Главная страница
Навигация по странице:

Закон РФ Об образовании



Скачать 107 Kb.
Название Закон РФ Об образовании
Анкор kursovaya_knyazeva.doc
Дата 03.05.2017
Размер 107 Kb.
Формат файла doc
Имя файла kursovaya_knyazeva.doc
Тип Закон
#6674

Введение (включить отрывки из ФГОС, касающиеся интерактивного, обучения, Закон РФ «Об образовании»)

Много слов уже сказано в пользу дистанционного образования, и, наверное, не меньше о недостатках подобной формы обучения. Очевидна актуальность дистанционного обучения. Многие педагоги объясняют растущую популярность этой формы образования тем, что только 43% студентов вузов моложе 25 лет, лишь четверть - молодежь 18-22 лет. Остальные - люди взрослые, обремененные семейными и деловыми заботами. Для них не всегда удобны очные формы университетского образования. Дистанционное обучение оказывается к тому же экономически выгодным, если учесть транспортные расходы и организационные расходы на всю систему очного обучения. По прогнозам ЮНЕСКО в XXI в. учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30 – 40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное обучение, а остальное время на самообразование. Отсюда понятен повышающийся интерес к дистанционному обучению - и университетскому, и школьному, и в системе повышения квалификации, т.е. всем звеньям непрерывного образования.

В последние десятилетия дистанционные образовательные технологии в России получили интенсивное развитие. Министерством образования РФ разработано специальное направление, научно-методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования.

Термин "дистанционное обучение" (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе. Встречаются такие варианты как "дистантное образование" (distant education), "дистантное обучение" (distant learning). Некоторые зарубежные исследователи, отводя особую роль телекоммуникациям в организации дистанционного обучения, определяют его как телеобучение (teletraining). Но все же наиболее часто употребляется термин "дистанционное обучение".

Термин "интерактивное взаимодействие" широко используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением вообще) интерактивное взаимодействие - это диалог пользователя с программой, т.е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями). При более развитых средствах ведения диалога (например, при наличии возможности задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов) обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала и режима работы. Чем больше существует возможностей управлять программой, чем активнее пользователь участвует в диалоге, тем выше интерактивность. В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т.п. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, является интерактивной средой. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном взаимодействии будут выступать преподаватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия – электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т.д. (выдержки из нормативных документов, касающихся дистанционного обучения).

Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения. 

Исходя из актуальности определилась тема нашего исследования: «

Тема исследования определила цель: выявить специфику дистанционного обучения

Объектом нашего исследования является – использование  дистанционного обучения в ОУ.

Предмет исследования - особенности организации дистанционного обучения в ОУ.

Задачи исследования:

1.Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Дать характеристику основным понятиям работы.

3. Выявить специфику дистанционного обучения.

Гипотеза: Нами была выдвинута гипотеза о том, что организация дистанционного обучения, осуществляемая ОУ в виде консультаций, практикумов, интерактивных олимпиад и т.д., существенно повлияет на развитие учебных и личностных качеств школьников при условии:

-планомерной работы по организации форм ДО;

-включения родителей в разнообразную деятельность Образовательного Учреждения.

В нашей работе мы будем использовать эмпирические и теоретические методы исследования. К эмпирическим мы относим: изучение документально-информационного потока (журналы, книги, статьи), сборники научных статей, учебные издания (учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия), периодические издания, нормативно-правовую литературу, справочную литературу. Из теоретических методов исследования будем использовать: анализ, синтез, абстрагирование, аналогию.

Глава 1. Организация дистанционной формы обучения.
1.1.Понятие и цели дистанционного обучения.
Термин «дистанционное образование» не восходит к какой-то особой технологии, скорее, он описывает способ обучения, который позволяет обучающему и обучающимся выйти за узкие рамки обучения в классе. Рассмотрим подробнее понятие дистанционного образования, а также спектр его возможностей.

Дистанционное образование (ДО) - это практика, которая связывает преподавателя, обучаемого, а также источники, расположенные в различных географических регионах, по­средством специальной технологии, позволяющей осуществлять взаимодействие. Взаимо­действие обеспечивается разными способами, такими как обмен печатными материалами че­рез почту и телефакс, аудиоконференция, компьютерная конференция, видеоконференция. Дистанционное обучение является перспективным способом получения образования изоли­рованными сельскими учащимися, учащимися со специфическими требованиями или лица­ми, неспособными достичь поставленной цели другим способом.

