Навигация по странице:
|
УРОК (конспект) Камалова. Урок по теме Молодежь в современном обществе
Урок по теме «Молодежь в современном обществе».
Мотивационно-целевой этап.
Сегодня мы будем изучать важную и интересную для вас тему. Но чтобы перейти к ней назовите основные социально-демографические группы в современном обществе?
Учащиеся отвечают: «По полу – мужчины и женщины, по возрасту – дети, молодежь, люди зрелого возраста и пожилые».
Сейчас я вам раздам карточки с высказываниями, и вы ответите, согласны ли с этими утверждениями.
Карточка.
Утверждения
|
Ваше мнение до прохождения темы
|
Ваше мнение после прохождения темы
|
Б.Дизраэли: «Молодость - заблуждение, зрелый возраст - борьба, старость - сожаление».
|
|
|
И. Гёте: «Хотя мир в целом двигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала».
|
|
|
Ф. Честерфилд: «Молодые люди столь же склонны считать себя мудрыми, сколь пьяные - трезвыми».
|
|
|
Я. Б. Княжнин: «Юность - весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни».
|
|
|
Учащихся ставят «+» или « - » во втором столбце, могут там написать, согласен или не согласен.
А скажите, о какой проблеме идет речь, опираясь на вопрос в начале урока?
Ответ учащихся: проблема молодежи.
Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока?
Учащиеся: тема – молодежь в современном обществе.
Скажите, что нам надо узнать о молодежи?
Учащиеся: кто такая молодежь, что делают, как выглядят, их возраст и т.п.
В связи с этим попытайтесь сформулировать конкретную цель урока?
Учащиеся: цель - выяснить, кто является молодежью и чем занимается данная группа.
Я вам предлагаю создать на уроке презентацию по теме, которая станет результатом нашей деятельности.
Ориентировочный этап.
Чтобы перейти к изучению темы, надо определить круг теоретических и практических вопросов, которые будем рассматривать на уроке.
(фиксация вопросов на доске)
Предположительные вопросы от учащихся: кто является молодежью, что она делает, каков ее возраст, что такое гражданское совершеннолетие, образование и профессиональная подготовка молодежи, начало трудовой деятельности, молодежная субкультура.
Так, а по какому плану будем работать?
Предположительный план действий учащихся:
1. Кто является молодежью?
2. Возраст.
3. Деятельность молодежи.
4. Что такое «гражданское совершеннолетие»?
5. Образование и профессиональная подготовка молодежи.
6. Начало трудовой деятельности.
7. Молодежная субкультура.
Давайте немного скорректируем план, объединив некоторые вопросы:
Молодежь – это …
Возраст.
Права и обязанности.
Деятельность.
Молодежная субкультура.
А где можно найти информацию по данной теме?
Ответ учащихся: учебник, интернет, законодательство.
Хорошо, а что именно вы будете искать в интернете?
Ответ учащихся: фильмы, статьи, книги, энциклопедии, сайты.
Поисково-исследовательский этап.
Я предлагаю вам сесть так, чтобы получилось 6 групп по 2 – 3, максимум 4 человека для сбора информации. У меня есть следующие источники для каждой из групп:
1. Конституция РФ и ГК РФ (4 части);
2. УК РФ, СК РФ и КоАП;
3. ТК РФ и ФЗ «Об образовании»;
4. Определение молодежи из различных источников, в том числе и энциклопедий;
5. Статьи о возрасте молодежи и его критериях;
6. Информация по молодежным субкультурам и основным чертам и признакам молодежной субкультуры.
Учащиеся садятся по группам и разбирают материал.
Перед тем как вы начнете работать самостоятельно, давайте определимся со способом фиксации информации.
Учащиеся предлагают формы фиксации информации (например, схема, таблица, кластер, опорный конспект и другие).
Так надо выбрать что-то одно, чтобы вы знали, что вам искать. И для этого я вам могу предложить опорный конспект, который занесем в виде слайдов в презентацию. Итак, у нас в плане есть следующие пункты:
1. Молодежь – это … (определение)
2. Возраст: (возрастные рамки и возрастные критерии).
3. Права и обязанности: («гражданское совершеннолетие», основные права и обязанности). – 3 слайда
4. Деятельность: (образование и трудовая деятельность).
