Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Финансы
Экономика
Биология
Сельское хозяйство
Психология
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
Физика
История
Экология
Промышленность
Энергетика
Этика
Связь
Автоматика
Математика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

enter3_сокр. 3. Культура Руси в IX начале XIII в. Культура прежде всего мера человеческого



Скачать 51.65 Kb.
Название 3. Культура Руси в IX начале XIII в. Культура прежде всего мера человеческого
Анкор enter3_сокр.rtf
Дата 05.05.2017
Размер 51.65 Kb.
Формат файла rtf
Имя файла enter3_сокр.rtf
Тип Документы
#7879

3. Культура Руси в IX – начале XIII в.
Культура прежде всего – мера человеческого (то есть не биологического, не животного) в человеке. Мир культуры – это всегда освоенный человеком мир, противопоставленный миру природы.



Центрами культуры были города. В IX-X вв. – примерно 25; в XI в. – 89; к концу XII в. – 224; накануне монголо-татарского нашествия – около 300 городов. Города были центрами ремесла; здесь находились памятники архитектуры, прежде всего церкви (в церквах – иконы, настенная живопись); при храмах велось летописание, переписывались и переводились книги; в городах открывались школы.
Письменность.

…письменность появилась … до принятия христианства, видимо, во второй половине IX в.. Известны договоры Руси с Византией начала X в., надписи на глиняных сосудах из Гнездовских курганов под Смоленском первой четверти X в.

Официальный алфавит – кириллица. Его появление связано с именем Кирилла. Византийские монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий создали алфавит для славянских народов и перевели на славянский язык богослужебные греческие книги во второй половине IX в.

На Руси писали “уставом”. Буквы XI-XII вв. почти квадратные, не связаны друг с другом. Слова не отделялись друг от друга. Было принято сокращение слов. Над местом сокращения ставился специальный знак: титло.

Писали на пергаменте (из специально выделанной телячьей кожи). Текст начинался с большой красной буквы-заставки (отсюда - “красная строка”). Текст сопровождался рисунками – миниатюрами. Листы сшивали и переплетали. Обложками были две доски, обтянутые кожей (отсюда – “прочитать от доски до доски”).

На Руси грамотными были не только духовенство и знать. В Новгороде в середине ХХ века археологи нашли берестяные грамоты XI-XII вв. На бересте – записки простых людей.
Летописание. “Повесть временных лет”.

Летопись – это погодное изложение событий. …

“Повесть временных лет” – главный памятник древнерусского летописания.

Первая редакция ПВЛ принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, датируется 1110-1113 гг. …

В ПВЛ рассказывается о расселении славян, управлении славянскими племенами, их быте и верованиях. Автор повествует о призвании варягов, объединении Новгорода и Киева, основных событиях древнерусской истории.

Летописи велись не только при монастырях, но и при княжеских дворах, не только в Киеве, но и других городах, впоследствии - землях. Хорошо известны Новгородские и Псковские летописи, Владимирский летописный свод и др.
Литература. “Слово о полку Игореве”.

От XI-XII вв. до нас дошло 80 книг, 7 из них имеют точную датировку. Древнейшая книга – “Остромирово Евангелие”. …

На Руси переписывали религиозные тексты, делали переводы с греческого и латинского языков. Были и оригинальные сочинения. В отличие от европейских стран, где официальным языком была латынь, на Руси писали на родном языке.

Наиболее известными произведениями древнерусской литературы являются:

В житийном жанре – “Житие Бориса и Глеба” (дошло в летописи под 1015 г.) и “Сказание о Борисе и Глебе” (первая половина XI в.). О благочестивой жизни и трагической гибели русских князей, канонизированных церковью.

“Слово о законе и благодати” митрополита Илариона (середина XI в.). Центральная идея – отстаивание самостоятельности русской церкви. Суровый закон “Ветхого завета”, предназначенный для одного народа, противопоставлен в этом сочинении благодати “Нового завета”, имеющей общечеловеческий характер.

В жанре путевых записок написано “Хождение игумена Даниила на Ближний Восток” (около 1107 г.).

“Поучение” Владимира Мономаха (примерно 1117 г.) – своеобразное политическое завещание и наставление детям, написанное киевским князем.

Одним из наиболее выдающихся произведений древнерусской литературы принято считать “Слово о полку Игореве”. В произведении рассказывается о походе Новгород-Северского князя Игоря на половцев и его поражении. Автор осуждает княжеские усобицы, вспоминает времена единства Руси и призывает князей объединиться и вызволить Игоря из половецкого плена.

