Главная страница
Навигация по странице:

62. Западноевропейская художественная культура эпохи Просвещения. Западноевропейская художественная культура эпохи Просвещения



Скачать 37.7 Kb.
Название Западноевропейская художественная культура эпохи Просвещения
Анкор 62. Западноевропейская художественная культура эпохи Просвещения.docx
Дата 26.04.2017
Размер 37.7 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 62. Западноевропейская художественная культура эпохи Просвещения.docx
Тип Документы
#3529
Категория Искусство. Культура

    1. Западноевропейская художественная культура эпохи Просвещения.

Идеи Просвещения и новые пути развития искусства.

В череде столетий европейской истории XVIII век занимает особое место. Были времена более грандиозных свершений, но не было эпохи более завершенной стилево, более, так сказать, «целокупной». Известный искусствовед Н. Дмитриева называет его последним веком господства аристократической культуры. Отсюда его рафинированность и эта самая «стильность», порой в ущерб глубине. И одновременно это эпоха утверждения новых ценностей в жизни европейцев, – ценностей, которые живы и ныне и которые, собственно говоря, определяют сегодняшнее лицо европейской цивилизации.

XVIII век в Западной Европе был последним этапом длительного перехода от феодализма к капитализму. И хоть в Нидерландах победила буржуазная революция, в большинстве европейских стран сохранялся старый порядок. Их сотрясал кризис феодализма и его идеологии. Лишь в Англии к середине XVIII века происходит промышленный переворот, закрепивший компромисс буржуазии и дврянства.

Основные стилевые направления в искусстве XVIII в.. Актуализация новых жанров и форм в художественной культуре эпохи Просвещения. Стиль рококо («причудливый», «капризный») господствовал в европейском искусстве недолго — всего в течение первых трех четвертей XVIII века, и представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная, хрупкая декоративность. В основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Рококо во Франции.

Ансамбль искусств. Ансамбль можно составить из элементов одного вида искусства или объединить разные виды.

Ватто. Жан Антуа́н Ватто́, более известный как Антуан Ватто (фр. Jean Antoine Watteau, 10 октября 1684, Валансьен — 18 июля 1721, Ножан-сюр-Марн) — французский живописец и художник, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо. Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами». Сущность этих сцен раскрывается не столько в их прямом сюжетном значении, сколько в тончайшей поэтичности, которой они проникнуты. «Праздник любви» (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Ватто открыл художественную ценность хрупких нюансов, чувств, едва уловимо сменяющих друг друга. Его искусство впервые ощутило разлад мечты и реальности, и поэтому оно отмечено печатью меланхолической грусти.

Театр


Ватто очень любил театральные сюжеты, хотя вряд ли точно воспроизводил эпизоды определенных спектаклей. В театре его привлекали полет воображения, живое воплощение фантазии, наконец, та искренность игры, которую он не находил в жизни, похожей на лицедейство. Характеру образного мира Ватто соответствуют прихотливость ритмов, плавность маленьких, словно вибрирующих мазков, нежность изысканных красочных созвучий, изменчивость цветовых нюансов.

Произведения


  • «Бивак», около 1710 года, Государственный музей изобразительных искусств, Москва;

  • «Савояр с сурком», 1716 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург;

  • «Праздник любви», Дрезден;

  • «Общество в парке», около 1720 года, Дрезден;

Фрагонар. Жан Оноре́ Фрагона́р (фр. Jean-Honoré Fragonard; 5 апреля 1732, Грасс — 22 августа 1806, Париж) — французский живописец и гравёр. Работал в стиле рококо. Создал более 550 картин (не считая рисунков и гравюр).

В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности; в его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной; зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка, изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevée), «Молодой гитарист»; «Молодая читательница» в вашингтонской галерее искусства; «Вдохновение» и «Задвижка» в Луврском музее; «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкой» (Le Baiser à la dérobée) в Эрмитаже; «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки» — в разных частных коллекциях.

Из гравюр Фрагонара особенно интересны: «Шкаф» (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника; очень редкий лист), «Обрезание» с Тьеполо, «Антоний и Клеопатра», с Либери, «Вечеря в Эммаусе» с картины Риччи, и «Сретение Господне» с картины Тинторетто.

Буше. Франсуа́ Буше́ (фр. François Boucher, 29 сентября 1703, Париж — 30 мая 1770) — французский живописец, гравёр, декоратор[2]. Яркий представитель художественной культуры рококо.

Создал многочисленные серии гравюр, иллюстрировал книги Овидия, Боккаччо, Мольера. Работал во многих видах декоративного и прикладного искусства: создавал декорации для опер и спектаклей, картины для королевских шпалерных мануфактур; выполнял орнаментальные росписи изделий севрского фарфора, расписывал веера, исполнял миниатюры и т. п.[3]

Идеалы и практика. Интерьер как среда обитания человека. Отрицание пафоса и героики, соразмерность «простому» человеку. Воспитательная роль живописи (Ж.-Б. Грез); «театральность» картин Давида. Классицизм как рококо «наизнанку».

