Навигация по странице:
|
Диплом. Введение Историкокультурный облик края
Содержание
Введение…………..…………………………………………………..…………...3
1. Историко-культурный облик края………………..………….………………11
1.1 Динамика развития культуры……………………………………………11
1.2 Промыслы и ремёсла……………………………………………...……...18
1.3 Музейная деятельность…………………………………………………..24
1.4 Библиотечное и издательское дело……………………………………..36
1.5 Праздники и особенные даты……………………………………………41
2. Религиозная жизнь в крае………….………………………………...……….46
2.1 Развитие церковного строительства и церковной жизни……...…...….46
2.2 Вязниковская Казанская икона Божией Матери и Казанский собор…54
2.3 Свято- Казанский скит в селе Акиньшино……………………………..59
3. Известные личности города…………….………………………………...….63
3.1 Вязниковские предприниматели………………………………………...63
3.2 Алексей Иванович Фатьянов…………………………………………….68
3.3 Деятели культуры……………….………………………………………..72
3.4 Валерий Николаевич Кубасов………………………………..………….76
3.5 Гости города…………………………………………………………..….79
4. Перспективы развития культуры в крае………….………………………….83
4.1 Памятник Штирлицу…………………………………….……………….83
4.2 Туристический центр «Ярополч»……………………………………….84
4.3 Реконструкция усадьбы Сенькова (XIX век)…………….……………..85
4.4 Проект «Вишневая столица России»……………………………………88
Заключение…………..……………………………………………………..…….91
Список использованной литературы…….……………………………………..94
Введение
Вязниковский край- уникальное место во Владимирской области, богатое памятниками истории и культуры, имеет выразительную застройку и гармонично вписывается в окружающую среду, обладает собственными традициями культурной жизни, связанными с именами выдающихся людей края.
Регион с большим историческим наследием, среди которого выделяются:
-Ансамбль Благовещенской церкви с шатровой колокольней и галереей.
-Троицкая церковь и колокольня (занимает наиболее высокую точку города).
-Краеведческий музей находится в бывшем доме купца Елизарова, в самом старом каменном здании города, по которому прослеживается вся история города Вязники.
-Картинная галерея — жемчужина города является одной из богатейшей во Владимирской области, в которой представлены подлинные полотна Айвазовского, Бенуа, Боголюбова, Гермашева, Коровина, Куликова, Шишкина и др.
-Городская библиотека с читальным залом — крупнейшее книгохранилище города, в книжном фонде которого более 130 тыс. экземпляров книг, часть из которых представляют историческую и культурную ценность.
-«Фатьяновский праздник поэзии и песни», который проводится каждое лето, собирая тысячи людей, в том числе известных композиторов, поэтов и артистов страны.
-И конечно же всемирно известная лаковая миниатюра Мстёры.
Вязники надо узнать ближе, хорошо с ними познакомиться, чтобы разглядеть их своеобразие, почувствовать колорит эпохи, суметь увидеть красоту непритязательной архитектуры вязниковских улиц и представить давно ушедших обывателей городка. Особенно красивы Вязники с горы Ярополь. С высоты даже заурядная застройка приобретает своеобразную прелесть: пятна красных и серых крыш чередуются с желто-бурыми деревьями, зигзагообразные линии улиц и заборов расчерчивают город на геометрические фигуры; вдали тает в солнечной дымке силуэт Благовещенского монастыря, а за ним ровными шеренгами вырастают прямоугольники нового района. А дальше раскрываются бескрайние просторы, перевязанные серебряным поясом реки.1
Актуальность выбранной темы связана с тем, что в настоящее время туризм не играет заметной роли в экономике округа Вязники. Тем не менее, в городе и районе существует культурный и исторический потенциал, необходимая инфраструктура для его развития.
Туризм в целом представляет собой такую отрасль экономики, которая позволяет при определенных капиталовложениях обеспечить экономически рентабельное использование местных ресурсов - историко-культурного наследия, традиций, природы.
Целью данной работы является изучение историко- культурного наследия Вязниковского края, а также анализ перспектив развития культуры и туризма в крае.
В работе решаются следующие задачи:
-составление историко- культурного облика Вязниковского края;
-изучение религиозной жизни в крае;
-определение вклада в культуру края выдающихся уроженцев и гостей города;
-определение перспектив развития культуры и туризма в крае.
