Главная страница
Навигация по странице:

9 класс МХК по Солодовникову. 9 класс 35 часов (учебных недель) художественная культура средних веков цели


Скачать 68.02 Kb.
Название 9 класс 35 часов (учебных недель) художественная культура средних веков цели
Анкор 9 класс МХК по Солодовникову.docx
Дата 26.04.2017
Размер 68.02 Kb.
Формат файла docx
Имя файла 9 класс МХК по Солодовникову.docx
Тип Документы
#3575
страница 1 из 4
  1   2   3   4

9 класс

35 часов (учебных недель)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ

Цели: развитие целостного эстетического восприятия отображения природы и окружающей человека жизни в произведениях искусства народов Южной и Восточной Азии (Индии, Китая, Японии), Западной Европы, Древней Руси и арабо-мусульманского мира (Западная Азия и Северная Африка); формирование представлений о закономерностях развития художественной деятельности человека в Средние века и взаимосвязях искусства и религии в художественной культуре этого времени, выявление роли религиозных воззрений средневекового человека в воссоздании целостной картины мира.

Задачи:

• дать представление об общих закономерностях развития художественной культуры в цивилизациях Востока и Запада, их сходстве и различиях и о характерных особенностях типов культур, возникших в период Средневековья;

• дать представление об общих закономерностях возникновения религиозных учений у разных народов (иудаизм, конфуцианство, синто и др.) и о превращении буддизма, христианства и ислама в мировые религии;

• познакомить с памятниками архитектуры, скульптуры, живописи, литературы и музыки, созданными народами Востока и Запада в Средние века;

• раскрыть на их примере особенности художественной культуры Древней и средневековой Индии, Китая, Японии, Древней Палестины, стран Западной Европы, Византии, Древней Руси и Арабского халифата;

• показать на примере памятников художественной культуры народов Востока и Запада, что в эпоху Средневековья определяющей формой мышления стала религиозно-мистическая;

• показать, что основными видами искусства данного периода являются литература (священные книги мировых религий), культовая архитектура и живопись, воплотившие художественную модель мироздания, разработанную мировыми религиями (буддизм, христианство, ислам);

• показать, что ответ на главный вопрос эпохи «В чем смысл жизни?» в художественной культуре Средних веков был дан в религиозно-мистической форме мышления на основе трех мировых религий (буддизм, христианство, ислам);

• выявить не только общие принципы построения художественной модели мира в культовой архитектуре и воплощенной в них художественной модели мироздания, но и стилевые различия романской, готической и византийско-православной архитектуры, а также своеобразие буддистских и мусульманских культовых сооружений;

• дать представление о художественном своеобразии русской иконописи;

• показать на примерах памятников художественной культуры народов Востока и Западной Европы, что искусство Средневековья приобрело дидактически-назидательный характер.

Учебно-тематическое планирование

9 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Раздел

Тема

Раздел 1

Художественная культура Древнего и средневекового Востока

14




1

Тема 1. Начало всех начал…




2

2

Тема 2. Великие битвы…




2

3

Тема 3. Колесо бытия…




2

4

Тема 4. Поднебесная империя…




2

5

Тема 5. Запретный город…




2

6

Тема 6. Синто - путь богов….




2

7

Тема 7. Рукотворная вселенная…




2




Итоговое занятие по разделу 1.

1




8

Тема 8.




1




Раздел 2.

Художественная культура средневековой Европы и Древней Руси

12




9

Тема 9. Избранные Богом…




2

10

Тема 10. Взгляд сквозь небо…




2

11

Тема 11. Выбор веры…




2

12

Тема 12. Духовное делание…




2

13

Тема 13. Умозрение в красках…




2

14

Тема 14. Божественное песнопение…




2




Итоговое занятие по разделу 2.

1




15

Тема 15. Библия в мировой культуре…




2




Раздел 3.

Художественная культура стран Арабского халифата.

6




16

Тема 16. Призвание Мухаммеда…




2

17

Тема 17. Книга книг…




2

18

Тема 18. Слепок вечности…




2




Итоговое занятие по разделу 3.

1




19

Тема 19. Эхо ислама.




1




Всего учебных недель (учебных часов)

35

35



Раздел 1

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО И СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА

Индия, Китай, Япония

Тема 1. Начало всех начал, или О том, как возникла цивилизация Древней Индии (2 ч)

Проблемы. Древнейший период в истории художественной культуры Индии. Географическое описание страны и ее главные реки — Инд и Ганг. Обожествление реки Ганг и почитание ее как священной. Возникновение крупнейших рабовладельческих поселений в долинах рек Инда и Ганга. Мохенджо-Даро и Хараппа. Хронологическое совпадение культуры Хараппы с периодом расцвета государств Двуречья (Шумером и Аккадом), Древним Египтом и Вавилоном. Предположение о существовании торговых связей между ними.

