Главная страница
Навигация по странице:

Психология_Дубровина, Прихожан. Учебник для студ сред пед учеб заведений



Скачать 1.1 Mb.
Название Учебник для студ сред пед учеб заведений
Анкор Психология_Дубровина, Прихожан.docx
Дата 26.04.2017
Размер 1.1 Mb.
Формат файла docx
Имя файла Психология_Дубровина, Прихожан.docx
Тип Учебник
#3803
страница 9 из 29
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   29
Тема 4 ВНИМАНИЕ

Что такое внимание.

Внимание и личность.

Виды внимания.

Основные свойства внимания.

Особенности внимания младших школьников.

4.1. Что такое внимание

В каждый момент своего бодрствования человек что-то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что на него воздействует. Он выделяет то, что представляет для него интерес, соответствует его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. К.С. Станиславский замечал: «Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом».

Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно - предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Внимание не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психической активности человека; она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание - характеристика любого психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе. Таким образом, внимание - это способность выбирать важное для себя и сосре-доточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

П.Я. Гальперин отмечал, что, во-первых, внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И для самого человека, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности. И во-вторых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

И у школьника и у студента, как бы талантливы или способны они не были, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание их недостаточно развито, если они часто бывают невнимательными или рассеянными на занятиях. / Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы.

Различают внимание внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явления, внутреннее - на собственные мысли, чувства и переживания.

За вниманием всегда стоят потребности, мотивы, цели, установки субъекта. Направленность внимания определяется как готовность к действию. Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, полноту и ясность отображения в сознании объектов, с которыми субъект взаимодействует.

Внимание -необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при всяком обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

Физиологическую основу внимания составляют ориентировочно-исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки. И.П. Павлов назвал эти рефлексы рефлексами «что такое?». Он писал: «Ежеминутно всякий новый раздражитель, падающий на нас, вызывает соответствующее движение с нашей стороны, чтобы лучше, полнее осведомиться относительно этого раздражителя. Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах и, если новый предмет поблизости от нас, стараемся осязать его и вообще стремимся охватить или захватить всякое новое явление или предмет... соответствующими органами чувств».Благодаря ориентировочно-исследовательскому рефлексу воздействие нового объекта на нервную систему человека становится более сильным и многообразным. В тех участках коры больших полушарий мозга, которые подвергаются воздействию новых раздражителей, создается достаточно сильный и устойчивый очаг возбуждения (доминирующий, по определению А.А. Ухтомского, создавшего учение о доминанте - очаге возбуждения, обладающем повышенной устойчивостью). Наличие доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга позволяет понять такую степень сосредоточенности человека на каком-либо предмете или явлении, когда посторонние раздражители не в силах вызвать отвлечение внимания, они остаются незамеченными.

К.Д. Ушинский отмечал огромную роль внимания в психической деятельности: «...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что /только входит в душу человека из внешнего мира».

4.2. Внимание и личность

Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек - это человек наблюдательный, он достаточно полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекает успешнее, чем у человека, не обладающего этим

свойством личности.

Внимательность человека проявляется не только в познании мира и осуществлении деятельности, но и в отношениях с другими людьми. Чуткость, отзывчивость, понимание настроений и переживаний другого человека, способность уловить малейшие нюансы его чувств и желаний и умение учесть все это в своем поведении и общении с ним отличают внимательного к людям человека и свидетельствуют о достаточно высоком развитии личности.



Рис. 10. Мимика внимания

(народный артист СССР

В.И. Качалов)Внимание к человеку является внешним проявлением внутренней культуры, или интеллигентности, в основе которой уважение к другому человеку.«Мне представляется, - вспоминала народная артистка СССР С. Гиацинтова, -эталоном таких качеств артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. По улице шел он - и то залюбуешься. И скромно, и празднично... Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Мужчины чувствовали себя умными и очень Качалову нужными в данный момент. Василий Иванович как бы „впитывал в себя чужие жизни, лица, характеры, и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство"». '

Внимание имеет свое внешнее выражение - особенность позы, поворот головы, выражение и движение глаз (рис. 10).

