Главная страница
Культура
Искусство
Языки
Языкознание
Вычислительная техника
Информатика
Экономика
Финансы
Психология
Биология
Сельское хозяйство
Ветеринария
Медицина
Юриспруденция
Право
История
Физика
Экология
Этика
Промышленность
Энергетика
Связь
Автоматика
Электротехника
Философия
Религия
Логика
Химия
Социология
Политология
Геология

1. Роль ппд на разных этапах развития ребенка. Принципы ппд гуманности, научности, детерменизма, единства сознания и деятельности


Скачать 0.49 Mb.
Название 1. Роль ппд на разных этапах развития ребенка. Принципы ппд гуманности, научности, детерменизма, единства сознания и деятельности
Анкор Shpory_Psikhodiagnostika_49_vpr.doc
Дата 14.04.2017
Размер 0.49 Mb.
Формат файла doc
Имя файла Shpory_Psikhodiagnostika_49_vpr.doc
Тип Документы
#967
Категория Психология
страница 7 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

36. Диагностика морального развития ребенка.

Одной из важнейших социально-психологических проблем является проблема нравственного взросления личности. Для выявления уровня нравственного развития младшего школьника может быть применена следующая методическая процедура. Детям рассказывается жизненная история.

«В одном из небольших городов тяжело заболела женщина. Доктор сказал, что одно-единственное лекарство может помочь ей. Его изготовляет один человек, живший в этом городе. Затраты на изготовление почти в десять раз меньше, чем продажная цена лекарства. Муж заболевшей женщины не имел достаточных средств для того, чтобы его купить. Обратившись к своим родственникам и знакомым с просьбой о помощи, он собрал только половину требуемой суммы и с ней пошел к продавцу. Тот отказался продать лекарство за полцены или в долг, хотя знал, что женщина умирает. Тогда ее мж: ночью пробрался в дом владельца лекарства и украл его».

После этого детям задаются вопросы:
^ 1) Имеет ли поступок мужа этой женщины моральное оправдание? Если имеет, то почему?
2) Что в поведении людей в данной ситуации было правильным и неправильным, и почему?
На основе ответов каждого ребенка можно охарактеризовать уровень и стадию его морального развития.

История, которая поможет в выявлении уровня и стадии морального развития ребенка, может быть придумана самим учителем или заимствована из произведений художественной литературы. При этом должна быть обеспечена возможность постановки аналогичных вопросов.

37. Диагностика познавательной сферы подростка.

Для оценки внимания, памяти, воображения и речи подростков и юношей рекомендуется в основном использовать те же методы, с помощью которых диагностировались аналогичные процессы у младших школьников. Исключение составляют только дополнительные методики, относящиеся, например, к сфере внимания.

Методика позволяет оперативно и достаточно быстро в условиях, обеспечивающих повышенный интерес учащихся к содержанию выполняемых заданий, оценивать такие показатели внимания, как его распределение и устойчивость одновременно. Стимульным материалом к данной методике служат 5 черно-белых 25-значных таблиц, представленных А, Б, В, Г, Д. В клетках этих таблиц в случайном порядке размещены цифры, от 1 до 25.Процедура применения методики следующая. Испытуемый просматривает первую таблицу  и находит, указывая, в ней все цифры от 1 до 25. Затем то же самое он делает со всеми остальными таблицами. Учитывается скорость работы, т.е. время, затраченное на поиск всех цифр в каждой таблице. Определяется среднее время работы с одной таблицей. Для этого подсчитывается сумма времени, необходимого для всех пяти таблиц, которая затем делится на 5. В результате получается средний показатель работы с одной таблицей. Он и есть числовой индекс распределения внимания ребенка.

Для того, чтобы по этой же методике оценить устойчивость внимания, необходимо сравнить между собой время, затраченное на просмотр каждой таблицы. Если от первой до пятой таблицы это время меняется незначительно и разница во времени, затраченном на просмотр отдельных таблиц, не превышает 10 сек., то внимание считается устойчивым. В противоположном случае делается вывод о недостаточной устойчивости внимания.Методика оценки переключения и концентрации внимания при помощи 49-значной двухцветной цифровой таблицы.Для выполнения этой методики необходимо воспользоваться двухцветной, например черно-красной, таблицей, включающей в себя 49 цифр, из которых 25 одного цвета (к примеру красные) и 24 — другого цвета (например, черные). На таблице красные цифры выделены, они более темные. Испытуемый получает инструкцию как можно быстрее находить и указывать в таблице  поочередно то красные, то черные цифры, причем одни из них необходимо считать в прямом, а другие в обратном порядке. Например, можно предложить считать черные цифры от 1 до 24, а красные — от 25 до 1, чередуя их. Сначала находится и указывается в таблице черная цифра, затем — красная, после этого снова черная, красная и так далее до тех пор, пока не будут найдены и указаны все 49 имеющихся в таблице цифр.

