Главная страница
Навигация по странице:

Гигиена домашка на семестр. Гигиенические основы рационального питания



Скачать 340.5 Kb.
Название Гигиенические основы рационального питания
Анкор Гигиена домашка на семестр.doc
Дата 01.05.2017
Размер 340.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Гигиена домашка на семестр.doc
Тип Документы
#5626
страница 5 из 6
1   2   3   4   5   6
Тема: Промышленная токсикология

Цель

Сформировать у студентов представление о неблагоприятном воздействии на организм человека химических факторов производственной среды, научить студентов обучать население основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике заболеваний (ПК-26), осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11).

Вопросы для самоподготовки

1. Производственные яды, определение, классификация.

2. Промышленная токсикокинетика (пути поступления, судьба в организме, пути выведения).

3. Гигиеническая характеристика солей тяжелых металлов (свинца, ртути, марганца).

4. Гигиеническая характеристика углеводородов ароматического и жирного ряда.

5. Гигиеническая характеристика окиси углерода и сернистого ангидрида (действие на организм, меры профилактики).
Содержание

В процессе трудовой деятельности, при неблагоприятных производственных условиях и нарушении технологического процесса химические вещества могут оказывать вредное действие на здоровье работающих, вызывая профессиональные отравления. Химический фактор является основным в химической, нефтехимической, химико-фармацевтической промышленности. Воздействие данного фактора изучает промышленная токсикология – это раздел гигиены труда, рассматривающий действие на организм работающего человека химических соединений, встречающихся в производственных условиях. Предложено несколько принципов классификации промышленных ядов: по характеру действия на организм, с учетом химического строения, по степени токсичности, по степени опасности, по степени канцерогенной опасности, по агрегатному состоянию. При рассмотрении классификации необходимо указать представителей отдельных групп ядов.

Токсикокинетика. Основные пути поступления в организм промышленных ядов – органы дыхания и кожа, значительно реже – желудочно-кишечный тракт. Давая характеристику путей поступления, необходимо обратить внимание на механизм и особенности проникновения соединений, различающихся по химическому составу и агрегатному состоянию. После поступления в кровеносное русло они распределяются в органах и тканях. Распределение в организме, превращение и выделение токсичных веществ зависят от их физических и химических свойств. На примере различных соединений необходимо объяснить механизм распределения ядов в организме. Его характер определяется способностью ядов растворяться в воде или липидах, то есть обладать гидро- или липофильностью и наличием полярности у соединения, то есть является оно электролитом или неэлектролитом. Так, например, яды, растворяющиеся в липоидах, легко проникают в клетки и накапливаются преимущественно в подкожно-жировом слое. Поступившие токсиканты могут некоторое время в неизмененном виде циркулировать в крови. В дальнейшем многие из них подвергаются обезвреживанию в результате процессов окисления, восстановления, гидролитического расщепления, дезаминирования, ацелирования, метилирования и соединения с другими веществами. Рассмотреть механизм превращения ядов в организме необходимо на разнообразных примерах. Кроме того, многие вещества могут депонироваться в различных органах (кумуляция). Промышленные яды и их метаболиты могут выделяться из организма в неизменном и измененном виде через легкие, желудочно-кишечный тракт, почки, кожу (потовые и сальные железы), слюнные и молочные железы. При изучении данного вопроса нужно охарактеризовать пути выведения разных соединений. Так, например, через легкие с выдыхаемым воздухом в неизмененном виде выделяются легко испаряющиеся углеводороды, спирты, эфиры, хлор, оксид углерода и другие вещества. Необходимо учитывать, что характер действия ядов на организм человека зависит от многих причин: химической структуры, физических свойств, концентрации, продолжительности контакта, путей поступления, наличия сопутствующих неблагоприятных факторов производственного процесса и индивидуальных особенностей человека (пола, возраста, состояния здоровья).