4.3. Виды внимания

Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Термин «произвольный» образован не от слова «произвол», а от слова «изволение», означающее волю, желание.

Непроизвольное внимание не зависит ни от нашего желания, ни от нашей воли или намерений. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.

Что может привлекать к себе непроизвольное внимание? Таких объектов и явлений очень много, их можно разделить на группы:

- яркие световые явления (молния, красочная реклама, внезапно включенный или выключенный свет);

- неожиданные вкусовые ощущения (горечь, кислота, незнакомый вкус);

- что-то новое (новое платье у подруги, проехавшая машина новой марки, изменившийся цвет и выражение лица человека, с которым только что разговаривали и пр.);

- предметы и явления, вызывающие у человека эмоциональное удивление, восхищение, восторг (картины художников, музыка, различные проявления природы: закат или восход солнца, живописные берега реки, ласковый штиль или грозный шторм на море и пр.), при этоммногие стороны действительности как бы выпадают из поля его внимания.

Вспомните басню И.А. Крылова «Любопытный»:

Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» -

«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;

...Уж подлинно, что там чудес палата!

Куда на выдумки природа даровата!

Каких зверей, каких там птиц я не видал!

Какие бабочки, букашки,

Козявки, мушки, таракашки!

Одни, как изумруд, другие, как коралл!

Какие крохотны коровки!

Есть, право, менее булавочной головки!» -

«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!

Я, чай, подумал ты, что гору встретил?» -

«Да разве там он?» - «Там». -

«Ну, братец, виноват:

Слона-то я и не приметил».

Внимание человека может привлекать все, что для него интересно и важно. Мы смотрим, например, интересный фильм или какую-либо интересную для нас телепередачу, и внимание без всяких стараний направлено на экран. Обычный человек не обратит внимания в лесу на какие-то следы. Но внимание охотника, следопыта будет буквально поглощено этими следами. А внимание грибника будет направлено на другое:

Гриб прячется за пень, На пень садится птица. Нам вехой наша тень, Чтобы с пути не сбиться.

Б. Пастернак. «По грибы»

Книга по собаководству вызовет непроизвольное внимание кинолога (человека, который профессионально изучает собак). Эта книга будет неинтересной и не привлечет внимание человека, которому собаки безразличны.Интересно для человека чаще всего то, что связано с его основными, любимыми занятиями, с тем делом, которое для него важно.

Кроме силы и неожиданности раздражителей, непроизвольное внимание может быть вызвано и контрастом раздражителей. Известно, что переход от тишины к шуму, от тихой речи к громкой привлекает внимание. Например: «Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь.В саду шумел мокрый ветер... Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют „мертвой". Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот» (К. Паустовский. «Прощание с летом»). Педагоги часто пользуются этими переходами щк средством овладения вниманием учащихся. Если педагог вдруг снизит силу голоса или же замолчит на минуту, то невольно обратит на себя внимание учеников.

Непроизвольное внимание может быть вызвано и внутренним состоянием организма. Человек, испытывающий чувство голода, не может не обратить внимание на запах пищи, на звон ложек и вилок, на вид тарелки с едой.

Когда речь идет о непроизвольном внимании, можно сказать, что не мы обращаем внимание на те или иные объекты, а они сами завладевают нашим вниманием. Но иногда, и весьма часто, приходится делать над собой усилие - оторваться от интересной книги или другого интересного занятия и начать делать что-то иное, намеренно переключить свое внимание на другой объект. Здесь мы имеем дело уже с произвольным (преднамеренным) вниманием, когда человек ставит себе определенную цель и прилагает усилия, старания для ее достижения. Иными словами, у человека есть определенные намерения и он прилагает усилия (сам, по своей доброй воле) это намерение осуществить. Сознательная цель, намерение всегда выражаются в словах.

Способность произвольно направлять и поддерживать внимание развивалась у человека в процессе труда, так как без этого невозможно осуществлять длительную и планомерную трудовую деятельность.

