Навигация по странице:
|
ТЕМА 2. Визитной карточкой
|
Название |
Визитной карточкой
|
Анкор |
ТЕМА 2.doc |
Дата |
14.12.2017 |
Размер |
1.3 Mb. |
Формат файла |
|
Имя файла |
ТЕМА 2.doc |
Тип |
Документы
#12278
|
страница |
1 из 8 |
|
ТЕМА 2. ВЕЛИКАЯФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1789 – 1799 гг.
Наверное, самой яркой "визитной карточкой" эпохи Нового времени является Великая Французская революция. Это событие разрушило традиционное общество и положило конец "старому порядку", в основе которого лежали абсолютистская система правления, феодальные отношения в деревне, сословная система. Великая французская революция во многом определила дальнейшее развитие не только европейских стран, но и мира в целом. Можно сказать, что весь XIX прошел под знаменем ее идей – и в первую очередь, провозглашенных ею принципов всеобщей свободы и равенства, благодаря которым в стране были заложены основы правового государства и гражданского общества. Вместе с тем, многие стороны и аспекты этого величайшего события – такие, например, как природа якобинской диктатуры, - до сих пор остаются предметом споров и дискуссий специалистов в области истории, культуры, философии, социологии, права. Источников и исследовательских работ по этой теме чрезвычайно много, и, естественно, все их охватить в рамках изучения темы на семинарских занятиях невозможно, да и ненужно. Вам предлагается разработать три сюжета (case-studies) по истории революции на основании анализа источников и фрагментов из исследовательской литературы. Первый блок документов и материалов посвящен базисным программным документам революции, определявшим политическое устройство и политический курс французского государства на том или ином этапе революции: Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Конституция фельянов 1791 г., Конституция якобинцев 1783 г. и Конституция Третьего года республики (1795 г.). Второй блок рассматривает вопрос о революционном терроре, его теоретических истоках и его роли в политической практике революции. Наконец, третий блок посвящен агитации и пропаганде времен революции и, в силу этого, включает графические, или визуальные (изобразительные) источники, требующие особого подхода и особых навыков работы.
Литература
Блок 1. Конституции эпохи Великой французской революции:
эволюция государственного и общественного устройства Франции
Вопросы и задания
Проанализируйте текст Декларации прав человека и гражданина, принятой 26 августа 1789 г. и впоследствии включенной в качестве преамбулы в текст конституции 1791 г., выработанной и принятой фельянами. Найдите в тексте "Декларации" подтверждения тому, что этот документ был составлен под влиянием идей просветителей. Какие идеи Просвещения можно в нем обнаружить?
-
Изучите текст Конституции 1791 г. по следующему плану1:
какова цель принятия Конституции: как она сформулирована, отличается ли истинная цель от сформулированной (на Ваш взгляд)?
какова структура документа (из каких частей и разделов он состоит, в каком порядке они расположены, о чем может свидетельствовать порядок расположения частей и разделов конституции)?
какое государственное устройство провозглашает конституция?
какие органы являются носителями высшей законодательной, исполнительной, судебной власти, какова их структура и полномочия?
найдите в тексте фрагменты, касающиеся взаимоотношений ветвей власти между собой, их взаимоконтроля.
насколько полно по данной конституции осуществляется принцип разделения властей? Если Вам кажется, что одна из ветвей доминирует над остальными, то конкретизируйте и аргументируйте свое мнение.
как в документе определяются ключевые для революционной идеологии понятия "нация", "гражданство", "свобода", "равенство", "закон", "собственность", "общая воля", "общественная необходимость"?
Сравните полномочия и отношения с законодательной властью французского короля по Конституции 1791 г. и американского президента по Конституции 1787 г. (см. материалы к теме 1). Кто из носителей высшей исполнительной власти обладал большими полномочиями? О чем, на Ваш взгляд, говорят результаты такого сравнения?
Изучите конституцию якобинцев (источник 1.2.) в сравнении с конституцией 1791 г. (см. предложенный план анализа). Считается, что она была самой демократичной по своему содержанию из всех революционных конституций. Согласны ли Вы с этим?
Анализируя конституцию 1795 г. (источник 1.3.), историк Д. Бовыкин в статье "Ни короля, ни анархии. Исполнительная власть в Конституции III года Республики"2 пишет, что для термидорианцев существовала логика, которую можно выразить в популярном в ту эпоху лозунге: «Ни деспотизма, ни анархии». "Иными словами, - заключает автор, - с одной стороны, Директория должна быть достаточно эффективной. С другой, – она не должна была стать слишком сильной, не должна была иметь возможность подчинить себе народных представителей. Нетрудно заметить, что последняя идея во многом превалировала над первой: исполнительную власть фактически подчинили законодательной. Но спустя всего лишь четыре года она освободилась от этой опеки." Прокомментируйте этот вывод исследователя. Считаете ли вы конституцию 1795 г. реакционной, как это было принято в советской историографии?
