Навигация по странице:
|
К теме 14. Тема 14. Учебный процесс сущность, содержание, структура
Тема 14. Учебный процесс: сущность, содержание, структура.
1. Понятие учебного процесса. 2. Учебный процесс как последовательная цепь сменяющих друг друга форм деятельности обучающих, обучаемых и обслуживающих отдельных лиц, структур, объединений. 3. Структура учебного процесса: три измерения. 4. Учебные дисциплины. Множество подходов к классификации учебных дисциплин. 5. Методы в учебном процессе. 6. Циклический характер учебного процесса. 7. Понятие ФГОС. Учебный план и учебная программа. 8. Учебная программа как инструмент, ориентирующая модель учебного процесса.
1. Понятие учебного процесса.
Обучение:
1) в широком социальном смысле – это целенаправленный процесс передачи человеку обучающей системой (природа, родители, учителя и др.) необходимых для его жизни программ (знаний, умений и навыков);
2) в узком педагогическом смысле – целенаправленный процесс формирования у человека интеллектуальных качеств и способов деятельности.
Современная педагогика подчеркивает характер взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения, все чаще обращается к ребенку как субъекту образовательной деятельности, т.е. как к личности, самостоятельно выбирающей из спектра образовательных направлений то, что отвечает ее потребностям, стремящейся к саморазвитию и самореализации.
Процесс: это системно организованная, интегрированная целостность ряда последовательных закономерных прерывно-непрерывных переходов какого-либо объекта из одного качественно определенного состояния в другое.
Современное понимание учебного процесса
На первый план выходят:
-
условия и цели функционирования субъектов деятельности – отдельных людей, больших и малых групп, учебных горизонталей (потоков) и разновозрастных вертикалей;
внутренние состояния субъектов образовательных взаимодействий;
внешняя детерминация их решений и поступков;
ряды последовательных изменений среды образовательной организации – тенденции развития образовательных ситуаций;
механизмы управления образовательной деятельностью в новых социокультурных, культурно-исторических условиях;
внутренняя логика переходов;
их внешние детерминанты;
общее для переходов направление движения объекта (направление генерализации переходов) к его конечному состоянию (многоуровневой многомерной цели);
типология переходов, предопределенная направлением генерализации
2. Учебный процесс как последовательная цепь сменяющих друг друга форм деятельности обучающих, обучаемых и обслуживающих отдельных лиц, структур, объединений.
Предварительные замечания
I-II классы московских начальных школ:
1911 год: обследовано 4000 детей – неуспевающих 24,8%;
1912 год: обследовано 34 000 детей – неуспевающих 20%.
Результаты ЕГЭ по математике, 2008 г.:
по России: не сдали экзамен 23,5% выпускников XI классов;
по Москве: не сдали экзамен 21,3% выпускников XI классов.
Результаты ЕГЭ по русскому языку: по России – не сдали экзамен 11,2 % выпускников XI классов
Результаты зарубежных исследований
1984 год, количество функционально безграмотных:
США: 10% от общей численности населения (23 миллиона);
ФРГ: 15% от количества граждан старше 15 лет (4 миллиона);
США: 44% населения отнесены к категории алитераторных – читающих и пишущих, но с трудом, без желания.
1995 год, Германия:
15% восьмиклассников понимают прочитанное на уровне третьего класса;
по данные немецкого «Фонда чтения», возникает «формула третьей части» –
для трети населения чтение вошло в привычку;
треть читает от случая к случаю;
треть не читает никогда.
С чем связаны проблемы неуспеваемости
С разным истолкованием учебной информации «на входе» в сознание
Со спецификой осмысления во внутренних мирах больших и малых социумов, конкретных людей
С реализацией «на выходе» из сознания в синергии поликультурных программ совместно-разделенной деятельности
Три измерения проблемы непонимания
Медико-биологическое
Психолого-педагогическое
Социокультурное (языковое)
Отрицательное действие укоренившихся
в школе традиций (по В.Ф. Базарному)
Позы детей: согбенные, напряженные, неестественные, через 10-15 минут ребенок испытывает непосильные для него нервно-психические перегрузки и стрессы.
Обедненная природными стимулами учебная среда – закрытые помещения, ограниченные пространства.
Вербальный (словесно-информационный) принцип построения учебного процесса, «книжное» изучение жизни, некритичное восприятие готовой информации, дети теряют способность самостоятельно мыслить.
Дробное, поэлементное освоение знаний, умений и навыков, разрушающее целостность мировосприятия и миропонимания
Чрезмерное увлечение методиками интеллектуального развития
Фрагменты технологии В.Ф. Базарного
Негативные факторы образовательной деятельности
в современных образовательных организациях
(по М.М. Безруких*)
* Безруких Марьяна Михайловна –
член-корр. РАО, доктор биол. наук, профессор,
лауреат Премии Президента РФ
в области образования,
директор Института возрастной физиологии РАО
Стрессовая тактика авторитарной педагогики
Интенсификация учебного процесса
Раннее начало дошкольного систематического образования
Несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным возможностям учащихся
Недостаточная квалификация педагогов, массовая безграмотность родителей в вопросах развития ребенка и охраны его здоровья
Педагогические причины школьной дезадаптации (по Г. Кумариной)
Несоответствие школьного режима и санитарно-гигиенических условий обучения психофизиологическим особенностям детей
-
Несоответствие темпа работы учебным возможностям детей
Экстенсивный характер учебных нагрузок (слабые ученики в обычных классах продуктивно работают 10-15 минут)
Преобладание отрицательной оценочной стимуляции
Конфликты в семьях на основе учебных неуспехов
Социокультурный, языковой аспект. Позиция Б.А. Успенского
Нельзя стать человеком, не приобщившись к языковой, культурной традиции – «ненаследственной памяти коллектива» – и не пережив, не проболев душой важнейших этапов ее развития.
Апостол Павел:
«По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены». [Рим. 12; 3-5]
Типология современников по Г. Флоберу:
фигляр;
фаталист;
человеком фантазии, каприза, непоследовательности;
«Тысячи понятий, таившихся у тебя в зародыше, вырастают и уточняются, подобно ожившему воспоминанию».
Овидий Публий Назон, «Метаморфозы»:
… постоянного нет во вселенной,
Все в ней течет – и зыбок любой образуемый облик.
Время само утекает всегда в постоянном движенье,
Уподобляясь реке; ни реке, ни летучему часу
Остановиться нельзя.
Языковая личность
Отдельный человек
Социальная группа
Социальный слой
|
|
|
|
|