Главная страница
Навигация по странице:

32 структрура пед деятельность. Задача состоит в выделении из сложных профессиональных видов деятельности простых элементарных с целью последующей конструкции из таких простых деятельностей необходимых сложных.



Название Задача состоит в выделении из сложных профессиональных видов деятельности простых элементарных с целью последующей конструкции из таких простых деятельностей необходимых сложных.
Анкор 32 структрура пед деятельность.doc
Дата 13.12.2017
Размер 41 Kb.
Формат файла doc
Имя файла 32 структрура пед деятельность.doc
Тип Задача
#12166

Структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность является сложно организован­ной системой ряда деятельностей:

1) дея­тельность преподавателя, обучающего непосредственно

2) де­ятельность методиста, конструирующего приемы и методы обучения

3) направлена на построение учебных средств, учебных предметов

4)увязывании учебных предме­тов в одно целое — деятельность программирования, составле­ния учебных программ
1)Обучение можно охарактеризовать как процесс активного вза­имодействия между обучающим и обучаемым, в результате ко­торого у обучаемого формируются определенные знания и уме­ния на основе его собственной активности. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и веществен­ных средств для формирования у людей способности к деятель­ности. Самый простой вариант обучения состоит в общении учи­теля (носителя профессиональной деятельности) и ученика, уст­ремленного к воспроизведению деятельности своего учителя, учитель же квалифицирует деятельность ученика как правиль­ную или неправильную. В этом случае проявляется непосред­ственность, нерасчлененность учебного процесса.

Развитие системы обучения состоит в членении сложных ви­дов деятельности на простые и обучении вначале простым видам деятельности. Но такое развитие предполагает анализ сложной деятельности, выделение ее элементов.

Задача состоит в выделении из сложных профессиональных видов деятельности простых элементарных с целью последую­щей конструкции из таких простых деятельностей необходи­мых сложных. Таким образом, первый принцип педагогичес­кой рефлексии состоит в выделении элементарных деятельнос­тей и их трансляции. Но этого часто недостаточно, поскольку невозможно до конца разложить деятельность на простые эле­менты, в деятельности оказываются более сложные связи и от­ношения. Поэтому появляется второй принцип, состоящий в про­ектировании и трансляции знаковых средств, позволяющих по­строить (спроектировать) сложную деятельность из освоенных элементов. Эти знаковые средства являются средствами описа­ния и проектирования деятельности.

2) С другой, процессуально-технологической, стороны, учебный процесс, система учебной деятельности описывается как после­довательность ситуаций обучения. Эти ситуации строятся та­ким образом, что предыдущие ситуации задают средства, мате­риал и т. п. для последующих. То есть система обучения стро­ится как цепь технологического процесса, через который пропускается человек (с определенными начальными свой­ствами) и в конце выходит совершенно преобразованным, усвоив совокупность необходимых обществу социокультур­ных способностей.

Таким образом, на методологическом языке система обуче­ния может быть описана как система, которая развивается от ситуации обучения сложным деятельностям через рефлексив­ное расчленение деятельности к обучению вначале простым дея­тельностям, и затем из простых — построению сложных, удов­летворяющих условиям заданной задачи деятельности.

Можно рассматривать педагогическую активность 1) как оргуправленческую деятельность (как средство управления учебной деятельностью) и 2) как понимание сознания учени­ка и организацию понимания.

Существенным моментом работы педагога является комму­никация и понимание состояния ученика. Понимание предпо­лагает систематическое становление на внутреннюю точку зре­ния ученика, понимание изнутри другого человека, т. е. работа с сознанием. С другой стороны, педагог должен также органи­зовать и понимание себя, донести до ученика что-то важное с его точки зрения, но понимание не передается прямо, его мож­но добиться только на осознавании своего личного опыта (или организации такого опыта, если его не было). Педагогический акт (действие), таким образом, является коммуникативным, диагностическим актом.

Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность

Применительно к учебному процессу управление представля­ет собой целенаправленное, систематическое воздействие пре­подавателя на коллектив учащихся и отдельного студента для достижения заданных результатов обучения.

Управлять — это не подавлять, не навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а, наоборот, максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой.

