Главная страница
Навигация по странице:

Уровни общения. Три уровня общения Макроуровень



Скачать 47.5 Kb.
Название Три уровня общения Макроуровень
Анкор Уровни общения.doc
Дата 26.04.2017
Размер 47.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Уровни общения.doc
Тип Документы
#3902

Уровни общения

Слушатели всех типов хотя и проявляют свои индивидуальные различия в восприятии информации и собеседника, но в способах налаживания контакта и развертывания ситуации общения они вы­ходят на несколько уровней общения.

Выделяют три уровня общения:

1. Макроуровеньвыражается в том, что человек общается с дру­гими людьми в соответствии со сложившимися обстоятельствами, традициями или обычаями.

2. Мезауровеньпредполагает общение в пределах содержатель­ной темы, оно может быть единичным или носить многоразовый характер.

3. Микроуровеньнесет элемент содержания и выражается в оп­ределенных показателях, которые характерны и- для других уров­ней: вопрос — ответ, рукопожатие, мимика, пантомимика и т. д.

По другой классификации выделяют следующие уровни обще­ния (А. Б. Добрович):

1. Конвенциальный.Характеризуется проявлением интереса к лич­ности партнера, открытостью, готовностью встать на его место. Этот уровень требует высокой культуры общения. Он наиболее оп­тимален для решения межличностных проблем.

2. Примитивный.

Для человека, вступающего в контакт на этом уровне, другой партнер представляется как предмет, нужный или ненужный в общении.

Если нужный, то хороши все средства для овладения им, если мешающий, то его можно оттолкнуть.

Если нам необходимо получить, например, от родителей, мужа норко-иую шубу, то мы стараемся быть ласковыми, заботливыми, угод­ливыми, но как только шуба получена, все возвращается на кру­ги своя.

3. Манипулятивный.Субъект, выбирающий этот уровень, высту­пает в роли игрока, которому непременно надо выиграть, ведь этот ныигрыш сулит в любом случае выгоду, как материальную, так и психологическую.

Манипулятор в любой ситуации общения ставит себя выше других, считает себя лучше, умнее всех.

Примером слу­жит эпизод из кинофильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», в котором нерадивый студент, придя на экзамен с ро­зой в петлице, заявляет профессору, что для него экзамен всегда праздник, а сам передает сигнал другу: «Профессор... лопух...»

4. Стандартизированный, или контакт масок.

Общение проис­ходит на основе некоторых стандартов и представляет собой развертывание так называемого ролевого веера.

Интерес к партнеру по общению проявляется как к носителю определенной социаль­ной роли (преподаватель колледжа, пассажир в транспорте), ис­тинное «Я» скрыто под маской.

Маска определенная совокуп­ность нормативных элементов вербального и невербального поведения. Существуют маски вежливости, безучастия, приветливости, рубахи-парня, озабоченности, обиженного на весь мир че­ловека.

Маски могут быть

конвенциальными, т. е. соблюдающими определенные этикетные традиции;

реактивными, т. е. возникаю­щими в ответ на маску партнера; ситуативными, т. е. проявляю­щимися в наборе дежурных фраз, характерных для общения в дан­ной ситуации. Люди меняют маски почти автоматически, по обстоятельствам. В одних случаях маска просто необходима, что­бы избежать конфликта или психологически защитить личность, а и других — мешает, так как по своей природе человек стремится к тесным межличностным отношениям, к самовыражению, а мас­ки не позволяет этого сделать.

5. Игровой.Этот уровень характеризуется тонкостью содержа­нии и богатством оттенков. Определенная игра с партнером выра-жпется в отражении друг друга.

6. Духовный.Высший уровень человеческого общения. Партнер К к' принимается как носитель духовного начала. Духовность реали-1\ччси за счет взаимопроникновения личностей, совместного по-ИОКВ, стремления к единодушию.

Пжоря об уровнях общения, нельзя утверждать, что один из них плох, а другой хорош. Каждый в отдельности и вместе взятые они помогают человеку лучше ориентироваться в ситуации обще­нии и взаимодействовать с партнерами.
1.6. Стили общения

Межличностные отношения между людьми находят свое отра­жение в стилях общения между ними.

