Навигация по странице:
|
УМКД Теор.лит. 09-40с.. Учебнометодический комплекс дисциплины теория литературы
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»
Составитель: к.ф.н., доцент Н.Н. Закирова
1. Извлечение из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов.
Литературоведческие школы. Функции литературы. Специфика образности в искусстве слова. Художественность и ее критерии. Литературное произведение: категории содержания и формы, принципы анализа. Теория жанра. Родовидовая специфика художественной литературы: эпос, лирика, драма. Категории литературного процесса: художественный метод, литературное направление, литературное течение. Художественный стиль. Проблемы поэтики.
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
251-252 группы
Всего
|
144
|
Всего аудиторных
|
96
|
Лекции
|
36
|
Семинарские
|
60
|
Контроль за самостоятельной работы студентов
|
-
|
Самостоятельная работа
|
72
|
253 группа
Всего
|
48
|
Всего аудиторных
|
34
|
Лекции
|
20
|
Семинарские
|
14
|
Контроль самостоятельной работы студентов
|
-
|
Самостоятельная работа
|
24
|
2. Учебная программа дисциплины (согласно установленной форме), утвержденная учебно-методической комиссией факультета
(Теория литературы. Введение в литературоведение. Поэтика: Учебная программа для студентов по специальности «032900 — Русский язык и литература».- Глазов, 2001).
4. Рабочая программа утверждена на заседании кафедры литературы 16.09.09
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет, цели, задачи и структура курса "Теория литературы"
Курс теории литературы - один из ключевых в литературоведческом цикле, рассматривающий наиболее общие законы развития литературы. Он имеет методологическое, направляющее значение, вооружая студента умением с научных позиций анализировать литературно-художественные явления, применять оптимальные приемы и методы изучения литературы.
Данный курс в значительной мере обобщает знания студентов о теоретико-литературных категориях, опирается на конкретный материал русской и зарубежной литературы, освоенный студентами на предыдущих курсах. "Теория литературы" опирается на знания студентов, полученные в курсе "Введение в литературоведение" и в историко-литературных курсах русской и зарубежной литературы.
Его задача - обобщить и углубить уже освоенные студентами знания, дополнить их последними достижениями литературоведения и направить внимание будущих учителей на актуальные проблемы преподавания литературы в школе.
Большим пробелом в знаниях студентов остаются вопросы литературоведческой историографии. Будущие учителя нередко смутно представляют себе развитие современного литературоведения. Вот почему актуален 1 раздел курса "Из истории литературной науки".
Для подробного рассмотрения выносятся мифологический, культурно-исторический, сравнительно-исторический, формальный (структурный), психологический, социологический, гендерный и другие методы, которые имеют в русском и зарубежном литературоведении наибольшее значение.
В центре курса стоят проблемы специфики литературы, ее эстетических свойств, способов анализа художественных текстов, литературного процесса:
"Специфика художественной литературы";
«Родо-видовая специфика литературы»;
"Проблема типизации";
"Художественный метод и стиль";
«Литературные направления, течения, «школы»
"Творческая индивидуальность писателя и литературный процесс";
"Критерии художественности";
"Роль традиций и новаторства";
"Проблема автора";
«Психология творчества и читательского восприятия»;
"Герменевтика" и др.
Заметим, что целый ряд тем освещается только в данном курсе и не рассматривался во "Введении в литературоведение".
Наиболее важными являются вопросы анализа художественного произведения, творчество писателя, литературного процесса.
Для устранения пробелов в знании студентами теории и практики стиха в курс вводится тема "Важнейшие проблемы современной науки о стихе". Используя ее, преподаватель сможет дополнить знания студентов и по тем или иным разделам стихосложения, которые потребуются будущим учителям.
В ходе изучения дисциплины студенты должны быть введены в круг важнейших теоретических споров о содержании и форме литературного текста, о родовых его формообразованиях, о сюжете, разнообразных методах анализа художественных произведений.
Студенты-выпускники должны прийти в школу с ясной и четкой позитивной программой, которую призван дать курс "Теория литературы". Методическая направленность этого курса проявляется и в ясности изложения, и в его повороте к практическим нуждам учителей (использование алгоритмов, схем, таблиц, других графических, визуальных средств наглядности, например презентаций с использованием мультимедийных средств – См. тему «Русский романтизм» и др.).
Умения и навыки, формируемые в процессе изучения:
Дисциплина играет определяющую роль в формировании у студентов умения грамотно и сознательно пользоваться литературоведческой терминологией. В процессе изучения курса обращается особое внимание на освоение точного научного значения терминов, максимальной четкости в понимании и конкретном применении литературоведческих категорий. Следует также учесть, что теоретические категории представляют собой систему связанных и соотнесенных друг с другом понятий, поэтому необходимо отчетливо представлять себе взаимосвязи и взаимоотношения отдельных терминов.
В курсе теории литературы студент встретится с различным толкованием отдельных категорий и проблем литературоведения в разных источниках, у разных авторов. Задача студента - самостоятельно с помощью преподавателя разобраться в смысле и сущности научной полемики, постараться сформулировать непротиворечивое решение проблемы. Следует особо предостеречь от эклектического смешения различных взглядов на ту или иную проблему, от некритического усвоения устаревших и ложных концепций.
Знакомясь в рамках программы с историей выработки теоретических понятий в России и за рубежом, студент должен ясно представлять себе круг теоретических проблем, привлекших внимание того или иного ученого или школы, методологические установки, достижения и недостатки, значение теории литературы для современного развития науки.
