Навигация по странице:
|
Психология_Дубровина, Прихожан. Учебник для студ сред пед учеб заведений
Тема 5 СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Сознание как высшая форма психики. Структура сознания. Сознание и бессознательное.
5.1. Сознание как высшая форма психики
Мы уже неоднократно говорили о том, что психика человека - высший уровень эволюционного развития психики. Конечно, человеческой психике присуще многое из того, что характеризует психику животных. Но важнейшей особенностью человека является то, что он обладает сознанием. Сознание - это то, что отличает человека от животного и оказывает решающее влияние на его поведение, деятельность, на его жизнь в целом.
Человек способен осознать то, что совершается вокруг, и то, что происходит с ним самим, то, что он делает, т.е. свое поведение. Он может, думая о предметах, явлениях,мысленно преобразовывать их и находить решения многих проблем во внутреннем, интеллектуальном плане, может думать об очень абстрактных, обобщенных, далеких от повседневной жизни явлениях. Сознание человека позволяет ему глубже познать мир, понять то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения. Оно позволяет на основе обобщения наблюдаемых фактов делать заключения и выводы.
Особая форма сознания - самосознание позволяет человеку выделить себя, срое «Я» из окружения, думать о себе, своих качествах, способностях, относиться к себе, переживать по поводу себя- Человек может пытаться разобраться в себе, изменить себя, заниматься саморазвитием и самовоспитанием .
Почему возникла эта способность человека, столь сильно отличающая его от всего животного мира? В психологии, как и в других науках о человеке, существуют два ответа на этот вопрос, во многом зависящие от мировоззрения ученого. Психологи, придерживающиеся религиозных взглядов, считают, что сознание, душа являются божественным даром человеку. Психологи, руководствующиеся естественнонаучными убеждениями, рассматривают сознание как результат длительной эволюции психики. Решающую роль в возникновении сознания отводится социальному бытию человека, его труду, членораздельной речи, общественно-исторической деятельности человечества в целом. Сознание рассматривается как свойство высокоразвитого, сложно организованного мозга.
В процессе развития психологической науки эти две точки зрения то мирно сосуществовали, то резко противопоставлялись друг Другу. Современный период можно рассматривать как попытку взаимного проникновения этих противоположных, даже полярных точек зрения. С одной стороны, психологи-«естественники» признают, что в сознании человека не все может быть объяснено с естественнонаучных позиций. С другой - «религиозные» психологи соглашаются с тем, что функционирование сознания обеспечивается деятельностью головного мозга.
5.2. Структура сознания
Изучая структуру индивидуального сознания, А.Н. Леонтьев выделил три его составляющих - чувственную ткань сознания, значение и личностный смысл.Чувственная ткань сознания, по словам А.Н. Леонтьева, «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т.д. ...Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное „поле" и объект его деятельности»1. Чувственная ткань - переживание «чувства реальности».
Значения - это то общее содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь. В значениях обобщается, кристаллизуется и тем самым сохраняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, приобщается к нему и может внести в нее свой вклад. Значения, писал А.Н. Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека... в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытой совокупной общественной практикой»2. Универсальным языком значений является язык искусства - музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.
Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий смысл. Например, все дети хотели бы получать пятерки. Отметка «пять» имеет общее для них всех значение, закрепленное социальным нормативом. Однако для одного эта пятерка - показатель его знаний, способностей, для другого - символ того, что он лучше других, для третьего - способ добиться обещанного подарка от родителей и т.п. То содержание значения, которое оно приобретает лично для каждого человека, называется личностным смыслом.
Личностный смысл, таким образом, отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений, дей-
1 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 133 -134.
2 Там же.-С. 140-141.ствий действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он «создает пристрастность человеческого сознания»^.
Многие проблемы, связанные с воплощением своих мыслей в слова как раз и связаны с различием между личностным смыслом и значением. Недаром воскликнул поэт: «О, если б без слова, сказать душой было можно!».
