Навигация по странице:
|
силлабус ИГПЗС 2015. Высшая школа права кафедра государственноправовых дисциплин
АО «КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ВЫСШАЯ ШКОЛА ПРАВА
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
|
«Утверждаю»
|
|
Директор ВШП
|
|
д.ю.н., профессор
|
|
|
|
_________________ У.Шапак
|
|
«____» _______________ 20__ г.
|
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(SYLLABUS)
Наименование дисциплины: «История государства и права зарубежных стран»
Специальность: 5В030100«Юриспруденция»
Количество кредитов
|
3 кредита
|
Курс:
|
1-2
|
Лекции
|
30 ч.
|
Практические, семинарские занятия
|
15 ч.
|
Форма контроля:
|
письменный экзамен
|
Трудоемкость
|
45 ч.
|
Информация о преподавателях
|
Нурмагамбетова Сауле Буркатовна, к.и.н., доцент
Кубенов Ержан Спартакович, м.ю.н., старший преподаватель
|
|
|
Тел.
|
+7 (7172)70-30-26
|
|
|
Пререквезиты:
|
- основы права;
- политология;
-теория государства и права;
-философия.
|
Постреквизиты:
|
- конституционное право;
- гражданское право;
- уголовное право;
- семейное право;
- административное право;
- история политических и правовых учений и др.
|
Академическая политика курса
Для приобретения знаний и навыков по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» необходимо, чтобы студенты своевременно и точно выполняли задания преподавателя, а также индивидуальные задания, разработанные для самостоятельной работы студентов. Студенты обязаны знакомиться с основной и дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем. При изучении дисциплины «История государства и права зарубежных стран» студенты должны свободно оперировать юридической терминологией и уметь дать правовую характеристику основных институтов государства и права.
При выполнении заданий, студенты не должны копировать или воспроизводить результаты работ других студентов, ученых, практикующих юристов заниматься плагиатом и компилированием текстов.
Рекомендации: своевременно и полностью выполнять домашние задания, активно участвовать в учебном процессе, содействовать коллективной работе; развивать свои интеллектуальные и ораторские способности, чаще посещать библиотеку, активно овладевать юридической терминологией и юридическим мышлением. Быть доброжелательным к сокурсникам и преподавателям.
Характеристика учебной дисциплины
История государства и права зарубежных стран - это фундаментальная, базовая юридическая дисциплина, изучаемая на начальных курсах юридического вуза. Курс дисциплины истории государства и права зарубежных стран направлен на подготовку студентов юридической специальности к изучению конкретно-юридических дисциплин, таких как конституционное право, административное право, уголовное право, гражданское право и т.д. именно с таких дисциплин, как теория государства и права и история государства и права зарубежных стран будущий юрист начинает изучение своей специальности. История государства и права зарубежных стран формирует в будущем юристе знания о происхождении и развитии понятийно-категориального аппарата юридической науки. Именно в рамках изучения курса истории государства и права зарубежных стран студент узнает об основных этапах формирования государства и права, узнает основные ценности правового государства и признаки гражданского общества и т.д. Прежде всего, это связано с тем, что в истории государства и права зарубежных стран в хронологической последовательности рассматриваются вопросы происхождения и развития государства и права.
Цель и задачи дисциплины:
Целью изучения дисциплины «История государства и права зарубежных стран» является получение систематизированных знаний о государстве, праве и их взаимодействии. История государства и права зарубежных стран вырабатывает у студентов комплексное представление о происхождении и развитии государства и права, а также формирование системы базовых знаний для профессионального изучения юридических дисциплин.
Задачами изучения данного курса являются: формирование четкого представления об основных понятиях науки « История государства и права зарубежных стран», и её соотношении с другими юридическими науками; познание закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права; получение знаний в области эволюции и соотношения современных государственных и правовых систем; выработка умений формулирования и способностей разбираться в основных проблемах современного понимания государства и права; выработка способностей характеризовать современные политико-правовые доктрины; освоение навыков работы с литературой по проблемам истории государства и права, уметь аргументировано излагать достижения в области теоретической мысли по истории государства и права; выработать умения реализовывать полученные знания по истории государства и права в последующей практической деятельности
План изучения учебной дисциплины
№
|
Название темы
(неделя проведения лекции)
|
Задания для практических занятий и форма проведения (неделя проведения)
|
Задания для СРС и форма контроля знаний
|
1
|
Предмет, цели изучения, метод и место истории государства и права зарубежных стран в системе юридических наук. (75 мин) 1 неделя
1. Предмет истории государства и права
2. Методология предмета истории государства и права зарубежных стран
3. Системы права (для ЮСП).
