Главная страница
Навигация по странице:

  • ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ Учебное пособие

  • Тазиев С.Ф. Инновационный менеджмент в образовании: Учебное пособие. – Елабуга, 2009. – 158 с.

  • Раздел 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАТИКИ 1. 1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ»

  • 1.2. ИННОВАТИКА КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ

  • 1.3. СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

  • Раздел 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ

  • 2.1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА

  • Тазиев Инновационный менедмент в обр. Инновационный менеджмент в образовании



    Скачать 1.67 Mb.
    НазваниеИнновационный менеджмент в образовании
    АнкорТазиев Инновационный менедмент в обр.doc
    Дата12.04.2017
    Размер1.67 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТазиев Инновационный менедмент в обр.doc
    ТипДокументы
    #557
    КатегорияЭкономика. Финансы
    страница1 из 11
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    ГОУ ВПО «Елабужский государственный педагогический университет»

    Кафедра педагогики


    ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

    В ОБРАЗОВАНИИ

    Учебное пособие


    Елабуга

    2009
    Печатается по решению редакционно-издательского совета ЕГПУ от 24 декабря 2009 года, протокол № 39

    Автор-составитель: кандидат педагогических наук, доцент ЕГПУ Тазиев Саляхутдин Фардиевич
    Рецензенты:
    кандидат педагогических наук, заместитель руководителя исполнительного комитета Елабужского муниципального района по социальным вопросам Е.Е. Соловьева

    Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» Елабужского муниципального района А.Н. Остроумов

    Тазиев С.Ф. Инновационный менеджмент в образовании: Учебное пособие. – Елабуга, 2009. – 158 с.

    В учебном пособии рассмотрены вопросы учебной дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании», целью которой является обучение методам и технологиям управления ОУ для обеспечения его развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализа­ции новшеств в сфере образования.

    Рекомендуется студентам педвузов, руководителям и педагогам образовательных учреждений.


    Раздел 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАТИКИ
    1. 1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ»
    Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества (экономической, социальной, политической, культурной) не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития. Поэтому не удивительно, что одним из стратегических направлений в образовании определилась инновационная деятельность образовательных учреждений (далее - ОУ).

    Понимание необходимости реформирования и модернизации системы образования приводит на практике к неизбежности включения ОУ в инновационные процессы, постоянного нахождения ими в своем «инновационном поле» поля созидания и, самое главное, освоения конкретного новшества.

    Это особенно актуально для нашего времени, так как инновационная деятельность является и условием выживания ОУ, и условием обеспечения социальной безопасности как его воспитанников, так и всех членов педагогического коллектива.

    По данным социологических исследований, более 90% ОУ РФ охвачены в настоящее время поиском новых средств, методов и форм учебно-воспитательной деятельности. В учреждениях образования, особенно в последнее десятилетие, осуществляется огромное количество разнообразных инновационных процессов. Это количественная статистика.

    Вместе с тем качественный анализ показывает, что часто инновационные процессы разрозненны, малоуправляемы, плохо продуманы и неподготовлены. Учреждения образования, вследствие приказа сверху или моды, берутся за разработку и внедрение разнообразных новшеств, органично никак не связанных с жизнедеятельностью конкретного ОУ. В итоге получается либо традиционный «план мероприятий», либо сложное «произведение искусства», созданное руководителем, непонятное, чуждое для коллектива и, как следствие этого, отторгаемое им. В итоге массовость заявленных инновационных проектов никак не подтверждается количеством успешно освоивших то или иное новшество.

    Одной из основных причин такого несоответствия является отсутствие системы управления инновационными процессами в конкретном ОУ. На практике это выражается в том, что, осваивая те или иные новшества, ОУ решает какие угодно и чьи угодно проблемы, только не собственные. Т.е. нововведения не являются средством решения проблем конкретного ОУ и, как следствие, средством его развития. Мало того, эти проблемы не всегда толково и понятно могут быть сформулированы руководителями этих учреждений. И в результате сами учителя игнорируют проблемы, над которыми должно работать ОУ. Главными мотивами обновления работы многих учителей являются их стремления опробовать новые методы, приемы работы (39%) и сделать учение интересным для детей (36%) и др., а не стремление решать кардинальные проблемы ОУ, мешающие ей развиваться, двигаться вперед.