Оригинал “Слова” погиб в Москве в 1812 г. во время пожара. Поэтому в литературе существуют разные точки зрения относительно авторства “Слова” и времени его создания. Так, известный историк Б.А. Рыбаков считал автором киевского тысяцкого Петра Бориславича – участника событий. Писатель В. Чивилихин полагал, что автором являлся сам князь Игорь. Казахский поэт и писатель О. Сулейменов рассматривал “Слово” как памятник тюркской литературы. Значительная часть историков и литературоведов придерживается точки зрения, что автор неизвестен. Большинство исследователей датируют “Слово” концом XII в. (между 1185 и 1190 гг.). …Историк А.А. Зимин полагал, что “Слово о полку Игореве” – апокриф (подделка) конца XVIII в.

Архитектура. Изобразительное искусство.

С домонгольского времени до нас дошло более 150 памятников. До конца X в. постройки в основном деревянные или деревянно-земляные. Одно из первых каменных строений относится к концу X в. Это 25-главая церковь в честь Богородицы в Киеве (Десятинная церковь). Сгорела при нашествии монголо-татар.

При Ярославе Мудром в Киеве были построены 13-купольный Софийский собор и Золотые ворота. Кроме Киева Софийские соборы были в Новгороде и Полоцке. Из других памятников архитектуры выделим: Золотые ворота, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, Спасские соборы в Чернигове и Новгороде, дворец князя Андрея Юрьевича в Боголюбове, храм Покрова на Нерли, соборы Переяславля-Залесского, Суздаля, Юрьева-Польского.

Древнерусские мастера строили не “на глазок”, они знали пропорции (“золотое сечение”). Преобладала так называемая крестово-купольная композиция: прямоугольный объем, расчлененный четырьмя столбами, на которых покоится центральный купол.



Внутри храмов были фрески и мозаика.

Фрески – живопись водяными красками по сырой штукатурке. В Святой Софии в Киеве сохранились изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого

Мозаика – изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты (специальный стекловидный материал). В Софийском соборе в Киеве – мозаичное изображение огромной фигуры молящейся за человечество Богоматери (Богоматерь Оранта).

В храмах находились иконы (по гречески - изображение, образ). Первые иконы были написаны греческими мастерами. Самая почитаемая – изображение Богоматери с младенцем на руках (рубеж XI-XII вв.) – Владимирская Богоматерь, своеобразный символ России (неизвестный греческий иконописец). Известны имена русских мастеров-иконописцев XI в.: Алимпий, Олисей, Георгий.

К памятникам изобразительного искусства можно отнести книжные миниатюры, орнаменты в виде заставок (узоры, виньетки в начале главы), украшения на полях книг. Из прикладного искусства – орнаменты на посуде, изделиях ремесла.
Художественное ремесло.

В ремесленном производстве было более 60 специальностей: кузнечное дело, гончарное дело, литье колоколов, производство кирпича, многоцветной керамики, обработка дерева и кожи, изготовление оружия, кольчуг, мечей, сабель, арбалетов и т.д.

Больших успехов достигло художественное ремесло. Изготавливали бронзовые, серебряные, медные украшения. Художественной литье в формах – один из технических приемов. Отливали кресты, подвески, височные кольца, подсвечники, браслеты, перстни и т.д.

Кроме литья – другие приемы художественного ремесла:

художественная ковка (кубки, блюда) и чеканка (шлемы);

чернь – резцом наносили рисунок, туда вбивали золотые или серебряные нити, пространство между нитями покрывали черным цветом;

зернь – по рисунку накладывались золотые и серебряные зерна и припаивались;

скань (филигрань) – изделия из скрученной, свитой золотой и серебряной проволоки;

эмаль – специальное покрытие изделий.
Устное народное творчество.

Устное народное творчество предшествовало появлению письменной литературы. Распространены легенды, были, сказки, песни, плачи, пословицы, заговоры, гадания.

Обрядовый фольклор – встречи (коляды) и проводы (масленица) зимы, встреча (красная горка) и проводы (семик) весны; летние праздники (русалии, купала); осенний – обжинок.

В X в. зарождается героический былинный эпос. Былины не слагали о князьях, воевавших в чужих землях и не заботившихся о своей (например, о Святославе Игоревиче); о междоусобных распрях и князьях, принимавших в них участие (о Ярославе Мудром, Юрие Долгоруком).

Одним из первых былинных героев был Микула Селянинович.

Выделяют три былинных цикла:

1.О Владимире Святославиче, Владимире “Красное Солнышко” (как его называли в былинах), оборонявшем Русь от печенегов. Один из героев этого цикла – легендарный Илья Муромец.

2. О полоцком князе Всеславе, избранном киевским князем после народного восстания 1068 г.

3. О Владимире Мономахе и его борьбе с половцами.

написать администратору сайта