IV. Итог урока.
– Чему научил вас сегодняшний урок?
– О чём заставил задуматься?
– Какие чувства в вас пробудил?
Домашнее задание: перечитать сказку Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок» (с. 200–214, часть 2-я), подготовить выразительное чтение или пересказ наиболее тронувшего, взволновавшего отрывка, по желанию выполнить рисунок к сказке.
Урок 87
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ
«ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Зарубежная литература»; расширять кругозор учащихся, прививать интерес к чтению, развивать мышление, речь учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Если учащиеся выполнили рисунки к сказке Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок», то они вывешиваются на доску. Ученики находят в тексте сказки и выразительно зачитывают или пересказывают отрывки, соответствующие изображённому на рисунке. После данной работы, если не все отрывки, подготовленные учащимися дома, прочитаны или пересказаны, дети выразительно читают или пересказывают отрывок, взволновавший, тронувший их, объясняя при этом свой выбор.
Учащиеся оценивают работу друг друга.
Физкультминутка
III. Обобщение знаний учащихся.
– Вспомните, что такое миф.
– Кто из героев мифов поразил вас своим мужеством и храбростью? Чем ещё запомнились вам эти персонажи?
– Сказки любят во всём мире. Любят не только дети, но и взрослые. Подумайте и ответьте, что общего в сказках русского народа и сказках других народов? А чем они отличаются?
– Судьба этого сказочника была далеко не безоблачной, его путь к известности и славе не был усыпан розами, и потому существует мнение, что сказка «Гадкий утёнок» во многом автобиографична. Кто этот сказочник? В какой стране он жил?
Если на уроке останется время, учащиеся могут рассказать, прочитать по ролям или проинсценировать отрывок из сказки.
Работа по разделу «Проверь себя» (с. 215).
IV. Итог урока.
– Чем запомнился сегодняшний урок? Что показалось особенно интересным? Чью бы работу на уроке вам хотелось отметить?
ЛИТЕРАТУРА
1. Блок, А. Стихотворения и поэмы / сост. Л. А. Карпова. – Л. : Изд.-во Ленинградского университета, 1981. – 328 с.
2. В мире литературы : учебная хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учебных заведений : в 2 ч. / авт.-сост. А. Г. Кутузов [и др.]. – М. : Дрофа, 1995.
3. В мире литературы : учебная хрестоматия для 6 кл. общеобразовательных учебных заведений / авт.-сост. А. Г. Кутузов [и др.]. – М. : Дрофа, 1996. – 480 с.
4. В мире литературы : учебная хрестоматия для 7 кл. общеобразовательных учебных заведений / авт.-сост. А. Г. Кутузов [и др.]. – М. : Дрофа, 1997. – 480 с.
5. Горький, М. Избранное : Рассказы. Очерки. Пьесы / М. Горький ; послесл. и коммент. И. И. Вайнберга. – М. : Просвещение, 1983. – 288 с. – (Школьная библиотека).
6. Есенин, С. А. Стихотворения и проза / С. А. Есенин. – Волгоград : Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1985. – 304 с.
7. Есенин, С. А. Стихотворения. Поэмы : Анализ текста. основное содержание. Сочинение / авт.-сост. Н. Ю. Буровцева. – М. : Дрофа, 2000. – 112 с. – (Школьная программа).
8. Иванова, Т. А. Лермонтов в Москве : эссе / Т. А. Иванова. – М. : Детская литература, 1979. – 207 с.
9. Лермонтовский вечер в школе / сост. и вступ. ст. Р. Л. Красновской. – М. : Детская литература, 1987. – 192 с.
10. Лермонтов, М. Ю. Соч. : в 2 т. Т. 1, 2 / М. Ю. Лермонтов ; сост. и коммент. И. С. Чистовой] ; вступ. ст. И. Л. Андроникова. – М. : Правда, 1988.
11. Лермонтов в школе : пособие для учителя / сост. А. А. Шагалов. – М. : Просвещение, 1976. – 254 с.
