Навигация по странице:
|
Книга для вожатых. Департамент образования и науки администрации Нижегородской области
Областной Совет Союза пионерских организаций Нижегородской области
III ОБЛАСТНОЙ СБОР СТАРШИХ ВОЖАТЫХ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«МЫ ВМЕСТЕ!»
Сборник материалов в помощь организаторам детского движения
г.Нижний Новгород,
ноябрь 2000г.
Дорогой вожатый!
Каждый человек в этом мире выбирает свою дорогу. Твой путь нелегкий, ты выбрал дорогу Правды, Добра, Чести, Справедливости, Достоинства, Верности, Любви…Это путь вожатого, вожака, старшего друга и помощника детей. Высока ответственность детского вожака за все, а главное - какие высокие общечеловеческие начала получат ребята , какой жизненный багаж они накопят в детской организации.
Но на этом пути ты не одинок. Рядом с тобой твои друзья, коллеги - вожатые, учителя, методисты, родители…, а главное дети!
Департамент образования и науки
администрации Нижегородской области
Областной Совет Союза
пионерских организаций
Сборник материалов в помощь организаторам детского движения:
«III Областной Сбор старших вожатых Нижегородской области».
В составлении сборника принимали участие:
Алферова Ж.Г. – заведующая отделом Департамента образования и науки администрации Нижегородской области,
Бобоха М.Г. – заместитель председателя Областного Совета Союза пионерских организаций Нижегородской области,
Хайрова С.А. – методист Центра внешкольной работы Канавинского района г.Н.Новгорода.
ИЗ ИСТОРИИ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИИ…
Детское движение России прочно связано с пионерским движением, пионерской организацией. Возникшая в двадцатые годы, пионерская организация, на протяжении шести с лишним десятилетий была монополистом в детском движении на территории СССР. Многие поколения современников прошли через пионерское детство, с увлечением погружаясь в атмосферу игры, песни, романтики костров и походов, истории пионерских отрядов, подвигов юных пионеров в военные годы, выполняя общественно-полезные дела для людей, для себя, для Отечества. Вопреки идеологическим ориентирам коммунистической партии и комсомола, пионерская организация привлекала ребят. Детская организация – это прочно укоренившаяся форма детского движения, выполняющая функции охраны, защиты и развития личности ребенка, через самоорганизацию, самоуправление, самодеятельность.
Детское движение в России возникло в начале ХХ века как объективное явление, новый педагогический феномен. При школах и училищах создавались добровольные объединения подростков, склонных к общественной деятельности.
Подростки могли создавать и создавали самоорганизующиеся малые группы без участия взрослых, удовлетворяя в них естественную потребность к объединению.
К этому периоду относится и возникновение скаутской организации в России.
«До возникновения пионерского движения, в период дореволюционный, у нас в России, существовало скаутское движение, занесенное с Запада.
Тогда скаутское движение по сравнению со школой было явлением педагогически прогрессивным.»
(И.Жуков «Игра и детское движение»)
«Скаутское движение характеризуется как состоящее из участников и не имеющее членства добровольное неполитическое общественное объединение, преследующее воспитательные, социальные и иные общественно-полезные цели, поддерживаемые его участниками, вне зависимости от их происхождения, расовой принадлежности или вероисповедания, в соответствии с определенными принципами и специфической методикой.
Скаутское движение основано на следующих принципах:
долг перед Богом, который проявляется через приверженность духовным принципам, верность религии, их выражающей, принятие вытекающих из этого обязанностей;
долг перед другими, проявляющийся в верности в своей стране, во взаимопонимании и сотрудничестве на местном, национальном и международном уровнях, в активном участии в социальной жизни, в признании и уважении достоинства соотечественников и целостности природного мира;
долг по отношению к себе, т.е. ответственность за собственное развитие»
(Ю.В.Кудряшов)
Основателем скаутизма в России был Пантюхов Олег Иванович, офицер лейб-гвардии 1-го стрелкового Его Величества батальона в Царском Селе.
В период острого кризиса после поражения России в Русско-японской войне, особенно требовались идеи, способные вдохновить юношество, «Излечить» его от упаднического, пессимистического настроения. О.И. Пантюхов твердо решает применить идею скаутинга для русской молодежи, как идею позволяющую сделать что-то полезное для Родины.
Первый русский скаутский отряд возник 30 апреля 1909 года под Санкт-Петербургом в Царском Селе. Официально Устав Общества содействия мальчикам-разведчикам «Русский скаут» был зарегистрирован в 1914 году. В 1917 году, по некоторым данным, объединения скаутов действовали в 143 городах и охватывали около 50 000 юных разведчиков.
После октябрьских событий 1917 года скаутизм в присущей ему тогда форме прекратил свое существование. Скаутские организации были ликвидированы РКСМ официально, неофициально же они продолжали существовать при Всеобуче как группы допризывников по системе скаутинг.
«В октябре 1919 года 11 съезд РКСМ вынес резолюцию: «Считая скаутскую систему системой чисто буржуазной не только физического, но и духовного воспитания молодежи в духе империалистическом, съезд находит необходимым немедленный роспуск всех существующих в Советской России бойскаутских организаций».