Определяется, сколько времени потребуется для того, Методы оценки мышления у подростков и старших школьников

При оценке мышления у подростков и старших школьников следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, то, что к этому возрасту все виды мышления, включая словесно-логическое, уже достаточно развиты, во-вторых, то, что, начиная с этого возраста, дети готовят себя к выбору будущей профессии, соизмеряя свои способности с требованиями, которые эта профессия предъявляет человеку. Первое обстоятельство предполагает оценку того главного, что появляется в мышлении человека к подростковому возрасту, а именно — умения логически рассуждать, совершая в уме сложные действия и операции. Второе обстоятельство требует обратить особое внимание на те виды мышления, которые связаны с наличием наиболее важных для выбора будущей профессии способностей. Тест Айзенка. Данный тест приводится фрагментарно. В действительности он состоит из восьми субтестов, пять из которых предназначаются для оценки уровня общего интеллектуального развития человека и три — для оценки степени развитости у него специальных способностей: математических, лингвистических и тех, которые важны для технической, дизайнерской, художественно-изобразительной и других видов деятельности, где активно используется образно-логическое мышление. Каждый из субтестов теста Айзенка включает в себя серию постепенно усложняющихся задач, на решение которых в каждом субтесте отводится по 30 мин. Таким образом, полное время работы над всем тестом, включая прохождение всех его субтестов, составляет 4 часа. Только при условии выполнения всех 8 субтестов можно дать полную оценку как уровня общего интеллектуального развития человека, так и степени развитости у него названных выше специальных способностей.

Для практического ознакомления с тестом Айзенка и его использования в школьной психолого-педагогической практике мы избрали только два из восьми имеющихся в.тесте субтестов: тот, с помощью которого оцениваются лингвистические, и тот, посредством которого можно оценить математические способности человека. На выполнение серии заданий, включенных в эти субтесты, отводится 1 час (по 30 мин на каждый из субтестов). За это время необходимо постараться решить как можно больше задач, Оценка уровня развития соответствующих способностей производится по общему числу правильно решенных за это время задач путем сравнения числа решенных задач с нормативными показателями, проводимыми далее в виде графиков. Там же, в конце описания обоих субтестов, даны правильные ответы на все включенные в них задачи.

Замечание. Если какая-либо из задач субтеста не решается быстро, то ее можно временно пропустить и приступить к решению следующей задачи, так как в конечном счете учитывается только общее число правильно решенных за отведенное время задач.

Предлагаемые испытуемыми решения — это в первую очередь касается задач математического субтеста — могут отличаться от тех, которые даны в ключе, но тем не менее быть правильными, если испытуемому удается достаточно убедительно и логично обосновать их справедливость.

38. Диагностика интеллекта подростка

Тесты интеллекта или тесты общих способностей предназначены для измерения уровня интеллектуального развития человека. Понятие интеллекта еще со времен первых интеллектуальных тестов претерпевало различные изменения со стороны подходов к тестированию интеллекта как психической реальности. Еще в 20-х годах ХХ века возникла кризисная ситуация в психологии интеллекта. Встал вопрос о существовании термина «интеллект» в статусе психологической категории. Интеллект традиционно исследовался в рамках двух основных направлений тестологического и экспериментально-логического. Суть тестологического направления заключается в том, что под интеллектом понимается то, что измеряют тесты интеллекта, а именно совокупность познавательных способностей.

Экспериментально-психологическое направление, как реакция на неконструктивность тестологических теорий, представлена теориями Ж.Пиаже (идея генетического объяснения интеллекта на основе учета закономерностей его онтогенетического развития) и Л.С.Выготского (влияние социально-культурных факторов на развитие интеллекта). Кроме вышеназванных существует структурный подход к исследованию интеллекта, как пример отечественного исследования, направленного на изучение интеллекта как психической реальности. Полученные с помощью тестов интеллекта результаты выражаются количественно в виде коэффициента интеллекта (IQ).

Еще в 1905 году Альфред Бине по поручению министерства образования Франции разработал методики, с помощью которых можно измерять уровень умственного развития ребенка. Для каждого возраста подбирались свои задания, которые могли решить 80-90% детей из выборки в 300 детей данного возраста. Детям до шести лет предлагалось по 4 задания, а старше шести лет – 6 заданий. Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который определялся по успешности выполнения тестовых заданий. Испытание начиналось с выполнения заданий, соответствующих хронологическому возрасту ребенка, если он справлялся со всеми заданиями, ему предлагались задания для более старшего возраста (если он решал не все из них, то испытание прекращалось).

Тесты интеллекта представляют собой совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода. Они предназначены для измерения уровня интеллектуального развития и являются одним из наиболее распространенных в психодиагностике. Тесты интеллекта – стандартизированные методики, направленные на измерение общего уровня способности индивида к решению широкого класса мыслительных задач.

Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения. Этим общим является вовлечение в любой интеллектуальный акт мышления, памяти, воображения, всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира. Соответственно под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям.

Тесты интеллекта применяются в разных сферах общественной практики не только для диагностики, но и для научных исследований. Эти тесты являются хорошим диагностическим средством и кроме анализа структуры интеллекта позволяют определять прогноз успеха респондентов в определенных видах деятельности, например, успешность в профессиональной и учебной деятельности.

Главная задача психодиагноста при применении тестов интеллекта – перевод получаемой объективной диагностической информации на язык потребителя. Без этого полученная информация может оказаться неэффективной или вредной [Глуханюк 2005: 64].

В школьной практике применяется специальный школьный тест умственного развития (ШТУР). Он предназначен для диагностики уровня интеллектуального развития учащихся 6 – 8 класса.

ШТУР состоит из шести субтестов:

1. осведомленность (2 субтеста);

2. аналогии (1);

3. классификация (1);

4. обобщение (1);

5. числовые ряды (1).

В их состав входят задания, типичные по форме для большинства вербальных тестов интеллекта. Включенные в них задания составлялись на базе сведений, полученных в ходе психологического анализа учебных программ и учебников 6 – 7 классов общеобразовательной школы. Понятия, используемые в заданиях, подобраны по основным циклам учебных дисциплин: естественному, гуманитарному и физико-математическому. ШТУР ориентирован на социальный норматив, который зафиксирован содержанием школьной программы.

Таким образом, интеллект относительно самостоятельная, динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственно закрепленных (и врожденных) задатков, формирующаяся во взаимосвязи с ними. Он проявляется в деятельности, обусловленной культурно-историческими условиями, обеспечивает адекватное взаимодействие с окружающей действительностью, ее направленное преобразование.
39. Методы диагностики и исследования эмоциональной сферы подростка.

Диагностика выступает как неотъемлемая часть психологического сопровождения, и от ее качества во многом зависит успешность деятельности всей системы психологического сопровождения. Для определения эмоционального развития у подростков, выяснения причин возможных отклонений можно использовать следующие методы диагностики:- наблюдение; - беседа и анкетирование подростков; - проективные методики: «Несуществующее животное». -тестовые методики : Опросник САН, Тест Кеттела_

Наблюдение.

В зависимости от того, какой степени точности следует получить информацию, используются два вида наблюдения: неструктурализированное и структурализированное []:

● Для неструктурализованного наблюдения характерно то, что:

- заранее не определяется, какие именно элементы поведения будут подвергнуты наблюдению;

- не имеется строгого плана.

● Структурализованное наблюдение:

- заранее определяется круг изучаемых элементов или ситуаций;

- составляется специальный план записи или фиксации результатов.

Наблюдение позволяет выявить, какой вид агрессивного поведения свойственен данному ребенку, какие ситуации провоцируют появление агрессии; помогает установить частоту и легкость возникновения агрессивных проявлений, степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает, степень напряженности в агрессивных реакциях.

Беседа и анкетирование.

Беседа и анкетирование могут быть как самостоятельным, так и дополнительным диагностическим методом, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Проективные методики.

Использование детского рисунка в диагностике является очень интересным и информативным для специалиста, но вместе с тем, выводы будут объективнее, если наряду с проективными методиками специалист будет пользоваться и другими методами диагностики.

Тест «Несуществующее животное».

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М.Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»).

Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию

Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Тест Кеттелла.Тест Кеттелла относится к многофакторным личностным опросникам. Был опубликован впервые в 1049 и с тех пор широко используется в психодиагностической практике. Тест универсален практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.

Опросник САН (самочувствие, активность, настроение).

Цель данной методики – оперативная оценка настроения, активности и самочувствия.

Опросник состоит из 30 парных слов, характеризующих состояние человека. Характеристики включают противоположные качества- от менее выраженных до ярко выраженных от положительных до отрицательных. Каждая пара состоит из шкалы, где испытуемый отмечает выраженность того или иного качества.

Установлено, что с возрастом дети начинают лучше идентифицировать эмоции, в подростковом возрасте границы «эмоциональных» понятий становятся более четкими: так, маленькие дети применяют один и тот же термин для обозначения более широкого круга эмоциональных явлений, чем более старшие дети. У подростков зафиксировано значительное расширение словаря эмоций по мере взросления и увеличение числа параметров, по которым различаются эмоции.
40. методы диагностики потребностно- мотивационной и волевой сферы личности подростка

Потребностно-мотивационная и волевая сферы личности представляют собой особую область психической жизни человека. Потребности являют­ся побудительными силами; возникая, они запускают активность человека. Потребности людей выходят далеко за рамки органической жизни и отра­жают все богатство создаваемой ими культуры. Они являются необходимым звеном в процессе развития личности.

Изучение отношения к учению и к учебным предметам

Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественно­го анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.

