Главная страница
Навигация по странице:

Организационное поведение (конспект). Введение в организационное поведение



Скачать 1.22 Mb.
Название Введение в организационное поведение
Анкор Организационное поведение (конспект).doc
Дата 02.05.2017
Размер 1.22 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Организационное поведение (конспект).doc
Тип Глава
#6106
страница 1 из 18
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Глава 1

ВВЕДЕНИЕ В «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Организационное поведение — это наука о том, как люди ведут себя в организации и каким образом их поведение влияет на результаты ее работы. «Организационное поведение» включает сле­дующие основные компоненты:

индивида;

группу;

организацию.

Центральное место при изучении настоящей дисциплины зани­мают такие вопросы, как способности и личностные качества работ­ников, их удовлетворенность и отношение к труду, мотивация, вза­имодействие и групповое принятие решений, лидерство и власть, конфликты и переговоры, стресс, управление изменениями в орга­низации и ее развитием.

Отличительной особенностью данного предмета является меж­дисциплинарный подход к его изучению.

«Организационное поведение» тесно взаимосвязано с такими дисциплинами, как психология (которая изучает основы поведения личности), социология (предметом которой является социальная си­стема, в которой индивид осуществляет свою социальную роль), социальная психология (которая изучает непосредственное влияние людей друг на друга), экономика, история и философия.

Основываясь на изучении уже перечисленных дисциплин, «Орга­низационное поведение» представляет основу для изучения целого комплекса управленческих дисциплин и в первую очередь для при­нятия управленческих решений в области управления персоналом.
§ 1. ПОЧЕМУ СЛЕДУЕТ ИЗУЧАТЬ

«ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»?

Значение науки о поведении в организации никогда не было так велико для менеджеров, как в последние десятилетия. По существу, «Организационное поведение» образует социально-пси­хологическую основу построения эффективной системы управления. Для того чтобы найти подтверждение этому, уместно еще раз обратиться к определению того, кто такой менеджер, и к следую­щим характеристикам:

функции менеджера;

роль менеджера;

мастерство менеджера.

Менеджеры — это люди, которые достигают цели, стоящие перед организацией, посредством других людей. Менеджеры принимают ре­шения, аккумулируют ресурсы, координируют деятельность других и направляют ее на достижение целей организации (иногда их называют администраторами, особенно если речь идет о некоммерческих орга­низациях). Под организацией при этом принято понимать координиру­емый союз двух и более людей, который функционирует на относи­тельно постоянной основе для достижения общих целей. Организация­ми являются, например, промышленные и торговые предприятия, магазины, государственные службы, а также школы, институты, боль­ницы и церкви.

1.1. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖЕРА

В начале XX в. французский промышленник Г. Файол пи­сал, что все менеджеры выполняют пять основных управленческих функций. Они планируют, организуют, руководят, координируют и контролируют. В настоящее время эти функции обычно сводят к следующим:

планирование;

организация работы;

руководство;

контроль.

Планирование. Поскольку организация существует для того, чтобы достичь конкретные цели, кто-то должен определить эти цели и сред­ства, посредством которых они могут быть достигнуты. Менеджеры, осуществляя функцию планирования, вырабатывают цели организа­ции и общую стратегию ее деятельности, а также планы, направлен­ные на осуществление интеграции и координации этой деятельности.

Организация работы. Менеджеры также несут ответственность за проектирование организационной структуры. Это предполагает оп­ределение того, на каком уровне принимаются решения, кому сле­дует докладывать об их выполнении, а также конкретных задач и их исполнителей.

Руководство. В процессе повседневной работы, которая склады­вается из мотивации других людей, направления их деятельности, выбора наиболее эффективных норм их взаимодействия и обще­ния, а'также разрешения конфликтных ситуаций, менеджеры осу­ществляют руководство организацией.

