Навигация по странице:
|
УМКД ОсТКР. Учебнометодический комплекс по дисциплине Основы туристскокраеведческой работы
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахский гуманитарно-юридический университет
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор-директор Высшей школы
экономики, бизнеса и социальных наук
к.и.н., доцент Мукатаева Л.К.
_____________________________ «_____» ________________ 2011г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине «Основы туристско-краеведческой работы»
(наименование дисциплины)
для студентов специальности
__________5В090200 – Туризм__________
(шифр и наименование специальности)
Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук
Кафедра Экономика и менеджмент
АСТАНА – 2011
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан:
Бекмаганбетовой С.Д., магистр маркетинга, ст. преподаватель кафедры “Экономика и менеджмент”
Обсужден на заседании кафедры _Экономика и менеджмент___
(наименование кафедры)
Протокол № _______ от «____»______________200___ г.
Зав. кафедрой ________________ «____»____________200___ г.
(подпись)
Одобрен Советом
Высшей школы экономики,бизнеса и социальных наук
(наименование подразделения)
Протокол № ________ от «_____»_____________200___ г.
Председатель ________________ «____»____________ 200___ г.
Структура УМКД «Основы туристско-краеведческой работы»
(учебно-методического комплекса дисциплины)
№
|
Наименование разделов
|
№ файла
(всего страниц)
|
1
|
Типовая учебная программа дисциплины
|
|
2
|
Программа обучения по дисциплине (Syllabus) для студента
|
|
3
|
График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
|
|
4
|
Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
|
|
5
|
Глоссарий
|
|
6
|
Лекционный комплекс
|
|
7
|
Планы семинарских (практических) занятий
|
|
8
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины
|
|
9
|
Материалы для самостоятельной работы обучающегося
|
|
10
|
Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающегося: тестовые задания
|
|
11
|
Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающегося: экзаменационные вопросы
|
|
12
|
Перечень специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий по кафедре
«Экономика и менеджмент»
|
|
Типовая учебная программа
ОСНОВЫ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ
объем 3 кредита (135 часов)
Автор:
доктор педагогических наук, профессор В.Н.Вуколов
Рецензенты:
директор колледжа международного туризма КазУМОиМЯ Л.Г.Иванова,
доктор педагогических наук, профессор А.Н.Макагонов
ПРЕДИСЛОВИЕ
Краеведением называется изучение определенной части страны, области, района, города, деревни местным населением, для которого эта территория считается родным краем.
Целью изучения данного курса является освоение будущими менеджерами туристских структур казахстанских туристско-рекреационных (природных и историко-культурных) ресурсов для развития внутреннего и международного туризма.
К задачам курса относятся: а) дать знания об основных источниках краеведческой информации, необходимой для составления туристских экскурсионных программ; б) научить студентов самостоятельно пользоваться различными источниками краеведческой информации; в) сформировать умение студентов поиска и систематизации краеведческих знаний с целью их использования в туристском бизнесе.
Перечень предшествующих дисциплин
Ведение в специальность
Основы туризмологии
Перечень смежных дисциплин
Основы предпринимательской деятельности в туризме
История международного туризма
К минимуму знаний, умений и навыков, обосновывающих содержание дисциплины согласно государственному общеобразовательному стандарту высшего профессионального образования относятся: а) работать с такими источниками знаний как историко-архивные документы, мемуары, географические и исторические карты, туристские карты; периодическая печать; б) сопоставлять данные разных источников, готовить сводную информацию по той или иной рекреационной и туристско-экскурсионной проблеме; в) использовать данные краеведческой и музейной информации для развития туристско-экскурсионного дела.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
В современных краеведческих исследованиях наибольшее место занимают изучение и охрана природы края. Значительное внимание уделяется установлению фактов памятных событий, трудовых и военных подвигов народа, поиску исторических документов, предметов материальных культур прошлого и др.
Краеведение и туризм тесно взаимосвязаны между собой. Без достоверной и разнообразной краеведческой информации невозможны выполнение экскурсионных разработок и разработка туристских маршрутов. Поэтому, знание основ туристско-краеведческой работы, является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих менеджеров туризма.
