Навигация по странице:
|
1 Общие понятия
|
Название |
1 Общие понятия
|
Анкор |
shpory_po_DAD_obrabotannye.doc |
Дата |
24.04.2017 |
Размер |
18.79 Mb. |
Формат файла |
|
Имя файла |
shpory_po_DAD_obrabotannye.doc |
Тип |
Документы
#2037
|
страница |
10 из 10 |
|
Еще большее значение светотехнические характеристики дорожного покрытия приобретают в темное время суток. На дорогах, имеющих стационарное освещение, от светотехнических характеристик дорожного покрытия в значительной степени зависит расход электроэнергии на освещение.
К основным светотехническим характеристикам дорожного покрытия относят количественную способность покрытия отражать падающий световой поток, характеризуемую коэффициентом отражения, и способность распределять отраженный световой поток в пространстве, характеризуемую индикатрисой рассеивания светового потока.
44 Технические средства диагностики условий эксплуатации.
Кроме определения транспортно-эксплуатационного состояния дорог, важно знание погодно-климатических условий, в которых эксплуатируется дорога Особенно сложным является содержание покрытия зимой.
Для нормального функционирования эксплуатационных служб необходима оперативная информация о состоянии покрытия дорог в зимних условиях. Получение в нужный момент данных о возможности наступления гололеда позволит не допустить возникновения этого крайне опасного явления или уменьшить его последствия. Незаменимым оборудованием в работе дорожных служб становятся системы предупреждения о гололеде, с помощью которых можно повысить общий уровень безопасности движения на дорогах.
В состав системы предупреждения о гололеде входят дорожные измерительные станции (ДИС), центральные и рабочие станции, размещенные в определенных местах на дороге, а также компьютеры со специальным программным обеспечением, принимающие и обрабатывающие информацию, находящиеся, как правило, в диспетчерской службе организации, эксплуатирующей дорогу.
Основным элементом систем предупреждения о гололеде являются ДИС, измеряющие параметры дорожного покрытия и атмосферные условия в определенных точках дороги. Станции предоставляют точные данные о местных атмосферных условиях, что позволяет заранее прогнозировать наступление гололеда. Это дает возможность значительно уменьшить количество применяемых химических противогололедных средств (а значит, снизить стоимость зимнего содержания и экологические потери), а также повысить безопасность дорожного движения.
Система содержит произвольное количество ДИС, их сеть может быть расширена по мере необходимости и при наличии возможности.
Основной задачей дорожной измерительной станции является измерение и регистрация метеорологических параметров, а также параметров поверхности дороги на участке, характеризующемся локальным микроклиматом, на участках дороги с повышенной опасностью возникновения гололеда, а также передача текущих данных в диспетчерскую службу. Станция должна быть размещена непосредственно у дороги на опасном участке.
ДИС оборудована набором измерительных датчиков, присоединенных к многофункциональному электронному блоку, назначением которого является измерение данных и регистрация их, автоматическая передача информации на компьютер диспетчерской службы с использованием различных средств связи (телефон, радио или сотовый телефон), а также анализ измеренных данных и прогноз гололеда.
Дорожная измерительная станция обычно имеет следующее оборудование:
электронный регистрирующий блок (регистратор);
проводную телефонную линию и модем или модем для работы в сотовой сети;
датчики скорости и направления ветра, размещенные на мачте на высоте около 9 м;
датчик вида и интенсивности атмосферных осадков, размещенный на высоте около 3 м;
датчики температуры и влажности воздуха, размещенные на высоте около 3 м;
датчик фактического состояния погоды (ясно, пасмурно, туман, дымка);
датчик влажности и засоленности покрытия, расположенный на поверхности;
датчик толщины слоя воды и наличия льда/снега на поверхности (на основе оптического метода определения состояния поверхности);
датчик электрической проводимости поверхности;
датчик электрохимической поляризации;
датчик частоты «черного льда»;
□ датчик температуры на поверхности покрытия и на глубине 5 см.
Основной задачей рабочей станции является обеспечение руководящего состава дорожного эксплуатационного управления (ДЭУ) необходимой для производственной деятельности метеорологической информацией. Прогностическая информация поступает от центральной диспетчерской. Рабочая станция устанавливается в помещении ДЭУ.
Рабочая станция ДЭУ выполняет следующие основные функции:
прием данных измерений от центральной станции;
обработку и архивацию данных измерений;
□ отображение состояния автодорог и метеоинформации в виде карт, таблиц и графиков;
□ выдачу предупреждений об опасных явлениях (гололеде, инее, дожде);
□ обмен данными с центральной системой;
□ печать фактической и прогностической информации в виде таблиц, графиков, карт и бланков.
Эти функции обеспечивают возможность решения основных задач по содержанию автомобильных дорог.
Дорожная станция в автоматическом режиме осуществляет измерения всех параметров (влажность воздуха, температура воздуха и покрытия, скорость и направление ветра, состояние и влажность покрытия, состояние осадков, температура точки росы, температура замерзания). Результаты измерений фиксируются в электронном блоке с заданной частотой. Электронный блок оборудован часами реального времени и памятью, позволяющей обеспечить сохранение данных за 10 недель.