Рассматривая вопросы частной токсикологии, необходимо дать характеристику основных производственных ядов, то есть указать их физико-химические свойства, область применения, пути поступления, клинические проявления отравления и пути выведения. Так, например, свинец – это мягкий серый металл, температура плавления 3270, температура кипения 17400. Контакт со свинцом и его соединениями встречается у работающих при добыче свинцовых руд, выплавке свинца в аккумуляторном производстве, в производстве свинцовых белил, в полиграфическом производстве, сельском хозяйстве и т.д. На производстве свинец и его соединения поступают в организм через дыхательные пути в виде пыли и паров и через желудочно-кишечный тракт, попадая в полость рта при заглатывании с загрязненных рук. В крови свинец циркулирует в виде фосфорнокислого свинца и часто в виде коллоидного свинца. Он является ядом с выраженным кумулятивным действием, так как откладывается в виде нерастворимого трифосфата в костях (75%), печени, поджелудочной железе, почках, головном мозге, селезенке. В толстом кишечнике свинец превращается в нерастворимое соединение и удаляется из организма. Основными путями выведения являются кишечник и почки. Клиническая картина отравления характеризуется поражением центральной нервной, сердечно-сосудистой, кроветворной и эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта. Изменения в нервной системе на начальной стадии характеризуются развитием астенического синдрома, нарушением функции вегетативной нервной системы (явления гипореактивности), при дальнейшей интоксикации развиваются свинцовые полиневриты, свинцовая энцефалопатия. В крови на начальных стадиях отмечается ретикулоцитоз и появление базофильных эритроцитов, по мере прогрессирования отравления возникает анемия и ускорение скорости оседания эритроцитов. Отмечаются изменения в желудочно-кишечном тракте: диспепсические расстройства, свинцовая колика. Со стороны сердечно-сосудистой системы наблюдается повышение артериального давления и более раннее развитие атеросклероза. Эндокринно-обменные нарушения характеризуются выраженными нарушениями порфиринового обмена. Кроме того, изменяется липидный, углеводный, белковый, минеральный и витаминный обмены. При свинцовой интоксикации снижается иммунитет, что сопровождается частым развитием инфекционных заболеваний.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Промышленная токсикология, классификация ядов, токсикокинетика : лекция.

2. Частная токсикология : лекция.

3. Гигиена труда / под ред. Н.Ф. Измерова. – М. : ГОЭТАР-Медиа, 2008. – С. 353-457; 464-471.

5. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. - М. : изд. центр Академия, 2004. – С. 319-328.

6. Гигиена : учебник / под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2001. – С. 494-513.

Дополнительная:

1. Руководство для практических занятий по гигиене труда : учебное пособие / под ред. В.Ф. Кириллова. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 212-219.

2. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик. – М. : изд. центр Академия, 2004. – С. 247-264.

3. Артамонова В.Г. Профессиональные болезни: учебник / В.Г. Артамонова, Н.А. Мухин. – М. : Медицина, 2006. – С. 252-355.

4. Скепьян Н.А. Профессиональные заболевания: диагностика, лечение, профилактика / Н.А. Скепьян, Т.В. Барановская, Л.К. Першай. – Мн. : Беларусь, 2003. – С. 80-135.

5. ГН 2.2.5.1313-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

6. ГН 2.2.5.1314-03 Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
Практическое занятие № 14

Тема: Производственная пыль.

Биологические факторы производственной среды

Цель

Сформировать у студентов представление о неблагоприятном воздействии на организм человека промышленной пыли и биологических факторов производственной среды, научить студентов обучать население основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике заболеваний (ПК-26), осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11).

Вопросы для самоподготовки

  1. Промышленная пыль (классификация, биологическое действие на организм).

  2. Пылевая патология (классификация, профилактика).

  3. Профессиональные инфекции и инвазии (классификация, причины, профилактика).

