Движение как фундаментальное свойство бытия
В античности:
1) Милетская школа.
Движение понималось как возникновение, уничтожение и становление всего сущего.
Анаксимандр о том, что важнейшим свойством апейрона является движение. Апейрон вечен, он находится в вечном движении = движение вечно и всеобще.
Гераклит полагал, что движение вечно и выступает причиной всех изменений.
Нельзя в одну и ту же реку войти дважды.
Акцентировали внимание на движении, отодвигая на второй план проблему устойчивости, сохранения движения.
2) Элеаты.
Абсолютизировали момент устойчивости бытия = отрицали всеобщность движения.
Парменид: бытие неподвижно и едино, оно замкнуто само в себе «в пределах оков величайших».
Апории Зенона. Движение не обладает истинным бытием.
3) Эмпедокл.
Пытался объединить противоположные взгляды и рассматривал изменчивость и устойчивость как две стороны общего процесса движения.
Мир неизменен в своих корнях и в пределах «круга времен», но изменчив на уровне вещей и внутри «круга времен».
Аристотель
Дал развернутую классификацию видов изменения, выделив:
- возникновение,
- уничтожение,
- движение (осуществление сущего в возможности, его переход в действительность).
Мысленное представление движение предполагает использование категорий места, времени и пустоты. Вечность движения обосновывал «от противного».
Отрицание вечности движения приводит к противоречию: движение предполагает наличие движущихся предметов, которые, в свою очередь, или возникли, или же существовали вечно неподвижно. Но возникновение предметов есть тоже движение. Если же они покоились вечно неподвижными, то непонятно, почему они пришли в движение. Трудно объяснить также причину покоя, а такая причина должна быть.
Движение по Аристотелю реализуется в трех отношениях: качества, количества и места. Количественное движение – это рост и убыль. Движение относительно места – это перемещение. Качественное движение – это качественное изменение. Всякое движение осуществляется во времени.
В философии существуют две концепции, объясняющие движение: метафизическая и диалектическая.
Метафизическая концепция
Основывается на абсолютизации одной из сторон движения, сводит движение к одной из его форм.
Элеаты абсолютизировали момент устойчивости в движении. Или Ньютон, который сводил движение лишь к перемещению тела в пространстве (механическое перемещение) = признание внешнего источника движения (Бог, первотолчок и пр.).
Диалектическая концепция
Рассматривает движение как особый противоречивый процесс, сочетающий в себе моменты устойчивости и изменчивости. Понимает движение как атрибут материи, включающий в себя все процессы изменения, происходящие в мире: физические, социальные или изменения в области мышления.
Всякое изменение есть результат взаимодействия предметов, событий или явлений через обмен материей, энергией, информацией. Для всякого объекта существовать значит взаимодействовать, то есть оказывать влияние на другие объекты и испытывать их влияние. Поэтому движение – это всеобщая форма существования бытия, которая выражает его активность и процессуальный характер.
Движение и развитие
Хотя мир существует вечно, утверждали древние греки, нынешнее его состояние – одна из многих пройденных им ступеней, которые, повторяясь через определенные промежутки времени, образуют круговорот Вселенной.
На каких-то ступенях возникли Земля и светила. Прежде чем достичь нынешнего состояния Земля претерпела много изменений. Ее поверхность была совсем иной и ничего живого на ней не было. Когда же возникли первые растения и животные, они вовсе не походили на нынешние. Лишь через множество промежуточных ступеней они превратились в нынешнюю флору и фауну. Также обстояло дело и с людьми. В данной перспективе смена одних ступеней другими никогда не прекратится. В мире нет вечных объектов, рано или поздно что-то погибает и его место занимает другое. Демокрит и Эпикур делали исключение лишь для атомов, никогда, по их мнению, не возникающих, не уничтожимых и неизменных.
Одна из особенностей миросозерцания, господствовавшего в средние века – креационизм (идея сотворения Богом всего существующего). Никто, конечно, не отрицал того, что положения светил изменяются, сменяют друг друга времена года, приливы и отливы, отдельные растения и животные гибнут. Но мысли греков о гибели небесных тел, на смену которым приходят другие небесные тела, о сменяющих друг друга различных состояниях Земли, изменяющихся флоре и фауне – эти мысли решительно отвергались. Им противопоставлялось непоколебимая уверенность в том, что Земля и все, что есть на ней, сегодня в точности такие же, какими были в самом далеком прошлом. Ограниченность естественно-научных знаний этого периода способствовала утверждению взглядов об абсолютной неизменности природы. Эти положения господствовали в естествознании вплоть до 18 века.
Идеи развития, высказываемые в 17-18 веках осыпались насмешками:
- Декарт (в 1644 году) выдвинул гипотезу об образовании звезд и планет в результате длительных вихреобразных движений частиц материи, пребывавших в хаотическом состоянии.