При работе с системой оператор запускает программное обеспечение центральной станции и имеет возможность просмотреть данные с любой из дорожных станций за последние 24 ч. Оператор на основе полученных данных анализирует ситуацию на дороге и в случае опасности возникновения гололеда принимает решение о действиях по предупреждению гололеда.
Одной из возможностей дорожной измерительной станции является совместная работа со знаком переменной информации. Знак информирует водителей о температуре покрытия и воздуха. В случае опасности возникновения гололеда появляется рисунок знака «Прочие опасности».
Независимо от своих основных задач, система может успешно использоваться также и летом, передавая информацию о температуре асфальта и воздуха. Это имеет значение для регулирования потока тяжеловесных транспортных средств, движение которых при слишком высоких температурах покрытия способствует ускоренному разрушению дорожной одежды.
45 Выбор мест расположения дорожных измерительных станций.
Для того чтобы прогнозные данные, получаемые от ДИС, были максимально объективными, необходимо тщательно выбирать места расположения станций. При выборе их возможны два основных подхода: составление термокарты и расположение станций на основе учета данных микроклимата.
Термическую карту дороги следует составлять на стадии разработки проекта. Ее составление основано на том факте, что дорога имеет постоянные термические характеристики, т.е. теплые и холодные отрезки. Расположение участков со временем не меняется и зависит от наличия застройки, растительности и некоторых других факторов. Изменение погоды также не меняет термических характеристик, а может воздействовать только на экстремальные значения. Таким образом, при изменении погоды различные участки покрытия изменяют свою температуру по-разному даже при одинаковой конструкции дорожной одежды. В связи с этим наиболее целесообразно размещать станции на наиболее холодных участках покрытия.
Термическая карта составляется при помощи специальной аппаратуры, основным элементом которой является размещенный на движущемся автомобиле термометр, работающий в инфракрасном диапазоне. Измерения выполняются точечно, например каждые 10 м.
Микроклимат местности учитывается в том случае, когда нет возможности составить термокарту, но имеются метеорологические данные об особенностях изменения микроклимата в отдельных районах прохождения дороги. Станции располагают в наиболее холодных местах.
В том случае, если места расположения станций определены без составления термической карты, ее все равно необходимо составить позднее, так как термические характеристики дороги, как правило, являются параметром программного обеспечения систем предупреждения о гололеде.
46 Системы управления состоянием дорожных покрытий.
Первое, что необходимо определить при рассмотрении системы управления состоянием покрытий, — это цель ее использования. Для чего нужна система и в конечном счете для чего нужен ремонт дорожного покрытия? Такими целями являются:
□ увеличить протяженность дорог в хорошем состоянии. Для работы необходимо определить, какое состояние будет хорошим;
повысить остающийся срок эксплуатации. Эта цель показывает, какой срок эксплуатации имеется в запасе у дорожной сети, и прогнозирует состояние дорог в будущем;
увеличить экономию в рамках затрат на эксплуатацию транспорта. Здесь необходимо рассчитать затраты. Обычно их определяют на основе данных по ровности. Экономия на затратах рассчитывается путем анализа разницы в ровности при отсутствии ремонта и после ремонта. Данная цель часто дополняется требованием повышения безопасности движения;
снизить чистую текущую стоимость совокупных транспортных затрат. Необходимо рассчитать затраты на эксплуатацию транспорта и собственные издержки дорожной организации. Совокупные транспортные затраты (СТЗ) — сумма затрат на эксплуатацию транспорта и собственных издержек. Чистая текущая стоимость — это разница между СТЗ при отсутствии ремонта дороги и СТЗ после осуществления ремонтных работ;
увеличить номинальную стоимость активов дорожной сети. Необходимо измерить номинальную стоимость активов. Их рассчитывают по методу восстановительной стоимости. Этот метод показывает разницу между стоимостью перестройки дорог и ремонта при доведении ее до нового состояния.
Основная цель системы управления покрытиями состоит в достижении при имеющихся средствах наилучшего состояния покрытия с учетом обеспечения безопасного, удобного и экономичного движения транспорта. Это достигается путем сравнения инвестиционных альтернатив, координирования процессов проектирования, строительства, содержания и оценки состояния с использованием существующих методов и знаний.
На сегодняшний день в мире существует большое количество систем. Практически каждая развитая страна имеет собственную СУСП, некоторые — по нескольку систем.
РМS91 — система управления состоянием дорожных покрытий проектного уровня, используемая финской дорожной администрацией. Включает в себя банк дорожных данных (RDВ), систему сетевого уровня (НIPS), а также банк данных о состоянии покрытия и исторические данные о каждом 100-метровом участке каждой дороги (КURRE).
Названные компоненты работают только совместно. Схема системы управления приведена на рис.
Система использует модели прогнозирования для определения будущего состояния покрытий. Имеются модели для колееобразования, дефектности и ровности, разработанные на основе экспериментальных наблюдений за состоянием участков дорог.
Виды ремонтов дорожных покрытий, используемые в системе, их стоимость, а также правила применения определяются и вводятся в систему пользователем самостоятельно.
|
|
|