Главная страница
Навигация по странице:

1. Роль ппд на разных этапах развития ребенка. Принципы ппд гуманности, научности, детерменизма, единства сознания и деятельности


Скачать 0.49 Mb.
Название 1. Роль ппд на разных этапах развития ребенка. Принципы ппд гуманности, научности, детерменизма, единства сознания и деятельности
Анкор Shpory_Psikhodiagnostika_49_vpr.doc
Дата 14.04.2017
Размер 0.49 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Shpory_Psikhodiagnostika_49_vpr.doc
Тип Документы
#967
Категория Психология
страница 4 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Сущность метода опроса


Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя. 
Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы. 
При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке. 


Виды опросов


·       Анкетирование 
·        Личностные тесты 
·           Интервью. 

Проведение опроса разбивается на пять стадий, каждая из которых рассчитана на получение максимального количества информации при затрате минимального времени на запись результатов.

  • Подготовка

  • Вводная стадия

  • Проведение опроса

  • Окончание опроса

  • Финальная стадия опроса

Каждая стадия требует определенных действий, которые в той или иной мере должны быть выполнены в ходе опроса. При этом на каждой стадии следует прибегать и к средствам психологического воздействия, которые признаны помочь установлению атмосферы профессионализма и доверия с респондентом.

Достоинства опросов состоят в том, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Опрос может выступать как средство сбора первичной информации и служить для уточнения, и контроля данных других методов.

Недостатки данного метода кроются в субъективности полученных данных, которые во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых.

23. Анализ продуктов деятельности.

АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ метод психологического исследования, в котором исследователь анализирует дневниковые записи, архивные материалы, производственные документы, продукты трудовой или учебной деятельности и т. п. Актуальное поведение испытуемого при этом не наблюдается и не измеряется. В отечественной психологической литературе приняты термины А. п. д., или праксиметрический метод, в американской научной литературе вместо них используется термин «архивный метод» (В.Н. Дружинин). По целям и конкретным приемам реализации различают следующие реализации данного метода. Биографический метод, с помощью которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Близким к нему является метод психологического анамнеза. К разновидностям метода А. п. д. относится также контент-анализ, который представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов.

Организация анализа продуктов деятельности требует соблюдения ряда условий:
1. Предварительно четко формулируется цель исследования, например изучение отношений дошкольников к взрослым и сверстникам, проявляющихся в игре (рисунках).
2. Учет возрастных особенностей при анализе деятельностной компетентности. В частности, в соответствии с целью исследования выбирают испытуемых, помня о том, что овладение техническими умениями в той или иной деятельности зависит от возраста ребенка. И если это важно, отбирают детей, владеющих навыками рисования или навыками конструирования по наглядному образцу.
3. Для всех респондентов, привлеченных к исследованию, создают одинаковые условия (например, подбирают одинаковые материалы: краски, карандаши, мелки, ножницы, клей, бумагу, конструктор).
4. При получении продукта поддерживают естественные условия: выбирают помещение, определяют время проведения, создают у респондента мотивацию на получение продукта, следят за тем, чтобы каждый работал самостоятельно, если проводится групповое исследование. В процесс создания продукта нельзя вмешиваться, чтобы не повлиять на результат.
5. В случае необходимости разрабатывают способы фиксации процесса создания продукта, действий, речи и эмоциональных реакций человека (ребенка).
Недостатки метода анализа результатов деятельности обусловлены тем, что, во-первых, его можно применять только тогда, когда ребенок уже начал овладевать определенным видом деятельности. Во-вторых, обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. В противном случае возможно нарушение объективности и проявление субъективизма, например при оценке степени оригинальности рисунка.
В целом метод анализа продуктов деятельности теснейшим образом связан с контент-анализом, который находит применение в трех аспектах:
1) как основной метод, направленный на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении;
2) как параллельный метод, применяемый в комплексе с другими;
3) как вспомогательный метод или процедура обработки данных, полученных в процессе параллельных исследований. Именно в этом, последнем, качестве он зачастую и используется в психодиагностике, поскольку не всегда дает возможность раскрыть все многообразие психической деятельности ребенка, которая привела его к созданию материального продукта.
Логика реализации процедуры контент-анализа осуществляется в три этапа. Сначала определяются ключевые категории анализа —регистрируемые элементы, которые должны быть исчерпывающими и охватывать все части фиксируемого содержания. Затем, в зависимости от анализируемого продукта, выделяются индикаторы выбранных смысловых единиц и вариативные формы их выражения (смысловые единицы анализа).