- в 1755 году Кант поддержал эту мысль.
- в 1748 году де Майе утверждал, что некогда наша планета была покрыта ледниками.
Но возникает геология, которая, исследовав огромный фактический материал, установила, что Земля прошла ряд не повторяющих друг друга стадий развития.
Французский биолог Ламарк выдвинул идею об историческом развитии земной поверхности.
Палеонтология доказала факт смены множества видов животных и растений, вовсе не похожих друг на друга.
Эмбриология, исследовавшая развитие зародыша в утробе матери, установила, какие виды и в какой последовательности были предками современных видов.
Дарвин в своей теории эволюции выдвинул идею о том, что все ныне существующие виды растений и животных – результат длительного процесса эволюции.
На том уровне, какого наука достигла в конце ХIХ века, ученых не могла удовлетворять ни древнегреческая концепция развития, ни концепция развития, царившая в естествознании до конца 19 века. Для них обоих характерно объяснение образования все новых и новых видов комбинаций из материала, никогда не возникающего, никогда не исчезающего, то есть неизменного.
В свете же современных знаний нет ничего вечного, кроме самого изменения и его законов.
Развитие – это непрестанное изменение не только органов, клеток, содержащихся в клетках хромосом, но и молекул, из которых состоят хромосомы, атомов, из которых состоят молекулы, элементарных частиц и физических полей, а также всего того, из чего состоят элементарные частицы и поля.
Другая особенность старого понимания развития – уверенность в том, что появление нового, прежде не существовавшего, характерно лишь для отдельных частей Вселенной, а во Вселенной в целом происходит периодическое повторение совершенного одинаковых циклов, то есть круговоротов.
Еще в 1893 году палеонтолог Долло (1857-1931) открыл закон: в ходе эволюции видов организмы никогда не возвращаются точно к прежнему состоянию, даже попав в условия, тождественные прежним. В биологии доказано, что появление ранее не существовавших видов, приходящих на смену видам вымирающим, - процесс, происходящий также систематически, закономерно и необратимо, как рождение или смерть отдельных особей.
Растительные и животные организмы – это самоуправляющиеся системы. Такие системы являются многоуровневыми, причем каждый нижестоящий уровень управляется уровнем, расположенным над ним. Накопленные в ХХ веке знания об эволюции видов приводят ученых к заключению, что в ходе этой эволюции усложнение организации организмов рано или поздно достигнет такого предела, когда для их дальнейшего стабильного функционирования необходимо возникновение нового уровня управления.
Известный физик Фейнман (родился в 1918 году) пишет, что физики, имеющие дело с повторяющимися, обратимыми изменениями, тем не менее уверены, что должен существовать принцип вроде: «Из елки можно сделать палку, а из палки елки не сделаешь», в связи с чем наш мир постоянно меняет свой характер с елочного на палочный, - и эта необратимость взаимодействий должна быть причиной необратимости всех явлений нашей жизни. Но такой взгляд стал получать широкое научное признание лишь недавно. До первой трети ХХ века среди ученых господствовало мнение, что развиваются лишь фрагменты Вселенной, а строение всей Вселенной, ее основные характеристики остаются неизменными.
Когда А.Эйнштейн, создав (1916) общую теорию относительности, применил ее уравнения ко всей Вселенной, он обнаружил, что у этих уравнений нет решений, обеспечивающих Вселенной неизменность. Ученый усмотрел в этом неудовлетворительность своих уравнений, ибо был убежден, что Вселенная стационарна. И поначалу он не исправил своего философского убеждения так, как этого требовала его научная теорема, а изменил свою теорию Тае, как требовало данное убеждение: он модифицировал уравнения таким образом, чтобы их решение свидетельствовало о неизменности Вселенной.
Между тем, в 1922-23 годах, советский математик Фридман (1888-1925) доказал: из ОТО с необходимостью следует, что Вселенная не может быть стационарной – она всегда должна либо сжиматься, либо расширяться, плотность материи во Вселенной должна всегда либо возрастать, либо уменьшаться. Это открытие опровергло взгляд, прочно укоренившийся в умах ученых. Эйнштейн, ознакомившись с выводом Фридмана, назвал его «подозрительным». Но затем, получив от Фридмана необходимые разъяснения, он признал правоту советского ученого и ошибочность своего первоначального мнения о статичности Вселенной.
Кроме того в 1929 году астроном Хаббл открыл, что все галактики и их скопления удаляются от нас и что чем дальше они от нас находятся, тем с большей скоростью разлетаются. Расширение Вселенной тормозится силами тяготения тем в большей степени, чем выше средняя плотность вещества во Вселенной, а эта плотность с течением времени падает. По прошествии времени расширение Вселенной сменяется ее сжатием.