Следует учесть, что теоретические знания только тогда имеют реальный выход, когда они превращаются в практические умения и навыки. В процессе изучения курса полученные теоретические сведения постоянно применяются к практике конкретного анализа, обращая внимание на оптимизацию процесса преподавания литературы в школе.
В курсе теории литературы изучаются следующие темы:
1. Введение. Теория литературы как наука. Цели, задачи и структура курса.
2. Из истории литературоведческой науки.
а) Ранние этапы развития европейской теории литературы и эстетики.
б) Общая характеристика основных методов изучения художественной литературы в ХIХ-начале ХХ вв. (вопросы эстетики и теории литературы в трудах русских революционеров-демократов; мифологический, культурно-исторический, психологический, сравнительно-исторический, формальный и другие методы)
в) социологический метод в литературоведении.
г) проблема автора.
д) современный этап развития теории литературы (процессы деидеологизации изучения литературы и искусства).
3. Специфика художественной литературы.
а) Художественная литература как вид искусства.
б) Художественный образ.
в) Проблема художественности.
г) Проблема художественного обобщения (типизации).
д) Родо-видовая специфика художественной литературы.
4. Литературно-художественное произведение.
а) Содержание художественного произведения и его категории
б) Художественная форма литературного произведения и ее
категории.
в) Проблема интерпретации художественных произведений
(понятие о герменевтике).
г) Способы анализа художественных произведений.
5. Литературный процесс.
а) Понятие о литературном процессе и его основных категориях.
б) Проблема традиций и новаторства в литературе.
в) Художественный метод.
г) Литературные направления, течения и «школы».
д) Классицизм.
е) Сентиментализм.
ж) Романтизм.
з) Реализм.
и) Модернизм и постмодернизм.
к) Художественный стиль.
Национально-региональный компонент ГОС ВПО 2005 г. при изучении курса «Теория литературы» обеспечивается иллюстративным материалом из удмуртской литературы (при изучении таких тем, как «Поэтика», «Концепт», «Компаративизм», «Родо-видовая специфика литературы», «Типизация», «Этнофутуризм», «Изучение теории литературы в средней школе»), а также вниманием к достижениям ижевской теоретико-литературной школы («Структурализм», «Проблема автора», «Наследие Б.О.Кормана», «Компаративизм» проф. Н.В.Витрука и Аветисяна, «Герменевтика» проф. Лашкевича).
Вузовский компонент стандарта при изучении курса «Теория литературы» включает изучение работ А.Г.Татаринцева (при изучении темы «Культурно-исторический и социологический методы в литературоведении»), а также трудов профессора Пушкинского Дома С.А.Фомичёва (по темам: «Герменевтика», «Текстология»), члена Глазовского отделения Гёте-Общества профессора Пушкинского Дома Р.Ю.Данилевского («Сравнительно-истрический метод в литературоведении»), анализа и интерпретации художественных текстов местных авторов (например, миниатюры П.Быкова «Вагонетка») и др.
Тематика практических занятий:
№1. "Проблема народности литературы"
Учебники и хрестоматии по введению в литературоведение и теории литературы. Энциклопедии и словари литературоведческих терминов. Школьные программы и учебники по литературе. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе.- М.,1983 (разд.III, гл.3)
№2. "Проблема типизации (обобщения) в литературе".
Специальная литература по теме и вышеуказанные источники. Схема "Персонаж-характер-тип". Классификация художественных образов по степени художественного обобщения.
№3. "Гермевтика - актуальная проблема литературоведения". Теоретическое осмысление проблемы интерпретации художественного текста. Интерпретация стихотворения Б Окуджавы «Приезжая семья фотографируется на фоне памятника Пушкину» и «Прогулок с Пушкиным» А.Тэрца.
№№ 4-5. "Родо-видовая специфика художественной литературы". Схемы "Род-жанр-жанровые формы - жанровые разновидности", "Система жанров", "Объект и субъект в эпосе, лирике и драме".
№№ 6-7. "Анализ лирического произведения". Практикум по целостному, сопоставительному и структурному анализу поэтического текста. Тексты произведений. Литературоведческие работы, посвященные их анализу. Методическая литература по анализу лирических произведений в вузе и школе. (Выставка книг).План целостного анализа. Схемы, алгоритмы.
№8 "Анализ художественного произведения произведения в свете
проблемы автора". Тексты эпических произведений. Критическая литература. Схемы.
№№ 9-10. "Модернизм и постмодернизм в литературе и искусстве".
Художественные тексты, произведения музыки (грамзаписи и
магнитофонные записи), живописи (репродукции).
|
2 ч.
2 ч.
2 ч.
4 ч.
4 ч.
2 ч.
4 ч.
|
4. Методические рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям.
Планы практических занятий
Занятие 1
Проблема народности литературы
Задание:
1. Сопоставить в исторической перспективе и в практике употребления различные значения термина "народность", обратить внимание на историческую изменяемость и многозначность (емкость этой теоретической категории).
2. Рассмотреть народность как один из важнейших критериев оценки литературно-художественного произведения при изучении истории литературы и анализе современного литературного процесса.
3. Подготовить сообщение об изучении понятия "народность" в школьном курсе литературы.
Вопросы:
1. Постановка проблемы народности в истории европейской литературоведческой мысли.
2. Эволюция понятия "народность" в русской эстетической мысли:
а) "народность" в трактовке декабристов, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя;
б) категория народности в историко-литературной концепции В.Г.Белинского;
в) Н.А.Добролюбов о народности и народном характере;
г) понятие народности в марксистском литературоведении.