Проведение эксперимента

Инструкция. Необходимо выполнить следующие указания:

Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые:

а) любимые

б) нелюбимые

Подчеркни доводы, характеризующие твое отношение к предмету. Допиши недостающие (табл. 7.6).

Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ и допиши недостающий.

Это мой долг.

Хочу быть грамотным.

Хочу быть полезным гражданином.

Не хочу подводить свой класс.

Хочу быть умным и эрудированным.

Хочу получить полные и глубокие знания.

Хочу научиться самостоятельно работать.

Все учатся, и я — тоже.

Родители заставляют.

Нравится получать хорошие оценки.

Чтобы похвалил учитель.

Чтобы товарищи со мной дружили.

Для расширения кругозора.

Классный руководитель заставляет.

Хочу учиться.

Интерпретация результатов. В соответствии с ответами учащегося делается вывод об имеющейся у него иерархии мотивов к учебе и предпочтения тех или иных учебных предметов.

Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств

Довольно полную характеристику волевой активности субъекта можно получить, наблюдая за его настойчивостью, инициативностью, решитель­ностью, самостоятельностью, выдержкой, организованностью и дисципли­нированностью, проявляемых в каком-нибудь виде деятельности. Эти во­левые качества, отражающие активирующую и сдерживающую функции воли, наиболее ярко проявляются в действиях и поступках субъектов, удоб­ны для наблюдения, характерны для всех видов деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа). Что касается целеустремленности, то о ней можно судить по проявлению указанных выше качеств.

Признаки волевых качеств школьников

Признаки дисциплинированности:

сознательное выполнение установленного в данной деятельности по­рядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.);

добровольное выполнение правил, установленных коллективом (клас­са, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.);

Признаки самостоятельности:

выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и посто­янного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выпол­нить учебное, трудовое задание и т. п.);

умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ от­дохнуть и т. д.);

Признаки настойчивости:

стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение дли­тельно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;

умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;

Признаки выдержки:

проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);

Признаки организованности:

соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в дея­тельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.);

Признаки решительности:

быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;

выполнение принятого решения без колебаний, уверенно;

Признаки инициативности:

проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;

участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов;

стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.


41. психодиагностические измерения личности подростка. Построение личностного профиля ( 16 факторный опросник Кеттелла)

Личность может быть представлена как некоторая система отношений — наиболее распространенный в отечественной психологии подход, заложен­ный В. Н. Мясищевым. В этой системе отношений одну из ключевых пози­ций занимает отношение к себе как наиболее тесно связанное с внутренней сущностью личности.

Одним из аспектов отношения к себе является самооценка. Она напря­мую связана с уровнем притязаний личности, влияет на выбор жизненных целей, обусловливает мотивацию поведения.

Личность как структура черт

В рамках данного подхода личность предстает как некая совокупность психо­логических качеств, стабильная структура черт, детерминирующая поведение. Определение этой совокупности, или личностного профиля, позволяет объяс­нять или предсказывать поведение человека в определенных жизненных ситу­ациях. Одним из сторонников теории черт является Р. Кеттелл. Он называет эти исходные черты факторами, для их измерения им разработаны вопросники. В практикуме приведены детский и подростковый варианты личностного воп­росника Р. Кеттелла.

Личность как тип

Одной из первых типологий является типология Гиппократа. Известны типологии Э. Кречмера, У. Шелдона, К. Юнга и др. Среди современных можно назвать психогеометрическую типологию С. Деллингер2, типологию акцентуаций личности К. Леонгарда, типологию Д. Кейрси.


Обращаясь к возрастному аспекту проблемы типологии личности, сле­дует отметить следующее: личность, понимаемая как система отношений, складывается ко взрослому периоду развития, образуя некоторый тип. В то же время любой тип личности, несомненно, включает и индивидные, при­родные качества. В этом смысле говорят о типах высшей нервной деятель­ности, типах темперамента, типах мышления. Эти типы могут диагности­роваться и у детей. Например, преобладание право-, левополушарности диагностируется у детей простыми тестами.3

Кчислу методик, изучающих личность по целому ряду взаимосвязанных характеристик, относятся 16-факторный опросник Р. Кеттела, Миннесотский многопрофильный опросник (MMPI), опросник ЧХТ (черты характера и темперамента) и др.

Цель опросника Кеттела (HSPQ — вариант для подростков), содержащего перечень биполярных показателей.
Личностный опросник в предлагаемом варианте содержит 142 вопроса.

Инструкция: «Ниже содержатся вопросы, цель которых — выяснить Ваши взгляды и интересы. «Правильных» и «неправильных» ответов нет, так как каждый имеет право на свое мнение. Отвечайте точно и правдиво.

Отвечая на каждый вопрос, Вы можете выбрать один из трех вариантов ответа: «1», «2»или «3». Отвечая, помните о следующих правилах:

 не задумывайтесь над деталями. Не тратьте время на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит в голову, старайтесь отвечать на несколько вопросов в минуту, тогда Вы закончите всю работу примерно за 35 минут.