Контроль. Наконец, менеджеры осуществляют контроль за дея­тельностью организации. После того как цели поставлены, планы

их достижения разработаны, а люди, которые будут их выполнять, подобраны, обучены и мотивированы, не исключена возможность возникновения непредвиденных сбоев и отклонений и процессе ра­боты. Именно поэтому менеджеры должны осуществлять постоян­ный контроль, сравнивая реальные достижения и результаты с теми, которые были запланированы. В ситуациях, когда возникают суще­ственные отклонения, задача менеджеров состоит в том, чтобы вер­нуть организацию на первоначально выбранное направление или скорректировать само это направление (если в силу изменившихся условий появилась такая необходимость).

1.2. РОЛИ МЕНЕДЖЕРА

В конце 60-х гг. Г. Минтцберг, основываясь на тщательном обследовании работы менеджеров, пришел к заключению, что ме­неджеры выполняют ряд тесно взаимосвязанных ролей. Условно они были разделены на три группы.

Первую группу образуют роли, связанные с осуществлением меж­личностных отношений и взаимодействием работников в организа­ции (мотивация, координация деятельности подчиненных, делеги­рование полномочий, формальное представительство: принятие уча­стия в церемониях, награждениях и т.п.).

Во вторую группу выделена информационная роль, которая вклю­чает сбор, обработку и передачу необходимой информации. Напри­мер, прочитав в журнале о планируемых изменениях в конкуриру'-ющсй фирме, менеджер доводит эту информацию (если она пока­жется ему важной) до высшего руководства, организует ее обсуж­дение с подчиненными, продумывает дополнительные меры по по­вышению конкурентоспособности продукции своей фирмы.

Третью группу образуют роли, непосредственно связанные с при­нятием управленческих решений. "Как правило, менеджеры являются инициаторами новых проектов и решений, несут ответственность за корректировку решений в случае непредвиденных изменений или возникновения кризисных ситуаций, за использование ресурсов, а также участвуют в переговорах и несут ответственность за принима­емые решения и их выполнение.

1.3. МАСТЕРСТВО УПРАВЛЕНИЯ

Для характеристики работы менеджеров целесообразно рас­смотреть, какими профессиональными качествами они должны об­ладать, чтобы успешно выполнять свои должностные обязанности. Р. Катц выделяет три вида этих профессиональных качеств:

техническое мастерство (наличие и способность применять кон­кретные знания и навыки работы, например, в области бухгал­терского учета, финансов, использования оборудования и т.п.);

мастерство общения (умение работать с другими людьми, по­нимать и мотивировать их, разрешать конфликты);

концептуальное мастерство (умение анализировать сложные си­туации, определять проблемы, а также альтернативные подходы к их решению и выбирать среди них наиболее оптимальные). Таким образом, анализ функций, выполняемых менеджерами, их роли в организации и мастерства, необходимого для того, чтобы успешно выполнять эту работу, показывает, насколько важно для менеджера уметь непосредственно работать с людьми, определять при­чины их поступков, прогнозировать их поведение в будущем и его социально-экономические последствия.

В связи с этим представляют интерес результаты обследования, проведенного Ф. Лузенсом и его коллегами. Они обследовали 450 ме­неджеров и пришли к заключению о том, что их работу можно свес­ти к следующим видам управленческой деятельности.

1. Традиционный менеджмент (принятие решений, планирование, контроль).

2. Взаимодействие (обмен информацией, документооборот, груп­повое принятие решений).

3. Управление человеческими ресурсами (мотивация, подбор пер­сонала, обучение, обеспечение дисциплины, управление конфлик­тами и т.п.).

4. Установление внешних связей (различные формы общения с партнерами, поставщиками, клиентами; переговоры, усилия по созда­нию и поддержанию имиджа организации в глазах общественности).

Результаты проведенного обследования представлены в таблице.