    Выдвигаясь в число решающих факторов эффективности учебного процесса, образовательные нововведения (ОН) требуют специального изучения, действенной организации и управления, в связи с чем возникает настоятельная необходимость фундаментальной инновационной подготовки менеджеров образования, преподавателей и других специалистов–разработчиков многообразных ОН. При этом встает задача синтеза научно–учебного материала, накопленного в рамках дисциплины «Инновационный менеджмент» (ориентированной сегодня главным образом на производственную сферу экономики) и научно–учебной информации по дисциплине «Менеджмент в образовании». Использование ряда достижений управления производственно–технологическими инновациями в сфере управления образовательными новшествами важно потому, что в условиях развития рынка и инновационной экономики современные ОУ в определенной степени приобретают черты своеобразных предприятий (организаций) по подготовке и выпуску творчески мыслящей молодежи, способной адаптироваться и трудиться в динамично изменяющемся мире, в обществе знаний (информаций).

    Неразработанность с точки зрения управления начального этапа инновационного процесса в учреждениях образования, а также собственная практика работы в ОУ и практика управленческого консультирования дают нам основание поделиться собственным опытом и имеющимися научно-методическими разработками с будущими учителями, а также коллегами, всеми руководителями, работающими в системе управления образованием.

    Целью дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании» является обучение методам и технологиям управления ОУ для обеспечения его развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализа­ции новшеств в сфере образования.

    Дисциплина «Инновационный менеджмент в образовании» предназначена для подготовки будущих учителей к организации и управлению разработ­кой и внедрением нововведений на всех стадиях жизненного цикла педагогической инновации: от научных исследований до маркетинговой под­держки и сопровождения.

    Задачи дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании»:

    - усвоение теоретических и практических зна­ний в области инноватики, управления инновационным процессом, организации и финанси­рования инновационной деятельности в ОУ, управления рисками;

    - выработка практических навыков и приемов принятия и обоснования реше­ний об организации разработки, внедрения, финансирования инновационных проектов, а именно:

    а) определение тенденций развития инновационного про­цесса в конкретном ОУ;

    б) организация управления развитием ОУ;

    в) определение перспективных направлений инновационной деятельности педагогического коллектива;

    г) оценка эффективности инновационных процессов;

    д) выявление и оценка рисков, возникающих в процессе создания и использования нововведений;

    е) разработка проектов внедрения нововведений;

    ё) создание системы управления инновациями;

    ж) формирование благоприятного инновационного климата и условий для адаптации организации к нововведениям;

    з) принятие решений, направленных на стимулирование ин­новационной активности коллектива ОУ;

    и) обоснование инновационных решений в условиях неопреде­ленности и риска.

    Предметом изучения дисциплины «Инновационный ме­неджмент в образовании» является процесс управления созданием и использованием педагогических инно­ваций.

    Основные понятия дисциплины: а) новация (новшество); б) инновация (нововведение); в) инновационный процесс; г) инноватика; д) образовательное учреждение; е) управление; ё) менеджмент; ж) менеджер; з) менеджер учебно-познавательного процесса; и) менеджер образовательного процесса; й) рынок образовательных услуг; к) организация; л) инновационный менеджмент (см. глоссарий).
    1.2. ИННОВАТИКА КАК ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ
    Инноватика - экономическая наука, изучающая закономерности инновационных изменений в макро- и микроэкономичес­ких системах.

    Предметом изучения инноватики являются: новации (нов­шества), инновации (нововведения), инновационные процессы.

    Содержание инноватики: а) закономерности инновационного развития; б) деловые циклы и технологические уклады; в) понятия «новации», «инновации», их основные свойства; г) жизненный цикл инноваций; д) классификация инноваций; е) характеристика инновационных процессов, этапы осуществ­ления; ё) факторы, определяющие результативность инновационных процессов; ж) методы инновационного менеджмента; з) виды эффектов в инновационной сфере.

    Условиями и предпосылками появления и развития инноватики - науки об инновациях явилось ускорение развития науч­но-технического прогресса, а также экономическая востребован­ность его результатов, новые возмож­ности получения прибыли за счет создания и внедрения новшеств.

