Главная страница
Навигация по странице:

УРОК (конспект) Камалова. Урок по теме Молодежь в современном обществе



Скачать 27.47 Kb.
Название Урок по теме Молодежь в современном обществе
Анкор УРОК (конспект) Камалова.docx
Дата 02.05.2017
Размер 27.47 Kb.
Формат файла docx
Имя файла УРОК (конспект) Камалова.docx
Тип Урок
#5852

Урок по теме «Молодежь в современном обществе».

Мотивационно-целевой этап.

Сегодня мы будем изучать важную и интересную для вас тему. Но чтобы перейти к ней назовите основные социально-демографические группы в современном обществе?

Учащиеся отвечают: «По полу – мужчины и женщины, по возрасту – дети, молодежь, люди зрелого возраста и пожилые».

Сейчас я вам раздам карточки с высказываниями, и вы ответите, согласны ли с этими утверждениями.

Карточка.

Утверждения

Ваше мнение до прохождения темы

Ваше мнение после прохождения темы

Б.Дизраэли: «Молодость - заблуждение, зрелый возраст - борьба, старость - сожаление».







И. Гёте: «Хотя мир в целом двигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала».







Ф. Честерфилд: «Молодые люди столь же склонны считать себя мудрыми, сколь пьяные - трезвыми».







Я. Б. Княжнин: «Юность - весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни».







Учащихся ставят «+» или « - » во втором столбце, могут там написать, согласен или не согласен.

А скажите, о какой проблеме идет речь, опираясь на вопрос в начале урока?

Ответ учащихся: проблема молодежи.

Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока?

Учащиеся: тема – молодежь в современном обществе.

Скажите, что нам надо узнать о молодежи?

Учащиеся: кто такая молодежь, что делают, как выглядят, их возраст и т.п.

В связи с этим попытайтесь сформулировать конкретную цель урока?

Учащиеся: цель - выяснить, кто является молодежью и чем занимается данная группа.

Я вам предлагаю создать на уроке презентацию по теме, которая станет результатом нашей деятельности.

Ориентировочный этап.

Чтобы перейти к изучению темы, надо определить круг теоретических и практических вопросов, которые будем рассматривать на уроке.

(фиксация вопросов на доске)

Предположительные вопросы от учащихся: кто является молодежью, что она делает, каков ее возраст, что такое гражданское совершеннолетие, образование и профессиональная подготовка молодежи, начало трудовой деятельности, молодежная субкультура.

Так, а по какому плану будем работать?

Предположительный план действий учащихся:

1. Кто является молодежью?

2. Возраст.

3. Деятельность молодежи.

4. Что такое «гражданское совершеннолетие»?

5. Образование и профессиональная подготовка молодежи.

6. Начало трудовой деятельности.

7. Молодежная субкультура.

Давайте немного скорректируем план, объединив некоторые вопросы:

  1. Молодежь – это …

  2. Возраст.

  3. Права и обязанности.

  4. Деятельность.

  5. Молодежная субкультура.

А где можно найти информацию по данной теме?

Ответ учащихся: учебник, интернет, законодательство.

Хорошо, а что именно вы будете искать в интернете?

Ответ учащихся: фильмы, статьи, книги, энциклопедии, сайты.

Поисково-исследовательский этап.

Я предлагаю вам сесть так, чтобы получилось 6 групп по 2 – 3, максимум 4 человека для сбора информации. У меня есть следующие источники для каждой из групп:

1. Конституция РФ и ГК РФ (4 части);

2. УК РФ, СК РФ и КоАП;

3. ТК РФ и ФЗ «Об образовании»;

4. Определение молодежи из различных источников, в том числе и энциклопедий;

5. Статьи о возрасте молодежи и его критериях;

6. Информация по молодежным субкультурам и основным чертам и признакам молодежной субкультуры.

Учащиеся садятся по группам и разбирают материал.

Перед тем как вы начнете работать самостоятельно, давайте определимся со способом фиксации информации.

Учащиеся предлагают формы фиксации информации (например, схема, таблица, кластер, опорный конспект и другие).

Так надо выбрать что-то одно, чтобы вы знали, что вам искать. И для этого я вам могу предложить опорный конспект, который занесем в виде слайдов в презентацию. Итак, у нас в плане есть следующие пункты:

1. Молодежь – это … (определение)

2. Возраст: (возрастные рамки и возрастные критерии).