Несовпадение личностных смыслов создает трудности понимания. Случаи непонимания людьми друг друга, возникающие из-за того, что одно и то же событие, явление имеет для них разный личностный смысл, получило название «смыслового барьера». Этот термин ввела психолог Л.С. Славина. Изучая младших школьников, она искала причины того, почему некоторые дети совершенно невосприимчивы к воздействиям со стороны педагога. Выяснилось, что во многом это связано с тем, что предъявляемое к ребенку требование имеет для него совершенно другой личностный смысл, чем для учителя. Например, учитель задает ребенку вопрос, пытаясь понять, что он знает или даже «вытянуть» его на лучшую отметку, а ученик считает, что тот к нему придирается. Учитель ставит отметку, которая кажется ему правильной, а ученик полагает, что к нему несправедливы, и отметка занижена. Конечно, смысловой барьер может возникать не только между учителем и учеником, но и между ребенком и родителями, между взрослыми людьми. Важно то, что при достаточно частом повторении такого взаимонепонимания, смысловой барьер может расширяться, захватывать все новые и новые области взаимоотношений, и тогда любые воздействия, идущие, например, от педагога перестают восприниматься. Возникает то, что в житейской психологии, грубо, но точно описывается словами, «как от стенки горох». В работах Л.С. Славиной описаны конкретные способы профилактики и преодоления этого явления.
Все эти составляющие вместе и создают ту сложную и удивительную реальность, которая и есть человеческое сознание.
5.3. Сознание и бессознательное
Сознание следует отличать от осознаваемости предметов, явлений. Во-первых, в каждый данный момент осоз-
1 Там же.-С. 153.нается преимущественно то, на что направлено основное внимание. Во-вторых, помимо осознаваемого, сознание содержит то, что не осознается, но может быть осознано при специальной задаче. Например, если человек грамотен, то он пишет, не размышляя, автоматически. Однако при затруднении может вспомнить правила, сделать их осознанными. При выработке любого нового умения, освоении любой новой деятельности, определенная часть автоматизируется, сознательно не контролируется. Но всегда она вновь может стать контролируемой, осознаваемой. Интересно, что подобное осознание нередко ведет к ухудшению деятельности. Известна, например, сказка о сороконожке, которую спросили, как она ходит: какие ноги передвигает сначала, какие - потом. Сороконожка попыталась проследить, как она ходит, и упала. Это явление даже получило такое название - «эффект сороконожки».
Иногда мы поступаем так или иначе, не задумываясь. Но если мы задумываемся об этом, то можем объяснить» причины своего поведения.
Явления нашей психики, которые актуально не осоз-. наются, но могут быть осознаны в любой момент, называются предсознательными.„
Вместе с тем, многие наши переживания, отношения, чувства мы не можем осознать или осознаем неправильно. Однако все они воздействуют на наше поведение, на нашу деятельность, побуждают их. Эти явления называются бессознательными. Если предсознательное - это то, на что не направляется внимание, то бессознательное - то, что не может быть осознано. Это может происходить по разным причинам.
Открывший бессознательное австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд считал, что бессознательными могут быть переживания, побуждения, которые противоречат представлению человека о себе, принятым социальным нормам, ценностям. Осознание таких побуждений могло быть травму. Поэтому психика строит защиту, создает барьер, включает психологические защитные механизмы.
Сознание и бессознательное по 3. Фрейду находятся в постоянном конфликте. Бессознательное проявляется в сновидениях, оговорках, шутках, внешне «немотивированных» или ложно мотивированных поступках и т.п. Бессознательные влечения могут быть источником напряжения, сильных внутренних конфликтов, порождать неврозы, психозы и серьезные соматические болезни, например,язву и астму. Для того чтобы избавиться от этих симптомов, необходима специальная психологическая работа.
В современной психологии показано, что область бессознательного не ограничивается неприемлемыми для сознания человека мотивами. Она гораздо шире.
К ней относятся многие другие явления психики. Например, бессознательная установка, то есть готовность, предрасположенность субъекта действовать в соответствии с предвосхищаемыми им условиями ситуации. Установка может создаться в процессе опыта. Ее можно выработать и экспериментально. Эта проблема особенно интенсивно изучалась грузинскими психологами во главе с Д.Н. Узнадзе.