Учебная деятельность предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания. Развитию и укреплению произвольного внимания способствуют:- осознание человеком значения задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание;

- интерес к конечному результату деятельности заставляет напоминать самому себе, что надо быть внимательным;

- постановка вопросов по ходу выполнения деятельности, ответы на которые требуют внимания;

- словесный отчет, что уже сделано и что еще нужно сделать;

- определенная организация деятельности.

Произвольное внимание иногда переходит в так называемое послепроизволъное внимание. Одним из условий такого перехода является интерес к определенной деятельности. Пока деятельность не очень интересна, от человека требуются волевые усилия, чтобы сосредоточиться на ней. Например, чтобы решать математическую задачу (писать сочинение), надо самому постоянно удерживать на ней свое внимание. Однако иногда решение задачи становится для человека столь интересным делом, что напряжение ослабляется, а порой исчезает совсем - все внимание само по себе сосредоточивается на этой деятельности и его уже не отвлекают разговоры других людей, звуки музыки и пр. Тогда можно говорить, что внимание из произвольного превратилось вновь в непроизвольное или послепроизволь-ное (постпроизвольное).

4.4. Основные свойства внимания

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания - в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту. Степень или сила сосредоточенности - это концентрация или интенсивность внимания. Концентрация - это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Например, ре-бенок собирает новый конструктор. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать - он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания.

Устойчивость - это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И.П. Павлов гово-' рил о своей работе: «Это прежде всего упрямая сосредоточенность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать».

Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону. /

Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значимости, от отношения к выполняемой работе.

Проследить колебания внимания можно при восприятии двойственных изображений, например большого и маленького квадратов. Если в течение нескольких минут смотреть на такой рисунок, то можно заметить, что меньший квадрат либо выдвинут - находится перед большим, либо «проваливается» - большой квадрат выдвигается на передний план.

Внимание не может долго задерживаться на неподвижном объекте (например, точка на листе), если мы не можем его рассматривать с разных сторон. Чем богаче различными своими свойствами объект, тем легче сосредоточить внимание на нем в течение длительного времени. Например, чтение содержательной книги, просмотр спектакля, беседа с интересным человеком, содержание живописного пейзажа.

Объем - это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно. Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов.Человек с большим объемом внимания может заметить Дольше предметов, явлений, событий. Объем внимания во

t[Hort)M зависит от знания объектов и их связей друг с ругом.

Для определения объема внимания пользуются специальным прибором, который называется тахистокоп (от греч. слов «тахистос» - быстрейший и «скопео» - смотрю). Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объектов - букв, геометрических фигур, знаков - на 0,1 с. Сколько объектов запомнил человек - таков его объем внимания.

Объем внимания важно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше пяти слов. Если их больше, то полезно ярко выделить несколько самых важных слов, но их число не должно превышать четырех-шести.

Человек, находящийся на крупном современном производстве у пульта управления машинами, должен одним взглядом охватить несколько приборов. Широта объема внимания профессионально важна и для учителя.

Распределение внимания - это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, студент на лекции распределяет одновременно внимание между тем, что записывает, и тем, что слышит в данный момент. Внимание учителя распределяется на весь класс, на отдельных ребят, на содержание урока и пр. Умение распределять внимание у людей различно. Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел.

Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку.

Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенкана другое. Но способствовать развитию этого умения необходимо.

Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания является его переключение, т.е. способность быстро переходить от одной деятельности к другой. Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.

Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.

Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в воЛевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нравится, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая смена видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности.

Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознательно ставит цель заняться чем-то новым.

Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.

В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека - одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, работа воспитателя, учителя -способности распределять внимание.

Внимание и рассеянность. Обычно внимание противопоставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Помните стихотворение С.Я. Маршака: «Рассеянный с улицы Бас-сейной»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вместо валенок перчатки натянул себе на пятки».

Однако рассеянность и невнимательность не всегда совпадают друг с другом.Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредоточиться долгое время, его внимание непрерывно перескакивает с одного на другое. Например, такое внимание характерно для детей, оно наблюдается и у взрослых, особенно в состоянии утомления, во время болезни.