В мире существуют разные типы и виды изменчивости. Самая общая их градация – это разделение на количественные и качественные изменения.
Количественные изменения – это механические процессы, связанные с перемещением тел, изменением их энергии.
Качественные изменения – связаны с изменением структуры самих предметов, их превращением в другие предметы.
Внутри качественных изменений выделяют обратимые и необратимые изменения. Пример первых – изменение агрегатных состояний (вода в лед). Исследуются частными науками.
Философию интересуют необратимые качественные изменения, которые называются развитием. Развитие как одну из характеристик бытия изучает диалектика (ее часто определяют, поэтому, как учение о развитии).
Диалектика рассматривает 3 проблемы:
1) особенности, отличающие развитие от всяких других изменений, и его направления,
2) источник развития,
3) формы, в которых совершается любое развитие.
Фундаментальные черты развития как атрибута бытия:
- неотрывность от движения = всеобщность
- качественные изменения,
- необратимость (возникновение качественно новых возможностей, не существовавших ранее),
- направленность изменений (развитие базируется на взаимосвязи элементов системы, а поэтому любые, даже кажущиеся случайными изменения носят взаимосвязанный характер и вызывают другие изменения (дискуссии о прогрессе или регрессе).
Развитие – это направленные, необратимые качественные изменения системы.
Развитие – процесс, совершающийся с необходимостью. Что это значит? Обязательно должно произойти.
Модели развития
Градуалистская модель развития
Выдвинута Г.Спенсером (1820-1903). Обосновывал положение о всеобщей постепенной эволюции природы, в основе которой «лежит процесс механического перераспределения частиц материи, а сама эволюция идет в направлении от однородности к разнородности. Отрицал скачки «взрывообразного типа».
Эмерджентизм (А.Бергсон)
Абсолютизировал момент скачков в развитии, в результате чего новое качество объявлялось несводимым к предшествующему и выступало результатом внутренней «творческой силы». Человек не может предсказать как будет развиваться система.
Равновесно-интеграционная модель
Система стремится к равновесию. Противоречия рассматривались лишь как негативный фактор, нарушающий равновесие.
Диалектико-материалистическая модель
Общие философские законы, с помощью которых можно объяснить изменения, происходящие в обществе, природе и мышлении.
Закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза)
В процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития.
Каждой области действительности присущ свойственный только ей способ исчезновения (отрицания) старой ступени развития и возникновения следующей.
Т в 1000 градусов вызывает гибель амебы, но при этом не возникает следующая ступень развития этого существа. Способ отрицания амебы иной. Это деление, в результате которого исчезает старый микроорганизм и возникают два новых. Если использовать желудь на корм, то это будет отрицанием желудя. Но с развитием, присущим желудю, будет покончено. Способ смены ступеней, присущий желудю – это его превращение в росток дуба. Дуб строит свое тело из веществ, извлекаемых из земли корнями и из воздуха. Но ни корней, ни зеленых органов еще нет. Первые маленькие корешки и зеленые ростки образуются из материала, имеющегося внутри желудя, оболочка которого сгнивает и в состав нового растения не входит. Так что одна часть желудя при его отрицании отпадает, а другая существенно преобразовавшись, сохраняется. Едва возникнув, корешок и зеленый росток начинают извлекать из почвы и воздуха вещества для построения дуба. Растение, пришедшее на смену желудю, содержит много такого, чего в самом желуде не было. Таким образом, при отрицании желудя, во-первых, часть его вовсе не входит в растение, приходящее ему на смену, во-вторых, другая его часть входит в это растение коренным образом преобразившись и, в-третьих, в растении есть нечто совершенно новое, чего в желуде не существовало (это сочетание качественной новизны и преемственности).
Когда в науке место устаревшей теории занимает более совершенная, последняя, во-первых, отбрасывает заблуждение первой; во-вторых, сохраняет то верное, что содержалось в прежней теории, существенно переосмыслив, и, в-третьих, присоединяет к сохранившемуся, хотя и измененному знанию новые, впервые добытые знания.
Эти ступени необязательно следуют друг за другом. Поэтому ценность закона не в принципе троичности, а в характеристике особенностей перехода от одной ступени развития к другой.
Источники развития. Закон единства и борьбы противоположностей
Закон отрицания отрицания формулирует самые общие признаки, отличающие развитие от других форм движения и изменения. А что становится причиной изменений?
Так же обстоит дело и с противоположностями: наблюдаемый нами процесс – либо гибель чего-то, либо рождение; сторона, на которую мы указывали – либо юг, либо север = противоположные характеристики не могут принадлежать одному объекту.
Этот взгляд довлеет в обыденной жизни. Но существует и иной взгляд, согласно которому противоположности не только могут содержаться в одном и том де объекте, но в каждом предмете, в каждом процессе обязательно заключены противоположности. Эту мысль выдвинул Гераклит, обративший внимание на существование в обществе противоположностей: свободные граждане и рабы, богатство и нищета. Он считал, что все явления природы также заключают в себе противоположности.