К сфере бессознательного относятся также восприятие сигналов, уровень которых находится как бы за пределами наших органов чувств. Известен, например, прием «нечестной рекламы», так называемый 36-й кадр. В этом случае в кинопленку включается реклама какого-нибудь продукта. Кадр этот не воспринимается сознанием, мы его как бы не видим, однако реклама работает. Так, описан случай, когда такой прием применялся для рекламы одного из прохладительных напитков. После фильма его продажа резко возросла.
: Между сознанием и бессознательным, считают многие направления современной науки, нет непреодолимого противоречия, конфликта. Они являются составляющими психики человека. Ряд образований (например, личностные смыслы) в равной степени относятся и к сознанию, и к бессознательному. Поэтому многие ученые считает, что бессознательное следует рассматривать как часть сознания.
Вопросы и задания
1. Как вы понимаете высказывание известного отечественного психолога С.Л. Рубинштейна: «Осознание1 переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которое оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано».
2. Проанализируйте приведенный ниже пример и объясните, измениться ли отношение студентов к заданию и если да, то почему.
Студентам дали скучное, однообразное задание. К тому же оно казалось им бессмысленным. Так что выполнять его было
1 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957. - 45.мучением. Но когда они пошли на практику в школу, они должны были дать детям то же задание, объяснив, что оно интересное и очень важно для понимания предмета. От того, насколько они сумеют увлечь школьников, во многом зависела оценка по практике.
3. В чем различие между значением и личностным смыслом. Приведите примеры.
4. Известно, что во время сеанса гипноза человеку можно внушить многое. Однако не все. Например, по-настоящему честный человек даже в состоянии гипноза не может украсть. Почему?
5. Объясните результаты эксперимента.
Группе испытуемых показали картинку, изображающую улицу дачного поселка, сказали, что изучается острота их зрения и попросили прочесть надпись на табличке на воротах. На самом деле надписей не было - на табличке были только черточки. Однако более 80 % испытуемых прочли их, как «Осторожно! Злая собака!».
6. Каким образом в результатах эксперимента проявилось действие бессознательного?
В известных опы тах грузинского психолога Д.Н. Узнадзе испытуемому несколько раз предлагалось сравнить вес двух шаров. При этом на правую рук у ему всегда клали более тяжелый шар, а на левую - более легкий. В решающем, критическом опыте ему для сравнения давали два равных по весу шара. Однако все испытуемые продолжали считать, что шар на правой руке - тяжелее.Раздел П. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился:
- способностью ощущать и воспринимать окружающий мир - людей, природу, культуру, различные предметы и явления;
- способностью помнить, думать, соображать;
- способностью говорить и понимать речь других людей и пр.;
- способностью быть внимательным.
Все эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной деятельности человека.
Психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей, называются познавательными процессами. К таким процессам относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания.
Тема 1 ОЩУЩЕНИЯ
Что такое ощущения.
Виды ощущений.
Основные закономерности ощущений.
Взаимодействие ощущений.
Развитие ощущений.
Простейшими, но очень важными психическими познавательными процессами являются ощущения. Они сигнализируют нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме. Они даютвозможность ориентироваться нам в окружающих условиях и сообразовывать с ними свои действия и поступки.
/. /. Что такое ощущения
Ощущения - начальный источник всех наших знаний о мире. При.помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство и пр. Именно ощущения дают материал для сложных психических процессов - восприятия, мышления, воображения.
Если бы человек был лишен всех ощущений, он никакими способами не мог бы познавать окружающий мир и понимать, что происходит вокруг. Так, людям, слепым от рождения, не дано представить, что такое красный, зеленый или любой другой цвет, глухим от рождения - что такое звук человеческого голоса, пение птиц, музыкальные мелодии, звуки проезжающих машин и пролетающих самолетов и пр.
Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств. Предметы и явления действительности, которые воздействуют на органы чувств, называются раздражителями. Процесс воздействия их на органы чувств называется раздражением.
Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека.
Орган чувств - анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах; специализирован для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каждый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной информации. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами.
Любой анализатор состоит из трех отделов: орган чувств - рецептор (от латинского слова «receptor» -принимающий), который воспринимает действующий на него раздражитель; проводниковая часть и нервные центры коры головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов.Все отделы анализатора работают как единое целое. Ощущение не возникнет, если повреждена любая часть анализатора. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при поражении зрительных нервов, и при разрушении соответствующих участков коры головного мозга.