Стиль может быть представлен как типичная для человека си­стема воздействия или взаимодействия с другими людьми.

Он вы­ражает уровень отношений между ними.

По признаку характера отношений между людь­ми выделяют три традиционных стиля: авторитарный (администра­тивный, волевой, директивный), демократический (коллегиальный, товарищеский), либеральный (свободный, нейтральный, номиналь­ный).

Авторитарный стильосновывается на превосходстве одного из партнеров по общению.

Для него характерны деловые краткие рас­поряжения, запреты с угрозой, неприветливый тон, субъективная похвала или порицание.

Позиция по отношению к партнеру «вы­ше, над, вне». Человек, использующий этот стиль общения, как правило, старается доминировать, отстаивая действительные или предполагаемые права. Сильной стороной авторитарного стиля яв­ляется возможность быстрого принятия решений по стабилизации общения, например конфликтной ситуации. Недостатки заключа­ются в следующем: возникновение недовольства партнера по об­щению ограничением его свободы и самостоятельности; риск при­нятия ошибочных решений с тяжелыми последствиями для обеих сторон.

Демократический стильпредполагает предоставление партнерам равных условий для принятия решений, постановки целей, оцен­ки работы; уважительное отношение и заботу о потребностях парт­неров по общению.

Этому стилю присуща ориентация на цель, гармонично сочетаемая с приемами взаимодействия участников об­щения.

Контакт реализуется посредством убеждения, внушения, ар­гументации, учитывается стремление партнеров к самовыражению, создание психологического комфорта. Коллегиальность достигает­ся уровнем взаимодействия «взрослый—взрослый», основу которо­го составляют доверие и взаимопонимание.
Этот стиль эффективен при решении задач инициативной, творческой деятельности, не имеющей ярко выраженных стереотипов, в нем задействованы практически все каналы коммуникации. ■

Недостатки демократического стиля выражаются в том, что он не пригоден для экстремальных ситуаций, есть риск замедления принятия решения и согласованности действий партнеров по об­щению, что может привести к безответственности.

Либеральный стильотличает стремление уклониться от приня­тия решений, переложить эту задачу на партнера, практически пол­ная безучастность к результатам деятельности (переговорам, бесе­де). Человек относится к людям уважительно, доброжелательно, старается помочь в решении проблем, но практически не спосо­бен этого сделать.
Стороны общения

Структуру общения составляют три стороны общения: перцеп­тивная, коммуникативная, интерактивная.

Перцептивная сторона общениявыражается в восприятии одним партнером по общению другого.

Результативность коммуникации во многом зависит от того, на­сколько участники общения умеют точно воспринимать друг друга.

Восприятие представляет собой отражение образа одного чело-иски в сознании другого, т. е. в определенной степени создание |>Ч);|за-портрета воспринимаемой личности.

Мы начинаем строить общение с другим человеком чаще всего на основе впечатления, произведенного им на нас.

Оно выстраивается благодаря той информации, которая приходит к нам по киналам восприятия:

визуальному (зрение), аудиальному (слух) и кинестетическому (чувства). Мы обращаем внимание на элементы физического облика человека, его внешность, выразительность дви­жений и поведение, а затем пытаемся расшифровать их значения. Процесс восприятия в ситуации общения протекает довольно быс-фо, поэтому нам приходится опираться на автоматически функ­ционирующий подтекст поведения людей. На представление об об-рдн' человека влияют ракурс, в котором воспринимающий видит пир)пера, установка, из-за которой человек воспринимается пози-тивно или негативно. Косметика, одежда, обувь могут информи­ровать о возрасте, деятельности, вкусе человека, а выразительность движений указывает на особенности личности, ее намерения.

Восприятие одного человека другим носит субъективный отте­нок, поэтому довольно часто допускаются ошибки восприятия:

1. Элементы внешности связываются с конкретной чертой ха­рактера человека.