Предметом исследования является историко-культурное развитие в Вязниковском крае, объектами: предметы культуры, архитектурные сооружения, деятельность по созданию привлекательной туристической атмосферы в регионе.
В работе использованы сравнительно—исторический, структурно—функциональный и эмпирический методы исследования. С помощью сравнительно—исторического метода выявлено общее и особенное в исторических явлениях края, удалось проанализировать произошедшие изменения, определить тенденции развития. Структурно-функциональный анализ позволил провести исследования культурных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент выполняет определенные функции. Были выявлены основные объекты культуры Вязниковского края, определён их вклад и значение для региона.
Тема истории и культуры Вязниковского района, так или иначе, рассматривалась в работах многих историков и краеведов, но это, как правило, были труды по общей истории города. Литература, имеющая непосредственное отношение к культуре региона не так многочисленна.
Основой написания работы являются труды вязниковских краеведов, статьи из различных периодических изданий, описание церквей и приходов Владимирской епархии, а также путевые записки путешественников XIX-XX веков.
Учебное пособие Алексея Викторовича Лебедева «История вязниковского края с древнейших времён до конца XX века» охватывает весь спектр исторических событий в нашем крае, даёт чёткое представление о повседневном быте горожан, городском строительстве, культурной жизни и основных занятиях вязниковцев.
В труде Голышева И. А. «Богоявленская слобода Мстёра» описывается история возникновения слободы, церковного строительства, развитие традиционного иконописного промысла. Кроме того, из этой работы можно почерпнуть немало сведений о повседневности жителей слободы, о традициях, связанных с празднованием особых дат и значимых событий.
Дмитриев Н.Г. в своей работе «Мстёра рукотворная» с подлинной заинтересованностью рассказывает о процессе становления мстёрской лаковой живописи на папье-маше, об источниках и сегодняшнем дне этого искусства. В книге содержатся описания характерных приёмов местного письма, раскрываются последовательно все этапы работы над миниатюрой. Будучи знаком со многими живописцами, автор создаёт их убедительные портреты и показывает основные особенности их творчества.
Также многие сведения о промыслах региона удалось почерпнуть из книги Тихонравова К. «Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии».
Книга Дмитриева Ю. А. «Край наш Владимирский» рассказывает о становлении и развитии материальной и культурной жизни Владимирского края с древнейших времён до наших дней. Особое место в работе уделено советскому периоду.
Добронравов В. и Березин В. в «Описании церквей и приходов Владимирской епархии» создали практически полную картину о церковной жизни и церковном строительстве в регионе. Широкое внимание уделено архитектурным особенностям строений, перестройкам и утратам в различные периоды, а также не оставлена без внимания непосредственно история населённых пунктов региона.
Иванова В. К. в труде «О вязниковском Казанском соборе» рассказывает не только о прошлом собора, но и даёт информацию о перспективах его восстановления, что может оказаться крайне полезным в связи с интересом к этому проекту в последнее время.
Книга Зудилова Г. и Ковалёвой Л. «Вязники- город героев» рассказывает о боевых подвигах Героев Советского Союза и РФ, воспитанниках вязниковской земли. В неё вошли также материалы о полном кавалере ордена Славы Репкине Г. В. Книга написана на основе документов, наградных листов, воспоминаний, публикаций в газетах и журналах.
Серия брошюр Крайнова С. «Альманах Вязниковского офени» знакомит читателя с населёнными пунктами района, городскими и сельскими улицами, знаменитыми людьми края, храмами Вязниковского района, легендами и преданиями региона, а также природными топонимами. В данном литературно-краеведческом сборнике можно встретить достаточно редкую и малоизвестную информацию по рассматриваемому региону.
Малышева Т. П. в труде «На крылечке твоём» рассказывает историю создания поэтом-песенником А. Фатьяновым его лучших произведений, а также даёт некоторые биографические сведения о поэте.
Морохин Н.В. и Павлов Д. Г. В своих «Записках путешественников XIX- начала XX века» собрали малоизвестные записи писателей и учёных, проезжавших в XIX- начале XX вв. через Вязники, рассказывают о том, как жил город, как он воспринимался гостями много лет назад.
Седова М.В. в работе «Ярополч Залесский» подробно описывает жизнь и устройство этого древнерусского города, помогает установить связь и осознать преемственность и гордость за далёкого предка Вязников.