Окружающая действительность, воздействуя на наши органы чувств (глаз, ухо, окончания чувствительных нервов в коже и т.д.), вызывает ощущения. Ощущения появляются тогда, когда вызванное каким-либо раздражителем возбуждение в органе чувств распространяется по центростремительным путям на соответствующие участки коры головного мозга и подвергается там тончайшему анализу.
Мозг получает информацию и от внешнего мира и от х самого организма. Поэтому анализаторы бывают внешними и внутренними. У внешних анализаторов рецепторы вынесены на поверхность тела - глаз, ухо и пр. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях. Своеобразное положение занимает двигательный анализатор.
Анализатор - сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, то есть выделяет отдельные его элементы и свойства. Каждый анализатор приспособлен для выделения определенных свойств предметов и явлений: глаз реагирует на световые раздражения, ухо - на слуховые и пр.
Главная часть каждого органа чувств -рецепторы, окончания чувствующего нерва. Это органы чувств, реагирующие на определенные раздражители: глаз, ухо, язык, нос, кожа, и специальные рецепторные нервные окончания, заложенные в мышцах, тканях и внутренних органах тела. Такие органы чувств, как глаз, ухо объединяют десятки тысяч рецепторных окончаний. Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определенные участки коры больших полушарий головного мозга.
Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В настоящее время насчитывают около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на организм. Различные виды ощущений возникают в результате воздействия различных раздражителей на различные анализаторы.Ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Каждый из них дает нам свои особые ощущения - зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и пр.
1.2. Виды ощущений
Зрительные ощущения - это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным может быть только совершенно прозрачный предмет, который мы не видим. Цвета бывают ахроматические (белый и черный и промежуточные между ними оттенки серого) и хроматические (различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего).
Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза. Светочувствительным органом глаза является сетчатка, в которой находятся клетки двух типов - палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Таких клеток в сетчатке очень много -около 130 палочек и 7 млн. колбочек.
При дневном освещении активны только колбочки (для палочек такой свет слишком ярок). В результате мы видим цвета, т.е. возникает ощущение хроматических цветов -всех цветов спектра. При слабом освещении (в сумерках) колбочки прекращают работу (света для них недостаточно), и зрение осуществляется только аппаратом палочек -человек видит в основном серые цвета (все переходы от белого до черного, т.е. ахроматические цвета).
Есть заболевание, при котором нарушается работа палочек и человек видит очень плохо или ничего не видит в сумерках и ночью, а днем его зрение остается относительно нормальным. Это заболевание называется «куриная слепота», так как куры, голуби не имеют палочек и в сумерках почти ничего не видят. Совы, летучие мыши, наоборот, имеют в сетчатке только палочки - днем эти животные почти слепы.
Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособность человека, на успешность учебной деятельности. Психологи отмечают, что наиболее приемлемый цвет для окраски стен учебных помещений оранжево-желтый, создающий бодрое, приподнятое настроение, и зеленый, создающий ровное, спокойное настроение. Красный цвет возбуждает, темно-синий угнетает, и тот и другой утомляют глаза.В некоторых случаях у людей наблюдаются нарушения нормального цветоощущения. Причинами этого могут быть наследственность, заболевания и травма глаз. Чаще всего встречается красно-зеленая слепота, называемая дальтонизмом (по имени английского ученого Д. Дальтона, впервые описавшего это явление). Дальтоники не различают красный и зеленый цвет, не понимают, почему люди обозначают цвет двумя словами. Такую особенность зрения, как дальтонизм, следует учитывать при выборе профессии. Дальтоники не могут быть шоферами, летчиками, не могут быть художниками-живописцами и модельерами и пр. Полное отсутствие чувствительности к хроматическим цветам встречается очень редко.
Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжение в работе глаз, что может быть вредно для зрения, способствовать развитию близорукости, особенно у детей и школьников.
Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-слабый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.
Слух к звукам речи называется фонематическим. Он формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Овладение иностранным языком предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Развитый фонематический слух ребенка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в начальной школе. Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется, как и речевой слух. Здесь большое значение имеет раннее приобщение ребенка к музыкальной культуре человечества.
