основные черты метафизического периода в развитии естествознания.

Период механического и метафизического Е., начавшийся с возникновения Е. как систематической экспериментальной науки в эпоху Возрождения, отвечает времени становления и утверждения капиталистических отношений в Западной Европе. Е. этого периода революционно по своим тенденциям.. Е. было связано с производством, превращавшимся из ремесла в мануфактуру, энергетической базой которой служило механическое движение. Отсюда вставала задача изучать механическое движение, найти его законы.Основным противоречием Е. всего этого периода было то, что "революционное на первых порах естествознание оказалось перед насквозь консервативной природой..."

10. Особенности научного познания в современный период.

Как своеобразная форма познания – специфический тип духовного производства и социальный институт – наука возникает в Новое время, в эпоху становления капиталистического производства. Это время самостоятельного развития науки как специфической формы познания. С появлением этой формы познания возникает определенная диалектическая связь науки и практики: с одной стороны, наука получает от практики импульсы для своего развития, с другой – воздействует на ход практической деятельности. Что же представляет собой наука? Анализ литературы по данной проблематике показывает, что наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Науку можно определить и как исторически сложившуюся форму человеческой деятельности, направленную на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно

отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Как уже было сказано выше, наука представляет собой достаточно своеобразную, самостоятельную, специфическую форму познания. Но, как и другие формы познания, наука – социально-историческая деятельность, а не только «частное знание». Особенностями научной деятельности являются универсальность, уникальность, персонифицированность, дисциплинированность, демократизм, коммуникабельность. Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется и того как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования. Таким образом, для науки характерен определенный предмет и метод исследования. Более того, существенным компонентом научного познания является философское истолкование данных науки, составляющих ее мировоззренческую и методологическую основу. Так или иначе, опираясь на мнение авторитетных ученых, отметим наиболее основные особенности современных форм научного познания:

- для научного познания характерно обнаружение объективных законов

действительности;

- характерная черта научного познания – объективность, то есть

нахождение объективной истины, которая постигается рациональными

средствами и методами;

- такое познание ориентировано на то, чтобы быть воплощенной в

практике для изменения окружающей действительности;

- научное познание – процесс непрерывного самообновления,

воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему

понятий;

- в процессе научного познания свойственно применение специфических

материальных средств: приборов, инструментов;

- научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность

полученных результатов, достоверность выводов.

11. Научный метод познания.

Научный метод познания - метод, основанный на воспроизводимом эксперименте или наблюдении. Отличается от других методов познания гораздо более высокой степенью достоверности результатов.

Воспроизводимость какого-либо явления в эксперименте означает. что нам удалось выявить все условия, существенно необходимые для возникновения этого явления. Поэтому требование воспроизводимости эксперимента, помимо того, что оно способствует дополнительному подтверждению верности результата, позволяет также легко перекинуть мостик от науки к технике. Ведь суть любого технического устройства состоит в том, чтобы  воспроизводить те действия, которые требует от него человек

Таким образом, научный метод познания обеспечивает основу для симбиоза между наукой и техникой, между теоретической мыслью и практической деятельностью человека. 

Научный метод познания получил широкое распространение и признание в Европе после преодоления европейской цивилизацией межконтинентального барьера роста (начиная с 15 века). Именно признание научного метода (т.е. метода, основанного на диалоге между человеком и природой) в качестве единственного надежного метода познания привело к нарушению информационного равновесия между человеком и природой, и превратило технический прогресс в самоподдерживающийся процесс. Поэтому само существование гуманистической цивилизации, основным характерным признаком которой является непрерывное развитие и прогресс, немыслимо без постоянного использования научного метода познания.   

Достоверные знания, полученные посредством применения научного метода познания лежат в основе научного мировоззрения.

Когда ученые стали применять научный метод познания к окружающему их миру - т.е. проверять любые теоретические положения экспериментами и наблюдениями, а не умозрительными рассуждениями и непроверенными утверждениями "авторитетных" древних книг - их глазам начала открываться картина мира несколько отличная от той, которую рисовала официальная религия.

Впоследствии научный метод определяется следующими составляющими:

а) сбор и накопление эмпирических данных, осуществляемых путём наблюдения и эксперимента и не подверженных влиянию разного рода предубеждений и неявных предпосылок;

б) формулирование гипотез на основании собранных путём поиска моделей взаимоотношений между данными и последующее индуктивное сообщение;

в) проверка гипотез путём вывода предсказаний, которые из них следуют, и дальнейшее планирование и осуществление экспериментов для проверки истинности гипотез;

г) отбрасывание гипотез, не подтверждающихся экспериментальными данными, и построение теории путём добавления подтверждённых гипотез.
Прежде всего, наука самым непосредственным образом связана с процессом научного познания. Это:

а) разные научные дисциплины - физика, химия, биология и пр.; б) учёные - люди, которые работают в данных областях знания; в) научный метод - способ, которым учёные пользуются для получения результатов.

Безусловно, как наблюдение и эксперимент играют главную роль в научном познании, так и процесс рационального мышления, результатом которого являются выводы научного исследования. Однако значительную роль в науке сыграли необъяснимые прозрения, догадки и даже сны. Наука представляет собой довольно многогранный, сложный феномен.
Научная деятельность, которую мы до сих пор анализировали, основана на повторяемости (учёные занимаются поиском универсальных общезначимых и достоверных законов, относящихся к повторяющимся феноменам, т.е. таких законов, которые подобно законам о движении Ньютона, могут быть в любой момент экспериментально проверен. Научные дисциплины такого направления обычно называют индуктивными.