Произведения Симонова И. А. «Вязники» и историко-краеведческий очерк А. Д. Тельчарова «Вязники» сходны как по названию, так и по содержанию. В них читатель знакомится с прошлым и настоящим города, при этом ведущее место в обоих произведениях отводится советской истории и промышленному развитию региона.
В работе Солоухина В. А. «Владимирские просёлки» ведётся повествование о жизни города и деревни, труде обычных людей. Труд пронизан лиризмом и поэзией родной земли.
Книга А. А. Тица «По окраинным землям Владимирским (Вязники, Мстера, Гороховец)» посвящена относительно малоизвестным окраинным пунктам бывшего Владимиро-Суздальского княжества. В этой книге живо описаны самые неприметные уголки района, даётся чёткое представление о самобытности этих мест и особом укладу жизни.
Для анализа современной ситуации в регионе и прогнозирования дальнейших перспектив использовалась городская и областная периодическая литература.
Теоретическая значимость дипломной работы определяется тем, что в ней охвачен широкий пласт ранее недостаточно изученных вопросов. Результаты проведенного исследования позволяют, во-первых, уточнить некоторые теоретические положения, в том числе показать древность, разнообразие и богатство культуры Вязниковского края. Во-вторых, систематизировать и дополнить сведения о некоторых объектах и явлениях в истории региона. В-третьих, послужить основой для дальнейшего изучения затронутого вопроса.
Новизна исследования состоит в комплексной обработке историко-культурных и рекреационных ресурсов региона, что позволяет создать целостную картину по изучаемому вопросу.
Дипломная работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении дано обоснование выбора темы, назван объект исследования, подтверждается значимость предложенного аспекта рассмотрения материала, сформулированы цель, задачи проводимого исследования.
В первой главе «Историко-культурный облик края» прослеживается динамика развития культуры в период XIX-XX веков. Здесь описывается повседневная жизнь горожан этого времени, появление в городе таких объектов культуры, как театральные кружки, фотоателье, цирк, историко-краеведческие организации, кинотеатры, клубы, музыкальная школа, детские парк и библиотека. Особое место уделено местным промыслам и ремёслам. Это, в первую очередь, лаковая миниатюра Мстёры, ручное ткачество, иконная живопись, кузнечное дело. Здесь же рассмотрена деятельность и становление музеев края (историко-художественного, музея Песни XX века, мстёрского художественного музея, музея леса на станции Мстёра, музея авиации и музея спорта), а также показано развитие библиотечного и издательского дела. Завершающая часть главы посвящена местным празднествам. Это широко известный Всероссийский Фатьяновский праздник поэзии и песни и молодой, но быстро набирающий обороты «Мстерский базар».
Во второй главе даётся информация о духовной жизни в крае, храмовом строительстве, наиболее значимых представителях местного духовенства, о вязниковских артефактах и святынях, в частности о Чудотворной иконе Вязниковской Казанской Божией Матери и Свято- Казанском ските в селе Акиньшино, которое многие по праву считают вторым Дивеевым.
В третьей главе «Известные личности города» описывается жизненный путь известных вязниковцев, определяется их вклад в развитие культуры. Сюда включены вязниковские предприниматели прошлых веков, благодаря которым формировался облик города, велось строительство всех культурных, образовательных и общественных сооружений. Конечно же отдельно рассказывается о самых знаменитых уроженцах города: поэте-песеннике Алексее Ивановиче Фатьянове и лётчике-космонавте Валерии Николаевиче Кубасове. Кроме этого, сюда включены материалы о выдающихся уроженцах Вязниковской земли, своим творчеством прославивших малую родину: этнографах, краеведах, археологах, издателях Иване Александровиче Голышеве и Константине Александровиче Веселовском; художниках Николае Николаевиче Харламове и Фёдоре Александровиче Модорове; композиторе и дирижёре Сергее Николаевиче Павлове- Русинове, а также знаменитом модельере Александре Терехове, чьи творения по достоинству оценили такие всемирно известные звезды, как Селин Дион, Миша Бартон и Анжелина Джоли. В завершающей части главы приводятся сведения о выдающихся гостях города: князе Дмитрии Пожарском, монархах Федоре Алексеевиче и Александре II. Гостями города были художник Михаил Шибанов, поэт Николай Некрасов, здесь им был написан целый ряд стихотворений и отдельные главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо». В селе Налескино близ Мстёры работал над оперой «Орестея» Сергей Иванович Танеев, а в середине пятидесятых в Вязниках побывал и писатель Владимир Солоухин. Два года в Вязниках жила Дина Ковешникова- директор группы журналов издательского дома “Бурда”.