Существенно, что польза от приобретения информации извне делает обучение на рас­стоянии предпочтительным для работающих взрослых тех, кто находит, что массовость и распорядок обучения для него неприемлем.

Можно определить дистанционное образование как образование, характеризующееся пятью основными моментами:

  1. существование обучающего и обучаемого и, как минимум, наличие договоренности между ними;

  2. пространственная разделенность обучающего и обучаемого;

  3. пространственная разделенность обучаемого и учебного заведения;

  4. двунаправленное взаимодействие обучаемого и обучающего;

  5. подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного изучения.

Это определение охватывает ряд форм обучения - от основанных на печатных мате­риалах, когда общение осуществляется по почте и телефону, до двусторонних видеокурсов, когда обучающий и обучаемый «встречаются» на телевизионных экранах.

Дистанционное обучение используется для достижения следующих педагогических целей:

1. Развитие личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей (помимо передачи информации и заложенных в ней знаний):

  • развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;

  • развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

  • развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;

  • формирование умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажерами);

  • развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и интеллектуальными обучающими системами);

  • формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

  • подготовка специалистов в области информационных технологий;

  • подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.

3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

  • повышение эффективности и качества обучения за счет применения информационных технологий;

  • выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (возможно использование большинства перечисленных технологий - в зависимости от типа личности обучаемого);

  • углубление межпредметных связей в результате использования современных средств обработки информации при решении задач по самым различным предметам (компьютерное моделирование, локальные и сетевые базы данных)

Этими же педагогическим целями определяются и основные направления развития самих информационных технологий. Особое внимание сегодня уделяется совершенствованию таких технологий, как:

  • технология повышения эффективности и качества процесса обучения благодаря дополнительным возможностям познания окружающей действительности и самопознания, развития личности обучаемого;

  • технология управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений;

  • технология управляемого мониторинга (контроль, коррекция результатов учебной деятельности, компьютерное педагогическое тестирование и психодиагностика);

  • коммуникационная технология, обеспечивающая распространение научно-методического опыта;


1.2.Принципы и средства дистанционного обучения

Одним из перспективных направлений развития дистанционного обучения является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических идей и подходов. В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно - ориентированной системе образования.

Принцип интерактивности:

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном обучении обеспечивают более интерактивный способ обучения по сравнению с заочным обучением. Контакты учащихся с преподавателем интерактивны.

Принцип стартовых знаний:

Для того чтобы эффективно обучаться в системе дистанционного образования, необходимы некоторые стартовые знания  и аппаратно-техническое обеспечение. Необходимо иметь не только компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться необходима предварительная подготовка.

Принцип индивидуализации:

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.

Принцип  педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий.

Принцип является  ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации системы дистанционного обучения. Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии дистанционного образования, присуща  «детская болезнь» увлечения  средствами новых информационных технологий, особенно ИНТЕРНЕТОМ. Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими  свойствами и порой приводит к фетишизации, а как следствие - к неправильной   преимущественной ориентации на  какое-то средство обучения.

Средства обучения представляют содержание обучения, контроль и управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся. 

В традиционном учебном процессе такими средствами являются: печатные издания учебников, учебно-методических пособий, справочников, записи на доске, плакаты, видеофильмы, а также слово преподавателя.

При получении дистанционного образования средства обучения значительно шире и, кроме традиционных, включают такие, как:

  • учебные электронные издания;

  • компьютерные обучающие системы; 

  • аудио- видеоучебные материалы;

  •  компьютерные сети и многое другое.

Электронные издания учебного назначения, имеют ряд положительных отличий и преимуществ, в частности:

  • компактность хранения в памяти компьютера или на дискете;

  •  гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость;

  • возможность оперативного внесения изменений и дополнений;

  • удобство пересылки по электронной почте.     

Это автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине.

Компьютерные обучающие системы:

программные средства учебного назначения, которые широко используются в образовательном процессе дистанционного обучения и позволяют:

  • Индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения 

  • Контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью

  • Обеспечить самоконтроль и само коррекцию учебно-познавательной деятельности

  • Сократить время обучения за счет трудоемких вычислений на компьютере;

  • Демонстрировать визуальную учебную информацию;

  • Проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;

  • Формировать умение принимать оптимальные решения;

  • Повышать интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации;

  • Передать культуру познания, и др.

     Аудио - и видеоучебные материалы:

записываются на магнитные носители, аудио- и видеокассеты, и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт – дисков СD- RОМ.