24. Проективные методы в возрастной психологии.

В основу построения проективных методик положено представление о том, что в творчестве, высказываниях, предпочтениях человека, интерпретации им событий проявляются скрытые неосознаваемые побуждения, конфликты, переживания, характеризующие личность. Обследование с помощью этих методик предполагает создание ситуации неопределенности. Инструкция определяет либо общие направления, либо начальный момент обследования. Стимульный материал, предъявляемый для обследования, может толковаться разными способами - важны отношение, субъективный смысл, ассоциации, вызываемые этим материалом.

В клинической практике широко используются Тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, Тематический апперцептивный тест (ТАТ), Тест Роршаха, Тест цветовых предпочтений Люшера.

На основании ряда формальных показателей этих методик выделяются следующие признаки:

  • - относительная свобода в выборе ответа и тактики поведения испытуемого;

  • - отсутствие каких-либо внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора;

  • - общая оценка взаимоотношения личности с ее социальным окружением, обобщенная оценка ряда личностных свойств (а не измерение какой-либо отдельной психической функции).

Рассмотрим наиболее типичную проективную методику.

Тест Розенцвейга

Тест является проективной методикой исследования личности. В качестве стимульного материала используются 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации.

Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация - собственная или другого индивида (они написаны рядом с персонажем). Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первые пришедшие на ум ответы. Ситуации, изображенные на рисунках, могут быть разделены на две группы:

  • - ситуации препятствия;

  • - ситуации общения.

Оценка полученных ответов осуществляется главным образом по направлению реакций:

  • - экстрапунитивные - направлены на окружение; осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица;

  • - интропунитивные - направлены на самого себя с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации; фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению;

  • - импунитивные - обвинения отсутствуют.

По определенной программе выделяются скрытые мотивы поведения.

Существует детский вариант этого теста - тест детской апперцепции, в котором персонажами являются дети или дети во взаимодействии со взрослыми, в некоторых модификациях - животные. В этом случае ответы могут даваться устно.


25. методы психодиагностики детей младенческого возраста

ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗА СЕБЯ У МЛАДЕНЦЕВ

Изучение развития образа себя у младенцев

(2,5 – 14 месяцев)

Во время исследования ребенок находится перед зеркалом на пеленальном столике.

1. Регистрируется свободное поведение ребенка.

2. На лоб ребенка предварительно, незаметно для него, помадой наносят пятно диаметром 1,5 см.

3. Ребенок находится перед зеркалом, сзади к нему подходит мать (знакомый взрослый).

4. Позади ребенка над его плечом помещают яркую незнакомую игрушку, отражающуюся в зеркале.

5. Ребенок находится перед зеркалом на руках у матери, которая незаметно надевает на себя яркие бусы, незнакомые ему.

Регистрируются следующие показатели:

1. Характеристика взгляда: направление, длительность.

2. Эмоциональные проявления: количество, адресованность, длительность и интенсивность.

3. Вокализации: адресованность, характер, длительность, интенсивность.

4. Поведение, направленное на себя: рассматривает свое отражение, совершает действия перед зеркалом.

Поведение, направленное на зеркало: указывает рукой, дотрагивается, лижет и др.

Поведение, направленное на мать: вокализации, обращения, действия и т.д.

Сравниваются количественные показатели экспрессивных проявлений и поведение детей 2 – 6 мес. и 6 – 12 мес. На основе анализа субъективных проявлений детей, чувствительности младенцев к личностно адресованному отношению взрослого, способности самоузнавания делают вывод о наличии и времени проявления образа себя.
1   2   3   4   5   6   7   8
написать администратору сайта