3. Понятие и критерии народности в современном литературоведении.
4. Критерий народности в школьном анализе литературных произведений.
Литература:
1. Поспелов Г.Н. Теория литературы. - М., 1978. - С. 179-188.
2. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М., 1966.- С. 177-128.
3. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья 8.
4. Добролюбов Н.А. О степени участия народности в развитии русской литературы. Луч света в темном царстве.
5. Выходцев П.С. Народность как гуманитарно-эстетическая категория.
6. Курс лекций по теории литературы социалистического реализма. Куницын Г.И. Политика и литература.- М., 1973. - Гл. 3.
7. Беленький Г.И., Снежевская М.А. Изучение теории литературы в средней школе: Пособие для учителя. - М., 1983.- Разд. 3.- Гл. 3.
Занятие 2
Типизация — основной закон искусства
Задание:
1. Законспектировать основополагающие формулировки из писем Ф.Энгельса, статей В.Г.Белинского и М.Горького, в которых раскрыты особенности художественного вымысла и их соотношение с жизненным материалом в литературном произведении.
2. Подготовить сообщение о формировании понятия о типическом в средней школе.
Вопросы:
1. Понятие типического в литературоведении. Ф.Энгельс о типизации в реалистическом искусстве.
2. Жизненный материал и художественный вымысел. Способы типизации. (Отличие типического образа от нетипического. Типические обстоятельства, их роль в реалистическом художественном произведении).
3. Своеобразие типизации в различных художественных направлениях.
4. Формирование понятия типического в средней школе.
Литература:
1. К.Маркс, Ф.Энгельс. Об искусстве: в 2-х томах.- 1976.- Т. 1, - С. 3-9. (письма Ф. Энгельса к Минне Каутской и Маргарет Гаркнесс.)
2. Белинский В.Г. Собр. соч: в 3-х т. - М., 1948.- Т. 1. - С.130-136.
3. Горький М. О литературе.- М., 1953.- С. 465-493.
4. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - 7-е изд. - М.,
1979, гл. 3.
5. Ведение в литературоведение / Под ред. Г.Н.Поспелова.- М., 1976.
6. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - 5 изд. М., 1976.- гл. 1.
7. Беленький Г.И., Снежевская М.А. Изучение теории литературы в средней школе: Пособие для учителя.- М., 1974.
8. Белоусов Р. Из родословной героев книг. - М., 1974.
9. Петров С.М. Критический реализм. - М., 1974.- Гл. 5.
10. Раков Ю. По следам литературных героев. - М., 1974.
11. Свирский В. Откуда вы, герои книг? Очерки о прототипах. - М., 1972
Занятие 3-4
Родо-видовая специфика литературы.
Задание:
1. Подготовить краткий конспект статьи В.Г.Белинского "Разделение поэзии на роды и виды".
2. Дать определение основных родов художественной литературы.
3. Дать определение и полную характеристику 3-х литературных жанров (по выбору).
Вопросы:
1. Учение В.Г.Белинского о родо-видовой специфике литературы.
2. Родовая классификация литературы в современном литературоведении.
3. Характеристика родов художественной литературы:
а) эпоса;
б) лирики;
в) драмы.
4. Лиро-эпические произведения.
5. Система жанров в литературе.
Литература:
1. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды (любое издание).
2. Поспелов Г.Н. Теория литературы - М., 1978.
3. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М., 1976.
4. Тимофеев Л.И. Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974.
5. Хрестоматия по теории литературы / Сост. Л.Н.Осьмакова.- М., 1982.
6. Утехин М.П. Жанры эпической прозы.- Л., 1982.
7. Черпец Л.В. Литературные жанры. - М., 1982.
8. Эсланек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения.-М., 1985.
Занятие 5-6
Принципы анализа лирического текста
Задание:
1. Сопоставить в общетеоретическом и практическом плане три принципа монографического анализа лирического произведения: "структурный", "целостный" и "сопоставительный". Обосновать преимущества того и другого метода.
2. Закрепить представления об этих принципах конкретным анализом текстов по предложенному плану занятия и собственному выбору.
3. Определить методы работы с лирическими текстами в школьном курсе.
Вопросы:
1. Содержание понятия "лирика" в науке о литературе. Принципы жанровой систематизации лирических произведений.
2. Принципы структурного анализа поэтического текста и его методика. ("Структурный" анализ стихотворения Ф.И.Тютчева "Два голоса").
3. Принципы целостного анализа (историко-литературного объяснения) лирического произведения и основы его методики. ("Целостный" анализ стихотворения Ф.И.Тютчева "Silentium").
4. Принципы сопоставительного анализа лирического текста. Сопоставить самостоятельно (письменно) стихотворения С.Есенина. "Зеленая прическа...", А.Прокофьева "Стоит березка фронтовая..." и А.Твардовского "Береза" или два-три любых других произведения.
Литература:
1. Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974.
2. Кожинов В.В. Как пишут стихи: О законах поэтического творчества. - М., 1970 (разд. "Природа стиха. Стих и лирика").
3. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов.- М., 1976. (- Гл. 2).
4. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха.- Л., 1972 (ч. 1, разд. "Введение", "Задачи и методы структурного анализа поэтического текста": ч. 2, разд. "Ф.И.Тютчев. Два голоса").