В четвёртой главе определяются перспективы развития культуры в крае, оцениваются рекреационные ресурсы, даётся представление о способах привлечения туристов в регион. Здесь следует отметить строительство кафе- памятника Штирлицу, строительство туристического центра «Ярополч», восстановление усадьбы Сенькова XIX века, а также уже стартовавший проект «Вишневая столица России».
В заключении работы сформулированы основные выводы по результатам исследования.
Историко-культурный облик края
1.1 Динамика развития культуры
Последние десятилетия XIX века стали временем внедрения в жизнь горожан технических новинок столетия. В 1863 году открылось первое фотоателье П. Чиркова. В 1896 году вязниковцы впервые познакомились с кино.
Новым явлением в быту стало появление театральных кружков. Первый был организован в 1868 году на железнодорожной станции, но просуществовал недолго. Большим размахом отличался создание 1888 году в Вязниках музыкально-драматический кружок, организовывавший спектакли, концерты, музыкальные и литературные вечера. К концу века в него входило более ста горожан.
С 1889 года в городе летом проводились спектакли гастролирующих по стране артистов. Во время ярмарки в Вязники приезжал цирк. Для общественных гуляний по инициативе Демидова и Елизарова был создан сад на горе «Венец» с летним театром, площадкой для танцев.
Повседневная жизнь города мало чем отличалась от жизни любого уездного города России. Одной из форм «отдыха» рабочих, купцов, мещан было и посещение многочисленных пивных, винных погребов, трактиров, чайных, харчевен. В то же время многие очевидцы отмечали семейственность, религиозность вязниковцев.1
В начале XX века вязниковская интеллигенция отходит от политической жизни, уделяя основное внимание вопросам просвещения и распространения научных знаний. В 1912 году в Вязниках создается кружок любителей старины, покровителем которого являлась председатель Московского археологического общества П. С. Уварова. Кружок стал первой историко-краеведческой организацией в уезде. Его члены, например, Н. М. Соколов, П. И. Попов и др., изучали древности края, занимались просветительской деятельностью.2
Особое место в эти годы было уделено подготовке и проведению празднования юбилеев 1911- 1913 годов. В ходе празднования 50-летия освобождения крестьян от крепостной зависимости в городе была открыта мемориальная доска, посвященная приезду в Вязники Александра II, а в селе Никологоры установлен памятник императору- освободителю. С особым торжеством в городе были отмечены 100-летие Отечественной войны 1812 года и 300-летие Дома Романовых. Празднования сопровождались молебнами, парадами, чтениями в учебных заведениях, театральными постановками и фейерверками.1
В начале XX века продолжалась работа по благоустройству города. В 1914 году из бюджета городской думы на эти цели было направлено более 15% средств. Улицы и площади Вязников мостились булыжником, увеличилось количество фонтанов и колодцев для обеспечения жителей города водой. Новым явлением в жизни города стало появление электрического освещения, В 1911 году возникло Товарищество электрического освещения «Н. А. Сизяков и К», улицы города стали освещаться наряду с керосиново-калильными ещё и электрическими фонарями.2
Продолжало развиваться фотодело. В 1900 году было открыто фотоателье К. М. Козина, в 1907 году Н. А. Франтова. Кроме выполнения фотографий по заказу населения ими были сделаны фотографии Вязников, оформленные в виде открытых писем. Более ста видов города, Никологор, Южи выпустил вязниковский книготорговец Н. А. Сизяков. Ещё одним издателем открыток стал книготорговец В. А. Швецов. Выпуском видов Мстёры занимался мстёрский фотограф И. И. Щадрин.
Наряду с продолжавшей действовать типолитографией С, Матрёнинского в Вязниках открылись типографии Ф. Лукоянова и Г. Шорина. В городе работала книжная лавка Н. А. Сизякова, появились книжные лавки В. Швецова, И. Шпагина.