Вопрос о воспитании детей в Советской России был чрезвычайно важен. Необходимость работы с детьми обуславливается быстрым распадом семьи и старой системы воспитания, вызванным революцией.
«Вынужденное сокращение школьной сети, голод в Поволжье, разметавший по республикам сотни тысяч беспризорных, НЭП с ее рынками, вобравшими сотни тысяч ребят, оторвавшихся от школы и подверженных разлагающемуся влиянию спекулятивной торговли, моральному разложению и хулиганизации остро ставят вопрос о спешных методах борьбы с этим злом. Обычные методы – увеличение школьной сети организация нескольких тысяч детдомов – явно не под силу нашей республике. К этому следует добавить, что все эти сотни тысяч и миллионы детей не только должны быть спасены от хулиганства и физического вырождения, но еще и воспитаны в интересах нашей республики.
Что же делать? Ответ один: вызвать широкое детское движение» (И.Жуков «Детское движение»)
Детское движение в Советской России понималось как явление классовое, политическое, нацеленное на коммунистическое воспитание. Сущность его состояла в посильном вовлечении детей трудящихся в строительство нового общества через их участие в самодеятельной организации.
Агитационная работа, проводимая среди взрослых, втянула подростков в «борьбу за дело рабочего класса». По образу и подобию взрослых они создают свои объединения. При государственных и общественных организациях возникают первые детские коммунистические объединения: «Детский рабочий клуб имени мировой революции» в Петрограде, «Муравейник» в Перми, «Красный цветок» в селе Мустафине Оренбургской губернии, клуб «Детской пролетарской культуры» в Туле, «Юношеская трудовая армия» в Полтаве, «Юные коммунары» в Армении, «Красная звездочка»в Черемхове и десятки и десятки других. Разворачивается широкое детское движение, охватившее тысячи ребят.
Основное понятие этого периода – детское движение.
Детское движение – это процесс возникновения, становления, развития и распада детских группок и групп, созданных на добровольной основе самими детьми или с участием взрослых, с установленным или без установленного членства, единой цели и общих задач, единых законов и обычаев, символов и ритуалов, программ и формы одежды.
Процесс этот характеризуется такими признаками, как:
выбор самой группы, как ребенком, так и взрослым,
-
выбор целей, задач, законов, обычаев, символов, ритуалов, программ, знаков отличия детьми вместе со взрослыми, самими детьми, самими взрослыми,
малочисленность состава групп и разнообразие мест их базирования,
отсутствие контроля за их деятельностью ( или бездеятельностью) со стороны специально созданных для этого органов и отсутствием самих органов,
добровольность вступления в группу как взрослого, так и ребенка.
В 1918 –1919 г.г. Наркомпрос, Наркомздрав и Всеобуч предприняли попытку создания единой детской коммунистической организации юных коммунистов, используя опыт скаутской организации.
«Эта организация была выдвинута отделом охраны детей Наркомздрава, но широкого распространения не могла получить и скоро заглохла, т.к. РКСМ в это время был против всяческих скаутскоподобных организаций» (И. Жуков)
Из-за отсутствия опыта подобной работы и нехватки кадров попытка создания единой организации окончилась неудачей. Отряды юков были распущены.
Когда гражданская война закончилась, Российскому Коммунистическому Союзу молодежи правительство поручило создать детскую коммунистическую организацию, привлекая опыт детских организаций царской России. РКСМ подошел к переоценке системы скаутинг. В 1921 году РКСМ приступил к созданию единой детской коммунистической организации, принимая во внимание, «систему скаутинг, очищенную от буржуазных тенденций». Осенью 1921 года в ЦК РКСМ при активном участии Н.К. Крупской была создана комиссия по работе среди детей. Решался вопрос о структуре детских коммунистических групп. Одобрили название «Юные пионеры», а детской организации решили присвоить имя Спартака – вождя восстания рабов в Древнем Риме, героический образ которого столь популярен у детей.
«Пионер – это значит тот, кто начинает строить новое, который прокладывает новые пути; зачинатель новых, полезных дел».
Первый пионерский отряд был создан в феврале 1922 года в Москве при фабзавуче имени Борщевского на Красной Пресне, в него записались 52 человека.
19 мая 1922 года 11 Всероссийская конференция РКСМ приняла постановление «о распространении опыта московской организации по созданию отрядов юных пионеров. С этого дня началась история пионерской организации». Был подготовлен «Временный устав детских коммунистических групп «Юные пионеры» имени Спартака».
В октябре 1922 года были изданы тезисы «Детское движение. Законы. Торжественное обещание юных пионеров».
Основные элементы программы «Юных пионеров»
Программа занятий юных пионеров должна включать в себя главным образом подвижную, естественно отвечающую данному возрасту, пионерскую практику.
Все, чему должен научиться мальчик в организации, он должен сделать сам. Опыт, причем опыт живой и увлекательный, вот основной путь накопленных знаний и навыков. Теоретическое преподавание допускается только как обобщающий вывод из каждодневной практики. Программа, конечно не ставит себе целью дать цикл законченных знаний, она должна лишь способствовать развитию нормальных наклонностей детей, побудить их к самостоятельной работе над собой, развить качество характера и направить в ту сторону мышления, какие нужны для того, чтобы подготовить мальчика или девочку к обществу, трудовой жизни и борьбе за интересы пролетариата.
