Главная страница
Навигация по странице:

УМКД ОсТКР. Учебнометодический комплекс по дисциплине Основы туристскокраеведческой работы


Скачать 0.67 Mb.
Название Учебнометодический комплекс по дисциплине Основы туристскокраеведческой работы
Анкор УМКД ОсТКР.doc
Дата 26.04.2017
Размер 0.67 Mb.
Формат файла doc
Имя файла УМКД ОсТКР.doc
Тип Учебно-методический комплекс
#3997
страница 2 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
Тематический план лекций


Наименование темы и объем

в часах

Цели и задачи, основное содержание лекционных занятий

Проблемные вопросы

Лекционные занятия




  1. Сущность и задачи краеведения в Республике Казахстан.



Виды и формы краеведения.

Значение краеведческой работы в организации и

проведении познавательной рекреации. История краеведческой деятельности в СНГ.

Содержание понятия «краеведение» на разных этапах.

Контрольные вопросы:

  1. Дать определения понятий «краеведение», «родной край», «малая территория».

  2. Каково значение туристско-краеведческой работы для специалистов туризма?

  3. На каком основании выделяются виды краеведения, перечислить их и дать характеристику?

  4. На каком основании выделяются формы краеведения, перечислить их и дать характеристику ?

  5. Почему Ш.Ш. Уалиханов считается первым казахским краеведом?

  1. Физико-географические исследования.

6 ч

Предмет изучения физико-географического краеведения.

Основные компоненты природы.

Частные географические науки.

Этапы ФГИ.

Предмет изучения геологических и минералогических исследований.

Виды горных пород.

  1. Предмет изучения геоморфологических исследований. Основные задачи изучения рельефа.



Контрольные вопросы:

  1. Назовите предмет ФГИ.

  2. Какие основные компоненты природы используются для проведения ФГИ?

  3. Какие частные географические науки связаны с краеведением?

  1. Назовите основные этапы ФГИ.

  2. Дайте определения основным понятиям «геология», «земная порода», «рельеф», «горы».

  3. Назовите типы рельефов.

  4. Дайте определения понятиям «климат», «погода»

  1. Каковы особенности проведения метеорологических исследований.

3. Задачи охраны растительного и животного мира своего края

4 ч

Предмет изучения ботанических исследований.

Особенности фенологических наблюдений.

Зоологические исследования.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение понятиям «фенология», «гербарий»

  2. Каковы особенности наблюдения за растениями

  3. Особенности наблюдения за животными

4. Экономико-социально-географические исследования в краеведение.




Сущность, значение и источники экономического краеведения.

Особенности изучения населения.

Основные показатели изучения населения. Отрасли материального производства.

Отрасли непроизводственной сферы.

Классификация хозяйства. Понятие рекреационных ресурсов.

Туристско-рекреационные ресурсы в изучении края.


Контрольные вопросы:

  1. Дайте определения понятиям «население», «демография», «этнография», «город», «урбанизация»?

  2. Что относится к демографическим аспектам изучения населения?

  3. Назовите экономические аспекты изучения населения

  4. Дайте характеристику социокультурным аспектам изучения населения?

  5. Дайте определения понятиям «рекреация», «рекреационные ресурсы», «туристско-рекреационные ресурсы»

  6. Назовите специфические черты ресурсов для конкретных видов туризма

  7. Каковы важнейшие характеристики туристско-рекреационных ресурсов

5. Основы исторического краеведения.

4 ч

Предмет исторического краеведения. Виды памятников истории и культуры.

Основные направления исторического краеведения. Основные понятия и методы топонимики.

Особенности формирования топонимов своей местности.

Значение топонимики для организации рекреационной деятельности.

Контрольные вопросы:

  1. Назовите основные виды памятников.

  2. Что представляет собой архивный фонд?

  3. Назовите особенности изучения и охраны памятников истории и архитектуры

  4. Дать определение основным терминам и понятиям топонимии.

  5. Какие топонимические субстраты присутствуют в топонимии Республики Казахстан и вашей местности?

  6. Каково значение топонимических исследований в туристско-экскурсионной работе?

6. Основы музееведения

6 ч

Понятие «музееведение»

История музеев мира.

Социальные функции музея.

Классификация и типология музеев.

Основные понятия музееведения.

Экспозиция музея.

Краеведческая экскурсия и ее сущность.

Понятие «экскурсия».

Функции и признаки краеведческой экскурсии.

Процесс становления краеведческой экскурсии.


Контрольные вопросы:

  1. Дать определение основным понятиям музееведения

  2. Каковы социальные функции музеев?

  3. Каковы основные этапы истории создания и функционирования музеев?