    Пульсации в промышленном развитии, характеризующиеся периодами подъема, насыщения, а затем спада, позволили ряду ученых выдвинуть гипотезу об объективных закономерностях, присущих индустриальному обществу. Эти закономерности эко­номического развития были обусловлены угасанием старых и зарождением новых отраслей. Уменьшить период и глубину стадии депрессии в развитии экономической системы и ускорить переход к стадии подъема возможно посредством активизации процессов нововведений.

    Изучением инновационных процессов, сущности нововведе­ний, особенностей инновационного развития занимается наука «Инноватика».

    Методами исследования инноватики являются: а) методы анализа; б) методы прогнозирования; в) методы моделирования; г) методы планирования.

    Инноватика оперирует следующими понятиями: новация (новшество); инновация (нововведение); изобретение; научное открытие; инновационный процесс; инновационная деятельность жизненный цикл инновации; жизненный цикл товара; жизненный цикл технологии (см. глоссарий).

    В современной концепции инноватики выделяют инновации-продукты и инновации-процессы. Продуктовые нововведения - инновационные изменения, которые могут быть представлены в материализованном виде (в виде нового объекта). Процессные нововведения - инновационные изменения в последовательности или структуре выполнения определенных действий или операций.

    Инноватика как область научных знаний тесно связана с инновационным менеджментом.

    Понятие «инновационный менеджмент» характеризуют три аспекта: 1) область экономической науки по управлению инновациями; 2) управленческая деятельность по регулированию иннова­ционных процессов; 3) аппарат управления инновациями.
    1.3. СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
    Понятие «инновации» возникло в самом начале XX в., так было положено начало изучению инновационных процессов Н.Д. Кондратьевым. Именно он сформулировал понятие больших циклов («длинных волн») сроком от 40 до 60 лет, источником которых является всякое радикальное новшество, они представляют собой группу вторичных, подверженных совершенствованию новаций. Им были описаны эмпирические закономерности, которые сопровождают колебания и неравномерное распределение инноваций в пространстве и времени.

    Понятие «инновация» (нововведение) в экономическую на­уку было введено Йозефом Шумпетером, который рассматри­вал инновацию как средство преодоления экономических кри­зисов. На основе теории «длинных» конъюнктурных волн деловой активности он выявил новую возможность вывода производствен­ной системы из кризиса, связанную не с ростом масштабов дея­тельности, сокращением издержек или ростом цены на прежнюю продукцию, а с изменением в хозяйственном процессе за счет создания и внедрения инноваций. По Шумпетеру, с помощью нововведений предприятие может использовать новые конку­рентные приемы, отличные от прежних ценовых форм конку­ренции.

    Данные конкурентные приемы ученый назвал эффективной конкуренцией, а исключительное положение компании, созданное благодаря неценовым формам конкуренции, - эффективной монополией.

    Эффективной монополией, в соответствии с концепцией Шумпетера, является положение компании, при котором она может извлечь дополнительные преимущества от осуществления ин­новационных изменений в собственной хозяйственной системе (выпуск новой продукции, не представленной на рынке; исполь­зование новых приемов управления, неизвестных конкуренту; ос­воение новой технологической линии; использование новых материалов и пр.).

    Под нововведением Шумпетер понимал «новые комбина­ции, изменения в развитии». В своем основополагающем труде «Теория экономического развития» (1912) он выделяет пять слу­чаев нововведений (сам термин «инновация» ученый стал ис­пользовать только в 1930-х гг.). К ним относятся:

    а) введение нового продукта, либо неизвестного потребителям, либо нового вида продукта (потребительская новизна);

    б) внедрение нового метода производства;

    в) открытие нового рынка, на котором данная отрасль промыш­ленности не была представлена ранее;

    г) открытие нового источника сырья;

    д) внедрение новой организационной структуры в какой-либо отрасли промышленности.

    Шумпетером было введено также понятие кластера инно­ваций - совокупности (пакета) базисных инноваций, реализу­емых в единый момент времени (См. глоссарий).

    Ученый отметил, что нововведения появляются не равномерно, а группами (кластерами). Стимулом к зарождению новых клас­теров инноваций служат новые научные открытия. Концепция неравномерности инновационной активности составляет осно­ву современных концепций научно-технического развития.