Элементы программы:
Естественное воспитание. Знакомство с окружающей общественной жизнью, наиболее яркими и важными фактами текущей политической жизни, с жизнью и работой всей рабочей молодежью и РКСМ, вовлечение в практическое проведение различных кампаний.
Развитие классового самосознания – путем знакомства с романтическими эпизодами революционной борьбы, истории Красной Армии.
Борьба человека с природой – путем ознакомления по беллетристическим произведениям с жизнью первобытного человека, историей труда, жизнеописанием народов, великих ученых и изобретателей машин, человека – властителя природы, завоеванием воздуха, океанов, поверхности и недр земли. Желательно это ознакомление проводить путем экскурсий, на фабрики, шахты, путем самостоятельного изготовления инструментов, моделей, машин и т. д.
Историко-географические сведения – о родной местности, а затем о всей стране и других странах (краеведение, путешествия и открытия, изучение их по рассказам путешественников и исследователей).
-
Художественное воспитание – устройство литературных вечеров, судов, читок, инсценировок, выпуск журнала, устной и стенной газеты, устройство детских библиотек, читален – клубов, экскурсий в музеи, галереи, театры, устройство хора, оркестра, рисование и т. д.
Знакомство с природой – наблюдения во время экскурсии окружающей флоры и фауны (небо, вода, земля, воздух, простейшие самостоятельные опыты по химии и физике).
Трудовые навыки и уменья – устройство и оборудование клуба, лагеря, сада, огорода, мастерских, самообслуживание и изучение трудовых специальностей.
Общественный труд – помощь коллективным трудом детским и иным учреждениям, охрана общественных садов и памятников страны, организация детских площадок, игр и праздников, помощь в народных бедствиях, работа в библиотеках и научных учреждениях, сельскохозяйственной дружине, команде связи при различных демонстрациях, манифестациях и т. д.
Естественные и физические упражнения – игры, естественная гимнастика, спорт, жизнь на вольном воздухе.
Развитие выносливости, настойчивости и терпения – посредством практического изучения во всех деталях лагерной и походной жизни, топографии, сигнализации, «разведки» и т. д.
Развитие органов чувств: зрения, осязания, слуха, вкуса, запаха – посредством игр, состязаний и упражнений.
Гигиена и санитария – практическое усвоение гигиены труда, отдыха, чистоты, вред курения, половая жизнь, первая помощь больному и раненому и т.д.
Вся эта работа применяется к различным временам года.
Испытания производятся на три разряда, с целью создания стимула к усвоению все усложняющейся суммы знаний, навыков. Испытания на разряды производятся почти исключительно в области практики. Пионер должен показать не то, что «он делает», а «что умеет»…
Торжественное обещание юных пионеров.
Честным словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю законы пионеров буду им повиноваться.
Законы юных пионеров.
Пионер верен рабочему классу и коммунизму
Пионер – друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу.
Пионер честен и правдив. Его слово – как гранит.
Пионер дисциплинирован.
Пионер ежедневно помогает трудовым собратьям в строительстве коммунистического общества.
Пионер трудолюбив и уважает полезный труд.
Пионер чист в мыслях, словах и на деле.
Железный закон юных пионеров.
Буду стремиться всегда и везде, где возможно, получить знания для того, чтобы употребить их на пользу трудящихся.
Н.К. Крупская
Статья « Международная детская
неделя». Июль 1923 г.
«Юные пионеры» – так назвала себя детская коммунистическая организация – включают ребят, мальчиков и девочек, начиная с 11 лет.
Юные пионеры стремятся воспитать в своих членах коллективистские инстинкты, потребность разделять и радость и горе с коллективом, привычку не отделять своих интересов от коллектива, мыслить себя как члена коллектива, воспитать в своих членах коллективистские навыки, т.е. умение работать и действовать коллективно, организованно, подчиняя свою волю коллективу, проводя свою инициативу через коллектив, завоевывая мнение коллектива…»
Московский опыт организации пионерских отрядов стал распространяться по всей Советской России.
В Нижнем Новгороде первые пионерские отряды появились в Сормово и Канавино.
В конце мая – начале июня 1922 года сормовские комсомольцы организовали первую в Нижегородской губернии детскую коммунистическую группу «Заводские орлята». Летом 1923 года эта группа была преобразована в пионерский отряд. В октябре 1923 года в Сормово действовало уже 6 пионерских отрядов.
Первый пионерский отряд в Канавино образовался в феврале 1923 года при детском доме №2, который стал называться пионердомом. Пионердом проводил большую, ответственную работу. Пионеры выступали с концертами, помогали в оборудовании клубов и красных уголков на фабриках и заводах. Рассказывали рабочим о первых пионерских отрядах, действующих в губернии и в стране.
Ребята из пионердома помогли организовать пионерский отряд на заводе «Двигатель революции».
Пионерские отряды создавались и на других предприятиях Канавина: при заводе «Новая Этна» ( ныне «Красная Этна»), щетинной фабрике, железнодорожном депо и Сибирских пристанях.
История пионерского движения в нагорной части Нижнего Новгорода связана с организацией здесь весной 1923 года школы по подготовке патрульных – так называли пионерских вожатых. В школе обучались 30 рабочих-комсомольцев. Осенью 1923 года комсомольцы - патрульные организовали в городе 11 отрядов.
Первые отряды юных пионеров в нагорной части Нижнего Новгорода были созданы при профсоюзе работников связи и телефонном заводе на Мызе.
С весны 1923 года один за другим возникают пионерские отряды в Нижегородской губернии: при железнодорожной станции Арзамас, в Растяпине (ныне Дзержинск), Семенове, Красных Баках, Лукоянове, Богородске, Горбатове, Выксе, Кулебаках, Ветошкине.
Ребята с энтузиазмом воспринимают участие в пионерских отрядах. Появляются первые пионерские традиции, общественно-полезные дела, ритуалы, символы, песни. Помощь в проведении сельхозработ, совместные походы с сельской детворой, организация летних пионерских лагерей, выпуск пионерских газет, праздник «Первого пионерского костра», песни «Взвейтесь кострами, синие ночи», «Картошка», «Журавушка-журавель»,символы – знамя, барабан, красный галстук –косынка, значок (на красном флажке серп и молот, внутри серпа горящий костер на пяти бревнах, на серпе надпись «Будь готов!»)
В апреле 1923 года в Москве вышел первый номер первого пионерского журнала «Барабан».
В августе 1923 года вышел первый официальный документ «Организационное положение детских коммунистических групп юных пионеров имени Спартака»
«Положение» включало в себя:
порядок приема и исключения из пионеров:
В отряды юных пионеров принимались преимущественно дети рабочих и крестьян, от 10 до 14 лет включительно. Вновь принятому в пионеры устанавливали испытательный срок, после которого он имел право произнести Торжественное обещание.
организационные формы групп юных пионеров:
Основной ячейкой детского движения являлся отряд юных пионеров, организуемый при фабрике, заводе, клубе, детдоме… В школах отряды пионеров не создавались. Разрешалось использовать школьные помещения для организации отрядов в случае, если в данном районе нет соответствующих помещений. Отряд объединял в себе от 40 до 50 детей. В отряды пионеров входили мальчики и девочки. Во главе отряда стоял руководитель – вожатый отряда. Для проведения повседневной работой отряда создавался Совет отряда. Не допускалось объединения отрядов в дружины.
Отряд делился на звенья по 8 – 10 человек. Звено выбирало себе название, имеющее революционно-трудовой смысл или название животного, насекомого и т.д.
Все отряды на территории уезда (района) или губернии объединялись в уездные (районные), губернские организации юных пионеров имени «Спартака».
руководящие органы и контролирующие комитеты,
терминологию,
внешние атрибуты:
Все члены организации юных пионеров носят единую форму: летом блузу, короткие трусы у мальчиков и юбку до колен у девочек. Желательно блузу защитного цвета, а трусы или юбку, темного. Зимой: трусы, застегиваемые ниже колен, верхняя фуфайка – свитер, и шапка-сибирка с длинными ушами или вязаный шлем.
Все члены организации юных пионеров носят красную косынку в виде галстука и значок.
Законы юных пионеров приобрели еще большую идеологическую направленность:
Пионер верен делу рабочего класса.
Пионер – младший брат и помощник комсомольцу и коммунисту.
Пионер – товарищ пионерам и рабочим ребятам всего мира.
Пионер трудолюбив, настойчив.
Пионер смел, честен и правдив (его слово как гранит)
Пионер здоров, вынослив и никогда не падает духом.
Пионер стремится к знанию. Знание и умение – сила в борьбе за рабочее дело.
Пионер свое дело делает быстро и аккуратно.
Обычаи.
Пионеры встают рано утром, моют руки, шею, уши, чистят зубы, обтирают тело, делают гимнастику.
Пионер встает, пьет, ест и работает в урочное время и всегда знает, которое сегодня число, какой идет час.
Пионеры дорожат своим и чужим временем.
Пионеры пишут и говорят кратко. Они знают, что празднословие – признак безделья.
Пионеры все делают сами. Умеют работать при любых условиях, находят выход при всех обстоятельствах.
Пионер может работать топором, зубилом, молотком, рубанком, он умеет включать и выключать моторы.
Пионер бережлив к общественному имуществу. Аккуратно относится к книгам, принадлежностям мастерских и к своей одежде.
Пионеры охраняют здоровье других, они следят за чистотой , не сорят не плюют на пол.
Пионеры не курят и не пьют (вино и табак – яд).
Пионеры не ругаются.
Пионеры не держат руки в кармане, это вредная привычка.
У пионера зоркий глаз и тонкий слух. Он наблюдателен, внимательно слушает, точно записывает.
Пионеры работают сообща, помогая друг другу. Работая коллективом, скорее и лучше сделаешь.
Пионеры всегда помнят свои законы и обычаи. Без этого нельзя быть настоящим пионером.
Девиз: «К борьбе за дело рабочего класса – «Будь готов!», ответ – «Всегда готов!»
Основной лозунг – «Смена смене идет».
Торжественное обещание: «Я, юный пионер СССР, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю, что:
буду твердо стоять за дело рабочего класс в его борьбе за освобождение рабочих и крестьян всего мира;
буду честно и неуклонно выполнять законы и обычаи юных пионеров».
Устанавливался следующий салют: «пять пальцев правой руки, плотно сложенных, ладонью вперед прикладываются к плечу».