  4. Каковы основные виды музейных фондов? Назовите основное содержание краеведческой экскурсии

  5. Дайте определение основным понятиям «экскурсия», «экскурсовод», «портфель экскурсовода»

  6. Назовите основные признаки экскурсии

  7. Из каких этапов состоит процесс становления краеведческой экскурсии

Итого лекционных занятий 30 часов





Тематический план семинарских занятий



Темы и их объем в часах

Устный опрос

Решение задач, проблемных вопросов

Письменный опрос

(тестовый опрос,

контрольные работы,

работа по карточкам,

доклады, сообщения,

рефераты, дом. задания и др.виды);

Применение

современных методов обучения, использование инновационных технологий в учебном процессе

Изучение учебно-монографической литературы






Сущность и задачи краеведения в Республике Казахстан.



Устный опрос

Работа по карточкам




Изучение рекомендуемой литературы






Физико-географические исследования.



Решение проблемных вопросов

Доклад

Слайды

Изучение рекомендуемой литературы






Задачи охраны растительного и животного мира своего края

1 ч

Устный опрос

Доклад




Изучение учебно-монографической литературы






Экономико-социально-географические исследования в краеведение.



Устный опрос

Тестовый опрос

слайды

Изучение рекомендуемой литературы






Основы исторического краеведения.

1 ч

Решение проблемных вопросов

Контрольная работа




Изучение рекомендуемой литературы






Основы музееведения



Решение проблемных вопросов

Письменный опрос

Схемы

Изучение рекомендуемой литературы







Итого семинарских занятий 8 часов














График выполнения и сдачи лабораторных работ



Название темы и объем в часах

Содержание задания по теме

Сроки сдачи

1.

Библиография краеведческой литературы о своей местности

1час

По различным источникам составить список литературы о своем крае по теме.

2 неделя

2.

Физико-географическая характеристика своей местности

2 час

Составить письменную характеристику природы своей местности (населенного пункта) по плану

4 неделя

3.

Классификация особо охраняемых природных территорий (ООПТ)

1 час

Выявить основные типы ООПТ, дать определения, составить список ООПТ своего края

6 неделя

4.

Характеристика промышленного или сельскохозяйственного предприятия своей местности. Характеристика населения своего края

1 час

Составить письменную характеристику населения своей области или предприятия в своем населенном пункте

8 неделя

5.

Изучение и классификация топонимов своей местности

1 час

Составить список географических названий своей местности

10 неделя

6.

Описание экспозиции своего краеведческого музея

1 час

Посетить один из музеев г.Астаны и описать его по плану

12 неделя

7.

Разработка экскурсии по своему населенному пункту

1час

Составить схему маршрута, описание основных и вспомогательных объектов обзорной экскурсии по своему родному городу

14 неделя




Итого лабораторных работ 7 часов








График выполнения и сдачи заданий СРС



Название темы

Содержание задания по теме

Рекомендуемая литература

Форма контроля

Сроки сдачи

и объем в часах

1

Сущность и задачи краеведения в Республике Казахстан.


1. Составить таблицу «основные цели и задачи краеведения»

2. Сравнительная характеристика видов и форм краеведения

3. Составить библиографию по методам краеведческих исследований

Основная

1-4

Конспект
Конспект

2 неделя

11 ч

2

Физико-географические исследования.

1. Исследование и описание гидрологического объекта своей местности

Основная

1,2

Конспект

4 неделя

12 ч

3

Задачи охраны растительного и животного мира своего края


1.Собрать и составить гербарий.

2.Доклады на тему: «Особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки)»

Основная

1-5, дополнительная 6

Защита доклада

6 неделя

11 ч

4

Экономико-социально-географические исследования в краеведение.


1.Собрать статистические данные местности по демографическим, этнографическим и социологическим показателям

Основная

1-4



Защита доклада


8 неделя

11 ч

5

Основы исторического краеведения.


1.Изучить происхождение родного края, название

Основная

1,2

доклад

10 неделя

11 ч

6

Основы музееведения


1.Разработать маршрут экскурсии, методическую разработку, контрольный текст экскурсовода

Основная

1

Опрос


12 неделя

11 ч




Итого занятий СРС







67 часов


График выполнения и сдачи заданий СРСП





Название темы

Содержание задания по теме

Рекомендуемая литература

Форма проведения СРСП

Неделя проведения и объем в часах

1

Сущность и задачи краеведения в Республике Казахстан.


Место краеведения в системе подготовки специалистов по туристско-экскурсионной работе.

Сущность и задачи краеведческой работы.

Экспедиции РГО и научное изучение территории РК.

Советская краеведческая наука.

Основная

Конспект +Коллоквиум

1,2 неделя

3 часа

2

Физико-географические исследования.


