Навигация по странице:
|
УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ. Учение платона об обществе и государстве
УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и государство. Платон менее всего похож на аполитического мыслителя, равнодушного к явлениям общественной жизни и политическим учреждениям. С философским идеализмом в нем сочетается чрезвычайный интерес к общественным отношениям. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития.
О тяготении Платона к разработке вопросов общественного устройства хорошо говорит в рецензии на русский перевод «Поэтики» Аристотеля Н. Г. Чернышевский. «Платона, — писал Чернышевский, — многие считают каким-то греческим романтиком, вздыхающим о неведомом и туманном, чудном и прекрасном крае, стремящимся... далеко, далеко от людей и земли... Платон был вовсе не таков... он не был праздным мечтателем, думал не. о звездных мирах, а о земле, не о призраках, а о человеке. И прежде всего Платон думал о том, что человек должен быть гражданином государства...» [42. с. 263 — 264]. Не удивительно поэтому, что вопросам общественно-политическим Платон посвятил два наиболее обстоятельных своих произведения: написанный в большей своей части в эпоху зрелости, долго разрабатывавшийся трактат «Государство (Politeia)» и произведение глубокой старости «Законы». Оба они далеко не равноценны. В «Государстве» учение об обществе разработано в тесной связи с центральным учением платоновского идеализма — с теорией «идей» — и несет на себе печать ригоризма и непреклонности: идеальное сурово противопоставлено как образец и как норма должного эмпирической действительности. В то же время, несмотря на всю резкость этого противопоставления, в «Государстве» запечатлено удивительное знание и понимание столь резко критикуемой и отрицаемой Платоном эмпирической действительности. В сравнении с «Государством» «Законы» — произведение гораздо более «компромиссное», в нем смягчен прежний, характерный для «Государства», идеалистический ригоризм, сделан ряд далеко идущих уступок требованиям эмпирической реальности.
Последующая эволюция в политико-правовых воззрениях Платона нашла свое
выражение в «Законах». Диалог «Законы» является последним сочинением Платона.
Его написанию предшествовали неудавшиеся попытки философа реализовать в
Сиракузах, греческой колонии на Сицилии, первоначальный проект наилучшего
государства. В «Законах» Платон изображает «второй по достоинству»
государственный строй, приближая его к действительности греческих полисов.
Основные отличия диалога «Законы» от диалога «Государство» таковы.
Во-первых, Платон отказывается от коллективной собственности философов и
воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом.
Земля является собственностью государства. Она делится на равные по
плодородию участки. Каждый гражданин получает земельный надел и дом, которыми
пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане могут
приобретать в частную собственность, но ее размеры ограничены. Для удобства
расчетов (при замещении государственных должностей, комплектовании войска и
т.п.) предусматривается точное число граждан — 5040. В это число входят
только владельцы земли; ремесленники и торговцы гражданскими правами не
обладают.
Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному
цензу. Политические права граждане приобретают в зависимости от размеров
имущества, записавшись в один из четырех классов. Разбогатев или обеднев, они
переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящее сословие.
Помимо занятий в собственном хозяйстве, им вменяются в обязанность служба в
войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в
совместных трапезах (сисситиях), жертвоприношения и т.п.
В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается теперь
полностью обеспечить за счет рабского труда (в диалоге «Государство» рабы
упоминались, но Платон не нашел для них места в экономике идеального полиса).
Во «втором по достоинству» государстве «земледелие предоставлено рабам,
собирающим с земли жатву, достаточную, чтобы люди жили в довольстве». Вместе
с признанием рабства у Платона появляется и пренебрежительное отношение к
производительному труду. Предвидя выступления невольников, Платон советует
землевладельцам приобретать как можно меньше рабов одной национальности и не
провоцировать их недовольство жестоким обращением. Ремесленное производство,
как и в первом проекте, занимает подчиненное по отношению к земледелию
положение.
В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге организацию государственной
власти и законы наилучшего строя. В отличие от первого проекта, здесь
проводятся идеи смешанной формы государства и сочетания моральных методов
осуществления власти с правовыми.
Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где
совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся:
демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству
голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам
и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в
деятельности народного собрания. На сочетании демократических и монархических
принципов строятся выборы коллегии 37 правителей и Совета из 360 членов.
Замыкает иерархию государственных органов тайное «ночное собрание», в которое
входят 10 самых мудрых и престарелых стражей. Им вручается верховная власть в
государстве.
Все выборные государственные органы и правители обязаны действовать в точном
соответствии с законом. Что же касается мудрецов из «ночного собрания», то
они причастны к божественной истине и в этом смысле стоят над законом.
Согласившись с тем, что общественную жизнь необходимо урегулировать нормами
писаного права, Платон не мог по своим идейным соображениям допустить
верховенство закона над религиозной моралью. «Ведь если бы по воле
божественной судьбы появился когда-нибудь человек, достаточно способный по
своей природе к усвоению этих взглядов, — писал Платон, — то он вовсе не
нуждался бы в законах, которые бы им управляли. Ни закон, ни какой бы то ни
было распорядок не стоят выше знания».
Рассматривая взгляды философа на закон, следует избегать их модернизации.
Дело в том, что отдельные положения древних мыслителей, взятые вне своего
контекста, могут использоваться при обосновании современных концепций
государства и права. Так, в частности, произошло с высказываниями Платона о
необходимости утверждения закона в общественной жизни, на которые нередко
ссылаются сторонники теории правового государства. В диалоге «Законы» Платон
писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и
находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями,
а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только
могут даровать государствам боги». Под законом здесь понимается не что иное,
как совокупность религиозно-нравственных норм, установленных мудрыми людьми
государства в качестве ориентира для остальных граждан. В приведенном
фрагменте речь идет о подчинении правителей божественным законам (точнее,
установлениям легендарного Кроноса, правившего людьми в глубокой древности).
|
|
|