Навигация по странице:
|
Уровни общения. Три уровня общения Макроуровень
Уровни общения
Слушатели всех типов хотя и проявляют свои индивидуальные различия в восприятии информации и собеседника, но в способах налаживания контакта и развертывания ситуации общения они выходят на несколько уровней общения.
Выделяют три уровня общения:
1. Макроуровеньвыражается в том, что человек общается с другими людьми в соответствии со сложившимися обстоятельствами, традициями или обычаями.
2. Мезауровеньпредполагает общение в пределах содержательной темы, оно может быть единичным или носить многоразовый характер.
3. Микроуровеньнесет элемент содержания и выражается в определенных показателях, которые характерны и- для других уровней: вопрос — ответ, рукопожатие, мимика, пантомимика и т. д.
По другой классификации выделяют следующие уровни общения (А. Б. Добрович):
1. Конвенциальный.Характеризуется проявлением интереса к личности партнера, открытостью, готовностью встать на его место. Этот уровень требует высокой культуры общения. Он наиболее оптимален для решения межличностных проблем.
2. Примитивный.
Для человека, вступающего в контакт на этом уровне, другой партнер представляется как предмет, нужный или ненужный в общении.
Если нужный, то хороши все средства для овладения им, если мешающий, то его можно оттолкнуть.
Если нам необходимо получить, например, от родителей, мужа норко-иую шубу, то мы стараемся быть ласковыми, заботливыми, угодливыми, но как только шуба получена, все возвращается на круги своя.
3. Манипулятивный.Субъект, выбирающий этот уровень, выступает в роли игрока, которому непременно надо выиграть, ведь этот ныигрыш сулит в любом случае выгоду, как материальную, так и психологическую.
Манипулятор в любой ситуации общения ставит себя выше других, считает себя лучше, умнее всех.
Примером служит эпизод из кинофильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», в котором нерадивый студент, придя на экзамен с розой в петлице, заявляет профессору, что для него экзамен всегда праздник, а сам передает сигнал другу: «Профессор... лопух...»
4. Стандартизированный, или контакт масок.
Общение происходит на основе некоторых стандартов и представляет собой развертывание так называемого ролевого веера.
Интерес к партнеру по общению проявляется как к носителю определенной социальной роли (преподаватель колледжа, пассажир в транспорте), истинное «Я» скрыто под маской.
Маска — определенная совокупность нормативных элементов вербального и невербального поведения. Существуют маски вежливости, безучастия, приветливости, рубахи-парня, озабоченности, обиженного на весь мир человека.
Маски могут быть
конвенциальными, т. е. соблюдающими определенные этикетные традиции;
реактивными, т. е. возникающими в ответ на маску партнера; ситуативными, т. е. проявляющимися в наборе дежурных фраз, характерных для общения в данной ситуации. Люди меняют маски почти автоматически, по обстоятельствам. В одних случаях маска просто необходима, чтобы избежать конфликта или психологически защитить личность, а и других — мешает, так как по своей природе человек стремится к тесным межличностным отношениям, к самовыражению, а маски не позволяет этого сделать.
5. Игровой.Этот уровень характеризуется тонкостью содержании и богатством оттенков. Определенная игра с партнером выра-жпется в отражении друг друга.
6. Духовный.Высший уровень человеческого общения. Партнер К к' принимается как носитель духовного начала. Духовность реали-1\ччси за счет взаимопроникновения личностей, совместного по-ИОКВ, стремления к единодушию.
Пжоря об уровнях общения, нельзя утверждать, что один из них плох, а другой хорош. Каждый в отдельности и вместе взятые они помогают человеку лучше ориентироваться в ситуации общении и взаимодействовать с партнерами.
1.6. Стили общения
Межличностные отношения между людьми находят свое отражение в стилях общения между ними.
Стиль может быть представлен как типичная для человека система воздействия или взаимодействия с другими людьми.
Он выражает уровень отношений между ними.
По признаку характера отношений между людьми выделяют три традиционных стиля: авторитарный (административный, волевой, директивный), демократический (коллегиальный, товарищеский), либеральный (свободный, нейтральный, номинальный).
Авторитарный стильосновывается на превосходстве одного из партнеров по общению.
Для него характерны деловые краткие распоряжения, запреты с угрозой, неприветливый тон, субъективная похвала или порицание.
Позиция по отношению к партнеру «выше, над, вне». Человек, использующий этот стиль общения, как правило, старается доминировать, отстаивая действительные или предполагаемые права. Сильной стороной авторитарного стиля является возможность быстрого принятия решений по стабилизации общения, например конфликтной ситуации. Недостатки заключаются в следующем: возникновение недовольства партнера по общению ограничением его свободы и самостоятельности; риск принятия ошибочных решений с тяжелыми последствиями для обеих сторон.
Демократический стильпредполагает предоставление партнерам равных условий для принятия решений, постановки целей, оценки работы; уважительное отношение и заботу о потребностях партнеров по общению.
Этому стилю присуща ориентация на цель, гармонично сочетаемая с приемами взаимодействия участников общения.
Контакт реализуется посредством убеждения, внушения, аргументации, учитывается стремление партнеров к самовыражению, создание психологического комфорта. Коллегиальность достигается уровнем взаимодействия «взрослый—взрослый», основу которого составляют доверие и взаимопонимание.
Этот стиль эффективен при решении задач инициативной, творческой деятельности, не имеющей ярко выраженных стереотипов, в нем задействованы практически все каналы коммуникации. ■
Недостатки демократического стиля выражаются в том, что он не пригоден для экстремальных ситуаций, есть риск замедления принятия решения и согласованности действий партнеров по общению, что может привести к безответственности.