Учебный курс «Основы туристско-краеведческой работы» является начальной учебной дисциплиной в профессиональной подготовке студентов высшего учебного заведения. Объектом изучения данной дисциплины являются природные и историко-культурные ресурсы. Методами изучения данной дисциплины являются лекционный и практический.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Сущность и задачи краеведения в Республике Казахстан
Виды и формы краеведенья. Значение места краеведческой работы в организации и проведении познавательной рекреации. Место краеведенья в системе подготовки специалиста по туристско-экскурсионной работе. Задачи курса. Значения и место литературных источников краеведческих знаний. Составление картотеки и аннотированного списка краеведческой литературы. Особенности работы с научно-популярной и периодической литературой. Информационные издания и их значения для краеведческой работы.
Физико-географические исследования
Значение и основные методы комплексных физико-географических краеведческих исследований. Изучение современных геодинамических процессов и их влияние на туристскую индустрию края. Составление орографической схемы своей местности. Климатические исследования, источники материалов об основных климатических показателях. Походные метеорологические наблюдения и предсказания погоды по местным признакам.
Структура климата в погодах и их учет в организации экскурсионно-туристской работы.
Гидрологические исследования и их значения для организации туристско-экскурсионной работы. Изучения режима работы рек в походных и стационарных условиях. Гляциологические наблюдения.
Задачи охраны растительного и животного мира своего края
Ботанические и зоологические исследования. Составление геоботанической характеристики своего края и использование ее в туристско-экскурсионной работе. Полезные лекарственные и ядовитые растения своего края. Наблюдения за жизнью животных. Фенологические наблюдения. Ландшафтные исследования, их значения для организации рекреационной деятельности. Ландшафтное картографирование трасс туристских маршрутов.
Экономико-социально-географические исследования
Цели и задачи исследований. Источники сведений по экономико-географической характеристике своего края. Изучения населения: этнографические, демографические и социальные аспекты. Использования полученных сведений в организации рекреационной деятельности.
Общая характеристика хозяйства: темпы, уровень развития и структура. Соотношение между хозяйственным и рекреационным использованием территории. Уровень рекреационной специализации своего края и отдельных районов. Рекреационные ресурсы и возможности для организации рекреационной деятельности. Прокладка новых туристско-экскурсионных маршрутов и их оценивание. Программа составления и описания маршрутов.
Основы исторического краеведения
Цели и задачи исторического краеведенья. Основные методы и источники изучения истории своего края. Памятники истории и культуры. Законы об охране памятников истории и культуры их значение. Виды памятников истории и культуры. Археологические памятники, их виды и значение. Мероприятия по охране археологических памятников. Использование археологических материалов в организации туристско-экскурсионной работы. Топонимика и устное народное творчество, значение для организации рекреационной деятельности. Рекреационная оценка и картографирование комплекса антропогенных ресурсов и возможности его использования.
Основы музееведения
История создания, содержания и значения деятельности музеев. Краеведческий музей как учреждение государственного краеведения. Содержание и задачи собирательской работы музея, ее научно-исследовательский характер. Пути и методы собирательской работы. Цели и задачи хранения музейных предметов. Значение и место экскурсионной работы музея. Размещение экспозиционных материалов. Особенности экспозиционной работы в музеях разного профиля. Организация краеведческого музея (уголок) в туристско-экскурсионном учреждении. Значение и место массовой работы музея.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКАПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Сущность и задачи краеведения в Республике Казахстан.
Физико-географические исследования.
Задачи охраны растительного и животного мира своего края.
Экономико-социально-географические исследования.
Основы исторического краеведенья.
Основы музееведенья.
Обзор и анализ краеведческой литературы и материалов.
Туристско-краеведческие объекты своей местности.
Описание архитектурных памятников своей местности.
Работа с документальными и литературными источниками краеведения. Методика работы в государственных архивах.
Составление перечня памятников природы по регионам Казахстана. Описание одного из памятников природы.
Глазомерная съемка и составление плана местности района своего местожительства.
Составление характеристики климата (по регионам). Народные приметы в предсказании погоды.
Исследование и описание гидрологических объектов своей местности (рек, озер, водохранилищ, подземных вод, ледников и т.д.).
Растительность и животный мир своей местности. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны.
Изучение и классификация топонимов своей местности.
Разработка маршрута туристского похода по своему краю.
Составление характеристики населения своего края.