Важным событием в жизни города стало открытие в 1914 году кинематографа, принадлежавшего И. А. Березину и И. Н. Фатьянову.3
К лету 1917 года возросла активность вязниковской молодёжи. В июле по инициативе Е. Л. Фокина и при участии молодых рабочих М. Комарова, И. Исакова, А. Соколова и др. на Ярцевской фабрике Демидова была создана организация «Юный работник». Приблизительно в это же время был образован «Ярополчский Союз молодёжи», в который входили представители семей буржуазии и интеллигенции города. Первые молодёжные городские организации занимались в основном культурно-просветительной работой, организовывали развлекательные вечера, драматические постановки и т.д.2
В конце 20-х - 30-е годы в городе было разбито несколько скверов, устроены аллеи, вымощена площадь и некоторые улицы. На городской площади в 1938 году был установлен памятник В. И. Ленину. В то же время облик города менялся не только в результате созидательной работы. На его внешний вид повлияли разрушение или перестройка городских храмов, часовен, ликвидация ряда кладбищ.
Значительные изменения в 20 - 30-е годы произошли в сфере досуга горожан. Для вязниковцев были открыты двери трёх кинотеатров, в которых можно было познакомиться с новинками советского киноискусства. В фабричных клубах «Коминтерн», «Октябрь», «Профинтерн» можно было посетить танцевальные вечера послушать музыку в исполнении фабричных оркестров, посмотреть кинофильмы, почитать свежие газет и журналы. В 1937 году в Вязниках начала работу драматическая труппа, ставившая спектакли для горожан. Обычно спектакли ставились в городском театре, а летом - в летнем театре, размещавшемся в городском парке. Городские парки были любимым местом отдыха вязниковцев, здесь играли духовые оркестры, работали танцплощадки, аттракционы.3
Тем не менее городские учреждения общественного досуга не могли обеспечить потребности всех желающих. Так, в 1931 году городские кинотеатры и клубы одновременно могли вместить только немногим более 2 тысяч зрителей, тогда как население города превышало 30 тысяч человек. Не случайно в начале 30-х годов в Вязниках бурно обсуждая вопрос о строительстве городского Дворца культуры. Население города активно принимало участие в обсуждении его проекта, было выбрано место для строительства, но этим планам в довоенный период не суждено было сбыться. Но следует учесть, что даже в таких условиях горожане имели больше возможностей для удовлетворения своих культурных запросов, чем рабочие и служащие фабрик, расположенных в деревнях и сёлах района.1
В Вязниках в распоряжении Осоавиахима имелся аэроклуб, сыгравший значительную роль в подготовке будущих летчиков. Открытый в середине 30-х годов, в 1939 году Вязниковский аэроклуб перевыполнил план подготовки курсантов. В 1939 - 1940 учебном году перед аэроклубом была поставлена ещё более ответственная задача: обучить в три раза больше курсантов, чем в предыдущем году. Знания, полученные курсантами в аэроклубе, через несколько лет помогут им мужественно встретить тяжелые военные испытания. Не случаен тот факт, что более половины вязниковцев, получивших в годы Великой Отечественной войны звание Героя Советского Союза,- лётчики, прошедшие обучение в аэроклубе.
Как и все жители страны, вязниковцы чувствовали, как накаляется атмосфера, но никто не задумывался о том, что страшная война стоит уже у порога. Вязниковский край продолжал жить мирной жизнью - работали текстильные фабрики, на полях района трудились колхозники; в свободное время вязниковцы посещали рабочие клубы и кинотеатры, выбирались семьями и коллективами на природу. Мирная размеренная жизнь оборвалась ранним утром 22 июня 1941 года.2
К 1950 году город и район располагали довольно развитой сетью культурно- просветительных учреждений. В Вязниках насчитывалось 5 театров и кинотеатров, 3 рабочих клуба, Дом культуры, Дом пионеров, Дом учителя. В районе работало 15 сельских клубов, 12 изб-читален, 150 красных уголков. Во всех этих учреждениях постоянно проводились различные массовые мероприятия- концерты, лекции, доклады. Особое внимание уделялось кино, как наиболее доступной и воздействующей на массы форме искусства. Показ художественных фильмов обычно сопровождался обязательной демонстрацией документальной кинохроники, рассказывающей о достижениях страны в деле восстановления народного хозяйства. В Вязниках фильмы показывали в кинотеатрах и рабочих клубах, в районе работало 6 стационарных и 4 передвижных киноустановки. В среднем автокиноустановки в месяц обслуживали до 130 населённых пунктов, охватывая тысячи колхозников.1