5. Поэтический строй русской лирики.- Л., 1973 (разд. "Вместо предисловия", Ф.И.Тютчев. "Silentium".
Дополнительная литература:
1. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. - М., 1972 (разд. "Жанры в лирике").
2. Грибушин И.И. Классификация жанров лирики по соотношению субъекта и объекта. - В кн. Проблемы литературных жанров. Томск, 1972.
3. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972 (разд. "Лирическое произведение").
4. Пути анализа литературного произведения/Под ред. Б.Ф.Егорова. - М., 1981 (разд. "Специфика поэтических родов и задачи анализа. Лирическое произведение").
Занятие 7
Анализ художественного произведения
в свете проблемы автора.
Задание:
1. Ознакомиться с сутью теоретической разработки проблемы автора в отечественном литературоведении.
2. Научиться пользоваться литературоведческими терминами по проблеме автора для анализа художественных произведений.
3. Подготовить сообщение о роли образа "автора" в "Евгении Онегине" А.С.Пушкина.
Вопросы:
1. Автор биографический и автор как художественный образ (на материале жизни и творчества любого писателя самостоятельно соотнести его реальную и художественную биографии).
2. Основные понятия: объект и субъект речи, физическая, временная и идейно-эмоциональная точки зрения (в качестве примеров использовать произведения, изучаемые в школьном курсе литературы).
3. Типы субъектов речи в эпических произведениях: повествователь, личный повествователь, рассказчик.
Охарактеризовать субъектную организацию текста рассказа В.Г.Короленко "Чудная".
4. Образ "автора" в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин".
Литература:
1. Виноградов В.В. Проблемы авторства и теория стилей. - М., 1961.
2. Виноградов В.В. О теории художественной речи.- М., 1971.
3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 3. - М., 1972.- Гл. 2,5.
4. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.- М., 1975.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М., 1979.
6. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. - М., 1972.
7. Проблема автора в художественной литературе/под ред. Б.О.Кормана.- Ижевск, 1974.
8. Семенко И.М. О роли образа "автора" в "Евгении Онегине" // Труды Ленинградского библиот. института им. Н.К.Крупской.- Л., 1957.- Т. 2. - С. 127-146.
Занятие 8
Проблемы интерпретации литературного произведения.
Задание:
1. Познакомиться с одной из актуальных проблем герменевтики - проблемой интерпретации.
2. Прочитать произведение А.Терца "Прогулки с Пушкиным" и дать письменно собственную интерпретацию этого произведения, не знакомясь с опубликованными дискуссионными материалами о нем.
3. Подготовиться к участию в свободной дискуссии по данному произведению.
4. Подготовить сообщение о сути полемики вокруг "Прогулок с Пушкиным" в современной периодике.
Вопросы:
1. Семантика понятия "интерпретация" и ее отличие от "анализа" художественного произведения.
2. Обсуждение книги А.Терца "Прогулки с Пушкиным" за "круглым столом".
3. Проблема адекватности интерпретации.
4. "Прогулки с Пушкиным" в оценке писателей, критиков, литературоведов.
Литература:
1. Абрам Терц. Прогулки с Пушкиным // Вопросы литературы.- 1990.- N 7-9 или Терц А. Прогулки с Пушкиным. Фрагмент//Октябрь.- 1989.- N 4.- С. 192-199.
2. Берман Б. За порогом интерпретации // Вопросы литературы. - 1981. - N 3.
3. Руднева Е.Г. О границах критической интерпретации художественного произведения (этический аспект) // Вестник МГУ,- Серия 9. Филология.- 1980.- N 1.
4. Есин А.Б. Интерпретация литературного произведения как теоретическая проблема // Проблемы интерпретации художественных произведений: Межвуз. сб. научн. трудов.- М., 1985.
5. Вайль П. Генис А. Лабардан. Андрей Синявский как Абрам Терц // Урал.- 1990.- N 11.- С. 184-192.
6. Баткин Л. Синявский. Пушкин и мы // Октябрь.- 1991.- № 1.- С. 164-193.
7. Бабурин В. Прогулки с Синявским // Учительская газета.- 1992, 3 марта.
Занятие 9-10
Модернизм в литературе и искусстве.
Задание:
1. Познакомиться с эстетическими принципами основных течений модернизма и уяснить его место и значение в отечественном и зарубежном искусстве XX века.
2. "Проиллюстрировать" их примерами из произведений литературы и искусства и дать им собственную оценку.
3. Оформить свою классификацию (схему) модернистских течений.
4. Подготовить сообщения по 1, 6 и 7-ым вопросам занятия.
Вопросы:
1. Теория Кьеркегора, Фрейда, Бергеона, Бретона, Ясперса - основа эстетики модернизма.
2. Кубизм, футуризм, дадаизма.
3. Экспрессионизм, импрессионизм, экзистенциализм.
4. Авангардизм, абстракционизм, искусства абсурда.
5. Сюрреализм, гиперреализм, поп-арт и другие модернистские течения.
6. Русский модернизм.
7. Модернизм в оценке отечественных искусствоведов и литературоведов.
Литература:
1. О литературно-художественных течениях XX века. - М., 1966.
2. Критический реализм XX века и модернизм.- М., 1967.
3. Егоров А.Г. О реакционной сущности современной буржуазной эстетики.- М., 1968.
4. Лифшиц М.А. Рейнгард Л.Я. Кризис безобразия. От кубизма к поп-арт.- М., 1968.
5. Кожинов В.В. К вопросу об эстетике русского авангардизма// Литературные направления и стили. - М., 1976.- С. 318-330.