Шумы могут вызывать у человека определенный эмоциональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой ветра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего поезда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближающегося любимого человека, гром салюта). В школьной практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека.Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибрационные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. Однако они достигают весьма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух.
Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запахи называется обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости. Отдельные частички разнообразных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием, как зрячие - зрением со слухом: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности и пр.
Обонятельная чувствительность человека тесно связана с вкусовой, помогает распознать качество пищи. Обонятельные ощущения предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде (запах газа, гари). Благовоние предметов оказывает большое влияние на эмоциональное состояние человека. Существование парфюмерной промышленности всецело обязано эстетической потребности людей в приятных запахах.
Обонятельные ощущения весьма значимы для человека в тех случаях, когда они связаны со знаниями. Только зная особенности запахов тех или иных веществ, человек может ориентироваться в них.
Июль, таскающий в одеже Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна
вхожий,
Все громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа, Пропахший липой и травой, Ботвой и запахом укропа, Июльский воздух луговой.
Пастернак Б. «Июль»
Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса - вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Раз-нообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощущений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.д. Малое число качеств вкусовых ощущений не означает однако ограниченности вкусовых ощущений. В пределах соленого, кислого, сладкого, горького возникает целый ряд оттенков, каждый из которых придает вкусовым ощущениям новое своеобразие.
Вкусовые ощущения человека находятся в большой зависимости от чувства голода, невкусная пища кажется вкуснее в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных. При сильном насморке любое, даже самое любимое, блюдо кажется безвкусным.
Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Края языка чувствительны к кислому, а его основание - к горькому.
Кожные-ощущения - тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла или холода). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или прикосновения, или ходода, или тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений различна. Прикосновение больше всего ощущается на кончике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувствительна к прикосновению. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой, поясницы, живота, груди. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровождаются положительным чувством, характер эмоциональной окраски для тепла и холода различен: холод переживается как бодрящее чувство, теплота - как расслабляющее. Температура же высоких показателей, как в сторону холода, так и тепла, вызывает отрицательные эмоциональные переживания.
Зрительные, слуховые, вибрационные, вкусовые, обонятельные и кожные ощущения отражают воздействие внешнего мира, поэтому и органы всех этих ощущений расположены на поверхности тела или вблизи ее. Без этих ощущений мы ничего не могли бы знать об окружающем нас мире.
Другая группа ощущений сообщает нам об изменениях, состоянии и движении в нашем собственном теле. К этим ощущениям относятся двигательные, органические, ощущения равновесия, осязательные, болевые. Без этих ощущений мы ничего бы не знали о самих себе.Двигательные (или кинестезические) ощущения - это ощущения движения и положения частей тела. Благодаря деятельности двигательного анализатора человек получает возможность координировать и контролировать свои движения. Рецепторы двигательных, ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения.
Развитие кинестезических ощущений - одна из важных задач обучения. Уроки труда, физкультуры, рисования, черчения, чтения должны быть спланированы с учетом возможностей и перспектив развития двигательного анализатора. Для овладения движениями большое значение имеет их эстетическая выразительная сторона. Дети овладевают движениями, а следовательно и своим телом в танцах, художественной гимнастике и других видах спорта, развивающих красоту и легкость движений.
Без развития движений и овладения ими невозможна учебная и трудовая деятельность. Формирование речевого движения, правильного моторного образа слова повышает культуру учащихся, улучшает грамотность письменной речи. Обучение иностранному языку требует выработки таких речедвигательных движений, которые не характерны для русского языка.
Без двигательных ощущений мы не могли бы нормально выполнять движения, так как приспособление действий к внешнему миру и друг другу требует сигнализации о каждой малейшей подробности акта движения.
Органические ощущения рассказывают нам о работе нашего организма, наших внутренних органов - пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы. Пока мы сыты и здоровы, мы вообще не замечаем никаких органических ощущений. Они появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается. Например, если человек съел что-то не очень свежее, нарушится работа его желудка, и он сразу это почувствует: появится боль в животе.
Голод, жажда, тошнота, боль, половые ощущения, ощущения, связанные с деятельностью сердца, дыханием и т.д. - все это органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь болезнь и помочь своему организму справиться с ней.