12. Литература : учебная хрестоматия для 8 кл. сред. шк. / авт.-сост. Г. И. беленький. – М. : Просвещение, 1993. – 383 с.
13. Маршак, С. Я. Сказки, песни, загадки. Стихотворения. В начале жизни. Страницы воспоминаний / С. Я. Маршак ; предисл. В. Смирновой ; коммент. Ю. Кондратьевой. – М. : Детская литература, 1987. – 639 с.
14. Некрасов, Н. А. Стихотворения / Н. А. Некрасов ; вступ. ст. К. Чуковского. – Ставрополь : Ставропольское кн. изд-во, 1975.
15. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов ; под ред. Н. Ю. Шведовой. – М. : Русский язык, 1983. – 816 с.
16. Паустовский, К. Г. Повести и рассказы / сост. С. В. Молева. – Л. : Лениздат, 1979. – 672 с.
17. Пушкин, А. С. Стихотворения / А. С. Пушкин ; вступ. ст. С. Бонди. – Архангельск : Северо-Западное кн. изд-во, 1976.
18. Пушкинский вечер в школе / оформ. В. Панова. – М. : Детская литература, 1974. – 190 с.
19. Романовская, 3. И. Живое слово : учебник по чтению для 1 кл. / З. И. Романовская. – М. : Просвещение, 1995. – 352 с.
20. Романовская, 3. И. Живое слово : учебник по чтению для 2 кл. : в 2 ч. / З. И. Романовская. – М. : Просвещение, 1992.
21. Светловская, Н. Н. Внеклассное чтение во 2 кл. : пособие для учителя / Н. Н. Светловская. – М. : Просвещение, 1974. – 254 с.
22. Словарь русского языка : в 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. яз. ; под ред. А. П. Евгеньевой. – 3-е изд. – М. : Русский язык, 1985–1988.
23. Стихотворения Александра Пушкина / сост., подг. текста и прим. С. Бонди. – М. : Детская литература, 1976.
24. Турков, А. М. Александр Блок. Жизнь и творчество / А. М. Турков. – М. : Русский язык, 1986. – 232 с.
25. Фет, А. А. Стихотворения / А. А. Фет ; примеч. В. Коровина. – Краснодар : Кн. изд-во, 1979. – 32 с.
Приложение
Нестандартные уроки
Л. Н. толстой
«Какая бывает роса на траве»
Цели: учить детей видеть красоту родной природы; находить слова, необходимые для описания необыкновенной красоты; совершенствовать выразительное чтение.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка».
II. Вводная беседа.
– Ребята, отгадайте загадку: «Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает». (Роса.)
– Согласитесь, роса – удивительное явление природы.
– Кому из вас приходилось видеть росу на траве, на листочках?
– Когда это было?
– Какой вы ее увидели?
– Послушайте теперь, как интересно и удивительно тонко рассказал об этом, казалось бы, обычном, но таком необыкновенном явлении природы великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.
III. Чтение текста учителем.
– На что похожа роса на траве в летнее солнечное утро?
Во время ответа детей учитель поясняет, что алмаз – это прозрачный драгоценный камень, который сильно блестит.
IV. Самостоятельное чтение текста учащимися.
Учащиеся читают самостоятельно текст, готовясь к ответам на вопросы:
– Какая картина природы восхитила великого писателя?
– Благодаря какой черте своего характера Толстой смог подметить необычное в простой росе, которую множество людей много раз видели и воспринимали как обычное явление?
V. Чтение текста детьми про себя.
VI. Работа в группах.
Одна часть класса готовится пересказать близко к тексту описание блеска росы; другая – готовит пересказ о перекатывающейся росинке. Ученики запоминают более выразительные, по их мнению, слова и словосочетания с тем, чтобы использовать их в своих рассказах.
VII. Пересказ текста учениками.
VIII. Итог урока.
Домашнее задание: чтение и пересказ.