Отличительные черты управления учебным процессом зак­лючаются в следующем:

сознательное и планомерное воздействие, которое всегда пред­почтительнее стихийной регуляции;

— наличие причинно-следственных связей между управляющей подсистемой (преподаватель) и объектом управления (обучае­мый);

— динамичность или способность управляемой подсистемы пе­реходить из одного качественного состояния в другое;

— надежность, т. е. способность, системы управления выполнять заданные функции при определенных условиях протекания

процесса;

— устойчивость — способность системы сохранять движение по намеченной траектории, поддерживать намеченный режим функционирования, несмотря на различные внешние и внут­ренние возмущения.

Процесс управления выступает одновременно как цикличный и непрерывный, что создается одновременным и последователь­ным выполнением многих циклов управления. Управленческий цикл начинается с постановки целей и определения задач, а завершается их решением, достижением поставленной цели. По достижении какой-то цели ставится новая, и управленческий цикл повторяется. «Цель — действие — результат — новая цель» — такова схематичная картина непрерывного управленческого про­цесса. Она применима к научному и учебно-воспитательному про­цессам.

Эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении определенных требований:

1) формирование целей обучения;

2) установление исходного уровня (состояния) управляемого про­цесса;

3) разработка программы действий, предусматривающей основ­ные переходные состояния процесса обучения;

4) получение по определенным параметрам информации о состо­янии процесса обучения (обратная связь);

5) переработка информации, полученной по каналу обратной свя­зи, выработки и внесения в учебный процесс корректирую­щих воздействий.

Задача преподавателя в процессе управления заключается в изменении состояния управляемого процесса, доведении его до заранее намеченного уровня. Строго говоря, управление процессом обучения предусматривает определение места каждого уча­стника этого процесса, его функций, прав и обязанностей, со­здание благоприятных условий для наилучшего выполнения им своих задач.

Н.Ф. Талызина отмечает, что своеобразие обучения как сис­темы управления состоит, прежде всего, в том, что управляе­мый объект — процесс учения, усвоения, — осуществляется всегда конкретной личностью. Сложность и многообразие лич­ностных факторов так велики, что при составлении основной программы обучения они не всегда могут быть учтены. При мас­совом обучении основная программа в лучшем случае может быть адаптирована лишь к некоторой системе типовых особенностей для определенной группы учащихся. В процессе же обучения конкретной группы учащихся могут быть обнаружены какие-то дополнительные особенности, учет которых позволит им быст­рее достичь поставленной цели.

Самосознание педагога и структура педагогической деятельности

Педагог выполняет определенную функцию в обществе - функция трансля­ции культуры, передачи деятельности, т.е. к совершенно пас­сивной воспроизводящей деятельности. И это, конечно, плохо (для такой трансляции более подходящие средства — радио, те­левидение и т.п.). Педагог дей­ствительно является носителем культуры, но он также является (по крайней мере, в лучших своих образцах) и живым образцом культуры. А это — очень трудная и, наверное, неразрешимая задача: быть живым образцом культуры.

Для эффективного выполнения педагогических функций со­временному педагогу важно осознавать структуру педагогиче­ской деятельности, ее основные компоненты, педагогические дей­ствия и профессионально важные умения и психологические качества (ПВУиК), необходимые для ее реализации.

Основное содержание деятельности преподавателя включает выполнение нескольких функций — обучающей, воспитатель­ской, организаторской и исследовательской. Эти функции про­являются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими. Наиболее специфично для преподава­теля вуза сочетание педагогической и научной работы. Исследо­вательская работа обогащает внутренний мир преподавателя, раз­вивает его творческий потенциал, повышает научный уровень знаний. В то же время педагогические цели часто побуждают к глубокому обобщению и систематизации материала, к более тща­тельному формулированию основных идей и выводов.

Всех вузовских преподавателей можно условно разделить на три группы: 1) преподаватели с преобладанием педагогичес­кой направленности (примерно 2/5 от общего числа); 2) с пре­обладанием исследовательской направленности (примерно 1/5) и 3) с одинаковой выраженностью педагогической и исследова­тельской направленности (немного более трети).

Профессионализм преподавателя в педагогической деятель­ности выражается в умении видеть и формировать педагогичес­кие задачи на основе анализа педагогических ситуаций и нахо­дить оптимальные способы их решения. Поэтому одной из важ­нейших характеристик педагогической деятельности является ее творческий характер.




написать администратору сайта