Главная страница
Навигация по странице:

1. Морфология искусства. Морфология искусства Принципы классификации искусства образ как интегральная структура искусства. Художественное восприятие как основа понимания и характеристика искусства



Скачать 59.5 Kb.
Название Морфология искусства Принципы классификации искусства образ как интегральная структура искусства. Художественное восприятие как основа понимания и характеристика искусства
Анкор 1. Морфология искусства.doc
Дата 05.05.2017
Размер 59.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла 1. Морфология искусства.doc
Тип Документы
#7749

Морфология искусства

Принципы классификации искусства: образ как интегральная структура искусства. Художественное восприятие как основа понимания и характеристика искусства.
Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Именно художественный образ является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь. 

Художественный образ — это форма мышления в искусстве, его сущность, чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в слове, краске, камне, звуках, фотографии и в тоже время реализовывать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом. Глубокое, духовное обобщение, к которому всегда восходит настоящий художественный образ, целиком претворяется в конкретном пластическом изображении. Художественный образ — это суть искусства, содержательная форма, которая присуща всем его видам и жанрам. 

Художественное восприятие - это процесс формирования целостного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности; способность к творческому самому выявлению присуща человеку.

В эстетике сложились три типа трактовки художественного восприятия. Первый тип предложен классической эстетикой: произведение равно самому себе, его онтологический статус неизменен, художественное восприятие более или менее точно воспроизводит заключенное в произведении неизменное содержание, постигает раз и навсегда данный смысл.

Второй тип предложен современной рецептивной эстетикой (Констанцкая школа, ФРГ): произведение не равно себе, оно исторически подвижно, его смысл по-разному раскрывается в зависимости от характера диалога текста с исторически меняющимся типом читателя. Восприятие реципиента имеет историческую, групповую, индивидуальную, индивидуально-возрастную и ситуационную обусловленность. Семантика и сама онтология художественного произведения становятся историческими. Однако изменчивость смысла произведения грозит перерасти в утверждение «всякое восприятие верно», открывающее дорогу произволу в прочтении произведения.

Третий тип решения, исходит из концепции рецептивной эстетики, но подчеркивает границы вариативности смысла произведения. Да, произведение не равно себе, его смысл исторически изменчив благодаря «диалогу» текста и читателя. Да, изменчивость смысла произведения определяется историческим, групповым и индивидуальным опытом читателя. Однако не всякое прочтение текста аутентично. В тексте содержится устойчивая программа ценностных ориентаций и смысла. Эта программа при широкой вариативности ее усвоения инвариантна и обеспечивает подвижное, но не релятивное, не произвольное прочтение смысла, меняющееся в зависимости от типа реципиента, но остающееся в устойчивых рамках, заданных самим произведением. Веер трактовок произведения имеет границы развертывания и единую ось — «программу», заложенную в художественном тексте.

Предлагаемая концепция объединяет классическую и рецептивную эстетическую точки зрения на художественное восприятие и утверждает диалектику изменчивости и устойчивости, вариативности и неизменности, открытости и закрытости художественного произведения, отвергает абсолютизацию как его изменчивости, так и устойчивости.
Произведение (и в этом своеобразие художественной рецепции) интимно обращается к воспринимающему его человеку, вступает с ним в личный контакт и взаимодействует с его неповторимым личным опытом.

Вне художественного восприятия (самим художником и зрителем или слушателем) феномен искусства не существует.

Структурирование видов искусства по способам восприятия: изобразительные и неизобразительные, пространственные, временные и пространственно- временные, статические, динамические и синтетические.
В 1972 году вышла в свет книга М. С. Кагана "Морфология искусства", в которой в основу "внутреннего строения мира искусств" как системы классов, семейств, родов, видов и жанров автор положил онтологический критерий, к тому же трактовав онтологию в исключительно материальном смысле, "как некую материальную конструкцию", утверждая, что "художественное произведение, как духовное образование, имманентно данной конструкции", хотя, безусловно, к ней не сводится.

Согласно подобной точке зрения, все виды искусства делятся на три больших класса, соответственно способу их "материального бытия": пространственные, временны́е и пространственно-временны́е. Живопись, скульптуру, графику, архитектуру, произведения которых объективно существуют в пространственной среде, относят к первому классу пространственных искусств. Музыку, развивающуюся во времени, — к временны́м искусствам. Театр, хореографию — к пространственно-временны́м видам.

Пространственные искусства – статические или предметные. Воспринимаются зрением. Временные искусства – динамические или процессуальные. Воспринимаются слухом. Пространственно-временные искусства – синтетические, т.е. непосредственно существующие одновременно в пространстве и во времени. Объединяют в себе предметность и процессуальность, воспринимаются зрением и слухом

Искусства пластические, также искусства пространственные, понятие, объединяющее виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением. Произведения искусства пространственного имеют предметный характер, выполняются путём обработки вещественного материала, формирование которого существенно определяет характер их образного строя.

Искусства пространственные делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные. К первым относятся живопись, скульптура, графика, фотоискусство, воспроизводящие с различной мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемую действительность либо с помощью реальных трёхмерных объёмов (скульптура), либо путём их изображения на двухмерной поверхности (живопись, графика, фотоискусство). К неизобразительным искусствам относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование, где зрительно-пространственные формы не предполагают, как правило, аналогий в реальной действительности.