К ним относится большая часть научных дисциплин. Однако есть такие важные области научного исследования, где повторяемость и воспроизводимость невозможны, например, исследования происхождения Вселенной, Солнечной системы, планеты "Земля", происхождение жизни и т.д.

Наиболее существенное различие между исследованиями повторяющихся и неповторяющихся феноменов заключается в том, что метод индукции в последнем случае не работает, так как мы не можем осуществить последовательные наблюдения или эксперименты, чтобы произвести индукцию или повторно воспроизвести процесс, который используется при изучении невоспроизводимых и неповторимых феноменов, - это абдукция.

Абдукцию осуществляет любой квалифицированный следователь в целях раскрытия убийств. Процедура абдукции помогает формулировать гипотезы и вместе с тем ставит нами вопрос о том, какая из гипотез лучше объясняет имеющиеся у нас данные, является ли выдвигаемая теория внутренне согласованной, согласуется ли она с другими областями знания и теориями и т.д.

Таким образом, абдукция вместе с последующим сравнением конкурирующих гипотез может рассматриваться как вывод, ведущий к наилучшему объяснению. В этом состоит сущность не только работы следователя и других работников правоохранительных органов, но и работы историка, философа, политолога и др. Как следователи, так и учёные должны прийти к наиболее оптимальному объяснению, на основании имеющихся у них данных, о тех уже произошедших событиях, которые их интересуют.

Особый интерес в развитии современной науке представляет многоуровневая концепция методологического знания, в которой все методы  научного познания разделены на две основные группы: философские методы, среди которых важную роль играет диалектика и общенаучные методы.

В структуре общенаучных методов чаще всего выделяют три уровня:

а) методы эмпирического исследования - наблюдения, эксперимент, сравнение, описание, измерение;

б) методы теоретического исследования - формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному и наоборот;

в) Общелогические методы и приёмы исследования - анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, идеализация, аналогия, моделирование, вероятностно-статистические методы, системный подход и т.д.

Частнонаучные методы - это совокупность способов, исследовательских приёмов, применяемых в той ли иной отрасли знания.

Дисциплинарные методы, т.е. системы приёмов, применяемых в той или иной дисциплине.

Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов, сформировавшихся главным образом на стыке научных дисциплин.

Таким образом, в научном  познании  функционирует сложная, развивающаяся система многообразных методов  разных уровней, сфер действия и направленности.

12. Уровни научного познания: эмпирический, теоретический.

В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени:

1. чувственное отражение действительности,

2. рациональное (разумное) отражение действительности.

Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что уровнями познания являются эмпирические и теоретические, а чувственное и рациональное - это способности, на базе которых формируется эмпирическое и теоретическое знание.

Эмпирическое познание, или чувственное, или живое созерцание - это сам процесс познания, включающий в себя три взаимосвязанные формы:

1. ощущение - отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие их на органы чувств;

2. восприятие - целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании совокупности всех своих сторон, синтез данных ощущений;

3. представление - обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

13. Гипотеза.

Гипотеза (от др.греч— «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка.

Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (теорему), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

14. Проверяемость научных гипотез.

Если некоторая гипотеза была выдвинута, проверена и доказала свою устойчивость, ее нельзя устранять без «достаточных оснований». «Достаточным основанием», к примеру, может быть замена данной гипотезы на другую, лучше проверяемую гипотезу или фальсификация одного из следствий рассматриваемой гипотезы.

15. Научная теория.

Термин «теория» употребляется в двух смыслах. В широком смысле под теорией понимают совокупность идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления, в более узком смысле — теория есть высшая, самая развитая форма организации научнрго знания. В этом смысле понятие «научная теория» отличается строго логической организацией и объективным содержанием — отражением сущности явлений, общих законов функционирования и развития. Поэтому только научная теория дает возможность понять объект познания в его внутренней связи и целостности как систему. Благодаря этому теория выполняет не только функцию объяснения, но и не менее важную функциюнаучного предвидения.

В теоретическом уровне знания выделяют два подуровня:

1.частные теоретические модели и законы, относящиеся к достаточно ограниченной области явлений,

2.развитая теория, представляющая собой обобщенную теоретическую модель, охватывающую все частные случаи.

16.Теорема.

Теорема (греч.— «вид, представление, положение») — утверждение, для которого в рассматриваимой теории существует доказательство (иначе говоря, вывод). Частным случаем теорем являются аксиомы, которые принимаются истинными без всяких доказательств или обоснований. Для аксиом доказательством служит пустой вывод.

В математических текстах теоремами обычно называют только достаточно важные утверждения. При этом требуемые доказательства обычно кем-либо найдены (исключение составляют в основном работы по логике, в которых изучается само понятие доказательства, а потому в некоторых случаях теоремами называют даже неопределённые утверждения). Менее важные утверждения-теоремы обычно называют леммами, предложениями, следствиями и прочими подобными терминами. Утверждения, о которых неизвестно, являются ли они теоремами, обычно называют гипотезами.
  1   2   3   4   5