Компьютерные сети:

средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи.

Глобальная сеть Интернет является интегральным средством, широко используемым в дистанционном обучении. Развитие глобальных сетей создало принципиально новую ситуацию в работе ученых и педагогов с информацией: многие источники информации, прежде разделенные, стали доступны, причем достаточно быстро и единообразно. 

Все сказанное выше дает основание утверждать, что применение ЭВМ как средства связи и появление глобальной сети ЭВМ открыли широчайшие возможности для развития дистанционного обучения (ДО). Дистанционное обучение при этом получило уже новое качество - учащийся по ДО почти не ограничен пространственными, а главное - временными рамками для получения информации. 

Глава 2. Преимущества дистанционной формы обучения.

2.1. Основные проблемы организации дистанционной формы обучения.
При организации дистанционного образования огромную роль играют непосредственные участники этого процесса – как обучаемые, так и преподаватели, координаторы дистанционных курсов, консультанты и кураторы учебных групп. Все они используют возможности Internet для решения конкретных педагогических задач. Причем, если обучаемому вполне достаточно просто владеть Internet на уровне пользователя, то от преподавателей и кураторов требуются определенные знания и умения по организации работы курсантов в телекоммуникационной среде в рамках поставленных дидактических задач:

  • знание назначения, особенностей устройства и функционирования телекоммуникационной среды;

  • знание условий хранения и передачи информации внутри сети;

  • знание основных сетевых информационных ресурсов и особенностей работы с ними;

  • знание особенностей организации и проведения телекоммуникационных проектов;

  • знание особенностей организации и проведения тематических телеконференций;

  • знание методических основ организации работы преподавателя и обучаемых в сети; знание основных правил поведения пользователей в сети, основ телекоммуникационного этикета;

  • умение работать с электронной почтой, телекоммуникациями, сетевыми информационными службами; умение отбирать и обрабатывать информацию, полученную по сети;

  • умение проводить поиск информации по сети; умение готовить информацию к передаче по сети с использованием текстового редактора, графического редактора и необходимых утилит;

  • умение организовать, разработать и провести сетевой учебный проект, тематическую телеконференцию.

Для создания бесперебойно действующей учебной среды необходимо взаимодействие её компонентов на двух уровнях:

  • уровень элементов управления, на котором происходит взаимодействие структурных подразделений организации, отвечающих за организацию и планирование учебных курсов, разработку учебных материалов и обеспечение ими курсантов; уровень, на котором происходит взаимодействие участников образовательного процесса: преподавателей, курсантов, координаторов;

  • уровень элементов доставки, включающих различные телекоммуникационные средства доставки учебной информации и средств обучения от ведущей организации до обучающегося, а также средств доставки отчетных материалов и экзаменационных работ от курсанта к преподавателю.

Для успешного управления процессом дистанционного образования целесообразно использование различных памяток, графиков занятий обучающихся, руководств и разъяснений, которые помогут обучающимся спланировать свое рабочее время, сориентироваться в учебных материалах и успешно завершить обучение с соблюдением всех сроков.

Организация дистанционного образования требует привлечения специалистов различных профессий: менеджеров и организаторов курсов, педагогических координаторов и кураторов, преподавателей, методистов высокой квалификации для разработки учебных материалов, технических специалистов и системных операторов, занимающихся технической поддержкой образовательного процесса.

Особо следует выделить педагогов-координаторов, где важным является обеспечение обратной связи и организация общения участников обучения. Они должны иметь высокую квалификацию в области предмета преподавания, владеть теорией обучения, уметь создавать образовательную среду и управлять ею, уметь управлять структурой учебного курса, знать педагогические технологии и средства телекоммуникаций, владеть навыками презентации учебного материала (интересно представить новый материал, задавать вопросы, вести занятие и организовать обратную связь), уметь общаться с обучающимися.

Педагог обеспечивает связь обучающихся с преподавателями и авторами курсов, а также оперативно отвечает на возникающие вопросы по курсу, отслеживает своевременность сдачи отчетных материалов. Педагог-координатор поддерживает обучающихся на местах, т. е. на базе того регионального центра, который связан с головной организацией. Он выступает одновременно в нескольких лицах: как секретарь, администратор, технический консультант и как учитель-консультант. Он должен уметь организовать групповое индивидуальное обучение, решать проблемы технического плана, проводить инструктаж курсантов, оценивать и контролировать их работу, вести документацию по курсам.