Затраты на различные виды управл


времени енческой деят


Таблица ельности (в %)


Деятельность


Менеджер в среднем


«Эффективный» менеджер


Традиционный менеджмент Взаимодействие с работниками

Управление человеческими ресурсами


32 29 20


19 44 26


Установление внешних связей


19


1 1



Исследования показали: в среднем менеджер тратит примерно 32% своего рабочего времени на традиционную управленческую деятельность, 29% — на взаимодействие с работниками внутри организации, 20% — непосредственно на управление человечес­кими ресурсами и 19% — на поддержание рабочих контактов за пределами организации. «Эффективный» менеджер (тот, который добивается наилучших количественных и качественных показате­лей работы своих подчиненных, их удовлетворенности работой) тратит на традиционные функции управления 19% своего рабочего времени, 44% — на взаимодействие с работниками внутри организации, 26% времени он уделяет управлению человечески­ми ресурсами и 11% — поддержанию рабочих контактов за пре­делами организации. Таким образом, те менеджеры, которые добиваются наилучших результатов в работе своих подчиненных, основную массу своего времени (более 70%) тратят на взаимо­действие с подчиненными и коллегами по работе, мотивацию персонала, его обучение и развитие.

Умение анализировать и прогнозировать поведение работников в организации всегда было исключительно важным качеством для эффективной работы менеджера. В последнее время значение знаний в этой области еще более увеличилось, что обусловлено рядом объек­тивных причин. Увеличивающееся стремление предприятий выжить в жесткой конкурентной борьбе, обеспечить стабильную перспек­тиву развития производства заставляет их заботиться о внедрении новой техники и технологии, инновационных процессов, что обус­ловливает необходимость постоянного совершенствования работы с людьми. Все большего внимания к себе требуют вопросы формиро­вания новой трудовой мотивации и морали, готовности разделять с предпринимателем риск нововведений, перспективного развития кадров для приспособления к постоянно меняющимся условиям производства. Естественно, что организовать работу людей на прин­ципиально новой основе могут только хорошо подготовленные спе­циалисты, которые обладают профессиональной интуицией и зна­ют законы поведения людей в различных условиях.

1.4. ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЕЕ РАБОТЫ

Важная особенность данной дисциплины состоит также в том, что все проблемные вопросы рассматриваются в непосредственной корреляции с вопросами управления и показателями социально-экономической эффективности работы организации:

производительностью;

дисциплиной;

текучестью кадров;

удовлетворенностью работой.

Производительность. Существуют разные подходы к определе­нию производительности. Для оценки работы организации может быть использован комплексный показатель, в состав которого вхо­дят два компонента: эффект и эффективность. При этом под эф­фектом следует понимать достижение целей, поставленных перед организацией, т.е. полученный результат, а под эффективностью — отношение полезного результата к затратам, обусловившим его до­стижение. Например, организация может получить эффект посред­ством увеличения объема производства и продаж или расширения рынка сбыта своей продукции. Однако оценка результатов работы

организации будет неполной без учета того, ценой каких затрат этот эффект был получен. Показателями эффективности в этом случае могут выступать прибыль и выработка продукции в единицу времени.

Дисциплина. Важнейшим показателем дисциплины являются не­явки на работу. Их анализ в динамике и сравнение со средними показателями по отрасли (по группе предприятий) позволяют не только оценить поведение работников в организации, но и прогно­зировать его изменение. Неявки на работу по уважительным причи­нам, например по болезни, не являются непосредственным показа­телем дисциплины. Вместе с тем они могут свидетельствовать о наличии в организации факторов, способствующих высокому уров­ню стресса у работников, следствием чего является повышение уровня их заболеваемости.

Текучесть кадров. Высокий уровень текучести кадров в органи­зации означает увеличение расходов на подбор персонала, отбор наиболее достойных кандидатов и обучение. При этом также может наблюдаться снижение выработки продукции в период, предше­ствующий уходу работника, и в первые месяцы работы у принято­го на предприятие нового работника. Конечно, организации не мо­гут полностью избежать текучести кадров. В ряде случаев текучесть может рассматриваться и как позитивное явление, например если уходит не соответствующий требованиям организации работник, а взамен приходит работник с более высокими возможностями и мо­тивацией, с. новыми идеями. Однако чаще всего для организации текучесть означает потерю работников, которых не хотелось бы те­рять. Таким образом, когда уровень текучести в организации чрез­мерно высок или когда организацию покидают лучшие работники, текучесть кадров следует рассматривать как разрушительный фак­тор, негативно влияющий на эффективнрсть работы организации.