Д.Дефо, Д.Свифт в культуре английского Просвещения. Даниель Дефо и Джонатан Свифт


Знаменитый английский писатель конца XVII и первой половины XVIII в. Дефо был сыном лондонского купца и сам стал торговцем, промышленником, журналистом. Он осуждал преследования передовых людей, высмеивал высокомерие и предрассудки английской аристократии. По приказу властей Дефо трижды привязывали к позорному столбу, но это лишь увеличило его славу.

Невиданный успех принес Д. Дефо роман «Робинзон Крузо» (1719).

В нем рассказывается, как один матрос, потерпев кораблекрушение (случай по тому времени не редкий), прожил несколько лет на необитаемом острове у берегов Южной Америки.

Непреходящая ценность романа Дефо состоит в прославлении поиска и открытия новых земель, человеческого труда, мужества и настойчивости в освоении природы, смелой борьбы с опасностями. История Робинзона показывала значение опыта и знаний, предприимчивости. В то же время Робинзон по своему характеру – купец и расчетливый колонизатор, он смотрит на Пятницу как на существо низшей расы, но его расизм смягчен гуманностью.

Полный текст двухтомного романа Дефо очень длинен, для современного читателя скучен, но в свое время пользовался огромной популярностью. Сокращенный перевод его и теперь является одной из любимых книг подростков всего мира.

Великий английский сатирик первой половины XVIII в. Джонатан Свифт был выходцем из бедной ирландской семьи. В своих произведениях Свифт осуждал угнетение Ирландии и призывал ее народ к освободительной борьбе, выступал против преследования и притеснения католиков в Англии.

Но особую известность Свифту принес двухтомный роман «Путешествия Гулливера» (1726). В нем под видом описания сказочных путешествий своего героя к лилипутам, в государство великанов, на летающий остров и в страну необыкновенных животных Свифт дал обличение пороков современного ему общества. Чванство и произвол, жадность и подозрительность, несправедливость и интриги, царившие в империи лилипутов, отражали черты английского двора. Грубость придворных нравов ярко показана в описании добродушных, но глупых великанов (бробдингнегов).

В романе осмеяны династические войны, несправедливость которых подчеркивает описание нелепой войны лилипутов с вымышленным государством Блефуску. Оторванная от жизни ученость высмеяна в рассказе об Академии наук на летающем острове Лапута. Жадные и подлые отвратительные, но похожие на людей чудовища (йэху) в последней части романа являются карикатурой на встречающихся в жизни людей. Воплощением благородства и гуманности Свифт изобразил не людей, а лошадей – гуигнгнмов. Этим он как бы хотел подчеркнуть ничтожество современной ему общественной жизни.

Свифт выступил в романе непримиримым врагом лжи, лицемерия, тирании, полицейских преследований, но не выдвинул ясной положительной программы развития общества. Роман Свифта является глубоким и серьезным сатирическим произведением. Чтобы понять все его содержание, надо прочитать полный текст романа, не ограничиваясь переделками для детей, распространенными во многих странах.

Хогард. Уильям Хогарт

английский художник, основатель и крупный представитель национальной школы живописи, иллюстратор, автор сатирических гравюр, открыватель новых жанров в живописи и графике

Гейнсборо – англ пейзажист.

Рейнольдс рудированный, серьезный теоретик искусства классицизма джошуа рейнольдс (1723-1792), первый президент Британской академии художеств, видный политический деятель, хозяин модного аристократического салона, в традиционный жанр портрета ввел психологическую характеристику личности. Используя аллегорическую форму (актрису Сару Сиддонс он изобразил в виде музы, знаменитого полководца — в пламени битвы, леди Гамильтон — в виде Венеры), он создал вполне реалистические психологические портреты. Художник Просвещения, Рейнольдс подчеркивает в персонаже не принадлежность к сословию, а личностные качества, богатство духовного мира.

Вольтер.— один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк, публицист. Долгое время не желая мириться с восшествием новой драмы — как формы «гибридной», Вольтер кончил тем, что и сам стал защищать приём смешения трагического и комического (в предисловии к «Расточителю» и «Сократу»), считая это смешение, впрочем, законной чертой лишь «высокой комедии» и отвергая как «нехудожественный жанр» «слезливую драму», где только «слёзы». Долгое время противодействуя вторжению на сцену плебеев-героев, Вольтер, под напором буржуазной драмы, сдал и эту свою позицию, широко открывая двери драмы «для всех сословий и всех званий» (предисловие к «Шотландке», со ссылками на английские примеры) и формулируя (в «Рассуждении о гебрах») по существу программу демократического театра; «чтобы легче внушить людям доблесть, необходимую обществу, автор выбрал героев из низшего класса. Он не побоялся вывести на сцену садовника, молодую девушку, помогающую отцу в сельских работах, простого солдата.

Дидро. Дени́ Дидро́ (фр. Denis Diderot; 5 октября 1713, Лангр, Франция — 31 июля 1784, Париж, Франция) — французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751). Иностранный почётный член Петербургской академии наук (1773)[1].