Содержание

Промышленная пыль является весьма распространенным, а при некоторых производственных процессах основным вредным фактором. Пыль – это аэродисперсная система, в которой дисперсионной средой является воздух, а дисперсной фазой – пылевые частицы, находящиеся в твердом состоянии и имеющие размеры от десятых долей миллиметра до долей микрометра. Производственные аэрозоли классифицируются: по происхождению – органическая (естественная, искусственная), неорганическая (минеральная, металлическая) и смешанная; по способу образования – аэрозоль дезинтеграции и аэрозоль конденсации; по размеру частиц – видимая, микроскопическая, ультрамикроскопическая. Необходимо дать характеристику приведенной классификации, а также разобрать физико - химические свойства пыли. Производственная пыль, как неблагоприятный производственный фактор встречается в горнорудной, строительной, текстильной промышленности, машиностроении, металлургии. Биологическое действие на организм зависит от характера пыли, индивидуальных особенностей организма работающего (возраста, состояния здоровья, наличия вредных привычек), присутствия сопутствующих вредных производственных факторов и т.д.

Пылевая патология. Промышленная пыль может быть причиной развития хронических заболеваний легких (пневмокониозов, пылевых бронхитов, аллергических заболеваний), кожных покровов и глаз. Разработана классификация пневмокониозов по этиологическому признаку. Наиболее распространенной формой данных заболеваний является силикоз. Существуют следующие теории патогенеза силикоза: механическая, токсико-химическая, инфекционная, иммунологическая. Необходимо дать характеристику вышеназванных теорий, а также клинических симптомов силикоза, проявление которых зависит от степени выраженности пневмофиброза, сопутствующей эмфиземы легких, наличия и характера осложнений.

К производственным факторам биологической природы условно относятся патогенные микроорганизмы, микроорганизмы-продуценты (в биотехнологиях), живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, грибы, простейшие и гельминты. Распространение профессиональных инфекций и инвазий осуществляется по следующей схеме: источник (возбудитель) – фактор передачи - восприимчивый организм. Существует классификация данных заболеваний, учитывающая вид возбудителя: бактериальные (туберкулез, бруцеллез, сибирская язва, лептоспирозы и т.д.), вирусные (орнитоз, бешенство), грибковые (аспергиллез, актиномикоз и т.д.), гельминтозы (трихинеллез, эхинококкоз, тениозы), протозойные (токсоплазмоз, малярия, кокцидиоз). Кроме того, выделяют зоонозы и антропозоонозы. Заражение может происходить следующими путями: фекально-оральным, контактным, аэрогенным, трансмиссивным. Развитие заболеваний, обусловленных воздействием биологических факторов, возможно у следующих категорий работающих: 1) люди, контактирующие с инфекционными больными и (или) с инфицированным материалом (врачи, лаборанты); 2) люди, работающие с больными животными и (или) инфицированными продуктами животного и растительного происхождения (работники сельского хозяйства, предприятий по переработке сырья и продуктов животного происхождения); 3) люди, работающие в лесных массивах (лесники, работы, связанные с добычей и разведкой полезных ископаемых); 4) люди, работа которых связана с почвой (шахтеры). Дается характеристика заболеваний, которые могут возникнуть у вышеперечисленных категорий работающих. Так, например, возможно развитие у сельскохозяйственных рабочих (скотников, доярок, пастухов) и ветеринаров бруцеллеза, сибирской язвы и т.д., шахтеров - анкилостомидоза, лесников – клещевого энцефалита. Рассматривая отдельные нозологические формы профессиональных инфекций и инвазий, необходимо обратить внимание на этиологию, пути и факторы передачи, клинику и профилактику.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Промышленная пыль. Пылевая патология : лекция.

2. Гигиена труда / под ред. Н.Ф. Измерова. – М. : ГОЭТАР-Медиа, 2008. – С. 165-183; 458-463.

3. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. - М. : изд. центр Академия, 2004. – С. 328-341.

4. Гигиена : учебник / под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2001. – С. 514-518.

Дополнительная:

1. Руководство для практических занятий по гигиене труда : учебное пособие / под ред. В.Ф. Кириллова. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 198-212.

2. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик. – М. : изд. центр Академия, 2004. – С. 264-274.

3. Артамонова В.Г. Профессиональные болезни: учебник / В.Г. Артамонова, Н.А. Мухин. – М. : Медицина, 2006. – С. 43-141; 423-434.

4. Скепьян Н.А. Профессиональные заболевания: диагностика, лечение, профилактика / Н.А. Скепьян, Т.В. Барановская, Л.К. Першай. – Мн. : Беларусь, 2003. – С. 20-64.

5. ГН 2.2.5.1313-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

6. ГН 2.2.5.1314-03 Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

Практическое занятие № 15

Тема: Итоговое зачетное занятие по разделу «Гигиена труда»

Вопросы

  1. Понятие о профессиональных вредностях и профессиональных заболеваниях.

  2. Центрально-нервная регуляция трудовой деятельности человека.

  3. Функциональные изменения отдельных органов и систем при работе.

  4. Утомление (теория, сущность, диагностика, меры профилактики).

  5. Гигиеническая характеристика производственного микроклимата (определение, классификация, действие на организм, меры профилактики).

  6. Гигиеническая характеристика производственного шума (классификация, действие на организм, меры профилактики.)

  7. Гигиеническая характеристика вибрации (классификация, действие на организм, меры профилактики).

  8. Гигиеническая характеристика ультразвука (классификация, действие на организм, меры профилактики).

  9. Гигиеническая характеристика инфразвука (классификация, действие на организм, меры профилактики)

  10. Гигиеническая характеристика изменения атмосферного давления (действие на организм, меры профилактики).

  11. Гигиеническая характеристика электромагнитных колебаний в производственных условиях

  12. Гигиеническая характеристика производственной пыли (классификация, действие на организм, меры профилактики).

  13. Гигиеническая характеристика производственных ядов (классификация, пути поступления, судьба в организме, пути выведения).

  14. Гигиеническая характеристика окиси углерода и сернистого ангидрида (действие на организм, меры профилактики).

  15. Гигиеническая характеристика соединений свинца (действие на организм, профилактика).

  16. Гигиеническая характеристика соединений марганца (действие на организм, профилактика).

  17. Гигиеническая характеристика соединений ртути (действие на организм, профилактика).

  18. Гигиеническая характеристика углеводородов жирного ряда.

  19. Гигиеническая характеристика углеводородов ароматического ряда.

  20. Профессиональные инфекции и инвазии.

  21. Общие принципы профилактики профессиональных заболеваний.

  22. Биологические методы профилактики профессиональных заболеваний.

  23. Организация медико-санитарного обслуживания трудящихся.


Практическое занятие № 16

Тема: Физическое развитие детей и подростков, как показатель здоровья

Цель

Научить студентов проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний (ПК-12), обучать подростков основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний (ПК-26), использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у подростков, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней (ПК-11).

Вопросы для самоподготовки

1. Факторы, формирующие здоровье ребенка.

2. Основные закономерности роста и развития детей и подростков, их гигиеническое значение.

3. Методы исследования физического развития детей и подростков.

4. Методы оценки физического развития детей и подростков.
Содержание

К основным закономерностям роста и развития организма детей и подростков относятся: 1) неравномерность темпа роста и развития; 2) неодновременность роста и развития отдельных органов и систем; 3) половые различия; 4) генетическая обусловленность роста и развития; 5) акселерация; 6) обеспечение биологической избыточности. Дается характеристика вышеперечисленным закономерностям и их значению в профилактике заболеваний у детей. Например, неравномерность роста и развития характеризуется тем, что данные процессы протекают непрерывно, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста. Чем моложе организм, тем интенсивнее процессы роста и развития, причем они имеют скачкообразный характер. Выделяют три периода ускоренного роста: 1) первый год жизни ребенка (за данный период масса тела новорожденного увеличивается в 3 раза, а длина на 47%); 2) возраст 5-7 лет; 3) период полового созревания. Проблема физического развития детей и подростков тесно связана с явлением акселерации. Необходимо дать определение акселерации и разобрать возможные причины этого явления (генетические, физико-химические и т.д.). Далее обращается внимание на то, как акселерация влияет на состояние здоровья детского населения. Следует подчеркнуть роль медицинского контроля за состоянием здоровья детских коллективов с учетом процесса акселерации, а также обратить внимание на практические мероприятия, связанные с ускоренным ростом и развитием детей и подростков (контроль за физическим воспитанием, нормирование физических нагрузок, пересмотр стандартов школьной и детской мебели).