Удовлетворенность работой. Под удовлетворенностью работой понимают отношение работника к различным сторонам своей тру­довой деятельности. Часто удовлетворенность определяют также как соотношение между суммой благ и вознаграждений, которую ра­ботник получаст на работе, и той, которую, по его мнению, он должен был бы получить. В отличие от приведенных ранее критери­ев удовлетворенность работой характеризует не столько поведение на работе, сколько отношение к ней. Вместе с тем ее принято отно­сить к числу важнейших оценочных показателей в силу следующих обстоятельств. Во-первых, принято считать, что работники, удов­летворенные своей деятельностью, как правило, более мотивирова­ны и достигают более высоких результатов. Во-вторых, отмечается, что общество, особенно в странах с развитой экономикой, должно заботиться не только о высоком уровне производительности и уровне жизни населения, но и о качестве жизни, неотъемлемым элемен­том которой является удовлетворенность выполняемой работой.

§ 2. «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ» С УЧЕТОМ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО АСПЕКТА

Существенное влияние на поведение людей в организации оказывает национальная культура их страны (основные духовные ценности и особенности поведения, характеризующие людей той или иной страны).

В условиях усиливающейся тенденции к расширению междуна­родных экономических связей и развитию сотрудничества между странами в различных областях экономики и общественной жиз­ни, с одной стороны, происходит определенное сближение стран, усиливается сходство в стратегии развития организаций, в техно­логии производства, в развитии инновационных процессов. С дру­гой стороны, устойчиво сохраняются культурные ценности раз­личных стран, а следовательно, и присущие им отличия в системе управления.

Охарактеризовать российскую национальную культуру достаточно сложно. Отмечаются существенные отличия в культурных ценное- ' тях среди представителей различных регионов нашей огромной стра­ны, а также различных поколений и социальных групп. Проблема особенностей России и выбора эффективных форм управления, со­ответствующих им, требует серьезных исследований, которые еще предстоит осуществить. Тем не менее некоторые общие выводы от­носительно российских культурных ценностей, имеющих непосред­ственное отношение к управлению, могут быть сделаны.

Существует целый ряд подходов, позволяющих определить, чем именно различные страны отличаются друг от друга. Один из наи­более известных подходов к анализу отличий между странами пред­ложен Г. Хофстейдом. Обследовав в 70-е гг. свыше 116 000 работни­ков, занятых в международных корпорациях в 40 странах, Г. Хоф-стсйд пришел к выводу о том, что представители этих стран разли­чаются на основе четырех важнейших критериев:

и нди видуал изм/коллекти визм;

отношение к власти;

отношение к риску;

отношение к роли женщины в обществе.

В начале 90-х гг. было предпринято несколько попыток определить национальные особенности поведения в России. На основе класси­фикации Хофстейда по результатам этих исследований они были охарактеризованы следующим образом:

индивидуализм/коллективизм — преобладание коллективистских наклонностей;

отношение к власти — «дистанция власти» и степень авторита­ризма значительно выше среднего;

отношение к риску — сильно выраженное стремление свести риск в обществе к минимуму;

отношение к роли женщины в обществе — только формальное равноправие.

Различают страны с преимущественно коллективистскими и пре­имущественно индивидуалистскими наклонностями. Г. Хофстейд вы­явил высокий уровень корреляционной зависимости между степе­нью индивидуализма и показателем валового национального продукта на душу населения. Так, индивидуалистские страны (США и мно­гие другие западные страны) характеризуются, как правило, наи­более высокими показателями валового национального продукта на душу населения, коллективистские — относительно низкими.

Россия в соответствии со шкалой Г. Хофстейда может быть отне­сена к группе стран с преимущественно коллективистскими на­клонностями. Работники часто ожидают, что их организация будет заботиться о них и опекать их, если они окажутся в затруднитель­ном положении, в то время как в индивидуалистских странах в таких ситуациях принято больше полагаться на свои собственные усилия. Принадлежность к группе, определенному социальному слою для многих россиян является достаточно сильным мотиватором, подчас не менее значимым, чем материальное вознаграждение.