Раннеиндийский, или ведический, период в истории Древней Индии. Отсутствие материальных свидетельств художественной культуры этого периода. Веды (что значит «ведаю», «знаю») — древнейший памятник индийской литературы. Структура Вед: «Ригведа» — книга гимнов, «Самаведа» — книга напевов, «Яджурведа» — книга жертвоприношений, «Ахтарваведа» — книга заклинаний. Жреческие комментарии к Ведам, собранные индийскими брахманами в книге «Брахманы». Деление книг Вед на отдельные циклы (мандалы). Риши — создатели Вед и посредники между богом и людьми, их принадлежность к жреческим родам. Устный, импровизированный характер творчества авторов Вед. Священный характер текстов Вед, переданных богом Брахмой.

Основные космогонические представления «Ригведы» в «Гимне о сотворении мира», поиск первопричин существующего миропорядка. Идея цикличности времени (возвращение к хаосу) и кругооборота даров между богами и людьми (жертвоприношения). Концепция мироздания в поздневедический период. Абсолютное бытие неопределимой и невыразимой сущности, правящей миром. Ее проявление в ипостасях трех богов — Брахма, Вишну, Шива (Тримурти). Их главенствующее положение и особые функции в мироздании (Брахма — создатель мира, Вишну — хранитель мира, Шива — разрушитель мира). Приоритет Брахмы как демиурга. Рождение Брахмы и происхождение мира. Существование «ничто» в беспредельной тьме первозданного хаоса. Порождение воды, огня и Золотого Яйца (мировое яйцо). Возникновение в Золотом Яйце духа прародителя Брахмы. Рождение Брахмы; разделение Золотого Яйца на две половины и начало миротворения (верхняя половина Золотого Яйца — небо, нижняя — земля). Появление между ними воздушного пространства и сотворение звезд, сторон света и тварного мира; создание человека. Жизнь Брахмы — вселенский цикл существования мира. Год, день и ночь Брахмы. Большой век, или Махаюга, его деление на четыре эпохи (Критаюга — золотой век, Третаюга — серебряный век, Двапараюга — медный век, Калиюга — железный век). Конец железного века и начало нового цикла миротворения.

Художественные памятники. Скальный рельеф в южной части Индии, изображающий мифологический сюжет «Низведение Ганга на землю». Археологические «свидетели» Мохенджо-Даро (раскопки городских поселений, статуэтка «Танцовщица», бюст жреца, мужской торс). Сходство этих находок с художественными памятниками Двуречья.

Тема 2. Великие битвы, или О том, как древние индийцы рассказывали о своей истории (2 ч)

Эпический период в истории художественной культуры Древней Индии. «Махабхарата» и «Рамаяна» — великие поэмы Древней Индии, их родство с эпосом древнейших цивилизаций («О все видавшем...», поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»), «огромность» эпических циклов Древней Индии. Сохранение устных традиций в распространении знаний текстов поэм в древности и у современных индусов.

Историчность «Махабхараты» и описываемых в ней событий — войны между двумя ветвями царской власти, происходившей примерно в XIII или XII в. до н. э. Обобщение в «Махабхарате» всех древних верований и научных воззрений: мифологии и истории, политики и права, теологии и философии. («Того, чего нет в „Махабхарате“, не найдешь и в стране бхаратов».) Авторство Вьясы, его роль в собирании, редактировании и обобщении массы эпических традиций, культов героев, сцен вражды и войн. Представление об авторе как о родственнике героев «Махабхараты».

Основной сюжет «Махабхараты» — история непримиримой вражды между кауравами, олицетворяющими злые силы, и пандавами, олицетворяющими силы добра. Пять сыновей царя Панду: Юдхиштхира («Стойкий в битве»), Бхимасена («Войско ужаса»), Арджуна («Светлый»), Накула и Сакадева (братья-близнецы). Сыновья слепого царя Дхитараштра: Дурьодхана («Злой воин») и его 99 братьев. Эпические характеристики воинов (божественное происхождение, неимоверная сила и мощь, выделяющая их из рода обыкновенных людей). Великая заключительная битва и тема единства Индии. Косвенное и прямое участие всеиндийских богов (Брахма, Кришна, Карна и др.) в этой битве. Неизбежность победы сил добра и мира над силами зла и войны — главная идея эпоса. Сказания и легенды фольклорного характера («Повесть о Шакунтале», «Наль и Дамаянти»), включенные в структуру эпоса. Назидательность этих сказаний. Их поэтичность и лирический характер.

«Рамаяна» — вторая великая эпическая поэма Древней Индии. Семь книг поэмы, композиционная стройность, единство авторского замысла и исполнения. Сюжет поэмы — борьба Рамы против Раваны, царя демонов-людоедов, за освобождение своей жены красавицы Ситы. Рама — главный эпический герой поэмы, его идеальные характеристики. Восприятие Рамы как воплощения Вишны, принявшего земную форму для искоренения зла и насаждения добродетели. Образ Ситы, супруги Рамы. Ее красота, человечность, возвышенность любовного чувства и верность семейному долгу.

Художественные памятники. «Махабхарата» и «Рамаяна» в популярном переложении. Фрагменты из «Махабхараты»: описание Бхишмы, погибшего на поле боя, описание войска накануне битвы, поединок Арджуны и Карны. Фрагменты из «Рамаяны»: описание города, описание зданий, рассказ о Раме.