42. определение акцентуации характера у подростков

Распознание типа акцентуации у подростка представляет собой немаловажную практическую задачу. Тип указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать понятие декомпенсации или психогенные реакции, ведущие к дезадаптации. Тем самым открываются перспективы для профилактической работы.

В 1970 г. А.Е. Личко был составлен и апробирован предназначенный для подростков патохарактерологический опросник. Опросник предназначен для определения в подростковом возрасте (14—18 лет) типов характера при психопатиях, психопатических развитиях, а также при акцентуациях характера, являющихся крайними вариантами нормы. В настоящем виде ПДО не может быть использован как вспомогательный прием при постановке диагноза психопатия.

В опросник вошли фразы, разбитые на 25 тем. В число тем вошли оценка собственных витальных функций (самочувствие, настроение, сон, сексуальные проблемы и т.д.), отношение к близким и окружающим (родителям, друзьям, школе и т.п.) и к некоторым абстрактным категориям (к критике, к наставлениям, к правилам и законам и т.п.). В наборы включены фразы, отражающие отношение разных характерологических типов к ряду жизненных проблем, а также фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения. Диагностика типа на основе самооценки испытуемых своих отношений кажется авторам опросника более надежной, чем исследования, где подростку самому предлагается отмечать у себя те или иные черты характера.

Испытуемому представляется свобода выбора одного или нескольких (не более трех) ответов на каждую тему или отказа от выбора. Затем предлагается из тех же наборов выбрать наиболее неподходящие отвергаемые ответы. Свобода выбора лучше может раскрыть систему отношений, чем альтернативные решения «да» или «нет», применяемые в большинстве опросников. Значение выборов оставалось испытуемому неизвестным.

В обоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа отдельных таблиц-наборов (проставляя 0 в регистрационном листе). Если число таких отказов в обоих исследованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо о трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта(встре-чается при легкой дебильности), либо о негативном отношении к исследованию (при достаточном интеллекте).

При получении регистрационных листов необходимо сразу проверить, не проставлено ли в какой-либо графе более трех номеров выборов и сразу предложить испытуемому сократить число выборов, а если число отказов 7 и более, попытаться сократить их число.

Прочерк в графах, где проставлены баллы, означает, что данный выбор является неинформативным. Сдвоенные и строенные буквенные символы означают, что за этот выбор в пользу соответствующего типа начисляется 2 или 3 балла. За один выбор могут начисляться баллы в пользу двух или более типов (например: ЛЛП — начисляется 2 балла в пользу лабильного и 1 в пользу психастенического типа). Следует обратить внимание, что за отказы сделать выбор также могут начисляться баллы, например за 0 по теме «Спиртные напитки».

В шкале объективной оценки предусмотрены также следующие дополнительные показатели: Д — показатель диссимуляции действительного отношения к рассматриваемым проблемам и стремления не раскрывать особенностей своего характера; Т — показатель откровенности; В — показатель черт характера, присущих органическим психопатиям; Е — степень отражения реакции эмансипации в самооценке; О — показатель психологической склонности к делинквентности.

Для подсчета баллов, полученных в пользу каждого типа, удобно построить график. Баллы в пользу типов и каждого показателя, полученные в 1-м и 2-м исследовании, суммируются арифметически, т.е. все они откладываются на графике вверх от горизонтали. К ним приплюсовываются дополнительные баллы (см. в конце текста опросника).

Оценку графика удобно проводить в следующем порядке. Определение степени конформности. Если К = 1 или К = 0, это свидетельствует о низкой конформности или даже нонконформизме. В самооценке это наиболее присуще шизоидному или истеро-идному типам. При К = 2 или К = 3 конформность умеренная, при К = 4 или 5 — средняя, а при К = 6 и более — высокая.

Диагностика органической природы психопатии или акцентуации характера. Указание на возможную органическую природу может быть получено с помощью индекса В, если его величина равна 5 баллам и более. Показатель В < 5 не исключает органического генеза, так как лишь в 45% органических психопатий В = 5 и более. Обратная ошибка (В > 5) при отсутствии каких-либо признаков органического резидуума, черепно-мозговых травм, мозговых инфекций или тяжелых нейроинтоксикаций в анамнезе не превышает 8%. Высокий индекс В часто встречается также у представителей типа Э.

