Главная страница
Навигация по странице:

ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ в верёвках. Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами. Переработанный и дополненный материал



Скачать 381.5 Kb.
Название Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами. Переработанный и дополненный материал
Анкор ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ в верёвках.doc
Дата 03.05.2017
Размер 381.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ в верёвках.doc
Тип Документы
#6878

Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами. Переработанный и дополненный материал.


fedor 16:09 07.02.2009 | Меткиальпинизмспасработыподручные средства

Рубрики: Альпинизм

  

Снаряжение

  

 

Сообщества: Технические советы

  

Безопасность в горах.

  

 


    

История сообщений:


  1. 16:09 07.02.2009 Тормозные системы для спуска пострадавшего подручными средствами. Переработанный и дополненный материал.

  2. 15:59 19.11.2007 Применение узла «автоблок» для самостраховки при спуске по веревке в альпинизме.



При спасработах подручными средствами ресурсы снаряжения чаще всего ограничены.
Поэтому очень важно умение использовать минимальное количество снаряжения с максимальной эффективностью. 
Подручные спусковые (тормозные) системы должны отвечать следующим основным требованиям:
● Использовать минимум снаряжения без потери надежности
Быстро и просто собираться и разбираться
● Позволять регулировать усилие торможения по ходу спуска
● Легко блокироваться и разблокироваться под нагрузкой.
● Работать с веревками разных диаметров

Ниже приведены наиболее оптимальные тормозные системы.

I. Узел УИАА. Рис.1, 2.

На рис.1 Показан один из способов вязки узла УИАА.

Рис. 1



Рис. 2



Узел УИАА – это самое простое, надежное и универсальное спусковое и страховочное устройство. 

Его плюсы:
● Используется только один карабин
● Работает на веревках любых диаметров
Работает на двойной веревке
● Быстро и просто собирается и разбирается
● Легко блокируется и разблокируется под нагрузкой при необходимости остановки спуска (см. рис.2)
● Позволяет регулировать усилие торможения по ходу спуска путем изменения угла подачи веревки в карабин.
● Работает в обе стороны – при необходимости перейти от спуска к подъему 
не требуется дополнительных манипуляций: узел легко переворачивается и 
переходит в положение верхней страховки. 

Недостатки/Минусы:

● Крутит веревку. 
● Позволяет надежно спускать только одного человека.
● Для оптимальной работы узла необходим большой грушевидный карабин с 
муфтой. На карабинах другой формы узел работает хуже. 

Важно!
● Для надежного спуска двух человек (пострадавшего и сопровождающего)
усилия торможения узла УИАА недостаточно!

Адекватные системы для спуска двух человек показаны ниже.
● Использовать карабины без муфты для работы с узлом УИАА опасно!
Веревка может выстегнуться из карабина!


Практические советы:
Эффект подкручивания веревки может быть существенным образом снижен применением правильной техники работы с узлом УИАА:
● Важно выдавать веревку через узел, не протравливая её через руки, а плавно 
перебирая руками, так как делают при подъема флага.
● Входящая и исходящая из узла части веревки должны находиться в одной плоскости.


II. «Усиленный» (Полуторный) узел УИАА. Рис. 3 – 5

Рис. 3



Рис. 4



Рис. 5



Плюсы:
«Усиленный» (Полуторный) узел УИАА обладает всеми перечисленными выше положительными качествами обычного узла УИАА.
А также:
● Позволяет одному спасателю надежно спускать двух человек
● Существенно меньше обычного узла УИАА крутит веревку
● Хорошо работает на тонких веревках.

Недостатки/Минусы:
● Все-таки подкручивает веревку. 
● Для оптимальной работы узла необходим большой грушевидный карабин с 
муфтой. На карабинах другой формы узел работает хуже.
● Практически не работает на двойной веревке. Только на самых тонких.

Практические советы:
● При полной нагрузке узел принимает форму, показанную на рисунке 5А.
На работе узла это никак не сказывается.
● Выдавать веревку надо так же, как при работе с обычным узлом УИАА.
● При работе с жесткой или замерзшей веревкой и необходимости уменьшения 
трения можно завязать узел на двух карабинах, как показано на рис. 7Б


III. Узел Двойной УИАА. Рис. 6-7.

Рис. 6



Рис. 7



Плюсы:

● Узел двойной УИАА позволяет легко спускать очень тяжелые грузы. 
С его помощью один спасатель может, не напрягаясь, спускать даже трех человек (двух сопровождающих и пострадавшего).
● Узел особенно удобен при работе при работе с тонкими и скользкими 
веревками.
● В отличие от обычного узла УИАА практически не крутит веревку! 