6. Куликова И.С. Критика эстетических концепций современного буржуазного искусства.- М., 1976.
7. Фасижев М.А. Фрейдизм и кризис современного буржуазного искусствоведения // О современной буржуазной эстетике.- М., 1977.- Вып.2.
8. Модернизм. Анализ и критика основных направлений.- М., 1980.
9. Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века.- М., 1986.
10. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма.- М., 1989.
11. Ницше Ф., Фрейд З. и др. Сумерки богов.- М., 1990.- С. 222-345.
12. Русская литература XX века. Дооктябрьский период. Хрестоматия.- Л., 1991.
Текст стихотворения для анализа по теме
«Система образов лирического стихотворения»
(Б. Окуджава «Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину»)» для практического занятия по теме: «Способы анализа лирических произведений»
На фоне Пушкина снимается семейство.
Фотограф щелкает, и птичка вылетает.
Фотограф щелкает,
но вот что интересно:
на фоне Пушкина!
И птичка вылетает.
Все счеты кончены, и кончены все споры.
Тверская улица течет,
куда не знает.
Какие женщины на нас кидают взоры
и улыбаются…
И птичка вылетает.
На фоне Пушкина снимется семейство.
Как обаятельны
(для тех, кто понимает)
все наши глупости и мелкие злодейства
на фоне Пушкина!
И птичка вылетает.
Мы будем счастливы
(благодаренье снимку!).
Пусть жизнь короткая проносится и тает.
На веки вечные мы все теперь в обнимку
на фоне Пушкина!
И птичка вылетает.
Одним из предварительных условий анализа литературного произведения является ясное представление об авторе, его эпохи, круги идей и образов, присущих его творчеству. У каждого большого писателя свой особенный художественный мир, живущий по своим собственным законам, не учитывать которые нельзя.
Поэзия Булата Окуджавы вводит читателя в свой мир, где возвышенное и романтическое не отделимо от будничного и обыкновенного, где героика войны и мирные радости жизни: труд, дружба, любовь – сливаются в едином эмоциональном пафосе, где глобальные и нравственные проблемы вырастают подчас из повседневных бытовых фактов.
Общая мысль литературного произведения, его так называемая идея, как правило, не лежит на поверхности, не выражена « открытым текстом», ее нужно «вычитать» во взаимодействии художественных элементов художественной структуры. Если это эпическое повествование, то чаще всего основная идейная нагрузка падает на сюжетно-фабульную организацию материала. Действие персонажей, смена ситуаций закономерно ведут читателя к неким общим выводам из всего рассказанного. Если же перед нам лирическое произведение, в котором динамика событий уступает место динамике мыслей и чувств, то путь воплощения идейного замысла можно искать в системе образов, т.е. в отборе и взаимодействии относительно самостоятельных образных объектов, будь то люди, предметы, явления природы, утверждения, переживания и т.п.
Однако не всегда этот замысел может получить четкую логическую формулировку. В одном случае, в стихотворении угадывается определённая категорическая сентенция, в другом – доминирует трудно выразимое эмоциональное начало. В пользу этого говорят следующие соображения. Первые отроки стихотворения воспринимаются как начало некоторого действия: «снимается семейство», «фотограф щёлкает», «птичка вылетает», «женщины на нас кидают взоры». Однако дальше ничего не происходит, развёртывания событий нет. Но нельзя же всерьёз видеть смысл произведения в самой констатации факта фотографирования приезжей семьи у памятника Пушкину, изложенного в первой строфе! Очевидно не для этого автор вступил в диалог с читателем. Тем более, что последующие строфы вызывают у читателя весьма конкретные вопросы, которые требуют столь же конкретных ответов. Какие «счёты кончены и кончены все споры»? почему прохожие женщины «кидают взоры и улыбаются»? Кто эти те, которые считают, что «наши глупости и мелкие злодейства» «обаятельны» на фоне Пушкина и почему это так? Почему, благодаря снимку, «мы будем счастливы»? поиск последовательных ответов на эти и другие вопросы и составляет в данном случае, так сказать, алгоритм решения нашей задачи. Здесь и следует обратиться к системе образов стихотворения, играющих относительно самостоятельную роль. В неё мы включим образы приезжего семейства, фотографа, улыбающихся женщин, лирического повествователя, выступающего под именем «мы», Тверской улицы, памятника Пушкину, птички, непонятно почему «вылетающей» в конце каждой строфы…
Всё, о чём говорится в стихотворении, интересно потому, что происходит «на фоне Пушкина» и при этом «птичка вылетает». Пятикратное повторение этих выражений недвусмысленно означает их важность для понимания произведения.
Почему же все счёты и споры кончаются на фоне памятника Пушкину? Буквальное толкование этих слов (а оно на практике встречается: как расположится перед объективом, сколько заплатить фотографу?) опровергается дальнейшим ходом изложения, становится бессмысленным. И памятник Пушкину мы начинаем понимать расширительно как образ поэзии, прекрасного искусства, символ которого для нас («для тех, кто понимает») является Пушкин. Рассуждая так, мы невольно подходим к мысли, что перед лицом высокого искусства все мелкие житейские счёты и споры действительно становятся несущественными, ничтожными. Прикосновение к искусству делает нас нравственно выше, духовно богаче, терпимее к людям, снисходительнее к их незначительным провинностям («глупостям и мелким злодействам») и даже физически красивее. Потому-то проходящие мимо прекрасные женщины («какие женщины!») «кидают взоры и улыбаются», что в изображаемой ситуации и в прямом и в переносном смысле (вот она – одна из граней поэтического мастерства Б. Окуджавы!) люди распрямляются, оживляются, становятся одухотворенными, т.е. красивыми и внешне.