5. Молодежная субкультура: (основные черты и признаки молодежной субкультуры, ее виды и краткая характеристика каждого вида – 2 – 3 слова).
Каждая группа делает по 2 слайда.
Учитель расписывает план на доске и напоминает, что информацию можно дать в виде схемы.
Начинайте работу в группах, у вас 15 минут.
Учащиеся читают источники и анализируют полученную информацию, обрабатывают ее согласно плану и заносят в презентацию.
Учитель помогает учащимся скорректировать информацию для презентации, а также следит за тем как выполняется работа в группах.
Следующие слайды (примерно):
Слайд №1 – тема урока
Слайд №2 – цель и задачи урока
Слайд №3 – план урока
Слайд №4 – Молодежь – это… (официальное определение)
Слайд № 4а – Молодежь – это … (собственное определение)
Слайд №5 – возраст (от и до)
Слайд №6 – возрастные критерии (критерии в определении молодости).
Слайд №7 – Гражданское совершеннолетие – это… (одно определение)
Слайд №8 – Основные права
Слайд №9 – Основные обязанности
Слайд №10 – Деятельность (что может делать молодежь)
Слайд №11 – Образование
Слайд №12 – Трудовая деятельность
Слайд №13 – основные черты и признаки молодежной субкультуры
Слайд №14 – виды субкультур и краткая их характеристика (2 – 3 слова)
Слайд №15 – виды субкультур и краткая их характеристика (2 – 3 слова)
Слайд №16 – Список рекомендуемой литературы (сайты, фильмы, книги, статьи)
Слайд №17 – Спасибо за внимание.
(через 15 минут) Так заканчиваем работу в группах и доделываем презентацию.
Итак, открываем тетради и записываем полученную информацию от других групп (можно это сделать схематично).
Учащиеся смотрят полученную презентацию и записывают неизвестную ранее информацию (в виде схем).
А теперь обратимся к учебнику, посмотрите, все ли мы сказали о молодежи, если не все, то кратко зафиксируйте это.
Учащиеся читают и смотрят учебник, а также кратко фиксируют недостающую информацию.
Практический этап.
А сейчас вы будете решать тест, состоящий из 2 вариантов (5 заданий части А, 2 задания части В).
Вариант 1.
Часть А.
1. Полная правовая дееспособность граждан в нашей стране наступает с…
А) 16 лет; Б) 18 лет; В) 20 лет; Г) 21 года.
2. Выделение молодежи как социальной группы относится к…
А) профессиональной стратификации;
Б) классовой дифференциации;
В) этнической стратификации;
Г) возрастной стратификации.
3. Государство гарантирует бесплатность на конкурсной основе
А) начального образования;
Б) среднего (полного) образования;
В) начального профессионального образования;
Г) высшего профессионального образования.
4. Часть общей культуры, система ценностей, норм, традиций, символов, форм поведения какой-либо социальной группы, существующей независимо от культуры общества в целом, называется
А) субкультурой ;
Б) контркультурой;
В) конформизмом;
Г) конъюктурой.
5. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным: А) называется эмансипация; Б) производиться судом.
А) верно только А;
Б) верно только ;
В) верны оба суждения;
Г) оба суждения неверны.
Часть В.
1. Вставьте пропущенные понятия (слова) в текст:
«Потребность в _________ у каждого преобразуется в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению. Кто-то надеется найти здесь понимание и _______________ поддержку, которой лишен в обществе взрослых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более ____________ в безжалостном мире острой конкуренции и соперничества. Есть и те, кто жаждет испытать чувство ______ над другими.
Многим молодежным группам свойственно противоречивое сочетание единообразия и непохожести, особости. ___________ (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается _______ группы. Вместе с тем само сообщество стремиться (прежде всего ________) выделиться в общем потоке молодежных движений».
2. В приведенном списке найдите характерные черты присущие неформальным движениям, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) не имеют официального статуса;
2) есть лидер;
3) есть программа деятельности;
4) слабые внутренние связи;
5) можно классифицировать;
6) слабо выраженные интересы.
Вариант 2.
Часть А.
1. К молодежи как социальной группе не относят лиц в возрасте
А) 16 лет; Б) 17 лет; В) 25 лет; Г) 31 года.
2. Отклоняющееся от нормы поведения называется …
А) конформистским;
Б) девиантным;
В) антиобщественным;
Г) неформальным.