2. Человеку приписываются определенные качества в зависи­мости от эстетической привлекательности его внешности.

3. Партнер отождествляется с другим человеком, внешне похо­жим на него.

4. Партнеру присваиваются качества того социального типа, к которому он может быть отнесен на основе внешних данных.

Коммуникативная сторона общения выражается в обмене ин­формацией, ее понимании. Каждый человек передает своему парт­неру по общению определенное сообщение и, в свою очередь, вос­принимает от него некую сумму информации. Благодаря этому можно строить прогнозы, предвидеть результаты, планировать даль­нейшую деятельность. Обмен информацией играет особую роль в системе человеческого общения.

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обо­значающий характеристику тех компонентов коммуникации, кото­рые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной орга­низацией их совместной деятельности.

Взаимодействие рассматривается как процесс непосредственно­го или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, по­рождающий их взаимообусловленную связь.

Взаимное влияние может быть определенным образом класси­фицировано, что позволяет оценить процесс общения с точки зре­ния эффективности взаимодействия. Рассматривают шесть типов взаимовлияния:

1. Взаимное облегчение: действия партнеров по общению ста­новятся результативными благодаря благотворному влиянию друг на друга.

2. Взаимное затруднение: взаимодействие неэффективно, дей­ствия партнеров затрудняют достижение результатов общения.

3. Одностороннее облегчение: взаимодействие способствует по­вышению эффективности действий одного из партнеров.

4. Одностороннее затруднение: для одного из партнеров наме­ренно или непреднамеренно создаются помехи.

5. Асимметричное облегчение: один из партнеров испытывает затруднения из-за того, что в ситуации общения облегчает дейст­вия другого.

6. Независимость: поведение партнеров не влияет на степень эффективности действий друг друга.

Процесс взаимодействия — это всегда обращение друг к другу конкретных личностей, определенным образом* отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих одна на другую. Для того чтобы возникла некая связь между людьми по по­воду совместной деятельности, необходимо адекватное отражение общающимися субъектами друг друга. Оно строится на определен­ном представлении о человеке, возникающем в процессе воспри­ятия партнерами друг друга.

На основе восприятия человек формирует отношение к парт­неру по общению. Межличностные отношения определяются как субъективно переживаемые связи между людьми, объективно про­являющиеся в характере и способах взаимных влияний партнеров н ходе совместной деятельности. Отношения рассматриваются как личностная основа взаимодействия, выражающаяся в системе ус­тановок, ориентации, ожиданий, стереотипов, эмоциональных от­кликов, которые один субъект вызывает в другом. Отношение ха­рактеризуется содержанием, степенью выраженности, широтой, систематичностью, избирательностью, устойчивостью, уровнем раз­вития. Способом или формой его выражения является обращение, т. с. непосредственное общение человека с человеком, в ходе ко­торого отношения проявляются с различной активностью, поло­жительным или отрицательным оттенком: сотрудничество, взаимо­помощь, сопереживание в ходе совместной деятельности или, наоборот, противоборство, равнодушие, нежелание помочь.

В процессе деятельности люди вступают в бесчисленное мно­жество взаимодействий. Наиболее распространенным является де-МНИе возможных видов взаимодействия на два противоположных гиккг. кооперацию и конкуренцию.

Кооперация означает координацию, единение, упорядочение единичных сил участников общения в ходе организации совмест­ной деятельности. Выделяются две стороны взаимодействия: раз­деление процесса единой деятельности между партнерами и изме­нение участия каждого в соответствии с ее целями, предметом и мотивом, поэтому своеобразными показателями кооперации явля­ются степень включенности людей в совместную деятельность и нк над участников взаимодействия в нее. При кооперативном взаи­модействии происходит соединение непосредственного результата деятельности каждого с конечным результатом совместной деятель­ности на основе взаимопонимания. Без него нет ни успешной сов­местной работы, ни нормального общения. Взаимопонимание за­висит от знания самого себя и партнеров по общению, адекватной I имооценки и оценки окружающих, саморегуляции психических Процессов и самоорганизации деятельности.
написать администратору сайта