Так завязывается, развёртывается и проверяется логикой содержание текста возможная его интерпретация как утверждение благотворного, облагораживающего и возвышающего воздействия искусства на человека, на человечества. От частного случая, конкретного бытового эпизода – фотографирования у памятника Пушкину мысль поэта стремится к обобщению, к размышлениям о назначении искусства, причинах его бессмертия( «жизнь коротка, искусство вечно!»). Оно дарит людям высокое наслаждение духа, несет ощущение подлинного счастья, оно сближает народы, превращает человечество в братский союз единомышленников. Этот тезис в стихотворении категоричен и абсолютен. Он раздвигает временные рамки настоящего, ведет в прошлое и в будущее. Улица Горького, лицом к которой обращен памятник Пушкину, названа Тверской, как она именовалась при жизни великого поэта, ибо утверждаемая истина не знает временных границ. Образ этой многолюдной столичной магистрали воспринимается как полноводная река жизни, как бесконечный поток истории, устремленный в неизвестное будущее.
Кто же является объектом воздействия искусства и носителем сформулированного выше убеждения? Обращает на себя внимание, что в первой строфе все происходящее излагается от третьего лица, а во второй строфе появляется «мы» как некий собирательный образ, куда входит, наряду с семейством, и лирический повествователь, который, как бы присоединился к фотографирующимся («на нас кидают взоры»). В последующих строфах «мы» – это и все мы, читатели, в конечном счете, все человечество, разделяющее высказанные мысли. Рядом с этими образами образ фотографа представляется второстепенным, служебным, не требующим дополнительных комментариев. Но еще одна деталь стихотворения, регулярно повторяющаяся, нуждается в объяснении: это образ птички. Прямое прочтение здесь не поможет, так как птичка стихотворения – это метафора, обозначающая эффект чудесного преображения жизни под влиянием искусства. Верить, что из объектива вылетит птичка – это значит верить в чудо, в то, чего не бывает. Но, здраво рассуждая, мы должны признать, что и вечное искусство, все еще не переделало человечество, не привело его в то идеальное состояние, которое изображается в стихотворении как данность. И это свидетельствует о романтическом пафосе произведения, о страстной вере поэта в возможность подобного чуда, в осуществимость прекрасного идеала всеобщей гармонии.
Образ повествователя, лирического «я» («мы»), в нашем стихотворении особенно сложный, следует отличать от образа автора выражением которого является идейная сущность произведения. Хотя повествователь обычно высказывает точку зрения автора, нетождественность их может быть ощутимой. В анализируемом тексте она наблюдается на лексико-стилистическом уровне. Принадлежащее автору заглавие стихотворения, сформулированное литературно-книжным языком, повторяется в первом стихе в сниженной разговорно-просторечной манере. Сравним: «семья» – «семейство», «фотографируется» – «снимается», «у памятника Пушкину» – « на фоне Пушкина». Два этих стилистических ряда в стихотворении переплетаются, не разрушая идейно-эмоционального единства целого. Сниженная лексика, на наш взгляд, эстетически соотносима с образом приезжей семьи, с их простодушным желанием запечатлеться на престижном фоне, а книжное – с образом повествователя и стоящего за ним автора. Взаимодействие этих рядов демократизирует всю атмосферу произведения, подкрепляя мысль о народном характере подлинного искусства.
Так, рассматривая систему образов стихотворения Б. Окуджавы в их взаимосвязи и складывающемся единстве, мы в итоге поддерживаем предложенную интерпретацию, поскольку она не противоречит логическому смыслу отдельных образов и их соединения, хотя, разумеется, не претендуем на однозначность толкования.
Литература
Баженова И. Портрет Окуджавы// Октябрь. 1984. №9.
Евтушенко Е. Талант есть чудо неслучайное.- М.: Сов. писатель, 1980. С. 222-225.
Паперный З. Единое слово.- М.: Сов. писатель, 1983. С. 220-243.
Чайковский И. Будьте высокими! // Вопросы литературы. 1984. №5.
Список литературы, имеющейся в библиотечном фонде ГГПИ
по теме «Модернизм»
1. Бычков, В. В. Эстетика: Учеб. для гуманит. направлений и спец. вузов России.- М.:Гардарики,2002.-556 с.
Эстетика :
эстетика - эстетика имплицитная - эстетика эксплицитная - античность - патристика - вкус - прекрасное - красота - возвышенное - безобразное - игра - трагическое - комическое - ирония - искусство - мимесис - образ художественный - символ художественный - канон - стиль - форма - содержание - Ницше - фрейдизм - парадигмы - пост-культура - конвенциональная эстетика - искусство феноменология - авангард - кубизм - искусство абстрактное - конструктивизм - футуризм - дадаизм - сюрреализм - модернизм - постмодернизм - нонклассика
Хранение: чз1
2. Бычков, В. В.
Эстетика [Текст]:учеб. для гуманит. направлений и спец. вузов России/В.В.Бычков.-М.:Гардарики,2005.-560 с.