3. Права и обязанности: («гражданское совершеннолетие», основные права и обязанности). – 3 слайда

4. Деятельность: (образование и трудовая деятельность).

5. Молодежная субкультура: (основные черты и признаки молодежной субкультуры, ее виды и краткая характеристика каждого вида – 2 – 3 слова).

Каждая группа делает по 2 слайда.

Учитель расписывает план на доске и напоминает, что информацию можно дать в виде схемы.

Начинайте работу в группах, у вас 15 минут.

Учащиеся читают источники и анализируют полученную информацию, обрабатывают ее согласно плану и заносят в презентацию.

Учитель помогает учащимся скорректировать информацию для презентации, а также следит за тем как выполняется работа в группах.

Следующие слайды (примерно):

Слайд №1 – тема урока

Слайд №2 – цель и задачи урока

Слайд №3 – план урока

Слайд №4 – Молодежь – это… (официальное определение)

Слайд № 4а – Молодежь – это … (собственное определение)

Слайд №5 – возраст (от и до)

Слайд №6 – возрастные критерии (критерии в определении молодости).

Слайд №7 – Гражданское совершеннолетие – это… (одно определение)

Слайд №8 – Основные права

Слайд №9 – Основные обязанности

Слайд №10 – Деятельность (что может делать молодежь)

Слайд №11 – Образование

Слайд №12 – Трудовая деятельность

Слайд №13 – основные черты и признаки молодежной субкультуры

Слайд №14 – виды субкультур и краткая их характеристика (2 – 3 слова)

Слайд №15 – виды субкультур и краткая их характеристика (2 – 3 слова)

Слайд №16 – Список рекомендуемой литературы (сайты, фильмы, книги, статьи)

Слайд №17 – Спасибо за внимание.

(через 15 минут) Так заканчиваем работу в группах и доделываем презентацию.

Итак, открываем тетради и записываем полученную информацию от других групп (можно это сделать схематично).

Учащиеся смотрят полученную презентацию и записывают неизвестную ранее информацию (в виде схем).

А теперь обратимся к учебнику, посмотрите, все ли мы сказали о молодежи, если не все, то кратко зафиксируйте это.

Учащиеся читают и смотрят учебник, а также кратко фиксируют недостающую информацию.

Практический этап.

А сейчас вы будете решать тест, состоящий из 2 вариантов (5 заданий части А, 2 задания части В).

Вариант 1.

Часть А.

1. Полная правовая дееспособность граждан в нашей стране наступает с…

А) 16 лет; Б) 18 лет; В) 20 лет; Г) 21 года.

2. Выделение молодежи как социальной группы относится к…

А) профессиональной стратификации;

Б) классовой дифференциации;

В) этнической стратификации;

Г) возрастной стратификации.

3. Государство гарантирует бесплатность на конкурсной основе

А) начального образования;

Б) среднего (полного) образования;

В) начального профессионального образования;

Г) высшего профессионального образования.

4. Часть общей культуры, система ценностей, норм, традиций, символов, форм поведения какой-либо социальной группы, существующей независимо от культуры общества в целом, называется

А) субкультурой ;

Б) контркультурой;

В) конформизмом;

Г) конъюктурой.

5. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным: А) называется эмансипация; Б) производиться судом.

А) верно только А;

Б) верно только ;

В) верны оба суждения;

Г) оба суждения неверны.

Часть В.

1. Вставьте пропущенные понятия (слова) в текст:

«Потребность в _________ у каждого преобразуется в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению. Кто-то надеется найти здесь понимание и _______________ поддержку, которой лишен в обществе взрослых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более ____________ в безжалостном мире острой конкуренции и соперничества. Есть и те, кто жаждет испытать чувство ______ над другими.

Многим молодежным группам свойственно противоречивое сочетание единообразия и непохожести, особости. ___________ (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается _______ группы. Вместе с тем само сообщество стремиться (прежде всего ________) выделиться в общем потоке молодежных движений».

2. В приведенном списке найдите характерные черты присущие неформальным движениям, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) не имеют официального статуса;

2) есть лидер;

3) есть программа деятельности;

4) слабые внутренние связи;

5) можно классифицировать;

6) слабо выраженные интересы.

Вариант 2.

Часть А.

1. К молодежи как социальной группе не относят лиц в возрасте

А) 16 лет; Б) 17 лет; В) 25 лет; Г) 31 года.

2. Отклоняющееся от нормы поведения называется …

А) конформистским;

Б) девиантным;

В) антиобщественным;

Г) неформальным.

