Главная страница
Навигация по странице:

Гигиена домашка на семестр. Гигиенические основы рационального питания



Скачать 340.5 Kb.
Название Гигиенические основы рационального питания
Анкор Гигиена домашка на семестр.doc
Дата 01.05.2017
Размер 340.5 Kb.
Формат файла doc
Имя файла Гигиена домашка на семестр.doc
Тип Документы
#5626
страница 6 из 6
1   2   3   4   5   6
Тема: Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию дошкольных учреждений

Цель

Научить студентов проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний (ПК-12), обучать подростков основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний (ПК-26), использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у подростков, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней (ПК-11).

Вопросы для самоподготовки

1. Гигиенические требования к размещению и планировке земельного участка дошкольной организации.

2. Гигиенические требования к зданию дошкольного учреждения.

3. Гигиенические требования к мебели и оборудованию.

4. Гигиенические требования к санитарно-техническому оборудованию.

5. Школьная зрелость, как гигиеническая проблема.

Содержание

В системе профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков важную роль играет соблюдение гигиенических требований, предъявляемых к строительству детских учреждений. При изучении данного вопроса рассматриваются требования к размещению, планировке и оборудованию детских дошкольных учреждений и школ.

Гигиенические требования к выбору земельного участка и планировке детского дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). В первую очередь необходимо остановиться на расположении дошкольных учреждений в плане населенного пункта. Они должны размещаться внутриквартально в пределах пешеходной доступности от места жительства. Отдаление от шумных, пыльных магистралей с интенсивным движением транспорта, от промышленных предприятий, рынков, автобаз, гаражей является существенной предпосылкой предупреждения повышенных уровней шума и загрязнения воздуха территории детского учреждения. Площадь земельного участка, отводимая для строительства ДОУ, нормируется в зависимости от ряда факторов. Подчеркивается, что в дошкольных учреждениях должен соблюдаться принцип групповой изоляции, как в здании, так и на участке. В соответствии с этим принципом на территории участка осуществляется функциональное зонирование. Выделяют следующие функциональные зоны: 1) зона застройки; 2) зона игровой территории; 3) хозяйственная зона; 4) зона зеленых насаждений. Разбираются назначение каждой зоны и требования к их взаимному расположению, а также планировка и оборудование игровой территории. Соблюдение принципа групповой изоляции в здании предусматривает наличие групповой ячейки (полного набора помещений для каждой группы), которая размещается изолированно от других групповых ячеек и имеет отдельный вход. В групповой ячейке предусматриваются следующие комнаты: групповая, спальня, буфетная, туалетная, раздевальная. Дается характеристика вышеперечисленных помещений (расположения, ориентации, назначения). Кроме групповых ячеек, дошкольное учреждение включает специализированные помещения для занятий с детьми (музыкальный и спортивный залы, плавательный бассейн), сопутствующие помещения (медицинский пункт, пищеблок, постирочная) и служебно-бытовые комнаты для персонала. Необходимо разобрать требования к расположению и планировке данных помещений. Созданию благоприятных условий среды способствует рациональная организация воздушно-теплового режима помещений, оптимальные условия естественной и искусственной освещенности. В связи с этим следует остановиться на гигиенической характеристике санитарно-технического оборудования, используемого в дошкольном учреждении (освещении, отоплении, вентиляции, микроклимате).

Гигиенические требования, предъявляемые к детской мебели, способствуют гармоничному физическому развитию детей, выработке у них правильной осанки, длительному сохранению работоспособности и профилактике нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата.

К мебели, используемой в дошкольных учреждениях, относятся детские столы, стулья, кровати и т.д. Указываются правила ее подбора, маркировки и расстановки в помещениях. Столы и стулья для дошкольников выпускаются шести групп, которые имеют различные размеры. Изучая данный вопрос, необходимо рассмотреть размеры данной мебели и правила рассаживания детей. Подбор осуществляется с учетом длины тела ребенка. Так, например, дети, рост которых находится в пределах от 80 до 89 см, должны сидеть за столом, имеющим высоту над полом 38 см и на стуле, высота сиденья которого составляет 20 см. Данная группа мебели обозначается буквой Б и имеет красную маркировку. На занятиях дошкольников рассаживают с учетом состояния здоровья, зрения и слуха. Детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать дальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью – за первые столы, соответствующие их росту.

Школьная зрелость. В процессе систематического обучения в школе к организму детей младшего школьного возраста предъявляются повышенные требования. Дети данного возраста обладают определенными морфологическими, физиологическими и психологическими особенностями, которые обусловливают их высокую чувствительность и меньшую устойчивость к неблагоприятным внешним воздействиям, более низкий уровень работоспособности и повышенную утомляемость. Для того, чтобы ребенок мог успешно учиться и выполнять свои школьные обязанности, он должен к моменту поступления в школу достичь определенного уровня физического и психического развития («школьной зрелости»). Оценка готовности к обучению в школе проводится комплексно и включает в себя медицинское и психофизиологическое обследование. Медицинские критерии: 1) оценка физического развития; 2) состояние здоровья в момент здоровья; 3) острая заболеваемость за предшествующий год. Психофизиологические критерии: 1) результаты выполнения теста Керна-Ирасека; 2) качество звукопроизношения. Разбирается методика оценки школьной зрелости и критерии готовности ребенка к обучению в школе.
Рекомендуемая литература

Основная:

1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. – М. : Медицина, 2003. – С. 101-142; 276-344.

2. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. - М. : изд. центр Академия, 2004. – С. 440-456; 482-488.

4. Гигиена : учебник/ под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2001. – С. 454-461.

Дополнительная:

1. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик. – М. : изд. центр Академия, 2004. – С. 360-365; 372-404.

2. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
Практическое занятие № 18

Тема: Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях

Цель

Научить студентов проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний (ПК-12), обучать подростков основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний (ПК-26), использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у подростков, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней (ПК-11).
Вопросы для самоподготовки

1. Гигиенические требования к размещению и планировке земельного участка общеобразовательных учреждений.

2. Гигиенические принципы планировки здания школ.

3. Гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса.

4. Гигиенические требования к мебели и оборудованию.

5. Гигиенические требования к санитарно-техническому оборудованию.

Содержание

Гигиенические требования к выбору земельного участка и планировке школы. Обращается внимание на то, что размещение школы должно обеспечивать максимально благоприятные условия для проведения учебно-воспитательного процесса и способствовать снижению уровня шума и запыленности воздуха на участке. Расположение общеобразовательных учреждений на территории населенных пунктов осуществляется с учетом радиуса обслуживания. Необходимо охарактеризовать данный показатель и указать его нормативные значения. На территории земельного участка школы проводится функциональное зонирование и в соответствии с ним выделяются следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, хозяйственная, зона отдыха и зеленых насаждений. Указывается расположение, назначение и оборудование каждой зоны. Далее разбираются требования к планировке здания школы. Структура здания должна предусматривать наличие компактной планировки с сохранением секционности. Этому требованию отвечает блочная композиция. Рассматриваются требования к определенным группам помещений. В школьном здании размещаются классы, учебные мастерские, спортивный и актовый залы, библиотека, рекреационные помещения, столовая, медицинский пункт, хозяйственно-бытовые и административные помещения. Освещаются требования к расположению, размерам и назначению указанных помещений. Например, учащиеся 1 ступени (1-4 классы) должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок, куда также входят спально-игровая комната, рекреационная и санитарный узел. Обучение учащихся 2-3 ступени (5-11 классы) проводится по классно-кабинетной системе. Далее дается характеристика санитарно-технического оборудования (освещения, отопления, вентиляции и микроклимата).

Гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса в детских учреждениях. Организация обучения детей и подростков должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими принципами, к которым относятся: соответствие учебных нагрузок возрасту (анатомо-физиологическим особенностям), а также учет индивидуальных особенностей и состояния здоровьяребенка. При составлении расписания в школе учитывается динамика изменения работоспособности и физиологических функций организма учащихся на протяжении учебного дня и недели. Следует охарактеризовать, как изменяется уровень работоспособности школьников разных возрастов в течение недели и дня, а также рассмотреть требования к составлению расписания в начальных, средних и старших классах. Также дается характеристика учебным предметам, так как они отличаются по характеру деятельности, трудности, степени нагрузки первой или второй сигнальной системы, по соотношению статического и динамического компонентов. Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей младшего школьного возраста приходится на интервал 10-11 часов. Поэтому уроки, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания, не следует проводить в часы наименьшей работоспособности, то есть на первом уроке, когда происходит врабатывание, и на последнем уроке, когда выражено утомление. Для начальных классов пик недельной работоспособности приходится на среду, поэтому наиболее трудные предметы необходимо включать в расписание во вторник и среду. В связи с низкими показателями работоспособности в понедельник и пятницу недопустимо проводить контрольные работы, контрольный опрос и объяснять новый сложный материал. Далее разбираются особенности обучения детей в первом классе. Затем указываются требования к проведению уроков.

Первоначально приводится классификация мебели, используемой в общеобразовательных учреждениях. Выделяют мебель для учебных классов (столы, стулья, классные доски и т.д.), библиотек, учебных мастерских, актовых залов и т.д. Изучая требования к школьной мебели, в первую очередь необходимо обратить внимание на правила подбора ученических столов и стульев учащимся. Главным показателем при этом является рост ученика. Ученические столы и стулья имеют различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей и рассаживание учащихся проводится с учетом данного параметра. Выпускается мебель шести групп с цветовой и цифровой маркировкой. Разбираются требования к ее маркировке, размерам и правилам подбора. Так, например, ширина рабочего места за ученическим столом должна равняться сумме двух предплечий с кистями плюс 3-4 см на свободу посадки. Высота стула должна равняться длине голени с прибавлением 2 см на высоту каблука. Глубина (передне-задний размер) сиденья должен равняться не менее 2/3 и не более ¾ длины бедра. Далее указываются требования к расстановке столов и рассаживанию учеников в классе.
Рекомендуемая литература

Основная:

1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. – М. : Медицина, 2003. – С. 101-142; 276-344.

2. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. - М. : изд. центр Академия, 2004. – С. 440-456; 482-488.

4. Гигиена : учебник/ под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2001. – С. 454-461.

Дополнительная:

1. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик. – М. : изд. центр Академия, 2004. – С. 360-365; 372-404.

2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
1   2   3   4   5   6
написать администратору сайта