Главная страница
Навигация по странице:

К теме 14. Тема 14. Учебный процесс сущность, содержание, структура



Скачать 0.97 Mb.
Название Тема 14. Учебный процесс сущность, содержание, структура
Анкор К теме 14.doc
Дата 07.05.2017
Размер 0.97 Mb.
Формат файла doc
Имя файла К теме 14.doc
Тип Документы
#8825
страница 1 из 7
  1   2   3   4   5   6   7


Тема 14. Учебный процесс: сущность, содержание, структура.

1. Понятие учебного процесса. 2. Учебный процесс как последовательная цепь сменяющих друг друга форм деятельности обучающих, обучаемых и обслуживающих отдельных лиц, структур, объединений. 3. Структура учебного процесса: три измерения. 4. Учебные дисциплины. Множество подходов к классификации учебных дисциплин. 5. Методы в учебном процессе. 6. Циклический характер учебного процесса. 7. Понятие ФГОС. Учебный план и учебная программа. 8. Учебная программа как инструмент, ориентирующая модель учебного процесса.
1. Понятие учебного процесса.

Обучение:

1) в широком социальном смысле – это целенаправленный процесс передачи человеку обучающей системой (природа, родители, учителя и др.) необходимых для его жизни программ (знаний, умений и навыков);

2) в узком педагогическом смысле – целенаправленный процесс формирования у человека интеллектуальных качеств и способов деятельности.

Современная педагогика подчеркивает характер взаимодействия учителя и ученика в процессе обучения, все чаще обращается к ребенку как субъекту образовательной деятельности, т.е. как к личности, самостоятельно выбирающей из спектра образовательных направлений то, что отвечает ее потребностям, стремящейся к саморазвитию и самореализации.

Процесс: это системно организованная, интегрированная целостность ряда последовательных закономерных прерывно-непрерывных переходов какого-либо объекта из одного качественно определенного состояния в другое.

Современное понимание учебного процесса

На первый план выходят:

  • условия и цели функционирования субъектов деятельности – отдельных людей, больших и малых групп, учебных горизонталей (потоков) и разновозрастных вертикалей;

  • внутренние состояния субъектов образовательных взаимодействий;

  • внешняя детерминация их решений и поступков;

  • ряды последовательных изменений среды образовательной организации – тенденции развития образовательных ситуаций;

  • механизмы управления образовательной деятельностью в новых социокультурных, культурно-исторических условиях;

  • внутренняя логика переходов;

  • их внешние детерминанты;

  • общее для переходов направление движения объекта (направление генерализации переходов) к его конечному состоянию (многоуровневой многомерной цели);

  • типология переходов, предопределенная направлением генерализации


2. Учебный процесс как последовательная цепь сменяющих друг друга форм деятельности обучающих, обучаемых и обслуживающих отдельных лиц, структур, объединений.

Предварительные замечания

I-II классы московских начальных школ:

  • 1911 год: обследовано 4000 детей – неуспевающих 24,8%;

  • 1912 год: обследовано 34 000 детей – неуспевающих 20%.

Результаты ЕГЭ по математике, 2008 г.:

  • по России: не сдали экзамен 23,5% выпускников XI классов;

  • по Москве: не сдали экзамен 21,3% выпускников XI классов.

Результаты ЕГЭ по русскому языку: по России – не сдали экзамен 11,2 % выпускников XI классов

Результаты зарубежных исследований

1984 год, количество функционально безграмотных:

  • США: 10% от общей численности населения (23 миллиона);

  • ФРГ: 15% от количества граждан старше 15 лет (4 миллиона);

  • США: 44% населения отнесены к категории алитераторных – читающих и пишущих, но с трудом, без желания.

1995 год, Германия:

  • 15% восьмиклассников понимают прочитанное на уровне третьего класса;

  • по данные немецкого «Фонда чтения», возникает «формула третьей части» –

  • для трети населения чтение вошло в привычку;

  • треть читает от случая к случаю;

  • треть не читает никогда.

С чем связаны проблемы неуспеваемости

  • С разным истолкованием учебной информации «на входе» в сознание

  • Со спецификой осмысления во внутренних мирах больших и малых социумов, конкретных людей

  • С реализацией «на выходе» из сознания в синергии поликультурных программ совместно-разделенной деятельности

Три измерения проблемы непонимания

  • Медико-биологическое

  • Психолого-педагогическое

  • Социокультурное (языковое)


Отрицательное действие укоренившихся

в школе традиций (по В.Ф. Базарному)

  • Позы детей: согбенные, напряженные, неестественные, через 10-15 минут ребенок испытывает непосильные для него нервно-психические перегрузки и стрессы.

  • Обедненная природными стимулами учебная среда – закрытые помещения, ограниченные пространства.

  • Вербальный (словесно-информационный) принцип построения учебного процесса, «книжное» изучение жизни, некритичное восприятие готовой информации, дети теряют способность самостоятельно мыслить.

  • Дробное, поэлементное освоение знаний, умений и навыков, разрушающее целостность мировосприятия и миропонимания

  • Чрезмерное увлечение методиками интеллектуального развития

Фрагменты технологии В.Ф. Базарного


Негативные факторы образовательной деятельности

в современных образовательных организациях

(по М.М. Безруких*)
* Безруких Марьяна Михайловна –  

член-корр. РАО, доктор биол. наук, профессор,

лауреат Премии Президента РФ

в области образования,

директор Института возрастной физиологии РАО


  • Стрессовая тактика авторитарной педагогики

  • Интенсификация учебного процесса

  • Раннее начало дошкольного систематического образования

  • Несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным возможностям учащихся

  • Недостаточная квалификация педагогов, массовая безграмотность родителей в вопросах развития ребенка и охраны его здоровья


Педагогические причины школьной дезадаптации (по Г. Кумариной)

  • Несоответствие школьного режима и санитарно-гигиенических условий обучения психофизиологическим особенностям детей

  • Несоответствие темпа работы учебным возможностям детей

  • Экстенсивный характер учебных нагрузок (слабые ученики в обычных классах продуктивно работают 10-15 минут)

  • Преобладание отрицательной оценочной стимуляции

  • Конфликты в семьях на основе учебных неуспехов




Социокультурный, языковой аспект. Позиция Б.А. Успенского

Нельзя стать человеком, не приобщившись к языковой, культурной традиции – «ненаследственной памяти коллектива» – и не пережив, не проболев душой важнейших этапов ее развития.

Апостол Павел:

«По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены». [Рим. 12; 3-5]

Типология современников по Г. Флоберу:

  • фигляр;

  • фаталист;

  • человеком фантазии, каприза, непоследовательности;

  • «Тысячи понятий, таившихся у тебя в зародыше, вырастают и уточняются, подобно ожившему воспоминанию».

Овидий Публий Назон, «Метаморфозы»:

… постоянного нет во вселенной,

Все в ней течет – и зыбок любой образуемый облик.

Время само утекает всегда в постоянном движенье,

Уподобляясь реке; ни реке, ни летучему часу

Остановиться нельзя.

Языковая личность


  • Отдельный человек

  • Социальная группа

  • Социальный слой

  • Народ

  • Нация

  • Человечество

  1   2   3   4   5   6   7
написать администратору сайта