«Нет сомнений, - говорил И.П. Павлов, - что для организма важен не только анализ внешнего мира, для неготакже необходимо сигнализирование вверх и анализирование и того, что происходит в нем самом».
Органические ощущения тесно связаны с органическими потребностями человека.
Осязательные ощущения - это сочетания кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки.
Маленький ребенок начинает познавать мир с осязания, ощупывания предметов. Это один из важных источников получения информации об окружающих его предметах.
У людей, лишенных зрения, осязание - одно из важнейших средств ориентировки и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут вдевать нитку в иголку, заниматься лепкой, несложным конструированием, даже шитьем, приготовлением пищи.
Сочетание кожных и двигательных ощущений, возникающих при ощупывании предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки, называется осязанием. Органом осязания является рука. Например, слепоглухая Ольга Ско-роходова так пишет в стихотворении «КбюстуА.М. Горького»:
Я никогда не видела его, Мне осязанье зренье заменяет, Своими пальцами смотрю я на него, И Горький предо мною оживает...
Осязание имеет большое значение в трудовой деятельности человека, особенно при выполнении различных операций, требующих точности.
Ощущения равновесия отражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве. Когда мы впервые садимся на двухколесный велосипед, становимся на коньки, ролики, водные лыжи, то самое трудное - удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом.
При изменении положения тела происходит колебание особой жидкости (лимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы равновесия тесно связаны с другими внутренними органами.При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдаются тошнота, рвота (так называемая морская или воздушная болезнь). При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает.
Вестибулярный аппарат дает сигналы о движении и положении головы. При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет все время падать.
Болевые ощущения имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, человек не чувствовал бы даже серьезных ранений. Полная нечувствительность к боли - редкая аномалия, и она приносит человеку серьезные неприятности.
Болевые ощущения имеют различную природу. Во-первых, существуют «точки боли» (специальные рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних органах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущения боли. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверхсильного раздражителя на любой анализатор. Ослепляющий свет, оглушительный звук, сильный холод или тепловое излучение, очень резкий запах вызывают и болевое ощущение.
1.3. Основные закономерности ощущений
Не все, что действует на наши органы чувств, вызывает ощущение. Мы не ощущаем прикосновения падающих на кожу пылинок, не видим света далеких звезд, не слышим тиканья часов в соседней комнате, не чувствуем тех слабых запахов, которые хорошо улавливает идущая по следу собака. Почему? Чтобы возникло ощущение, раздражение должно достигнуть определенной величины. Слишком слабые раздражители не вызывают ощущений.
Минимальная величина раздражителя, дающая заметное ощущение, называется абсолютным порогом ощущения.
Каждый вид ощущения имеет свой порог. Эта та, са*мая маленькая, сила воздействия на органы чувств, которую они способны уловить.
Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств, или способность их реагировать на минимальные воздействия. Чем меньше ве-личина порога ощущения, тем больше абсолютная чувствительность к данным раздражениям.
Абсолютная чувствительность определенных анализаторов у разных людей различна. В мире нет совершенно одинаковых людей, поэтому и пороги ощущения у всех различаются. Так, один человек слышит очень слабые звуки (например, тиканье часов, находящихся на большом расстоянии от его уха), а другой не слышит. Для того, чтобы у последнего возникло слуховое ощущение, необходимо увеличить силу данного раздражителя (например, приблизить на более близкое расстояние тикающие часы). Таким образом можно обнаружить, что абсолютная слуховая чувствительность у первого выше, чем у второго, и точно измерить наблюдаемое здесь различие. Или один человек может заметить совсем слабый, тусклый свет, а для другого этот свет должен быть чуть ярче, чтобы его можно было ощутить.
Пороги абсолютной чувствительности не остаются неизменными на протяжении жизни человека: чувствительность у детей развивается, достигая к юношескому возрасту высшего уровня: пороги становятся ниже, а чувствительность достигает оптимального уровня. К старости пороги чувствительности повышаются. Значительное влияние на изменение порогов оказывает деятельность, в процессе осуществления которой человек опирается на данные виды чувствительности.
Не только в специальных школах, но и в обычных учатся дети с пониженной слуховой и зрительной чувствительностью. Чтобы они отчетливо видели и слышали, нужно заботиться о том, как создать для них условия наилучшего различения речи учителя и записей на доске.