Оба взгляда существуют издавна. Но только в 19 веке наука дала новый фактический материал, заставивший пересмотреть вопрос о противоположностях. Исследуя магнетизм, физики обнаружили, что распилив магнит посередине, мы не получим один кусок северного полюса и другой – южного. Оба куска окажутся магнитами с двумя противоположными полюсами. Полюса у магнита исчезают сразу оба, если мы размагнитим кусочки. Только наличие этих двух противоположностей и обуславливает существование магнита.
Химия нашла, что в природе непрестанно происходят связанные друг с другом и превращающиеся друг в друга противоположные реакции – диссоциация (то есть разложение молекул на более простые составляющие) и ассоциация (образование молекул).
Геология выяснила, что исчезновение континентов, морей, озер, гор и возникновение других континентов, морей, озер и прочее всегда означают неотделимые друг от друга и переходящие друг в друга противоположные изменение.
Историки обнаружили, что причиной классовой борьбы, послужившей источником развития общества, были постоянные столкновения между рабами и рабовладельцами.
Две концепции источника развития
По Гераклиту именно эти противоположности и борьба между ними и являются источником развития.
Аристотель же отстаивал точку зрения, что причина изменений определяется источником извне.
До 17 века этот спор не был решен.
Диалектика утверждает, что борьба противоположно направленных действий – главный источник его движения, изменения. Чтобы ученый смог узнать, чем вызвано изменение какого-либо объекта, он должен, во-первых, постараться отличить роль противоположностей, внутренне присущих объекту, от внешних, оказываемых на него влияний, и, во-вторых, выяснить, какие именно внутренние противоположности являются основными для того или иного объекта. (рост и отмирание клеток, возникновение одних функций и исчезновение других, борьба противоречивых представлений детства и юности).
Источником развития в диалектике считается не само наличие противоположностей, а их взаимодействие, ведущее к преодолению противоречий между ними.
Формы развития. Закон взаимосвязи и взаимоперехода количественных и качественных изменений
До сих пор рассматривая диалектику как теорию развития, мы характеризовали развитие со стороны его направления (закон отрицания отрицания) и внутренних источников (закон единства и борьбы противоположностей). Осталось ответить еще на один вопрос: какова форма процесса развития, развития вообще: происходит ли оно плавно, или в нем имеются скачки?
На каждом шагу мы сталкиваемся с тем, что исчезновение какого-либо объекта или появление нового объекта происходит так постепенно и непрерывно, что невозможно определить, момент его исчезновения или появления нового объекта.
Вводя вещества, поглощаемые организмом, так называемые меченые (радиоактивные) атомы, ученые установили, что за 80 дней половина белков, содержащаяся в теле человека, выводится из его организма и заменяется новыми. Несмотря на это, невозможно указать момент исчезновения старого состава нашего тела и возникновение его нового состава. При этом человек остается самим собой.
1. Изменение. Заключающееся в том, что объект, существовавший до этого изменения, исчезает, а на его месте возникает объект, которого до данного изменения не было, называется качественным.
2. Если же в ходе изменений различные стороны или части объекта растут, уменьшаются, перегруппировываются в известных пределах, либо вовсе исчезают и появляются вновь, но претерпевший изменения объект все-таки сохраняется, то такие изменения называются количественными.
Характеристики, утрата которых обязательно означает прекращение существования объекта, называется его качеством. Характеристики, утрата которых в определенных пределах не затрагивает существование объекта, называют его количеством.
Качественные изменения: «не было, а теперь есть», «было, а теперь нет».
Количественные: «больше-меньше», «ниже-выше», «теплее-холоднее» и прочее.
Закон перехода количественных изменений в качественные:
1. Всем явлениям в природе, обществе и мышлении присущи количественные и качественные характеристики.
2. Непрерывные количественные изменения могут происходить лишь в границах особой для каждого объекта или процесса меры, при нарушении которой эти изменения вызывают коренной скачкообразный переход к новому качеству.
3. Новое качество обладает новыми количественными характеристиками и, следовательно, качественные изменения влекут за собой и новые количественные изменения.
Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений.
Законы не существуют оторвано друг от друга, а реализуются как компоненты единого общего процесса развития. Мы не можем говорить о переходе количества в качество без рассмотрения вопроса об отрицании старого качества и возникновении нового, что, в свою очередь, нельзя объяснить, не выявив те противоречивые тенденции, которые заложены в любом предмете и явлении. В то же время каждый из этих законов характеризует вполне конкретную сторону развития, которую можно рассматривать относительно обособленно.
Любой предмет, явление представляет собой некоторое качество, единство его стороны, которые в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве.
|