Физическое развитие детей и подростков – это совокупность морфологических, анатомических, физиологических, гистологических признаков, обусловливающих процессы роста и развития. Физическое развитие является одним из ведущих показателей состояния здоровья детского населения и оно зависит от экзогенных (особенностей питания, климата, соблюдения режима, социальных условий и т.д.) и эндогенных (наследственности, состояния здоровья и т.д.) факторов.

Для исследования физического развития детей и подростков используются следующие методы: 1) соматометрия (измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки и т.д.); 2) соматоскопия (состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития); 3) физиометрия (исследование дыхательной, сердечно-сосудистой систем, мышечной силы и т.д.). Необходимо ознакомиться с методикой проведения вышеперечисленных исследований и дать их характеристику. Далее рассматриваются критерии биологического развития: уровень оссификации скелета, сроки прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков, морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки). В разные возрастные периоды одни показатели биологического развития являются ведущими, а другие играют второстепенную роль. Так, в младшем школьном возрасте ведущими показателями являются рост, годовая прибавка длины тела и число постоянных зубов. В период полового созревания особое значение приобретают степень выраженности половых признаков и характер ростовых процессов, а длина тела и развитие зубочелюстной системы теряют свою информативность.

К методам оценки физического развития детей и подростков относятся: 1) метод индексов; 2) метод сигмальных отклонений; 3) регрессионный метод (оценка по шкалам регрессии); 4) центильный метод. Рассматривается сущность и применение каждого метода, а также указываются их преимущества и недостатки. Например, сущность метода сигмальных отклонений заключается в том, что показатели физического развития индивидуума (рост, масса тела, окружность грудной клетки) сравнивают со средними арифметическими взвешенными этих признаков для соответствующей возрастно-половой группы, взятыми из таблицы стандартов. Данные обследуемого в той или иной мере отличаются от средних показателей в сторону либо увеличения, либо уменьшения признака. Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+ или -) делят на среднеквадратичное отклонение (σ), получая так называемое сигмальное отклонение. Таким образом, устанавливают, на какую долю сигмы (σ) или на сколько сигм показатель индивидуума отличается от взвешенной средней арифметической этого признака данной возрастной группы. Последовательно определяют сигмальное отклонение для роста, массы тела и окружности груди. Далее строится профиль физического развития – это графическое изображение сигмальных отклонений от средних для данного возраста и пола величин роста, веса, окружности грудной клетки. По сигмальным отклонениям показателей устанавливается степень гармоничности развития (гармоничное, дисгармоничное и резкодисгармоничное). Недостатком данного метода является то, что не учитывается взаимообусловленная связь между ростом, весом и окружностью груди, то есть оценка проводится изолированно по каждому признаку, только с учетом его сигмы и вне корреляционной связи с другими показателями. Это может привести к ошибочной характеристике физического развития.

Студенты должны научиться исследовать физическое развитие ребенка и оценивать его различными методами, решают ситуационные задачи.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. – М. : Медицина, 2003. – С. 30-98.

2. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. - М. : изд. центр Академия, 2004. – С. 428-436.

4. Гигиена : учебник / под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2001. – С. 438-451.

Дополнительная:

1. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик. – М. : изд. центр Академия, 2004. – С. 310-360.
Практическое занятие № 17

1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта