Навигация по странице:
|
Темы семинарских занятий по истории Тема СССР в середине 60 Х начале 80х гг. ХХ века. План
МАТЕРИАЛЫ ИСТОРИЯ ОЗО
Темы семинарских занятий по истории
Тема 1. СССР в середине 60 –х – начале 80-х гг. ХХ века.
План:
1. «Застойный» характер политической системы сер. 60- х – нач. 80 – х гг. Эволюция политической доктрины СССР; концепция «развитого социализма»
2.Духовная жизнь: кризисные явления в обществе; диссидентское движение
3. Национальная политика: скрытые причины межэтнических конфликтов (сер. 60- нач. 80 – хх гг.)
4. СССР в системе международных отношений сер.60- 80 –х гг.
Основная литература:
Верт Н. История Советского государства. 1900-1990. М., 2000.
История России. Под ред. Л. И. Семенниковой. М.,2003.
История России. ХХ. Под ред. А. Н. Сахарова. М., 2008.
Хрестоматия по отечественной истории. М., 2006.
Дополнительная:
Белова Т. Культура и власть. М., 2001
Внешняя политика Советского Союза. М., 2000
Зубкова Е. Ю. Общество и реформы 1945 – 1964 гг. М., 2003
Пихоя Р. Г. СССР: История власти. 1945 -1991. М.. 2008
Советская внешняя полтика в годы «холодной войны». 1945 – 1985. (Новое прочтение). М., 2005
Стачинский Г. А. Эволюция социально – политического сознания советского общества во второй половине ХХ века. 1945-1990. СПб., 2003.
Тенденции социокультурного развития России. 1960 – 1990 –е гг. М., 2006.
Хрущев С. Н. Никита Хрущев: кризисы и ракеты. Взгляд изнутри. М., 2004.
Тема 2. СССР в период «перестройки»
План:
1.Предпосылки реформ.
2.Реформа политической системы.
3. Экономические реформы.
4. Внешняя политика СССР в годы «перестройки»
-изменения во внешней политике
-проблемы Восток- Запад в международных отношениях
-отношение со странами Восточной и Центральной Европы
- СССР и страны третьего мира.
5. Заключительный этап «перестройки». Распад СССР и коммунистической системы.
Основная литература:
Верт Н. История Советского государства. 1900-1990. М., 2000.
История России. Под ред. Л. И. Семенниковой. М.,2003.
История России. ХХ. Под ред. А. Н. Сахарова М., 2008.
Хрестоматия по отечественной истории. М., 2006.
Дополнительная:
Акопов С. Г., Гуреев Н. Д. История России. 1953- 1996: Личности и эпохи. М., 2007.
Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для страны и всего мира. М., 2003.
Горбачев М.С. Августовский путч: причины и следствия. М., 2001.
Горбачев М. С. Жизнь и реформы. В 2 кн. М., 2005.
Примерные вопросы к экзамену
Формирование Древнерусского государства.
Политическая раздробленность Руси в домонгольский период.
Основные центры удельной Руси.
Образование Российского централизованного государства: особенности, содержание этапов.
Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного.
Социально-экономическое развитие России в XVII веке.
Смута в начале ХVII вв.: понятие, причины, этапы Смуты, итоги.
Культура России в ХVII в.
Внешняя политика России в ХVII в.
Реформы Петра I и европейская модель модернизации. Итоги преобразований.
Внешняя политика Петра I.
Россия во второй половине ХVIII века: «Просвещенный абсолютизм».
Дворцовые перевороты второй четверти ХVIII в.: содержание, общая характеристика эпохи.
Самодержавие в первой половине ХIХ в.: внутренняя политика.
Внешняя политика России в первой четверти ХIХ в. Отечественная война 1812 г.
Социально-экономическое развитие России во второй половине ХIХ в.
Отмена крепостного права и реформы 60–70-х гг. ХIХ в.
Внешняя политика России в период правления Николая I.
Внешняя политика России в 60–90-е гг. ХIХ в.
Культура России во второй половине ХIХ в.
Социально-экономическое развитие России на рубеже ХIХ–ХХ вв.
«Серебряный век» русской культуры.
Революция 1905–1907 гг. в России: характер, этапы, значение.
Россия в годы Первой мировой войны (1914–1917).
Внешняя политика России в конце ХIХ – начале ХХ вв.
Февральская революция 1917 года в России: предпосылки, характеристика этапов, альтернативы.
Октябрь 1917. Первые шаги новой власти к авторитаризму. Учредительное собрание и его разгон.
Основные этапы Гражданской войны. Итоги.
НЭП: причина введения, зигзаги экономической политики, свертывание.
Общественно-политическая жизнь страны в 1920–30-е гг.
Национальная политика СССР в 1920–50-е гг.
Осуществление форсированной индустриализации в СССР.
Коллективизация сельского хозяйства в СССР (к. 1920–30-е гг. ХХ в.).
Великая Отечественная война: основные этапы, их общая характеристика, итоги войны.
СССР в послевоенный период (1946–1953 гг.). Апогей сталинизма.
Социально-экономическое развитие СССР в 1953–1964 гг.
Общественно-политическая жизнь страны в 1953–1964 гг.
Внешняя политика СССР в 1953–1964 гг.
Культура СССР в середине 1950 – середине 1960-х гг.
Общественно-политическая жизнь страны в 1965 – сер. 1980-х гг. Диссидентское движение.
Внешняя политика СССР в 1965–1984 гг.
Культурные процессы в СССР во второй половине 60 – первой половине 80-х гг.
Перестройка: сущность, особенности, итоги.
Внешняя политика СССР в период перестройки (1985–1991гг.).
Социально-экономическое развитие России в 1990-е гг.
Внешняя политика России в 1990-е гг.
Становление новой российской государственности (середина 1990–2000-е гг.).
Современное геополитическое положение РФ.
Список литературы
Основная:
История России с древнейших времен до начала XXI века: Учебное пособие для студентов вузов. Изд. 7, пересм. / Горинов М. М., Горский А. А., Данилов А. А. — М. : Дрофа, 2005 (55 кн.), 2007 (25 кн.). — 655 с.
История России с древнейших времен до 1861 года: Учебное пособие для студентов вузов / Павленко Н. И., Андреев И. Л., Федоров В. А.; Под ред. Н. И. Павленко. — 4-е издание — М.: Высшая школа, 2006 (75 кн.), 2007 (90 кн.), 2010 (1 кн.). — 536 с.
История России XX – начала XXI века: Учебное пособие для студентов вузов / Милов М. В., Барсенков А. С., Воронкова С. В., Вдовин А. И. — М. : Эксмо, 2006 (3 кн.), 2009 (5 кн.). — 960 с.
Кузьмин А. Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: Учебник для студентов вузов: В 2 кн. / А. Г. Кузьмин; Под общ. ред. А. Ф.Киселева. — М.: Владос, 2004. — 447 с. (19 кн.).
Хрестоматии:
Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. – М. : Прогресс, 2011. – 589 с.
Хрестоматия по истории России : В 4 т. – Т. 1 : С древнейших времен до XVII века / сост. И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. – М. : МИРОС – Международные отношения, 1994. – 352 с.
Хрестоматия по истории России: В 4 т. – Т. 2 / сост. И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. – М. : МИРОС – Международные отношения, 1995. – 280 с.
Хрестоматия по истории России. 1917–1940: Пособие для учащихся ст. классов с углубл. изучением истории, гимназий и лицеев / сост. М. Е. Главацкий и др.; Под. ред. М. Е. Главацкого. – М. : АО «Аспект Пресс», 1994. – 448 с.
Хрестоматия по истории СССР. 1861–1917: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «История» / сост. В. Ф. Антонов и др.; Под ред. В. Г. Тюкавкина. – М. : Просвещение, 1990. – 416 с.
Хрестоматия по истории СССР. 1900 – конец 1930-х гг.: Пособие для учителя / сост. С. И. Матруненков; Под ред. Ю. И. Кораблева. – М. : Просвещение, 1988. – 287 с.
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века: Пособие для учителя / сост. П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. – М. : Просвещение, 1989. – 288 с.
Дополнительная литература:
Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века: История. Историк. Документ. – М. : МИРОС, 1994. – 336 с.
Деревянко А. П., Щабельникова Н. А. История России: Учебник. — М. : Проспект, 2007. — 576 с.
История Отечества с древнейших времен до начала XXI века: Учебное пособие для студентов вузов / под ред. М. В. Зотовой. — М. : Изд-во АСТ, 2006. — 526 с.
История Отечества с древнейших времен до начала XXI века: Учебное пособие для студентов вузов / под ред. М. В. Зотовой. — М. : Изд-во АСТ, 2006. — 526 с.
История Отечества: Учебное пособие для студентов вузов и колледжей / под ред. В. Н. Шевелева. — М. : Изд-во «Феникс», 2008. — 608 с.
История России (Россия в мировой цивилизации) :Учебное пособие для вузов / сост. и отв. ред. А. А. А. А. Радугин. – М. : Центр, 2001. – 352 с.
История России с древнейших времен до конца XVII века: Хрестоматия / авторы-составители Л. Е. Морозова, Е. В. Пчелов. Под ред. члена-корреспондента РАН А. Н. Сахарова. – М. : Вербум-М, 2003. – 336 с.
История России: социально-экономический и внутриполитический аспекты. Учебное пособие. – Екатеринбург : Изд-во «Крок-Центр», 1995. – 320 с.
История России: тысячелетие дипломатии и войн. Учебное пособие. Вып. 1–2. – Екатеринбург : Средне-Уральское книжное издательство, 1995. – 480 с.
Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие / под ред. В. В. Керова. – М. : АСТ , Астрель, 2009.– 848 с.
Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России. Учебник. – М. : Проспект, 2011. – 528 с.
Новейшая история Отечества. XX век: Учебник для студентов вузов : в 2 т. / под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 496 и 448 с.
Сороко-Цюпа О. С. Мир в XXвеке: Учеб.для 11 класса общеобр. учреждений. – М. : Дрофа, 2007. – 333 с.
Урал. XX век. Книга для чтения по истории: Учебное пособие для учащихся старших классов / под ред. М. Е. Главацкого. – Екатеринбург : Изд-во «СВ-96», 1997. – 576 с.
Фортунатов В. В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных
вузов. — СПб. : Издательский дом «Питер», 2009. — 352 с.
Фортунатов В. В. Отечественная история: Учебное пособие для технических вузов.
СПб: Издательский дом «Питер», 2006. — 528 с.
Шумилов М. И., Шумилов М. М. История России. Конец ХIХ – начало ХХI веков. –М. : Изд-во Олеариус-Пресс, 2008. – 586 с.
Щагин Э. М., Тюкавкин В. Г., Воронин В. Е. Новейшая отечественная история. XX век. Учебник для студентов вузов: В 2 книгах. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 443 и 447 с.
Электронные ресурсы
1. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html – Библиотека электронных ресурсов
Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
2. http://www.hrono.ru/ – Хронос. Всемирная история в интернете
3. http://istrorijarossii.narod.ru/index.htm – История нашей страны
4. http://militera.lib.ru/ – Военная литература
5. http://www.museum.ru/museum/1812/index.html – интернет-проект «1812 год»
Методические указания к выполнению контрольных работ (рефератов)
Работа должен состоять из следующих частей: введение, основной текст, заключение и список литературы. В зависимости от темы, поставленных задач и их практического решения структура работ может изменяться.
Во введении обосновывается актуальность темы (актуальность не всегда зависит от близости хронологических рамок исследования к современности); степень ее разработанности в исторической науке (историографический обзор). К источникам относятся опубликованные документы правительственных органов (указы, законы, постановления); сборники документов и материалов различных движений, партий и организаций (программы, уставы, директивные распоряжения); периодическая пресса (газеты, журналы); мемуары; неопубликованные источники (документы различных архивов); документы.
В конце введения обосновываются цели и задачи исследовательской работы.
В основном тексте излагается содержание работы. Эту часть реферата рекомендуется разделить на два - три вопроса, раскрывающие сущность исследования. В зависимости от сложности, многогранности и разносторонности темы вопросы можно подразделять на параграфы. Но чрезмерное дробление вопросов, равно как и количество исследуемых вопросов, может привести к нежелательным результатам - к поверхностному изложению материала. Выводы могут быть изложены либо в конце изложения каждого вопроса, либо в конце основного текста реферата.
Заключение должно быть кратким, обобщающим содержание всей работы.
Список использованных источников и литературы (библиография исследования) составляется, как правило, в алфавитном порядке, но с обязательным делением на источники и опубликованную литературу.
По объему введение должно составлять 2-3 стр., основная часть реферата может быть изложена на 12-15 стр. Заключение – не более 2-3 стр.
Подготовку реферата должен начинать с выбора темы, изучения источников и опубликованной литературы, постановки цели и опубликованной литературы, постановки цели и конкретных задач исследования. После подготовительной работы написание работы необходимо начинать с изложения поставленных вопросов. Раскрытие сущности вопроса должно быть доказательным, с обязательной ссылкой на источники при обосновании того или иного положения. Теоретические положения и выводы должны, как правило, подтверждаться конкретными материалами и историческими фактами. Весьма важным положением при написании реферата является последовательное и логическое изложение материала.
Особенностью современных условий развития исторической науки является плюрализм мнений, взглядов на исторические события, явления и факты. Поэтому единственно верным критерием обоснованности того или иного исторического процесса является анализ событий и фактов на основе изучения широкого круга опубликованных источников. В своей работе студент на основе изученных источников и литературы должен определить свою точку зрения по исследуемому вопросу. Это положение особенно важно, если исследуемый вопрос является спорным и по нему ведутся дискуссии. Определяя или выдвигая свою точку зрения, студент должен ее обосновать, ссылаясь на изученные источники и литературу. Это придает работе политический и, следовательно, творческий характер, вызывает к ней повышенный интерес и высоко оценивается преподавателем.
Одним из важных требований, предъявляемых к студентам, готовящим исследовательские работы, является их самостоятельное выполнение. К сожалению, некоторые студенты занимаются механическим списыванием текста из опубликованных, часто устаревших статей, брошюр и книг, «скачиванием» из Интернета. Такое положение недопустимо. Нежелательным является и другой способ написания реферата, когда студент злоупотребляет цитатами, которые соединяются отдельными фразами. Такое выполнение также недопустимо и не может привести к положительной оценке.
Самостоятельный творческий характер изложения содержания работы заключается в том, что студент излагает каждый вопрос своего плана по продуманной им схеме свободно; использует и конспектирует источники; не перегружает текст цитатами; не допускает отрывочных, не связанных друг с другом положений. Язык и стиль изложения, умение строить краткие предложения, не допускающие разночтения, играют существенную роль при подготовке курсовой работы. Необходимо соблюдать единообразие в терминах и понятиях, условных обозначениях и сокращениях слов. Недопустимы литературные погрешности и грубые грамматические ошибки, которые нередко ведут к искажению смыслового понятия.
На все цитаты, цифровые данные и фактические сведения, приводимые в тексте курсовой работы, указываются источники. Если источник архивный, то указывается наименование архива, номера фонда и единицы хранения, лист. Если источник опубликован, то указывается название документа, место, время, его публикации, страница. При сноске на монографию, книгу, брошюру указываются автор, название публикации, место и год издания, страницы (то же относится к мемуарам). При сноске на прессу указываются: название газеты и дата публикации использованного материала; название журнала, номер и год издания, страницы.
Темы рефератов по Отечественной истории.
Возникновение государственности у славян.
Феодальные боярские республики
Образование Русского централизованного государства.
Земские соборы в России.
Образование Российской империи.
Российское государство в период капитализма.
Роль православной церкви в истории России.
Москва- объединитель русских земель. Борьба за единство Руси.
Города на Руси (13- 15 вв.).
Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного.
Крепостное право и крестьянские войны в России.
Формирование принципов и органов защиты государства (от древности до Петра Первого).
П.А. Столыпин и программа модернизации России.
Столыпинская аграрная реформа.
Политический портрет российских монархов (по выбору).
Россия в системе международных отношений в начале ХХ века.
Мой город (деревня, село)в начале ХХ века.
Роль А.Ф. Керенского в Февральской революции.
Установление советской власти в нашем городе (селе, деревне).
Путь Сталина к власти.
Жизнь и быт советских людей в 20-е гг.
Идеи конституционной монархии в России (Х1Х-ХХвв.).
Казачество в царской России.
Студенчество и революция.
Временное правительство –путь от демократии к диктатуре.
Октябрь 1917 г в России: проблемы и оценки.
Белое движение в России и его судьба.
Православная церковь в Советской России.
Послевоенный мир: противостояние двух систем.
Экономические реформы 50-60-х гг. ХХ века. Замыслы и реальность.
Реформа политической системы советского общества в 80-90-е гг. ХХ века. Итоги и уроки.
Межнациональные отношения в СССР на рубеже 80-90 –х гг. Распад СССР.
Изменение политической системы России осенью 1993г. Новая Конституция РФ.
Переход к рыночной экономике: трудности и противоречия.
Решающие сражения Великой Отечественной войны (по выбору).
Северокавказский конфликт в военно-политической истории России: 1 и 11 чеченская война.
Советский Союз и Россия в региональных войнах ХХ - ХХ1 вв.
Проблемы человеческого бытия в эпоху революционных потрясений в личностном измерении (по материалам воспоминаний).
Духовная жизнь России 1917-1930-е гг.: достижения и потери.
Крестьянство и крестьянское движение на востоке Российской революции ( 1905- 1905 гг.).
|
|
|