(В декабре 1923 года юным пионерам был предложен новый салют: «правая рука, сложенная в ладонь большим пальцем выносится к себе на уровень лба»).
Кроме «Положения» ЦК РКСМ выпускает «Циркулярное письмо», в котором говорится:»после укрепления детского коммунистического движения зимой, к весеннему периоду детская организация должна войти с единой организационной структурой, законами, обычаями, формой, значком и салютом».
Таким образом, многообразие форм объединения уничтожались. Широкое детское движение, развернувшееся после гражданской войны, было «реорганизовано в детскую организацию – единую и единственную». В России начался продолжительный период пионерской организации. Началом его следует считать решение У1 съезда комсомола в июле 1924 года.
В январе 1924 года в связи со смертью В.И.Ленина детские коммунистические группы юных пионеров имени Спартака были переименованы в детские коммунистические группы юных пионеров имени В.И.Ленина.
В своем развитии пионерская организация переживала взлеты и падения. Основными этапами развернутой работы с пионерами были весна, лето, осень, зима 1923 г.. В связи с яркими формами летней работы в лагерях, проведение Международной детской недели, недели беспризорных В период до 1925 года в организации наблюдался небывалый подъем и количественный рост. В 1924 году пионеров насчитывалось более 200 000, в 1925 году уже до 1 300 000 человек. В марте 1924 г. вышел первый номер журнала «Пионер», в июне – «Вожатый» В августе 1924 г. в Москве открылись первые курсы по подготовке областных и губернских работников деткомдвижения. Активизировалась работа со школами, в них пионеры организовывали форпосты. Форпост – это объединение учащихся пионеров и октябрят данной школы. Работа с младшими школьниками – октябрятами, стала проводиться с ноября 1925 года. Дальнейшая работа показывала, что школа является наиболее удачной базой для организации пионерской деятельности с детьми.
В марте 1925 года вышел первый номер центральной пионерской газеты «Пионерская правда».
В июне 1925 года открылся Всероссийский пионерский лагерь «Артек».
С 1925 года в пионерской организации начался трудный период. Установилось мирное время, возросли культурные требования детей. Актуальными были вопросы радио, электричества, авиации, техники. Организация же в большинстве работала по старым формам и методам. С целью активизировать пионерскую работу, организация решилась на педагогический эксперимент, осуществлять работу методом конкретных заданий.
Родоначальник метода проектов был американский педагог В.Кильпатрик. В 1918 году в книге «Метод проектов: Применение целевой установки в педагогическом процессе» он писал: « Слово, «проект», быть может, - самый последний посетитель, стучащийся в двери педагогической терминологии»
В 20-ые годы метод проектов привлек внимание советских педагогов, которые считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самодеятельности учащихся в обучении и будет способствовать осуществлению непосредственной связи между приобретением учащимися знаний и умений и применением их в решении практических задач…». Переработанный метод проектно-трудовых заданий получил название Метод конкретных заданий. Метод конкретных заданий способствовал оживлению работы пионерских отрядов, повысил самодеятельность детей, открыл целый ряд новых путей участия пионеров в строительстве общества.
«Отмечая некоторые успехи в деле изживания поверхностных форм работы с пионерами, обратить серьезное внимание на усиление и улучшение качества воспитательной работы, борясь со всякой казенщиной и засушиванием в работе и решительно приспособляя все формы и методы деятельности к особенностям и запросам детского возраста…
Считать основной задачей пионерской организации повышение успеваемости пионеров в школе и налаживание их учебы…»
«О пионерском движении»
( Из постановлений ЦК РКП(б), июль 1925 г.)
С 1926 по 1929 года ведется активная работа Н.К.Крупской по укреплению
пионерской организации, решению психолого-педагогических проблемам, внедрению новых форм работы:март 1926 г. «Четыре линии пионерработы», март 1927 «За красочность и сплоченность», май 1927 «Пионердвижение и школа», январь 1928 «За углубленное содержание пионерработы».
_______________________________________________________________________________
Н.К.Крупская «Пионердвижение как педагогическая проблема»
Апрель 1927 год.
«Мы не раз говорили о том, что школа и пионердвижение стремятся к одной и той же цели – воспитать из ребенка борца и строителя нового строя. Но, в то время как в школе центр тяжести кладется на учебу, в пионердвижении этот центр переносится на воспитание. Обучение и воспитание тесно связаны друг с другом, дополняют одно другое, переплетаются одно с другим, но все же это две разные проблемы. В пионердвижении главная задача – задача воспитания»
________________________________________________________________________________
1928 – 1929 года были годами перелома в пионерской организации. За пять лет существования пионерского движения были определенные достижения, но в дальнейшем развитие организации стало затруднятся. В основе кризиса – отставание содержания и методов работы, сложившихся в первые годы пионерской организации, от растущих запросов настоящего. Тогда был предложен вариант, - определить примерный круг общественной работы, знаний и навыков, получаемых пионером за время пребывания в организации, с учетом запросов разных возрастных групп.
В центре внимания пионерской организации стала задача выработки социалистического отношения к учебе, труду и общественно-практической работе. Организация пошла курсом строителей коммунизма, активно включилась в коллективизацию и индустриализацию. В содержании пионерской работы была установлена определенная система, сводящаяся в основном к тому, что вся деятельность осуществлялась через государственные задания и договора.
