Главная страница
Навигация по странице:

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ. Учение платона об обществе и государстве



Скачать 22.06 Kb.
Название Учение платона об обществе и государстве
Анкор УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ.docx
Дата 19.01.2018
Размер 22.06 Kb.
Формат файла docx
Имя файла УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ.docx
Тип Документы
#15620

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и государство. Платон менее всего похож на аполитического мыслителя, равнодушного к явлениям общественной жизни и политическим учреждениям. С философским идеализмом в нем сочетается чрезвычайный интерес к общественным отношениям. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития.

О тяготении Платона к разработке вопросов общественного устройства хорошо говорит в рецензии на русский перевод «Поэтики» Аристотеля Н. Г. Чернышевский. «Платона, — писал Чернышевский, — многие считают каким-то греческим романтиком, вздыхающим о неведомом и туманном, чудном и прекрасном крае, стремящимся... далеко, далеко от людей и земли... Платон был вовсе не таков... он не был праздным мечтателем, думал не. о звездных мирах, а о земле, не о призраках, а о человеке. И прежде всего Платон думал о том, что человек должен быть гражданином государства...» [42. с. 263 — 264]. Не удивительно поэтому, что вопросам общественно-политическим Платон посвятил два наиболее обстоятельных своих произведения: написанный в большей своей части в эпоху зрелости, долго разрабатывавшийся трактат «Государство (Politeia)» и произведение глубокой старости «Законы». Оба они далеко не равноценны. В «Государстве» учение об обществе разработано в тесной связи с центральным учением платоновского идеализма — с теорией «идей» — и несет на себе печать ригоризма и непреклонности: идеальное сурово противопоставлено как образец и как норма должного эмпирической действительности. В то же время, несмотря на всю резкость этого противопоставления, в «Государстве» запечатлено удивительное знание и понимание столь резко критикуемой и отрицаемой Платоном эмпирической действительности. В сравнении с «Государством» «Законы» — произведение гораздо более «компромиссное», в нем смягчен прежний, характерный для «Государства», идеалистический ригоризм, сделан ряд далеко идущих уступок требованиям эмпирической реальности.

Последующая эволюция в политико-правовых воззрениях Платона нашла свое

выражение в «Законах». Диалог «Законы» является последним сочинением Платона.

Его написанию предшествовали неудавшиеся попытки философа реализовать в

Сиракузах, греческой колонии на Сицилии, первоначальный проект наилучшего

государства. В «Законах» Платон изображает «второй по достоинству»

государственный строй, приближая его к действительности греческих полисов.

Основные отличия диалога «Законы» от диалога «Государство» таковы.

Во-первых, Платон отказывается от коллективной собственности философов и

воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом.

Земля является собственностью государства. Она делится на равные по

плодородию участки. Каждый гражданин получает земельный надел и дом, которыми

пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане могут

приобретать в частную собственность, но ее размеры ограничены. Для удобства

расчетов (при замещении государственных должностей, комплектовании войска и

т.п.) предусматривается точное число граждан — 5040. В это число входят

только владельцы земли; ремесленники и торговцы гражданскими правами не

обладают.

Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному

цензу. Политические права граждане приобретают в зависимости от размеров

имущества, записавшись в один из четырех классов. Разбогатев или обеднев, они

переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящее сословие.

Помимо занятий в собственном хозяйстве, им вменяются в обязанность служба в

войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в

совместных трапезах (сисситиях), жертвоприношения и т.п.

В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается теперь

полностью обеспечить за счет рабского труда (в диалоге «Государство» рабы

упоминались, но Платон не нашел для них места в экономике идеального полиса).

Во «втором по достоинству» государстве «земледелие предоставлено рабам,

собирающим с земли жатву, достаточную, чтобы люди жили в довольстве». Вместе

с признанием рабства у Платона появляется и пренебрежительное отношение к

производительному труду. Предвидя выступления невольников, Платон советует

землевладельцам приобретать как можно меньше рабов одной национальности и не

провоцировать их недовольство жестоким обращением. Ремесленное производство,

как и в первом проекте, занимает подчиненное по отношению к земледелию

положение.

В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге организацию государственной

власти и законы наилучшего строя. В отличие от первого проекта, здесь

проводятся идеи смешанной формы государства и сочетания моральных методов

осуществления власти с правовыми.

Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где

совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся:

демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству

голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам

и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в

деятельности народного собрания. На сочетании демократических и монархических

принципов строятся выборы коллегии 37 правителей и Совета из 360 членов.

Замыкает иерархию государственных органов тайное «ночное собрание», в которое

входят 10 самых мудрых и престарелых стражей. Им вручается верховная власть в

государстве.

Все выборные государственные органы и правители обязаны действовать в точном

соответствии с законом. Что же касается мудрецов из «ночного собрания», то

они причастны к божественной истине и в этом смысле стоят над законом.

Согласившись с тем, что общественную жизнь необходимо урегулировать нормами

писаного права, Платон не мог по своим идейным соображениям допустить

верховенство закона над религиозной моралью. «Ведь если бы по воле

божественной судьбы появился когда-нибудь человек, достаточно способный по

своей природе к усвоению этих взглядов, — писал Платон, — то он вовсе не

нуждался бы в законах, которые бы им управляли. Ни закон, ни какой бы то ни

было распорядок не стоят выше знания».

Рассматривая взгляды философа на закон, следует избегать их модернизации.

Дело в том, что отдельные положения древних мыслителей, взятые вне своего

контекста, могут использоваться при обосновании современных концепций

государства и права. Так, в частности, произошло с высказываниями Платона о

необходимости утверждения закона в общественной жизни, на которые нередко

ссылаются сторонники теории правового государства. В диалоге «Законы» Платон

писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и

находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями,

а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только

могут даровать государствам боги». Под законом здесь понимается не что иное,

как совокупность религиозно-нравственных норм, установленных мудрыми людьми

государства в качестве ориентира для остальных граждан. В приведенном

фрагменте речь идет о подчинении правителей божественным законам (точнее,

установлениям легендарного Кроноса, правившего людьми в глубокой древности).
написать администратору сайта