Помимо абсолютной чувствительности анализатор имеет другую важную хаактеристику - способность различать изменения в силе раздражителя.
Другая важная характеристика анализатора - его способность различать изменения в силе раздражителя.
Та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений, называется порогом чувствительности к различению.
В жизни мы постоянно замечаем изменение освещенности, увеличение или уменьшение силы звука, но почувствуем ли мы, например, разницу в силе источника света в 1000 и 1005 Вт?Порог различения имеет постоянную для определенного вида ощущений относительную величину и выражается в виде отношения (дроби). Для зрения порог различения 1/100. Если исходная освещенность зала составляет 1000 вт, то прибавка должна составлять не менее 10 вт, чтобы человек ощутил едва заметное изменение в освещенности. Для слуховых ощущений порог различения 1/10. Значит, если к хору в 100 человек прибавить 7-8 таких же певцов то человек не заметит усиления звука, только 10 певцов едва заметно усилят хор.
Развитие различительной чувствительности имеет важное жизненное значение. Оно помогает правильно ориентироваться в окружающем, дает возможность действовать в соответствии с малейшими изменениями в окружающих условиях.
Адаптация. В жизни адаптация (от латинского слова «adaptare» - прилаживать, привыкать) хорошо известна каждому. Входим в реку купаться, в первую минуту вода кажется ужасно холодной, затем ощущение холода исчезает, вода кажется вполне терпимой, достаточно теплой. Или: выйдя из темной комнаты на яркий свет, мы в первые мгновения видим очень плохо, сильный свет ослепляет и мы невольно зажмуриваемся. Но через несколько минут глаза приспособятся, привыкнут к яркому освещению и будут видеть нормально. Или: когда мы с улицы приходим домой, то в первые секунды ощущаем все домашние запахи. Через несколько минут мы их перестаем замечать.
Значит, чувствительность анализаторов может меняться под влиянием действующих раздражителей. Такое приспособление органов чувств к внешним воздействиям называется адаптацией. Общая закономерность изменения чувствительности: при переходе от сильных к слабым раздражителям чувствительность повышается, при переходе от слабых к сильным - снижается. В этом проявляется биологическая целесообразность: когда раздражители сильны, тонкая чувствительность не нужна, когда они слабы, важна способность улавливать слабые раздражители.
Сильная адаптация наблюдается в зрительных, обонятельных, температурных, кожных (тактильных) ощущениях, слабая - в слуховых и болевых. К шуму и боли можно привыкнуть, т.е. отвлечься от них, перестать обращать на них внимание, но чувствовать их не перестаешь. А вот кожа перестает чувствовать давление одежды. Наши орга-ны чувств не приспосабливаются к боли потому, что боль -это тревожный сигнал. Его подает наше тело, когда с ним что-нибудь неладно. Боль предупреждает об опасности. Если ' бы мы переставали чувствовать боль, мы не успевали бы помогать себе.
1.4. Взаимодействие ощущений
Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого, усиливая или ослабляя ее. Например, слабые музыкальные звуки могут повысить чувствительность зрительного анализатора, а резкие или сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение. Обтирание лица прохладной водой (температурные ощущения), слабые кисло-сладкие вкусовые ощущения тоже могут обострить наше зрение.
Дефект работы одного анализатора обычно компенсируется усиленной работой и совершенствованием других анализаторов при потере одного из них. Оставшиеся неповрежденными анализаторы своей более четкой работой компенсируют деятельность «выбывших» анализаторов. Так, при отсутствии зрения и слуха у слепо-глухих настолько развивается и обостряется деятельность оставшихся анализаторов, что люди научаются довольно хорошо ориентироваться в окружающей обстановке. Например, слепо-глухая О.И. Скороходова за счет хорошо развитого осязания, обоняния и вибрационной чувствительности сумела добиться больших успехов в познании окружающего мира, в умственном и эстетическом развитии.
1.5. Развитие ощущений
Чувствительность, т.е. способность иметь ощущения, в элементарном проявлении врожденна и является безусловно рефлекторной. Ребенок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и некоторые другие раздражители. Человеческий слух формируется под влиянием музыки и звуковой речи. Все богатство человеческих ощущений есть результат развития и воспитания.