    Русский экономист С. Ю. Глазьев ввел понятие технологического уклада, состоящего из ядра, ключевого фактора, организационно-экономического механизма, который подразумевает группы технологических баз, взаимосвязанных однотипными технологическими цепочками. Под термином «уклад» следует понимать установившийся порядок организации какой-либо системы. Для технологического уклада характерно нали­чие единого технического уровня производительных сил и об­щего научного потенциала.

    Жизненный цикл технологического уклада составляет при­мерно 100 лет и включает несколько фаз.

    Первая фаза определяет зарождение нового технологиче­ского уклада, базирующегося на современных научных откры­тиях.

    Для второй фазы характерна монополия, которой добива­ются отдельные компании, производящие новые продукты. В результате ответных действий, предпринимаемых конкурен­тами, монопольное положение нарушается и возникает третья фаза технологического уклада - доминирование.

    Для фазы доминирования характерен скачок в развитии, ко­торому способствует ускоренный приток капитала в новый тех­нологический уклад. Она связана со структурной перестройкой экономики, об­новлением технологических процессов в общественном произ­водстве.

    Жизненный цикл технологического уклада завершает фаза угасания. Доминирование нового уклада в экономике приводит к постепенному устареванию предшествующего уклада.

    Г. Менш, Х. Фримен, Я. Ван-Дейн, А. Кляйнкнехт ввели действующую в настоящее время типологию инноваций, разделив их на продуктовые и процессные, основываясь на неравномерности активности инноваций. Х. Фримен дал определение категории новой технологической системы как комплекса инноваций и технологической революции.

    Г. Менш выяснил: в состав длинной волны входят два «гребня» - изобретение и инновация.

    В работах российских экономистов П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Н. Ф. Пузыни, В. Г. Медынского, Ю. П. Морозова, Л. Н. Оголевой, Н. Г. Ковалева и иных проводится анализ отечественного развития инноваций и менеджмента.

    Изучая опыт стран с развитой рыночной экономикой, нельзя забывать, что у России своя история экономического развития, она обусловливает отличительные черты системы инновационного менеджмента.
    Раздел 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ
    Объявленная концепция реформы и модернизации образования всю тяжесть её реализации возлагает на регионы и непосредственно на ОУ, предоставив им возможность не только самостоятельного ведения финансово–хозяйственной деятельности в сфере образования, но и ответственности. Реализация национального образовательного проекта, повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно–коммуникационных технологий в учебный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления – вот далеко не полный перечень задач, которые легли на плечи руководителей и управленцев ОУ.

    В современных социально-экономических условиях инновационная ак­тивность ОУ является главным фактором выживания в конкурентной борьбе за потребителя и залогом успешного хозяйствования.
    2.1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА
    Педагогическая инноватика - наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования. Нецелесообразно механически переносить в область педагогики аппарат инноватики, который действует в экономике, предпринимательстве или производстве. Учитывая человекоориентированную сущность педагогики, объект и предмет педагогической инноватики определяются не в традиционном ключе «внешних воздействий» на обучаемых, а с позиции условий обновления их образования, происходящего с их участием. Это главный принцип, который ученые предлагают в качестве ориентира для построении теоретико-методологических оснований педагогической инноватики.

    Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в обучении и воспитании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их образования.

    Предмет педагогической инноватики – совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением педагогических новшеств в образовательную реальность.

    Вопросы педагогической инноватики исследуются в Институте педагогических инноваций РАО, в научной школе А. В. Хуторского. Если практики чаще озабочены конкретными результатами обновлений, то учёных интересует система знаний и соответствующих им деятельностей, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, её собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений.

    Всё это - методологические аспекты изучения и конструирования педагогических нововведений. Для построения методологических оснований педагогической инноватики Хуторским А.В сформулировано следующее определение: «Методология педагогической инноватики есть система знаний и деятельностей, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств».