43. Диагностика профессиональной направленности юношей

Методика, разработанная Дж. Голландом, предназначена для изучения профессиональной направленности личности учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначены для заместителей руководителей по учебно-воспитательной работе, преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Согласно типологии личности Дж.Голланда, различают шесть психоло­гических типов людей: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический.
^ Реалистичный тип — «мужской» тип. Обладает высокой эмоциональ­ной стабильностью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т.п. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.
^ Интеллектуальный тип — характерны аналитический ум, независи­мость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетиче­ские ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих за­дач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном — интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности - математика, география, геология, творческие профессии.
^ Социальный тип -- отлается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностям в многочислен­ных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспо­сабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением по­учать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочув­ствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медици­на, педагогика.
^ Конвенциальный тип - отдает предпочтение структурированной дея­тельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются спо­собности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: кон­серватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придержи­вается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руково­дитель. ^ Предприимчивый тип - выбирает цели и задачи, позволяющие про­явить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, неко­торая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способно­сти. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, мотор­ных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодо­творно реализуются в таких профессиях, как дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.
^ Артистический тип -- в отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально-сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, гибкость, ори­гинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Пред­почитает занятия творческого характера, музицирование, рисование, дея­тельность в области гуманитарных наук. Хорошо развиты восприятие и мо­торика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы: история, филология, искусство.

Ниже попарно приведены различные профессии. В каждой паре про­фессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение. Например,
из двух профессий — поэт или психолог — вы предпочитаете первую, тогда в листе ответов вы должны поставить знак «+» в графе 42 а).

Обработка результатов.

Для определения, к какому профессиональному типу относится испы­туемый, необходимо посчитать количество ответов по каждому их шести ти­пов. Максимальное число баллов показывает преобладание определенного типа личности по классификации Дж.Голланда: 1-й столбец - реалистический тип; 2-й столбец - интеллектуальный тип; 3-й столбец - социальный тип; 4-й столбец - конвенциальный тип; 5-й столбец — предприимчивый тип; 6-й столбец - артистический тип.

Возможно, по нескольким типам испытуемым будет набрано одинако­вое количество баллов. В данном случае говорить о сформированной про­фессиональной направленности преждевременно, а для уточнения данных о типе направленности можно предложить использовать опросник Е.А.Климова (ДДО).

44. Диагностика мотивационной сферы юношей с помощью теста юмористических фраз

Тест юмористических фраз (ТЮФ), предложенный А. Г. Шмелевым и В. С. Бабиной, представляет собой оригинальную компактную методику диагностики мотивационной сферы личности, соединяющую достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники.

Проведение эксперимента

В основе методики лежит прием свободной тематической классифика­ции многозначных стимулов — юмористических фраз. Появление крупно­го класса является свидетельством наличия сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содержание которой соответствует предметному содержанию этого класса.

Стимульный материал состоит из 100 юмористических фраз, из которых 40 фраз являются многозначными (испытуемые в зависимости от собствен­ной интерпретации усматривают в них то одну, то другую тему из тех же 10 основных).

Основные темы:

агрессия-самозащита;

взаимоотношения полов;

пагубные пристрастия (пьянство);

деньги;

мода;

карьера;

семейные неурядицы;

социальные неурядицы;

бездарность в искусстве; 10)человеческая глупость.

Испытуемому предлагается разложить карточки с юмористическими фразами строго по тематике.

Инструкция. Разделите, пожалуйста, карточки на группы так, что­бы в каждую группу входили карточки на одну тему.

Диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответствующей группе, чтобы приписать определенный балл мотивационной теме. Десять полученных показателей могут быть представлены в виде профиля. В отли­чие от стандартизованных тестов показатели ТЮФ сравниваются внутри ин­дивидуального профиля, выявляется порядковая структура мотивационных тенденций: какие темы доминируют, какие второстепенные и т. д.

45. Диагностика эмоционально-волевой сферы подростков.

Развитие эмоционально-волевой сферы личности соответствует основным этапам её психического развития, начиная с раннего детства до подросткового периода (ранней юности). Для каждого этапа характерен определенный уровень нервно- психического реагирования индивидуума на различные воздействия социальной среды: соматовегетативный (0-3 года), психомоторный (4-7 лет), аффективный (7-10 лет), эмоционально-идеаторный (12-16лет). В каждом из этих этапов проявляются эмоциональные, поведенческие, характерологические особенности, свойственные тому или иному возрасту. Эти особенности отражают проявления нормального возрастного развития.

Методика. Для оценки и определения эмоциональных профилей учащихся используются шкалы опросника, разработанного В.Э.Мильманом (55). Тест включал четыре шкалы: направленность на эмоциональные переживания стенического типа, направленность на эмоциональные переживания астенического типа, стенический тип переживания и поведения в ситуации фрустрации и астенический тип переживания фрустрации.

Диагностические показатели по тесту позволят определить четыре вида эмоциональных профилей:

1. Стенический, характеризующийся доминированием стеничности как в эмоциональных предпочтениях, так и в фрустрированном поведении.

2. Астенический, отличающийся превышением астеничности как в показателях эмоциональных переживаний, так и фрустрированного поведения.

3. Смешанный стенический, характеризующийся стеничностью фрустрационного поведения и астеничностью эмоциональных предпочтений.

4. Смешанный астенический, отличающийся стенической эмоциональностью и одновременно астенически окрашенным поведением в ситуации фрустрации.

