Навигация по странице:
|
Учебное пособие для будущих педагогов 2012 удк 1(091) 37. 013. 73 Ббк печатается по решению редакционноиздательского совета фгбоу впо ВосточноСибирская государственная академия образования
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования»
Р. К. Омельчук
ИДЕАЛЫ И ИДОЛЫ: Философия в контексте идеи преемственности ценностей
Учебное пособие для будущих педагогов
2012
УДК 1(091)+37.013.73
ББК
Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования»
Издание осуществлено по гранту Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых и ведущих научных школ (проект № МК-2493.2011.6).
Научный редактор
доктор философских наук, профессорВ. В. Мантатов
Институт устойчивого развития ГОУ ВПО «ВСГТУ», г. Улан-Удэ
Рецензенты
доктор философских наук, профессор П. С. Гуревич
Институт философии РАН, г. Москва
доктор философских наук, профессор Б. В. Марков
Философский факультет ФГОУ ВПО «СПбГУ», г. Санкт-Петербург
доктор философских наук, профессор Д. В. Пивоваров
Философский факультет ГОУ ВПО «УрГУ», г. Екатеринбург
Омельчук Р. К. Идеалы и идолы: философия в контексте идеи преемственности ценностей: учебное пособие для будущих педагогов / Р. К. Омельчук. – СПб.: Владимир Даль, 2012. – *** с.
Основой настоящего изложения философии является ценностный подход, сконцентрированный на специфических особенностях понимания человека и его места в мире, характерных для различных эпох. Предпринята попытка обращения к тем областям философского наследия, которые отражают тенденции в социокультурной преемственности ценностей и становлении личности в процессе воспитания и образования. Данное издание адресовано в первую очередь будущим педагогам: студентам педагогических высших учебных заведений, студентам гуманитарных специальностей и аспирантам.
УДК
ББК
© Омельчук Р. К., 2012
Формат 70х90 1/16
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 3
Требования государственного стандарта ГСЭ.Ф.05. Философия 5
Предисловие 6
РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 11
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ 11
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ 27
ФИЛОСОФИЯ ДУХОВНОГО СТАНОВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 27
Выводы 61
ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ 61
Выводы 87
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 88
Выводы 140
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 140
Выводы 191
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 193
ВЫВОДЫ 241
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII В.) 242
Выводы 245
ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII В.) 245
Выводы 272
НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ 273
Выводы 322
ФИЛОСОФИЯ XIX В. 323
Выводы 367
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ 369
БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ 369
Понятия бытия и сущего 369
Типологии бытия 374
Проблема сознания 386
ПОЗНАНИЕ 395
Интеллект и интеллигибельная истина 395
Типы рациональности и методы научного познания 418
Философские направления теории познания 424
ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА 430
Трансформация ценностей в истории философии 430
Трансформация ценностей в философии истории 437
Идеология: идеалы или идолы? 444
Требования государственного стандарта ГСЭ.Ф.05. Философия
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы её исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
|
|
|