басни И. А. крылова
Цели: развивать внимание, память, интерес к творчеству И. А. Крылова; совершенствовать знания по теме «Басни И. А. Крылова».
Оборудование: портрет И. А. Крылова; рисунки детей к басням; конверты с заданиями; иллюстрации к басням; кроссворд; карточки с именами героев, строчками из басен, названиями произведений.
Оформление доски: портрет баснописца и рисунки детей к басням.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет «дедушкой Крыловым». У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен.
Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях. Басни писали и до И. Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает.
В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры. Каждый год мы встречаемся с баснями И. А. Крылова. А сегодня мы проводим урок-повторение по басням Крылова в форме викторины.
III. Конкурсная программа.
Ученик, первым ответивший на вопрос, получает жетон, в конце урока подсчитываются жетоны и выявляется лучший знаток басен Крылова.
Разминка.
а) В какой басне звучат эти слова?
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем.
(«Волк и Ягненок».)
б) Кто так говорил?
До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость каждый час
Так, что голову вскружило?
(«Стрекоза и Муравей».)
в) Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет». (Мартышка, Осел, Козел да Мишка.)
г) Кто смеялся над чужой бедой? (Голубок.)
д) Кого «по улицам водили, как будто напоказ»? (Слона.)
е) Персонажи какой басни восхваляли друг друга, «не боясь греха»? («Кукушка и Петух».)
ж) Куда попал ночью волк, «думая залезть в овчарню»? (На псарню.)
з) Слова из какой басни стали крылатым выражением: «Видит око, да зуб неймет»? («Лисица и виноград».)
– Молодцы, ребята! Следующие задания нашего конкурса находятся в конвертах, которые лежат на столе.
Конверт 1.
Поэтический конкурс. Каждый желающий ученик читает понравившуюся басню Крылова.
Конверт 2.
Инсценировать басню «Ворона и Лисица». Задание готовится заранее.
Конверт 3.
Учитель показывает иллюстрации к произведениям, дети отгадывают названия басен.
Конверт 4.
Конкурс эрудитов. Детям раздаются сетки кроссворда с вопросами.
Вопросы:
1. Героиня басни «Квартет».
2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
3. Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?
4. У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?
5. Кто восхвалял Петуха, «не боясь греха»?
6. Любимое блюдо Демьяна.
7. Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись»?
8. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.
Ответы: 1. Мартышка. 2. Обезьяна. 3. Моська. 4. Муравей. 5. Кукушка. 6. Уха. 7. Лебедь. 8. Ворона.
Ключевое слово: Стрекоза.
Конверт 5.
Конкурс «Угадай-ка». На карточках обозначены герои басен.
– и – и – а
о – е
– о – ь – а
– о – о– е –
в – – –
– у – а – е –
– т – е – о – а
Ответы: Лисица, Осел, Моська, Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза.
Конверт 6.
Конкурс «Кто больше?». За 1 минуту на листочках написать как можно больше героев басен.
– Переходим к игровой части нашего урока.
Первая игра – «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано?
1) «Плутовка к берегу на цыпочках подходит. Вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит». (К дереву, с вороны.)
2) «Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!» (Петушок.)
3) «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись. (Взялись.)
4) «Ворона гавкнула во все воронье горло». (Каркнула.)
5) «Мартышка к старости слаба ушами стала». (Глазами.)
6) «"Соседка, перестань срамиться" – ей бабка говорит». (Шавка.)
Вторая игра – «Загадочные животные.
Квол
Пухет
Райевум
Губоль
Есол
Лсон
Здесь даны названия животных – героев басен. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы получите названия животных.
Ответы: волк, петух, муравей, голубь, осел, слон.
– В каких баснях встречаются эти животные? (В баснях «Волк и Ягненок», «Кукушка и Петух», «Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», «Квартет», «Слон и Моська».)
IV. Подведение итогов урока.
– Самым лучшим знатоком басен оказался…
Награждение эмблемой «Лучший знаток басен «Крылова».