Много внимания уделялось развитию культуры. Большой популярностью в Вязниках пользовался открывшийся впервые послевоенные годы городской драмтеатр. При рабочих клубах развивалась художественная самодеятельность - открывались хоровые, драматические, хореографические кружки. В 1951 году при редакции газеты «Пролетарий» образовалась литературная группа, в работе которой принимали участие рабочие, учащиеся. Традиционными в эти годы стали выставки произведений живописи и графики местных художников- К. Большакова, А. Кислякова, Н. Лебедева, И. Шуваева и др.2
Среди населения края велась активная культурно-просветительская работа. В середине 50-х годов в городе работало 3 профсоюзных клуба, 5 театральных зданий, 15 красных уголков, два летних парка с театром, эстрадами, читальнями и танцевальными площадками. Ежедневно вязниковцы могли посмотреть до четырёх различных кинокартин. В среднем ежегодно кинотеатры посещало почти 600 тысяч зрителей. В 1962 году в Вязниках открылся широкоэкранный кинотеатр «Россия». В клубах, красных уголках, на предприятиях и в общежитиях рабочих постоянно организовывалось прослушивание лекций разнообразной тематики.1
Значительная культурная работа проводилась среди детей. К их услугам в городе работали Дом пионеров, детская техническая станция, музыкальная школа, детские парк и библиотека.
В летний период трудящиеся получали возможность для отдыха и развлечений на городских стадионах, водной станции. Для горожан устраивались загородные прогулки в живописные окрестности города- Дубки, Липовскую усадьбу. Регулярные массовые гулянья проводились в роще Комзяки.
Повышение материального и культурного благосостояния горожан способствовало росту народного творчества, развитию самодеятельного искусства. В городе продолжали работу разнообразные кружки. Заслуженной славой не только в районе, но и в области пользовался Никологорский народный театр.2
Одним из наиболее ярких событий тех лет была подготовка и празднование 50-летия Великой Октябрьской революции. Подарком к этому юбилею стало строительство городского Дома культуры в новом городском микрорайоне «Север». Возведение этого здания было проведено в рекордно короткие сроки благодаря активности горожан, неоднократно участвовавших в субботниках и воскресниках на строительстве.3
Большое внимание в эти годы в крае уделялось военно-патриотическому воспитанию молодёжи, очень популярными среди школьников были игра «Зарница» и другие подобные соревнования. Традиционными в работе с молодёжью были встречи с бывшими фронтовиками и работниками тыла, разнообразные сборы, конференции, собрания; учащаяся молодёжь активно вовлекалась в поисковую работу под лозунгом «Орден в твоем доме», «Ветеран» и т.п.1
В связи с тем, что в конце 60-х годов Вязники были включены в состав «Золотого кольца», здесь несколько активизировалась работа по восстановлению ряда архитектурных памятников- так, в 70-е годы были отреставрированы колокольня Троицкого храма, Благовещенский храм, где в начале 80-х годов открылась музейная экспозиция. В крае развивался туризм, ежегодно город посещало более 15 тысяч иногородних туристов, на территории Вязниковского района работали пользующиеся большой популярностью туристические базы «Мстёра» и «Озерки». Запросы вязниковцев обслуживало городское бюро путешествий и экскурсий, предлагавшее населению более 50-ти маршрутов в разные уголки страны.2
В Вязниках работали кинотеатр «Россия», Дом культуры им. 50-летия Октября, клуб «Октябрь», клуб фабрики им. Парижской коммуны, городская и районная библиотеки.3 Новые клубы и дома культуры были открыты и во многих населённых пунктах района. Всего в районе к 1985 году к услугам вязниковцев было предоставлено 59 клубов и домов культуры, 8 централизованных клубных систем, 6 культурно-спортивных комплексов, 54 библиотеки.4
Новым явлением в культурной и общественной жизни края в 90-е годы стало проведение городским историко-художественным музеем ежегодных краеведческих чтений. Новый взгляд на историческое прошлое помог по-иному взглянуть на место и роль в вязниковской истории дореволюционных предпринимателей Сеньковых, Демидовых. Знаком благодарности этим выдающимся промышленникам, внёсшим значительный вклад в дело развития края, стало открытие в музее посвященных им выставок, переименование одной из улиц города в улицу Сенькова, переписка и встречи с потомками Сеньковых и Демидовых.1
|
|
|