Либеральный стильотличает стремление уклониться от принятия решений, переложить эту задачу на партнера, практически полная безучастность к результатам деятельности (переговорам, беседе). Человек относится к людям уважительно, доброжелательно, старается помочь в решении проблем, но практически не способен этого сделать.
Стороны общения
Структуру общения составляют три стороны общения: перцептивная, коммуникативная, интерактивная.
Перцептивная сторона общениявыражается в восприятии одним партнером по общению другого.
Результативность коммуникации во многом зависит от того, насколько участники общения умеют точно воспринимать друг друга.
Восприятие представляет собой отражение образа одного чело-иски в сознании другого, т. е. в определенной степени создание |>Ч);|за-портрета воспринимаемой личности.
Мы начинаем строить общение с другим человеком чаще всего на основе впечатления, произведенного им на нас.
Оно выстраивается благодаря той информации, которая приходит к нам по киналам восприятия:
визуальному (зрение), аудиальному (слух) и кинестетическому (чувства). Мы обращаем внимание на элементы физического облика человека, его внешность, выразительность движений и поведение, а затем пытаемся расшифровать их значения. Процесс восприятия в ситуации общения протекает довольно быс-фо, поэтому нам приходится опираться на автоматически функционирующий подтекст поведения людей. На представление об об-рдн' человека влияют ракурс, в котором воспринимающий видит пир)пера, установка, из-за которой человек воспринимается пози-тивно или негативно. Косметика, одежда, обувь могут информировать о возрасте, деятельности, вкусе человека, а выразительность движений указывает на особенности личности, ее намерения.
Восприятие одного человека другим носит субъективный оттенок, поэтому довольно часто допускаются ошибки восприятия:
1. Элементы внешности связываются с конкретной чертой характера человека.
2. Человеку приписываются определенные качества в зависимости от эстетической привлекательности его внешности.
3. Партнер отождествляется с другим человеком, внешне похожим на него.
4. Партнеру присваиваются качества того социального типа, к которому он может быть отнесен на основе внешних данных.
Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информацией, ее понимании. Каждый человек передает своему партнеру по общению определенное сообщение и, в свою очередь, воспринимает от него некую сумму информации. Благодаря этому можно строить прогнозы, предвидеть результаты, планировать дальнейшую деятельность. Обмен информацией играет особую роль в системе человеческого общения.
Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов коммуникации, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Взаимодействие рассматривается как процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимообусловленную связь.
Взаимное влияние может быть определенным образом классифицировано, что позволяет оценить процесс общения с точки зрения эффективности взаимодействия. Рассматривают шесть типов взаимовлияния:
1. Взаимное облегчение: действия партнеров по общению становятся результативными благодаря благотворному влиянию друг на друга.
2. Взаимное затруднение: взаимодействие неэффективно, действия партнеров затрудняют достижение результатов общения.
3. Одностороннее облегчение: взаимодействие способствует повышению эффективности действий одного из партнеров.
4. Одностороннее затруднение: для одного из партнеров намеренно или непреднамеренно создаются помехи.
5. Асимметричное облегчение: один из партнеров испытывает затруднения из-за того, что в ситуации общения облегчает действия другого.
6. Независимость: поведение партнеров не влияет на степень эффективности действий друг друга.
Процесс взаимодействия — это всегда обращение друг к другу конкретных личностей, определенным образом* отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих одна на другую. Для того чтобы возникла некая связь между людьми по поводу совместной деятельности, необходимо адекватное отражение общающимися субъектами друг друга. Оно строится на определенном представлении о человеке, возникающем в процессе восприятия партнерами друг друга.
На основе восприятия человек формирует отношение к партнеру по общению. Межличностные отношения определяются как субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний партнеров н ходе совместной деятельности. Отношения рассматриваются как личностная основа взаимодействия, выражающаяся в системе установок, ориентации, ожиданий, стереотипов, эмоциональных откликов, которые один субъект вызывает в другом. Отношение характеризуется содержанием, степенью выраженности, широтой, систематичностью, избирательностью, устойчивостью, уровнем развития. Способом или формой его выражения является обращение, т. с. непосредственное общение человека с человеком, в ходе которого отношения проявляются с различной активностью, положительным или отрицательным оттенком: сотрудничество, взаимопомощь, сопереживание в ходе совместной деятельности или, наоборот, противоборство, равнодушие, нежелание помочь.
В процессе деятельности люди вступают в бесчисленное множество взаимодействий. Наиболее распространенным является де-МНИе возможных видов взаимодействия на два противоположных гиккг. кооперацию и конкуренцию.
Кооперация означает координацию, единение, упорядочение единичных сил участников общения в ходе организации совместной деятельности. Выделяются две стороны взаимодействия: разделение процесса единой деятельности между партнерами и изменение участия каждого в соответствии с ее целями, предметом и мотивом, поэтому своеобразными показателями кооперации являются степень включенности людей в совместную деятельность и нк над участников взаимодействия в нее. При кооперативном взаимодействии происходит соединение непосредственного результата деятельности каждого с конечным результатом совместной деятельности на основе взаимопонимания. Без него нет ни успешной совместной работы, ни нормального общения. Взаимопонимание зависит от знания самого себя и партнеров по общению, адекватной I имооценки и оценки окружающих, саморегуляции психических Процессов и самоорганизации деятельности.
|
|
|