Тема 3. Колесо бытия, или О том, как учение царевича Гаутамы стало мировой религией (2 ч)

Проблемы. Древняя Индия накануне формирования идей раннего буддизма. Существование института отшельников, ищущих убежища от мирской суеты в тихих рощах и лесах. Государство Магадха и популярность учения отшельников, живших в Урувельском лесу. Племя шаккиев и правление Шуддходаны (Суддходаны), раджи города Капилавасту. Идеализация образа Шуддходаны как мудрого, справедливого и могущественного правителя.

Личность царевича Гаутамы Сиддхартхи, ставшего Буддой. Историческая и легендарная основа его биографии. Буддийская традиция жизнеописания Будды, его основные этапы. Решение богов о выборе времени, части света, страны, рода и матери для рождения будущего Будды. Вещий сон Майи, будущей матери Будды, о Белом Слоне, вошедшем в нее. Рождение царевича Гаутамы, ранняя смерть матери, приветствие аскета, присвоение имени Сиддхартха. Проявление божественности царевича в раннем возрасте (тень от дерева, под которым он сидит, не меняет положения, преклонение изображений богов во время его появления в храме, совершенное знание, полученное при рождении). Жизнь в трех дворцах, изолированных от мира, женитьба на прекрасной Гопе, рождение сына Рагулы. Четыре встречи-знамения: со стариком, больным, мертвецом, монахом. Размышления царевича о несовершенстве существования и решение уйти из мира. Восемь вещей для странствия, принесенных ангелом (три одежды, чаша, нож, игла, пояс, сито). Поиск смысла жизни у мудрецов и аскетов, неудовлетворенность их религиозной практикой. Размышления царевича под деревом Боди и многочисленные испытания-искушения. Достижение просветления и обозрение всех предшествующих состояний, настоящего существования и последовательности цепи причин. Решение Будды о передаче полученных знаний людям. Первая проповедь в Бенаресе. Распространение учения Будды, основание монастырей и общин монахов-буддистов на территории Северной Индии.

Религиозно-этическая основа буддизма: учение о среднем пути к высшей мудрости, учение об отсутствии души у человека, учение о «колесе бытия» как последовательной и бесконечной цепи перерождений. Учение Будды об «арья сатьи», или о «четырех благородных истинах» (существует страдание, страдание имеет причину, существует прекращение страдания, существует путь прекращения страдания). Понятие нирваны как конечной цели освобождения от страданий. Восьмеричный путь избавления от страданий (правильное понимание, правильная мысль, правильная речь, правильные действия, правильное усилие, правильное поведение, правильное внимание, правильное сосредоточение). Понимание Буддой трудностей своего учения и провозглашение для мирян пяти основных заповедей (воздерживайся от убийства, воздерживайся от воровства, воздерживайся от блуда, воздерживайся от лжи, воздерживайся от возбуждающих напитков).

Смерть Будды в Кузинаре, сожжение тела, разделение останков и основание часовен для их хранения в разных местах Индии. Канонизация Будды при царе Ашоке и формирование «буддийского канона» в книгах «Трипитаки» («Три Питаки»), или «Три корзины закона». Превращение буддизма в мировую религию.

Формирование культовой архитектуры буддизма. Стамбхи царя Ашоки, устанавливаемые в местах, связанных с историей буддизма, их просветительская роль — надписи основных религиозно-этических принципов буддизма. Ступа. Ее конструктивные элементы: полусферический земляной холм на высоком барабане, облицованный кирпичом, каменная ограда с четырьмя воротами-торанами, ориентированными по сторонам света, священные диски — символ «колеса закона», реликварий для хранения останков Будды. Пещерные храмы (чайтья и вихара). Устройство чайтьи: узкий вход, ведущий в глубину пещеры к ступе и статуе Будды, «солнечное окно» над входом для естественного освещения ступы, гладко отполированные стены для отражения солнечного света, сводчатый потолок в виде лепестков перевернутого лотоса. Вихара — место для уединения и молитвенных собраний.

Художественные памятники. Стамбха царя Ашоки в Бехаре, «Львиная капитель» стамбхи из Сарнатха. Ступа в Санчи, ворота-тораны, фрагменты скульптурных изображений.

Храмовый комплекс в Аджанте. Грандиозность ансамбля, совершенство архитектуры, мощь зрительных впечатлений. Скульптурные рельефы Аджанты. Обилие фигур, разнообразие поз, движений, ракурсов, объемов, создающих впечатление непрерывности жизни, ее вечности и многообразия. Изображения Будды в этих рельефах.

Значительное место живописи в пещерах Аджанты. Содержание живописных произведений (эпизоды из жизни Будды, истории его прежних перевоплощений). Живопись пещеры № 1. «Махаджанака-джатака» — рассказ о принце Махаджанаке, повторяющем историю Будды.

Разработка канонических черт облика Будды в индийской скульптуре. «Будда сидящий», «Будда стоящий».

  1   2   3   4
написать администратору сайта