Ознакомьтесь со статьей Я. Боска "Арсенал для подстрекателей". Зачем автор так подробно анализирует дебаты в Конвенте 1795 г. о Декларации прав человека и гражданина? С какими выводами автора о природе и значении Декларации для революционной практики Вы согласны, какие выводы кажутся Вам спорными?
Тексты источников
1.1. Конституция Франции, принята 3 сентября 1790 г.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, 1789 г.
Представители французского народа, образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единственными причинами общественных бедствий и пороков правительств, приняли решение изложить в торжественной декларации естественные, неотъемлемые и священные права человека, чтобы такая декларация, неизменно пребывая перед взорами всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности; чтобы действия законодательной и исполнительной властей при возможном сопоставлении в любой момент с целями каждого политического учреждения встречали большее уважение; чтобы притязания граждан, основанные отныне на простых и непререкаемых началах, устремлялись к соблюдению конституции и к всеобщему благополучию. Вследствие этого Национальное собрание подтверждает и провозглашает перед лицом высшего существа и с его благоволения следующие права человека и гражданина:
1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные отличия могут основываться лишь на соображениях общей пользы.
2. Цель каждого политического союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
3. Источник суверенитета зиждется по существу в нации. Никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника.
4. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом.
5. Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом.
6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Он должен быть равным для всех как в тех случаях, когда он оказывает свое покровительство, так и в тех, когда он карает. Всем гражданам ввиду их равенства перед законом открыт в равной мере доступ ко всем общественным должностям, местам и службам сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме обусловливаемых их добродетелями и способностями.
7. Никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, предписанных законом. Тот, кто испросит, издаст произвольный приказ, приведет его в исполнение или прикажет его выполнить, подлежит наказанию; но каждый гражданин, вызванный или задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться: в случае сопротивления он подлежит ответственности.
8. Закон может устанавливать наказания, лишь строго и бесспорно необходимые, и никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения правонарушения.
9. Так как каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное, то в случае задержания лица всякая излишняя строгость, не вызываемая необходимостью в целях обеспечения его задержания, должна сурово караться законом.
10. Никто не должен испытывать стеснений в выражении своих мнений, даже религиозных, поскольку это выражение не нарушает общественного порядка, установленного законом.
11. Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может высказываться, писать и печатать свободно, под угрозою ответственности лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.
12. Обеспечение прав человека и гражданина влечет необходимость применения вооруженной силы; эта сила, следовательно, установлена в интересах всех, а не в частных интересах тех, кому она вверена.
13. На содержание вооруженной силы и на расходы по содержанию администрации необходимы общие взносы; они должны распределяться равномерно между всеми гражданами сообразно их состоянию.
14. Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, свободно давать согласие на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания.
15. Общество имеет право требовать отчета у каждого должностного лица по вверенной ему части управления.
16. Любое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции.
17. Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, то никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения. Национальное собрание, намереваясь утвердить Французскую конституцию на началах, только что признанных и провозглашенных им, отменяет бесповоротно установления, причинявшие ущерб свободе и равенству прав. Нет более ни дворянства, ни пэрства, ни наследственных, ни сословных отличий, ни феодального порядка, ни вотчинной юстиции, никаких титулов, званий и преимуществ, проистекавших из этого порядка, никаких рыцарских орденов, ни корпораций или знаков отличия, для которых требовалось доказательство дворянства или благородства происхождения, и никаких иных преимуществ, кроме отличий, присвоенных общественным должностным лицам при исполнении их обязанностей. Не существует более ни продажности, ни наследственности каких-либо государственных должностей.
Ни для какой части нации, ни для одного индивида не существует более никаких особых преимуществ или изъятий из права, общего для всех французов.
Не существует более ни сословных цеховых управ, ни профессиональных, художественных или ремесленных корпораций.
Закон не признает более ни религиозных обетов, ни каких-либо иных обязательств, противных естественным правам или конституции.
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОБЕСПЕЧЕННЫЕ КОНСТИТУЦИЕЙ
Конституция обеспечивает следующие естественные и гражданские права:
1) всем гражданам открыт доступ к местам и должностям без каких-либо иных отличий, кроме проистекающих из их добродетелей и способностей;
2) все налоги подлежат раскладке между всеми гражданами равномерно, сообразно их состоятельности;
3) одни и те же правонарушения будут караться одними и теми же наказаниями независимо от каких-либо личных различий.