Нередко развитию ощущений уделяют недостаточное внимание, особенно по сравнению с более сложными познавательными процессами - памятью, мышлением,воображением. Но ведь именно ощущения лежат в основе всех познавательных способностей, составляют мощный потенциал развития ребенка, который чаще всего в полной мере не реализуется.
Устройство наших органов чувств позволяет нам ощущать гораздо больше того, что мы на самом деле ощущаем. Как будто сложный прибор работает не в полную силу. Можно ли как-то изменить или усилить наши ощущения? Конечно, можно.
Развитие ощущений происходит в связи с практической, прежде всего трудовой деятельностью человека и зависит от требований, которые предъявляются жизнью, трудом к работе органов чувств. Высокой степени совершенства достигают, например, обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов, определяющих качество чая, вина, духов и пр.
Живопись предъявляет особые требования к ощущению пропорций и цветовых оттенков при изображении предметов. Это ощущение у художников развито выше, чем у людей, не занимающихся живописью. То же - у музыкантов. На точность определения звуков по высоте влияет, например, инструмент, на котором человек играет. Исполнение музыкальных произведений на скрипке предъявляет особые требования к слуху скрипача. Поэтому различение высоты звуков у скрипачей обычно более развито, чем, например, у пианистов (данные Кауфмана).
Известно, что одни люди хорошо различают мелодии и легко их повторяют, другим кажется, что все мелодии имеют один и тот же мотив. Бытует мнение, что музыкальный слух дан человеку от природы и если у кого-то его нет, то уж никогда не будет. Такое представление ошибочно. Во время занятий музыкой у любого человека развивается музыкальный слух. Особенно острым слухом отличаются слепые люди. Они хорошо узнают людей не только по голосу, но и по звуку шагов. Некоторые слепые могут по шуму листьев различать деревья, например, отличить березу от клена. А если бы они видели, то у них не было бы особой необходимости обращать внимание на такие небольшие различия в звуках.
Наши зрительные ощущения тоже развиты очень мало. Возможности зрительного анализатора гораздо шире. Известно, что художники различают гораздо больше оттенков одного и того же цвета, чем большинство людей.Встречаются люди с хорошо развитым осязанием и обонянием. Особенно важны эти виды ощущений для слепых и глухих. На ощупь и по запаху они узнают людей и предметы, идя по знакомой улице, они по запаху узнают о том, мимо какого дома проходят.
Вот, например, что пишет Ольга Скороходова: «Независимо от того, какое бывает время года: весна ли, лето ли, осень или зима, но я всегда по запахам чувствую большую разницу между городом и парком. Весной я чувствую, как резко пахнет влажная земля, смолистый запах сосны, запах березы, фиалок, молодой травы, а когда цветет сирень, я слышу этот запах. Еще подходя к парку, летом я чувствую запах разных цветов, травы и сосны. В начале осени я слышу в парке сильный, не похожий на другие запахи, запах увядающих и уже сухих листьев; в конце осени, особенно после дождя, я ощущаю, как пахнет мокрая земля и намокшие сухие листья. Зимой же я отличаю парк от города, потому, что воздух здесь более чистый, нет тех резких запахов людей, автомобилей, разной пищи, запахов, которые в городе исходят почти из каждого дома...»
Для того, чтобы развивать свои ощущения, необходимо их тренировать. Мы не используем всех возможностей, данных нам природой. Свои ощущения можно упражнять и тренировать, и тогда окружающий мир откроется человеку во всем своем многообразии и красоте.
Особенностью сенсорной организации человека является то, что она складывается прижизненно. Исследования психологов показывают: сенсорное развитие - результат длительного жизненного пути личности. Чувствительность - потенциальное свойство человека. Реализация его зависит от обстоятельств жизни и тех усилий, которые приложит человек к их развитию.
Вопросы и задания
1. Почему ощущение называют источником познания?
2. Что такое «органы чувств»?
3 О каких ощущениях идет речь в стихотворных строчках слепоглухой О. Скороходовой:
Я услышу запах и росы прохладу, Легкий шелест листьев пальцами ловлю...
4. Понаблюдайте за собой: какие ощущения у вас наиболее развиты?
|
|
|