Недостатки/Минусы:
● Для оптимальной работы узла необходим большой грушевидный карабин с 
муфтой.
● Хорошо работает только в спусковом положении. Достаточно сложно 
переворачивается в положение верхней страховки и создает слишком большое 
трение. 
● Не работает на двойной веревке (узел слишком громоздкий)
● Сложен для запоминания

Практические советы:
● Двойной УИАА оптимально работает при больших нагрузках. Поэтому узел 
идеально подходит для спуска двух человек на отвесе.
● При работе с жесткой веревкой, а также на пологих участках или с небольшим 
грузом, трение в узле может быть слишком большим. В таких случаях для 
уменьшения трения можно завязывать узел на двух карабинах рис.7Б. 
Либо использовать полуторный УИАА.

IV. Тормозная система методом «Удлинения станции». Рис. 8-10

Для организации этой системы используются 2-3 карабина, страховочное устройство и оттяжка.

Рис.8 



Рис. 9



Рис. 10



Плюсы:
● Система работает практически со всеми основными типами страховочно - 
спусковых устройств и карабинов, применяемых в альпинизме.
● Работает на одинарной и двойной веревке - рис.9Б
● Работает с веревками разных диаметров
● Не крутит веревку при работе со страховочными устройствами типа Реверсо и его аналогов - рис. 8
● Просто и быстро собирается и разбирается 
● Позволять регулировать усилие торможения по ходу спуска
● Система достаточно легко может быть заблокирована и разблокирована под
нагрузкой одним спасателем – рис. 8б - 8В.

Недостатки/Минусы:
● По сравнению с узлами УИАА требуется больше снаряжения – 2-3карабина и 
страховочно-спусковое устройство.
● При работе с тонкими или скользкими веревками в схемах, показанных на 
рис. 8-9, может быть недостаточно усилия торможения для надежного спуска двух 
человек.
● Работает только в одном направлении (на спуск).
● Подкручивает веревку при работе с восьмеркой.

Практические советы:
● Для экономии карабинов оттяжка может крепится к станции 
полусхватывющим узлом.
● Вместо оттяжки можно использовать основную веревку рис. 9В. 
Для экономии карабинов веревка также можно закрепить на станции узлом.
● При необходимости повысить усилие торможение, это можно сделать при 
помощи дополнительного перегибающего карабина, как показано на рис. 10.
● Для еще большего торможения можно снова пропустить веревку в карабин на
станции. 
!Важно! При использовании данной системы возможно большое трение
спусковой веревки об удлиняющую оттяжку.
Не рекомендуется использовать в качестве удлинителя оттяжки из Dyneema и

Spectra – это опасно! У этих материалов очень низкая температура плавления –

всего 147С (начинают размягчаться уже при 100С).



V. Карабинный тормоз. Рис. 11-12.

Рис. 11



Рис. 12


Различные варианты карабинного тормоза – это традиционные спусковые системы из подручных средств, применяемые в альпинизме.

Плюсы:
● Работают на одинарной и двойной веревке - рис.9Б
● Работают с веревками разных диаметров
● Не крутят веревку.
● Система достаточно легко может быть заблокирована и разблокирована под 
нагрузкой одним спасателем.

Недостатки/Минусы:
● По сравнению с узлами УИАА требуется намного больше снаряжения – 
как минимум 3-4 карабина.
● Сложно и долго собирается и разбирается (по сравнению с предыдущими 
способами)
● Многие современные карабины (со сложной формой или сверхлегкие, с 
проволочной защелкой) малопригодны для сборки карабинного тормоза.
● Работает только в одном направлении (на спуск).
● При использовании ледоруба или молотка сложнее работать в одиночку, так 
как их желательно придерживать рукой. Для этого нужна помощь второго спасателя.

Практические советы:
● Желательно использовать карабины одинаковой формы
● Защелки парных карабинов должны смотреть в разные стороны.
● Одинарный тормоз (рис.11А,Б,В и 12 Е,Ж) годиться только для спуска одного
человека.
● Для спуска двух человек необходимо использовать двойной тормоз – рис. 12Г – 12Д
написать администратору сайта