3. Российское законодательство предусматривает возможность трудоустройства на работу с

А) 15-летнего возраста;

Б) 16-летнего возраста;

В) 17-летнего возраста;

Г) 18-летнего возраста.

4. Общее обозначение социальных групп, придерживающихся ценностей и норм, противостоящих господствующим в данном обществе, называется

А) субкультурой;

Б) контркультурой;

В) конформизмом;

Г) конъюнктурой.

5. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным может произойти в результате: А) работы по трудовому договору; Б) при вступлении в брак.

А) верно только А;

Б) верно только Б;

В) верны оба суждения;

Г) оба суждения неверны.

Часть В.

1. Вставьте пропущенные понятия (слова) в текст:

«Потребность в _________ у каждого преобразуется в свои, особые мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению. Кто-то надеется найти здесь понимание и _______________ поддержку, которой лишен в обществе взрослых. Другой чувствует, что групповая принадлежность умножает его силы и делает более ____________ в безжалостном мире острой конкуренции и соперничества. Есть и те, кто жаждет испытать чувство ______ над другими.

Многим молодежным группам свойственно противоречивое сочетание единообразия и непохожести, особости. ___________ (в стиле поведения, музыкальных пристрастиях, модной атрибутике) поддерживается _______ группы. Вместе с тем само сообщество стремиться (прежде всего ________) выделиться в общем потоке молодежных движений».

2. В приведенном списке найдите характерные черты молодежи, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) в возрасте от 14 до 30 лет;

2) границы молодости индивидуальны для каждого;

3) могут только заниматься трудовой деятельностью;

4) могут только учиться;

5) каждый молодой человек состоит в неформальном движении;

6) молодость – это переходное состояние.

Рефлексивно оценочный этап.

А теперь вернемся к нашим карточкам. Заполните 3 столбец.

Учащихся ставят «+» или « - » в третий столбец, могут там написать, согласен или не согласен.

Так, а объясните о чем каждое высказывание и приведите, изменилось ли ваше мнение об этом высказывании и почему.

Ответ учащихся:

В первом высказывании говорится о том, что … (И.Гете говорит о том, что …). Я сначала был согласен/не согласен с этим высказыванием (высказыванием И.Гете), т.к. … и мое мнение поменялось/ не поменялось, т.к. …

Во втором высказывании говорится о том, что … (Б.Дизраэли говорит о том, что …). Я сначала был согласен/не согласен с этим высказыванием (высказыванием Б.Дизраэли), т.к. … и мое мнение поменялось/ не поменялось, т.к. …

В третьем высказывании говорится о том, что … (Ф.Честерфилд говорит о том, что …). Я сначала был согласен/не согласен с этим высказыванием (высказыванием Ф.Честерфилда), т.к. … и мое мнение поменялось/ не поменялось, т.к.

В четвертом высказывании говорится о том, что … (Я.Б. Княжнин говорит о том, что …). Я сначала был согласен/не согласен с этим высказыванием (высказыванием Я.Б. Княжнина), т.к… и мое мнение поменялось/ не поменялось, т.к…

Скажите, а какое утверждение вам понравилось больше?

Учащиеся: мне понравилось … утверждение, т.к. …

Скажите, какую оценку вы поставите себе и одноклассникам?

Учащиеся называют оценки для себя и одноклассников. Учитель фиксирует эти оценки на отдельном листе.

Пока вы высказывали собственное мнение, я проверила ваши тесты, сейчас вы получите вашу общую оценку.

Учащиеся выставляют оценки в дневник

Скажите, а мы с вами собрали полную информацию?

Учащиеся думают и отвечают на этот вопрос.

Учитель им показывает в презентации список рекомендуемой литературе (сайты, фильмы, книги, статьи).

А теперь я предложу вам 4 домашних задания на выбор:

1). Параграф 13, вопрос 5 на странице 133.

2). Параграф 13, эссе на тему: «Молодежная субкультура: быть похожим или отличаться?».

3). Параграф 13, документ на страницах 134 – 135, ответить на вопросы.

4). Параграф 13, составить сравнительную таблицу: «Молодежь и общество»:

Молодежь (то, что есть)

Критерии

Общество (то, что надо)




Возраст (средний), права и обязанности, образование, трудовая деятельность и другие критерии.




Учащиеся записывают понравившееся домашнее задание в дневник.

Всем спасибо за урок. Если хотите скинуть полученную презентацию, то подойдите ко мне, я вам ее дам.
написать администратору сайта