1. Эстетика
эстетика - эстетика имплицитная - эстетика эксплицитная - античность - патристика - вкус - прекрасное - красота - возвышенное - безобразное - игра - трагическое - комическое - ирония - искусство - мимесис - образ художественный - символ художественный - канон - стиль - форма - содержание - Ницше - фрейдизм - парадигмы - пост-культура - конвенциональная эстетика - искусство феноменология - авангард - кубизм - искусство абстрактное - конструктивизм - футуризм - дадаизм - сюрреализм - модернизм - постмодернизм - нонклассика
Хранение: аб2, кж
3. Ионин, Л. Г.
Социология культуры [Текст]:учеб. пособие для вузов/Л. Г. Ионин.-4-е изд., перераб., доп.-М.:Издательский дом ГУ ВШЭ,2004.-427 с. - (Учебники высшей школы экономики).
1. Соцология - Социология культуры
культура - колонизация - модернизация - революция антропологическая - объективизм - феноменология социальная - микросоциология - абдукция - ритуал - символ - миф - традиция - канон - стиль - разрыв культурный - модернизм - экскурс - модерн - личность - время - свобода - эпоха
Хранение: аб2
4. Кондрашов, В. А.
Этика [Текст]:история и теория: учеб. пособие / Е. А. Чичина. Эстетика: особенности художественных эпох и направлений: учеб. пособие/В. А. Кондрашов, Е. А. Чичина.-Ростов-н/Д:Феникс,2004.-544 с.-(Высшее образование)
1. Философские науки - Этика
цикл ДПП - культурология (специальность) - этика (предмет) - эстетика (предмет) - 032800 - нравственность - мораль - поступок - свобода - искусство - эллинизм - персоналии - икона - иконопись - стили - Августин - архаики - барокко - классицизм - Просвещение - романтизм - реализм - экзистенциализм - модернизм - постмодернизм
Хранение: кж, чз1, чз2
5. Мартынов, В. И.
Зона opus posth или рождение новой реальности [Текст]/В. И. Мартынов.-М.:Классика-XXI,2005.-288 с.
1. Музыка - закономерности развития музыки музыка - opus-музыка - традиции менестрельные - модернизм
Хранение: пф
6. Основы литературоведения [Текст]:учеб.пос./В.П.Мещеряков, А.С.Козлов и др.; под ред.В.П. Мещерякова .-М. :Дрофа,2003.- 416 с.-(Высшее педагогическое образование).
б/гр
1. Литературоведение - литературоведение образ художественный - форма - содержание - тема - идея - сюжет - фабула - композиция - пафос - род литературный - виды литературные - фигуры речи - тропы - речь художественная - стиль - стихосложение - барокко - классицизм - сентиментализм - романтизм - реализм - декаданс - модернизм - соцреализм - литература массовая - массовая литература
Хранение: чз1
7. Садохин, А. П.
Мировая художественная культура [Текст]:учебник для студентов вузов/А.П.Садохин.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Юнити-Дана,2006.-496 с.:ил.-(Cogito ergo sum).
1. Культура
цикл ГСЭ - культурология (предмет) - Мессопотамия - религия - Древняя Греция - Древний Рим - Александр Македонский - Византия - Палеологи - ислам - Арабский Восток - Восток Арабский - рыцарство - готика - стиль романский - барокко - классицизм - рококо - сентиментализм - романтизм - реализм - критический реализм - импрессионизм - символизм - декаданс - Русь языческая - язычество - Киевская Русь - Петр 1 - барокко - классицизм - Серебряный век - модернизм - постмодернизм - Мировая художественная культура
Хранение: чз1, чз2
8. Теория литературы [Текст]: в 2-х т.:учеб. пособие для студ. филол. фак. вузов./под ред. Н. Д. Тамарченко.-М.:Академия.-(Высшее профессиональное образование. Филология). Т.1: Тамарченко Н. Д., Тюпа В. И., Бройтман С. Н. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика.-2004.-512 с.
1. Литературоведение
русский язык и литература - 032900 - теория литературы - цикл ДПП - дискурс художественный - текст структура - искусство знаковость - литература эстетическая природа - литература коммуникативная природа - парадигма художественности - традиционализм рефлективный - креативизм - модернизм - поэтика теоретическая - слово - поэзия - проза - произведение структура - композиция - компонент - повествователь - рассказчик - автор - герой - персонаж - позиция авторская - тип произведения - эпика - драма - лирика - жанр - стиль - род
Хранение: чз.1, аб.2, чз.2
Интернет-журнал литературной критики и словесности/ Ред. А.Углицких.- М..//http://legiartis. мedic- 21vek. ru.
5. Методические указания по выполнению рефератов, курсовых, самостоятельных творческих работ.
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение студентов:
Проблема типизации в литературе. Способы типизации.
Народность как критерий оценки литературно-художественного произведения.
Способы анализа художественного произведения.
Понятие о структурном анализе художественного текста.
Пути и методы анализа эпического произведения.
Пути и методы анализа драматического произведения.
Пути и методы анализа лирического произведения.
Понятие о литературном направлении, течении, "школе".
Проблемы типологии русского реализма.
Модернизм и постмодернизм в литературе и искусстве.
Проблема традиций и новаторства в литературе. Понятие об интертексте.
Литературный стиль и формы его проявления в творчестве писателя.
Проблемы психологии творчества.
Образец оформления реферата (спецвопроса) «Модернизм и постмодернизм в литературе и искусстве» (работа студентки ОЗО М. Гаврилюк.- Глазов 2008.- 57с. - с илл.)