С 18 по 25 августа 1929 года в Москве проходил 1 Всесоюзный слет пионеров. Инициаторами Всесоюзного слета пионеров были пионеры Нижнего Новгорода и Москвы.
«Инициативу юных ленинцев поддержали во всей стране. Газета ленинградских пионеров «Ленинские искры» писала: «Сормово – родина не только тех паровозов, которые повезут наших ребят на Всесоюзный слет. Сормово – родина пионерского слета, а Москва будет родиной Всемирного слета пионеров».
Решения слета подтвердили и закрепили главенствующую роль компартии в вопросе развития пионерской организации. На слете был принят наказ ко всем пионерам и детям Советского Союза. Наказ пионерского слета явился программой действий для пионерского движения на ближайший год и первой попыткой обобщить опыт поворота пионерской организации от участия в отдельных компаниях к систематической работе. В основу наказа легли заключенные на Всесоюзном слете договоры с государственными и общественными организациями по выполнению ряда конкретных задач.
В 1932 году началась массовая перестройка работы пионерской организации. Из комсомольских ячеек предприятий и учреждений пионерские отряды перебрались в школы.
В центре внимания пионерской организации стала задача выработки социалистического отношения «к учебе, труду и общественно-практической работе…»
Широко рассматривался вопрос о руководителе пионерских отрядов – вожатом. Вожатые пионерских отрядов оставались общественниками. Н.К. Крупская говорила: «…не всякий годится в вожатые. Насильно не заставишь быть вожатым. Для этого надо иметь жилку такую, любить работать с ребятами».
«…Ведя работу с ребятами, надо заботиться о том, чтобы они дружно жили, пение и игры сближают ребят и их организуют».
С 15 ноября 1933 года по 15 мая 1934 года проходил Всесоюзный конкурс на лучшую ячейку комсомола по руководству и помощи пионеротряду и лучшего вожатого пионеротряда.
Цель конкурса: «… повышение роли вожатого отряда как умелого и опытного руководителя самодеятельности пионеров, вооружение его минимумом общих знаний и элементарных знаний в области педагогики, установление более тесного сотрудничества между вожатыми и педагогами…»
В 1935 году решением ЦК ВЛКСМ были созданы единые общешкольные пионерские организации во главе со старшим вожатым, назначаемым райкомом или горкомом комсомола.
В апреле 1936 года Х съезде ВЛКСМ была принята резолюция «О работе комсомола в начальной, неполной средней и средней школе», в которой содержатся конкретные предложения по укреплению пионерской организации, совершенствованию содержания ее работы, обучению и закреплению кадров пионерских вожатых. С момента установления в школьных пионерских организациях штатной должности старшего пионерского вожатого его работа становиться профессиональной деятельностью.
Пионерские организации в своем стремлении выполнять наказы коммунистической партии и решения 1 Всесоюзного слета, проводили Всесоюзные акции, экспедиции, сборы, походы, соревнования, строили электростанции, самолеты, открывали детские железные дороги, стадионы, Дома пионеров, были помощниками в сельском хозяйстве:
1932 год. В ответ на письмо председателя Госплана В.В. Куйбышева «Узнаем свою страну», были проведены четыре Всесоюзные пионерские экспедиции. Путешествие по Казахстану на верблюдах, ребята собирали семена засухоустойчивых дикорастущих растений для селекционных работ. Вторая экспедиция совершила путешествие на лошадях по Северному Кавказу, пионеры собирали и изучали лекарственные растения. Третья Всесоюзная пионерская экспедиция в июле 1932 года совершила переход на лодках по Волге от Костромы до Ярославля. Участники экспедиции исследовали прибрежные пастбища, собрали сведения о дикорастущих кормовых травах. Четвертая экспедиция проходила на Алтае в июле-августе 1934 года, ребята проводили селекционные работы с культурными растениями.
Июль 1933 года. На средства, собранные пионерами всей страны, был построен самолет «Пионерская правда».
Июнь 1934 года. В Москве открылся первый в стране детский стадион – Стадион юных пионеров.
Июнь 1935 года. В Тбилиси была открыта первая в стране детская железная дорога.
Декабрь 1935 года. Впервые высшая государственная награда вручена пионерке, Мамлакат Нахангова из Таджикистана была удостоена орденом Ленина за высокие показатели в сборе хлопка.
1936 год. В СССР открываются Дворцы пионеров.
1937 год. Пионеры участвуют в соревнованиях ГТО.
1937 год. Открыт Дворец пионеров им. В.П. Чкалова в г. Горьком.
1939 год. Объявлен Всесоюзный конкурс «Юные техники – в помощь школе!»
1940 год. Опубликована повесть А.П. Гайдара «Тимур и его команда». Эта книга положила начало появлению первых тимуровских команд в пионерской организации.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Война изменила содержание работы организации. Было принято ряд документов о работе пионерской организации в условиях военного времени. Введены знаки различия для пионеров, новые знамена отрядов и дружин, нагрудный значок, принят новый текст торжественного обещания, устанавливалась новая структура пионерской организации. Должности стали назначать старшие пионервожатые. В 1946 году выборность должностей в пионерской организации была восстановлена.