3. Российское законодательство предусматривает возможность трудоустройства на работу с
А) 15-летнего возраста;
Б) 16-летнего возраста;
В) 17-летнего возраста;
Г) 18-летнего возраста.
4. Общее обозначение социальных групп, придерживающихся ценностей и норм, противостоящих господствующим в данном обществе, называется
А) субкультурой;
Б) контркультурой;
В) конформизмом;
Г) конъюнктурой.
5. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным может произойти в результате: А) работы по трудовому договору; Б) при вступлении в брак.
А) верно только А;
Б) верно только Б;
В) верны оба суждения;
Г) оба суждения неверны.
Часть В.
1. Вставьте пропущенные понятия (слова) в текст:
«Потребность в _________ у каждого преобразуется в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению. Кто-то надеется найти здесь понимание и _______________ поддержку, которой лишен в обществе взрослых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более ____________ в безжалостном мире острой конкуренции и соперничества. Есть и те, кто жаждет испытать чувство ______ над другими.
Многим молодежным группам свойственно противоречивое сочетание единообразия и непохожести, особости. ___________ (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается _______ группы. Вместе с тем само сообщество стремиться (прежде всего ________) выделиться в общем потоке молодежных движений».
2. В приведенном списке найдите характерные черты молодежи, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) в возрасте от 14 до 30 лет;
2) границы молодости индивидуальны для каждого;
3) могут только заниматься трудовой деятельностью;
4) могут только учиться;
5) каждый молодой человек состоит в неформальном движении;
6) молодость – это переходное состояние.
Рефлексивно оценочный этап.
А теперь вернемся к нашим карточкам. Заполните 3 столбец.
Учащихся ставят «+» или « - » в третий столбец, могут там написать, согласен или не согласен.
Так, а объясните о чем каждое высказывание и приведите, изменилось ли ваше мнение об этом высказывании и почему.
Ответ учащихся:
В первом высказывании говорится о том, что … (И.Гете говорит о том, что …). Я сначала был согласен/не согласен с этим высказыванием (высказыванием И.Гете), т.к. … и мое мнение поменялось/ не поменялось, т.к. …
Во втором высказывании говорится о том, что … (Б.Дизраэли говорит о том, что …). Я сначала был согласен/не согласен с этим высказыванием (высказыванием Б.Дизраэли), т.к. … и мое мнение поменялось/ не поменялось, т.к. …
В третьем высказывании говорится о том, что … (Ф.Честерфилд говорит о том, что …). Я сначала был согласен/не согласен с этим высказыванием (высказыванием Ф.Честерфилда), т.к. … и мое мнение поменялось/ не поменялось, т.к.
В четвертом высказывании говорится о том, что … (Я.Б. Княжнин говорит о том, что …). Я сначала был согласен/не согласен с этим высказыванием (высказыванием Я.Б. Княжнина), т.к… и мое мнение поменялось/ не поменялось, т.к…
Скажите, а какое утверждение вам понравилось больше?
Учащиеся: мне понравилось … утверждение, т.к. …
Скажите, какую оценку вы поставите себе и одноклассникам?
Учащиеся называют оценки для себя и одноклассников. Учитель фиксирует эти оценки на отдельном листе.
Пока вы высказывали собственное мнение, я проверила ваши тесты, сейчас вы получите вашу общую оценку.
Учащиеся выставляют оценки в дневник
Скажите, а мы с вами собрали полную информацию?
Учащиеся думают и отвечают на этот вопрос.
Учитель им показывает в презентации список рекомендуемой литературе (сайты, фильмы, книги, статьи).
А теперь я предложу вам 4 домашних задания на выбор:
1). Параграф 13, вопрос 5 на странице 133.
2). Параграф 13, эссе на тему: «Молодежная субкультура: быть похожим или отличаться?».
3). Параграф 13, документ на страницах 134 – 135, ответить на вопросы.
4). Параграф 13, составить сравнительную таблицу: «Молодежь и общество»:
Молодежь (то, что есть)
|
Критерии
|
Общество (то, что надо)
|
|
Возраст (средний), права и обязанности, образование, трудовая деятельность и другие критерии.
|
|
Учащиеся записывают понравившееся домашнее задание в дневник.
Всем спасибо за урок. Если хотите скинуть полученную презентацию, то подойдите ко мне, я вам ее дам.
|
|
|