В России достаточно высока «дистанция власти». Страны с высо­кой «дистанцией власти» признают существенные отличия в пове­дении людей внутри организации в зависимости от их статуса и служебного положения. Работники, как правило, демонстрируют особое почитание своих руководителей. Звания и статус имеют боль­шой вес. На переговоры в такие страны зарубежные организации предпочитают посылать (равно как и принимать) представителей, статус которых, по крайней мере, не ниже, чем у противополож­ной стороны. Россия может быть отнесена к группе стран с высокой «дистанцией власти» (как, например, бывшая Югославия, Индия и Греция). По результатам обследования группы руководителей в Мос­кве, проведенного в начале 90-х гг., 42% интервьюируемых руко­водителей тяготеют к авторитарному типу управления и 22% — к патерналистскому. Среди обследованных руководителей отмечалась также большая тяга к поддержанию стабильности их настоящего служебного положения: 66% хотели бы продолжать руководящую работу в той же самой компании в течение ближайших 5 лет или до пенсии.

По оценке специалистов, стремление контролировать ситуацию и свести риск к минимуму в экономической и социальной жизни общества составляет существенную особенность российского менталитета. Подтверждением этому могут служить, например, во все времена провозглашаемая развернутая политика поддержки наи­менее защищенных и социально уязвимых групп населения, линия

на перераспределение средств и доходов между эффективно работа­ющими предприятиями и теми, кто работал не очень успешно, уравнительные тенденции в области оплаты труда и занятости. В странах, в которых выражено стремление свести риск к миниму­му, как правило, вырабатываются специальные механизмы, позво­ляющие минимизировать риск, например множество формальных правил и процедур, регламентирующих поведение. В таких странах может проявляться нетерпимость к нестандартным решениям и под­ходам, формам поведения, отличающимся от общепринятых. Насе­ление в этих странах обычно демонстрирует относительно низкий уровень трудовой мобильности, а система пожизненного найма яв­ляется широко распространенной практикой.

Естественно, что при характеристике менталитета той или иной страны оценки типа «хорош он» или «плох», неуместны. Другое дело, что знание особенностей поведения и системы управления в различных странах может оказаться весьма полезным при принятии наиболее оптимальных управленческих решений.

В последнее время в России отмечается значительный интерес к зарубежному опыту, в том числе и в области управления. Однако его применение будет успешным только в случае его модификации к условиям российской действительности и особенностям российс­кого менталитета. Изучая опыт управления в другой стране и пыта­ясь использовать его в отечественной практике, всегда полезно по­мнить об имеющихся сходствах и различиях России с этой страной. Так, например, богатый опыт, накопленный в США в области разработки теорий управления, мотивации и лидерства, далеко не всегда может быть успешно использован в той же форме в России. С точки зрения особенностей поведения людей наши страны суще­ственно отличаются. Так, если среди американцев преобладают ин­дивидуалистские наклонности, то россиянам в большей мере свой­ственны коллективистские ценности. Нельзя сбрасывать со счетов и такое отличие. В Америке, как правило, принято поощрять риск:

тот, кто рискует, имеет большие прибыли, однако он же в случае неудачи берет на себя ответственность за убытки и потери. В России же, как правило, принято распределять риск, а следовательно, и выгоды в случае успешного завершения дела. Вместе с тем разумное использование зарубежного опыта может оказаться достаточно эф­фективным средством решения экономических и социальных про­блем. Подтверждением тому являются японские «кружки качества». Американские специалисты утверждают, что «кружки качества» (группа работников, которые регулярно встречаются, чтобы обсу­дить проблемы качества, выявить причины их появления, предло­жить пути их устранения и реализовать их на практике) изначально родились в Америке, а в 50-е гг. были экспортированы в Японию. В условиях японского коллективистского менталитета «кружки ка­чества» оказались настолько эффективными, что сейчас все чаще

поднимается вопрос о необходимости возродить их и уделить им гораздо более серьезное внимание в самой Америке.

Знание культурных ценностей, преобладающих в российском об­ществе, будет весьма полезным и для иностранных специалистов, которые работают в России и имеют дело с ее гражданами, чьи куль­турные ценности и историческое прошлое отличаются от их соб­ственных.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
написать администратору сайта