Методика диагностики волевой сферы

Воля выражается в способности человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения. Любые психические процессы или действия почти всегда в той или иной степени сопряжены с психологическим регулированием т.е. волевым процессом.

Методика. Для диагностики процессов волевой регуляции используется тест-опросник волевого самоконтроля в модификации Е.В.Эйдмана (20). Этот опросник позволяет выявить степень способности человека владеть собой, управлять своими действиями, эмоциями и состояниями. Кроме этого общего уровня тест также оценивает степень активности и эмоциональной зрелости человека, его уверенность в себе и самостоятельность, реалистичность взглядов и устойчивость намерений; позволяет прогнозировать поведение человека при встрече с трудностями.

Тестом, имеющим десять шкал, оцениваются следующие параметры: волевая регуляция эмоций (расстраивающийся при неудачах –  умеющий собраться); качество цели (целеустремленность); энергичность (энергосберегающий – энергорасточительный); рациональная регуляция действий (импульсивность – рациональность); самообладание (непосредственность – выдержанность); локус регулятивной мотивации (экстернальный – интернальный); стратегичность ("отношение к жизни"); коммуникативный контроль; сила намерений ("настойчивость"); самоконтроль эмоций ("самообладание").

46. Диагностика интеллекта юношей

Ранняя юность - время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой появляются, как мы уже видели, в подростковом возрасте.

На период ранней юности, традиционно связываемый с обучением в старших классах школы, приходится становление нравственного самосознания. К окончанию школы большая часть юношей и девушек представляет собой людей, практически нравственно сформированных, обладающих зрелою и достаточно устойчивой моралью, которая наряду со способностями, мотивами и чертами характера представляет собой четвертое личностное новообразование детства.

Старшие школьники независимо от их индивидуальных особенностей знают, понимают и следуют определенным нормам морали. Их нравственное сознание достигает достаточно высокого уровня зрелости.

Исследование интеллектуального развития в данном возрасте должно быть направлено на выявление конкретных мотивов учения, выяснение уровня, на котором человек может оперировать абстрактными понятиями и связями между ними, модулировать различные процессы в своем воображении. Отдельный комплекс тестов должен быть направлен на выяснение профессиональной ориентации каждого конкретного исследуемого, должен выявить уровень и тип мышления. Для этого могут быть использованы технический тест Беннета, комплекс тестов киотинного характера, устанавливающие связи между абстрактными понятиями, моделирующие схемы этих понятий. Исследование интеллекта не ограничивается одними лишь тестами интеллектуального развития (тест Айзенка), немало важной задачей является выяснение задатков и способностей, которые к этому времени должны ярко проявится. Конкретной же задачей является выяснение потенциала каждого испытуемого в той или иной области человеческой деятельности. В конечном итоге все тесты интеллекта в юношеском возрасте должны быть направлены на определение склонностей старших школьников к той или иной профессии, на выбор жизненного пути(6, 276).

Методика 1.

Логико-количественные отношения.

Испытуемому предлагается решить 20 задач на выяснение логико-количественных отношений.

В каждой из задач необходимо определить, какая величина больше или, соответственно, меньше другой. На решение всех задач отводится 10 минут.

Методика 2.

Тест Айзенка

Этот тест состоит из восьми субтестов, пять из которых предназначаются для оценки общего уровня интеллектуального развития человека, а три - для оценки степени развитости у него специальных способностей: математических, лингвистических и тех способностей, которые нужны в таких видах деятельности, где активно используется образно-логическое мышление.

Только при условии выполнения всех восьми субтестов можно дать полную оценку, как уровня общего интеллектуального развития человека, так и степени развитости у него специальных способностей.

Методика 3.

Тесты стереометрического характера, связанные с преобразованием пространственных объектов (используется компьютер). Позволяют выяснить уровень развития пространственного мышления и способности к учебным предметам технического характера (физика, геометрические разделы математики, конструирование и тому подобное).

Методика 4.

Предлагается подборка вопросов как общеобразовательного, так и морально-этического плана. Учитываются как скорость и правильность ответов, так и согласованность их с моральными и этическими нормами. Тест позволяет определить морально - этический уровень испытуемых, пропорцию между моральным и рациональным мышлением. Подобный тест предлагается при вступлении в специальные отряды армии США и Европы, (находитесь на территории противника, выполняя задание, вашу замаскированную позицию обнаруживает маленькая девочка. Ваши действия).

Методика 5

Оценка уровня развития технического мышления.

Данный тест предназначен, для того чтобы оценивать техническое мышление человека, в частности - его умение читать чертежи, разбираться в схемах технических устройств и их работе, решать простейшие физико-технические задачи. На всю работу отводится 25 минут. Развитость технического мышления оценивается по количеству правильно решенных за это время задач.