    Педагогическая инноватика и её методологический аппарат могут являться действенным средством анализа, обоснования и проектирования происходящей сегодня модернизации образования. Состояние и научное обеспечение этого глобального инновационного процесса в нашей стране сегодня оставляет желать лучшего. Многие новшества, такие, как стандарты, новая структура школы, профильный компонент общего среднего образования, единый госэкзамен, не являются в методологическом смысле проработанными, отсутствует целостность и системность в процессах освоения и применения заявленных новшеств.

    Ключевые понятия педагогической инноватики: педагогическое новшество, инновация, нововведение, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновирование (см. глоссарий).

    Рассмотрим некоторые понятия и особенности педагогической инноватики как средства преобразования образования.

    Прежде всего, следует различать новшества и нововведения.

    Новшество (новация) - это оформленный результат научно-педагогических исследований, разработок или экспериментальных работ в деятельности по повышению качества образования.

    Новшества могут оформляться в виде: а) открытий; б) изобретений; в) патентов; г) товарных знаков (брендов); д) рационализаторских предложений; е) документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или образовательный процесс; ё) образовательной, управленческой или другой структуры; ж) ноу-хау; (з) понятий; и) научных подходов или принципов; й) документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.); к) результатов маркетинговых исследований и т. д.

    Новшества и изобретения становятся инновациями после их коммерциализации (внедрения).

    Время между появлением новшества и воплощением его в инновацию называется инновационным лагом.

    Термин «innovation» в переводе с английского означает «нововведение». В соответствии с классификацией Й.Шумпетера понятие «нововведения» рассматривается как: 1) изготовление нового; 2) внедрение нового; З) освоение нового рынка сбыта; 4) получение нового источника сырья; 5) проведение соответствующей реорганизации.

    Нововведение (инновация) это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения образовательного, социального, экономического или другого вида эффекта.

    Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества.

    С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем как на уровне школы, так и на уровне региона, страны.

    В условиях рынка Об/Ус признаком инновации считается ее потре­бительская новизна. При этом продукция (услуга, метод и пр.) должна быть новой для конкретного потребителя (конкретного рынка.

    В современных условиях к побудительным моти­вам создания новшеств относится конкуренция на рынке, т.е. ин­новации связаны с рынком. Конкуренция стимулирует ОУ разрабатывать и внедрять новинки либо для удержа­ния своих позиций на рынке Об/Ус, либо для освоения нового сегмен­та (сегмент рынка - часть рынка, охватывающая совокупность потребителей, однотипно реагирующих на одни и те же товары, одинаково относящиеся к их покупке; зона рыночного спроса на товар) и получения дополнительных конкурентных преимуществ (в зависимости от инновационной стратегии учреждения).

    Связь инновации с рынком является взаимообусловлен­ной: неудовлетворенный рыночный спрос стимулирует создание и внедрение новшества; в свою очередь, появление инновации на рынке изменяет соотношение спроса и предложения, фор­мирует новые рыночные сегменты, порождая новые рыночные потребности (рис. 1).



    Рис. 1. Взаимосвязь инновации с рынком

    Инновации - это результат планируемой и скоорди­нированной деятельности субъектов инновационного процес­са: а) новаторов - участников инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе; б) инноваторов - участников инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение новшества на рынке Об/Ус; в) инвесторов - участников инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и внедрения новшеств; г) реализующих основные функции по осуществлению инновации.

    Ка­чественное управление процессами нововведений позволяет значительно снизить инновационные риски и увеличить эффект от коммерциализации. Изменения, происходящие в ОУ спонтанно, инновациями не являются.

    Таким образом, нововведение (инновацию) характеризуют следующие аспекты:

    1. Нововведение является результатом планируемой творческой деятельности педагогов, направленной на совершенствование существующей образовательной системы.

    2. Нововведением считается новшество, реализованное на практике.

    3. Объектами изменений, осуществленных в результате вне­дрения инновации, могут быть образовательная, технологическая, орга­низационно-управленческая, финансовая, социальная и прочие сферы.

    4. Нововведения способствуют преодолению кризисов на макро- и микроуровнях, увеличивают конкурентоспособность.

    5. Нововведения связаны с рисками.

    Для упорядочения сущности инновации как продукта твор­ческой деятельности, осуществляемой в различных областях, используют классификацию. К ее формированию, ввиду широ­кого разнообразия инновационных изменений, существует мно­жество подходов.