Составление характеристики промышленного предприятия, сельскохозяйственного предприятия или населенного пункта.
Описание экспозиции краеведческого музея.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
Вуколов В.Н., Назарчук М.К. Основы туристско-краеведческой работы.-
Алматы, 1997.
Никонова Г.Н. Краеведение. - М., 1984.
Краеведение: пособие для учителя // А. В. Даринский и др. - М., 1987
Краеведение: учебное пособие // А. В. Даринский и др. - М., 1985
Даринский А.В. Туристско-краеведческая работа в школе. М., 1979.
Алматы. Энциклопедия. - Алматы, 2002.
Дополнительная:
Иванов П.В. Основы школьного краеведения. Петрозаводск, 1977.
Ахметов Б.С. Историческое краеведение. Алма-Ата, 1981.
Мешечко Е.Н. Географическое краеведение. Минск, 1986.
Вуколов В. Н. По северному Тянь-Шаню. - М., Профиздат, 1991.
Ердавлетов С. Р. Достопримечательные места Казахстана. - Алма-Ата:
Знание, 1988.
Поздеев Л. Г. Горные тропы Алматы. - Алматы, Бтм, 1995.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахский гуманитарно-юридический университет
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор-директор Высшей школы
экономики, бизнеса и социальных наук
к.и.н., доцент Мукатаева Л.К.
_____________________________ «_____» ________________ 2011г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(syllabus)
Наименование дисциплины «Основы туристско-краеведческой
работы»
Специальность
Код дисциплины
|
«5В090200 - Туризм»
OTKR 2302
|
Форма обучения
|
дневная
|
Всего
|
3 кредита
|
Курс
|
2
|
Семестр
|
3
|
Лекции
|
30 часов
|
Семинарские занятия
Лабораторных занятий
|
8 часов
7 часов
|
Количество РК
|
2
|
СРСП
|
23 часов
|
СРС
|
67 часов
|
Экзамен
|
3 семестр
|
Трудоемкость
|
135 часов
|
А С Т А Н А – 2011
Данные о преподавателе курса:
Бекмаганбетова С.Д., магистр маркетинга, ст. преподаватель кафедры “Экономика и менеджмент”
Научные интересы преподавателя:
В области туризма, экономики гостиничного хозяйства
Владение языками: казахский - родной, русский - в совершенстве
Данные кафедры: Кафедра экономики и менеджмента, главный корпус КазГЮУ, каб. 417
Пререквизиты: основы туризмологии, история международного туризма, культурология, рекреационная география, школьный курс географии, истории, литературы
Постреквизиты: экскурсоведение, этнография народов мира, география туризма Казахстана, памятники природы мира
Характеристика дисциплины:
Название: Основы туристско-краеведческой работы
Количество кредитов: 3
Место проведения: главный корпус
Цель дисциплины: освоение студентами методики изучения туристско-рекреационных (природных и историко-культурных) ресурсов для развития внутреннего и международного туризма
Задачи дисциплины:
- познакомить студентов с научными и практическими основами краеведения, его сутью, задачами, формами и видами, местом в системе подготовки специалистов для туристско-экскурсионного обслуживания;
- дать знания об основных источниках краеведческой информации, необходимой для составления туристских экскурсионных программ;
- сформировать умение студентов поиска и систематизации краеведческих знаний с целью их использования в туристском бизнесе;
- привить умения и навыки по методике полевых краеведческих исследований и организации туристско-краеведческой работы в туристско-экскурсионных учреждениях;
Распределение учебного времени
|
Наименование темы
|
Лекции
|
Семин.
|
Лаборат
|
СРСП
|
СРС
|
1
|
Сущность и задачи краеведения в Республике Казахстан
|
4
|
1
|
1
|
3
|
11
|
2
|
Физико-географические исследования
|
6
|
2
|
2
|
6
|
12
|
3
|
Задачи охраны растительного и животного мира своего края
|
4
|
1
|
1
|
3
|
11
|
4
|
Экономико-социально-географические исследования
|
6
|
2
|
1
|
6
|
11
|
5
|
Основы исторического краеведения
|
4
|
1
|
1
|
2
|
11
|
6
|
Основы музееведения
|
6
|
1
|
1
|
3
|
11
|
|
ИТОГО
|
30
|
8
|
7
|
23
|
67
|
|
|
|