Ребята стремились в меру своих сил помогать взрослым: работали на полях колхозов и совхозов, принимали активное участие в восстановлении разрушенных немцами школ, вносили свои сбережения в фонд обороны Родины.
На средства, собранные пионерами, построены и отправлены на фронт танки и целые танковые колонны: «Пионер Башкирии», «Горьковский пионер», «Московский пионер», «Куйбышевский пионер», «Ташкентский пионер», «Пионер Ростова»…
Небо Родины защищали эскадрильи «Карельский пионер», «Пионер Сибири», «Пионер Узбекистана», «Ярославский пионер», «Пионер Дагестана», «Юный истребитель»…
Были построены корабли, бронепоезда, боевые орудия…
Пионеры провели два своих всесоюзных пионерских воскресника «Пионеры – фронту»
«Во многих школах создавались мастерские, в которых ребята изготавливали различные детали мин, оружия, лыжные палки, обстругивали ложа винтовок, обметывали петли морских кителей…
Развернулось широкое тимуровское движение по оказанию помощи семьям фронтовиков. Ребята помогали в хозяйстве, ухаживали за малышами, кололи дрова, варили пищу, стирали белье, работали в огороде…
В детских садах и яслях пионеры помогали воспитательницам, они делали для малышей игрушки, дарили им книги.
Миллионы детских писем и подарков шло на фронт бойцам и офицерам Красной Армии.
Ребята работали в госпиталях.
Многие пионеры заслужили высокую правительственную награду. Четырем пионерам – Лене Голикову, Вале Котику, Зине Портновой, Марату Казею, Зине Портновой – присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1946 – 1947 г.г. было принято ряд документов «Об улучшении работы пионерской организации»:
«О введении выборности в пионерской организации»,
« О приеме в пионерскую организацию детей с 9-летнего возраста»,
« Об учреждении Красных пионерских знамен для районных и городских пионерских организаций, а также дружин»
« О введении в пионерских организациях значков: «Юный техник», «Юный путешественник», «Юный натуралист», «Юный физкультурник»»
Детские внешкольные учреждения должны были обобщать и распространять лучший опыт пионерской работы, оказывать систематическую помощь вожатым дружин, отрядов и пионерскому активу в их работе.
В 1947 году по всей стране развернулось движение юных садоводов «Украсим Родину садами!»
С начала 50-х годов деятельность пионерской организации несколько оживляется. Вся работа с детьми «должна строиться на основе всемерного развития инициативы и самодеятельности, с учетом возраста и запросов детей».
1952 год. По инициативе пионеров школы № 27 г. Горького развернулось движение под девизом «Родной школе – подарки лета!»
1953 год. По инициативе газеты «Пионерская правда» юные туристы включились в путешествие по Родной стране.
1957 год. Увлекательная игра ленинградских пионеров «Красный следопыт» перерастает во Всесоюзное движение красных следопытов.
В 1957 году выходит «Положение о старшем пионерском вожатом дружины», где старший вожатый являлся « воспитателем и организатором юных пионеров». Положение закрепляло подбор кадров, обязанности и права старшего вожатого.
Июль 1958 год. Утвержден примерный перечень умений и навыков «Ступени юного пионера».Были установлены три «ступеньки»: первая для пионеров 3-4 , вторая для 5-6, третья для 7-8 классов. «Ступеньки» были призваны помочь пионерским вожатым в учете возрастных особенностей в деятельности пионерских коллективов.
Июль 1960 год. Открылся Всероссийский пионерский лагерь «Орленок».
Сентябрь 1960 год. Объявлена пионерская двухлетка «Пионеры – Родине». Главные дела двухлетки: сбор миллиона тонн металлолома для нефтепровода «Дружба», Всесоюзный конкурс «Юные техники – Родине», выращивание на пионерских фермах 10 миллионов кроликов и 100 миллионов голов птиц.
1962 год. Вручение Ордена Ленина Всесоюзной пионерской организации.
Июль 1962 год. 11Всесоюзный слет пионеров в «Артеке».
1964 год. На страницах газеты «Пионерская правда» появились клубы «Кожаный мяч» и «Золотая шайба».
1964 год. Дан старт трехлетнему смотру пионерских дружин «Сияйте, ленинские звезды!»
1967 год. Утверждается новое Положение о Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, вводится программа «Ориентир»
В деятельности пионерской организации определяются следующие основные принципы:
общественно-политическая направленность,
добровольность вступления в организацию и активное участие в ее делах,
самодеятельность пионеров в сочетании с педагогическим руководством,
учет возрастных и индивидуальных особенностей,
романтика, интерес, игра в пионерской жизни,
непрерывность и систематичность в деятельности пионерской организации.
Основная задача пионерской организации по прежнему видится в воспитании подрастающего поколения, преданного делу коммунистической партии.
Девиз:
На призыв: « Пионер! К борьбе за дело коммунистической партии Советского Союза будь готов!» – пионер отвечает: «Всегда готов!»
Торжественное обещание пионера.
«Я (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться как завещал великий Ление, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».
Законы:
Пионер предан Родине, партии, коммунизму.
Пионер готовится стать комсомольцем.
Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.
Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.
Пионер настойчив в учении, труде и спорте.