    Так, нововведения делят на материальные (могут быть пред­ставлены в виде материального объекта, например, ТСО и технологические) и нематериальные (не имеют веществен­ной формы, например: образовательные услуги).

    Классификация инноваций по различным признакам пред­ставлена на рис. 2.

    Рассмотрим особенности различных видов инноваций.

    По инновационному потенциалу. Базисные инновации - это принципиально новые реше­ния, формирующие новую отрасль (пример: типовая программа – авторская программа, учебник - электронное учебное пособие). Как правило, они создают­ся на основе нового научного открытия.

    Базисные инновации влекут за собой разработку пакета (кла­стера) модифицирующих нововведений.

    Модифицирующие инновации - решения, представляю­щие собой существенные изменения (усовершенствования) ба­зисных

    нововведений (пример: рабочая программа – адаптированная или модернизированная программа, урок – урок-театр).

    Модифицирующие нововведения призваны улучшить харак­теристики пионерных моделей, не изменяя принципов, лежащих в основе их создания.

    Псевдоинновации - решения, представляющие собой не­значительные изменения базисных нововведений (пример: показ видеофильма вместо кинофильма).

    По источникам инновационных идей.Дракер П. выделяет семь источников инновационных идей: 1) неожиданное событие для организации или отрасли - неожиданный успех, неожиданная неудача, неожиданное внешнее событие; 2) неконгруэнтность - несоответствие между реальностью (какая она есть на самом деле) и нашими


    представлениями о ней (какой она должна быть); 3) нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки и слабые места, которые могут и должны быть устранены); 4) внезапные изменения в структуре отрасли или рынка; 5) демографические изменения; 6) изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках; 7) новые знания (как научные, так и ненаучные).

    Первые 4 источника инновационных идей (области изменений) он относит к внутренним, так как они находятся в рамках организации, в пределах отрасли или сферы услуг (такие источники доступны для работающих в данной организации или в данной отрасли). Последние три источники относятся к внешним, так как они имеют свое происхождение вне данной организации или отрасли. Однако между всеми источниками нет четких границ, и они могут взаимно пересекаться.

    Источниками зарождения инновационных процессов в практике ОУ являются: а) интуиция творческого руководителя, педагога; б) опыт, рожденный в данном ОУ; в) педагогический опыт, рожденный в других ОУ; г) директивы и нормативные документы; д) мнение потребителя Об/Ус; е) потребности коллектива работать по-новому; ё) потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании; ж) достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.

    По предмету инновации. Инновации могут быть представлены либо в виде продукта (электронный учебник, новое информационное средство), либо в виде процесса (новая технология, новая методика, новая образовательная услуга).

    По масштабу применения инновации характеризует ее значи­мость. Чем шире область диффузии (внедрения), тем выше эф­фективность нововведения.

    В случае осуществления внутриорганизационной инновации новшество создается и используется в рамках учреждения или его отдельного подразделения, нововведение не принимает то­варной формы (не является предметом купли-продажи). При осу­ществлении межорганизационной инновации функции разра­ботчика и производителя новшества отделены от функций его потребителя; увеличение масштаба применения до уровня од­ной или нескольких отраслей образования существенно повыша­ет значимость новшества.

    По цели создания. Стратегия ОУ, определяющая его развитие и фор­мирующая конкурентные позиции на рынке, влияет также на ин­новационное поведение учреждения. В зависимости от рыночной си­туации и выбранной стратегии оно может осуществлять реактивные или стратегические нововведения.

    Реактивная инновация - инновация, обеспечивающая вы­живание ОУ, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурента. Реактивная инновация способствует со­хранению рыночных позиций ОУ, но не создает дополнитель­ных конкурентных преимуществ. Осуществление реактивных ин­новаций характерно для организаций, использующих оборонительные стратегии.

    Стратегическая инновация - инновация, при внедрении ко­торой ОУ рассчитывает на получение дополнительных кон­курентных преимуществ в будущем. Организации, реализующие стратегические нововведения, используют активную (наступатель­ную) инновационную стратегию. Стратегические инновации скорее направлены на формирование новых потребностей, чем на удов­летворение существующих запросов на рынке Об/Ус.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    написать администратору сайта