- Изучение особенностей рельефа изучаемой территории.

- Методика составления орографической схемы местности.

- Литературный и статистический методы исследования.

- Картографический метод исследования.

Основная

Устный опрос

3,4 неделя

6 часов

3

Задачи охраны растительного и животного мира своего края


- Полезные лекарственные растения.

- Ядовитые растения

- Грибы.

Дополнительная

Семинар

5,6 неделя

3 часа

4

Экономико-социально-географические исследования в краеведение.


- Национальный, половозрастной состав населения.

- Территориальное размещение населения.

- Демографическая ситуация и ее влияние на развитие туризма

- Анализ статистических данных: «Население»

- Промышленность – ведущая сфера экономической деятельности.

- Анализ статистических данных»: «Промышленность

Дополнительная

Конспект + коллоквиум

7,8 неделя

6 часов

5

Основы исторического краеведения.


- Основные методы и источники изучения истории своего края.

- Ономастика – наука об именах собственных.

- Памятники истории и культуры.

- Археологические памятники

- Устное народное творчество. Фольклор.

- Составить список самых интересных и необычных топонимов

Основная

Практикум

9,10 неделя

2 часа

6

Основы музееведения


- Привести примеры и сделать сравнительную характеристику музеев России и Казахстана по типам.

- Составить маршрут краеведческой экскурсии

- Составить контрольный текст экскурсовода

Основная

Конспект +Коллоквиум

11,12 неделя

3 часа




Итого занятий СРСП







23 часа


Список литературы

Основная литература:

    1. Абишева З.М. Основы туристско - краеведческой работы. Алматы, 2007г

    2. Вуколов В.Н., Назарчук М.К. Основы туристско - краеведческой работы. Алматы, 1977г.

    3. Вуколов В.Н. Основы туристско - краеведческой работы. Алматы, 2005г

    4. Жучкова В.К. «Организация и методы комплексных физико-географических исследований», М., 1977г.

    5. Строева К.Ф. «Краеведение», М. 1973 г.

Дополнительная литература:

  1. Агапов П.В. и др. Сокровища древнего Казахстана. Алма-Ата, Жалын, 1979г.

  2. Архангельский А.М. Методика полевых физико-географических исследований. М., 1972г.

  3. Алешин В.М. и др. Туристская типография. М., 1985г.

  4. Гальшин В.Н. Простейшее измерение на местности. М., 1983г.

  5. Ердавлетов С.Р. Достопримечательные места Казахстана. Алма-Ата, Знание, 1988г.

  6. Историческое краеведение. Учебное пособие для пединститутов.М., Наука, 1980г.

  7. Красная книга Казахской ССР. Алма-Ата, 1978г.

  8. Рекреационные ресурсы и методы их изучения. М., 1981 г.

  9. Бейсенова А.С. Физико-географические исследования Казахстана.Алма-Ата, Казахстан, 1982г.



Рейтинговая система контроля знаний студентов
Максимальный рейтинг дисциплины – 100 баллов (%).

Виды контроля учебной дисциплины: текущий - посещение занятий, контрольные работы, опрос; рубежный - промежуточные тесты, исследовательская работа /СРС/; итоговый – итоговый экзамен.
ШКАЛА ВЫСТАВЛЕНИЯ РЕЙТИНГА СТУДЕНТА




Вид контроля

Критерии оценки (%)

1

Посещаемость лекций

20 %

2

Посещение семинара

20 %

3

Активность на семинаре

20 %

4

Рубежный контроль

10 %

5

Выполнение заданий СРС

10 %

6

Выполнение заданий СРСП

10 %

7

НИРС

10 %




ИТОГО

100%


Окончательная оценка знаний студентов выставляется в соответствии с кредитной технологией по шкале оценки знаний студентов.


Аттестационная буквенная оценка

Цифровой эквивалент баллов

%-е содержание степени усвоения учебной дисциплины

Оценка по традиционной системе



А

4,0

95-100

отлично

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89

хорошо

В

3,0

80-84

В-

2,67

75-79

С+

2,33

70-74

удовлетворительно


С

2,0

65-69

С-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D

1,0

50-54

F

0

0-49

Неудовлетворительно



Итоговая оценка по дисциплине в процентном содержании определяется:

Р1 + Р2

И % = ------------------- х 0,6 + Э х 0,4 ,

2

Где: Р 1- процентное содержание оценки 1 рейтинга, Р 2- процентное содержание оценки 2 рейтинга,

Э - процентное содержание экзаменационной оценки.
Итоговая оценка в процентном содержании И % переводится в итоговую оценку в цифровом эквиваленте И согласно таблице, приведенной выше.

График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
1   2   3   4   5   6   7   8
написать администратору сайта