4. Периодизация курса истории государства и права
|
|
|
2
|
ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ) (75 мин)
1 неделя
1.Специфические черты становления и развития государства древневосточной цивилизации.
2. Государство и право Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая.
|
Государство и право стран античного права. (150 мин)
2 неделя
1) Общая характеристика государства и права в Древней Греции.
2) Государство в Афинах. Афинская демократия.
3) Государство и право Древнего Рима
а) этапы развития римского государства
б) римское право.
|
Выполнение письменных заданий по истории государства и права Древнего Мира согласно вариантам.
Ознакомление с учебной литературой по данной теме и учебно-методическому пособию по истории государства и права зарубежных стран (авторы: Нурмагамбетова С.Б., Сулейменова Д.Д.) – стр. 4-52 (срок выполнения – 3 неделя)
|
3
|
Государство и право Западной Европы в период средневековья. (75 мин)
3 неделя
Сущность феодального государства, этапы развития феодального государства
Специфические черты и особенности феодального государства и права Западной Европы
|
Феодальное государство и право Западной Европы. (150 мин) 3-4 неделя
1. Особенности средневекового государства и права в Европе.
2. Образование государства франков.
а) Государственное устройство франков.
б) Право франков.
3) Феодальное государство и право Франции.
а) Периодизация истории средневекового государства во Франции.
б) Характеристика общественного и государственного строя Франции.
в) Право средневековой Франции.
4) Феодальное государство и право Англии.
а) Этапы развития английского феодального государства.
б) Основные черты общественного и государственного строя на всех этапах развития английского феодального государства.
в) Право средневековой Англии.
5) Этапы развития феодального государства Германии.
а) Основные черты общественного и государственного строя на всех этапах развития феодального государства Германии.
б) Право средневековой Германии.
|
Выполнение письменных заданий по истории государства и права средневековых стран Европы и Востока согласно вариантам Ознакомление с учебной литературой по данной теме и учебно-методическому пособию по истории государства и права зарубежных стран (авторы: Нурмагамбетова С.Б., Сулейменова Д.Д.) – стр. 53-102 (срок выполнения – 7 неделя)
|
4
|
Государство и право феодальной России.(75 мин)
4 неделя
1.Возникновение государственности у восточных славян. Киевская Русь как раннефеодальная монархия.
2.Проблема образования Русского централизованного государства и Российской империи
|
Право феодальной России (75 мин)
5 неделя
Русская Правда
Судебники 1497г. и 1550г. 2. разработка и принятие Соборного уложения 1649г. Его общая характеристика.
|
|
5
|
Государство и право стран Востока в период средневековья (150 мин)
6-7 неделя
1. Государство и право Арабского Халифата
2. Государство и право Османской империи
3. Государство и право средневековых Китая и Японии
|
Государство и право стран средневекового Востока (150 мин)
7-8 неделя
1. Арабский Халифат
а. Возникновение мусульманской империи. Роль ислама в его становлении.
б. Основные черты общественного и государственного строя.
в. Право Халифата.
2. Государство и право Османской империи
а. Возникновение и основные периоды развития Османской империи.
б. Основные черты общественного и государственного строя.
3. Средневековые Китай и Япония
а. Общественный и государственный строй средневекового Китая.
б. Общественный и государственный строй средневековой Японии.
в. Сходства и различия в праве этих государств.
|
|
6
|
История государства и права нового времени. (75 мин)
8 неделя
Государство и право Англии нового времени.
1. Этапы английской буржуазной революции.
2. Утверждение конституционной монархии в Англии 18в.
|
Становление и развитие англо-саксонской правовой системы (75 мин)
9 неделя
Право Соединенного Королевства
Право США
|
Выполнение письменных заданий по истории государства и права Нового времени стран Европы и Востока согласно вариантам Ознакомление с учебной литературой по данной теме и учебно-методическому пособию по истории государства и права зарубежных стран (авторы: Нурмагамбетова С.Б., Сулейменова Д.Д.) – стр. 120-199 (срок выполнения – 11 неделя)
|
7
|
Соединенные Штаты Америки. (75 мин)
9 неделя
1. Образование США.
2. Конституция США 1787г. Билль о правах 1791г.
3. Последствия гражданской войны 1861-1865гг. развитие института президентской власти.
|
|
8
|
Государство и право Франции нового времени. (75 мин)
10 неделя
1. Этапы Французской буржуазной революции 1789-1799гг.
2. Государственный строй Франции по Конституции 1791г. Жирондистская Республика.
3. Якобинская республика.
4. Франция в период империи.
5. Вторая и третья республики.
6. Гражданский кодекс Франции 1804г. Уголовный кодекс 1810г.
|
Становление романо-германской правовой семьи (75 мин)
11 неделя
1. характерные черты и особенности ФГК 1804 г.
2. характерные черты и особенности ГГУ 1896г.
|
|
9
|
Государство и право Германии нового времени. (75 мин)
10 неделя
1. Образование Германской империи. Конституция 1871г.
2. Германское уголовное уложение 1871г. Уголовно-процессуальный кодекс 1877г.
3. Германское гражданское уложение 1896г.
|
|
10
|
Государство и право стран Востока в период нового времени. (150 мин)
11-12 неделя
1. Революция Мейдзи и буржуазные реформы 60-80-х гг. 19в. В Японии.
2. Государство и право Китая в период реформ и провозглашение Китайской республики.
3. Причины краха Османской империи.
|
Общее и особенное в становлении буржуазных государств стран Востока (75 мин)
12 неделя
Характер реформ в Японии в конце 19 века
Причины и последствия краха реформ в Китае
Распад Османской империи
|
|
11
|
Государство и право США новейшего времени (75 мин)
13 неделя
1.«Новый курс» Франклина Рузвельта
2.Основные изменения в государственном аппарате
3.Деятельность правоохранительных органов
|
|
Выполнение комплексного письменного задания по истории государства и права Новейшего времени стран Европы и Востока согласно вариантам. Ознакомление с учебной литературой по данной теме и учебно-методическому пособию по истории государства и права зарубежных стран (авторы: Нурмагамбетова С.Б., Сулейменова Д.Д.) – стр. 200-227 (срок выполнения – 14 неделя)
|
12
|
Государство и право Великобритании и Франции новейшего времени (75 мин)
13 неделя
1.Эволюция партийных систем.
2.Основные изменения в государственном строе.
|
|
|
13
|
Государство и право Германии новейшего времени. (75 мин)
14 неделя
1.Крах кайзеровской Германской империи. Веймарская конституция.
2.Фашистская диктатура в Германии.
3.Федеративная республика Германия.
4.Обьединение Германии.
|
|
|
14
|
Государство и право России новейшего времени. (75 мин)
14 неделя
1. Особенности развития государства и права России в начале ХХ века.
2. Октябрьский вооруженный переворот и создание советского государства и права.
3. Конституции СССР 1924,1936 и 1977 гг.
4. Перестройка, распад СССР и образование СНГ.
5. Проблемы и перспективы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
|
|
|
15
|
Становление и развитие государственно-правовых систем Юго-Восточной Азии в послевоенный период
15 неделя
Государство и право Китая и Японии после 2-ой мировой войны
Особенности становления государственно-правовых систем Кореи, Сингапура, Индии
|
|
|
Литература:
1. Крашенинникова Н., Жидкова О. История государства и права зарубежных стран. Москва, 2001 г. – 482 с.
2. Батыр К. Хрестоматия по история государства и права зарубежных стран. Том 1. 2012 г. – 392 с.
3. Михелина Е. В. История государства и права зарубежных стран.
2002 г. − 208 с.
4. Абдурахманова И.В. История государства и права зарубежных стран. 100 ответов на экзаменационные вопросы. 2015 г. – 282 с.
5. Никифорова Н. Краткий курс по истории государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. 2011 г. – 166 с.
6. Рубаник В. История государства и права зарубежных стран. Учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. 2011 г. – 544 с.
7. Жаворонкова А. Шпаргалка по истории государства и права зарубежных стран (№3). Ответы на экзаменационные билеты. 2013 г. – 24 с.
8. Иванов А.А. История государства и права зарубежных стран. 2012 г. – 343 с.
9. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. 2007 г. – 376 с.
10. Чепурнова Н.М. История государства и права зарубежных стран. 2007 г. – 198 с.