47. диагностика личностных качеств юношей

Наиболее значительные изменения личностного плана, которые происходят в подростковом и юношеском возрасте, касаются темперамента, характера, мотивов поведения, поэтому в данном разделе книги представлены психодиагностические методики, предназначенные для изучения именно этих сторон личности. В целом описываемые далее методики позволяют получить разностороннюю картину личности ребенка и судить о том, насколько он сформировался в личностном плане.

Определение свойств темперамента
С помощью описываемой далее методики, автором которой является В.М. Русалов, можно количественно оценить следующие свойства темперамента человека: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность. Энергичность — это степень активности, проявляемой человеком в общении с людьми и в практической работе. Пластичность — это легкость переключения с выполнения одного вида деятельности на выполнение другого или изменения поведения в общении с людьми. Темп — скорость выполнения отдельных действий, операций и движений. Эмоциональность — склонность человека эмоционально реагировать.

Оценка результатов и выводы об уровне развития свойств темперамента

Считается, что то или иное свойство темперамента сильно развито у испытуемого, если он получил по нему 9 и более баллов; слабо развито — если по нему получено 4 и менее баллов. При суммарном количестве баллов от 5 до 8 данное свойство темперамента считается среднеразвитым.

Вывод о доминирующем типе темперамента человека делается на основе сравнения показателей, полученных по разным свойствам темперамента, с данными ниже типичными сочетаниями этих свойств, соответствующими разным типам темперамента.
Сангвиник — средне развитые показатели по всем свойствам.
Холерик — высокие показатели по энергичности, темпу и эмоциональности при средних или высоких показателях по пластичности.
Флегматик — низкие показатели по всем свойствам темперамента.
Меланхолик — низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях по эмоциональности.
Тест на исследование тревожности (Опросник Спилбергера)
Под тревожностью понимается особое эмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Тревожность — важное персональное качество человека, довольно устойчивое. Доказано существование двух качественно различных разновидностей тревожности: личностной и ситуационной.
Под личностной тревожностью понимается индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его Я (самооценки, уровня притязаний, отношения к себе и т.п.). Личностная тревожность — это стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства.
Ситуационная тревожность определяется как временное, устойчивое только в определенных жизненных ситуациях состояние тревожности, порождаемое такими ситуациями и, как правило, не возникающее в иных ситуациях. Это состояние возникает как привычная эмоциональная и поведенческая реакция на подобного рода ситуации. Ими, например, могут быть переговоры с официальными лицами, разговоры по телефону, экзаменационные испытания, общение с незнакомыми людьми противоположного пола или иного, чем данный человек, возраста.
У каждого конкретного человека личностная и ситуационная тревожность развиты в различной степени, так что каждого, имея в виду его тревожность, можно охарактеризовать по двум показателям: личностной и ситуационной тревожности.
Представленная далее методика, разработанная Спилберге-ром, предназначена для одновременной оценки двух названных видов тревожности. Она включает в себя две шкалы, каждая из которых отдельно оценивает личностную или ситуационную тревожность. Ниже, в таблице 20, даются описания этих шкал.
Перед началом исследования испытуемые получают следующую инструкцию:
«Прочтите внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните в соответствующей графе справа ту или иную цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над ответами на предложенные суждения не нужно долго думать, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

48. планирование психолого педагогической работы, составление программ психодиагностики для учащихся среднего звена образовательного учреждения

Планирование исследования является одним из первоначальных этапов научной деятельности.

Психолого-педагогическое исследование может включать ряд этапов:

- первоначальное определение темы, проблемы, цели, гипотезы и задач исследования;

- теоретический анализ имеющейся информации как в современной теории, так и в истории науки;

- организация опытно-экспериментального исследования;

- литературное оформление полученных результатов и окончательное определение темы, проблемы, цели, объекта, гипотезы и задач исследования; разработка научно-методических рекомендаций, применение результатов исследования в педагогической практике.

Первоначальное определение темы

Выбор темы, как и возможности науки, также определяется особенностями самой науки, ее состоянием и уровнем развития.

. Цель научного исследования можно разбить на три основные задачи, а именно: психолого-педагогическая диагностика, объяснение причинно-следственных отношений между достигнутым результатом и применяемыми средствами, а также прогноз результатов на будущее. Начинающему исследователю, прежде всего, необходимо определиться с направлением научного поиска, выбрать именно то, которое кажется наиболее актуальным. Проблема, цель, гипотеза и задачи исследования должны быть сформулированы в самом первоначальном виде именно на этом этапе исследования. На протяжении всей работы они будут уточняться, все более приближаясь к идеалу.

Теоретический анализ информации

На первоначальном этапе поиска необходимо проработать все доступные энциклопедии, словари и справочники, определиться с используемыми терминами, очертить для себя круг исследуемых вопросов. Со временем они будут уточняться и ограничиваться, а зона поиска – всё больше сужаться.
1   2   3   4   5   6   7   8
написать администратору сайта