Методические указания по выполнению курсовых работ
Курсовая работа по литературе является одной из важных форм учебно-исследовательской работы студентов и имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности. Курсовая работа имеет характер оригинального исследования, задачи которого заключаются в углублении научного кругозора, в развитии навыков ведения самостоятельной работы и овладении методикой исследования, экспериментирования, в повышении культуры письменной речи.
Курсовая работа по литературе является одним из средств выявления исследовательских навыков, культуры мышления и профессиональной подготовленности студентов.
В соответствии с действующими на филологическом факультете учебными планами, основанными на требованиях государственного образовательного стандарта, курсовая работа по литературе выполняется всеми студентами факультета.
Основные этапы работы над курсовым сочинением.
Важное значение имеет первый этап – выбор темы курсовой работы. Темы курсовых работ должны быть конкретными, актуальными, соответствовать современному состоянию теории и истории литературы, желательна их профессиональная педагогическая направленность.
Тематика курсовых работ утверждается на заседании кафедры литературы. Общий перечень тем курсовых работ ежегодно обновляется и доводится до сведения студентов не позднее мая месяца.
Студентам предоставляется право выбора темы курсовой работы и руководителя. У студента имеется право предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Оптимальным будет считаться тот выбор, который учитывает степень компетентности и начитанности по данной теме студента, круг научных интересов руководителя, наличие специальной литературы, что может обеспечить дальнейшую перспективность исследования на выпускном курсе.
Следующим этапом является библиографический поиск источников.
Прежде всего необходимо ознакомление с объектом исследования – прочтение художественного произведения (нескольких текстов), который служит материалом для анализа. Рекомендуется не поверхностное, а тщательное, скрупулезное, вдумчивое отношение к тексту, самостоятельное выделение в нем исследуемых явлений содержательного или формального уровней в соответствии с избранным аспектом исследования. Закладки, карандашные пометы в книге и выписки цитат с точным указанием страниц источника помогут автору курсовой работы на следующих этапах работы.
Используя библиотечные каталоги, библиографические справочники, семинарии, Интернет и прочие источники информации, необходимо составить список критической литературы, в которой нашли освещение проблемы, связанные с темой курсовой работы. Все эти источники (монографии, статьи, тезисы, предисловия, послесловия, справочная литература) необходимо не просто прочесть. Наиболее важные положения следует конспектировать с непременным указанием цитируемой страницы. Собственные мысли и наблюдения по поводу прочитанного желательно фиксировать «по горячим следам».
Собранный и обработанный таким образом материал оформляется в кратком обзоре критической литературы по теме, именуемой «историей вопроса». Этот этап необходим для формулировки цели, задач курсовой работы и продуманного составления ее плана. Рабочий план включает рубрики, отражающие логику исследовательской мысли.
Выполнение курсовой работы в срок и в соответствии с требованиями к оформлению - показатель не только исследовательских навыков, но и таких личностных качеств студента, как обязательность, соблюдение исполнительской дисциплины.
Организация работы над курсовым сочинением регламентируется своим графиком на каждом из курсов.
Структура и оформление курсовой работы.
Курсовая работа должна включать следующие компоненты:
1. титульный лист;
2. план (оглавление);
3. введение;
4. основной текст;
5. заключение;
6. список использованной литературы;
7. приложение (необязательный элемент).
Титульный лист является первой страницей работы и оформляется по строго определенным правилам (образец см. в Приложении 2). В плане, следующем на второй странице, приводятся все заголовки (рубрики, пункты, параграфы) работы с указанием страницы, с которой они начинаются. Заголовки плана должны точно соответствовать рубрикам в тексте работы.
Во введении характеризуется актуальность избранной темы, формулируется цель, задачи курсовой работы, указываются методы исследования, степень новизны и теоретической значимости исследования.
Основная часть курсовой работы открывается обзором литературы по теме. Обзор критической литературы может быть организован в хронологическом порядке: может начинаться с наиболее ранних, заканчиваться более поздними работами. Однако не исключен другой способ построения критического обзора. Так, сначала могут анализироваться исследования, очерчивающие проблему в целом, затем источники, связанные с различными аспектами рассматриваемой темы и, наконец, специальная литература по конкретно изучаемому вопросу. Точка зрения различных исследователей вне зависимости от времени (но с указанием его) их высказывания могут быть сгруппированы и иначе, в соответствии с исследовательской логикой автора курсовой работы.
Далее дается самостоятельное и последовательное изложение содержания темы курсовой работы в соответствии с планом (главы, разделы, параграфы). Недопустимо цитирование текста без анализа, комментариев, интерпретации. Все выводы должны быть аргументированы доказательствами (примерами из текстов, критических работ, результатами экспериментов).
В заключении формулируются выводы по теме курсовой работы, намечаются перспективы ее дальнейшего изучения.
Список использованной литературы, ссылки (примечания) к цитируемому материалу оформляются в соответствии с действующими стандартами (правилами библиографического описания).
В конце работы помещается чистый лист для рецензии научного руководителя.
Курсовая работа может содержать схемы, таблицы, графики, комплекты карточек с примерами, иллюстрации.
Объем курсовой работы не должен превышать 25 страниц машинописного текста или 30 страниц рукописного текста при стандартном размере листов формата А 4 или 210 х 297 мм. Формат текста курсовой работы ограничивается полями: слева - 30 мм, сверху – 15 мм, снизу - 20 мм, справа - 10 мм. Листы сброшюровываются. Страницы курсовой работы последовательно нумеруются в центре верхней части листа. Сокращения, за исключением общепринятых, не допускаются.
|
|
|