Контроль знаний студентов
Критерии оценки текущей успеваемости и посещаемости студентов (по видам учебных занятий):
В течении учебного семестра студент должен получить 6 оценок:
3 оценки (с 1-ой по 8-ю неделю) в сумме составляют оценку рейтинга-1.
Следующие 3 оценки (с 8-ой по 15-ю неделю) в сумме составляют оценку рейтинга-2.
3-я и 6-я оценки выставляются за присутствие и участие в проведении занятий:
- за работу и присутствие на занятии – 100% (доля оценки за посещение лекции при подсчете суммарной составит 20% (100%х0,2));
- неявка на лекционное занятие – 0%.
2,3,4,5 оценки выставляются за выполнение письменных заданий (СРС):
- за качественное и своевременное выполнение задания СРС (в соответствии с силлабусом по дисциплине) – от 0 до 100% (доля оценки за качественное и своевременное выполнение задания СРС при подсчете суммарной составит 80% (100%х0,8))*. Задания сдаются согласно установленным срокам. В случае несвоевременной сдачи, задание автоматически оценивается на 20% ниже.
Критерии выставления оценок за устные и письменные ответы
Характеристика ответа
|
Оценка ECTS
|
Баллы в БРС
|
Оцен-ка
|
Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, проявляющаяся в свободном оперировании понятиями, умении выделить существенные и несущественные его признаки, причинно-следственные связи. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ формулируется в терминах науки, изложен литературным языком, логичен, доказателен, демонстрирует авторскую позицию студента.
|
А
|
100–95
|
5
(5+)
|
Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа.
|
А-
|
94–90
|
5
|
Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. В ответе допущены недочеты, исправленные студентом с помощью преподавателя.
|
В+
|
89–85
|
4
(4+)
|
Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты или незначительные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя.
|
В
|
84–80
|
4
|
Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен в терминах науки. Однако допущены незначительные ошибки или недочеты, исправленные студентом с помощью «наводящих» вопросов преподавателя.
|
В-
|
79–75
|
4
(4-)
|
Дан полный, но недостаточно последовательный ответ на поставленный вопрос, но при этом показано умение выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Ответ логичен и изложен в терминах науки. Могут быть допущены 1–2 ошибки в определении основных понятий, которые студент затрудняется исправить самостоятельно.
|
С+
|
74–70
|
3
(3+)
|
Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
|
С
|
69–65
|
3
|
Дан неполный ответ, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения. Допущены грубые ошибки при определении сущности раскрываемых понятий, теорий, явлений, вследствие непонимания студентом их существенных и несущественных признаков и связей. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции.
|
С-
|
64–60
|
3
(3-)
|
Дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
|
D+
|
59–50
|
3
|
Не получены ответы по базовым вопросам дисциплины.
|
F
|
49–0
|
2
|
*Волгоградский государственный медицинский университет
6. Оценка за успеваемость и/или посещаемость выставляется за каждое занятие. Окончательный результат текущего контроля успеваемости и посещаемости подводится в рейтинговую неделю расчетом среднеарифметической суммы всех оценок, полученных за период обучения.
7. В случае пропуска студентом учебных занятий по уважительной причине преподаватель по распоряжению директора высшей школы при заполнении электронного журнала выставляет значение «1» вместо «0».
Общая шкала оценки знаний
Аттестационная буквенная оценка
|
Цифровой эквивалент баллов
|
% - содержание степени усвоения учебной дисциплины
|
|
А
|
4,0
|
95-100
|
отлично
|
А-
|
3,67
|
90-94
|
В+
|
3,33
|
85-89
|
хорошо
|
В
|
3,0
|
80-84
|
В-
|
2,67
|
75-79
|
С+
|
2,33
|
70-74
|
удовлетворительно
|
С
|
2,0
|
65-69
|
С-
|
1,67
|
60-64
|
D+
|
1,33
|
55-59
|
D
|
1,0
|
50-54
|
F
|
0
|
0-49
|
неудовлетворительно
|
Итоговая оценка по дисциплине в процентном содержании определяется:
Р1 + Р 2
И % = ------------- х 0,6 + Э х 0,4,
2
где: Р1 - процентное содержание оценки первого рейтинга
Р2 - процентное содержание оценки второго рейтинга
Э - процентное содержание экзаменационной оценки.
Итоговая оценка в процентном содержании И % переводится в итоговую оценку в цифровом эквиваленте И ц согласно шкале итоговой оценки.
|
|
|