вспомним басни и. крылова (урок-игра в форме брейн-ринга)
Ход урока
Класс разбит на команды, в каждой свой капитан. У капитана – колокольчик, которым он оповещает о готовности команды к ответу. Команда, ответившая на вопрос первой, получает жетон. По количеству жетонов определяется победитель.
Содержание конвертов с вопросами:
1. Кто так говорил?
До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час
Так, что голову вскружило.
(Стрекоза.)
2. Перечислите героев басни, которые «затеяли сыграть квартет». (Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка.)
3. Внимание – «черный ящик».
В нем находится предмет, с помощью которого можно было увидеть, «что там за рожа». Что это за предмет? (Зеркало.)
4. Назовите героиню, которая совсем «без драки» хочет попасть в большие забияки». (Моська.)
5. Внимание – «черный ящик».
В нем находится предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала». (Очки.)
6. Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга, «не боясь греха»? («Кукушка и Петух».)
7. «У сильного всегда бессильный виноват. Тому в истории мы тьму примеров слышим. Но мы истории не пишем…».
– В какой басне звучат эти слова? («Волк и Ягненок».)
8. Куда попал «волк ночью, думая залезть в овчарню»? (На псарню.)
9. Разгадайте кроссворд «Басни Крылова».
1) Кто смеялся, вперед чужой беде? (Голубь.)
2) Героиня, которая увидела свой образ в зеркале. (Обезьяна.)
3) У кого к зиме под листом «был готов и стол, и дом». (Муравей.)
4) Она осталась без обеда из-за своей глупости. (Ворона.)
5) Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»? (Моська.)
6) Один из героев, которые «везти с поклажей воз взялись». (Рак.)
7) Кого «по улицам водили»? (Слон.)
10. Инсценировка басен «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Слон и Моська».
11. Итог урока.
Награждение участников.
С. А. Есенин. «Пороша»
(акцентное вычитывание лирического стихотворения)
Цели: учить, вслушиваясь в стихотворение, определять настроение автора и характеризовать его; обратить внимание на лексику стихотворения; совершенствование словарного запаса: толкование слова «пороша».
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
– Ребята, мы знаем, что прочитать художественное произведение выразительно очень трудно. Для этого мало выучить его наизусть. А что еще нужно? (Нужно понять, о чем пишет автор, какие картины он рисует.)
– А что еще надо понять? (Стихотворный ритм, чтобы при чтении его передать голосом.)
– И многое другое. Попробуем облегчить себе задачу по выразительному чтению предварительной работой – попытаться понять картину жизни, выявить рассказчика, его настроение.
II. Работа со стихотворением.
Строфа 1. Герой (прямо говорит о себе: «еду») едет на коне («под копытом») и смотрит вокруг. Все, что он видит, вызывает у него «тихое» («тихо») и «звонкое» настроение («слышны звоны под копытом на снегу»). И этому настроению мешают «только серые вороны» своим шумом («расшумелись на лугу»).
Строфа 2. Настроение героя меняется, становится сказочным. Лес – не простой, а «заколдован невидимкой», он «дремлет» «под сказку сна». И сосна будто живая: «словно белою косынкой подвязалася сосна». Герой любуется сказочной картиной.
Строфа 3. Герой продолжает рассматривать сосну. Снова сравнивает ее с человеком («понагнулась, как старушка»). Ему нравится эта сосна-старушка (а не «старуха»), и слово-то какое он выбирает – «понагнулась», ласковое, теплое.
Строфа 4. Герой доволен тем, что «скачет конь», что «вокруг простору много», что «валит снег», а не просто идет сильный снег, а зима как бы «стелет шаль», покрывая землю. Любуется он и бесконечной дорогой, которая «убегает лентой вдаль». И не просто «убегает», но убегает «лентой». Красота природы вызывает у рассказчика чувство любования, но ему и немного грустно от этого простора, бесконечной дороги.
|