Технические специалисты (ими могут быть не только инженеры, но и методисты или администраторы, разбирающиеся в особенностях используемых сетевых технологий) решают в максимально короткие сроки технические проблемы, оказывают необходимую консультацию или техническую помощь нуждающимся участникам дистанционного образования по работе с техникой.

Каждый из участников процесса может взаимодействовать с остальными специалистами и друг с другом. Взаимодействие между участниками является ключевым моментом любой образовательной программы.

Обучающиеся работают большую часть времени самостоятельно. Если у них возникает желание задать вопрос преподавателю или партнеру, то им необходимо сделать определенные усилия (составить текст вопроса, послать его по электронной почте и ждать ответа). С одной стороны это заставляет ученика более вдумчиво относиться к материалу, продумывать формулировку вопросов, с другой, это может привести к небрежности в работе, если ученик по какой-то причине не захочет задавать вопросов, оставит проблему нерешенной, тем самым допустит определенный пробел в своих знаниях. Поэтому программы уроков должны максимально стимулировать интерактивное взаимодействие между учащимися и преподавателями, между самими учащимися, а также между учащимися и учебным материалом для повышения качества обучения и мотивации. Помочь в этом сможет организация групповой работы учеников, частый обмен вопросами и ответами, проектная работа и т. д.

Обеспечение обратной связи между обучаемым и преподавателем позволяет осуществлять постоянный контроль за деятельностью учеников, проблемами, которые у них возникают. Механизм обратной связи нацелен на проверку выполнения целей и задач по каждому этапу обучения. Обратная связь может осуществляться в любой форме, в том числе и в виде контрольного тестирования (начального, промежуточного, заключительного), дискуссий, телеконференций. Для этого можно использовать различные анкеты и тесты, для ответов на которые учащимся достаточно вписать в нужной строке формы ответ или выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов, а затем отправить по электронной почте.

В процессе дистанционного образования очень важно организовать оперативный ответ преподавателей на вопросы учеников. Компьютерные телекоммуникации создают для этого все необходимые условия, обеспечивая оперативную передачу информации по электронной почте или организуя консультации в рамках телеконференции.

При дистанционном образовании участники этого процесса не видят друг друга, если разумеется, не используется видеоконференция, общение происходит, как правило, в вербальной форме. Поэтому процесс обучения можно персонифицировать, познакомив участников друг с другом, чтобы общение было живым, личностным.

Функции преподавателя сводятся к отслеживанию процесса обучения поставленным задачам, к консультированию по проблемным вопросам, организации и проведению дискуссий по изучаемому вопросу, а также контролю за уровнем усвоения учебного материала.

Информационный поток, возникающий между преподавателем и учеником, осуществляемый с помощью телекоммуникаций, является двусторонним – часть информации идет от преподавателя к обучающемуся, а другая – от ученика к преподавателю. Если в процессе обучения образуется группа детей, взаимодействующих с преподавателем, то информационный поток образует еще несколько направлений: от преподавателя ко всей группе, от всей группы к преподавателю, от ученика к группе, от группы к ученику и т. д.

К сожалению в нашей стране не ведется подготовка специалистов подобного рода. Вопрос о том, какой должна быть структура и композиция учебного материала остается открытым. Наряду с этим ставится вопрос об условиях доступа к курсам дистанционного обучения. Не решен, так же, вопрос об организации и проведении оценки знаний «дистанционных» учащихся. Для его решения необходимо создание нормативно-правовой базы оценки знаний учащихся.

2.2. Преимущества дистанционного обучения в начальной школе
Новые электронные технологии могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных средств. Интеграция звука, движение образа и текста, создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в системе дистанционного обучения программ и систем доставки информации, позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечит передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения.

На данный момент времени выделяют следующие преимущества дистанционного обучения:

независимость обучающегося от географического расположения школы;

  • гибкость – обучающийся, не посещает регулярных занятий в виде лекций;

  • модульность - в основу программ ДО закладывается модульный принцип;

  • параллельность – обучение может проводить при совмещении с основной деятельностью;

  • дальнодействие – расстояние не является препятствием;

  • асинхронность – в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения не зависимо от времени;

  • охват – массовость, количество обучающихся не является критичным параметром.

Получив учебные материалы в электронном или печатном виде с использованием телекоммуникационных сетей, учащийся может овладевать знаниями дома или в специальном компьютерном классе в любой точке страны.

Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное. Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечественным и международным базам данных и знаний не любом расстоянии и в любое время.

Дополнить второй параграф + заключение.

Список литературы

Приложение.
написать администратору сайта