Пионер честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.
Пионер - товарищ и вожак октябрят.
Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран.
Важнейшее поручение пионерской организации – воспитание октябрят. Пионерские дружины и отряды создавали октябрятские группы в 1-3х классах. Октябрятская группа делилась на звездочки по 5-6 октябрят. Пионеры помогали октябрятам в учебе, внеклассной работе, подготавливали их к вступлению в пионеры.
1967 год. Стартовала Всесоюзная военно-спортивная игра пионеров «Зарница».
Июль 1967 год. 111 Всесоюзный слет пионеров в «Артеке».
Июль 1970 год. 1У Всесоюзный слет пионеров в г. Ленинграде. На слете был дан старт Всесоюзному маршу пионерских отрядов «Всегда готов!»
1972 год. Награждение Всесоюзной пионерской организации 11 Орденом Ленина.
Июль – август 1972 год. У Всесоюзный слет пионеров в «Артеке». Решением слета, марш пионерских отрядов «Всегда готов!», был продолжен. Он был посвящен 50-летию образования СССР.
Август 1974 год. У1 Всесоюзный слет пионеров в «Артеке». Решением слета, марш пионерских отрядов «Всегда готов!», был продолжен. Он был посвящен 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Май 1976 год. 1 Всесоюзный слет пионерских вожатых в г. Москва.
Август 1976 год. У11 Всесоюзный слет пионеров «Артек».
1976 год. Объявлена Всесоюзная пионерская операция «Зернышко», помощь пионеров в выращивании хлеба и уборке урожая.
1978 год. Дан старт Всесоюзному маршу пионерских отрядов «Пионеры всей страны делу Ленина верны!».
1978 год. Объявлена Всесоюзная операция «Миллион – Родине», по сбору макулатуры и металлолома.
Май 1981 год. У111 Всесоюзный слет пионеров в Москве.
1989 год. 1Х Всесоюзный слет пионеров в «Артеке».
-
Сентябрь- октября 1990 год. Х Всесоюзный слет в «Артеке». Решение Х слета стали переломными в детском движении. Слет объявил о прекращении деятельности Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина и о создании новой организации детей, подростков и взрослых – Союза пионерских организаций (Федерации детских организаций) и принял Устав этой организации.
В истории детского движения СССР, стран СНГ и России начинается новый этап. Центральный Совет Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина разработал концепцию перестройки деятельности пионерской организации.
Е. Чепурных, председатель ЦС СПО(ФДО) СССР.
1991 год.
«Отказываемся от той детской организации, что пеклась не о подлинном благополучии, счастье ребенка, а о его «Беззаветной преданности» партийным лозунгам. Порываем с гигантоманией «массового охвата» в ущерб радости и пользе для конкретной юной личности. Отвергаем диктатуру тезиса «взрослый всегда прав». Запрещаем себе навязывать единообразие взглядов и мнений. Отбрасываем насаждавшееся среди детей лицемерие, когда их принуждали, думая одно, вслух произносить совсем другое.
В то же время берем с собой ребячью инициативу, иногда все же одухотворявшую пионерские дела. Берем с собой милосердие, наиболее зримо проявлявшееся в тимуровской традиции, пока ее не заформализовали. Берем образцы заботы старших о младших, чуткости к особенностям ребят различного возраста, Берем лучший опыт коллективной творческой деятельности по коммунарской методике».
Основу СПО(ФДО) составили пионерские организации 12 союзных республик, а также детские организации Армении («Уйс» – «Надежда»), Грузии (Федерация детских организаций и объединений), Молдовы («Ватра» – «Очаг»).
Новизна СПО(ФДО) в том, что он заявлен как добровольная, самодеятельная, самоуправляемая общественная организация, не зависимая от каких-либо партий и движений. Утвержден другой девиз: «За Родину, Добро и Справедливость!». Изменена структура – организации стали создаваться в школе, по месту жительства, при внешкольных учреждениях и т.д. Расширены права детских организаций-субъектов СПО(ФДО), изменена символика, а главное наметились иные подходы в содержании деятельности детских организаций.
ЦС СПО(ФДО) предложил детским организациям вариативно-программный путь развития. Вариативно-программный подход к деятельности не только отвечает интересам детей и подростков, но и учитывает изменения окружающей жизни: экономические, социальные, политические, нравственные. Дети имеют возможность выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, реализовать любую, созвучную душе программу (несколько программ), а также менять их в зависимости от поиска интереса, самому планировать сроки и темпы выполнения программ. Программы разрабатывались с учетом вариативности, представлением членам организации права создавать свои программы. Научно-практический центр ЦС СПО(ФДО) разработал ряд программ: «Программы Сотрудничества», «Школа демократической культуры», «Детский орден милосердия», «Игра – дело серьезное», «Свой голос», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Мир красотой спасется», «Бизнес тинейджер», «Древо жизни», «Золотая игла», «Лидер» и другие.
Июль 1991 год. Х1 слет Союза пионерских организаций (Федерации детских организаций) в г. Москве.
Апрель 1991 год. Создана первая в России детская общественная организация Федерация детских организаций «Юная Россия». Устав ФДО был принят на конференции представителей пионерских, детских и подростковых организаций и объединений России 26 апреля 1991 года.
|
|
|