Но рассеянность может иметь и совершенно иную Причину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, деятельности, что не способен замечать ничего другого, потому и рассеян. Например, многие ученые совершенно не обращают внимания на бытовые проблемы, на окружающие их предметы и т.п. Эта рассеянность является выражением максимальной собранности и сосредоточенности на основном предмете своих мыслей. У таких людей внимание сильное, но узкое и малоподвижное. К.К. Платонов в книге «Занимательная психология» приводит такой эпизод. Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время вдруг обнаружил, что в руках держит яйцо, а варит... часы. Но когда ученого однажды спросили, как ему удалось открыть закон тяготения, он ответил: «Благодаря тому, что я неотступно думал об этом вопросе».

Одна из причин невнимания - недостаточная умственная активность. Огромную роль в развитии внимания играет направленность личности.

4.5. Особенности внимания младших школьников

Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала можно говорить о непроизвольном внимании. С возрастом ребенка оно развивается, увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание, и само это внимание становится более сильным и более устойчивым.

На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается внимание произвольное. Однако на протяжении дошкольного возраста, а иногда и в начале школьного ребенок еще в недостаточной степени владеет своим вниманием.

Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна иоднообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.

Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают своими интересными деталями.

Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача - продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Безусловно, самый процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание - как непроизвольное, так и произвольное - интенсивно развивается.

Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно, да и невозможно. Педагогический процесс предполагает умение: 1) использовать непроизвольное внимание; 2) содействовать развитию произвольного.

Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его раскрытия и изложения. Очень важно для организации внимания умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком, - возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность.

Детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Детское внимание, подчеркивал Л.С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.

«С этой точки зрения, - писал Л.С. Выготский, - всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опи-рается на собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует. Весь вопрос только в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонними для него влияниями наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п. Но признание всесилия детского интереса отнюдь не обрекает педагога на бессильное следование за ним. Организуя среду и жизнь ребенка в этой среде, педагог активно вмешивается в процессы протекания детских интересов и воздействует на них таким же способом, каким он влияет и на все поведение детей. Однако его правилом всегда будет: прежде чем объяснять -заинтересовать; прежде чем заставить действовать - подготовить к действию; ... прежде чем сообщить что-нибудь новое - вызвать ожидание нового»1.

Л.С. Выготский высказал интересную мысль о том, что педагогу следует проявлять заботу как к вниманию, так и к рассеянности, и что глубоко ошибается тот учитель, который в рассеянности видит своего злейшего врага и не понимает истины, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе. «Секрет превращения рассеянности во внимание есть, в сущности говоря, секрет перевода стрелки внимания с одного направления на другое и достигается он общим воспитательным приемом переноса интереса с одного предмета на другой, путем связывания их обоих. В этом и заключается основная работа по развитию внимания и по превращению непроизвольного внешнего внимания во внимание произвольное»2.

Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится^ в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.

Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л.С. Выготский указывал на его интегральный целостный характер. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя. «Управляя вниманием, мы берем в свои руки ключ к образованию, формированию личности и характера»3.

1 Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. - С. 155.

2 Там же.-С. 159.

3 Там же.-С. 167.

Рис. 11. Перепутанные линии

Вопросы и задания

1. Что такое внимание?

2. Чем отличается внимание от других познавательных процессов?

3. От чего зависит развитие внимания человека?

4. Выполните следующее задание.

Постарайтесь проследить изображенные на рис. 11 линии от начала до конца. Для этого отметьте с правой стороны рисунка, где кончается первая линия, вторая и т.д.

Чтобы проследить первые три, можете воспользоваться помощью пальца или обратным концом карандаша.

В дальнейшем прослеживайте только глазами!

Ответьте на вопросы:

1. Чем можно объяснить, если прослеживание линии на миг прерывается?

2. Какое свойство внимания проверяется тестом?

3. Можно ли научиться выполнять это задание?4. Какое практическое значение имеет устойчивость внимания?

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   29
написать администратору сайта