Конституция обеспечивает также в качестве прав естественных и гражданских:
свободу каждого передвигаться, оставаться на месте или покидать его без опасения подвергнуться задержанию или заключению иначе, как в порядке, предусмотренном конституцией;
свободу каждого выражать словесно или письменно, печатать и предавать гласности свои мысли, не подвергаясь никакой предварительной цензуре или проверке до их опубликования, а также отправлять обряды того вероисповедания, к которому он принадлежит;
свободу граждан собираться в общественных местах, сохраняя спокойствие и без оружия, с соблюдением полицейских законов;
свободу обращаться к установленным органам власти с петициями, подписанными отдельными гражданами.
Законодательная власть не может издавать законы, препятствующие осуществлению естественных и гражданских прав, перечисленных в настоящем разделе и обеспеченных конституцией, или нарушающие эти права; а так как свобода состоит в том, чтобы делать все, что не наносит ущерба правам других или общественной безопасности, то закон может установить наказание за совершение деяний, которые, нарушая общественную безопасность или права других граждан, вредны для общества.
Конституция обеспечивает неприкосновенность собственности и справедливое предварительное возмещение, если установленная законом общественная необходимость потребует имущественных жертв.
Имущества, предназначенные на покрытие расходов по отправлению религиозных обрядов, а также на обеспечение (деятельности) общеполезных учреждений, принадлежат нации и во всякое время находятся в ее распоряжении.
Конституция гарантирует действительность произведенного отчуждения имущества или могущего последовать в порядке, установленном законом.
Граждане имеют право выбирать или назначать служителей культа.
Будет учреждено главное управление общественного призрения для воспитания покинутых детей, для облегчения участи неимущих убогих и для приискания работы тем здоровым неимущим, которые окажутся безработными. Будет обеспечено и организовано народное образование, общее для всех граждан, бесплатное в части, необходимой для всех людей; соответствующие учреждения будут распределены по степеням сообразно административному делению королевства. Будут установлены национальные празднества в ознаменование памяти французской революции для, поддержания братства между гражданами, преданности конституции, родине и законам.
Будет издан кодекс гражданских законов, общих для всего королевства.
Раздел второй
О ДЕЛЕНИИ КОРОЛЕВСТВА И О СОСТОЯНИИ ГРАЖДАНСТВА
1. Королевство едино и неделимо. В его состав входят 83 департамента, каждый департамент делится на дистрикты, каждый дистрикт – на кантоны.
2. Французскими гражданами являются: лица, родившиеся во Франции от отца-француза; лица, родившиеся во Франции и избравшие себе местожительство в королевстве; лица, родившиеся за границей от отца-француза, водворившиеся во Франции и принесшие гражданскую присягу; наконец, лица, родившиеся за границей и происходящие в любом числе поколений от француза или француженки, оставивших отечество по вероисповедным основаниям, но водворившиеся во Франции и принесшие гражданскую присягу.
3. Лица, родившиеся за пределами королевства от родителей иностранцев и водворившиеся во Франции, становятся французскими гражданами после пятилетнего непрерывного пребывания в королевстве, если, кроме того, они приобретут здесь недвижимость, или женятся на француженке, или оснуют сельскохозяйственное или торговое предприятие, а также если они примут гражданскую присягу.
4. Законодательная власть в силу особых соображений может выдать иностранцу акт натурализации, но лишь под условием его водворения во Франции и принесения гражданской присяги.
5. Вот текст гражданской присяги: "Клянусь быть верным нации, закону и королю, всеми моими силами поддерживать конституцию королевства, изданную Национальным собранием в течение 1789, 1790 и 1791 годов".
6. Французское гражданство утрачивается: 1) вследствие натурализации в иностранном государстве; 2) вследствие присуждения к наказанию, влекущему за собой утрату гражданства, поскольку осужденный не восстановлен в правах; 3) вследствие заочного приговора, если такой приговор не отменен; 4) вследствие вступления в любой иностранный рыцарский орден или в любую иностранную корпорацию, требующие доказательства дворянства или благородства происхождения или требующие принесения религиозных обетов.
7. Закон признает брак лишь в качестве гражданского договора.
Законодательная власть установит для всего населения Франции без различия порядок удостоверения рождений, браков и смертей и назначит общественных должностных лиц для ведения и хранения записей гражданского состояния.
8. Французские граждане в силу тех местных отношений, которые возникают между ними вследствие сосредоточения их в городах и определенных сельских округах, образуют коммуны.
Законодательная власть может определять границы территории каждой коммуны.
9. Граждане, образующие ту или иную коммуну, имеют право избирать из своей среды на определенный срок в порядке, предусмотренном законом, муниципальные органы, призванные вести местные дела общины.
На муниципальные органы может быть возложено выполнение тех или иных действий, относящихся к общим интересам государства.
10. Правила, которым должны следовать муниципальные органы при отправлении как своих муниципальных обязанностей, так и обязанностей, возложенных на них в общих интересах, будут установлены законом.
|
|
|