Границы между изобразительным и неизобразительным искусствами не абсолютны. В декоративно-прикладном искусстве широко используются более или менее условные изобразительные мотивы, а нередко и законченные изображения, собственно относящиеся к одному из видов изобразительного творчества (например, фигурные сосуды как разновидность малой скульптуры). В зодчестве иногда воспроизводятся органические формы (Индия, Древний Египет); в архитектурном декоре употребляются растительные мотивы (например, античная коринфская капитель), зооморфные (звериные маски во владимиро-суздальском зодчестве 12—13 вв.), антропоморфные (кариатиды, атланты). Изобразительные искусства иногда пользуются отвлечёнными мотивами (например, книжная графика, плакат, монументально-декоративные живопись и скульптура). Такая область И. п., как орнамент, пользуется как изобразительными, так и неизобразительными мотивами.

Качественная определенность видов искусства как проявления специфических возможностей отражения жизни.
Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные, современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на специальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Киноявляется развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

Родовая дифференциация видов искусства

Каган пишет: «Как показал наш исторический обзор, категории рода в эстетике до сих пор не существует. В разных искусствах эти родовые вариации обозначаются разными терминами – потому-то теоретики и не усматривали между ними никакой внутренней связи, однако исследование показывает, что эти разные системы обозначений проистекают все же из единого принципа членения, и поэтому мы имеем тут дело с определенным морфологическим уровнем дифференциации, «прорезающим» весь мир искусств».

В процессе становления и развития видов искусств взаимодействовали две силы: сила взаимного притяжения и сила взаимного отталкивания. В этом процессе искусства синтезировались, и художественные элементы разных искусств входили во взаимодействие. Проблема взаимодействия различных искусств повлияла также на образование рода как модификации структуры. Род возникает под воздействием другого вида искусства.

Литература. Различают три основных рода литературы: эпос, лирика и драма. Эпос – род литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. К эпическому роду относят также некоторые жанры устного народного творчества: сказку, былину, басню.

Лирика – род литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Характерные особенности лирики: стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, небольшой размер. Тематически различают лирику пейзажную, дружескую, любовную, политическую, философскую и т. д.

Драма – род литературы, в котором взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в форме монологов и диалогов.
Живопись. Станковая живопись — род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально — живопись, созданная на станке (мольберте).

Монументальная живопись – род живописи, относящийся к монументальному искусству. К монументальной живописи относятся произведения, непосредственно связанные с архитектурными сооружениями, помещенные на стены, потолки, своды, реже – на полы, а также все виды росписей по штукатурке – это фреска (буон фреско, фреско а секко), энкаустика, темперная, масляная живопись (либо живопись на каком-то ином связующем), мозаика, написанные на холсте живописные панно, специально приспособленные для определенного места в архитектуре, а также витражи, сграффито, майолика и другие формы плоскостно-живописного декора в архитектуре.

Декоративная живопись (лат. decorare - украшать) – вид живописи, тесно связанный с монументальной живописью. Она входит в состав архитектурных сооружений и способствует украшению зданий: включает в себя также театральные декорации. К Ж.Д. относят предметы быта, расписанные красками, украшенные узорами. Во многих музеях имеются экспонаты (сундуки, коробки, прялки деревянные изделия и т.д.), расписанные декоративной живописью и представляющие в этой связи значительную ценность.

Кино. Игровое кино — вид киноискусства, построенный на игре актёров. К игровому кино относятся практически все произведения кинематографа за исключением части документального кино.

Короткометражное кино. На первый взгляд, короткометражное кино́ отличается от полнометражного только небольшой продолжительностью фильма (в основном 15—20 минут). Но так кажется только на первый взгляд, ведь в узкие временные рамки короткометражного фильма нужно вместить весь спектр зрительских переживаний, который существует в кино полнометражном. Поэтому короткометражное кино является, с художественной точки зрения, совершенно отдельным видом киноискусства и отдельным видом кинематографического творчества. Его ещё иногда называют «киноминиатюрой».

Документальное кино. Совершенно отдельным явлением киноискусства является документальное кино́ или, как его ещё называют, неигровое кино́. Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц. Реконструкции подлинных событий не относятся к документальному кино. Первые документальные съёмки были произведены ещё при зарождении кинематографа. В настоящее время документальное кино прочно вошло в киноискусство всего мира.

 
Жанр как категория художественной морфологии
Жанр — условная категория внутривидовой дифференциации художественного творчества. Она обозначает модификации структуры вида под влиянием внутренних причин, в то время как род вызывает изменения под влиянием воздействия другого вида искусства. Жанр можно определить как изобретательность художественного творчества.

Жанр - внутреннее подразделение видов искусства, сложившееся в процессе художественного освоения действительности. Каждый вид искусства имеет свою систему жанров. Так, в изобразительном искусстве в содержательном плане различают исторический, бытовой, батальный жанры, а по предмету изображения – жанр портрета, пейзажа, натюрморта и т. д. В литературе также существуют различные жанры: эпический – героическая или комическая поэма, роман, рассказ; лирический – ода, элегия, стихотворение, песня; драматический – трагедия, комедия. 

Деление на жанры может осуществляться и по способу образного построения произведения искусства – символика, аллегория, а также по другим основаниям (признакам). В разные эпохи господствовали различные жанры: так, в античной литературе и театре широкое развитие получил драматический жанр трагедии; в музыке в период расцвета романтизма выделились ноктюрн, прелюд, вальс – жанры, наиболее полно передававшие лирические настроения. Исторические изменения в жанровых системах связаны с изменениями конкретных социально-исторических и национальных ситуаций, характер и смена которых своеобразны в каждой стране.


Список литературы:


  1. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник. М,: Высш. шк., 2002

  2. Каган М. Морфология искусства. М. 1972

  3. Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1963

  4. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture
написать администратору сайта