Вместе с Вольтером, Руссо, Монтескьё, Д’Аламбером и другими энциклопедистами, Дидро был идеологом третьего сословия и создателем тех идей Просветительного века, которые подготовили умы к Великой французской революции.В 1757 году появилась его первая пьеса «Внебрачный сын» (фр. Un fils naturel), а в следующем 1758 году другая — «Отец семейства» (фр. Père de famille). Само заглавие обоих произведений указывает на то, что их сюжетами послужили семейные отношения. В первом Дидро защищал права незаконнорождённых детей, во второй — права сына выбирать себе жену по указанию сердца, а не отца.

Бомарше и его герой Фигаро. Популярность Бомарше выросла ещё больше после появления его комедий «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени. В обеих пьесах Бомарше является провозвестником революции, и овации, которые устраивались ему после представлений, доказывали, что народ это очень хорошо сознавал. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд, и недаром Наполеон отзывался о ней: «…Это уже была революция в действии»//…La revolution en action.[2] Театр эпохи Просвещения. Главным «инструментом» влияния на общество в театре Просвещения был пролог. Он представлял собой своеобразную поучительную беседу философа-драматурга с публикой. По мере развития сценического искусства он видоизменялся и, в итоге, превратился в теоретический манифест, который показывал несправедливость во всем мире.

Фигаро — самый яркий литературный образ, созданный драматическим искусством XVIII в., воплощение предприимчивой инициативы третьего сословия, его критической мысли, его оптимизма.

Но, обладая изворотливостью и остроумием этих персонажей, выполняя, подобно им, функции основного двигателя сценической интриги, Фигаро значительней и выше всей родовой группы.

Образ Фигаро насыщен большим политическим пафосом; его острые выпады против «знатных господ» подымаются до протеста против всякого социального неравенства, гнета и унижения человека, и эти черты образа сохранили его звучание на протяжении полутора столетий и ввели его в ряд так наз. вековых образов.

Заслуга Бомарше, художественно воссоздавшего этот тип, сообщившего ему многие свои взгляды и стремления, заставившего его отозваться на жгучие вопросы французской действительности, хотя бы замаскированной мнимо-испанским нарядом, остаётся, тем не менее, несомненной.

Музыкальное искусство эпохи Просвещения. собо необходимо выделить музыкальное искусство, переживающее в XVIII в. невиданный подъем и расцвет. Если XVII в. считается веком театра, то XVIII в. по праву можно назвать веком музыки. Ее общественный престиж возрастает настолько, что она выходит на первое место среди искусств, вытеснив оттуда живопись.

Музыку XVIII в. представляют такие имена, как Ф. Гайдн, К. Глюк, Г. Гендель. Из числа великих композиторов пристального внимания заслуживают И.С. Бах (1685-1750) и В.А. Моцарт (1756-1791).

Неоклассицизм в изобразительном искусстве. Неоклассици́зм — термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX века, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке — также и эпохи барокко). В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода.[1]

Неоклассицизм предвосхищался уже в творчестве прерафаэлитов с середины XIX века, однако он окончательно сложился к концу 1870-х гг. в Германии. «Неоидеалисты» (А. Фейербах, Х. фон Маре и др.) стремились возродить монументальность и пластичную чёткость классического искусства. Большое распространение неоклассицизм получил в конце XIX — начале XX веков, явившись одной из разновидностей реакции на импрессионизм. Он сочетал в общем русле определённые позднеакадемические тенденции, в той или иной степени программное следование принципам античного искусства (в основном периода архаики), реже — искусства Возрождения (в основном Раннего) и классицизма, наконец, соприкосновение (порой очень близкое) со стилистикой модерна.

Неоклассицизм (или его элементы) в той или иной мере присутствует в творчестве таких мастеров конца 19 — 1-й половины 20 вв., как скульпторы А. Майоль, Э. А. Бурдель, Г. Вигеланд, И. Мештрович, С. Т. Конёнков, С. Д. Меркуров, живописцы Ф. Ходлер, П. Пюви де Шаванн, М. Дени, Л. С. Бакст, В. А. Серов, А. Е. Яковлев, К. С. Петров-Водкин. Причастность к неоклассицизму обнаруживают и течения в изобразительном искусстве 20—30-х годов, возникшие как реакция на новые течения (экспрессионизм, футуризм, кубизм и др.).[1]

Канова скульптор.

Шарден. «Живопись руин» и ведута. Веду́та (итал. veduta, «вид») — жанр европейской живописи, особенно популярный в Венеции XVIII века. Представляет собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением повседневного городского пейзажа.

Сентименталистские тенденции в искусстве. Развитие декоративно-прикладного искусства, мейсенский фарфор. В этот «скульптурный» период (1735—1763) изготовляются сервизы, вазы, туалетные и письменные приборы, табакерки и т.п., а также скульптурные группы (пасторали, жанровые и галантные сцены, персонажи комедии дель арте), фигурки животных, отмеченные тонким пониманием специфики фарфоровой пластики, изысканностью росписи. С 1770-х гг. в М. ф., приобретающий классицистический характер, проникают черты академизма;
написать администратору сайта